«Поклонение Шри Шри Вьясадеву» (часть 2). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

 Поклонение Шри Шри Вьясадеву
(часть 2)1

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из десятого номера XXV тома за март 1928 года)

Смиренные подношения искренней сердечной преданности
святым лотосоподобным стопам
милостивого Духовного Учителя

 

О мой Учитель,

несмотря на все это, Всевышний даже на мгновение не оставляет дживу, которая сама навлекает на себя заслуженные наказания, приходящие за те действия, что враждебны служению Абсолюту. Эти страдания сами по себе – доказательство безграничной милости Бога и предназначены для того, чтобы исправить падшую дживу и помочь ей понять свою истинную природу через негативный опыт последствий собственного эгоизма и явного нежелания признать верховное положение Всевышнего в собственном мировосприятии. Благодаря таким страданиям джива обретает великое благо, поскольку это заставляет ее помнить о своей крайней беспомощности и незначительности по сравнению с Абсолютом.

О мой Учитель,

Бог не столь жесток, как желание прекратить наши страдания, которое лишает нас свободы и превращает в избалованных приспешников и рабов деспотизма.

О мой Учитель,

Господь безгранично милостив. Он не абстракция. Также Он не может выступать как объект наших эгоистичных наслаждений. Оба этих представления целиком и полностью ошибочны, поскольку основываются на попытке ограничить бытие безграничного Господа. В действительности, нет такого метода, который бы позволил падшей дживе, обладающей сумбурным и неверным восприятием, достичь подлинной и абсолютной Истины. Все падшие дживы неизбежно своего рода идолопоклонники, преклоняющиеся перед материалистичными, ничтожными и постоянно изменчивыми творениями своих заблудших умов. Поэтому всем нам следует в какой-то момент навсегда отбросить все эти бессмысленные умствования, благодаря которым мы считаем Бога чем-то абстрактным или всего лишь инструментом, предназначенным для достижения чувственных удовольствий. Если мы примем один из этих двух материалистичных воззрений, то никогда не обретем понимание Его безграничной милости.

О мой Учитель,

Всевышний – это Личность, обладающая Своим индивидуальным обликом, и, в то же самое время, Он всегда пребывает в нас как всепронизывающая Высшая Душа. Однако Он всегда остается безграничным, поэтому Его подлинный лик недоступен нашему ограниченному взору. Наше обусловленное падшее состояние и этот бренный мир в сравнении с Богом и Его царством подобны тьме в сравнении с светом. Все наше знание, которое мы приобрели в падшем состоянии, – это лишь невежество, мешающее нам постичь высшую Истину.

О мой Учитель,

Господь не желает прекратить те страдания, которые мы сами навлекаем на себя. Также Он не желает ущемлять нашу свободу. Он хочет, чтобы сама эта ограниченная вселенная, наша тюрьма, помогла нам возродить наше утраченное и забытое состояние чистого духовного бытия. Однако Он не удовлетворен только негативной помощью. Его помощь также приходит к нам в форме священных писаний и тех, кто способен их разъяснить, – Его преданных, которые проповедуют нам, выступая в качестве живых писаний.

О мой Учитель,

писания разделяются на две взаимоисключающие категории – на духовные и мирские, соответственно относящиеся к трансцендентному и материальному мирам. Согласно такому разделению писаний мы получаем свободу выбора между истинным и ложным. Поэтому писания кажутся полными противоречий для тех, кто не может понять это существенное различие между духовным и мирским.

О мой Учитель,

однако высшие писания, священные писания, пришли от Бога через Шри Брахму (первую дживу этого мира, получившую их) и Шри Нараду к Шри Вьясадеве, который отделил духовные писания от мирских, с которыми те были смешаны.

О мой Учитель,

Шри Вьясадева учит нас тому, что для подлинного понимания священных писаний необходимо встать на путь шраута, основанный на смиренном принятии духовного знания от Гуру. Воспринять божественное послание мы можем, лишь смиренно предавшись Ачарье, находящемуся в авторитетной цепи ученической преемственности. Невозможно одновременно служить и Богу и мамоне.

О мой Учитель,

первым нашим шагом на пути духовного ученичества должна стать твердая вера в слова Шри Вьясадевы. Слепая вера не принесет нам никакой пользы. Мы понимаем все альтернативные методы и их логическое обоснование. Есть два основных пути: (1) путь самопредания и (2) эмпирический путь, или метод постижения при помощи нашего ограниченного разума, попытка понять непознанное на основе познаваемого, понять недоступное восприятию через мирские чувства, понять духовное и безграничное при помощи ограниченных инструментов. Шри Вьясадева рекомендует нам принять первый из этих двух путей.

О мой Учитель,

в действительности, Ачарья – это Сам Господь, приходящий к заблудшим дживам, чтобы научить их Высшей Истине2. Учить Истине может лишь Сам Всевышний. Наставляя нас в знании Истины, Бог выступает в двух обликах: как Шри Кришна, Сам изначальный Всевышний, высший объект нашего поклонения, и как Шри Баладева, олицетворение служения Богу. Сам Шри Кришна учит нас божественному посланию как Всевышний, Которому мы должны служить.

Шри Прабху Баладева – Учитель божественного послания, выступает как олицетворение самого служения Богу. Шри Ананта (проявление Шри Прабху Баладевы) вечно прославляет Господа. То божественное послание, что пришло к нам, падшим и порабощенным материей дживам, через Шри Брахму, Шри Нараду и особенно через Шри Вьясадеву, – это всего лишь небольшое ответвление того могущественного потока, что исходит из тысячи уст Шри Анантадева. Шри Прабху Нитьянанда равен во всем Шри Баладеве. Ачарья – проявление Шри Прабху Нитьянанды; Шри Баладевы, являющегося олицетворением созидательной энергии Шри Кришны, Всевышнего, Поддержателя всего сущего.

О мой Учитель,

ты – Ачарья в ученической преемственности школы шраута. Ты – проявление Шри Прабху Нитьянанды (Самого Шри Баладевы), исполняющего все повеления Шри Гаурасундара.

О мой Учитель,

заблуждаются те, кто полагает, что Ачарье уже нет необходимости строго следовать тем заповедям, что изложены в священных писаниях для блага всех джив, и что он может по своему желанию преступать их. Это заблуждение происходит оттого, что у порабощенных материей джив, какими мы несомненно являемся, совершенно нет никакого понимания природы того свободного и непосредственного любовного служения Господу, которое является вечной деятельностью Ачарьи. Такое ничем не мотивируемое служение Шри Кришне – совершенное исполнение высшего закона. Ачарья следует как букве, так и духу этого закона и никогда его не преступит.

О мой Учитель,

несомненно, также существуют и лже-ачарьи, которые под предлогом ничем не мотивированного служения Господу нарушают заповеди священных писаний.

О мой Учитель,

вся твоя жизнь посвящена строгому осуществлению наставлений священных писаний. Сами священные писания – лучшее доказательство твоего положения как подлинного Ачарьи школы шраута.

О мой Учитель,

поэтому, поклоняясь тебе, мы поклоняемся Шри Вьясадеве, который проявил в этом мире священые писания, отделив их от мирских писаний.

О мой Учитель,

Сам Махапрабху признавал, что поклонение Ачарье во всем идентично поклонению Шри Вьясадеве. Однако ты даже выше, чем Шри Вьясадева.

О мой Учитель,

мы видим в тебе Шри Гурудева из знаменитого восьмистишия Шримад Вишванатха Чакраварти Тхакура, посвященного Гуру, который, в точности как Шри Прабху Нитьянанда, занимает в непосредственном служении Господу3.

О мой Учитель,

однако все это, хотя и является неопровержимым доказательством, лишь внешне описывает твою трансцендентную природу для того, чтобы убедить порабощенные материей дживы. Этот косвенный метод необходим, поскольку у обусловленной дживы нет никакой возможности увидеть тебя таким, каков ты в действительности. Лишь те, кто благодаря милости Кришны предаются твоим святым стопам, обретают способность немного узнать о твоей подлинной природе. Но даже этой крупицы подлинного знания о тебе вполне достаточно, чтобы очистить от всех сомнений. К таким преданным приходит понимание, что ты – проявление Самого Господа, в точности как об этом поведано в священных писаниях; что, служа тебе, они служат непосредственно Господу; что, предаваясь тебе, они предаются Богу. Так они осознают, что подобное служение – их вечная деятельность, заключенная в их духовной природе. Все это открывается им, тем самым очищая их умы от всех сомнений относительно Абсолютной Истины.

О мой Учитель,

да будем мы вечно поклоняться твоим святым лотосоподобным стопам и проповедовать непрестанную и абсолютную необходимость такого поклонения для всех джив, как порабощенных материей, так и свободных! Ведь это единственный метод, благодаря которому падшая джива может освободиться от оков майи и осознать свою духовную и вечную природу – служение Господу. Поклонение твоим святым стопам так же крайне необходимо и для освобожденных джив, поскольку, пренебрегая им, они непременно будут снова низвергнуты в оковы майи.

О мой любящий Духовный Учитель,

поскольку ты – самый близкий спутник Самого Господа, ты являешься воплощением служения Богу. Ты – Шри Прабху Нитьянанда, Шри Баладева и Сам Шри Кришна, принявшие облик Своего слуги. Господь служит Самому Себе, чтобы научить божественному служению. У нас нет силы, благодаря которой мы могли бы напрямую служить Богу. У нас может быть лишь расположенность к этому. Как только в нас появляется склонность служить Господу, Он дарует нам это служение, наставляя нас в преданности твоим святым стопам. Так мы обретаем силу служить Господу и это служение приходит через тебя, поскольку лишь ты можешь служить Господу непосредственно. Лишь ты один поддерживаешь нас – не важно, сознаем мы это или нет. Неведение об этих взаимоотношениях – причина нашего рабства. Если мы хотим служить Господу без твоей помощи, то такая высокомерная глупость лишь доказывает наше невежество относительно истинной природы Абсолюта.

О мой Учитель,

мы знаем, что ты пришел в этот мир, чтобы исполнить волю Шри Гаурасундара, Который никто иной, как Сам Шри Кришна. Желанием Шри Гаурасундара было восстановить божественную варнашрама-дхарму, в отличие от материалистичной кастовой системы, и тем самым принести гармонию всему миру. Весь этот мир томится и с нетерпением ожидает прихода Спасителя.

О мой Учитель,

эта духовная варнашрама-дхарма не имеет никакого отношения к какой-либо системе этого мира, как общественной, так и политической. Санатана-варнашрама-дхарма – божественный институт, установленный Самим Шри Кришной для высшего блага всех порабощенных материей джив. Это основная мысль всех писаний. Шри Санатана Госвами под руководством Самого Махапрабху воплотил это знание в своем великом произведении, ставшем руководством для духовной общины вайшнавов4. Изучению трудов Шри Санатаны Госвами Прабху и Шри Рупы Госвами Прабху очень долгое время не уделялось никакого внимания, и так называемые последователи Шримана Махапрабху создали незавидную репутацию всему учению тем, что проявляли крайнюю степень неуважения всем заповедям священных писаний.

О мой Учитель,

именно Тхакур Бхактивинод, вошедший в вечную лилу, был тем, кто первым начал движение по очищению санатана-дхармы и согласовал ее с учением Махапрабху Шри Чайтаньядева. Он был первым в нашу эпоху, кто обратил всеобщее внимание на саму причину деградации вайшнавского сообщества, члены которого открыто провозлашали себя последователями Шри Гаурасундара. Тхакур Бхактивинод посвятил всю жизнь публикации огромного числа выдающихся работ5, в которых представлена практика и учение санатана-дхармы, а также обнаружил много утерянных трудов спутников Махапрабху Шри Чайтаньи и их верных последователей. Тхакур Бхактивинод сделал удивительное предсказание, гласящее, что божественная варнашрама-дхарма будет восстановлена в ближайшем будущем благодаря великой личности, наделенной могуществом от Самого Господа.

О мой Учитель,

это предсказание исполняется прямо на наших глазах благодаря тебе и твоим спутникам, действующим под твоим руководством. В этом обращении невозможно более подробно осветить данную тему. Однако у нас не остается сомнений в том, что это социальное устройство вскоре будет признано божественным и поможет полностью разрешить все мировые проблемы. Это произойдет благодаря тем беспристрастным личностям, которые с терпением будут внимать ему и подготовят себя к принятию этой богооткровенной Истины, не принимая во внимание любые соображения относительно касты, вероисповедания или цвета кожи, а также такие материалистичные представления, как пригодность или выгода.

О мой Учитель,

восстановление божественной варнашрама-дхармы, которое обязательно произойдет в ближайшем будущем и уже сейчас стремительно набирает ход, снова сделает духовное общество реальностью этого мира. Подлинная гармония существует только на духовном плане. Поэтому я смиренно подношу всего себя твоим святым стопам, чтобы, следуя по этому пути, удовлетворить тебя, помогая тебе исполнять желания Шри Гаурасундара.

Твой вечный и смиренный слуга,
Нараяндас Адхикари.
10 февраля 1928 года.

Переводчик на русский язык: Вриндаван Чандра Дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш Дас

 

 

Offering for the Worship of Shri Shri Vyasadeva
(part 2)

Journal 'The Harmonist'
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 10, Vol. XXV, March 1928)

My humble offering of the heart’s
exclusive devotion at the holy feet 
of my affectionate and Divine Master

 

MY MASTER,

But notwithstanding all this, God never for a moment abandons the jiva to sufferings that are brought down most deservedly upon himself by his aversion to the service of the Absolute. The sufferings themselves are a further proof of His infinite mercy and have really been ordained with the purpose of enabling the fallen jiva to realize once again his real nature by this experience of the logical consequences of his egoism and consequent unwillingness to recognize the superiority of the Supreme Lord in the scheme of existence formulated by himself. By such sufferings he is mercifully reminded of his utter helplessness and insignificance in the presence of the Absolute.

MY MASTER,

God is not so cruel as to wish to end our sufferings by depriving us of our freedom and thereby transforming us into the pampered hangers-on or the slaves of despotism.

MY MASTER,

God is infinitely merciful. He is not a mere abstraction. Neither is He an object of our selfish enjoyment, that is to say, subordinate to our pleasures. Both of these views err in postulating a strictly limited existence for the unlimited. As, a matter of fact, by no process of reasoning that is open to our limited understanding in the fallen state, can we attain to the Real and Absolute Truth. All fallen jivas are necessarily idolaters or worshippers of the materialistic, limited, ever-changing, creations of their erring, material minds. And, therefore, we should discard once for all those inconclusive speculations that represent God as a mere abstraction or, even as a mere tool for the furtherance of our sensuous enjoyments. We are sure to fail in realizing His infinite mercy if we adopt either of the above views.

MY MASTER,

God has a real Personality, a real specific form of His Own, and at the same time, He is always present in us as the All-pervading Over-soul. But He is always unlimited and, therefore, His real face is in no case visible to our limited vision. Our limited fallen state and this material world are related to God and the Kingdom of God as darkness to light. Our knowledge in the bound state is not only ignorance of the Truth, but a positive hindrance to its realization.

MY MASTER,

God does not wish to abandon us to our self-elected sufferings. Neither does He wish to curtail our freedom. He has, therefore, desired that this limited universe itself, our prison-house, should help us in regaining our lost and forgotten natural state of pure spiritual existence. But He has not been content with providing only this negative help. He has also provided positive and direct assistance in the shape of the scriptures and the exponents of those scriptures in the shape of His devotees who come down to us and preach as well as live the scriptures.

MY MASTER,

The scriptures themselves fall into two distinct and mutually exclusive classes viz. the spiritual and the non-spiritual, corresponding to the divisions of transcendental and material worlds. In the matter of the scriptures also we are, therefore, free to choose between the true and the false. The scriptures therefore, appear to those, who cannot grasp this distinction between the spiritual and the non-spiritual, as being self-contradictory.

MY MASTER,

But the scriptures proper, the spiritual scriptures, have come down from God through Shri Brahma the first of jivas to receive them and Shri Narada to Shri Vyasadeva who sifted the spiritual from the non-spiritual scriptures, with which they had become mixed up.

MY MASTER,

Shri Vyasadeva teaches us to follow the shrauta the method of submissive acceptance of the spiritual enlightenment from the Guru if we want to really understand the spiritual scriptures. We are directed by him to receive the Word of God from the Acharyya in the regular chain of preceptorial succession, to which he himself also belongs, by absolute submission to the preceptor. We cannot serve both God and Mammon.

MY MASTER,

The first step to be taken on the path of spiritual discipleship is to believe in these declarations of Shri Vyasadeva. It is by no means blind faith that is demanded. The alternative methods and their rationale are placed clearly before us. The two methods are (1) the method of submission, and (2) the method of empiricism, the method of working up with the help of our present limited intellect from the known to the unknown and now inaccessible from the material and limited to the spiritual and unlimited. Shri Vyasadeva recommends and expounds the former of these two methods.

MY MASTER,

As a matter of fact the Acharyya is really the Godhead manifesting Himself to bound jivas in order to teach them the Truth. God Himself is the only Teacher of the Truth. God teaches us the Truth in two distinct roles, viz., as Shri Krishna, the Supreme Lord Himself, Who is to be served by us, and as Shri Baladeva, the Embodiment of this service of Himself. Shri Krishna Himself is the Teacher of the Word as Supreme Lord Whom we all should serve.

Shri Baladev Prabhu is the Teacher of the Word as Embodiment of the service itself. Shri Ananta is the manifestation of Shri Baladeva Prabhu eternally employed in singing the praise of the Lord. The Word of God manifested by Shri Brahma, Shri Narada and specially by Shri Vyasadeva to us, bound jivas, is a tiny offshoot of the mighty stream that is ever issuing out of the thousand mouths of Shri Anantadeva. Shri Nityananda Prabhu is identical with Shri Baladeva. The Acharyya is the manifestation of Shri Nityananda Prabhu; of Shri Baladeva, who is the Embodiment of the creative energy of Shri Krishna the Supreme Lord, and the Supporter of all existence.

MY MASTER,

You are the Acharyya in the preceptorial succession of the shrauta school. You are the manifestation of Shri Nityananda Prabhu Who is the same as Shri Baladeva, employing yourself in carrying out the wish of Shri Gaursundar.

MY MASTER,

They are utterly mistaken who suppose that the Acharyya is not under the necessity of strictly following the rules that are laid down in the scriptures for the guidance of all jivas, that he may in fact even transgress against them at his sweet pleasure. This error is due to the fact that we bound jivas have absolutely no idea of the nature of the free and directly loving, service of the Lord which is the only eternal function of the Acharyya. The free service of Shri Krishna is in fact the perfect fulfillment of the Law. The Acharyya follows the letter as well as the spirit of the Law. He never transgresses against the Law.

MY MASTER,

There are, indeed, pseuda-acharyyas who under the pretence of the free service of the Lord actually transgress against the rules of the Scriptures.

MY MASTER,

Your life is a continuous and strict fulfillment of the spiritual scriptures. The spiritual scriptures themselves, are indeed, the best testimony of the truth of your office as the undoubted Acharyya of the shrauta school.

MY MASTER,

We, therefore, truly worship in you Shri Vyasadeva who manifests to this world the spiritual scriptures separating them from the non-spiritual scriptures.

MY MASTER,

Mahaprabhu Himself holds the worship of the Acharyya as identical with the worship of Shri Vyasadeva. But you are greater than Shri Vyasadeva.

MY MASTER,

We realize in you the Shri Gurudeva of Shripad Bishwanath Chakravarti Thakur’s famous octave addressed to the Guru, who is the same as Shri Nityananda Prabhu engaged in the direct service of the Lord.

MY MASTER,

But all this, although conclusive, is but external testimony regarding your transcendental nature for the purpose of convincing bound jivas; and this indirect method is necessary because no bound jiva is privileged to see you as you really are. Those alone who by the grace of Shri Krishna submit to your holy feet are thereby enabled to know truly a little, although only very little, of your real nature. The little they are enabled to know is, however, amply sufficient to clear up all their doubts. They are enabled to know that you are the manifestation of God Himself exactly as we find it laid down in the scriptures; that by serving you they serve God; and that by submitting to you they only submit to God. They are enabled to recognize that such service is the eternal function of their true selves. All this is revealed to them in such manner as to leave no doubts in their minds regarding their absolute Truth.

MY MASTER,

May we continue eternally to worship your holy feet and proclaim the constant and absolute necessity of such worship of you for all jivas, bound as well as free. It is the only means whereby the bound jiva can be freed from the fetters of Maya and so made conscious of his natural and eternal function viz. the service of God. The worship of your holy feet is no less necessary for free jivas in as much as the neglect of it is sure to hurl them at once into the clutches of Maya.

MY AFFECTIONATE AND DIVINE MASTER,

It is so because you are the Associated Counterpart of the Lord Himself. You are the Embodiment of the service of the Lord. You are Shri Nityananda Prabhu, Shri Baladeva, Shri Krishna Himself in the Form of His own servitor. The Lord serves Himself in order to teach us how to serve Him. We have no power of our own wherewith we can serve God. We can only have the inclination. As soon as we are inclined to serve the Lord, the Lord at once confers His service on us by directing us to the shelter of your holy feet. We obtain the power to serve the Lord and the service itself from you because it is only you who can directly serve the Lord. You are our only Support whether we are conscious of it or not. The ignorance of this relationship is the cause of our bondage. If we want to serve the Lord without His help, is not such foolish arrogance a proof of our ignorance of the real nature of the Absolute?

MY MASTER,

We know that you have come into this world in order to carry out the wish of Shri Gaursundar who is no other than Shri Krishna Himself. It is the wish of Shri Gaursundar to re-establish the Divine Varnashrama Dharma as distinguished from the system of caste in order to restore real harmony to this world. The whole world is sick at heart and has lost all confidence in itself and has been looking forward to the coming of the Peace-Maker.

My MASTER,

The spiritual Varnashrama Dharma has nothing to do with any system, social or political, of this world. The Sanatan Varnashrama Dharma is the Divine institution established by Shri Krishna Himself for the spiritual benefit of the unslaved jiva. It is the theme of all the scriptures and is embodied by Shri Sanatan Goswamin under the direction of Mahaprabhu Himself in his great work treating of the rules for the guidance of the spiritual community of the Vaishnavas. The study of the works of Shri Sanatan Goswamin and Shri Rupa Goswamin Prabhus have been utterly neglected for too long a period and the so-called followers of Shriman Mahaprabhu have everywhere acquired an unenviable reputation for this utter and profane disregard of all shastric rules.

MY MASTER,

It was Thakur Bhaktivinode, entered into eternal lila, who, as the pioneer of the present movement for the purification of the Sanatan Dharma and making it conform to the teachings of Mahaprabhu Shri Chaitanya Deva, for the first time in the present age, drew the pointed attention of all persons to this cause of the degeneracy of the Vaishnava communities that professed to be the followers of Shri Gaursundar. Thakur Bhaktivinode gave his life to the publication of a very large number of remarkable works, in which he has described the Sanatan Dharma, both its doctrines and practices, as it is found in the writings of the associates of Mahaprabhu Shri Chaitanya and their strict followers. Thakur Bhaktivinode made the remarkable prediction that the Divine Varnashrama Dharma would be re-established in the near future by a great personage endowed for the purpose with the power of God Himself.

MY MASTER,

This prophecy is being fulfilled before our very eyes by yourself and your associates acting under your direction. It is not possible to go into further details of this great subject at this place. But we have no doubt that the institution is bound to be recognized as Divine and as offering a complete solution of all the troubles of the world, by all impartial persons who give it a patient hearing and are prepared to recognize and accept the Truth when it actually makes its appearance, undeterred by considerations of caste, creed or color, or by any considerations of profit and loss in the worldly sense.

MY MASTER,

The re-establishment of the Divine Varnashrama Dharma which is inevitable and is even now making rapid progress will make real spiritual society again possible in the world. There can be no real harmony except on the spiritual plane. I, therefore, lay myself completely at your holy feet to be employed in the way that is pleasing to you for the furtherance of the wish of Shri Gaursundar.

I am, most affectionate and
Divine Master,
Your eternal and humble servant,
NARAYANDAS ADHIKARI
February, 10, 1928

 


1 См. первую часть этой статьи.

2 Господь Кришна сказал: а̄ча̄рйам̇ ма̄м̇ вӣджа̄нӣйа̄н на̄ванманйета кархичит / на мартйа-буддхйа̄сӯйета сарва-дева-майо гурух̣ – «Знай, что ачарья – это Мое второе “Я”, неотделимое от Меня. Выказывать неуважение к нему неприемлемо. Нельзя пытаться оценивать трансцендентное поведение ачарьи или выискивать в нем недостатки, основываясь на ограниченном мирском знании. Ачарья – это воплощение всего что ни есть Божественного» («Шримад-Бхагаватам», 11.17.27).

3 Имеется в виду «Шри Шри Гурваштака».

4 Скорее всего, речь идет о «Хари-бхакти-виласе».

5 См. перечень этих основных работ в статье, посвященной Шриле Бхактивиноду Тхакуру, по следующей ссылке: http://harekrishna.ru/2010/08/6801-thakur-bhaktivinod-chast-2-1.html.

← "Перспектива духовного развития" (часть 2). Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж. Лахта, Санкт-Петербург. 30 августа 2010 года ·• Архив новостей •· «Контроль ума». Лекция Шрипада Б. П. Сиддханти Махараджа. 20 апреля 2003 года. Тольятти →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования