«Урок богословия» (часть 2). Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Урок богословия
(часть 2) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из второго номера XXV тома за июль 1927 года)

 

Ачарья (учитель, наставляющий собственным примером) доктрины чиннирвишеша-вада (дифференцированной интеллектуальной реальности)1 Шри Шанкара принял систему поклонения пяти богам (панчопасана) в качестве эффективного компромисса между этими четырьмя пурушартхами (религиозностью, мирским достоянием, чувственным наслаждением и освобождением). В панчаратре (системе, включающей пять различных областей знания) труд «Пуруша-самхита» утверждает, что человек обретает религиозные заслуги, поклоняясь Солнцу (Сурье), поклоняясь Ганешу он накапливает мирские богатства, поклонение Шакти (женской энергии) приводит к чувственным удовольствиям, а поклонение Шиве, или Рудре, — к освобождению. Согласно философии такого поклонения, преследующего сугубо временные блага (анитья), при котором объект поклонения воспринимается поклоняющимся как реально-нереальный или временный (ачит или анитья), в процессе его на стадии сиддхи (совершенства) различие между поклоняющимся и объектом поклонения полностью исчезает, и подобное единение (адвайта-сиддхи) или состояние полного слияния (нирвишеша) объявляется высочайшей целью. По этой причине то поклонение Вишну, что основано на своекорыстных желаниях (речь идет об особом поклонении Дадхивамане для избавления от болезни, скорби и страха) также следует считать частью панчопасаны (поклонения пяти богам), поскольку в случае подобного поклонения цель — уничтожение поклоняющегося, или, иными словами, достижение однородного Брахмана через полное самоустранение индивидуального «я». Таким образом мы видим, что поклонение пяти богам, основанное на подобных доктринах, не может быть «высочайшим (парама) долгом», или «вечной (шашвата), неизменной (санатана) и постоянной (нитья) дхармой дживы».

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) говорится:

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо
йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄
йайа̄тма̄ супрасӣдати2

Смысл этого стиха в том, что высочайшая дхарма человека пробуждается благодаря религиозной вере (бхакти) в трансцендентного Бога (Адхокшаджу). Подобная вера должна обладать двумя отличительными особенностями: (1) быть беспричинной (ахаитуки) и (2) непрерывной (апратихата), и только такая вера может принести удовлетворение душе. Слово «адхокшаджа», приведенное в этом стихе, означает «Тот, Кто трансцендентен для восприятия физических чувств». (В «Шри Бхагават-сандарбхе» Шри Дживы Госвами сказано:) адхахкритам атикрантам индрийа-джам гйанам йена сах — «Бытие Господа лежит за пределами всего знания дживы, которое она обретает посредством мирских чувств». Адхокшаджа — это Шри Кришна. Он всегда оставляет за Собой полное право наслаждаться как пожелает, и все эти наслаждения Бога невозможно понять или узреть посредством того знания, что порождается физическими чувствами воплощенных существ (животных, людей, богов и других). Любовь (прити) к трансцендентной реальности, что возникает благодаря практике этой высочайшей дхармы, называется бхакти, или сева (служение) (бхадж дхатух севайам), которая не содержит в себе никаких побочных мотиваций и всегда непрерывна. Если поклонение Господу основано на желании религиозных заслуг, мирских богатств, чувственного наслаждения или освобождения, то это не шуддха-бхакти (безраздельная преданность). Временное проявление бхакти, которое зависит от места, времени или цели, также не является безраздельной преданностью Богу. Подлинная преданность беспричинна (ахаитуки), иными словами, она вызвана лишь божественной любовью к трансцендентному объекту поклонения, непрерывна, то есть никогда не прекращается, и лишь она одна способна принести удовлетворение душе (атману). В этом контексте душа не имеет никакого отношения к бренному телу, сотворенному пятью элементами (панча-бхаутика) и обладающему десятью органами чувств, а также никак не связана с умом (манасом), одиннадцатым элементом — той движущей силой, что управляет всеми органами чувств. Вся деятельность тела и ума дживы направлена лишь на удовлетворение чувств дживы, а не на любовь к трансцендентному. Служение трансцендентному или преданность Богу — это вовсе не удовлетворение мирских чувств. «Шри Нарада-панчаратра» заявляет, что подлинная преданность Богу означает «с любовью направлять все свои чувства (хришика) исключительно на служение Господу Вишну, Владыке всех чувств». Свободная от всех примесей (шуддха) преданность Богу не покрыта двумя слоями грубой и тонкой материи и направлена лишь на служение Господу Вишну. Однако из-за преобладания знания, порожденного чувствами, и неприятия служения трансцендентному миру, это стремление к безраздельной преданности Богу покрыто вместе с душой двумя покровами, то есть грубой и тонкой материальной обусловленностью.

(продолжение следует)

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас

Редактор: Традиш Дас
Составители примечаний: Динашрая Дас, Традиш Дас

 

 

English

Religious Views
(part 2)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur 

(No. 2, Vol. XXV, July 1927)

 

The acharyya (teacher by his personal example) of the doctrine of ‘differentiated intelligent reality’ (chinnirvishesa vada) Shree Shankara adopting the system of worship of the five gods (panchopasana) has effected a compromise between religious merit, worldly prosperity, sensual gratification and emancipation. In the pancharatra (system inculcating five different knowledge) work Purusha Samhita it is laid down that man worships the Sun (Surya) for obtaining religious merit, Ganesha for worldly prosperity, Shakti (female energy) for sensuous gratification and Shiva or Rudra for emancipation. In their opinion, on the attainment of success (siddhi) consequent on a course of worship which is a pursuit of the temporary (anitya) in which the object of worship is to be understood by the worshipper as being really unreal or temporary (achit or anitya); the difference between, or the specifications of, the worshipped and the worshipper disappears, and with this ‘realisation of unity’ (advaita-siddhi) or the ‘undifforentiated state’ (nirvishesha) the ultimate object of desire is gained. For this reason the form of the worship of Vishnu that is based on selfish desire (e.g. at certain places the worship of Dadhivamana for getting rid of disease, sorrow, fear) is also classed with the ‘worship of the five’; — in the case of such Vishnu-worship also the end that is desired is the ‘destruction of the worshipped’ or ‘the attainment of the undifferentiated Brahman in the form of the complete elision of the individual self.’ Therefore we see that the ‘worship of the five’ based on these doctrines can by no means ever be the ‘highest (parama) duty’, or ‘the eternal (shashvata), permanent (sanatana) and constant (nitya) dharma of the jiva.’

Hence the Shreemad Bhagabata [1.2.6] has said —

sa vai puṁsāṁ paro dharmo
yato bhaktir adhokṣaje
ahaituky apratihatā
yayātmā suprasīdati3

Or in other words that by means of which bhakti (devotional faith) in the adhokshaja (the transcendental Godhead) is aroused is the highest dharma of man. Such devotional faith possesses two distinguishing features viz, — (1) it is ahaituki (causeless) (2) it is apratihata (uninterrupted); and it is only by such devotional faith that the soul is well satisfied. The word ‘adhokshaja’ that has been used in the passage quoted means “He by Whom the knowledge that is born of the senses is transcended”. Adhahkritam atikrantam indriya-jam gyanam yena sah that is to say, “He who exists beyond the scope of' all knowledge of the jiva that is born of the senses”; — He is Shree Krishna To him is assured ‘the right reserved’ of enjoying Himself in ways that are beyond the reach of the knowledge born of the senses of horizontally-moving animals, man, gods etc. etc. The love (preeti) towards this transcendental reality that is produced by the practice of the highest dharma is known as bhakti (devotional faith) — seva (service,bhaj dhatuh sevayam), which is not based on any adventitious cause and which is ever uninterrupted. And the worship that is ordinarily found enacted of the object of worship based on the desires for religious merit, worldly prosperity, sensuous gratification and emancipation, is not shuddha bhakti (pure devotion); and the temporary excitation of bhakti (devotion) that is due to peculiarities of place, time or object, being interruptible and distortable by time, is therefore, also not pure devotion. The devotion that is causeless (ahaituki), or in other words, which is based on the desire for the exclusive love for the transcendental object of worship; and which is uninterruptable or without intermission, by such devotion alone the satisfaction of the ‘soul’ (atman) is obtained. Here the word ‘soul’ does not mean merely the perishable body ‘male up of the five elements’ (pancha-bhautika) with the ten organs of sense, nor does it mean the mind (manas) ‘the eleventh sense’ the propeller or ruler of the aggregate of the sense-organs. All effort by the body or the mind of the jiva is only gratification of the senses of the jiva and is not the love of the transcendent. The service of the transcendent or devotion is not really gratification of the senses. The Shree Narada-pancharatra says, “By means of all the senses (hrishika) exclusively to desire the love of Vishnu Who is the Lord of all the senses, is devotion.” This devotion is not covered up by the twin conditions of gross and subtle matter, and by reason of its ending in signifying the service of Vishnu it is shuddha or free from impurity. It is on account of the predominance of the knowledge born of the senses and aversion to the service of the transcendent, that the impulse of pure devotion and the ‘soul’ have been covered up, in the state of bondage of the jiva, by those two gross and subtle conditions. 

(to be continued)

The author is unknown

 


1 Чиннирвишеша-вада — одна из основополагающих концепций философии адвайты – нирвишеша чин матрам брахма — Брахман не имеет атрибутов, Он — само Знание и ничего, кроме Него, не существует. Сам Брахман не дифференцирован, внутри Него нет различий, однако кажется, что в Нем есть какие-то различия, поскольку Он покрыт авидьей, иллюзией. Как Брахман покрывается авидьей, в учении Шанкарачарьи не объясняется — эта проблема считается неразрешимой для ума (анирвачанийа) (прим. Динашраи Даса).

2 «Высшее занятие [дхарма] для всех людей — такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

3 The supreme occupation [dharma] for all humanity is that by which men can attain to loving devotional service unto the transcendent Lord. Such devotional service must be unmotivated and uninterrupted to completely satisfy the self.”




←  "Как можно помочь": Обращение Шрилы Авадхута Махараджа к преданным Миссии ·• Архив новостей •· Сахадев Прабху. 11 июля 2011 года. Москва, Кисельный  →
Russian

Урок богословия
(часть 2) 

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из второго номера XXV тома за июль 1927 года)

 

Ачарья (учитель, наставляющий собственным примером) доктрины чиннирвишеша-вада (дифференцированной интеллектуальной реальности)1 Шри Шанкара принял систему поклонения пяти богам (панчопасана) в качестве эффективного компромисса между этими четырьмя пурушартхами (религиозностью, мирским достоянием, чувственным наслаждением и освобождением). В панчаратре (системе, включающей пять различных областей знания) труд «Пуруша-самхита» утверждает, что человек обретает религиозные заслуги, поклоняясь Солнцу (Сурье), поклоняясь Ганешу он накапливает мирские богатства, поклонение Шакти (женской энергии) приводит к чувственным удовольствиям, а поклонение Шиве, или Рудре, – к освобождению. Согласно философии такого поклонения, преследующего сугубо временные блага (анитья), при котором объект поклонения воспринимается поклоняющимся как реально-нереальный или временный (ачит или анитья), в процессе его на стадии сиддхи (совершенства) различие между поклоняющимся и объектом поклонения полностью исчезает, и подобное единение (адвайта-сиддхи) или состояние полного слияния (нирвишеша) объявляется высочайшей целью. По этой причине то поклонение Вишну, что основано на своекорыстных желаниях (речь идет об особом поклонении Дадхивамане для избавления от болезни, скорби и страха) также следует считать частью панчопасаны (поклонения пяти богам), поскольку в случае подобного поклонения цель – уничтожение поклоняющегося, или, иными словами, достижение однородного Брахмана через полное самоустранение индивидуального «я». Таким образом мы видим, что поклонение пяти богам, основанное на подобных доктринах, не может быть «высочайшим (парама) долгом», или «вечной (шашвата), неизменной (санатана) и постоянной (нитья) дхармой дживы».

В «Шримад-Бхагаватам» (1.2.6) говорится:

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо
йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄
йайа̄тма̄ супрасӣдати2

Смысл этого стиха в том, что высочайшая дхарма человека пробуждается благодаря религиозной вере (бхакти) в трансцендентного Бога (Адхокшаджу). Подобная вера должна обладать двумя отличительными особенностями: (1) быть беспричинной (ахаитуки) и (2) непрерывной (апратихата), и только такая вера может принести удовлетворение душе. Слово «адхокшаджа», приведенное в этом стихе, означает «Тот, Кто трансцендентен для восприятия физических чувств». (В «Шри Бхагават-сандарбхе» Шри Дживы Госвами сказано:) адхахкритам атикрантам индрийа-джам гйанам йена сах – «Бытие Господа лежит за пределами всего знания дживы, которое она обретает посредством мирских чувств». Адхокшаджа – это Шри Кришна. Он всегда оставляет за Собой полное право наслаждаться как пожелает, и все эти наслаждения Бога невозможно понять или узреть посредством того знания, что порождается физическими чувствами воплощенных существ (животных, людей, богов и других). Любовь (прити) к трансцендентной реальности, что возникает благодаря практике этой высочайшей дхармы, называется бхакти, или сева (служение) (бхадж дхатух севайам), которая не содержит в себе никаких побочных мотиваций и всегда непрерывна. Если поклонение Господу основано на желании религиозных заслуг, мирских богатств, чувственного наслаждения или освобождения, то это не шуддха-бхакти (безраздельная преданность). Временное проявление бхакти, которое зависит от места, времени или цели, также не является безраздельной преданностью Богу. Подлинная преданность беспричинна (ахаитуки), иными словами, она вызвана лишь божественной любовью к трансцендентному объекту поклонения, непрерывна, то есть никогда не прекращается, и лишь она одна способна принести удовлетворение душе (атману). В этом контексте душа не имеет никакого отношения к бренному телу, сотворенному пятью элементами (панча-бхаутика) и обладающему десятью органами чувств, а также никак не связана с умом (манасом), одиннадцатым элементом – той движущей силой, что управляет всеми органами чувств. Вся деятельность тела и ума дживы направлена лишь на удовлетворение чувств дживы, а не на любовь к трансцендентному. Служение трансцендентному или преданность Богу – это вовсе не удовлетворение мирских чувств. «Шри Нарада-панчаратра» заявляет, что подлинная преданность Богу означает «с любовью направлять все свои чувства (хришика) исключительно на служение Господу Вишну, Владыке всех чувств». Свободная от всех примесей (шуддха) преданность Богу не покрыта двумя слоями грубой и тонкой материи и направлена лишь на служение Господу Вишну. Однако из-за преобладания знания, порожденного чувствами, и неприятия служения трансцендентному миру, это стремление к безраздельной преданности Богу покрыто вместе с душой двумя покровами, то есть грубой и тонкой материальной обусловленностью.

(продолжение следует)

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас

Редактор: Традиш Дас
Составители примечаний: Динашрая Дас, Традиш Дас

 

 

English

Religious Views
(part 2)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur 

(No. 2, Vol. XXV, July 1927)

 

The acharyya (teacher by his personal example) of the doctrine of ‘differentiated intelligent reality’ (chinnirvishesa vada) Shree Shankara adopting the system of worship of the five gods (panchopasana) has effected a compromise between religious merit, worldly prosperity, sensual gratification and emancipation. In the pancharatra (system inculcating five different knowledge) work Purusha Samhita it is laid down that man worships the Sun (Surya) for obtaining religious merit, Ganesha for worldly prosperity, Shakti (female energy) for sensuous gratification and Shiva or Rudra for emancipation. In their opinion, on the attainment of success (siddhi) consequent on a course of worship which is a pursuit of the temporary (anitya) in which the object of worship is to be understood by the worshipper as being really unreal or temporary (achit or anitya); the difference between, or the specifications of, the worshipped and the worshipper disappears, and with this ‘realisation of unity’ (advaita-siddhi) or the ‘undifforentiated state’ (nirvishesha) the ultimate object of desire is gained. For this reason the form of the worship of Vishnu that is based on selfish desire (e.g. at certain places the worship of Dadhivamana for getting rid of disease, sorrow, fear) is also classed with the ‘worship of the five’; — in the case of such Vishnu-worship also the end that is desired is the ‘destruction of the worshipped’ or ‘the attainment of the undifferentiated Brahman in the form of the complete elision of the individual self.’ Therefore we see that the ‘worship of the five’ based on these doctrines can by no means ever be the ‘highest (parama) duty’, or ‘the eternal (shashvata), permanent (sanatana) and constant (nitya) dharma of the jiva.’

Hence the Shreemad Bhagabata [1.2.6] has said —

sa vai puṁsāṁ paro dharmo
yato bhaktir adhokṣaje
ahaituky apratihatā
yayātmā suprasīdati3

Or in other words that by means of which bhakti (devotional faith) in the adhokshaja (the transcendental Godhead) is aroused is the highest dharma of man. Such devotional faith possesses two distinguishing features viz, — (1) it is ahaituki (causeless) (2) it is apratihata (uninterrupted); and it is only by such devotional faith that the soul is well satisfied. The word ‘adhokshaja’ that has been used in the passage quoted means “He by Whom the knowledge that is born of the senses is transcended”. Adhahkritam atikrantam indriya-jam gyanam yena sah that is to say, “He who exists beyond the scope of' all knowledge of the jiva that is born of the senses”; — He is Shree Krishna To him is assured ‘the right reserved’ of enjoying Himself in ways that are beyond the reach of the knowledge born of the senses of horizontally-moving animals, man, gods etc. etc. The love (preeti) towards this transcendental reality that is produced by the practice of the highest dharma is known as bhakti (devotional faith) — seva (service,bhaj dhatuh sevayam), which is not based on any adventitious cause and which is ever uninterrupted. And the worship that is ordinarily found enacted of the object of worship based on the desires for religious merit, worldly prosperity, sensuous gratification and emancipation, is not shuddha bhakti (pure devotion); and the temporary excitation of bhakti (devotion) that is due to peculiarities of place, time or object, being interruptible and distortable by time, is therefore, also not pure devotion. The devotion that is causeless (ahaituki), or in other words, which is based on the desire for the exclusive love for the transcendental object of worship; and which is uninterruptable or without intermission, by such devotion alone the satisfaction of the ‘soul’ (atman) is obtained. Here the word ‘soul’ does not mean merely the perishable body ‘male up of the five elements’ (pancha-bhautika) with the ten organs of sense, nor does it mean the mind (manas) ‘the eleventh sense’ the propeller or ruler of the aggregate of the sense-organs. All effort by the body or the mind of the jiva is only gratification of the senses of the jiva and is not the love of the transcendent. The service of the transcendent or devotion is not really gratification of the senses. The Shree Narada-pancharatra says, “By means of all the senses (hrishika) exclusively to desire the love of Vishnu Who is the Lord of all the senses, is devotion.” This devotion is not covered up by the twin conditions of gross and subtle matter, and by reason of its ending in signifying the service of Vishnu it is shuddha or free from impurity. It is on account of the predominance of the knowledge born of the senses and aversion to the service of the transcendent, that the impulse of pure devotion and the ‘soul’ have been covered up, in the state of bondage of the jiva, by those two gross and subtle conditions. 

(to be continued)

The author is unknown

 


1 Чиннирвишеша-вада – одна из основополагающих концепций философии адвайты – нирвишеша чин матрам брахма – Брахман не имеет атрибутов, Он – само Знание и ничего, кроме Него, не существует. Сам Брахман не дифференцирован, внутри Него нет различий, однако кажется, что в Нем есть какие-то различия, поскольку Он покрыт авидьей, иллюзией. Как Брахман покрывается авидьей, в учении Шанкарачарьи не объясняется – эта проблема считается неразрешимой для ума (анирвачанийа) (прим. Динашраи Даса).

2 «Высшее занятие [дхарма] для всех людей – такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному преданному служению трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое преданное служение должно быть бескорыстным и непрерывным».

3 The supreme occupation [dharma] for all humanity is that by which men can attain to loving devotional service unto the transcendent Lord. Such devotional service must be unmotivated and uninterrupted to completely satisfy the self.”


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования