«Где преданность, там вечность». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 21 июля 2002 года. Колката, Индия


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Где преданность, там вечность

(21 июля 2002 года. Колката, Индия)

 

Вопрос: Гурудев, в одной из своих бесед Шрила Гуру Махарадж говорит: «Шрила Бхактивинод Тхакур написал: “По воле Кришны даже существование дживы, души, может быть прекращено, остановлено”. На основании вышесказанного, истинно ли такое представление?

Шрила Говинда Махарадж: Сотворенные живые существа полностью зависимы от воли Бога. Если Господь хочет, чтобы мы были вечными, мы будем вечными; если Он хочет, чтобы нас не стало, наше существование прекратится. Желательна для дживы вечная жизнь или нежелательна, это решает Кришна.

Он — все и вся, и наш единственный долг просто служить Ему, без личных желаний, без требований, не желая вечной жизни. Вечная жизнь — Его удел, не наш.

В «Субъективной эволюции сознания», в главе «Тезис, антитезис и синтез» Шрила Гуру Махарадж говорит: «Он (Кришна) один знает цель всего… Он один знает Свои пути; никто другой не может их знать. Мы можем знать об этом только в той степени, в которой Он позволяет нам знать. И это также может измениться по Его сладостной воле».

Кришна может уничтожить нас, и все, что мы способны знать о Нем, может измениться в любое время по Его сладостной воле. Это значит, что мы не в состоянии познать что-либо духовное, явленное в священных писаниях, или материальное, поэтому мы можем только служить Кришне и воспевать Его Святое Имя. Только в этом состоит наш сладостный долг. Иными словами, знать Господа Шри Кришну значит просто знать, что познать Его невозможно, хотя иногда Он даже может открыть нам проблеск Своей красоты. В этом заключена своеобразная горькая сладость, которая влечет нас к Кришне особым образом, открывающим нашу беспомощность и зависимость от Него. Это высочайшее явление.

Вопросы: 1) Правда ли то, что не существует гарантии вечного существования дживы? 2) Что бы Кришна ни открывал нам, Он может опять скрыть это? Является ли восьмой стих «Шикшаштакам» выраженной в поэтической форме сутью вышесказанного?

Шрила Говинда Махарадж: Все сущее — энергия Кришны, и Кришна — Верховная Личность Бога. Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣. Он Верховная Личность Бога, сач-чид-а̄нанда-виграхах̣1. Если Он вечен, тогда Его луч, джива, душа, также должна быть вечной. Но по Его божественной воле все возможно. В этом случае наша вечность (или не-вечность) или что угодно зависит от божественной воли Кришны. На самом деле, эта истина сурова.

Вечный характер игр Кришны, происходящих во Враджа Дхаме, никоим образом не будет изменен. Но то, что происходит с джива-шакти и майя-шакти, пара-шакти и апара-шакти, по воле Кришны может стать вечным или невечным, бхеда и абхеда. Махапрабху провозгласил: ачинтья-бхедабхеда. Это возможно.

Шрила Гуру Махарадж сказал в «Субъективной эволюции сознания», что один Кришна знает смысл всего. Но какова форма этого? Эта форма создается в этом бренном мире Санкаршаной, Нараяной, Маха-Вишну, но игры Кришны, которые происходят во Враджа Дхаме, никогда и никоим образом не будут прекращены. Желание или нежелание Кришны действуют в этом случае, потому что Кришна наслаждается в этой обители. Он лично наслаждается этой обителью, параферналиями и прочим в обществе Своих слуг, которым присущи настроения шанты, дасьи, сакхьи, ватсальи и мадхурьи (умиротворенность, служение, дружба, родительские отношения и супружество), и все это происходит вечно. Но в низшем измерении бытия то, что исходит из Маха-Вишну и других ипостасей Бога, — все это зависит от воли Кришны.

Шрила Бхактивинод Тхакур сказал, что вечное или конечное происходит по воле Кришны. Мы должны принять мнение Бхактивинода Тхакура. В обители Кришны царит вечность, и джива, душа, которая вступает в эту обитель, также обретает вечность. Ниже этой обители существуют столь многие вечные миры, столь многие вечные формы Господа! И дживы, души, могут вступить в эти обители, такие как миры Дашаватары, Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну, — все зависит от воли Всевышнего. Когда Маха-Вишну погружается в сон, все дживы-души входят в Него. Во время маха-нидры все творение входит обратно в Него.

Вечность очень сурова, если Всевышний не являет Себя в играх, ибо тогда мы не в состоянии ничего постичь, это невозможно. Шрила Кавирадж Госвами сказал: «Кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара лила̄»2Йатека кхела̄, сладостная игра Сладостного Абсолюта, и она вечна. Но другие явления по воле Кришны обретают вечность, и эта вечность также прерывается по воле Кришны. Это факт. Вечность приходит по воле Кришны, потому что Он обладает высшей волей. Он вручил Свои игры, абсолютно все, заботе Йога-майи, и принял прибежище в этой Майе. Игра Сладостного Абсолюта не может быть временной, преходящей — в ней все вечно. Джйотир-абхантаре рупам, атулам шйамасундарам. Итак, вплоть до брахмаджьоти вечное и временное — это ачинтья-бхедабхеда (непостижимое одновременное тождество и различие), — возможно и невозможно, и то, и другое присутствует по воле Кришны.

Ваш вопрос: «Правда ли, что не существует гарантии вечности дживы, души?» Когда джива, душа, вступает в игры Господа Кришны, только там существует гарантия вечности. На других же планах бытия такая гарантия также есть всегда, но возможно, что по воле Кришны эта вечность прекратится.

По божественному желанию Кришна может явить нам Себя, но Он может и укрыться от нас — все возможно.

Мы можем увидеть эту истину в восьмом стихе «Шикшаштакам». Если джива, душа, полностью предана воле Кришны и получает доступ в Его игры, там ей гарантирована вечность. В противном случае, хотя уничтожения души обычно не происходит, но, когда возникает вопрос «Возможно это или нет?», мы должны признать: «Это возможно по воле Кришны».

Однажды вступив в игры Кришны, нельзя быть изгнанным. Этого не произойдет с тем, кто полностью предан Кришне и тверд в Кришна-концепции: а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м — «Он обнимет меня или оттолкнет, Он волен поступать, как Ему угодно». Таков смысл этой шлоки.

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м
адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄
йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о
мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва напа̄рах̣
3

Значение этой шлоки таково: Он — мое сердце и душа, Он — мой Владыка, Он — все для меня. Он может отвергнуть меня или обнять, на все Его воля. Когда джива, душа, предается Кришне, Кришна занимает асану, место в ее сердце. Тогда сразу же душа вступает в игры Кришны, и в них она занимает вечное положение. Это не концепция Брахмана, не концепция Параматмы, это концепция Бхагавана — иначе близкие отношения были бы невозможны! И тогда наступает вечность.

Существование живого существа вечно, но по воле Кришны любая реалия может быть уничтожена. Если этой силы нет у Кришны, тогда это не Кришна. Кришна обладает силой, и благодаря Своему могуществу Он может делать все, что захочет. Но Кришна связан силой Йога-майи. Кришна Сам передал всю Свою силу Йога-майе, и Он, подобно Рамачандре, может забыть, что Он Бог. Рамачандра думает: «Я кшатрий, воин». Абхиман и нара-лила. Его игры всегда носят полностью человеческий характер. Но поскольку Он — Всевышний, Он контролирует всю силу, энергию. Существуют концепции Брахмана, Параматмы и Бхагавана.

Где есть преданность, всегда присутствует вечность, а где существует недостаток преданности, там возможно все (как вечное, так и временное).

Джай Гуру Махарадж!

 


1 Цитируется первый стих пятой главы «Брахма-самхиты»: ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣, сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам — «Кришна, известный как Говинда — Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам — начало всего сущего и Причина всех причин».

2 «Кришна — Всевышний. Его облик подобен человеческому…» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

3 «Кришна может обнять Меня с любовью, а может и оттолкнуть. Он может разбить Мое сердце, не показываясь Мне. Он волен делать все, что захочет Все равно Он вечно будет единственным Господом всей Моей жизни» («Шри Шикшаштакам», 8).




←  «Самореализация и служение». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 2003 год ·• Архив новостей •· Проповедь Шрипада Авадхута Махараджа. Ноябрь 2009 года. Сочи  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Где преданность, там вечность

(21 июля 2002 года. Колката, Индия)

 

Вопрос: Гурудев, в одной из своих бесед Шрила Гуру Махарадж говорит: «Шрила Бхактивинод Тхакур написал: “По воле Кришны даже существование дживы, души, может быть прекращено, остановлено”. На основании вышесказанного, истинно ли такое представление?

Шрила Говинда Махарадж: Сотворенные живые существа полностью зависимы от воли Бога. Если Господь хочет, чтобы мы были вечными, мы будем вечными; если Он хочет, чтобы нас не стало, наше существование прекратится. Желательна для дживы вечная жизнь или нежелательна, это решает Кришна.

Он – все и вся, и наш единственный долг просто служить Ему, без личных желаний, без требований, не желая вечной жизни. Вечная жизнь – Его удел, не наш.

В «Субъективной эволюции сознания», в главе «Тезис, антитезис и синтез» Шрила Гуру Махарадж говорит: «Он (Кришна) один знает цель всего… Он один знает Свои пути; никто другой не может их знать. Мы можем знать об этом только в той степени, в которой Он позволяет нам знать. И это также может измениться по Его сладостной воле».

Кришна может уничтожить нас, и все, что мы способны знать о Нем, может измениться в любое время по Его сладостной воле. Это значит, что мы не в состоянии познать что-либо духовное, явленное в священных писаниях, или материальное, поэтому мы можем только служить Кришне и воспевать Его Святое Имя. Только в этом состоит наш сладостный долг. Иными словами, знать Господа Шри Кришну значит просто знать, что познать Его невозможно, хотя иногда Он даже может открыть нам проблеск Своей красоты. В этом заключена своеобразная горькая сладость, которая влечет нас к Кришне особым образом, открывающим нашу беспомощность и зависимость от Него. Это высочайшее явление.

Вопросы: 1) Правда ли то, что не существует гарантии вечного существования дживы? 2) Что бы Кришна ни открывал нам, Он может опять скрыть это? Является ли восьмой стих «Шикшаштакам» выраженной в поэтической форме сутью вышесказанного?

Шрила Говинда Махарадж: Все сущее – энергия Кришны, и Кришна – Верховная Личность Бога. Ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣. Он Верховная Личность Бога, сач-чид-а̄нанда-виграхах̣1. Если Он вечен, тогда Его луч, джива, душа, также должна быть вечной. Но по Его божественной воле все возможно. В этом случае наша вечность (или не-вечность) или что угодно зависит от божественной воли Кришны. На самом деле, эта истина сурова.

Вечный характер игр Кришны, происходящих во Враджа Дхаме, никоим образом не будет изменен. Но то, что происходит с джива-шакти и майя-шакти, пара-шакти и апара-шакти, по воле Кришны может стать вечным или невечным, бхеда и абхеда. Махапрабху провозгласил: ачинтья-бхедабхеда. Это возможно.

Шрила Гуру Махарадж сказал в «Субъективной эволюции сознания», что один Кришна знает смысл всего. Но какова форма этого? Эта форма создается в этом бренном мире Санкаршаной, Нараяной, Маха-Вишну, но игры Кришны, которые происходят во Враджа Дхаме, никогда и никоим образом не будут прекращены. Желание или нежелание Кришны действуют в этом случае, потому что Кришна наслаждается в этой обители. Он лично наслаждается этой обителью, параферналиями и прочим в обществе Своих слуг, которым присущи настроения шанты, дасьи, сакхьи, ватсальи и мадхурьи (умиротворенность, служение, дружба, родительские отношения и супружество), и все это происходит вечно. Но в низшем измерении бытия то, что исходит из Маха-Вишну и других ипостасей Бога, – все это зависит от воли Кришны.

Шрила Бхактивинод Тхакур сказал, что вечное или конечное происходит по воле Кришны. Мы должны принять мнение Бхактивинода Тхакура. В обители Кришны царит вечность, и джива, душа, которая вступает в эту обитель, также обретает вечность. Ниже этой обители существуют столь многие вечные миры, столь многие вечные формы Господа! И дживы, души, могут вступить в эти обители, такие как миры Дашаватары, Маха-Вишну, Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну, – все зависит от воли Всевышнего. Когда Маха-Вишну погружается в сон, все дживы-души входят в Него. Во время маха-нидры все творение входит обратно в Него.

Вечность очень сурова, если Всевышний не являет Себя в играх, ибо тогда мы не в состоянии ничего постичь, это невозможно. Шрила Кавирадж Госвами сказал: «Кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара лила̄»2Йатека кхела̄, сладостная игра Сладостного Абсолюта, и она вечна. Но другие явления по воле Кришны обретают вечность, и эта вечность также прерывается по воле Кришны. Это факт. Вечность приходит по воле Кришны, потому что Он обладает высшей волей. Он вручил Свои игры, абсолютно все, заботе Йога-майи, и принял прибежище в этой Майе. Игра Сладостного Абсолюта не может быть временной, преходящей – в ней все вечно. Джйотир-абхантаре рупам, атулам шйамасундарам. Итак, вплоть до брахмаджьоти вечное и временное – это ачинтья-бхедабхеда (непостижимое одновременное тождество и различие), – возможно и невозможно, и то, и другое присутствует по воле Кришны.

Ваш вопрос: «Правда ли, что не существует гарантии вечности дживы, души?» Когда джива, душа, вступает в игры Господа Кришны, только там существует гарантия вечности. На других же планах бытия такая гарантия также есть всегда, но возможно, что по воле Кришны эта вечность прекратится.

По божественному желанию Кришна может явить нам Себя, но Он может и укрыться от нас – все возможно.

Мы можем увидеть эту истину в восьмом стихе «Шикшаштакам». Если джива, душа, полностью предана воле Кришны и получает доступ в Его игры, там ей гарантирована вечность. В противном случае, хотя уничтожения души обычно не происходит, но, когда возникает вопрос «Возможно это или нет?», мы должны признать: «Это возможно по воле Кришны».

Однажды вступив в игры Кришны, нельзя быть изгнанным. Этого не произойдет с тем, кто полностью предан Кришне и тверд в Кришна-концепции: а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м – «Он обнимет меня или оттолкнет, Он волен поступать, как Ему угодно». Таков смысл этой шлоки.

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м
адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄
йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о
мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва напа̄рах̣
3

Значение этой шлоки таково: Он – мое сердце и душа, Он – мой Владыка, Он – все для меня. Он может отвергнуть меня или обнять, на все Его воля. Когда джива, душа, предается Кришне, Кришна занимает асану, место в ее сердце. Тогда сразу же душа вступает в игры Кришны, и в них она занимает вечное положение. Это не концепция Брахмана, не концепция Параматмы, это концепция Бхагавана – иначе близкие отношения были бы невозможны! И тогда наступает вечность.

Существование живого существа вечно, но по воле Кришны любая реалия может быть уничтожена. Если этой силы нет у Кришны, тогда это не Кришна. Кришна обладает силой, и благодаря Своему могуществу Он может делать все, что захочет. Но Кришна связан силой Йога-майи. Кришна Сам передал всю Свою силу Йога-майе, и Он, подобно Рамачандре, может забыть, что Он Бог. Рамачандра думает: «Я кшатрий, воин». Абхиман и нара-лила. Его игры всегда носят полностью человеческий характер. Но поскольку Он – Всевышний, Он контролирует всю силу, энергию. Существуют концепции Брахмана, Параматмы и Бхагавана.

Где есть преданность, всегда присутствует вечность, а где существует недостаток преданности, там возможно все (как вечное, так и временное).

Джай Гуру Махарадж!

 


1 Цитируется первый стих пятой главы «Брахма-самхиты»: ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣ сач-чид-а̄нанда-виграхах̣ / ана̄дир а̄дир говиндах̣, сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам – «Кришна, известный как Говинда – Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам – начало всего сущего и Причина всех причин».

2 «Кришна – Всевышний. Его облик подобен человеческому…» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 21.101).

3 «Кришна может обнять Меня с любовью, а может и оттолкнуть. Он может разбить Мое сердце, не показываясь Мне. Он волен делать все, что захочет Все равно Он вечно будет единственным Господом всей Моей жизни» («Шри Шикшаштакам», 8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования