«Рамананда-самвада — ключ к пониманию учения Шридхара Махараджа». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 12 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия
Рамананда-самвада —
ключ к пониманию учения Шридхара Махараджа
(12 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Махапрабху и Рамананда Рай. Мое сердце внимательно следует за их беседой. Это мое любимое явление: развитие теистической концепции гаудия-вайшнавизма, школы Бхагавата, в беседе Рамананды Рая и Махапрабху. Это развитие сполна представлено в их дискуссии. Махапрабху задает вопросы, а Рамананда отвечает: так шаг за шагом мы восходим до вершины. Я с пристальным вниманием следую за их беседой, и это ключ ко всем моим работам.
#00:01:03#
Начинается беседа с измерения варнашрамы. Мы должны пристально следить за тем, как это явление постепенно, шаг за шагом, развивается, строго и искренне следовать этому, и тогда мы сумеем обрести представление обо всем: что такое гаудия-вайшнавизм, что такое «Бхагаватам», что такое сознание Кришны. Все это заключено в этой беседе, и любой настоящий ученик этой божественной беседы может обрести истинное представление, доступ в тайную сердцевину гаудия-вайшнавской теологии. Конечно же, важны Рупа-шикша и Санатана-шикша1, но вся система в зародыше, ее суть, квинтэссенция, исчерпывающим образом представлена в этой беседе [Рамананда-самваде]. Харе Кришна! Это явление всегда живет в моем сердце.
Мне нравится это, и я чувствую, что желаю пребывать у стоп, что я нашел свое прибежище у стоп Рая Рамананды, Махапрабху, Сварупы Дамодара. Никакое иное богатство не очаровывает меня в жизни. На Вайкунтхе или где-либо еще, но я хочу занять свое прочное вечное положение у стоп моих владык.
#00:03:09#
Ратна-чинтамани. Кавирадж Госвами упоминает: «Камни все большей ценности открываются. Это постепенный процесс. Иди глубже для того, чтобы обрести более великое сокровище». Это явление было дано последовательно, поэтапно. Таким образом, все более и более ценные явления (ратна-чинтамани) раскрывались и распространялись для публики в этой беседе. «Это явление существует и оно доступно для всех. Обрети его. Ступай и, насколько возможно для тебя, утоли свою жажду сполна».
Шрила Шридхар Махарадж (произносит несколько слов на санскрите или бенгали).
#00:04:42#
Говинда Махарадж очень любит эту шлоку. Кавирадж Госвами описывает в «Чайтанья-чаритамрите», кто такой Махапрабху. Сотни и тысячи потоков нектара игр Кришны, кришна-лиламриты, берут начало в божественном, безграничном озере, которым является Махапрабху.
#00:05:26#
Кто такой Махапрабху? Тот, в ком берут начало тысячи ручьев, потоков кришна-лилы.
Сотни потоков кришна-лиламриты, нектарных игр Кришны, берут начало в божественном озере, которое сравнивается с Махапрабху, Шри Чайтаньядевом, и растекаются во все стороны света.
#00:06:15#
Движения Махапрабху, Его взгляды, Его уход, Его киртан, Его пение, Его танец, Его многочисленные беседы с преданными — всё, исполненное красоты, — только кришна-лиламрита, потоки различных специфических вкусов, струящиеся из этого озера. Это нечто воистину немыслимое! Каждое Его движение, взгляд, поза — всё это Кришна, напоминание о Кришне. И это Шри Чайтанья Махапрабху.
#00:06:58#
Если человек сумеет понять это (расо ’пй асйа, парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате4), то никакие иные амбиции более не сможет лелеять в своем сердце. Таким может быть благословение Божественности каждого из нас! Никакое иное богатство нельзя посчитать лучшим.
йади дойа на корибе патита декхийа
патита-павана нама кисера лагийа6
#00:07:55#
Если бы Махапрабху не пришел, то кто? Он не в силах был терпеть падшее, прискорбное положение душ, лишенных связи с Кришной. [Произносит несколько слов на санскрите или бенгали.] Это нечто странное: тот, кто в действительности по самой своей природе является слугой Кришны, отделен от Него. Как это понимать? Это не следует терпеть.
#00:08:34#
Кришна — владыка живого существа, однако живое существо лишено Владыки своего сердца. Это удивительно. Здравомыслящий человек не в силах терпеть это. Это наше право по рождению, но мы лишены дома. Их чувства таковы.
1↑Речь идет о духовных наставлениях (шикше), которые Шри Чайтанья Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами и Шриле Санатане Госвами (приводятся в «Шри Чайтанья-чаритамрите»).
2↑«Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).
4↑«Познав возвышенные духовные переживания, душа утрачивает вкус [к наслаждению материей]». Вишайа̄ винивартанте нира̄ха̄расйа дехинах̣ / раса-варджам̇ расо ’пй асйа парам̇ др̣шт̣ва̄ нивартате — «Воплощенная в теле душа может воздерживаться от чувственных удовольствий, следуя практике самообуздания, но вкус к ним сохраняется. Однако познав возвышенные духовные переживания, она избавляется от самой склонности к наслаждению материей» (Бхагавад-гита, 2.59).
5↑«Кто бы мог явить эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на этой планете? Кто бы рассказал, кто бы сообщил нам о том, что высочайшей служанкой является Радхарани? Но пришел Гауранга и ясно показал нам, что высочайшая концепция служения — быть занятым в служении высочайшей Отрицательной Энергии Абсолюта» (Васудев Гхош).
6↑«Не проявив сострадания к этой падшей душе, разве сможешь Ты носить имя Патита-павана, Спаситель падших?» (Шрила Нароттам Дас Тхакур, «Гауранга каруна коро», 3).
Рамананда-самвада —
ключ к пониманию учения Шридхара Махараджа
(12 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия)
Махапрабху и Рамананда Рай. Мое сердце внимательно следует за их беседой. Это мое любимое явление: развитие теистической концепции гаудия-вайшнавизма, школы Бхагавата, в беседе Рамананды Рая и Махапрабху. Это развитие сполна представлено в их дискуссии. Махапрабху задает вопросы, а Рамананда отвечает: так шаг за шагом мы восходим до вершины. Я с пристальным вниманием следую за их беседой, и это ключ ко всем моим работам.
#00:01:03#
Начинается беседа с измерения варнашрамы. Мы должны пристально следить за тем, как это явление постепенно, шаг за шагом, развивается, строго и искренне следовать этому, и тогда мы сумеем обрести представление обо всем: что такое гаудия-вайшнавизм, что такое «Бхагаватам», что такое сознание Кришны. Все это заключено в этой беседе, и любой настоящий ученик этой божественной беседы может обрести истинное представление, доступ в тайную сердцевину гаудия-вайшнавской теологии. Конечно же, важны Рупа-шикша и Санатана-шикша1, но вся система в зародыше, ее суть, квинтэссенция, исчерпывающим образом представлена в этой беседе [Рамананда-самваде]. Харе Кришна! Это явление всегда живет в моем сердце.
Мне нравится это, и я чувствую, что желаю пребывать у стоп, что я нашел свое прибежище у стоп Рая Рамананды, Махапрабху, Сварупы Дамодара. Никакое иное богатство не очаровывает меня в жизни. На Вайкунтхе или где-либо еще, но я хочу занять свое прочное вечное положение у стоп моих владык.
#00:03:09#
Ратна-чинтамани. Кавирадж Госвами упоминает: «Камни все большей ценности открываются. Это постепенный процесс. Иди глубже для того, чтобы обрести более великое сокровище». Это явление было дано последовательно, поэтапно. Таким образом, все более и более ценные явления (ратна-чинтамани) раскрывались и распространялись для публики в этой беседе. «Это явление существует и оно доступно для всех. Обрети его. Ступай и, насколько возможно для тебя, утоли свою жажду сполна».
Шрила Шридхар Махарадж (произносит несколько слов на санскрите или бенгали).
#00:04:42#
Говинда Махарадж очень любит эту шлоку. Кавирадж Госвами описывает в «Чайтанья-чаритамрите», кто такой Махапрабху. Сотни и тысячи потоков нектара игр Кришны, кришна-лиламриты, берут начало в божественном, безграничном озере, которым является Махапрабху.
#00:05:26#
Кто такой Махапрабху? Тот, в ком берут начало тысячи ручьев, потоков кришна-лилы.
Сотни потоков кришна-лиламриты, нектарных игр Кришны, берут начало в божественном озере, которое сравнивается с Махапрабху, Шри Чайтаньядевом, и растекаются во все стороны света.
#00:06:15#
Движения Махапрабху, Его взгляды, Его уход, Его киртан, Его пение, Его танец, Его многочисленные беседы с преданными — всё, исполненное красоты, — только кришна-лиламрита, потоки различных специфических вкусов, струящиеся из этого озера. Это нечто воистину немыслимое! Каждое Его движение, взгляд, поза — всё это Кришна, напоминание о Кришне. И это Шри Чайтанья Махапрабху.
#00:06:58#
Если человек сумеет понять это (расо ’пй асйа, парам̇ др̣ш̣т̣ва̄ нивартате4), то никакие иные амбиции более не сможет лелеять в своем сердце. Таким может быть благословение Божественности каждого из нас! Никакое иное богатство нельзя посчитать лучшим.
йади дойа на корибе патита декхийа
патита-павана нама кисера лагийа6
#00:07:55#
Если бы Махапрабху не пришел, то кто? Он не в силах был терпеть падшее, прискорбное положение душ, лишенных связи с Кришной. [Произносит несколько слов на санскрите или бенгали.] Это нечто странное: тот, кто в действительности по самой своей природе является слугой Кришны, отделен от Него. Как это понимать? Это не следует терпеть.
#00:08:34#
Кришна — владыка живого существа, однако живое существо лишено Владыки своего сердца. Это удивительно. Здравомыслящий человек не в силах терпеть это. Это наше право по рождению, но мы лишены дома. Их чувства таковы.
1↑Речь идет о духовных наставлениях (шикше), которые Шри Чайтанья Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами и Шриле Санатане Госвами (приводятся в «Шри Чайтанья-чаритамрите»).
2↑«Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 25.271).
4↑«Познав возвышенные духовные переживания, душа утрачивает вкус [к наслаждению материей]». Вишайа̄ винивартанте нира̄ха̄расйа дехинах̣ / раса-варджам̇ расо ’пй асйа парам̇ др̣шт̣ва̄ нивартате — «Воплощенная в теле душа может воздерживаться от чувственных удовольствий, следуя практике самообуздания, но вкус к ним сохраняется. Однако познав возвышенные духовные переживания, она избавляется от самой склонности к наслаждению материей» (Бхагавад-гита, 2.59).
5↑«Кто бы мог явить эту святую, божественную истину, если бы Шри Гауранга лично не явился на этой планете? Кто бы рассказал, кто бы сообщил нам о том, что высочайшей служанкой является Радхарани? Но пришел Гауранга и ясно показал нам, что высочайшая концепция служения — быть занятым в служении высочайшей Отрицательной Энергии Абсолюта» (Васудев Гхош).
6↑«Не проявив сострадания к этой падшей душе, разве сможешь Ты носить имя Патита-павана, Спаситель падших?» (Шрила Нароттам Дас Тхакур, «Гауранга каруна коро», 3).