«Шри Радхика». Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

 

Вишешвар Дас

Шри Радхика

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из одиннадцатого номера XXV тома за апрель 1928 года)

 

   Высочайшая концепция Божественного – это исполненные любви отношения Кришны и Шри Радхики. Радхика – высочайшее трансцендентное воплощение милости, нежности и самоотверженной любви. Она олицетворяет Собой всю любовь, сладость и жертвенность и живет лишь ради Своего божественного Возлюбленного – Шри Кришны. Ни на земле, ни на небесах, ни в краях безличного – нет равных Ей. Она уникальна в Своей способности жить только ради любви к Кришне, и Ей помогают Ее вечные спутницы.

   Однако Шри Радхика – не выдуманное божество этого бренного мира, не просто отвлеченная концепция или философская идея, но духовная реальная Личность. Вечно пребывая в высочайших духовных мирах, Она проявляет Себя как служанка Кришны во всех ликах и явлениях природы. Шри Радхика и Шри Кришна – изначальный источник любых реальных и осязаемых живых существ во все времена во всем мироздании. Они неразрывно связаны со всем, в чем безгранично проявлено благородство, величие и красота. Поэтому наши мирские глаза, предназначенные лишь для получения временных эгоистичных удовольствий, не способны узреть Их. Даже наш разум бессилен понять Их возвышенную природу. Чтобы быть удостоенными видеть Их вечные облики, необходимо приложить максимум усилий для развития своего духовного зрения. Такое вúдение становится возможным, лишь когда мы полностью очищаемся от всех наших чувственных желаний и достигаем высочайшей стадии духовного развития на пути ничем не мотивированного и беспрестанного самоотверженного любовного служения Шри Кришне.

   Положение Шри Радхики столь возвышенно и трансцендентно по отношению к этому миру, что Ее невозможно постичь тем, кто находится на этом материальном плане бытия. Ее невозможно описать человеческим языком или чувственными образами. И все же Ее сверх-чувственную вечную любовь часто пытаются явить тем из смертных и несовершенных людей, которые освобождаются от пут мирских чувств и вступают в мир любви и преданности, ведь иначе глубокие заблуждения об Ее природе и сути помешают соприкоснуться с вечным служением Ей.

   Тем не менее, индивидуальные особенности личности Шри Радхики можно рассмотреть, как минимум, с четырех различных сторон. Прежде всего, обратим внимание на психический аспект. Внутренне Шри Радхика – это второе «Я» Кришны. Все подлинные признаки истинной любви, такие как острое любовное томление, радость встреч и муки разлуки, в высшей степени проявлены в Шри Радхике по отношению к Кришне, тогда как в человеческой душе явлены лишь искаженные их отражения. Шри Радхика – та божественная Душа, Которая выступает божественной Супругой для Своего вечного Возлюбленного – божественной Души Шри Кришны.

   С точки зрения аспекта разума Шри Радхика – центр всего проявления преданности к Кришне. Часто говорят, что Шри Кришна воспевает имя Шри Радхи на Своей флейте, чтобы показать, сколь неразрывно Он связан со Своей вечной Возлюбленной.

   Также можно рассмотреть Шри Радхику с точки зрения морального аспекта. В этом аспекте Она суть все нежные добротетели и сверх-человеческие достоинства. Шри Радхика – Та, Кто воплощает Собой любовь, блаженство и милость Шри Кришны. Без Шри Радхики Шри Кришна – строгое, бесстрастное и мудрое Божество, не принимающее служение Своих преданных. Как ограниченные души, мы все – частички этого Первоисточника любви, блаженства и мира, и поэтому обязаны Шри Радхике всеми своими качествами, позволяющими нам совершать божественное служение.

   Теперь же рассмотрим Шри Радхику с точки зрения Ее физического аспекта. Все, что ни есть прекрасного в материальной природе, исходит из Шри Радхики. Мягкий и серебристый лунный свет осенью, «трепет ветра, скользнувший над фиалками тайком, чтоб к нам вернуться, ароматом вея»*, свежая зеленая листва деревьев, восхитительно прекрасный наряд весенних цветов и растений, мелодичное журчание ручья, снежные шапки горных вершин на уровне облаков, – все эти божественно прекрасные феномены являются физическими проявлениями Шри Радхики, призванными затмить стремление к служению Богу в порабощенных материей душах.

   В нашей семейной жизни и родственных отношениях так же можно обнаружить искаженное проявление Шри Радхики. Прекрасное улыбающееся лицо невесты, очарование и смущение первой любви, нежная и ласковая забота матери, сердечная помощь истинного друга, доброта и милосердие великодушного покровителя – это все различные проявления Майи, призванные помешать нам посвятить себя сполна служению Шри Кришне.

   Таким образом истинные преданные глазами своей души могут узреть присутствие Шри Радхики везде и повсюду. Где бы ни встречались любовь, милость, сладость, связанные со Шри Кришной, и пренебрежение чувственными удовольствиями, там Шри Радхика. Где проявляется блаженство и радость любви к Кришне, там Шри Радхика. Вне сомнения, Шри Радхика – инкарнация любви и блаженства Кришны. Она всегда проявлена в любовных и экстатических аспектах Шри Кришны.

   Благодаря непрерывному искреннему служению Шри Радхике преданный возвышается над отвратительной атмосферой этого мира порока и скорби и и живет в мире, «где все освобожденные души постоянно и непрестанно служат Кришне».

   Поэтому прославляйте Шри Радхику днем и ночью! Если вы достаточно амбициозны, чтобы искать благословения лотосоподобных стоп Шри Кришны, то попытайтесь приблизиться к этому Господу, но только через милость Его Возлюбленной, Шри Радхики, ведь Она есть путь, метод и цель всех устремлений преданного.

Вишешвар Дас,
Шантипур.

[Эта статья была полностью отредактирована
в духе истинных Чайтаньятов,
и пусть автор милостиво нас простит за это.]

 

Перевод на русский язык: Вриндаван Чандра Дас
Редакторы: Ашутош Кришна Дас, Традиш дас


Примечание:

* Отрывок из пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь» (акт I, сцена 1) в переводе Э. Л. Линецкой.

 

 

Bisweswar Das

Shree Radhica

Journal 'The Harmonist'
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur 

(No. 11, Vol. XXV, April 1928)

 

   THE acme of Divine conception is centered in the all loving Krishna along with Shree Radhica. Radhica is the highest transcendental embodiment of grace, softness and selfless love She is all love, all sweetness, and all sacrifice and she lives entirely for and in Her Divine Lover — Shree Krishna. Earth or heaven cannot find Her equal nor impersonal region. She is the unique being fit only for Krishna’s love attended by her eternal paraphernalia.

   Yet Shree Radhica is not an abstract Deity of the phenomenal world — a mere poetic conception, or a philosophical idea, but a spiritual concrete entity, having her permanent abode in the highest of spiritual realms yet manifesting her identity of serving counterpart of Krishna through every face or phenomenon of nature. Both Shree Radhica and Shree Krishna are the very fountainhead of all ever-existing, all-pervading real and concrete beings and are in-separable from all that is infinitely noble, sublime and beautiful. Our material eyes which are meant for accruing transitory selfish enjoyments cannot; therefore; see them, nor can we conceive them intellectually. One must immensely develop one’s Spiritual sight before one can possibly come up to the range of their beatific vision. Such vision is possible only when we have wholly purged off our sensuous element and have attained the highest stage of spiritual development, by our natural unceasing practice of selfless loving and devotional service.

   Shree Radhica is something so subtle and transcendental that she cannot at all be conceived by any man or woman of the material plane nor can she at all be described by human language or by sensuous images. Yet her super-sensuous eternal love is often attempted to be made conceivable to frail and gross human beings when they prove themselves free from fetters of mundane senses arriving at the region of devotional love, otherwise the huge misconception about Her true nature and essence prevent to have an access to Her eternal services.

   Shree Radhica may, however, be considered from at least four different aspects. Let me first of all view her from psychic aspect.

   Psychically Shree Radhica is identical with the counterpart of Krishna. The yearnings of love, the joys of unions, the pangs of separation, which are the characteristics of love are all vividly discernible in Shree Radhica for Krishna only whereas we have got a distorted reflection in the human soul. Shree Radhica is identically the Divine Soul proving herself as the Divine Consort of Her Lover — the Divine or Universal Soul Krishna.

   From the intellectual aspect, Shree Radhica is the center of all devotional manifestations towards Krishna. Shree Krishna is often described as singing the name of Shree Radhica through His lute to show His spontaneous affinity towards His Counterpart.

   I may also see Shree Radhica from her moral aspect. Morally She is the personification of all tender virtues and super-human attributes. The love, bliss and mercy of Shree Krishna are represented by Shree Radhica. Without Shree Radhica Shree Krishna is a dry cold, philosophic Deity, devoid of accepting services from devotees. As all finite souls are parts of this fountainhead of love, bliss and peace, we, therefore, owe all our serving faculties to Shree Radhica.

   Again I may view Shree Radhica from Her physical aspect. Whatever is beautiful in nature is from Shree Radhica. The soft and silvery rays of the autumnal moon, the “sweet south that breathes upon a bank of violets, stealing and giving odor”, the fresh and green foliage of the trees and plants clad in the loveliest attire of vernal beauty, the gurgling music of the flowing river, the snow-clad summits of cloud-cleaving mountains, all represent one or other of the several physical emanations of Shree Radhica to interrupt the devotional activities of the enslaved souls.

   Shree Radhica is pervertedly represented in our home life and amidst our domestic scenes. The lovely countenance of the smiling bride, the beauty and blush of youthful love, the loving tenderness of the affectionate mother, the warmth and zeal of the sincere friend, the charity and kindness of the generous patron all represent the different manifestations of Maya to prevent us from offering service to Krishna.

   Thus the true devotees with their soul’s eyes can realize the presence of Shree Radhica here, there, and everywhere. Wherever there is love, grace or sweetness in connection with Shree Krishna ignoring all sensuous adventures there is Shree Radhica — wherever there is any manifestation of bliss or joy arising from Krishna’s love there is Shree Radhica. Indeed, Shree Radhica is love or bliss incarnate of Krishna. She truly represents the loving and blissful aspects of Shree Krishna.

   By the constant offering of true services to Shree Radhica, the devotee rises above the sordid atmosphere of this sinful and sorrowful world and lives in a region, “where all liberated souls serve Krishna incessantly and uninterruptedly”.

   Sing, therefore, the glory of Shree Radhica night and day, and if you are ambitious enough to be blessed with the lotus feet of Shree Krishna, try to approach that Lord, only through His beloved Shree Radhica’s grace for She is the path, way and end of all aspiration of a devotee.

[BISWESWAR DAS, B. A., SHANTIPUR]

[The article has been thoroughly recast
in the spirit of a true Chaitanyaite
for which the writer may be pleased
to excuse us. — E. H.]

 

← «Послание Бхагавад-гиты». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 9 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· "Пять шагов к бессмертию" в Томске. Шаг пятый. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования