«Беседа Вишвамбхары и матери Шачи о философии имперсонализма». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. Москва, Автозаводская. 22 декабря 2002 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 13.2 МБ)

 

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Беседа Вишвамбхары и матери Шачи о философии имперсонализма

(22 декабря 2002 года, Москва, Автозаводская) 

 

декхи’ ш́ачӣ дха̄н̃а̄ а̄ила̄ кари’ ‘ха̄йа, ха̄йа’
ма̄т̣и ка̄д̣и’ лан̃а̄ кахе ’ма̄т̣и кене кха̄йа’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.26)1 

#00:00:16#

Шачидеви [мать Господа Чайтаньи, Нимая] увидела, что ее сын вместо сладостей ест землю. Она подбежала к Нему и воскликнула: «Что же Ты делаешь?! Зачем Ты это ешь?!»

В то время Шри Чайтанья Махапрабху был всего лишь маленьким ребенком, который едва начал ходить. 

#00:00:46#

ка̄ндийа̄ балена ш́иш́у, — кене кара рош̣а
туми ма̄т̣и кха̄ите диле, мора киба̄ дош̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.27)2 

#00:01:09#

Маленький Нимай, плача, ответил: «Я всего лишь хотел съесть сандеш [индийская сладость], а ты Меня ругаешь».

#00:01:19#

кха-и-сандеш́а-анна, йатека — ма̄т̣ира вика̄ра
эхо ма̄т̣и, сеха ма̄т̣и, ки бхеда-вича̄ра

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.28)3

#00:01:41#

Господь стал объяснять Своей матери: «Ты ругаешь Меня за то, что Я ем землю, но на самом деле те сладости, что ты Мне даешь, также являются землей, материей. Земля — это материя, суть всего. Все, что присутствует в этом мире, в действительности произошло из материи, то есть из земли». 

#00:02:11#

ма̄т̣и — деха, ма̄т̣и — бхакш̣йа, декхаха вича̄ри’
авича̄ре деха дош̣а, ки балите па̄ри

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.29)4

#00:02:31#

«Если ты проанализируешь этот мир, то поймешь, что все является материей, землей — сладкое, горькое и т. д. Если бы ты поняла это, то не ругала бы Меня», — сказал Шри Чайтанья Своей матери.

#00:02:48#

антаре висмита ш́ачӣ балила та̄ха̄ре
“ма̄т̣и кха̄ите джн̃а̄на-йога ке ш́икха̄ла торе

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.30)5

#00:03:15#

Когда она услышала от своего ребенка, который только начал ходить, такие философские заключения, то молвила: «Кто обучил Тебя гьяна-йоге, этой бессмысленной философии?» 

#00:03:33#

ма̄т̣ира вика̄ра анна кха̄иле деха-пуш̣т̣и хайа
ма̄т̣и кха̄иле рога хайа, деха йа̄йа кш̣айа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.31)6

#00:04:01#

Мать Шачи сказала: «Да, это так, но существует материя в форме сандеша, дающая твоему телу здоровье, однако если ты просто будешь есть землю, то умрешь или заболеешь».

Поэтому, если кто-то хочет похудеть, — пожалуйста, ешьте глину, это то же самое, что и творог. 

#00:04:51#

ма̄т̣ира вика̄ра гхат̣е па̄ни бхари’ а̄ни
ма̄т̣и-пин̣д̣е дхари йабе, ш́ош̣и’ йа̄йа па̄ни”

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.32)7

#00:05:15#

Затем Шачимата объяснила Нимаю, что глина в форме горшка может использоваться для переноса воды, но как же воспользоваться просто куском глины? Таким образом, она очень просто разъяснила все своему сыну. В действительности, между ними произошла возвышенная философская беседа, но на таком уровне, что даже самый маленький ребенок способен понять это.

#00:06:15#

Однажды мы были в Бомбее со Шрилой Прабхупадой перед самым началом Кумбха-мелы. Один майявади [имперсоналист] пришел к Нему и предложил посетить его ашрам на Кумбха-меле. Этот человек пришел, чтобы пригласить Бхактиведанту Свами от имени своего гуру. Сначала Шрила Прабхупада проявил к нему уважение.

#00:06:59#

Шрила Прабхупада сказал:

— На самом деле я здесь не один, а с большой группой преданных. Сколько людей вы сможете разместить у себя?

Тот человек ответил:

— Сколько бы вы ни привели с собой людей, мы сумеем разместить их всех.

Бхактиведанта Свами воскликнул:

— О, вы словно Брахман!

Брахман — это всеобъемлющий Святой Дух. Шрила Прабхупада своими словами подразумевал, что этот имперсоналист столь же безграничен, как Брахман.

#00:08:13#

Затем умонастроение Бхактиведанты Свами немного изменилось. Я полагал, что он начнет цитировать священные писания, афоризмы Веданта-сутры и т. д. Однако Шрила Прабхупада поступил иначе, победив концепцию майявады очень простыми утверждениями.

#00:08:51#

Шрила Прабхупада спросил:

— Кто научил вас философии имперсонализма?

Имперсоналист ответил:

— О, меня научил мой гуру!

Шрила Прабхупада снова задал вопрос:

— Ваш гуру личность или нет?

Имперсоналист сказал:

— Да, он — личность.

Шрила Прабхупада продолжал:

— А кто научил философии имперсонализма вашего гуру? Этот человек — личность или нет? Кто основатель этой философии?

Имперсоналист ответил:

— Шри Шанкарачарья.

Шрила Прабхупада спросил:

— Он — личность или нет? Поскольку вы имперсоналисты, у вас нет персональной концепции Бога, но если вы будете рассуждать, то осознаете, что никогда ничего не исходило из имперсонального. Всегда за всем стоит личность.

#00:10:16#

Этот майявади, пришедший к Шриле Прабхупаде, был в чрезвычайном замешательстве, поскольку никаким образом не мог аргументировать истинность философии майявады. У Бхактиведанты Свами даже не было необходимости цитировать священные писания. Нужно было задать всего лишь один вопрос, разбивающий имперсонализм: «Все, что вы обрели, вы получили от личности или нет?» Очевидно, что ответ был утвердительным. Где же во всем этом имперсональный аспект? В нашем мире все имеет личностную, персональную природу.

#00:11:29#

Итак, мать Шачи объясняла философские идеи маленькому Нимаю. Она говорила: «Если глину возьмет некий человек и изготовит из нее горшок, то он будет использоваться для переноса воды. Но если глине не придать форму горшка, она будет иметь другое назначение».

#00:12:18#

Философия майявады иначе называется нирвишеша, то есть то, что однообразно, не дифференцировано и безличностно.

Однако мать Шачи с помощью своих аргументов объяснила все очень просто, не прибегая к философским рассуждениям. Она сумела донести маленькому Нимаю столь сложную идею на простом примере глины.

#00:13:07#

а̄тма лука̄ите прабху балила̄ та̄н̇ха̄ре
“а̄ге кена иха̄, ма̄та̄, на̄ ш́икха̄ле море

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.33)8

#00:13:24#

Шриман Махапрабху, будучи очень счастлив получить наставления от Своей матери, сказал: «Мама, почему же ты не объяснила Мне все это раньше?!» 

#00:13:59#

Когда я был маленьким мальчиком, моя мама не учила меня философии. 

#00:14:08#

эбе се джа̄нила̄н̇, а̄ра ма̄т̣и на̄ кха̄иба
кш̣удха̄ ла̄ге йабе, табе тома̄ра стана пиба”

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.34)9

#00:14:25#

После этого маленький Нимай пообещал Своей матери: «Теперь, когда Я все понял, Я не стану есть землю, а буду удовлетворен твоим молоком». 

#00:14:35#

эта бали’ джананӣра колете чад̣ийа̄
стана па̄на каре прабху ӣш̣ат ха̄сийа̄

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.35)10

#00:14:51#

Мать Шачи стала кормить своего сына молоком. 

#00:15:00#

эимате на̄на̄-чхале аиш́варйа декха̄йа
ба̄лйа-бха̄ва пракат̣ийа̄ паш́ча̄т лука̄йа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 14.36)11

#00:15:16#

Таким образом Господь являл Свои чудесные, трансцендентные лилы (божественные деяния).


Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипт выполнил: Лочан дас
Редакторы: Лила Сундари деви даси, Традиш дас

 


1 «Увидев это, мать Шачи поспешно вернулась, восклицая: “Что это такое?!” Она отобрала у Господа землю, которую Он ел, и потребовала объяснить, зачем Он это делает».

2 «Плача, дитя спросило мать: “За что ты ругаешь Меня? Ты ведь давала Мне такую же землю. В чем Я провинился?”».

3 «Воздушный рис, сладости и другая пища — все это та же земля, но в другом виде. Это — земля, и то — земля. Рассуди сама: какая между ними разница?».

4 «Подумай: ведь наше тело — то же видоизменение земли, как и то, что мы едим. Ты бранишь Меня понапрасну. Что Мне еще сказать?»

5 «Пораженная тем, что ее сын излагает философию майявады, Шачи ответила: “Кто научил Тебя этой философии, которая позволяет Тебе вкушать грязь?”».

6 «В ответ на довод маленького философа, сделанный в духе майявады, Шачимата возразила: “Дорогой мой мальчик, земля в виде зерна дает нам энергию и силу. Но если мы будем просто есть землю, то скоро заболеем и умрем”».

7 «В кувшин, который есть не что иное, как видоизмененная земля, я могу налить воду, но если воду вылить на землю, она просто впитается в нее, и труд мой окажется напрасным».

8 «Господь ответил матери: “Почему же ты скрыла от Меня это учение о духе и с самого начала не учила Меня столь практичной философии?”».

9 «Теперь Я понял философию, которой ты учишь, и больше не стану есть землю. Когда Я проголодаюсь, Я буду пить молоко из твоей груди».

10 «Сказав это, Господь, еле заметно улыбаясь, взобрался на колени к матери и припал к ее груди».

11 «Так, под разными предлогами, Господь уже в детстве приоткрывал Свое величие и тут же снова скрывал его».

← 26 июля 2011 года. Лекция Шрилы Бхакти Судхир Госвами Махараджа. Москва, Кисельный. ·• Архив новостей •· Шрила Госвами Махарадж в Сочи:) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования