«Второе „Я“ Всевышнего». Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Второе «Я» Всевышнего

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXV тома за июнь 1927 года)

 

Санскритское слово «гуру» обычно переводится как «тяжелый», в противоположность слову «лагху», что значит «легкий». Но в более глубоком этимологическом смысле оно указывает на «Того, кто своими божественными личностными качествами и светом героических примеров божественной силы рассеивает тьму невежества в людских сердцах, а также отдает Себя без остатка тем, кто безусловно и самозабвенно предался Его божественным стопам». Таково определение Гуру в шастрах. В шрути сказано:

тад-виджн̃а̄на̄ртхам̇ са гурум эва̄бхигаччхет
самит паних̣ш́ротрийам̇ брахма ниш̣т̣хам

«Чтобы всецело постичь Господа, человек должен смиренно предложить всего себя святым стопам Гуру, который сведущ в шрути-шастрах и безраздельно предан Высшему Брахману»1.

Может возникнуть вопрос: «Что может быть нестерпимее того, что кто-то станет постоянно контролировать наши поступки и, даже более того, каждый шаг в духовной жизни?» Подлинная покорность, подчинение и полное послушание несовместимы с поведением, основанном на эмпиризме и своенравии, когда человек, по сути, не властен над собой и неизбежно увлекается за неугомонными чувствами. Гораздо проще соблюдать посты, совершать аскетические подвиги или исполнять все обязанности в жизни, чем беспрекословно следовать воле кого-то другого, даже если этот наставник — искренний последователь трансцендентной Истины. Однако предаться высочайшему идеалу намного выше и значимее, чем совершить все жертвоприношения вместе взятые. Лишь этот путь можно сравнить с царской дорогой, ведущей в мир безграничного вечного блаженства.

Подобно сторонникам эмпирической школы, мы также нуждаемся в уверении — мы повинуемся Богу, но почему же мы должны повиноваться Гуру? Предвосхищая такое опасение, готовое сорваться с наших уст, обличая тем самым наше неосознанное безразличие к Богу, сам Всевышний наставил нас словами, лишенными всякой двусмысленности:

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит
на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣

«Знай, что Ачарья — это Мое второе «Я», неотделимое от Меня. Выказывать неуважение к Нему неприемлемо. Нельзя пытаться оценивать трансцендентное поведение Ачарьи или выискивать в Нем недостатки, основываясь на ограниченном мирском знании. Ачарья — это воплощение всего что ни есть Божественного»2.

Гуру, или духовный учитель, — это божественный посланник, явившийся освободить нас от рабства эмпирического восприятия. Ни в коем случае нельзя смотреть на Него как на одного из нас, смертных существ. Поступив так, мы будем полностью сбиты с толку и неизбежно сойдем с пути преданности. Этот духовный пастырь, дарующий нам Свое покровительство, никто иной как полномочный представитель Господа Вишну, способный привести нас в вечное царство Бога, на Вайкунтху, лишенную всех недостатков и несовершенств. Господь помогает нам, беседует с нами через Свое второе «Я», то есть через нашего вечного духовного учителя, Гурудева. Нам никогда не воспринять подлинную волю Господа и Его послание без смиренного послушания и искреннего предания нашему духовному учителю. Этот путь превозносили и искренне практиковали все истинные преданные прошедших веков. Для нас духовный наставник, или Ачарья, — это высочайший идеал. Мы не должны позволить гордости, тщеславию и самодовольству помешать нам следовать по Его стопам. Следует принять обет неподдельного послушания божественным наставлениям нашего духовного учителя, воспринимая Его как второе «Я» Господа, Его возлюбленного вечного спутника, нисшедшего с Вайкунтхи с целью привести нас в наш духовный дом. Без духовного учителя, или Гуру, человек подобен лодке без рулевого, или же кораблю без штурвала и компаса, брошенному на волю волн и ветра. В писаниях говорится:

йе гурош́чаран̣ам̇ самаваха̄йа бхагавадантармукхӣ карту пуйатанте,
те теш̣у теш̣у упа̄йеш̣у кхидйанте ато вйасана
ш́ата̄нвита̄ бхаванти атаэва иха сам̇са̄ре тиш̣т̣хантйэва
акр̣такарн̣адха̄ра̄ джаладхау йатха̄ тадват

«Те, кто пытается приблизиться к Богу, игнорируя святые стопы Гурудева, только создают несчетные трудности на своем пути. Это все равно, что обречь себя на сотни бедствий, сравнимых с полным разорением. Своими силами таким людям никогда не вырваться из бесконечного круговорота перерождений в этом мире. Также как человек, намеревающийся пересечь океан и уснувший в лодке без рулевого, может лишиться своей жизни, так и тот, кто стремится к Богу без помощи Гуру, может в любое мгновение потерять все».

Истинные преданные Абсолютной Истины (Шри Кришны) подобны бесценной соли земли. Они как лекари судеб людей, страдающих от духовного бессилия. Если бы они из милости не явились в этот мир, в нем бы не имело смысла жить. И нашим Гуру, или духовным учителем, следует принять лучшего из этих преданных.

Духовный учитель выше любых человеческих недостатков, слабостей и невежества. Он подобен самому Кришне. Он — возлюбленный спутник Кришны, Его второе «Я». Поэтому Он как никто иной способен защитить нас от влияния иллюзии, или майи. Лишь сам Господь в облике Гуру способен уберечь нас от когтей иллюзии и поддержать светом величия и важности беспримесной преданности. В том, как Гурудев безраздельно предан Абсолютной Истине, в каждом Его богоугодном поступке проявляется способность заражать этой святой преданностью других. Его бессмертные слова подобны острому мечу, рассекающему тугие путы нашей внутренней привязанности к эмпиризму. Его слова даруют вдохновение нерешительным сердцам и подобны исцеляющему бальзаму для тех, кто страдает от духовного бессилия. Духовный учитель подобен живому маяку на пути преданности.

Но где же нам обрести подобный высочайший идеал? Только искренняя и смиренная душа, горячо жаждущая достичь успеха в духовной жизни, может встретить его. Однако если мы осознанно или же неосознанно желаем быть обмануты, то нам не избежать обмана. Сам Всевышний сказал:

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам

«Я вознаграждаю согласно тому, насколько человек стремится ко Мне. Если он движим искренним желанием сердца, то Я также отвечаю искренностью и открываю ему подлинный путь, отправляя к нему Своего представителя, неотличного от Меня самого. Но тех, кто пытается обмануть Меня, Я погружаю в иллюзию Своей майей»3.

Если божественный наставник встречается столь редко, то насколько же ценно Его духовное руководство! Шрути говорят:

а̄ш́чайо ’сйа вакто куш́аласйа лабдхйа̄
а̄ш́чайо джн̃а̄та̄ куш́ала̄нуш́иш̣т̣ах̣

«Слишком многие из нас своенравно пытаются служить Богу, при этом стараясь сохранить материальное благополучие, забывая предостережения ачарьев в отношении такого неприемлемого совмещения».

лока-ракш́а̄ гора̄бхаджа̄ экатре ниш̣пхала

«Невозможно сохранить свое мирское положение и достояния и, одновременно с этим, служить Богу».

Если мы ревностно пытаемся посвятить свою жизнь служению Абсолютной Истине, Шри Кришне, то должны искренне молиться, чтобы Он наделил нас Своим собственным сердцем (вместо нашего сердца, которое всегда может предать и подвержено эмоциональным фантазиям), и тогда Он, по Своей беспричинной милости, непременно отправит нам Своего верного и возлюбленного спутника, Свое второе «Я». Никто, кроме личного представителя Кришны, не способен возложить на Себя обязанности духовного учителя.

Поэтому выбор Гуру является важнейшим в жизни. Но для того, кто обманут чувствами и феноменами этого мира, почти нет возможности выбрать Гуру, не являющегося частью этого мира. Гуру принадлежит трансцендентному миру и милостиво нисходит на Землю по воле Бога.

Возвышенное положение Гуру не могут занимать профессиональные священнослужители, а также те, кто зарабатывает на жизнь проповедью. Корыстные люди побуждаемы личными мотивами, эгоизмом и тщеславием, а никак не стремлением искренне прославить Бога и принести благо падшим душам, как это делает истинный духовный учитель. Как скованный по рукам и ногам человек не может освободить другого, оказавшегося в таком же печальном положении, так и тот, кто провозглашает себя Гуру, находясь при этом в тисках майи, не способен освободить другую падшую душу.

В выборе духовного учителя нельзя руководствоваться понятием наследственности или касты. Как говорилось выше, духовный учитель должен быть посланником Бога, непосредственным представителем Кришны. Поэтому в выборе Гуру нельзя принимать в расчет какие-либо мирские характеристики. Даже согласно обычному здравому смыслу сын лекаря вовсе не обязательно станет в будущем врачом. Представитель Кришны появляется в этом мире независимо от знатности своего происхождения. Шри Махапрабху говорит:

киба̄ випра, киба̄ нйа̄сӣ, ш́ӯдра кене найа
йеи кр̣ш̣н̣а-таттва-ветта, сеи гуру хайа

«Лишь тот, кто глубоко постиг Кришна-таттву (трансцендентное знание о Кришне), достоин стать духовным учителем, независимо от того, появился ли он в брахманской семье, в семье шудры или же носит одеяния санньяси»4.

Из этого следует, что те, кто стремится к материальной выгоде или же к освобождению, не могут быть Гуру, поскольку сами пребывают в нужде и не достигли своего истинного духовного положения. Утратив свое естественное положение (вечное служение Кришне как единственную деятельность вечной души), человек непременно будет обманут иллюзорной энергией, майей, которая вынуждает его эксплуатировать материю ради осуществления своих желаний. Так он порой пытается восполнить свою нужду, обернувшись карми, и прилагает все усилия для того, чтобы вкусить нектар сома-расы, а также насладиться женщинами, золотом и славой в этом и последующих мирах, или же порой, отвергнув подобное наслажденческое умонастроение, начинает пессимистически взирать на мир и стремится к освобождению.

Люди обеих этих категорий сами находятся в положении нуждающихся, и поэтому, даже согласно обычному здравому смыслу, не способны вывести из нужды кого-то другого. Шастры настоятельно рекомендуют избегать духовного руководства подобных людей. Следует принять прибежище у святых стоп преданного, служащего Кришне непрерывно и множеством разных способов.

В заключение давайте почтительно склонимся к святым стопам Гурудева. Он — вечный спутник Кришны и Его второе «Я». Низойдя в этот мир как проявление милосердия Бога, Он постоянно занят лечением глаз джив, пораженных катарактой невежества, тем самым даруя им вечные духовные глаза и умащая их бальзамом беспримесной и бескорыстной любви к Кришне.

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас

Редактор: Традиш Дас

 

 

English

Associated-Counterpart

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 1, Vol. XXV, June 1927)

 

THE Sanskrit word ‘Guru’ ordinarily means ‘heavy’ as opposed to ‘laghu’ meaning ‘light’. In its technical and etymological sense, the meaning of the term is ‘One Who by His Super-human Personality and the light of great examples of the trancendent force of His devout character dispels the darkness or ignorance of the human-heart and transfuses Himself into the lives of those who unconditionally and sincerely surrender themselves to His Divine Feet’. Such is the great Personality, the Highest Ideal, that bears the appellation of: Guru in the shastras. Hence the shruti says:

tad-vijñānārthaṁ sa gurum evābhigacchet
samit paniḥśrotriyaṁ brahma niṣṭham

“To know the Godhead fully, one should completely and most humbly surrender himself to the Holy Feet of a Guru, Who is versed in the shrauta shastras and is ever-devoted to Brahman.”5

Some may question this saying,—“What can be more intolerable than to submit to another’s control over our conduct—nay, over the whole course of our spiritual life?” Verily resignation, submission or a complete obedience come into direct collision with the ordinary activities, based on empiricism, of our misdirected free-will which always leads us to the pursuit of the senses. It is easier to bear fasts and austerities or to part with, any necessaries of life than to submit one’s will to that of another who is a close and devout follower of the Transcendent Truth. But to surrender oneself sincerely to the Highest Ideal is the greatest of all sacrifices and it is the only royal road to the Goal of Unbounded Eternal Bliss.

As students of the empirical school, We are also expected to urge—“We may obey God but why need we obey a Guru?” In anticipation of such words coming from our lips as the outcome of unconscious apathy towards Godhead, God Himself tells us in language that cannot be misunderstood—

ācāryyāṁ māṁ vijānīyān nāvamanyeta karhicit
na marttya buddhyāsūyeta sarva deva-mayo guruḥ

“You should know that the Acharyya is the associated counterpart of Myself. He should never be disregarded in any way. With the very limited power of mundane knowledge the transcendent conduct of the Acharyya should not be measured and found fault with. The Acharyya is the embodiment of all Godliness6.

Guru or the Spiritual Guide is a God, sent Super-human Personality to save us from the bondage of empiricism. We are not to look upon Him or trust in Him or His transcendent wisdom as if He were a mortal being; thereby we would be totally led astray from the path of devotion. The Spiritual Pastor to Whom we submit is the Ambassador of Vishnu to lead us into the eternal kingdom of Vaikuntha i.e. the kingdom which is free from all form of want. The Godhead helps us, speaks to us through His associated counterpart, we mean, our eternal Spiritual Master, the Gurudeva. We can never so surely discover God’s Will, God’s Voice, as through the channel of humble obedience and sincere surrender to our Spiritual Master, so emphatically taught and devoutly practised by all the true devotees of olden times. The Spiritual Guide or Acharyya is our Model—the Highest Ideal, before us. We need not shrink through pride, vanity or self-sufficiency from treading in His foot-steps. So we should take the vow of sincere obedience to the Divine Words of our Spiritual Guide, remembering Him to be the most beloved, the associated counterpart, of the Godhead,—Who condescends to come down from Vaikuntha to lead us thither, our original abode Without such a Spiritual Guide or Guru a person is like a boat without a helmsman or a ship without rudder or compass, left to drift hither and thither with every wind that blows. Hence the Acharyya says:—

ye guroścaraṇaṁ samavahāya bhagavadantarmukhī kartu puyatante,
te teṣu teṣu upāyeṣu khidyante ato vyasana
śatānvitā bhavanti ataeva iha saṁsāre tiṣṭhantyeva
akṛtakarṇadhārā jaladhau yathā tadvat

“Those who attempt to approach the Godhead ignoring the Holy Feet of the Gurudeva are put into great difficulties by the very means they adopt. They are overtaken by hundreds of dissipations. Hence they are surely forced to remain in the succession of births and rebirths. As a lay man in a boat without the assistance of helmsman intending to cross the ocean is sure to lose his life, so a man intending to approach Godhead without the help of the Guru is sure to be lost”.

The true devotees of the Absolute Truth—Krishna, are the salt of the earth; they are the medicines of human lives that are suffering from, spiritual sickness. Without their presence and occasional advent in this world, the world would not be worth living in. And our Guru or Spiritual Guide should be one who is the best of all such true devotees.

Because the spiritual Guide is above all human frailties, ignorance and weakness, because He is Krishna’s own Person—Krishna’s most beloved—Krishna’s associated counterpart,—so He is the fittest Person to guard us against the deceits of illusion or Maya. God’s own person can alone shield us from the clutches of illusion and confirm by His light of examples the importance of unalloyed devotion. There is healthy contagiousness in His undeviating adherence to the Absolute Truth, in every example of His devout action. His ever-living Words are like sharpedged weapons cutting the tangled knots of our mental attachment to empericism. His words are inspiration to the weak in heart and healing balm to those who are constantly suffering from spiritual sickness. A Spiritual Guide is the living beacon on the path of devotion.

But where can be found such Highest Ideal? The truly sincere and humble soul that earnestly desires to advance in spiritual life will get such an Ideal. But if we consciously or unconsciously want to be cheated we shall accordingly get a cheat. For there run the words of the Godhead himself—

ye yathā māṁ prapadyante
tāṁs tathaiva bhajāmy aham

“I deal out justice according to the manner I am approached, i. e. if one approaches me with a sincere heart I also deal with him sincerely that is show him the true path by sending my Own Person to him, on the other hand, he who tries to cheat me is deluded by my Maya7.

If good Guides are rare, much more are good subjects for guidance. The shruti says:—

āścayo ’sya vakto kuśalasya labdhyā
āścayo jñātā kuśalānuśiṣṭaḥ

“Too many of us want to be directed after our own fashion and would fain combine the double service against which the Acharyyas have warned us those of God and of the world”:—

loka-rakśā gorābhajā ekatre niṣphala

“To try to retain all worldly advantages and to serve God at one and the same time is incompatible”.

So if we earnestly and sincerely desire to devote our life for the eternal service of the Absolute Truth,—Krishna, we should pray most sincerely to Him to supply us with a Guide after His Own Heart (and not after our ever-deceiving heart or emotional fancy); and never doubt but that He will kindly send to us His own most trusted and most beloved Agent—His associated counterpart. Verily except Krishna s own Representative no one is fit to occupy the most responsible office of a Spiritual Guide.

So we should be most careful in choosing a Guru. Rather it is impossible for a man who is ever likely to be duped by the senses or phenomena to choose a Guru Who is not a thing of this World, Who is the Transcendent thing, that has condescended to come down to the earth according to God’s Will.

No professional priest or ‘sale-tongued’ preacher can hold the position of a Guru. Mercenary people are actuated by personal motives, self-interest and vanity and are not intent solely on God’s Glory and the good of the fallen souls like a True Spiritual Guide. As a man in fetters and hand-cuff cannot unchain another man who is in a like predicament, so a man claiming to be Guru but himself fallen in the clutches of Maya, can not free another from the same danger.

No question of heredity can arise in choosing a Spiritual Guide, as it has been previously said that our Spiritual Guide should be a God-sent Person— the direct Representative of Krishna, so mundane reference has no value in His case. Even worldly common sense tells us that the son of a doctor cannot always necessarily be a doctor. Krishna’s Representative appears in this world irrespective of heredity. Shree Mahaprabhu says:—

kibā vipra, kibā nyāsī, śūdra kene naya
yei kṛṣṇa-tattva-vetta, sei guru haya

“Whether He appears in a Brahmin family, whether He is found in the garb of a sannyasin or even if He makes His appearance in this world in a shudra family, whosoever is versed in Krishna-tattva (the transcendent knowledge of Krishna) He and He alone is fit to be a Spiritual Guide8.

It follows, therefore, that neither an elevationist nor a Salvationist is fit to be a Guru because they themselves are in the state of want and not in their natural and true position. The man who has lost his natural position i. e. the eternal service of Krishna which is the only eternal function of the Soul, is in a state of want and, led astray by the energy of Maya, tries to fulfill his wants by the things that are mundane. In this way sometimes he thinks to make up his shortcomings by turning himself an elevationist so as to have the taste of soma-liquor, to have women, gold and fame in this and after-worlds, or sometimes critically ignoring such hedonistic attitude he takes the pessimistic view of the world and becomes a Salvationist.

Both of them are needy persons, and it is a matter of common sense that a needy person cannot remove the needs of another. The shastras enjoin strict avoidance of any spiritual dependence on these classes. It is incumbent on us, therefore, to take refuge at the Holy feet of a Devotee, Who serves Krishna, by all means and at all times.

In conclusion, let us prostrate ourselves at the Holy Feet of Gurudeva, Who is no other than the associated counterpart of Krishna and Who being Kindness Incarnate, is ever busy in kindly operating on the cataractous eye of ignorance of jivas with the spikelet of transcendental knowledge, thus opening their eternal spiritual eyes and anointing them with the collyrium of unalloyed and disinterested love for Krishna.

The author is unknown

 


1 Мундака-упанишад, 1.2.12.

2 Шримад-Бхагаватам, 11.17.27.

3 Бхагавад-гита, 4.11.

4 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128.

5 Mundaka-upanishad, 1.2.12.

6 Shrimad-Bhagavatam, 11.17.27.

7 Bhagavad-gita, 4.11.

8 Shri Chaitanya-charitamrita, Madhya-lila, 8.128.




←  «Бескорыстная преданность». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 21 апреля 2010 года. Москва, Кисельный | “Pure Devotion.” Srila B. S. Goswami Maharaj. April 21, 2010. Moscow, Kiselny ·• Архив новостей •· Шрипад Авадхут Махарадж в Балаково: лекция в центре Айкидо.  →
Russian

Второе «Я» Всевышнего

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXV тома за июнь 1927 года)

 

Санскритское слово «гуру» обычно переводится как «тяжелый», в противоположность слову «лагху», что значит «легкий». Но в более глубоком этимологическом смысле оно указывает на «Того, кто своими божественными личностными качествами и светом героических примеров божественной силы рассеивает тьму невежества в людских сердцах, а также отдает Себя без остатка тем, кто безусловно и самозабвенно предался Его божественным стопам». Таково определение Гуру в шастрах. В шрути сказано:

тад-виджн̃а̄на̄ртхам̇ са гурум эва̄бхигаччхет
самит паних̣ш́ротрийам̇ брахма ниш̣т̣хам

«Чтобы всецело постичь Господа, человек должен смиренно предложить всего себя святым стопам Гуру, который сведущ в шрути-шастрах и безраздельно предан Высшему Брахману»1.

Может возникнуть вопрос: «Что может быть нестерпимее того, что кто-то станет постоянно контролировать наши поступки и, даже более того, каждый шаг в духовной жизни?» Подлинная покорность, подчинение и полное послушание несовместимы с поведением, основанном на эмпиризме и своенравии, когда человек, по сути, не властен над собой и неизбежно увлекается за неугомонными чувствами. Гораздо проще соблюдать посты, совершать аскетические подвиги или исполнять все обязанности в жизни, чем беспрекословно следовать воле кого-то другого, даже если этот наставник – искренний последователь трансцендентной Истины. Однако предаться высочайшему идеалу намного выше и значимее, чем совершить все жертвоприношения вместе взятые. Лишь этот путь можно сравнить с царской дорогой, ведущей в мир безграничного вечного блаженства.

Подобно сторонникам эмпирической школы, мы также нуждаемся в уверении – мы повинуемся Богу, но почему же мы должны повиноваться Гуру? Предвосхищая такое опасение, готовое сорваться с наших уст, обличая тем самым наше неосознанное безразличие к Богу, сам Всевышний наставил нас словами, лишенными всякой двусмысленности:

а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ виджа̄нӣйа̄н на̄ваманйета кархичит
на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣

«Знай, что Ачарья – это Мое второе «Я», неотделимое от Меня. Выказывать неуважение к Нему неприемлемо. Нельзя пытаться оценивать трансцендентное поведение Ачарьи или выискивать в Нем недостатки, основываясь на ограниченном мирском знании. Ачарья – это воплощение всего что ни есть Божественного»2.

Гуру, или духовный учитель, – это божественный посланник, явившийся освободить нас от рабства эмпирического восприятия. Ни в коем случае нельзя смотреть на Него как на одного из нас, смертных существ. Поступив так, мы будем полностью сбиты с толку и неизбежно сойдем с пути преданности. Этот духовный пастырь, дарующий нам Свое покровительство, никто иной как полномочный представитель Господа Вишну, способный привести нас в вечное царство Бога, на Вайкунтху, лишенную всех недостатков и несовершенств. Господь помогает нам, беседует с нами через Свое второе «Я», то есть через нашего вечного духовного учителя, Гурудева. Нам никогда не воспринять подлинную волю Господа и Его послание без смиренного послушания и искреннего предания нашему духовному учителю. Этот путь превозносили и искренне практиковали все истинные преданные прошедших веков. Для нас духовный наставник, или Ачарья, – это высочайший идеал. Мы не должны позволить гордости, тщеславию и самодовольству помешать нам следовать по Его стопам. Следует принять обет неподдельного послушания божественным наставлениям нашего духовного учителя, воспринимая Его как второе «Я» Господа, Его возлюбленного вечного спутника, нисшедшего с Вайкунтхи с целью привести нас в наш духовный дом. Без духовного учителя, или Гуру, человек подобен лодке без рулевого, или же кораблю без штурвала и компаса, брошенному на волю волн и ветра. В писаниях говорится:

йе гурош́чаран̣ам̇ самаваха̄йа бхагавадантармукхӣ карту пуйатанте,
те теш̣у теш̣у упа̄йеш̣у кхидйанте ато вйасана
ш́ата̄нвита̄ бхаванти атаэва иха сам̇са̄ре тиш̣т̣хантйэва
акр̣такарн̣адха̄ра̄ джаладхау йатха̄ тадват

«Те, кто пытается приблизиться к Богу, игнорируя святые стопы Гурудева, только создают несчетные трудности на своем пути. Это все равно, что обречь себя на сотни бедствий, сравнимых с полным разорением. Своими силами таким людям никогда не вырваться из бесконечного круговорота перерождений в этом мире. Также как человек, намеревающийся пересечь океан и уснувший в лодке без рулевого, может лишиться своей жизни, так и тот, кто стремится к Богу без помощи Гуру, может в любое мгновение потерять все».

Истинные преданные Абсолютной Истины (Шри Кришны) подобны бесценной соли земли. Они как лекари судеб людей, страдающих от духовного бессилия. Если бы они из милости не явились в этот мир, в нем бы не имело смысла жить. И нашим Гуру, или духовным учителем, следует принять лучшего из этих преданных.

Духовный учитель выше любых человеческих недостатков, слабостей и невежества. Он подобен самому Кришне. Он – возлюбленный спутник Кришны, Его второе «Я». Поэтому Он как никто иной способен защитить нас от влияния иллюзии, или майи. Лишь сам Господь в облике Гуру способен уберечь нас от когтей иллюзии и поддержать светом величия и важности беспримесной преданности. В том, как Гурудев безраздельно предан Абсолютной Истине, в каждом Его богоугодном поступке проявляется способность заражать этой святой преданностью других. Его бессмертные слова подобны острому мечу, рассекающему тугие путы нашей внутренней привязанности к эмпиризму. Его слова даруют вдохновение нерешительным сердцам и подобны исцеляющему бальзаму для тех, кто страдает от духовного бессилия. Духовный учитель подобен живому маяку на пути преданности.

Но где же нам обрести подобный высочайший идеал? Только искренняя и смиренная душа, горячо жаждущая достичь успеха в духовной жизни, может встретить его. Однако если мы осознанно или же неосознанно желаем быть обмануты, то нам не избежать обмана. Сам Всевышний сказал:

йе йатха̄ ма̄м̇ прападйанте
та̄м̇с татхаива бхаджа̄мй ахам

«Я вознаграждаю согласно тому, насколько человек стремится ко Мне. Если он движим искренним желанием сердца, то Я также отвечаю искренностью и открываю ему подлинный путь, отправляя к нему Своего представителя, неотличного от Меня самого. Но тех, кто пытается обмануть Меня, Я погружаю в иллюзию Своей майей»3.

Если божественный наставник встречается столь редко, то насколько же ценно Его духовное руководство! Шрути говорят:

а̄ш́чайо ’сйа вакто куш́аласйа лабдхйа̄
а̄ш́чайо джн̃а̄та̄ куш́ала̄нуш́иш̣т̣ах̣

«Слишком многие из нас своенравно пытаются служить Богу, при этом стараясь сохранить материальное благополучие, забывая предостережения ачарьев в отношении такого неприемлемого совмещения».

лока-ракш́а̄ гора̄бхаджа̄ экатре ниш̣пхала

«Невозможно сохранить свое мирское положение и достояния и, одновременно с этим, служить Богу».

Если мы ревностно пытаемся посвятить свою жизнь служению Абсолютной Истине, Шри Кришне, то должны искренне молиться, чтобы Он наделил нас Своим собственным сердцем (вместо нашего сердца, которое всегда может предать и подвержено эмоциональным фантазиям), и тогда Он, по Своей беспричинной милости, непременно отправит нам Своего верного и возлюбленного спутника, Свое второе «Я». Никто, кроме личного представителя Кришны, не способен возложить на Себя обязанности духовного учителя.

Поэтому выбор Гуру является важнейшим в жизни. Но для того, кто обманут чувствами и феноменами этого мира, почти нет возможности выбрать Гуру, не являющегося частью этого мира. Гуру принадлежит трансцендентному миру и милостиво нисходит на Землю по воле Бога.

Возвышенное положение Гуру не могут занимать профессиональные священнослужители, а также те, кто зарабатывает на жизнь проповедью. Корыстные люди побуждаемы личными мотивами, эгоизмом и тщеславием, а никак не стремлением искренне прославить Бога и принести благо падшим душам, как это делает истинный духовный учитель. Как скованный по рукам и ногам человек не может освободить другого, оказавшегося в таком же печальном положении, так и тот, кто провозглашает себя Гуру, находясь при этом в тисках майи, не способен освободить другую падшую душу.

В выборе духовного учителя нельзя руководствоваться понятием наследственности или касты. Как говорилось выше, духовный учитель должен быть посланником Бога, непосредственным представителем Кришны. Поэтому в выборе Гуру нельзя принимать в расчет какие-либо мирские характеристики. Даже согласно обычному здравому смыслу сын лекаря вовсе не обязательно станет в будущем врачом. Представитель Кришны появляется в этом мире независимо от знатности своего происхождения. Шри Махапрабху говорит:

киба̄ випра, киба̄ нйа̄сӣ, ш́ӯдра кене найа
йеи кр̣ш̣н̣а-таттва-ветта, сеи гуру хайа

«Лишь тот, кто глубоко постиг Кришна-таттву (трансцендентное знание о Кришне), достоин стать духовным учителем, независимо от того, появился ли он в брахманской семье, в семье шудры или же носит одеяния санньяси»4.

Из этого следует, что те, кто стремится к материальной выгоде или же к освобождению, не могут быть Гуру, поскольку сами пребывают в нужде и не достигли своего истинного духовного положения. Утратив свое естественное положение (вечное служение Кришне как единственную деятельность вечной души), человек непременно будет обманут иллюзорной энергией, майей, которая вынуждает его эксплуатировать материю ради осуществления своих желаний. Так он порой пытается восполнить свою нужду, обернувшись карми, и прилагает все усилия для того, чтобы вкусить нектар сома-расы, а также насладиться женщинами, золотом и славой в этом и последующих мирах, или же порой, отвергнув подобное наслажденческое умонастроение, начинает пессимистически взирать на мир и стремится к освобождению.

Люди обеих этих категорий сами находятся в положении нуждающихся, и поэтому, даже согласно обычному здравому смыслу, не способны вывести из нужды кого-то другого. Шастры настоятельно рекомендуют избегать духовного руководства подобных людей. Следует принять прибежище у святых стоп преданного, служащего Кришне непрерывно и множеством разных способов.

В заключение давайте почтительно склонимся к святым стопам Гурудева. Он – вечный спутник Кришны и Его второе «Я». Низойдя в этот мир как проявление милосердия Бога, Он постоянно занят лечением глаз джив, пораженных катарактой невежества, тем самым даруя им вечные духовные глаза и умащая их бальзамом беспримесной и бескорыстной любви к Кришне.

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас

Редактор: Традиш Дас

 

 

English

Associated-Counterpart

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 1, Vol. XXV, June 1927)

 

THE Sanskrit word ‘Guru’ ordinarily means ‘heavy’ as opposed to ‘laghu’ meaning ‘light’. In its technical and etymological sense, the meaning of the term is ‘One Who by His Super-human Personality and the light of great examples of the trancendent force of His devout character dispels the darkness or ignorance of the human-heart and transfuses Himself into the lives of those who unconditionally and sincerely surrender themselves to His Divine Feet’. Such is the great Personality, the Highest Ideal, that bears the appellation of: Guru in the shastras. Hence the shruti says:

tad-vijñānārthaṁ sa gurum evābhigacchet
samit paniḥśrotriyaṁ brahma niṣṭham

“To know the Godhead fully, one should completely and most humbly surrender himself to the Holy Feet of a Guru, Who is versed in the shrauta shastras and is ever-devoted to Brahman.”5

Some may question this saying,—“What can be more intolerable than to submit to another’s control over our conduct—nay, over the whole course of our spiritual life?” Verily resignation, submission or a complete obedience come into direct collision with the ordinary activities, based on empiricism, of our misdirected free-will which always leads us to the pursuit of the senses. It is easier to bear fasts and austerities or to part with, any necessaries of life than to submit one’s will to that of another who is a close and devout follower of the Transcendent Truth. But to surrender oneself sincerely to the Highest Ideal is the greatest of all sacrifices and it is the only royal road to the Goal of Unbounded Eternal Bliss.

As students of the empirical school, We are also expected to urge—“We may obey God but why need we obey a Guru?” In anticipation of such words coming from our lips as the outcome of unconscious apathy towards Godhead, God Himself tells us in language that cannot be misunderstood—

ācāryyāṁ māṁ vijānīyān nāvamanyeta karhicit
na marttya buddhyāsūyeta sarva deva-mayo guruḥ

“You should know that the Acharyya is the associated counterpart of Myself. He should never be disregarded in any way. With the very limited power of mundane knowledge the transcendent conduct of the Acharyya should not be measured and found fault with. The Acharyya is the embodiment of all Godliness6.

Guru or the Spiritual Guide is a God, sent Super-human Personality to save us from the bondage of empiricism. We are not to look upon Him or trust in Him or His transcendent wisdom as if He were a mortal being; thereby we would be totally led astray from the path of devotion. The Spiritual Pastor to Whom we submit is the Ambassador of Vishnu to lead us into the eternal kingdom of Vaikuntha i.e. the kingdom which is free from all form of want. The Godhead helps us, speaks to us through His associated counterpart, we mean, our eternal Spiritual Master, the Gurudeva. We can never so surely discover God’s Will, God’s Voice, as through the channel of humble obedience and sincere surrender to our Spiritual Master, so emphatically taught and devoutly practised by all the true devotees of olden times. The Spiritual Guide or Acharyya is our Model—the Highest Ideal, before us. We need not shrink through pride, vanity or self-sufficiency from treading in His foot-steps. So we should take the vow of sincere obedience to the Divine Words of our Spiritual Guide, remembering Him to be the most beloved, the associated counterpart, of the Godhead,—Who condescends to come down from Vaikuntha to lead us thither, our original abode Without such a Spiritual Guide or Guru a person is like a boat without a helmsman or a ship without rudder or compass, left to drift hither and thither with every wind that blows. Hence the Acharyya says:—

ye guroścaraṇaṁ samavahāya bhagavadantarmukhī kartu puyatante,
te teṣu teṣu upāyeṣu khidyante ato vyasana
śatānvitā bhavanti ataeva iha saṁsāre tiṣṭhantyeva
akṛtakarṇadhārā jaladhau yathā tadvat

“Those who attempt to approach the Godhead ignoring the Holy Feet of the Gurudeva are put into great difficulties by the very means they adopt. They are overtaken by hundreds of dissipations. Hence they are surely forced to remain in the succession of births and rebirths. As a lay man in a boat without the assistance of helmsman intending to cross the ocean is sure to lose his life, so a man intending to approach Godhead without the help of the Guru is sure to be lost”.

The true devotees of the Absolute Truth—Krishna, are the salt of the earth; they are the medicines of human lives that are suffering from, spiritual sickness. Without their presence and occasional advent in this world, the world would not be worth living in. And our Guru or Spiritual Guide should be one who is the best of all such true devotees.

Because the spiritual Guide is above all human frailties, ignorance and weakness, because He is Krishna’s own Person—Krishna’s most beloved—Krishna’s associated counterpart,—so He is the fittest Person to guard us against the deceits of illusion or Maya. God’s own person can alone shield us from the clutches of illusion and confirm by His light of examples the importance of unalloyed devotion. There is healthy contagiousness in His undeviating adherence to the Absolute Truth, in every example of His devout action. His ever-living Words are like sharpedged weapons cutting the tangled knots of our mental attachment to empericism. His words are inspiration to the weak in heart and healing balm to those who are constantly suffering from spiritual sickness. A Spiritual Guide is the living beacon on the path of devotion.

But where can be found such Highest Ideal? The truly sincere and humble soul that earnestly desires to advance in spiritual life will get such an Ideal. But if we consciously or unconsciously want to be cheated we shall accordingly get a cheat. For there run the words of the Godhead himself—

ye yathā māṁ prapadyante
tāṁs tathaiva bhajāmy aham

“I deal out justice according to the manner I am approached, i. e. if one approaches me with a sincere heart I also deal with him sincerely that is show him the true path by sending my Own Person to him, on the other hand, he who tries to cheat me is deluded by my Maya7.

If good Guides are rare, much more are good subjects for guidance. The shruti says:—

āścayo ’sya vakto kuśalasya labdhyā
āścayo jñātā kuśalānuśiṣṭaḥ

“Too many of us want to be directed after our own fashion and would fain combine the double service against which the Acharyyas have warned us those of God and of the world”:—

loka-rakśā gorābhajā ekatre niṣphala

“To try to retain all worldly advantages and to serve God at one and the same time is incompatible”.

So if we earnestly and sincerely desire to devote our life for the eternal service of the Absolute Truth,—Krishna, we should pray most sincerely to Him to supply us with a Guide after His Own Heart (and not after our ever-deceiving heart or emotional fancy); and never doubt but that He will kindly send to us His own most trusted and most beloved Agent—His associated counterpart. Verily except Krishna s own Representative no one is fit to occupy the most responsible office of a Spiritual Guide.

So we should be most careful in choosing a Guru. Rather it is impossible for a man who is ever likely to be duped by the senses or phenomena to choose a Guru Who is not a thing of this World, Who is the Transcendent thing, that has condescended to come down to the earth according to God’s Will.

No professional priest or ‘sale-tongued’ preacher can hold the position of a Guru. Mercenary people are actuated by personal motives, self-interest and vanity and are not intent solely on God’s Glory and the good of the fallen souls like a True Spiritual Guide. As a man in fetters and hand-cuff cannot unchain another man who is in a like predicament, so a man claiming to be Guru but himself fallen in the clutches of Maya, can not free another from the same danger.

No question of heredity can arise in choosing a Spiritual Guide, as it has been previously said that our Spiritual Guide should be a God-sent Person— the direct Representative of Krishna, so mundane reference has no value in His case. Even worldly common sense tells us that the son of a doctor cannot always necessarily be a doctor. Krishna’s Representative appears in this world irrespective of heredity. Shree Mahaprabhu says:—

kibā vipra, kibā nyāsī, śūdra kene naya
yei kṛṣṇa-tattva-vetta, sei guru haya

“Whether He appears in a Brahmin family, whether He is found in the garb of a sannyasin or even if He makes His appearance in this world in a shudra family, whosoever is versed in Krishna-tattva (the transcendent knowledge of Krishna) He and He alone is fit to be a Spiritual Guide8.

It follows, therefore, that neither an elevationist nor a Salvationist is fit to be a Guru because they themselves are in the state of want and not in their natural and true position. The man who has lost his natural position i. e. the eternal service of Krishna which is the only eternal function of the Soul, is in a state of want and, led astray by the energy of Maya, tries to fulfill his wants by the things that are mundane. In this way sometimes he thinks to make up his shortcomings by turning himself an elevationist so as to have the taste of soma-liquor, to have women, gold and fame in this and after-worlds, or sometimes critically ignoring such hedonistic attitude he takes the pessimistic view of the world and becomes a Salvationist.

Both of them are needy persons, and it is a matter of common sense that a needy person cannot remove the needs of another. The shastras enjoin strict avoidance of any spiritual dependence on these classes. It is incumbent on us, therefore, to take refuge at the Holy feet of a Devotee, Who serves Krishna, by all means and at all times.

In conclusion, let us prostrate ourselves at the Holy Feet of Gurudeva, Who is no other than the associated counterpart of Krishna and Who being Kindness Incarnate, is ever busy in kindly operating on the cataractous eye of ignorance of jivas with the spikelet of transcendental knowledge, thus opening their eternal spiritual eyes and anointing them with the collyrium of unalloyed and disinterested love for Krishna.

The author is unknown

 


1 Мундака-упанишад, 1.2.12.

2 Шримад-Бхагаватам, 11.17.27.

3 Бхагавад-гита, 4.11.

4 Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.128.

5 Mundaka-upanishad, 1.2.12.

6 Shrimad-Bhagavatam, 11.17.27.

7 Bhagavad-gita, 4.11.

8 Shri Chaitanya-charitamrita, Madhya-lila, 8.128.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования