
«Равенство душ». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 17 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург
Russian
Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж
Равенство душ
(17 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Это очень хороший вопрос, одинаков ли потенциал каждой души.
#00:00:39#
В истории было несколько великих революций. Революция в России, революция во Франции и одна революция произошла в Америке. Те, кто ее устроили, горды одним из своих девизов, своих лозунгов, согласно которому все люди сотворены равными. Человечество искушали идеи равенства людей в рамках человеческой цивилизации.
#00:01:38#
Однако в «Бхагаватам» — и также эта тема обсуждается в беседе, в ответах Махапрабху на вопросы Санатаны Госвами, — рассматривается такое явление, как наш потенциал.
#00:01:50#
джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’…[1]
#00:02:08#
Речь идет о потенциале живого существа в общем смысле, и этот потенциал рассматривается как [потенциал] слуги Кришны. Слуга Кришны, вечный слуга Кришны в общем смысле; говоря более специфически, радха-дасьям. Поэтому говоря в общем и целом, каждый обладает одинаковым потенциалом.
#00:02:42#
Однако если мы будем интерпретировать это положение в том смысле, что все равны, то мы впадем в заблуждение.
#00:03:00#
Шрила Гуру Махарадж приводил простой пример, объясняющий это явление. Показывая пять пальцев, он говорил о том, что каждый из этих пальцев уникален.
#00:03:11#
Сходство и различие. Существует пять Пандавов. Все они отличаются друг от друга, эти пятеро: Юдхиштхира, Арджуна, Бхима, Накула, Сахадев. Говоря в общем и целом, каждый обладает потенциалом служения Кришне, быть слугой Кришны.
#00:03:52#
Однако, по словам Шрилы Гуру Махараджа, джива в силу своей конституции, своей природы, является нищей шакти. Это означает, что джива обретает свое богатство в связи с иной шакти, которая известна как чит-шакти. Дживы являются атомарными частицами чит-шакти.
#00:04:35#
Слуги этой категории, спутники, относящиеся к категории чит-шакти, — это такие личности, как Яшода, Нанда, Судам и так далее. Они являются ашрая-виграха, источниками, пребывающими [в отношениях с Господом] в различных расах.
#00:05:10#
Мы слышали от Шрилы Гуру Махараджа о том, что в общем смысле источником дживы является брахмаджьоти. Однако, далее развивая эту мысль, опираясь на то, что было написано Бхактивинодом Тхакуром, он говорит о существовании различных видов брахмаджьоти. Градация присутствует повсюду.
#00:05:54#
Он говорит о существовании различных джьоти, [типов] сияния, света. Баладева обладает этим светом, Яшода обладает этим джьоти и так далее.
#00:06:19#
Таким образом, мы можем сказать, что некоторые дживы, определенные дживы, источником которых является джьоти, сияние Баладевы, обладают потенциалом быть связанными с определенной расой с Кришной. Однако если это явление рассматривается с очень большого расстояния, все это воспринимается как единое целое, как недифференцированный свет.
#00:07:05#
Однако, по словам Шрилы Гуру Махараджа, некоторые знатоки этого явления, эксперты, способны даже в этом недифференцированном целом видеть различия.
#00:07:39#
Скажем, в качестве примера можно привести фотографию. В печати фотографии используется четыре основных цвета. Когда вы смотрите на изображение, вы видите лицо. Однако, если взять лупу и приглядеться повнимательнее, более пристально, можно увидеть множество маленьких точек разных цветов. Это поверхностные примеры, но благодаря им можно получить некоторое представление. Однако нас в большей степени должно заботить наше нынешнее положение.
#00:08:48#
Нам говорят о необходимости знания трех явлений: самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Прайоджану в данном контексте можно определить как наш потенциал.
#00:09:07#
Мы слышим о том, что дживу в качестве служанки Кришны ожидает столь прекрасное будущее. Но где мы находимся в настоящее время? Здесь возникает потребность в самбандхе, то есть в знании перспективы, знании того, что есть что. Если мы знаем, каково наше настоящее положение, тогда мы можем принять определенные средства или методы, позволяющие достичь цели.
#00:10:07#
Шрила Гуру Махарадж был автором многих высказываний на английском языке, которые были подобны сутрам, афоризмам. Один из этих афоризмов гласит: «Реальность — это некое явление плюс его потенциал».
#00:10:33#
Скажем, этот микрофон. Его потенциал реализуется в тот момент, когда он передает звук. Если же связь отсутствует, если микрофон не работает, тогда с внешней точки зрения он остается тем же самым объектом, но его потенциал не реализован. Для того, чтобы этот потенциал был реализован, должен присутствовать поток электричества.
#00:11:24#
Махапрабху говорит Санатане Госвами: «Наш потенциал, потенциал живого существа реализуется в служении Кришне». Однако для того, чтобы реализовать этот потенциал, мы должны быть исполнены потока служения.
#00:11:48#
…бхактйа̄ сан̃джа̄тайа̄ бхактйа̄…
#00:11:57#
«Бхагаватам» говорит, описывая природу преданности: единственный способ обрести это явление — это соприкоснуться или иметь связь с тем, кто им обладает. Поэтому в духовных кругах имеет значение не то, что ты знаешь, а кого ты знаешь, с кем ты связан и кому ты служишь.
#00:12:36#
Нам говорят, что мы должны обращаться к признанному слуге Господа. Имеется в виду, слуге, признанному в этом качестве высшим миром. Такие личности могут вам дать подлинную связь с этим высшим измерением.
#00:13:12#
Также нам говорят, что в процессе служения им, преданность определенной природы, которая присутствует в сердцах этих преданных, в качестве вознаграждения, награды за служение, передается их слугам.
Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
1 ↑ «Конституциональное положение живого существа — быть вечным слугой Кришны...» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).
Наверх