«Всевышний Шри Кришна Чайтанья» (часть 5). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

Всевышний Шри Кришна Чайтанья
(часть 5) 

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из второго номера XXVI тома за июль 1928 года)

 

Три дня после принятия санньясы Шри Кришна Чайтанья странствовал, пребывая в трансцендентном настроении, шел, не разбирая дороги, и так Он достиг берега Ганги напротив Шантипура, будучи направленным туда Прабху Нитьянандой. Увидев Гангу, Шри Чайтанья принял ее за Ямуну и стал петь гимны во славу Ямуны, полагая, что Он неподалеку от Шри Вриндавана. В это время Его встретил Шри Адвайта Прабху, переплывший Гангу на лодке, чтобы отвезти Господа к Себе домой. Так Адвайта вернул Господу чувство осознания окружающего и предложил Ему погостить в Шантипуре у Него дома. Шри Адвайта Прабху попросил Ситу Деви приготовить множество угощений и поднес их вначале Шри Гаурасундару и Шри Нитьянанде. Шри Чайтанья попросил Шри Харидаса и Шри Мукунду сесть и принять пищу вместе с Ним, но они предпочли вкусить то, что останется после того, как Шри Чайтанья закончит есть. Так, после трапезы Господа, Шри Адвайта Прабху вместе со Шри Харидасом и Шри Мукундой взяли понемногу от каждого блюда, которое до этого попробовал Шри Гаурасундар.

Все жители Шантипура устремились, подобно непрерывному потоку, спеша увидеть святые стопы Шри Чайтаньи. Вечером начался киртан, и Шри Чайтанья в Своем танце проявил все восемь признаков саттвик, в то время как Мукунда пел святые имена Бога. На следующее утро приехала Шачи Деви со многими преданными из Навадвипы. Так Шачи Деви получила возможность еще раз увидеть своего Сына. Шри Чайтанья провел в доме Шри Адвайты десять дней. Он утешил Шачи Деви, совершая киртан в обществе преданных Навадвипы и ежедневно принимая пищу, которую матушка Шачи готовила своими руками. Чтобы научить их должному поведению санньяси, Шри Чайтанья сказал жителям Навадвипы, что тот, кто принял санньясу, не должен оставаться в месте своего рождения, продолжая поддерживать связь со своими друзьями и родственниками. Услышав об этом долге санньяси, матушка Шачи поняла, что Шри Гаурасундар непременно исполнит то, что Он считает Своим долгом, и поэтому попросила Его поселиться в Нилачале (Джаганнатха Пури). Шри Чайтанья попрощался со всеми преданными из Навадвипы вместе со Своей матушкой и попросил их посвятить все время своей жизни воспеванию Святого Имени Кришны и беседам о Кришне.

Шри Чайтанья отправился в Шри Пурушоттам (Джаганнатха Пури) по дороге, проходящей через Чхатрабхог, в обществе Нитьянанды, Мукунды, Джагадананды и Дамодара. Посетив Бриддхамантрешвар, Шри Кришна Чайтанья достиг царства Уткала. Следуя по дороге в Пури, Шри Чайтанья счастливо пел киртан Кришны со Своими спутниками, прося пищу в качестве подаяния в близлежащих деревнях. Путешествуя таким образом, Шри Чайтанья достиг селения Ремуна, где Он увидел Божество Шри Гопинатха и рассказал преданным историю о Мадхавендре Пури и Кшира-чоре (Воришке сладкого риса) Гопинатхе, которую услышал от Шри Ишвары Пури. Под влиянием мучительного чувства разлуки с Возлюбленным, Господь проявил особое состояние божественного экстаза, повторяя знаменитую шлоку Мадхавендры Пури «айи дина-даярдра натха»1. Он остановился на ночь в Ремуне, а на следующее утро продолжил Свой путь в Джаганнатха Пури. 

По дороге в Джайпур Шри Чайтанья пришел в город Куттак. Там Он увидел Божество Шри Сакши Гопала и услышал историю Гопала из уст Шри Нитьянанды. Из Куттака Он направил Свои стопы в Бхуванешвар и увидел там Божество Шивы, который является защитником святой земли Шри Джаганнатхадева. Затем Он отправился в Камалпур, расположенный у реки Бхарги, чтобы увидеть Капотешвара Шиву. Его посох санньяси нес Нитьянанда, который умышленно сломал его на три части и выбросил в Бхарги. Этим поступком Шри Нитьянанда показал, что самому Богу нет необходимости носить монашеский посох или следовать всем заповедям писаний, поскольку нет никого, кто бы был выше Него. Узнав об этом, Шри Чайтанья пришел в гнев и предостерег всех от неправильного понимания этого поступка. Хотя нет никакой необходимости для Господа или даже парамахамса-вайшнава безукоризненно следовать всем правилам и предписаниям писаний, однако если человек, только вступивший на путь преданности, под влиянием мирских побуждений начинает игнорировать наставления писаний, вместо того чтобы подчинить свой ум, тело и речь их строгому исполнению, то такое своенравное поведение не принесет ему никакого блага.

Когда Шри Чайтанья достиг Атхараналы, маленького моста по дороге в Пури перед входом в святой город Шри Джаганнатхадева, Он выразил Свое недовольство по поводу утраты Своего посоха и в настроении крайнего негодования отправился один к храму Джаганнатха, попросив всех Своих спутников не мешать Ему. Как только Шри Чайтанья увидел Господа Джаганнатха, Он пожелал обнять Его. В Его теле проявились все признаки махабхавы (божественной любви). В то время в храме находился Сарвабхаума Бхаттачарья, который заметил Господа и не дал слугам Божества, паричхам, грубо обойтись с Ним. Сарвабхаума был изумлен, увидев уникальные изменения, которые произошли в теле Шри Чайтаньи под влиянием божественной любви, и попросил отнести находившегося без сознания Господа к себе домой, чтобы там привести Его в чувство. 

(продолжение следует

Автор неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас

редактор: Традиш дас


 

The Supreme Lord Shri Krishna-Chaitanya
(part 5)

Journal 'The Harmonist'
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 2, Vol. XXVI, July 1928)

 

AFTER wandering about the country in this exclusive mood for three days Shri Krishna-Chaitanya now a sannyasi came in sight of the Ganges opposite Shantipur having been conducted thither by the clever management of Prabhu Nityananda. On beholding the Ganges Shri Chaitanya took the river to be the Yamuna and accordingly recited a hymn of praise to Yamuna and supposed that He was in the neighbourhood of Shri Brindaban. Shri Advaita Prabhu now crossed over from Shantipur in a boat in order to convey Shri Chaitanya to his house. The sight of Advaita recalled Shri Chaitanya to external consciousness and He was induced to accompany Shri Advaita Prabhu to His Shantipur residence. Shri Advaita Prabhu made Seeta Devi prepare a great variety of eatables and offered them first to Shri Gaursundar and Shri Nityananda. Shri Chaitanya asked Shri Haridas and Shri Mukunda to sit at meal with Himself but they preferred to take their meal after Shri Chaitanya had finished eating. Shri Advaita Prabhu along with Shri Haridas and Shri Mukunda then partook of the portion of the meal that remained in the dish after it had been tasted by Shri Gaursundar.

The entire population of Shantipur began to pour in a continuous stream to obtain a sight of the holy feet of Shri Chaitanya. There was samkirtan with dancing in the evening when Shri Chaitanya manifested simultaneously the eight sattivic perturbations as Mukunda began the kirtan. His mother, Shri Shachi Devi, arrived in a dola the next morning with a very large number of devotees from Navadwip Shachi Devi had thus an opportunity of seeing her Son once again. Shri Chaitanya stopped for ten days at the house of Advaita. While there He consoled Shachi Devi, performed kirtan in the company of the devotees of Navadwip and accepted daily the food that was cooked by Shachi Devi with her own hands. In order to teach them the conduct that is proper for a sannyasi Shri Chaitanya told the people of Navadwip that it was not the duty of one after acceptance of sannyas to stay in his native place amidst his friends and relatives. Mother Shachi on hearing of this judged it to be proper that Shri Gaursundar must do what He considered to be His duty and accordingly asked Him to reside at Nilachal (Puri). Shri Chaitanya then took leave of the devotees of Navadwip and of His mother and asked them to devote all the time of their lives to the holy Name of Krishna and Krishna-talk.

Shri Chaitanya started on His journey to Shri Purushottam (Puri), by the road that led past Chhatrabhog in the company of Nityananda, Mukunda, Jagadananda and Damodar. After visiting Briddhamantreswar Shri Krishna-Chaitanya crossed the frontiers into the kingdom of Utkal. The party moved on along the road to Puri, Shri Chaitanya chanting joyously the kirtan of Krishna with His associates, obtaining their food by begging in the wayside villages. Journeying in this manner Shri Chaitanya reached the village of Remuna where He beheld Shri Gopinath and narrated to His devotees the story of Madhabendra Puri and Ksheer-chora (stealer of a sweet-preparation of milk) Gopinath as told to Himself by Shri Ishwara Puri. The Lord exhibited the state of delirium under the anxieties of separation from the Beloved on reciting the shloka, of Madhabendra Puri, ayi dina-dayardra natha2. He stopped for that night at Remuna and resumed the journey to Puri the next morning.

Shri Chaitanya arrived at the town of Cuttack by way of Jajpur. At Cuttack He saw Shri Sakshi Gopal and listened to the story of Gopal from the mouth of Shri Nityananda. From Cuttack He proceeded to Bhubaneswar and there saw the God Shiva, the protecting Deity of the holy realm of Shri Jagannath Deva. After this the Lord paid a flying visit to Kamalpur on the Bhargi to have a sight of Kapoteswara Shiva. It was while He went up into the shrine leaving His ascetic’s staff in the keeping of Nityananda that the latter deliberately broke it into three pieces and threw them into the Bhargi. By this act Shri Nityananda made it known that it was not necessary for God Himself to carry the staff or other symbols of regulation of oneself in as much God is His own Master. Shri Chaitanya was angry at this to warn against misunderstanding of the action of Nityananda. Because although it is not necessary for God or even a paramahansa Vaishnava to submit to any penal regulation there was not the least chance of well-being for the novice on the path of spiritual effort who was still subject to worldly impulses if such a person chose to act in such free manner in lieu of submitting the mind, body and speech to the strictest penal regulations.

When Shri Chaitanya reached the Atharanala (the eighteen sluice-gates) a small bridge on the Puri road at the entrance of the holy city of Shri Jagannath Deva, He gave vent to His anger at the loss of His staff and in this mood of external indignation proceeded unattended by any one to the Temple of Jagannath asking all His companions to stay behind. Shri Chaitanya made a violent movement to embrace Jagannath the instant He caught sight of Him. This was followed by the manifestation of all the signs of mahabhava (superior love) all over His body. Sarvabhauma Bhattacharya who happened to be present in the Temple at the time chanced to notice His condition and intervened to prevent any rough treatment by the parichhas. Sarvabhauma was very much struck by the sight of the unique perturbations that were wrought in Shri Chaitanya by holy love and finding that the return of normal consciousness was being delayed had Him conveyed with care to his own residence on the shoulders of men. 

(to be continued)

The author is unknown


1 Мадхавендра Пури в последние дни своей жизни снова и снова повторял слова Шримати Радхарани: айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе / матхура̄-на̄тха када̄валокйасе // хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇ / дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам — «О всемилостивый Господь! О правитель Матхуры! Когда же Я снова увижусь с Тобой? Поскольку Я не вижу Тебя, сердце Мое лишилось покоя. О возлюбленный, что Мне теперь делать?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197).

2 Mādhavendra Purī recited this verse (words of Shrimati Radharani) again and again at the end of his material existence: ayi dīna-dayārdra nātha he / mathurā-nātha kadāvalokyase // hṛdayaḿ tvad-aloka-kātaraḿ / dayita bhrāmyati kiḿ karomy aham — “O My Lord! O most merciful master! O master of Mathurā! When shall I see You again? Because of My not seeing You, My agitated heart has become unsteady. O most beloved one, what shall I do now?” (“Shri Chaitanya-charitamrita”, Madhya-lila, 4.197).

← «Утренний даршан. Оскорбления». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 10 октября 2006 года. Санкт-Петербург, Лахта ·• Архив новостей •· «Особые качества Ачарьи» (часть 3). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках). →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования