«Явление Шри Гаурасундара». Из книги «Поток вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Явление Шри Гаурасундара

 

На благословенной земле Индии есть места, где ступал сам Господь и Его преданные. Эти особые земли могут даровать спасение, и к ним устремляются паломники со всего мира. Считается, что таких благословенных мест в Индии семь, и все они освящены божественными стопами Господа. Одно из них – Шри Маяпур в Шри Навадвип Дхаме, неотличный от Шри Матхура-мандалы. Шрила Вриндаван Дас Тхакур пишет: «На свете нет места, подобного Шри Навадвипу, куда низошел Господь Чайтанья Госаи»1. Воистину, в мире нет ничего лучше Шри Навадвип Дхамы, ибо именно там явился великодушный Шри Гаурахари, живое олицетворение милости. Он раздавал всем, как достойным, так и недостойным, дар высшего совершенства – любовь к Богу, обрести которую трудно даже небожителям. А Он щедро одаривал этим сокровищем даже самых падших. Поэтому ничто в мире не сравнится со Шри Навадвипом.

Около пятисот лет назад город Шри Навадвип был известен в мире как центр образования и знаний. Образованные люди города настолько преуспели в логике – науке, принесенной из Митхилы, – что слава Навадвипа разнеслась по всему миру. Санньяси и учителя из Бенареса, города в Северной Индии, и из многих других мест, владевшие ньяей и изучившие Веданту, шли в Навадвип за знаниями. Из Канчи (Южная Индия), а также из других городов и селений в Навадвип стекалось множество молодых людей, желавших получить хорошее образование. «Люди приезжали в Навадвип отовсюду, ибо тот, кто учился там, обретал вкус к знанию. Вовсе неудивительно, что в городе были сотни тысяч студентов и учителей»2. Поистине, «…даже юнец мог спорить с бхаттачарьей»3, если учился в Навадвипе. Каждый, получивший там образование, считал себя великим ученым. Тот, кто не учился или не преподавал в Шри Навадвипе, никогда бы не получил признания среди ученых людей.

Навадвип славился своими богатствами, и по милости Лакшмидеви к ним имели доступ все жители города. Напротив этого святилища науки, на противоположном берегу Ганги, стоял Шри Маяпур – святая святых. Много богатых людей приезжало туда жить. Шрила Вриндаван Дас Тхакур пишет: «Богатства Шри Навадвипа неописуемы. Тысячи людей идут туда, чтобы совершить омовение, ибо от города не отрывает взора Лакшмидеви. Все его обитатели очень счастливы. Господь знал, что явится там, и наилучшим образом подготовил все к Своему приходу»4. Сама атмосфера Шри Навадвипа была столь благодатной, что многие богатые и ученые люди из самых отдаленных мест приезжали, чтобы жить в этом священном городе – месте паломничества и колыбели науки. Просто невозможно перечислить все достоинства Шри Навадвипа!

Однако сердца чистых преданных, живших тогда в Навадвипе, были исполнены невыносимой боли. Они видели, что окруженные всем этим великолепием и роскошью люди растрачивают отпущенное им драгоценное время в погоне за мирскими наслаждениями. Разве могли они быть счастливы? Все, как одержимые, жаждали богатства, привлекательности, знаний и, опьяненные достижениями материалистической науки, мечтали о последователях. Их стремление к выгоде, почестям и славе напоминало безумную гонку, и, наблюдая все это, преданные не знали, что делать. Как спасти этих людей? Вовлеченные в погоню за призрачным мирским счастьем, обусловленные души судят обо всем с позиции удовлетворения чувств и думают только об этом. Для преданных все это было просто нестерпимо.

Шрила Вриндаван Дас Тхакур пишет: «Ни у кого в мире нет подлинной любви к Раме и Кришне. Как и предсказывали священные писания, в Кали-югу люди лишь формально следуют обрядам и ритуалам и всю ночь могут прославлять какого-нибудь небожителя. Одни с гордостью почитают Вишахари, исцеляющего от укуса ядовитых змей, другие воздвигают идолов и проводят пышные обряды поклонения. Они осыпают деньгами сыновей и дочерей. Так каждый лишь растрачивает время своей жизни. Люди и не думают о Кришна-киртане, хотя это юга-дхарма, единственная религия для Кали-юги. Они скорее будут злословить, чем хорошо отзываться о людях. Даже те, кто гордится своей отреченностью и аскетизмом, не воспевают Святое Имя – Оно никогда не сходит с их уст. Есть и такие, кто думает, что единственно подходящее время для воспевания имен “Говинда” и “Пундарикакша” – это время омовения. Некоторые берутся читать “Бхагаватам” для просвещения других, но ими движет вовсе не дух преданного служения. Так энергия Господа повергает всех в иллюзию. Когда преданные Господа видят, что мир лишен Кришна-бхакти, сердца их горят, словно в огне. Не в силах вынести боли, некоторые из них хотят оставить тело. Другие лишь вздыхают и взывают к имени Кришны. Пища для них уже утратила всякий вкус. Глядя на то, что происходит в мире, они чувствуют себя безмерно несчастными»5.

Шри Адвайту Ачарью уважали все вайшнавы. Его прославляли все, даже непреданные. Шри Адвайта Прабху жил в Маяпуре и ради блага всего мира поклонялся Господу, проповедуя Его славу. Состояние живых существ, забывших о Кришне, больно ранило сердце Адвайты Прабху. Каждый день преданные приходили к Нему и со слезами на глазах и горечью в голосе говорили о жалкой участи мира. Адвайте Прабху, который был подобен океану милосердия, нестерпимо было видеть несчастных живых существ, и Он твердо решил воззвать к Господу, чтобы Тот лично пришел спасти их. Он пообещал преданным: «Я увижу Вайкунтха-натха и приведу Его сюда. Я буду петь и танцевать, прославляя Его, и принесу избавление всем живущим». Преданные знали о могуществе Адвайты Ачарьи. Услышав Его обещание, они очень обрадовались и, все как один, продолжали служить Ему с непоколебимой верой.

Твердо решив исполнить Свое обещание, Шри Адвайта Ачарья погрузился в медитацию: Он непрестанно предлагал Господу воду Ганги и листья туласи, взывая к Голока-Бихари. Трон, на котором восседал Господь, сотрясался. Преданные также взывали к Господу, отказывая себе во всех удобствах и удовольствиях. Тогда, чтобы избавить их от страданий, всемилостивый Господь решил явиться в этот мир. Господь нисходит вместе со всем Своим окружением и приближенными, поэтому до Его прихода в Радхадеше явился всеблагой Нитьянанда Прабху6. Он пришел первым, чтобы приготовить все к встрече Господа.

В Шри Маяпуре, который находится в самом сердце Навадвип Дхамы, на острове Антардвип, жил Шри Джаганнатха Мишра. Он был человеком ученым и великодушным, у которого искали прибежища самые чистые души. Шрила Вриндаван Дас Тхакур пишет: «В Навадвипе жил Джаганнатха Мишра. Он следовал религиозному долгу, как сам Васудев, а его великодушие было безграничным, как Брахман. Поистине, ему не было равных. В прошлых воплощениях он был Кашьяпой, Дашаратхой, Васудевом, Махараджем Нандой и теперь, нося имя Джаганнатхи Мишры, объединял их всех. Его жена, Шачидеви, была ему безраздельно предана. Она была воплощением Кришна-бхакти и матерью всего мира»7.

Эта безупречная божественная чета трагически потеряла восьмерых дочерей. Однако вскоре у них родился сын, Вишварупа, необыкновенно красивый мальчик. Охваченные великой радостью, родители непрерывно возносили хвалу Господу. День за днем Вишварупа рос на радость отцу и матери, словно растущая луна.

Постепенно планеты заняли благоприятные положения на небосводе, и в один из дней 1406 года по летоисчислению Шакабда Шри Джаганнатха Мишра увидел, как сияющий божественный луч вошел в его сердце, а затем перенесся в сердце Шри Шачидеви. Мишра затрепетал, переполняемый радостью. С того дня Шачидеви стала чудесным воплощением этого божественного луча. Мишра поведал ей обо всем, что увидел, и когда Шачидеви сказала, что видела то же самое, его изумление лишь усилилось: «Я вижу в небесах сонмы небожителей, слагающих гимны и поющих мне хвалу. Все здесь так чудесно преобразилось: столько просветленных людей проходят через эти места. Теперь я знаю, что здесь родится некто великий!» С большим радением божественная чета продолжала неустанно поклоняться Вишну.

В месяц пхалгун 1407 года по летоисчислению Шакабда, в день полнолуния вечером родился Господь Шри Гаурачандра. В этот чудесный весенний вечер произошло лунное затмение. Берега Ганги, все городские дороги, ведущие к ней, были запружены народом, и в этом огромном скоплении людей каждый старался пробиться вперед. Глядя на эти толпы, можно было подумать, что здесь собралась вся вселенная, и все четырнадцать миров опустели. Люди ликовали. Звуки Имени Хари поднимались к небу и прокатывались по всем четырнадцати мирам. Навадвип сиял таким великолепием, что казалось, будто на небосклоне разом появились все благодатные светила вселенной.

Среди собравшихся на берегах Ганги было много преданных, воспевавших имена Хари. Когда наступило лунное затмение, поток харинамы заставил отступить все негативные влияния и принес безграничную радость. Каждый из стоявших на берегу Ганги думал: «Откуда появилось так много людей? Затмения происходили и раньше, но никогда прежде нам не приходилось видеть столько народа и слышать такое множество голосов, взывающих к Имени Хари. Какая радость переполняет нас!»8 Все испытывали огромное счастье, но не могли понять его причину. Так это и продолжалось, и у всех без исключения было удивительно хорошо на душе. Даже неверующие люди радостно повторяли: «Хари! Хари!» «Все десять сторон света и сама Ганга были очень довольны»9.

Воистину, это был благословенный вечер. «Лев раши, лев лагна, возвышенные планеты, шесть планет, восемь знаков – повсюду были видны предвестники благодати». По случаю рождения Господа люди надели свои лучшие наряды и украшения и пели песни. «В это время явился Шри Шачинандана, жизнь и душа всего мира»10.

В доме Джаганнатхи Мишры, в комнате Шачидеви царила безграничная радость. Весь мир затопила харинама, когда на Земле явился Господь, словно сияющая луна. В этот миг луна на небе стыдливо прикрыла лицо (произошло лунное затмение). Как же ей было не скрыть лица, если в ту ночь явился тот самый Гаурачандра, ногти на пальцах ног которого, словно луны, излучают яркое сияние, затмевающее свет миллионов лун. С небес отовсюду, как потоки дождя, сыпались цветы. Зазвучали раковины, забили барабаны, и небожители пустились танцевать. Землю оглашали возгласы «Джай! Джай11, и вся вселенная обрела спасение. Так мир узнал о пришествии Гаурахари. Преданные тотчас почувствовали, как их сердца преисполнились счастья. Чарующие звуки раковин, колокольчиков, мриданг и каратал становились еще сладостнее, когда сливались с возгласами «Джай Шачинандана! Джай Гаурахари!»

Все, связанное с Гаурахари, вечно. Его Имя, образ, качества, лилы, спутники и все, что Его окружает, – вечно, как вечно и Его явление. Вечный Господь всегда пребывает с теми благословенными душами, что чисты сердцем. Наш ничтожный ум не в силах постичь это. Господь есть ачинтья-бхеда-абхеда, и в высшей степени Он воплощает это начало, когда является в образе Ачарьядева. Только по милости садху и Гуру можно постичь величие Шри Чайтаньядева – совершенной Высшей Реальности. Те, кому посчастливилось получить милость садху, понимают, что Гаурачандра – это Шри Кришна, явившийся с чувствами и помыслами Шримати Радхарани. Их сердца переполнены великой радостью, и они знают: «Сегодня Гауранга Рай вершил Свои лилы, но видеть их могли лишь немногие избранные».

адйапиха сеи лила каре гаура райа
кона кона бхагйавана декхи пара пайа

(«Шри Чайтанья Бхагавата», Мадхья-кханда, 23.513)


анарпита-чарим чират карунайаватирнах калау
самарпайитум уннатоджджвала-расам сва-бхакти-шрийам
харих пурата-сундара-дйути-кадамба-сандипитах
сада хридайа-кандаре спхурату вах шачи-нанданах

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4)

«Пусть же Господь, ставший сыном Шачидеви, озарит Своим божественным явлением самые сокровенные глубины ваших сердец. Сияющий, как расплавленное золото, Он по Своей непостижимой милости пришел на Землю в век Кали и принес дар, который до Него не приносило ни одно воплощение Господа: самое возвышенное и лучезарное духовное знание о сладостном вкусе служения Ему».


Примечания:

1. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.55.
2. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.60,61.
3. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.59.
4. См. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.56,57,62.
5. См. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.63–73,103,125,126.
6. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.127,128.
7. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.136–139.
8. См. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.199,200,203.
9. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.217.
10. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.208.
11. См. «Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 2.207.

 

← «Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа в Навадвипе». Серия роликов, посвященных Гаура-пурниме. ·• Архив новостей •· «Беседы Махапрабху и Рамананды Рая» (часть 5). Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Москва, Кисельный, 19 ноября 2007 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования