«Безраздельная преданность Богу». Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

Безраздельная преданность Богу

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из четвертого номера XXV тома за сентябрь 1927 года)

 

«Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.17) дает следующее определение безраздельной преданности Богу (шуддха-бхакти):

клеш́а-гхнӣ ш́убхада̄ мокш̣а-лагхута̄-кр̣т судурлабха̄
са̄ндра̄нанда-виш́еш̣а̄тма̄ ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-карш̣ин̣ӣ ча са̄

«Она [безраздельная преданность] – (1) разрушает несчастья; (2) дарует благо; (3) пробуждает презрение к мокше (безличному освобождению от материального рабства); (4) чрезвычайно труднодостижима; (5) суть блаженства, концентрированного в высшей степени; и (6) обладает способностью привлекать самого Шри Кришну».

Слово «несчастья» указывает на грех, «семена» греха и невежество. Человек, в чьем сердце проявилась безраздельная преданность Богу, легко освобождается от греховной деятельности. Греховных побуждений, «семян» греха, также не остается в сердце, освященном преданностью. Невежество – это неверное восприятие подлинной природы души (дживы). С появлением безраздельной преданности спонтанно пробуждается осознание – «я вечный слуга Кришны», поэтому невежество также полностью сходит на нет. Как только свет безраздельной преданности входит в сердце, грех, «семена» греха и невежество мгновенно разрушаются. Таким образом, с появлением преданности Богу, все несчастья и страдания исчезают. Поэтому она – «разрушительница всех несчастий».

Безраздельная преданность «дарует благо». Под словом «благо» понимается любовь ко всему миру, все добродетели, все счастье и тому подобное. Тот, в ком проявилась безраздельная преданность, обретает четыре добродетели: смирение, доброту, отсутствие гордыни и готовность оказывать почтение каждому, тем самым снискав любовь всего мира. Все благочестивые качества характера, присущие чистой душе (дживе), проявляются в таком преданном без усилий с его стороны. В «Шримад-Бхагаватам» (5.18.12) говорится:

йасйа̄сти бхактир бхагаватй акин̃чана̄
сарваир гун̣аис татра сама̄сате сура̄х̣
хара̄в абхактасйа куто махад-гун̣а̄
мано-ратхена̄сати дха̄вато бахих̣

«В том, кто обладает самозабвенной преданностью Господу Хари, пребывают все боги и все их добродетели. Но разве могут эти благие качества проявиться в том, кто не предан Господу Хари? Такой человек озабочен лишь поиском желанных объектов чувств, всецело повинуясь диктату своих склонностей и пристрастий».

Преданность Богу – источник всех видов счастья. По ее воле можно обрести все: мирские удовольствия, радость безличного слияния с Высшим Брахманом, весь успех, наслаждения, освобождение и т. п. Но поскольку преданный не желает ничего из этого, он получает от нее вечное высшее блаженство.

Преданность пробуждает презрение к мокше. Как только любовь к Богу, даже слабый ее проблеск, проявляется в сердце, благочестие, богатство, страсть и спасение сразу же утрачивают свою ценность.

Безраздельную преданность Богу чрезвычайно трудно обрести. Ее невозможно подчинить своей воле. Несмотря на то, что известны тысячи методов достижения безраздельной преданности, обрести ее невероятно сложно; поэтому совершенство в служении Богу приходит лишь единицам. Богиня преданности удовлетворяет и прельщает большинство своих приверженцев даром спасения. Она не дарует безраздельную преданность до тех пор, пока не увидит полную пригодность кандидата. Именно по этой причине безраздельную преданность так трудно обрести. Шри Рупа Госвами Прабху писал в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва, 1.36):

гйанатах сулабха муктир
бхуктир йагйади-пунйатах
шейам садхана-сахасраир
хари-бхактих судурлабха

«Приложив должные усилия, можно, несомненно, достичь освобождения в форме знания о безличном Высшем Брахмане. Райские наслаждения легко достижимы благочестивой кармой, такой как ведические жертвоприношения. Но пока человек не достиг совершенства в практике преданности, ему не обрести безраздельную преданность Господу Хари, даже несмотря на тысячи различных методов и усилий».

Безраздельная преданность – это суть высочайшего блаженства в его самой концентрированной форме. Ни счастье этого мира, ни осознание безличного Брахмана, умноженное в миллионы раз, не идут ни в какое сравнение с одной каплей океана блаженства безраздельной преданности Кришне. Материальные наслаждения обыденны, а радость освобождения не таит в себе никакой сладости. Оба этих вида счастья полностью отличны от духовного блаженства, которое принадлежит к совершенно другой категории и обладает уникальными особенностями. Нельзя сравнивать два объекта, которые столь категорически отличаются друг от друга. По этой причине те, кто ощутил блаженство преданности Богу, наслаждаются этим особым видом счастья, по сравнению с которым блаженство осознания безличного Брахмана кажется таким ничтожным, как лужица, возникшая в следе от телячьего копытца. Лишь кто ощутил подлинный вкус этого божественного блаженства преданности Богу, знает: оно невыразимо.

Безраздельная преданность способна привлечь Кришну. Шри Кришна покоряется лишь любви Своих преданных. Он всегда жаждет находиться рядом с теми, в чьих сердцах проявилась эта преданность. Его невозможно достичь никаким другим способом.

Шри Рупа Госвами Прабху дает такое определение безраздельной преданности в своей «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):

анйа̄бхила̄шита̄ ш́ӯнйам̇ джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣ану-шӣланам̇ бхактир уттама̄

«Безраздельная преданность – это практика взращивания сердечной привязанности к Кришне, при которой исключаются все эгоистичные желания и независимость, происходящая от интеллектуальных попыток постичь безличный Брахман».

Иными словами, чистая преданность – это культивация сердечных отношений с Кришной посредством всех чувств. Эта практика должна быть свободна от желаний, не связанных с совершенствованием служения Кришне. В дальнейшем она порождает исключительную привязанность к Кришне и прекращению поклонения различным богам как независимым божествам. Такие сердечные отношения подразумевают естественное и неудержимое влечение к Кришне. Постижение безличного Брахмана или Высшей Души (Господа в сердце) возможны лишь благодаря логике и концентрации (йоге) и поэтому лишены преданности Богу (бхакти). Знание (гьяна) в этой связи означает учение санкхьи и поиск безличного Брахмана. Истинное знание о душе (дживе), материи и Боге, а также о их взаимоотношениях абсолютно необходимо для самоосознания. Такое знание – часть практики смешанной преданности. Под словом «карма» понимается эгоистичная, корыстная и искупительная деятельность, ежедневно совершаемая смартами. Служение Кришне, хотя и имеет внешнее сходство с такой деятельностью, кардинально отлично от кармы, поскольку в его основе лежит самозабвенная и неуклонная преданность Кришне, и поэтому оно известно под словом «бхакти» или «преданность Богу». Отречение (вайрагья) или знание (гьяна), которые предшествуют появлению преданности, также относятся к категории эгоистичных наслаждений (карме). Поэтому единственный показатель безраздельной преданности – это немотивированное, непрерывное и исключительное служение души (дживы) Шри Кришне. Однако может возникнуть вопрос: «Как определить, что наша преданность Богу чиста и беспримесна?» Следующая шлока из «Шримад-Бхагаватам» (11.2.42) дает три критерия безраздельной преданности Богу, благодаря которым мы сможем понять, подлинно ли чувство преданности в нас самих, а также в других, или это лишь его внешнее подобие:

бхактих̣ пареш́а̄нубхаво вирактир
анйатра чаиш̣а трика эка-ка̄лах̣
прападйама̄насйа йатха̄ш́натах̣ сйус
туш̣т̣их̣ пуш̣т̣их̣ кш̣уд-апа̄йо ’ну-гха̄сам

«В точности как во время приема пищи с каждым проглоченным кусочком одновременно приходит удовлетворение, насыщение и утоление голода, так и, когда преданный посвящает себя святым стопам истинного духовного учителя (сат-гуру), одновременно проявляются три божественных признака: безраздельная преданность Богу, постижение трансцендентной Истины и отстраненность от всего, что не связано с Кришной».

Это применимо лишь к тому, кто уже ощутил, что такое подлинная преданность Богу. Также следует упомянуть относительно шести признаков безраздельной преданности Богу, приведенных в самом начале статьи, что лишь первые четыре из них соответствуют начальной стадии преданности, тогда как последние два проявляются лишь на стадии совершенства.

Автор текста неизвестен
Переводчик на русский язык: Вриндаван Чандра Дас

Редактор: Традиш Дас

 

 

Unalloyed Devotion

Journal The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur 

(No. 4, Vol. XXV, September 1927)

 

UNALL0YED devotion (shuddha-bhakti) is thus indicated in Bhakti-rasamrita-sindhu

klesha-ghni shubhada moksha-laghutakrit sudurlabha
sandrananda-visheshatma shri-krishnakarshani cha sa

“She (unalloyed devotion) is the destroyer of misery, giver of good, inspirer of contempt for moksha (emancipation from worldly bondage), extremely difficult to obtain, the essence of the most highly concentrated bliss and capable of attracting Shree Krishna”.

'Misery' is three-fold viz. — 'sin', 'seed of sin' and 'nescience'. The man in whose heart unalloyed devotion makes her appearance is naturally freed from sinful activities. Sinful impulses — 'the seed of sin' — also find no place in the heart that is sanctified by devotion. Mistake regarding the true nature of jiva is 'nescience'. With the appearance of unalloyed devotion the consciousness that “I am the eternal servant of Krishna” is spontaneously aroused, and, therefore, nescience, in the form of mistake regarding one's real nature, ceases to exist. As soon as the light of unalloyed devotion enters the heart, 'sin', the 'seed of sin' and 'nescience' are instantly destroyed. 'Misery' vanishes on the appearance of devotion. She is, therefore, 'the destroyer of misery'.

Unalloyed devotion is the 'giver of good'. The love of all the world, all good qualities, all happiness etc. are denoted by the word 'good'. One in whose breast unalloyed devotion manifests herself is thereby endowed with the four good qualities of humility, kindness, absence of pride and readiness to honour everybody; and, therefore, everyone in the world loves him. All good qualities that are inherent in the jiva spontaneously manifest themselves in the devotee. As in the shloka

yasyasti bhaktir bhagavaty akinchana
sarvair gunais tatra samasate surah
harav abhaktasya kuto mahad-guna
mano-rathenasati dhavato bahih

“In him, who possesses selfless devotion to Hari, dwell all the gods with all their good qualities. But where is the possibility of those great qualities in one who is not a devotee of Hari; in as much as he runs after phenomena driven by mental predilections?”

Devotion can confer all kinds of happiness — at her will, can give everything — worldly pleasures, the pleasure of undifferentiated union with Brahman, all success, enjoyment, salvation etc. But as the devotee does not want to have any of these he obtains eternal supreme bliss from her.

Devotion inspires contempt for 'moksha'. No sooner does the love of Godhead, ever so slightly, makes her appearance in the heart, piety, wealth, passion and salvation lose all value.

Unalloyed devotion is extremely difficult to obtain. This point is not easy to grasp. Despite thousand and one varieties of endeavour unalloyed devotion ever remains most difficult to attain due to the fact that cleverness in serving Godhead happens to be so rare. The Goddess of devotion satisfies and deludes most of her votaries with the gift of salvation; she does not give unalloyed devotion unless she detects special fitness in the recipient of her favour; for these reasons unalloyed devotion has ever been such a very rare attainment. Shree Rupa Goswami Prabhu observes in his Bhakti-rasamrita-sindhu

gyanatah sulabha muktir
bhuktir yagyadi-punyatah
sheyam sadhana-sahasrair
hari-bhaktih sudurlabha

That is to say — “By efforts after knowledge salvation in the shape of knowledge of the undifferentiated Brahman can certainly be obtained; heavenly enjoyment is easily gained by pious deeds such as yagya etc; but so long as the knack in the practice of devotional communion is lacking, despite thousand manner of efforts unalloyed devotion for Hari is not obtained”.

Unalloyed devotion is the essence of the most highly concentrated bliss. It is transcendental bliss, the boundless ocean of happiness. The happiness that exists in the material world, or the bliss due to the realization of the undifferentiated Brahman that is found in the sphere of negative thoughts, multiplied a billion-fold, does not attain even the scale of comparison with a solitary drop of the ocean of the bliss of unalloyed devotion. Material pleasure is trivial, immaterial pleasure is dry; both are different from spiritual bliss which belongs to quite another category and possesses far different characteristics. Things that are categorically different from one another cannot be compared one with the other. For this reason those that have realized the bliss of devotion are in a position to enjoy substantial happiness so intense that to them the bliss flowing from the realization of the abstract Brahman appears to be as contemptible as the tiny pool indented by cattle-hoof. He only knows who has actually realized this bliss: it is inexpressible.

Unalloyed devotion is capable of attracting Krishna. Shree Krishna waited upon by all His beloved, subdued by love, is drawn close to one in whose heart devotion makes her appearance; — and He cannot be won by any other method.

Unalloyed devotion is thus defined by Shree Rupa Goswami in his Bhakti-rasamrita-sindhu

anyabhilashita-shunyam gyana-karmady-anavritam
anukulyena krishnanushilanam bhaktir uttama

“Unalloyed devotion is the cultivation of friendly feeling towards Krishna by means of all the senses to the exclusion of all selfish desires and unhampered by intellectual striving after he undifferentiated Brahman or by self-enjoyment etc”.

In other words unadulterated devotion is that culture of friendly relation with Krishna by means of all the senses, which is free from every desire other than that of devotional improvement and which further involves exclusive attachment to Krishna and the abandonment of all worship of the gods as separate divinities. Such friendly feeling implies spontaneous liking for Krishna. The pursuit of the abstract Brahman or the Over-soul is possible only by the methods of inductive reasoning and concentration (yoga); and is, therefore, not devotion (bhakti). Knowledge (gyana) in this connection means the knowledge of sankhya and the quest of the undifferentiated Brahman. The true knowledge regarding spirit (jiva), matter and Godhead and of their interrelation, is absolutely necessary for the realization of the self. Such knowledge is a part and parcel of the practice of unmixed devotion. By the word 'karma' is meant the selfish, fruitive and penitential works that are daily performed by the smartas. The services of Krishna, although they have an external semblance to such activities, are quite distinct from 'karma' for the reason that they possess the characteristic of selfless, unflinching devotion to Krishna; and are, therefore, known by the name of 'bhakti' or 'devotion'. The renunciation (vayragya) or knowledge (gyana) that precedes the appearance of devotion is also a variety of selfish enjoyment (karma). Therefore, the causeless, incessant, and exclusive service of the soul (jiva) to Shree Krishna alone indicates unalloyed devotion. But it may still be asked, “How are we to ascertain that our devotion to Godhead is unalloyed?” The following shloka of Shreemad Bhagabat supplies three criteria of unalloyed devotion by means of which we are enabled to distinguish in our own case as well as in that of others, genuine from pseudo-devotion.

bhaktih pareshanubhavo viraktir
anyatra chaisha trika eka-kalah
prapadyamanasya yathashnatah syus
tushtih pushtih kshud-apayo ’nu-ghasam

“Just as in the case of one sitting at meal the taking of every morsel of food is attended with simultaneous satisfaction, nutrition and appeasement of hunger, so in the case of a devotee betaking himself to the holy feet of a true Preceptor (sat-guru), unalloyed devotion, realization of the transcendental Truth and renunciation of everything eke than Krishna — all these three — simultaneously manifest themselves”.

This applies only to the case of one who has already realized true devotion. It may also be noticed in this connection that of the six indications of unalloyed devotion, mentioned in the shloka quoted at the beginning, only the first four appear in the incipient stage of devotion; the last two manifest themselves in the realized state alone.

The author is unknown

 

← "Духовная глобализация (часть 1)". Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж. Сочи, клуб "Аватара". 9 июля 2010 года. ·• Архив новостей •· "Шаг к Абсолюту (предисловие)". Книга Бхувана Сундара Прабху на основе лекций Шрипада Госвами Махараджа. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования