«Главное и второстепенное». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 12 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 7.42M)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Главное и второстепенное

(12 августа 2009 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Я бы хотел, чтобы вы поняли, что есть что-то главное и что-то второстепенное. Главное всегда существует — это внутреннее и сокровенное, а второстепенное — это внешняя форма. Главное и второстепенное живут рука об руку, всегда вместе. Если только второстепенное, поверхностное культивируется, а главное утрачивается, тогда это превращается в некую статическую религию, в некую форму поклонения, но это лишено Божественного.

Вопрос: Любовь к Кришне, Гурудеву [неразборчиво]…

#00:00:57#

Шрила Авадхут Махарадж:

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде...[1]

Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур объясняет: если вы хотите понять что-то о Кришне, не пытайтесь влезть в сознание Кришны. Это бесполезно, это для освобожденных душ. Нужно понять, что кришна-лила, которая произошла пять тысяч лет назад, когда пришел Господь Кришна, была разыграна для освобожденных душ. Арджуна, Накула, Сахадева, Бхима и остальные участники — обитатели духовного мира, они низошли. Поэтому Прабодхананда Сарасвати Тхакур предостерегает нас: не старайтесь понять Кришну — это безумная идея, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, но через Чайтанью Махапрабху, через Гаурангу вы сможете понять. Махапрабху говорит: «На̄нура̄гах̣[2] — у Меня нет желания воспевать Святое Имя». Очень близкое чувство для нас. Махапрабху говорит о преданности и о разлуке. Вообще вся Его идея — это разлука. Не обретение духовного, а разлука. Но как придет разлука? Разлука придет тогда, когда ты обретешь что-то подлинное.

#00:02:12#

Кто может испытывать разлуку с деньгами, когда никогда их не имел? Кто может испытывать разлуку с любимым, если никого никогда не любил? Но девушка (или юноша) может испытывать разлуку с любимым, даже не зная, кто он (или она), потому что каждый стремится к объекту любви. Зная, что мы не обладаем этой любовью, мы испытываем разлуку. Так же и Кришна — это объект нашей любви, но наше понимание должно быть построено [не на внешнем восприятии], а в общении с преданными. В процессе совместного общения и служения способность оценить что-то приходит к нам. Когда постепенно через преданное служение в нашем сердце разовьется разлука с Кришной, тогда это будет чем-то подлинным, тогда эта разлука приведет нас к встрече.

#00:03:21#

Шрила Шридхар Махарадж подтверждает это в Гите, в чатур-шлоке:

теш̣̄ам эва̄нукампа̄ртхам
ахам аджн̃а̄на-джам̇ тамах̣
на̄ш́айа̄мй а̄тма-бха̄ва-стхо
джн̃а̄на-дӣпена бха̄свата̄[3]

Внешне можно понять, что Господь говорит: «Я освобождаю преданного от невежества». Но Шридхар Махарадж говорит: нет-нет, это санскритское выражение не имеет в виду невежество, невежество — это внешнее объяснение. Преданный не может находиться в невежестве, ибо перед этим Кришна уже утвердил положение преданного как просветленного и освобожденного. То, что сказано в Гите, имеет некое метафизическое значение. Он говорит, что это еще трактуется на санскрите как разлука. Поэтому Кришна говорит: «Когда в процессе служения в твоем сердце пробудится некая разлука, тогда Я приду и разрушу эту разлуку».

#00:04:17#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[4]

Как можно обрести сознание Кришны? Только через страстное служение. Джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате — тысячи жизней в поверхностном повторении «Харе Кришна» тебе ничего не принесут. Писания нас предупреждают о формальности. Мы попали в ту линию, где ничто формальное не принимается.

#00:04:47#

Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж никогда не принимали формальное повторение «Харе Кришна». Шридхар Махарадж всегда говорил: «Количество меня не волнует, главное — качество». В писаниях сказано: один раз достаточно сказать «Харе Кришна», чтобы обрести любовь к Богу. Кто-то скажет: раз количество не важно, то что тогда? Но вопрос такой: откуда придет качество? Качество не придет от бездействия, наоборот, качество придет от какого-то внутреннего состояния, внутренней самоотдачи. Поэтому Шрила Шридхар Махарадж дал нам формулу: духовное построено всегда на двух принципах, это сознание и самопожертвование.

#00:05:30#

Если в нас есть только сознание — это интеллектуализм, гьяна. Если у нас есть только самопожертвование без цели — это джихад, бессмысленная отдача своей жизни. Гита объясняет очень просто для начинающих: есть разная деятельность — в невежестве, страсти и благости. На простых примерах показано: одно и то же действие может быть с совершенно разными мотивациями. Когда человек совершает благотворительность в невежестве, он вместо добра совершает зло; когда человек совершает благотворительность в страсти, то он кормит свое эго, гордыню; и только когда человек в правильном умонастроении совершает какую-то деятельность, тогда это приносит подлинный результат. Поэтому Кришна в Гите говорит:

#00:06:24#

дӯрен̣а хй аварам̇ карма
буддхи-йога̄д дханан̃джайа...[5]

Прямо в начале Гиты Кришна устанавливает идею буддхи-йоги. Что такое буддхи-йога? Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: буддхи-йога — это умонастроение или путь ума, разума. Мы знаем, что преданность крайне трудна для приобретения, тем не менее здравый смысл подсказывает нам, что именно там нужно искать, именно мотивацию необходимо менять. Лишь только в правильной мотивации постепенно наша деятельность будет трансформирована в преданность. Писания предлагают нам заручиться буддхи-йогой или способностью переоценивать вещи по-другому. Но вайшнавизм не постигается с помощью интеллекта. Кришна говорит: «Буддхи-йога̄д дханан̃джайа — Арджуна, Я установлю тебе новый софт».

#00:07:26#

После этого Он переходит к идее карма-йоги. Но для вайшнава это трактуется еще глубже. Буддхи-йога — это идея служения. Мы пока не готовы служить Кришне. Кришна не принимает ничего материального. Кришне пытаются служить высшие божества Вселенной. Мы в данном случае пытаемся совершать арчана-маргу, самоочищение. Но святые совершают бхаджан, их служение Кришне — это поток сердца. Что для нас означает бхаджан?

#00:08:02#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет. Когда ты кому-то говоришь: «Я тебя люблю», то что за этим стоит, какое количество любви скрывается под этим словом? Одно и то же слово, одно и то же понятие может иметь диаметрально противоположные значения, от издевательства до глубокого самопредания. Поэтому все эти вещи мотивируются нашим состоянием сознания, именно поэтому в сознании Кришны невозможно действовать с помощью объективных методов. Господь Брахма сказал:

#00:08:38#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ [тану-ва̄н̇-манобхир
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м][6]

Он сказал: оставьте гьяну. Что такое гьяна? Это способность анализа. В писаниях говорится: невозможно определить по внешнему виду преданность человека. Только по внутренней мотивации Кришна определяет, поэтому Кришна является конечным мерилом.

#00:09:02#

Кришна говорит очень просто: «Я не буду ставить вам сложные планки в изучении того, что такое преданность. Йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха[7] — Я не верю тому, кто говорит, что он Мой преданный. Мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс — по тому, как человек пытается удовлетворить Моего преданного, можете судить об его бхакти, вайшнавате».

#00:09:29#

Кришна говорит: «Я Сам — Сваям Бхагаван, Мне поклоняются все, Я не заинтересован в расширении целевой аудитории». Кришна говорит в Пуранах: «Хотите это — идите к Шиве, хотите то — идите к Брахме, Сарасвати, Ганеше — замечательное божество, просите у него все. Он дает иногда, а иногда — нет. Ко Мне невозможно обратиться напрямую. Ко Мне может привести только Радхарани, а Радхарани — это проявление Гуру в этом мире». Радхарани — это Сама Вера и Преданность. Как Гуру определяет, кто будет следующим Гуру? Глядя на веру и преданность преемника.

#00:10:12#

Мы очень счастливы, что наш Гуру обладает этими качествами во всей полноте — верой и преданностью. Это значит, что мы можем обрести связь с чем-то подлинным. Это наша удача. Безусловно, мы видим, что его способность одаривать верой и преданностью проявляется мистическим образом. Немногие из нас видели Говинду Махараджа, но достаточно только его изображения и слов о нем, чтобы поверить в святость этой личности, потому что истина не требует подтверждения. Подобно Христу: никто не видел Христа, никто не знал апостолов. Но когда людям сказали, что была личность, которая принесла себя в жертву ради них, это потрясло до глубины души каждого человека, хотя не было ни философии, ни онтологии, но была идея, что кто-то ради меня приносит себя в жертву.

#00:11:13#

Однажды я был в южной Индии, брился в парикмахерской. Я сидел на стуле, и вокруг меня собрались индусы. Они оказались христианами, с крестиками (в Керале почти все христиане), а я в одежде садху, и они решили задать мне вопрос: типа, что же ты, Вася, не угадал с религией? Произносили, конечно, стандартные фразы типа: «Господь умер за тебя». Я сказал: «Ребята, смотрите: если реально Господь умер за меня, то я задаю вам вопрос: он сделал это корыстно или бескорыстно? Ради чего он умер? Чтобы мы стали его последователями или чтобы показать, что умереть надо ради высшего?» — Они почесали головы. — «Смотрите: вы живете на этой земле, на которой жили тысячи махаджан: Махарадж Шантидева, Махарадж Бхарата, Арджуна, Юдхиштхира — все эти люди умерли ради бхарата-варши, ради блага всей Земли. Ваша религия Бхагаватам говорит только об одном: нужно принести себя в жертву ради высшего». Эти индусы были настолько шокированы, что чуть не заплакали, и пригласили меня в свои магазины лекции давать. Это потрясло их до глубины души, потому что речь шла о полном самоотдании без какого-либо ожидания.

#00:13:31#

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м
адарш́ана̄н…[8]

Махапрабху сказал: «Даже если Ты никогда ко Мне не явишься...» Но это уровень высшей духовности. И к этому мы идем постепенно: мы начинаем с того, что меняем свое мировоззрение. Что такое сознание Кришны? Начать видеть по-новому, начать относиться по-новому к себе, к окружающему миру, поставить себе совершенно другие цели, из ограниченного прийти к категории безграничного — это происходит шаг за шагом.

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде, виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣ / татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад, ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣ — «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Прабодхананда Сарасвати, «Чайтанья-чандрамрита», 88).

[2] На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «О всемогущий Всевышний, Ты, обладающий безграничной милостью, даровал миру множество Своих имен, наделив каждое из них всем Своим могуществом, и не сделал никаких ограничений, будь то время, место и прочее, для их повторения и памятования. Но, увы! Мое невезение в том, что у Меня нет любви к воспеванию Твоих имен» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 2).

[3] «Покоренный любовью Моих преданных, переживающих боль разлуки со Мной, Я лично являюсь в их сердцах, подобно солнцу, рассеивающему тьму» (Бхагавад-гита, 10.11).

[4] «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Падьявали», 14; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

[5] Дӯрен̣а хй аварам̇ карма, буддхи-йога̄д дханан̃джайа / буддхау ш́аран̣ам̇ анвиччха, кр̣пан̣а̄х̣ пхала-хетавах̣я — «Завоеватель богатств! С отвращением отвергни эгоистичную деятельность, обретя просветленный разум благодаря йоге. Действуй бескорыстно, ибо те, кто действует ради получения выгоды, — малодушные скупцы» (Бхагавад-гита, 2.49).

[6] «Те, кто, даже продолжая занимать свое место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).

[7] Йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха, на ме бхактāш́ ча те джанāх̣ / мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс, те ме бхакта-тамā матāх̣ — «О Партха, называющие себя Моими преданными в действительности Мне не преданы, но преданные Моим преданным на самом деле преданы Мне» («Ади-пурана»; этот стих также приводится в «Лагху-бхагаватамрите» (2.6) и «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 11.28)).

[8] А̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м, адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄ / йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о, мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва напа̄рах̣ — «Сожмет ли Меня Кришна, Мой возлюбленный, в Своих сладостных объятиях или растопчет Меня Своими стопами, или же будет терзать Меня, держась от Меня на расстоянии, при этом радуя Своих возлюбленных, как Он Сам того пожелает, все равно лишь Он и никто другой — Господь Моей жизни» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 8).

 



←  Шри Кришна-джанмаштами и день явления Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Август 2009 года. Хабаровск ·• Архив новостей •· «Царь среди санньяси». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 13 августа 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Главное и второстепенное

(12 августа 2009 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Я бы хотел, чтобы вы поняли, что есть что-то главное и что-то второстепенное. Главное всегда существует — это внутреннее и сокровенное, а второстепенное — это внешняя форма. Главное и второстепенное живут рука об руку, всегда вместе. Если только второстепенное, поверхностное культивируется, а главное утрачивается, тогда это превращается в некую статическую религию, в некую форму поклонения, но это лишено Божественного.

Вопрос: Любовь к Кришне, Гурудеву [неразборчиво]…

#00:00:57#

Шрила Авадхут Махарадж:

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде...[1]

Шрила Прабодхананда Сарасвати Тхакур объясняет: если вы хотите понять что-то о Кришне, не пытайтесь влезть в сознание Кришны. Это бесполезно, это для освобожденных душ. Нужно понять, что кришна-лила, которая произошла пять тысяч лет назад, когда пришел Господь Кришна, была разыграна для освобожденных душ. Арджуна, Накула, Сахадева, Бхима и остальные участники — обитатели духовного мира, они низошли. Поэтому Прабодхананда Сарасвати Тхакур предостерегает нас: не старайтесь понять Кришну — это безумная идея, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, но через Чайтанью Махапрабху, через Гаурангу вы сможете понять. Махапрабху говорит: «На̄нура̄гах̣[2] — у Меня нет желания воспевать Святое Имя». Очень близкое чувство для нас. Махапрабху говорит о преданности и о разлуке. Вообще вся Его идея — это разлука. Не обретение духовного, а разлука. Но как придет разлука? Разлука придет тогда, когда ты обретешь что-то подлинное.

#00:02:12#

Кто может испытывать разлуку с деньгами, когда никогда их не имел? Кто может испытывать разлуку с любимым, если никого никогда не любил? Но девушка (или юноша) может испытывать разлуку с любимым, даже не зная, кто он (или она), потому что каждый стремится к объекту любви. Зная, что мы не обладаем этой любовью, мы испытываем разлуку. Так же и Кришна — это объект нашей любви, но наше понимание должно быть построено [не на внешнем восприятии], а в общении с преданными. В процессе совместного общения и служения способность оценить что-то приходит к нам. Когда постепенно через преданное служение в нашем сердце разовьется разлука с Кришной, тогда это будет чем-то подлинным, тогда эта разлука приведет нас к встрече.

#00:03:21#

Шрила Шридхар Махарадж подтверждает это в Гите, в чатур-шлоке:

теш̣̄ам эва̄нукампа̄ртхам
ахам аджн̃а̄на-джам̇ тамах̣
на̄ш́айа̄мй а̄тма-бха̄ва-стхо
джн̃а̄на-дӣпена бха̄свата̄[3]

Внешне можно понять, что Господь говорит: «Я освобождаю преданного от невежества». Но Шридхар Махарадж говорит: нет-нет, это санскритское выражение не имеет в виду невежество, невежество — это внешнее объяснение. Преданный не может находиться в невежестве, ибо перед этим Кришна уже утвердил положение преданного как просветленного и освобожденного. То, что сказано в Гите, имеет некое метафизическое значение. Он говорит, что это еще трактуется на санскрите как разлука. Поэтому Кришна говорит: «Когда в процессе служения в твоем сердце пробудится некая разлука, тогда Я приду и разрушу эту разлуку».

#00:04:17#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[4]

Как можно обрести сознание Кришны? Только через страстное служение. Джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате — тысячи жизней в поверхностном повторении «Харе Кришна» тебе ничего не принесут. Писания нас предупреждают о формальности. Мы попали в ту линию, где ничто формальное не принимается.

#00:04:47#

Шрила Шридхар Махарадж и Шрила Говинда Махарадж никогда не принимали формальное повторение «Харе Кришна». Шридхар Махарадж всегда говорил: «Количество меня не волнует, главное — качество». В писаниях сказано: один раз достаточно сказать «Харе Кришна», чтобы обрести любовь к Богу. Кто-то скажет: раз количество не важно, то что тогда? Но вопрос такой: откуда придет качество? Качество не придет от бездействия, наоборот, качество придет от какого-то внутреннего состояния, внутренней самоотдачи. Поэтому Шрила Шридхар Махарадж дал нам формулу: духовное построено всегда на двух принципах, это сознание и самопожертвование.

#00:05:30#

Если в нас есть только сознание — это интеллектуализм, гьяна. Если у нас есть только самопожертвование без цели — это джихад, бессмысленная отдача своей жизни. Гита объясняет очень просто для начинающих: есть разная деятельность — в невежестве, страсти и благости. На простых примерах показано: одно и то же действие может быть с совершенно разными мотивациями. Когда человек совершает благотворительность в невежестве, он вместо добра совершает зло; когда человек совершает благотворительность в страсти, то он кормит свое эго, гордыню; и только когда человек в правильном умонастроении совершает какую-то деятельность, тогда это приносит подлинный результат. Поэтому Кришна в Гите говорит:

#00:06:24#

дӯрен̣а хй аварам̇ карма
буддхи-йога̄д дханан̃джайа...[5]

Прямо в начале Гиты Кришна устанавливает идею буддхи-йоги. Что такое буддхи-йога? Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет: буддхи-йога — это умонастроение или путь ума, разума. Мы знаем, что преданность крайне трудна для приобретения, тем не менее здравый смысл подсказывает нам, что именно там нужно искать, именно мотивацию необходимо менять. Лишь только в правильной мотивации постепенно наша деятельность будет трансформирована в преданность. Писания предлагают нам заручиться буддхи-йогой или способностью переоценивать вещи по-другому. Но вайшнавизм не постигается с помощью интеллекта. Кришна говорит: «Буддхи-йога̄д дханан̃джайа — Арджуна, Я установлю тебе новый софт».

#00:07:26#

После этого Он переходит к идее карма-йоги. Но для вайшнава это трактуется еще глубже. Буддхи-йога — это идея служения. Мы пока не готовы служить Кришне. Кришна не принимает ничего материального. Кришне пытаются служить высшие божества Вселенной. Мы в данном случае пытаемся совершать арчана-маргу, самоочищение. Но святые совершают бхаджан, их служение Кришне — это поток сердца. Что для нас означает бхаджан?

#00:08:02#

Шрила Шридхар Махарадж объясняет. Когда ты кому-то говоришь: «Я тебя люблю», то что за этим стоит, какое количество любви скрывается под этим словом? Одно и то же слово, одно и то же понятие может иметь диаметрально противоположные значения, от издевательства до глубокого самопредания. Поэтому все эти вещи мотивируются нашим состоянием сознания, именно поэтому в сознании Кришны невозможно действовать с помощью объективных методов. Господь Брахма сказал:

#00:08:38#

джн̃а̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти сан-мукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рути-гата̄м̇ [тану-ва̄н̇-манобхир
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис три-локйа̄м][6]

Он сказал: оставьте гьяну. Что такое гьяна? Это способность анализа. В писаниях говорится: невозможно определить по внешнему виду преданность человека. Только по внутренней мотивации Кришна определяет, поэтому Кришна является конечным мерилом.

#00:09:02#

Кришна говорит очень просто: «Я не буду ставить вам сложные планки в изучении того, что такое преданность. Йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха[7] — Я не верю тому, кто говорит, что он Мой преданный. Мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс — по тому, как человек пытается удовлетворить Моего преданного, можете судить об его бхакти, вайшнавате».

#00:09:29#

Кришна говорит: «Я Сам — Сваям Бхагаван, Мне поклоняются все, Я не заинтересован в расширении целевой аудитории». Кришна говорит в Пуранах: «Хотите это — идите к Шиве, хотите то — идите к Брахме, Сарасвати, Ганеше — замечательное божество, просите у него все. Он дает иногда, а иногда — нет. Ко Мне невозможно обратиться напрямую. Ко Мне может привести только Радхарани, а Радхарани — это проявление Гуру в этом мире». Радхарани — это Сама Вера и Преданность. Как Гуру определяет, кто будет следующим Гуру? Глядя на веру и преданность преемника.

#00:10:12#

Мы очень счастливы, что наш Гуру обладает этими качествами во всей полноте — верой и преданностью. Это значит, что мы можем обрести связь с чем-то подлинным. Это наша удача. Безусловно, мы видим, что его способность одаривать верой и преданностью проявляется мистическим образом. Немногие из нас видели Говинду Махараджа, но достаточно только его изображения и слов о нем, чтобы поверить в святость этой личности, потому что истина не требует подтверждения. Подобно Христу: никто не видел Христа, никто не знал апостолов. Но когда людям сказали, что была личность, которая принесла себя в жертву ради них, это потрясло до глубины души каждого человека, хотя не было ни философии, ни онтологии, но была идея, что кто-то ради меня приносит себя в жертву.

#00:11:13#

Однажды я был в южной Индии, брился в парикмахерской. Я сидел на стуле, и вокруг меня собрались индусы. Они оказались христианами, с крестиками (в Керале почти все христиане), а я в одежде садху, и они решили задать мне вопрос: типа, что же ты, Вася, не угадал с религией? Произносили, конечно, стандартные фразы типа: «Господь умер за тебя». Я сказал: «Ребята, смотрите: если реально Господь умер за меня, то я задаю вам вопрос: он сделал это корыстно или бескорыстно? Ради чего он умер? Чтобы мы стали его последователями или чтобы показать, что умереть надо ради высшего?» — Они почесали головы. — «Смотрите: вы живете на этой земле, на которой жили тысячи махаджан: Махарадж Шантидева, Махарадж Бхарата, Арджуна, Юдхиштхира — все эти люди умерли ради бхарата-варши, ради блага всей Земли. Ваша религия Бхагаватам говорит только об одном: нужно принести себя в жертву ради высшего». Эти индусы были настолько шокированы, что чуть не заплакали, и пригласили меня в свои магазины лекции давать. Это потрясло их до глубины души, потому что речь шла о полном самоотдании без какого-либо ожидания.

#00:13:31#

а̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м
адарш́ана̄н…[8]

Махапрабху сказал: «Даже если Ты никогда ко Мне не явишься...» Но это уровень высшей духовности. И к этому мы идем постепенно: мы начинаем с того, что меняем свое мировоззрение. Что такое сознание Кришны? Начать видеть по-новому, начать относиться по-новому к себе, к окружающему миру, поставить себе совершенно другие цели, из ограниченного прийти к категории безграничного — это происходит шаг за шагом.

Транскрипцию выполнила: Аниндита Деви Даси
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] Йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде, виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣ / татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад, ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих̣ — «Когда благочестивый человек обретает преданность лотосоподобным стопам Господа Гауры, океан нектара, берущий начало у лотосоподобных стоп Шримати Радхарани, неожиданно заполняет его сердце» (Прабодхананда Сарасвати, «Чайтанья-чандрамрита», 88).

[2] На̄мна̄м ака̄ри бахудха̄ ниджа-сарва-ш́актис, татра̄рпита̄ нийамитах̣ смаран̣е на ка̄лах̣ / эта̄др̣ш́и тава кр̣па̄ бхагаван мама̄пи, дурдайвам ӣдр̣ш́ам иха̄джани на̄нура̄гах̣ — «О всемогущий Всевышний, Ты, обладающий безграничной милостью, даровал миру множество Своих имен, наделив каждое из них всем Своим могуществом, и не сделал никаких ограничений, будь то время, место и прочее, для их повторения и памятования. Но, увы! Мое невезение в том, что у Меня нет любви к воспеванию Твоих имен» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 2).

[3] «Покоренный любовью Моих преданных, переживающих боль разлуки со Мной, Я лично являюсь в их сердцах, подобно солнцу, рассеивающему тьму» (Бхагавад-гита, 10.11).

[4] «Чистое преданное служение в сознании Кришны не может быть достигнуто даже совершением благочестивой деятельности за сотни и тысячи жизней. Его можно обрести, заплатив лишь одну цену, — горячее стремление его получить. Если это где-то есть, нужно приобрести его без промедления» («Падьявали», 14; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

[5] Дӯрен̣а хй аварам̇ карма, буддхи-йога̄д дханан̃джайа / буддхау ш́аран̣ам̇ анвиччха, кр̣пан̣а̄х̣ пхала-хетавах̣я — «Завоеватель богатств! С отвращением отвергни эгоистичную деятельность, обретя просветленный разум благодаря йоге. Действуй бескорыстно, ибо те, кто действует ради получения выгоды, — малодушные скупцы» (Бхагавад-гита, 2.49).

[6] «Те, кто, даже продолжая занимать свое место в обществе, не пускаются в умозрительные рассуждения, но телом, умом и речью выражают почтение рассказам о Тебе, всю свою жизнь посвящая этим повествованиям, сошедшим либо с Твоих уст, либо с уст Твоих чистых преданных, без труда покоряют Тебя, хотя никто другой во всех трех мирах не способен победить Тебя» («Шримад-Бхагаватам», 10.14.3; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.67).

[7] Йе ме бхакта-джанāх̣ пāртха, на ме бхактāш́ ча те джанāх̣ / мад-бхактāнāм̇ ча йе бхактāс, те ме бхакта-тамā матāх̣ — «О Партха, называющие себя Моими преданными в действительности Мне не преданы, но преданные Моим преданным на самом деле преданы Мне» («Ади-пурана»; этот стих также приводится в «Лагху-бхагаватамрите» (2.6) и «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 11.28)).

[8] А̄ш́лиш̣йа ва̄ па̄да-рата̄м̇ пинаш̣т̣у ма̄м, адарш́ана̄н марма-хата̄м̇ кароту ва̄ / йатха̄ татха̄ ва̄ видатха̄ту лампат̣о, мат-пра̄н̣а-на̄тхас ту са эва напа̄рах̣ — «Сожмет ли Меня Кришна, Мой возлюбленный, в Своих сладостных объятиях или растопчет Меня Своими стопами, или же будет терзать Меня, держась от Меня на расстоянии, при этом радуя Своих возлюбленных, как Он Сам того пожелает, все равно лишь Он и никто другой — Господь Моей жизни» (Господь Шри Чайтаньячандра, «Шри Шикшаштакам», 8).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования