«Возлюбить Бога». Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Возлюбить Бога

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из одиннадцатого номера XXV тома за апрель 1928 года)

(перепечатано из «Журнала Таджпура»,
датировано: пятница, 25 августа 1871 года)

 

Первым это сказал Иисус Христос: «Возлюби Бога всем сердцем своим и всем умом, и всею душою, и всей крепостию своей, и возлюби человека, как брата твоего»1Это, несомненно, абсолютная истина, однако разные люди по-разному толкуют эти замечательные слова. Высказывания всех великих людей прекрасны, но во многом загадочны: понятые, они приближают истину как можно ближе к сердцу; непонятые, они остаются «мертвящей» буквой. Эта загадочность объясняется тем, что для людей, продвинутых в их внутреннем обращении к Божеству, естественно получать откровения, которые менее развитым душам кажутся загадками. Стадии прогресса во многом схожи с кругами спиритуализма, которые, хотя и ошибочные сами по себе, могут многое объяснить о постепенном развитии души. Как мы понимаем, некоторые спиритуалисты считают, что облагороженная материя превращается в дух. Эта теория полностью противоречит всем внутренним убеждениям. Материя есть материя, а Дух есть Дух, и одно не может обратиться в другое. Существование Духа безусловно выше, хотя в нашем нынешнем положении материального рабства мы не в состоянии до конца осмыслить действительное отношение Духа к материи, пространству и времени. Оставив в стороне метафизику, мы приходим к выводу, что, поднимаясь все выше и выше, человеческая душа становится способной понять то, о чем мы в настоящий момент не имеем никакого представления. В соответствии с этим важным законом, Иисус Христос из Назарета получил и произнес слова, приведенные выше. Читателей, возвышающихся над средним уровнем людей, эти слова Иисуса учат любить Бога всем своим сердцем (что означает привязанность сердца, которую можно увидеть в каждом ребенке и противоположностью которой является ненависть), всем своим умом (то есть интеллектом, который знает, в противоположность невежеству, что есть благо), всей своей душой (то есть тем началом человеческого существа, которое поклоняется Всемогущему и ощущает собственное бессмертие) и всей крепостью своей (то есть всеми поступками). Однако нечто гораздо большее и другие, лучшие, более высокие смыслы открываются вдохновленному свыше в этих святых словах богодухновенного Иисуса. Он учит человека любить Бога, а не знать Его, или предполагать о Нем, или ненавидеть Его или думать о Нем. Иисус учит нас, что человек в своем абсолютном состоянии не является ни интеллектом, ни телом, но есть чистая душа. Мудрость есть существо души, а ее поступокабсолютная любовь. Абсолютное состояние человека заключается в его абсолютных взаимоотношениях с Божеством в чистой любви. Поэтому любовь – и только она! – есть религия души, а значит и человека в целом. Здесь ученик спрашивает: «Что же мне делать с сердцем? Мое сердце любит смотреть, “как улыбается солнце”, любит “съесть любимое блюдо и любоваться танцем”». Иисус отвечает очень глубоко: «Да, ты должен возлюбить Бога всем своим сердцем; сейчас твое сердце стремится ко всему, кроме Бога, но ты должен, все равно как объезжая упрямую лошадь, направить бег своих переживаний к любящему Богу». Таков один из четырех методов служения, или, как его определяют вайшнавские писания, шанта-раса. Тогда ученик говорит: «Господи, рассудок уводит меня от Бога: он хочет обратить меня в позитивизм; наставь меня, что мне делать?» «Да, — отвечает Иисус, — ты должен возлюбить Бога всем своим умом. Другими словами, воспринимаешь ли ты что-либо, сознаешь, помнишь, воображаешь или обдумываешь, не позволяй себе быть сухим мыслителем, но люби. Только любовь способна размягчить сухость интеллекта. Развивай свой разум на добром и святом любовью к истине, духовной красоте и гармонии». Такова вторая стадия развития вайшнава, называемая дасья-расой. Тогда ученик спрашивает, достаточно ли для него развития привязанности и разума. И Господь говорит: «Ты должен любить Бога и душой своей, что значит воспринимать себя в духовном соучастии Божеству и получать святые откровения в самые возвышенные часы своего служения». Это сакхья-раса вайшнавов: душа, обращенная к Богу в святом и бесстрашном служении. Ученик опасается, что в таком положении он утратит себя и не сможет ничего делать. Тогда Спаситель говорит ему эти слова: «Ты должен возлюбить Бога всей крепостью своей, то есть всей своей волей. Ты заблуждаешься, полагая, что лишишься деятельной жизни, — ты обретешь ее во много крат. Труд для Бога и Богом данный, происходящий не из корысти, но из священной свободной воли (единственной крепости человеческой), и выражающий собою чистую любовь, полностью захватит твое внимание». Таково общее описание бхакти. Затем Иисус продолжает: «Возлюби человека, как брата твоего». Это указывает на четвертую стадию любви, когда чувствуешь, что все люди братья, а Бог — их общий Отец. Такова ватсалья-раса на первом этапе своего развития. 

Таким образом бхакти (любовь) в своем самом начальном проявлении воспринимается человеком в виде сердца, затем в виде разумения, затем в виде души, и, наконец, в виде воли. Эти проявления не разрушают друг друга, но прекрасно слагаются в стройное здание того, что мы зовем человеком духовным, или экантой вайшнавских священных писаний. Но за ними стоит еще более возвышенная истина, открывающая себя лишь тем немногим, кто к ней готовы. Мы имеем в виду духовное превращение души в женщину. Это есть высочайшее состояние, в котором душа может вкусить от сладости нерасторжимого брачного союза с Богом любви. Такова пятая, наивысшая стадия развития вайшнава, которую мы зовем мадхура-расой, и ей одной посвящена самая прекрасная часть всех вайшнавских писаний. Таинственная, эта стадия человеческой жизни доступна не для всех, а сказать точнее, недоступна ни для кого, кроме «избранных Богом». Она настолько недосягаема для среднего человека, что «рационалисты» и даже обычные верующие не могут понять ее, и, более того, насмехаются над ней, как над чем-то противоестественным. Боже! Открой Свои драгоценнейшие истины всем, чтобы избранных Тобой не причисляли к фанатикам и сумасшедшим и чтобы все человечество удостоилось быть «избранным Тобой».

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редакторы: Ашутош Кришна Дас, Традиш Дас

 

 

English

Srila Bhaktivinod Thakur

To Love God

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Srila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 11, Vol. XXV, April 1928)

(reprinted from a journal of Tajpur,
dated Friday, 25th August, 1871)

 

IT was Christ Jesus who first said, “Love God with all thy heart, with all thy mind, with all thy soul, and with all thy strength, and love man as thy brother.” This is an absolute truth indeed; but different men put different interpretations to this noble expression. The expressions of all great men are nice but somewhat mysterious — when understood; they bring the truth nearest to the heart otherwise they remain mere letters that “kill”. The reason of the mystery is that men, advanced in their inward approach to the Deity, are in the habit of receiving revelations which are but mysteries to those that are behind them. The stages of progress are very much the same as the circles of spiritualism which, though not true themselves, explain a great deal about the gradual development of the soul. We have understood some spiritualists to maintain that matter when sublimated converts itself to spirit. This theory is indeed against any inward conviction. Matter is matter, and Spirit is Spirit; one of them cannot form the other. Spirit is certainly of a superior existence; though we cannot fully understand in our present state of material imprisonment, what relation Spirit does exactly bear to matter, space and time. Metaphysics apart, we decide that the human soul rises higher and higher and can understand things of which we have no idea at present. Subject to this important rule, Christ Jesus of Nazareth received and uttered the words quoted above. To readers who are a little above the scale of ordinary men, these expressions of Jesus teach, that man should love God with all his heart (meaning the affections of the heart perceivable in all children as opposed to hate), with all his mind (meaning the intellect which knows as opposed to ignorance of good things), with all his soul (meaning that principle of the human constitution which worships the Almighty and feels its own immortality) and with all his strength (meaning all active work). To the inspired, however, more things and better and sublimer meanings appear beneath these holy words of the Inspired Jesus. He teaches man to love God and not to know, infer, hate, or think of God. He tells us that man in his absolute state is not the intellect or the body but is the pure soul itself. The essence of the soul is wisdom and its action is love absolute. The absolute condition of man is his absolute relation to the Deity in pure love. Love then alone is the religion of the soul and consequently of the whole man. The pupil asks here, “What have I to do with the heart? — my heart loves to see the ‘sun to smile’, ‘to eat the sweetest dish and to see a dance’.” Jesus profoundly replies, “Yes, you must love God with all thy heart, your heart now runs to other things than God, but you must, as you train a bad horse, make your feelings run to the loving God.” This is one of the four principles of worship or what they call in Vaishnava literature, shanta-rasa. Then the pupil says, “My Lord, the intellect takes me elsewhere from God, i.e. it wants to take me to positivism; please instruct me what am I to do?” “Yes”, replies Jesus, “You must love God with all your mind, i.e. when you perceive, conceive, remember, imagine and reason, you must not allow yourself to be a dry thinker but must love. Love alone can soften the dryness of the intellect, you must develop the intellect on all good and holy things by means of love of truth, spiritual beauty and harmony.” This is the second phase of Vaishnava development which passes by the name of dasya-rasa. The pupil then enquires whether the development of the affections and the intellect is quite enough for him. Then says the Lord, “You must love God with thy soul also, i.e. you must perceive yourself in spiritual communication with the Deity and receive holy revelations in your sublimest hours of worship.” This is called the sakhya-rasa of the Vaishnavas, — the soul approaching the Deity in holy and fearless service. The disciple apprehends that he will be lost in such a position and will be unable to act. Then the Savior tells him these words, “You must love God with all thy strength or will, — you are wrong in concluding that you will loose your active existence — you will get it the more. Work for God and work to God, proceeding from no interested views but from a holy free will (which is alone the strength of man) and identifying itself with pure love, will fully engross your attention.” This description is of bhakti in general. Then Jesus proceeds to tell us, “You must love man as thy brother.” From this is inferred the fourth phase of love which is a feeling that all men are brothers and God is their common Father. This is batsalya-rasa in its first stage of development.

Bhakti (love) is thus perceived in the very first development of the man in the shape of heart, then in the shape of mind, then in the shape of soul and lastly in the shape of will. These shapes do not destroy each other but beautifully harmonize themselves into a pure construction of what we call the spiritual man or the ekanta of Vaishnava literature. But there is another sublimer truth behind his fact which is revealed to a few that are prepared for it. We mean the spiritual conversion of the soul into a woman. It is in that sublime and lofty state in which the soul can taste the sweets of an indissoluble marriage with God of Love. The fifth or the highest stage of Vaishnava development is this, which we call madhura-rasa, and on this alone the most beautiful portion of the Vaishnava literature so ably expatiates. This phase of human life, mysterious as it is, is not attainable by all, nay, we should say, by any but “God’s own.” It is so very beyond the reach of common men that the rationalists and even the ordinary theists cannot understand it, nay, they go so far as to sneer a tit as something unnatural. Oh God! Reveal Thy most valuable truths to all so that Your own may not be numbered with the fanatics and the crazed and that the whole of mankind may be admitted as “Your own.”

 


1 Иисус Христос, отвечая на вопрос книжника о первой из всех заповедей, сказал: «“…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Иной большей сих заповеди нет» (от Марка, 12:30,31, а также от Матфея, 22:37–39). Этими словами Иисус Христос передает заповеди Ветхого Завета (Второзаконие, 6:4,5 и Левит, 19:18).




←  «Эмоции или преданность?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 29 августа 2010 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Экачакра. Воскресный эфир. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 20 февраля 2011 года. Индия  →
Russian

Шрила Бхактивинод Тхакур

Возлюбить Бога

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из одиннадцатого номера XXV тома за апрель 1928 года)

(перепечатано из «Журнала Таджпура»,
датировано: пятница, 25 августа 1871 года)

 

Первым это сказал Иисус Христос: «Возлюби Бога всем сердцем своим и всем умом, и всею душою, и всей крепостию своей, и возлюби человека, как брата твоего»1Это, несомненно, абсолютная истина, однако разные люди по-разному толкуют эти замечательные слова. Высказывания всех великих людей прекрасны, но во многом загадочны: понятые, они приближают истину как можно ближе к сердцу; непонятые, они остаются «мертвящей» буквой. Эта загадочность объясняется тем, что для людей, продвинутых в их внутреннем обращении к Божеству, естественно получать откровения, которые менее развитым душам кажутся загадками. Стадии прогресса во многом схожи с кругами спиритуализма, которые, хотя и ошибочные сами по себе, могут многое объяснить о постепенном развитии души. Как мы понимаем, некоторые спиритуалисты считают, что облагороженная материя превращается в дух. Эта теория полностью противоречит всем внутренним убеждениям. Материя есть материя, а Дух есть Дух, и одно не может обратиться в другое. Существование Духа безусловно выше, хотя в нашем нынешнем положении материального рабства мы не в состоянии до конца осмыслить действительное отношение Духа к материи, пространству и времени. Оставив в стороне метафизику, мы приходим к выводу, что, поднимаясь все выше и выше, человеческая душа становится способной понять то, о чем мы в настоящий момент не имеем никакого представления. В соответствии с этим важным законом, Иисус Христос из Назарета получил и произнес слова, приведенные выше. Читателей, возвышающихся над средним уровнем людей, эти слова Иисуса учат любить Бога всем своим сердцем (что означает привязанность сердца, которую можно увидеть в каждом ребенке и противоположностью которой является ненависть), всем своим умом (то есть интеллектом, который знает, в противоположность невежеству, что есть благо), всей своей душой (то есть тем началом человеческого существа, которое поклоняется Всемогущему и ощущает собственное бессмертие) и всей крепостью своей (то есть всеми поступками). Однако нечто гораздо большее и другие, лучшие, более высокие смыслы открываются вдохновленному свыше в этих святых словах богодухновенного Иисуса. Он учит человека любить Бога, а не знать Его, или предполагать о Нем, или ненавидеть Его или думать о Нем. Иисус учит нас, что человек в своем абсолютном состоянии не является ни интеллектом, ни телом, но есть чистая душа. Мудрость есть существо души, а ее поступок – абсолютная любовь. Абсолютное состояние человека заключается в его абсолютных взаимоотношениях с Божеством в чистой любви. Поэтому любовь – и только она! – есть религия души, а значит и человека в целом. Здесь ученик спрашивает: «Что же мне делать с сердцем? Мое сердце любит смотреть, “как улыбается солнце”, любит “съесть любимое блюдо и любоваться танцем”». Иисус отвечает очень глубоко: «Да, ты должен возлюбить Бога всем своим сердцем; сейчас твое сердце стремится ко всему, кроме Бога, но ты должен, все равно как объезжая упрямую лошадь, направить бег своих переживаний к любящему Богу». Таков один из четырех методов служения, или, как его определяют вайшнавские писания, шанта-раса. Тогда ученик говорит: «Господи, рассудок уводит меня от Бога: он хочет обратить меня в позитивизм; наставь меня, что мне делать?» «Да, – отвечает Иисус, – ты должен возлюбить Бога всем своим умом. Другими словами, воспринимаешь ли ты что-либо, сознаешь, помнишь, воображаешь или обдумываешь, не позволяй себе быть сухим мыслителем, но люби. Только любовь способна размягчить сухость интеллекта. Развивай свой разум на добром и святом любовью к истине, духовной красоте и гармонии». Такова вторая стадия развития вайшнава, называемая дасья-расой. Тогда ученик спрашивает, достаточно ли для него развития привязанности и разума. И Господь говорит: «Ты должен любить Бога и душой своей, что значит воспринимать себя в духовном соучастии Божеству и получать святые откровения в самые возвышенные часы своего служения». Это сакхья-раса вайшнавов: душа, обращенная к Богу в святом и бесстрашном служении. Ученик опасается, что в таком положении он утратит себя и не сможет ничего делать. Тогда Спаситель говорит ему эти слова: «Ты должен возлюбить Бога всей крепостью своей, то есть всей своей волей. Ты заблуждаешься, полагая, что лишишься деятельной жизни, – ты обретешь ее во много крат. Труд для Бога и Богом данный, происходящий не из корысти, но из священной свободной воли (единственной крепости человеческой), и выражающий собою чистую любовь, полностью захватит твое внимание». Таково общее описание бхакти. Затем Иисус продолжает: «Возлюби человека, как брата твоего». Это указывает на четвертую стадию любви, когда чувствуешь, что все люди братья, а Бог – их общий Отец. Такова ватсалья-раса на первом этапе своего развития. 

Таким образом бхакти (любовь) в своем самом начальном проявлении воспринимается человеком в виде сердца, затем в виде разумения, затем в виде души, и, наконец, в виде воли. Эти проявления не разрушают друг друга, но прекрасно слагаются в стройное здание того, что мы зовем человеком духовным, или экантой вайшнавских священных писаний. Но за ними стоит еще более возвышенная истина, открывающая себя лишь тем немногим, кто к ней готовы. Мы имеем в виду духовное превращение души в женщину. Это есть высочайшее состояние, в котором душа может вкусить от сладости нерасторжимого брачного союза с Богом любви. Такова пятая, наивысшая стадия развития вайшнава, которую мы зовем мадхура-расой, и ей одной посвящена самая прекрасная часть всех вайшнавских писаний. Таинственная, эта стадия человеческой жизни доступна не для всех, а сказать точнее, недоступна ни для кого, кроме «избранных Богом». Она настолько недосягаема для среднего человека, что «рационалисты» и даже обычные верующие не могут понять ее, и, более того, насмехаются над ней, как над чем-то противоестественным. Боже! Открой Свои драгоценнейшие истины всем, чтобы избранных Тобой не причисляли к фанатикам и сумасшедшим и чтобы все человечество удостоилось быть «избранным Тобой».

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редакторы: Ашутош Кришна Дас, Традиш Дас

 

 

English

Srila Bhaktivinod Thakur

To Love God

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Srila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 11, Vol. XXV, April 1928)

(reprinted from a journal of Tajpur,
dated Friday, 25th August, 1871)

 

IT was Christ Jesus who first said, “Love God with all thy heart, with all thy mind, with all thy soul, and with all thy strength, and love man as thy brother.” This is an absolute truth indeed; but different men put different interpretations to this noble expression. The expressions of all great men are nice but somewhat mysterious — when understood; they bring the truth nearest to the heart otherwise they remain mere letters that “kill”. The reason of the mystery is that men, advanced in their inward approach to the Deity, are in the habit of receiving revelations which are but mysteries to those that are behind them. The stages of progress are very much the same as the circles of spiritualism which, though not true themselves, explain a great deal about the gradual development of the soul. We have understood some spiritualists to maintain that matter when sublimated converts itself to spirit. This theory is indeed against any inward conviction. Matter is matter, and Spirit is Spirit; one of them cannot form the other. Spirit is certainly of a superior existence; though we cannot fully understand in our present state of material imprisonment, what relation Spirit does exactly bear to matter, space and time. Metaphysics apart, we decide that the human soul rises higher and higher and can understand things of which we have no idea at present. Subject to this important rule, Christ Jesus of Nazareth received and uttered the words quoted above. To readers who are a little above the scale of ordinary men, these expressions of Jesus teach, that man should love God with all his heart (meaning the affections of the heart perceivable in all children as opposed to hate), with all his mind (meaning the intellect which knows as opposed to ignorance of good things), with all his soul (meaning that principle of the human constitution which worships the Almighty and feels its own immortality) and with all his strength (meaning all active work). To the inspired, however, more things and better and sublimer meanings appear beneath these holy words of the Inspired Jesus. He teaches man to love God and not to know, infer, hate, or think of God. He tells us that man in his absolute state is not the intellect or the body but is the pure soul itself. The essence of the soul is wisdom and its action is love absolute. The absolute condition of man is his absolute relation to the Deity in pure love. Love then alone is the religion of the soul and consequently of the whole man. The pupil asks here, “What have I to do with the heart? — my heart loves to see the ‘sun to smile’, ‘to eat the sweetest dish and to see a dance’.” Jesus profoundly replies, “Yes, you must love God with all thy heart, your heart now runs to other things than God, but you must, as you train a bad horse, make your feelings run to the loving God.” This is one of the four principles of worship or what they call in Vaishnava literature, shanta-rasa. Then the pupil says, “My Lord, the intellect takes me elsewhere from God, i.e. it wants to take me to positivism; please instruct me what am I to do?” “Yes”, replies Jesus, “You must love God with all your mind, i.e. when you perceive, conceive, remember, imagine and reason, you must not allow yourself to be a dry thinker but must love. Love alone can soften the dryness of the intellect, you must develop the intellect on all good and holy things by means of love of truth, spiritual beauty and harmony.” This is the second phase of Vaishnava development which passes by the name of dasya-rasa. The pupil then enquires whether the development of the affections and the intellect is quite enough for him. Then says the Lord, “You must love God with thy soul also, i.e. you must perceive yourself in spiritual communication with the Deity and receive holy revelations in your sublimest hours of worship.” This is called the sakhya-rasa of the Vaishnavas, — the soul approaching the Deity in holy and fearless service. The disciple apprehends that he will be lost in such a position and will be unable to act. Then the Savior tells him these words, “You must love God with all thy strength or will, — you are wrong in concluding that you will loose your active existence — you will get it the more. Work for God and work to God, proceeding from no interested views but from a holy free will (which is alone the strength of man) and identifying itself with pure love, will fully engross your attention.” This description is of bhakti in general. Then Jesus proceeds to tell us, “You must love man as thy brother.” From this is inferred the fourth phase of love which is a feeling that all men are brothers and God is their common Father. This is batsalya-rasa in its first stage of development.

Bhakti (love) is thus perceived in the very first development of the man in the shape of heart, then in the shape of mind, then in the shape of soul and lastly in the shape of will. These shapes do not destroy each other but beautifully harmonize themselves into a pure construction of what we call the spiritual man or the ekanta of Vaishnava literature. But there is another sublimer truth behind his fact which is revealed to a few that are prepared for it. We mean the spiritual conversion of the soul into a woman. It is in that sublime and lofty state in which the soul can taste the sweets of an indissoluble marriage with God of Love. The fifth or the highest stage of Vaishnava development is this, which we call madhura-rasa, and on this alone the most beautiful portion of the Vaishnava literature so ably expatiates. This phase of human life, mysterious as it is, is not attainable by all, nay, we should say, by any but “God’s own.” It is so very beyond the reach of common men that the rationalists and even the ordinary theists cannot understand it, nay, they go so far as to sneer a tit as something unnatural. Oh God! Reveal Thy most valuable truths to all so that Your own may not be numbered with the fanatics and the crazed and that the whole of mankind may be admitted as “Your own.”

 


1 Иисус Христос, отвечая на вопрос книжника о первой из всех заповедей, сказал: «“…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею” – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”. Иной большей сих заповеди нет» (от Марка, 12:30,31, а также от Матфея, 22:37–39). Этими словами Иисус Христос передает заповеди Ветхого Завета (Второзаконие, 6:4,5 и Левит, 19:18).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования