Шрила Кашишвара Пандит

     Шрила Кашишвара Пандит (иначе известный под титулами «Брахмачари» и «Госвами») был слугой Кришны Бхрингарой, а Бхангурой был Говинда; в Гаура-лиле оба они стали слугами Махапрабху. Кроме того, порой можно услышать, что некогда Кашишвара был сакхи по имени Шаширекха (Гаура-ганоддеша-дипика, 137). Дом Кашишвары Пандита находился в деревне Чатра округа Хугли, расположенной примерно в одной миле от современной железнодорожной станции Серампор. Отцом его был брахман из Ватсья-готры по линии Канвы, Васудева Бхаттачарья, обладавший также титулом «Чаудхури». В окрестностях деревни Чатра он установил Божества Гауранги и Шри Радха-Говинды, и на Дол Пурниму в этой местности проводится ежегодный праздник. Кроме того, известно, что Рудра Пандит из Баллабхуры приходился ему племянником. Кашишвара Пандит славился необыкновенной физической силой.

    Ученик Шрилы Ишвара Пури
    Кашишвара Пандит был последователем Шрилы Ишвары Пури и снискал особую милость своего учителя. Шри Говинда также был учеником Ишвары Пури, и в то время, когда их духовный  наставник пребывал в этом мире, оба они преданно служили ему. Непосредственно накануне своего ухода гуру поручил им обоим перейти к служению Махапрабху, и Говинда был первым, пришедшим в Пури для служения Господу: известно, что после ухода их гуру, прежде чем окончательно вверить себя лотосным стопам Махапрабху, Кашишвара предпринял паломничество по Индии: «Мое имя - Говинда, я - слуга Ишвара Пурипады и по его указанию пришел к тебе. Незадолго до своего ухода мой наставник велел мне: «Ступай к Шри Кришне Чайтанье и служи ему. Посетив святые места, Кашишвара тоже придет сюда, а я прибыл к тебе сразу же» (Чайтанья-чаритамрита, 2.10.132-4).
    На другой день появился Кашишвара Госаи, и Господь, почтительно приветствовав его, поселил его рядом с Собой (Чайтанья-чаритамрита, 2.10.185).
    Мы знаем, что Махапрабху не был уверен в Своем праве принять служение Своих духовных братьев, и что Он просил совета Сарвабхаумы Бхаттачарьи, сказав: «Слуга моего духовного наставника выше меня, как же я приму от него служение? С другой стороны, не следуя указанию гуру, я тоже совершу оскорбление. Как же мне следует поступить?» Сарвабхаума ответил, что указанию духовного наставника надлежит отдавать предпочтение, и Господь исполнил завещание гуру, признав Говинду и Кашишвару Пандита Своими личными слугами: «По приказу отца Парашурама убил свою собственную мать, словно мать была его врагом. Услышав об этом, Лакшман последовал указанию своего старшего брата Рамы - ведь указания гуру не обсуждаются» (Рагхувамша, 14.46).

нирвикарам гурор аджна майа карйа махатманах
   шрейо хй эвам бхаватйаш ча мама чаива вишешатах

    «Поскольку мой гуру - великая душа, я должен следовать его указанию. Несомненно, это пойдет вам на пользу и будет во благо мне» (Рамайяна, Айодхья-кханда, 22.9).

    Служение Кашишвары Махапрабху
    Всякий раз, когда Махапрабху выходил посетить Шри Джаганнатха, физическая сила Кашишвары позволяла сдержать натиск многочисленных человеческих толп, помогая Тому пройти и не давая людям прикоснуться к Господу.
    Среди последователей Ишвары Пури были Говинда и Кашишвара Брахмачари; непосредственно перед уходом из этого мира тот завещал им уйти в Нилачалу и посвятить себя личному служению Махапрабху. Видя в них слуг Своего духовного наставника, Господь посчитал их положение высшим, нежели то, которое занимал Он Сам, но, тем не менее, принял от них служение, раз на то была воля гуру. Говинда взял на себя личное, физическое служение, а Кашишвара приходил к Махапрабху, когда Тот собирался пойти к Джаганнатху. Удерживая народ в стороне, он позволял пройти Господу, так что Тот мог пройти через толпу, избежав чьих-либо прикосновений (Чайтанья-чаритамрита, 1.10.138-142).

    Махапрабху радостно приглашал преданных в храм, посетить Джаганнатха, и Кашишвара помогал пройти, расчищая дорогу, в то время как Говинда следовал позади и нес кувшин Господа (Чайтанья-чаритамрита, 2.12.206-7).
    В Пури, на Ратха-ятре в Пурушоттама Дхаме (обители Высшей Личности Бога), когда Господь танцевал перед колесницей Шри жаганнатха, преданные создавали вокруг Господа три защитных заслона, которые удерживали людей. Внутреннее кольцо образовывал Нитьянанда Прабху с преданными, второе - Кашишвара, Мукунда и прочие, а третье - царь Пратапарудра со своими телохранителями.
    Кашишвара, Мукунда и другие преданные брались за руки, образуя второй защитный круг (Чайтанья-чаритамрита, 2.13.89).
    Кашишвара был одним из семи вайшнавов, раздававших преданным маха-прасад после киртана на Ратха-ятре, а шестью другими были Сварупа Дамодар, Джагадананда, Дамодар, Гопинатх, Банинатх и Шанкар. Кроме того, Кашишвара участвовал в некоторых играх Господа в Навадвипе, - таких, как киртаны в Шривас Ангане и омовение в Ганге. Он присутствовал и при том, как Господь пришел с киртаном в дом Шридхары и пил из его металлического кувшина. В тот раз, вместе с другими преданными, Кашишвара плакал при виде явленной милости Господа; там же присутствовали Говинда, Говиндананда, Шригарбха, Шриман, Джагадананда и Рама (Чайтанья Бхагавата, 2.23.451).

    Шрила Вриндаван Дас Тхакур сообщает нам, как дорог был Кашишвара Господу, называя Махапрабху сердцем Кашишвары (Чайтанья Бхагавата, 2.1.6) и сокровищем его жизни (кашишвара-прана-дхана) (Чайтанья Бхагавата, 2.24.3).

    Кроме того, Кашишвара присутствовал при том, как Махапрабху вышел встретить Адвайту Ачарью и других преданных, прибывших из Бенгалии. Время его ухода приходится на четырнадцатый день прибывающей луны (кришна-чатурдаши) месяца Карттик. Впрочем, существует мнение, что Кашишвара покинул мир на полнолуние месяца Ашвин - день, когда празднуется Раса Пурнима Радхи и Кришны.


    О других Спутниках Господа Гауранги...