«Тхакур Харидас» (часть 7). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

Тхакур Харидас
(часть 7)1 

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из восьмого номера XXV тома за январь 1928 года)

 

Шри Харидас Тхакур много раз посещал Навадвипу. Там он останавливался в школе Шри Адвайты Прабху и воспевал санкиртану Святого Имени Господа Хари со Шривасом и другими преданными. В те времена Нимай Пандит, опьяненный божественной любовью, проявлял Свои игры в облике неугомонного ребенка, а затем Он с великим усердием явил игры учености. Отправившись в Гайя Дхаму и совершив погребальную церемонию для Своего отца у лотосоподобных стоп Шри Гададхара, Шри Гаурасундар проявил Свою лилу принятия духовного посвящения от Шрипада Ишвары Пури, великого санньясина, принадлежащего к сампрадае Шримад Мадхвачарьи. По возвращению же в Навадвипу Он стал величайшим преданным Кришны. Шри Адвайта, Шривас, Харидас, Мукунда и другие преданные Навадвипы, регулярно совершающие экстатический киртан Господа Хари, были несказанно удивлены и обрадованы теми немыслимыми преображениями, которые произошли с Нимаем Пандитом, Обладателем неисчислимых талантов. За короткое время Нимай Пандит принял руководство над всеми преданными, совершающими киртан, и с того времени радость киртана многократно возросла, заполнив каждый уголок в домах преданных, и, в особенности, дом Шриваса. Шри Тхакур Харидас и Шривас Пандит помогали устраивать эти упоительные киртаны. Вскоре Хари-санкиртана охватила всю Навадвипу. Несколько завистников, раздуваемых от гордости, поднаторевших в дебатах о шастрах и съедаемых от злости и высокомерия, выступили против этого киртана. Движимые завистью, они стали плести множество интриг, пытаясь помешать Шри Гаурасундару в Его божественном поиске Шри Кришны. В один из дней они прилюдно оскорбляли, в другой день строили коварные планы, а на третий день подбросили в дом Шриваса нечто отвратительное и грязное, пытаясь всеми правдами и неправдами помешать киртану Кришны. Они задействовали все свои порочные наклонности, такие как клевета, зависть, злоба и гнев, пытаясь запугать преданных, однако сила и мощь киртана только возрастала с каждым днем и вскоре, подобно гигантской приливной волне, затопила все сообщества города Навадвипы. Те препоны, что чинили эти интриганы, вместо того, чтобы навредить киртану, лишь вынесли на всеобщее обсуждение саму порочную изобретательность этих заговорщиков. Движимый состраданием к падшим дживам, Шри Гаурасундар сказал Шри Прабху Нитьянанде и Шри Тхакуру Харидасу: «О Нитьянанда и Харидас, выслушайте Меня внимательно. Исполняйте повсюду Мое повеление! Стучитесь в каждый дом и в качестве подаяния просите так: “Повторяйте Имя Кришны, служите Кришне и познавайте лишь Кришну”. Кроме этого не следует ничего просить или говорить. И вечером каждого дня приходите ко Мне и рассказывайте обо всем, что произошло».

Получив такой приказ Господа, Прабху Нитьянанда и Тхакур Харидас почтительно склонились перед Ним и отправились в путь. Они появлялись на пороге каждого дома и с такой просьбой обращались ко всем людям: «Повторяйте Имя Кришны, прославляйте Кришну и служите Кришне. Кришна – сама ваша жизнь и ваше богатство. Все мы существуем лишь ради Него одного. Братья, таково божественное положение Кришны. Прославляйте Кришну всем сердцем. Пойте “Кришна!”, служите Кришне и знайте одного лишь Кришну».

Так Шри Нитьянанда и Тхакур Харидас пели киртан, облаченные в одеяния санньясинов. Многие люди испытывали радость, слушая этот киртан, возвещающий главный метод преданного служения Богу. Однако находились и те, кто пытался всячески опорочить этих святых. Каждый вечер Шри Тхакур Харидас приближался к стопам Шримана Махапрабху и рассказывал о результатах дневной проповеди. В один из таких дней два проповедника столкнулись с величайшей опасностью в лице двух порочных брахманов, которых звали Джагай и Мадхай. Эти пьяницы и дебоширы захотели избить двух Прабху, проповедующих послание Господа, и тем пришлось спасаться бегством, чтобы не попасть в руки этим убийцам. Выслушав подробности нападения этих двух разбойников от Шри Тхакура Харидаса и услышав о детской непосредственности Прабху Нитьянанды, Прабху Адвайта предсказал Харидасу скорое освобождение этих братьев. Вскоре Джагай и Мадхай обосновались на берегу реки, недалеко от дома Махапрабху, и всю ночь слушали, как преданные поют киртан Кришны. Затем, когда однажды ночью Прабху Нитьянанда шел в дом Махапрабху, два брата-дебошира напали на Него. Опьянев от вина, Мадхавананда Бандопадхьяя (Мадхай) набросился на Нитьянанду и ударил его кулаком по голове. Из раны потекла кровь. Джагадананда (Джагай) попытался остановить Мадхая. Когда же Махапрабху в окружении преданных прибежал туда, Прабху Нитьянанда без гнева поведал Господу о великодушии Джагадананды. Так эти два брата-пьяницы обрели милость двух Прабху и, оставив свой преступный промысел, пообещали, что никогда больше не будут грешить!

Шри Тхакур Харидас поддерживал Шри Гаурасундара во всех Его деяниях. Мы знаем, что Тхакур Харидас был рядом с Господом в день божественных проявлений, во время киртанов, во время танца Махапрабху в настроении Деви в доме Чандрашекхара, и, по сути, в каждом значимом деянии Шри Гаурасундара. Той ночью, когда Гаурахари, Спаситель всего мира, решил освободить Кази и повел всех жителей в величественном киртане Господа Хари, и, в сопровождении семи групп Своих последователей, достиг резиденции Кази, Шри Тхакур Харидас возглавлял одну из групп киртана, совершаемого общиной вайшнавов.

В день великого описания всех прошлых событий в судьбе святого Тхакура Харидаса, Шриман Махапрабху Своими собственными устами поведал о величественной славе Своего чистого преданного. Услышав истории о святых прошлого из уст Харидаса, Шри Гаурахари выразил желание даровать Тхакуру благословение. В ответ на это благословение Харидас произнес следующие молитвы: «Пусть я всегда буду поддерживать свою жизнь прасадом, оставшимся от тех слуг, что всегда поклоняются Твоим лотосоподобным стопам. Пусть же эта преданность не оставит меня в каждом из моих последующих рождений! Да станет это моим долгом, моей семьей и моей религией! О любимец Шачи! Отец мироздания! Одари меня Своей милостью: сделай меня собакой и позволь мне служить Твоим преданным».

Услышав такую молитву Тхакура, Господь сказал: «Слушая твои святые слова даже мгновение, человек несомненно достигнет Меня. Я принимаю то почитание, что направлено на тебя. Я вечно присутствую в твоем теле. За все это время ты пленил Меня в своем сердце».

В связи с этими словами Шрила Тхакур Вриндаван Дас пишет: «Каста, семья, великие деяния и богатство – во всем этом нет никакой ценности. Без сокровища любви к Шри Кришне все напрасно. Независимо от того, в какой семье родился вайшнав, его положение высочайшее. Все шастры подтверждают это. Величайшее преступление – судить о вайшнаве по его происхождению. Из рождения в рождение человек будет ужасно страдать за такой грех. Вся слава Харидасу, величайшему преданному! Прикосновение к Харидасу очищает от всего греха! Даже боги стремятся прикоснуться к Харидасу! Даже священная Ганга желает, чтобы Харидас омылся в ней!»

Шри Тхакур Харидас проповедовал Святое Имя Господа Хари, путешествуя по всей Бенгалии, ненадолго останавливаясь в каждом селении. Однажды на своем пути Тхакур остановился в доме Сатьяраджа Кхана, гордости сообщества кайястх, и его сына Шри Рамананда-Басила, и пробыл там все четыре месяца Чатурмасьи, проповедуя и наставляя о славе и величии Святого Имени Господа. Даже и поныне в деревне Кулинграм, округ Бурдван, в том месте, где Тхакур Харидас совершал свой бхаджан, можно обнаружить древнюю святыню, посвященную вечному поклонению Шри Гауранге.

(продолжение следует)

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра дас

Редактор: Традиш дас

 

 

Thakur Haridas
(part 7)

Journal 'The Harmonist'
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur      

(No. 8, Vol. XXV, January 1928)

 

SHRI Thakur Haridas at times visited the town of Nabadvip. There he put up at the tol-house of Shri Advaita Prabhu and chanted the samkirtan of the Name of Hari in company of Shribash and the other devotees. At this period Nimai Pandit, overflowing with Divine Love, was exhibiting the sportiveness of a most restless child, and, later on, manifested equal zeal in the display of learning. Having repaired to Gaya Dham and there offered pinda to his deceased father at the lotus feet of Shri Gadadhar, Shri Gaursundar manifested, while, He was still at Gaya, the lila of accepting the favour of initiation from Shripad Ishvarpuri, a great sannyasin belonging to the sampradaya of Shrimad Madhvacharyya; and, on His return to Nabadvip, was transformed into an exclusive seeker after Krishna. Shri Advaita, Shribash, Haridas, Mukunda and other devotees, resident in Nabadvip, who delighted in the performance of the kirtan of Hari, were all highly encouraged beholding this unthinkable change of Nimai Pandit, the possessor of unbounded genius. Within a short time Nimai Pandit accepted the leadership of this community of the chanters of kirtan and thenceforward the joy of kirtan waxed stronger every clay in the homes of the devotees of Nabadvip and specially in the residence of Shribash. The principal helpers in these joyous performances of kirtan were Shri Thakur Haridas and Shribash. Hari-samkirtan attained such high intensity at Nabadvip that a few persons who were puffed up with the pride of worldliness, skilled in the wranglings of the shastras and full of malice and arrogance, became the opponents of kirtan. Actuated by this sentiment of hostility they set themselves to devise various methods for counteracting the efforts of Shri Gaursundar in His quest after Krishna. On a certain day by open abuse, another day by secret plotting, on a third day by throwing filthy substances into the house of Shribash, they tried to obstruct the progress of kirtan. The resources of wickedness — slander, envy, malice, anger etc. — being employed in harassing the devotees, the tide of kirtan with daily increasing vigour began all the more violently to agitate, to their deepest depths, the different communities of the town of Nabadvip. The obstacles that were devised by sinful persons plotting in secret, instead of preventing kirtan, only served to expose to the public gaze the wicked ingenuity of the plotters. And now moved by the miseries of the fallen jivas Shri Gaursundar thus spoke to Shri Prabhu Nityananda and Shri Thakur Haridas —

“Hear attentively, Nityananda, listen Haridas,
Carry everywhere this command of Mine —
Appearing before every dwelling beg this alms —
‘Say Krishna, serve Krishna, know only Krishna’
Speak or allow to be spoken nothing except this;
And, returning at close of each day, report to Me the result.”

Reverently, with the head bent in submission, receiving this command of the Lord Prabhu Nityananda and the revered Thakur Haridas, appearing at the door-steps of every dwelling, began to chant loudly these words —

“Say Krishna, chant Krishna, serve Krishna;
Krishna is life, Krishna is wealth, for Krishna alone we exist.
Such is Krishna, brother, chant Krishna with thy whole heart.
Say Krishna, serve Krishna, know only Krishna.”

Both of these chanters of kirtan wore the garb of sannyasins. Some of the people were delighted by listening to the kirtan song regarding it as the method of practicing devotion to God; but there were others who imputed various evil motives. Every evening Shri Thakur Haridas duly submitted at the feet of Shriman Mahaprabhu the result of the preaching of the day. On one of these days a great danger befell the two preachers through the animosity of two sinful brahmans who bore the names of Jagai and Madhai. Those robbers wanted to lay violent hands on the two Prabhus as they were preaching the word of God and they could only save themselves from the clutches of the murderers, who hotly chased them, by precipitate flight. On learning particulars of the attack by the two robbers from Shri Thakur Haridas and hearing of the child-like behavior of Prabhu Nityananda, Prabhu Advaita predicted to Haridas the impending deliverance of the two ruffians, Jagai and Madhai lying in wait close to the house of Mahaprabhu listened through the nights to the kirtan of Krishna sung by the devotees without, however, relaxing the vigour of their wicked attempts. At last as Prabhu Nityananda was one night coming to the house of Mahaprabhu the two robber brothers made an attack on Him. Madhabananda Bandopadhyaya under the influence of intoxicants having with all his strength struck Shri Prabhu Nityananda a blow with his fist and a stream of blood spurted out from the forehead of Prabhu Nityananda. At this Jagadananda interposed and made Madhai desist from his wickedness; and when Shri Mahaprabhu escorted by the brotherhood of His devotees reached the spot Prabhu Nityananda without anger informed the Lord of the magnanimity of Jagadananda. Forthwith the two robbers obtaining the mercy of the two Prabhus renounced their abominable trade and promised never again to sin in future!

Shri Thakur Haridas proved the main — stay of Shri Gaursundar in all His activities. We notice the presence of Thakur Haridas on the day of the great manifestation, on other days of kirtan, at the dance of Mahaprabhu in the mood of Devi at the house of Chandra-Shekhar, and in fact in every performance of Shri Gauranga. On the night when Gaur-Hari, the Savior of the world, in order to effect the deliverance of the Kazi, led the procession of all the citizens chanting the kirtan of Hari, escorted by seven bands of His followers, to the residence of the Kazi, Shri Thakur Haridas was the foremost leader of the dancing chanters of kirtan performed by the original community of Vaishnavas.

On the day of the great manifestation by expatiating on all the past incidents in the career of the holy Thakur; Shriman Mahaprabhu openly proclaimed the glory of the matchless devotee with His own holy mouth. Having listened to the stories of former sadhus from the lips of Haridas Shri Gaur-Hari expressed His wish to confer a suitable boon on the Thakur. In praying for the boon Haridas said —

“May I ever subsist on the leavings of those servants
Who adore Thy feet;
May this be my devotion at every birth;
May those leavings be my duty, family, religion.
Darling of Shachi, Father, vouchsafe this favours —
Making me a dog, put me in the abode of Thy devotee.”

Having heard this prayer of the Thakur the Lord thus spoke its fulfillment —

“With whom you hold speech even for the space of half a second
Will assuredly attain unto Me;
Who so ever regards you regards Me;
I ever dwell in thy body;
For all time you have bound Me fast to your heart.”

In this connection Shrila Thakur Brindabandas writes —

“Caste, family, high deeds, wealth are of no avail;
Without longing for the treasure of love Krishna is not gained.
Whatever may be the family in which the Vaishnava is born,
Yet is he the best, as all the shastras say.
The base sinner who considers the caste of the Vaishnava
Sinks into the lowest depths of being birth after birth.
All glory to Haridas, the great devotee!
All sins vanish by the touch of Haridas!
The gods themselves covet the touch of Haridas!
Even the sacred Ganges longs for the immersion of Haridas!”

Shri Thakur Haridas preached the Name of Shri Hari by frequent journeys to different parts of Bengal stopping for sometime at each place. On one occasion the Thakur stayed in this manner at the house of Satyaraj Khan, the pride of the kayastha community, and of his son Shri Ramananda-Basil, all through the period of Chaturmasya, in order to preach and teach by example the mystery of the Holy Name. Even to this day, at the village of Kulingram, in the District of Burdwan, on the site of the devotional practices of Thakur Haridas, is to be found the ancient establishment of the eternal worship of Shri Gauranga.

(to be continued)

The author is unknown

 


1 Вы также можете обратиться
к первойвторойтретьей,
четвертойпятой  и шестой
частям этой статьи.

← 1 декабря 2010 года. Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа в Москве, в Культурном центре на Кисельном. ·• Архив новостей •· «За пределами религии и писаний» (часть 4). Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 26 июня 2001 года. Москва, ВДНХ →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования