«Гуна благости и преданное служение». Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта. 12 августа 2009 года


Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 5.6 МБ)

 

Шрипад Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Гуна благости и преданное служение

(Санкт-Петербург, Лахта, 12 августа 2009 года)

 

Гуна благости – необязательное условие
для преданного служения 

Если вы не пребываете в гуне благости, то лучше к ней и не стремиться. Существует такая идея, что сначала необходимо из тамо-гуны подняться до раджа-гуны, потом – до саттва-гуны, но не хватит времени. Поэтому Кришна радикально предлагает сразу же заняться преданным служением. Он говорит, что как только качество преданного служения трансформируется, гуна благости придет сама собой. Как это сделать?

сарвопадхи-винирмуктам
тат-паратвена нирмалам1

 

Полная трансформация через отвержение
ложных представлений и принятие Истины

Сначала нужно отбросить все свои идеи. Почему? Никогда не путайте саттва-гуну и вишуддха-саттву, в которой пребывает Господь. Они схожи по содержанию, но совершенно разные онтологически. Поэтому – отбросить все! А что значит – отбросить все? Я уверен, что вам особо нечего отбрасывать, как и всем нам – особо отбрасывать нечего. Тем не менее, у нас есть наши концепции, наши представления, наше понимание этого мира. Кришна говорит, что необходима радикальная трансформация. Дело не в том, что я буду вставать в шесть часов, совершать различные утренние процедуры, и, когда возвышусь до гуны благости, смогу служить Кришне. Нет, речь идет о том, что мы начинаем непосредственно заниматься чем-то трансцендентным, а для этого необходимо принятие [высшего]. Мы принимаем Господа, принимаем веру в Него, и это принятие трансформирует нас сразу же, делает нас квалифицированными.

 

Господь в форме маха-мантры

В писании сказано: но дикшам на ча сат-крийам2… Нет места никаким обстоятельствам. Почему? Потому что Господь сам приходит в форме маха-мантры, поэтому никакие ведические правила и предписания не работают. Перед инициацией нужно поститься, совершить огненный обряд, жертвоприношение, разные самскары и т. д., но не для принятия Харе Кришна мантры – в этом случае всё отменяется. Процесс принятия Господа настолько универсален, настолько совершенен, что от вас требуется только согласие. И когда вы сказали «да» – всё, я принял/приняла Господа, – с этого момента начинаются попытки преданного служения. Когда преданное служение приобретет какие-то качества, тогда саттва-гуна будет помогать преданному со стороны: «Чем вам помочь?»

 

История Амбариши Махараджа и Дурвасы Муни

Йоги-материалисты пытаются стать благочестивыми, благостными, думая: «Когда я достигну состояния саттва-гуны, может, тогда я займусь преданным служением». Это всё корысть. Даже достигнув положения саттва-гуны, они не смогут удержаться в нем. Писания неоднократно на это указывают.

Например, история Амбариши Махараджа и Дурвасы Муни. Дурваса Муни был величайшим учителем, йогом, за ним следовало множество последователей. Он также был преданным определенного уровня, который занимал положение сат-гуны как садху, брахман, учитель, гуру. Махарадж Амбариша был царем, с точки зрения Дурвасы – материалистом, но он занимал более высокое положение, его сердце было пропитано преданностью. Поэтому Дурваса, – когда оскорбил Махараджа Амбаришу, и чакра Господа пыталась сжечь его, – не мог найти прибежища ни у Шивы, ни у Брахмы, ни у кого. Он смог получить прощение только у вайшнава, тем самым Господь прославил вайшнава. Писания утверждают, что вайшнав занимает более высокое положение, чем даже йоги, мудрецы и боги. Мы говорим о подлинном вайшнаве.

 

История Пандавов и сапожника,
преданного Господа

Когда битва на Курукшетре закончилась, и было убито огромное количество людей, Пандавы спросили Кришну, как им искупить грехи. Кришна, играя роль божественного воплощения, сказал, что надо сделать, чтобы искупить все грехи. У Пандавов было много проблем, пришлось убить многих родственников. Это всегда тяжело. Каждый из нас знает об этом: убивать – это также и в том смысле, когда приходится «убивать» родственников своими аргументами. По-разному можно «убить» человека.

Преданные получили от Кришны наставление – совершить ягью, ашвамедха-ягью: «Соберите золото, предложите его огню и раздайте брахманам». Был очень важный момент: Кришна сказал, что во время ягьи (сама ягья – это внешнее) нужно накормить всех преданных и удовлетворить всех вайшнавов. Пандавы сказали:

– Все понятно, удовлетворить всех преданных и вайшнавов.

Кришна дал им колокол и сказал:

– Когда ягья закончится, [в случае успеха] колокол должен зазвонить.

Но после ягьи он не зазвонил. Пандавы думали: «Что же мы сделали неправильно?» Они снова пришли к Кришне и говорят:

– Мы что-то неправильно сделали.

Кришна отвечает:

– Вы пожертвовали много золота, а вот что касается [удовлетворения] всех преданных и вайшнавов – Я не уверен. Есть сапожник, нищий, Я не видел его на мероприятии.

Пандавы говорят:

– Да, мы забыли – там, у дворца, живет сапожник.

Представляете, императоры мира, все братья Пандавы пришли к сапожнику:

– Харе Кришна! Прабху, мы приглашаем вас на пир.

А он сидит скромный и говорит:

– Я ничтожество, я никто, поэтому не пошел. К чему мое присутствие на таком собрании?

Пандавы ему отвечают:

– Нет-нет, вы преданный, сам Господь подтвердил вашу преданность, мы должны вас удовлетворить.

И сапожник смиренно идет, весь в пыли и в грязи заходит во дворец. Драупади готовит подношение и выносит ему 108 блюд на золотой посуде. Сапожник берет все блюда, смешивает в одно и начинает есть. Драупади думает: «Господи, я готовила, старалась, а он даже не знает, как есть надо».

И опять колокол не звонит. Пандавы приходят к Кришне и говорят:

– В чем дело? Колокол не звонит. Сапожника вроде накормили.

Кришна отвечает:

– Если совершили служение вайшнаву [а колокол не зазвонил], значит, какие-то оскорбления были в процессе служения, поэтому колокол и не зазвонил.

– А-а, оскорбления.

Пандавы посмотрели друг на друга – вроде никто… Драупади подняла руку:

– Это я [виновата], извините. Меня же благословил сам Господь: всё, что я буду готовить, принесет благо всем живым существам. А тут я что-то в сердце подумала, что я так для него старалась, а он не смог этого оценить.

Кришна говорит:

– Это неправильно. Не ты оцениваешь вайшнава, а вайшнав оценивает тебя. Давайте опять.

Пандавы снова организовали мероприятие (сапожник вообще в шоке) и вновь приглашают его:

– Были неточности в служении, просим к столу.

Сапожник опять все блюда смешал, думая: «Может, я чего не так сделал?»

Шрила Шридхар Махарадж провозгласил эти принципы: преданный не уверен [в том, что он исполняет свое служение правильно], и вообще ни один преданный никогда не уверен и не скажет, что правильно всё делает. Наоборот, преданный не уверен – это естественное состояние преданного.

И вот с каждым [съеденным] куском еды сапожника звучал удар колокола. Колокол звонил на всю вселенную. Это говорит о том, что ягья состоялась.

 

Служение вайшнавам

Наша задача состоит в том, чтобы удовлетворить вайшнава. Но зачастую мы не знаем, как общаться с вайшнавами. В силу своей материальной природы мы рассматриваем вайшнава как объект наших желаний. Мы часто думаем: «Мы хотим реализовать свои идеи, а вайшнав – та самая палочка-выручалочка, которой мы можем воспользоваться». Но это неправильное умонастроение. Когда мы приходим в общество преданных, то, возможно, у нас есть очень хорошие идеи, возможно, они даже ценны. Однако наше сознание не должно быть заражено умонастроением обретения, но должно принять умонастроение самоотдания. Отдать себя, нежели прийти и получить – даже что-то ценное. Такова природа преданности, такова природа преданных.

Это очень хорошая история, иллюстрирующая то, что сапожник не пытался достичь саттва-гуны, а пытался служить и даже не был уверен, что его служение будет принято.

Транскрипция: Аниндита Деви Даси
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас
 


1 В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 19.170) сказано: сарвопадхи-винирмуктам тат-паратвена нирмалам / хришикена хришикеша-севанам бхактир учйате – «Бхакти или преданное служение означает вовлечение всех наших чувств в служение Господу, Верховной Личности Бога, Владыке всех чувств. Когда духовная душа оказывает служение Всевышнему, возникает два побочных эффекта. Душа освобождается от всех видов мирского долга, и ее чувства очищаются просто благодаря тому, что заняты служением Господу» (этот стих также приводится в «Бхакти-расамрита-синдху» (Пурва-вибхага, 1.12)).

2 В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 15.110) говорится: акриштих крита-четасам су-манасам уччатанам чамхасам / ачандалам амука-лока-сулабхо вашйаш ча мукти-шрийах // но дикшам на ча сат-крийам на ча пурашчарйам манаг икшате / мантро ’йам расана-сприг эва пхалати шри-кришна-наматмаках – «Святое имя Господа Кришны привлекательно для множества святых, освобожденных душ. Оно уничтожает все греховные реакции и столь могущественно, что за исключением немых, которые не могут воспевать его, оно легкодоступно для всех, включая даже самых низких из людей, чандалов. Святое имя Кришны – владыка роскоши освобождения, и оно тождественно Кришне. Когда человек просто воспевает Святое Имя при помощи языка, результаты приходят немедленно. Воспевание Святого Имени не зависит от наличия посвящения, праведной деятельности или пурашчарьи, регулирующих принципов, следование которым, как правило, необходимо для посвящения. Святое Имя не нуждается в каком-либо из этих видов деятельности. Оно самодостаточно» (это стих из «Падьявали» (29 стих) Шрилы Рупы Госвами).

← Субботняя программа в Лахте с участием Шрипада Госвами Махараджа. ·• Архив новостей •· «Шрила Бхактивинод Тхакур». Глава из книги «Наши учителя» →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования