«День ухода Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа, прочитанная в Калькутте 25 июля 2006 года

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

День ухода
Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа

(Индия, Калькутта, Шри Чайтанья Сарасват
Кришнанушилана Сангха, 25 июля 2006 года)

 

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джайа!
Тадийа авирбхав тити пара маха-махотсав ки джайа!
Сапаршада Шриман Махапрабху ки джайа!
Рупануга гуру-варга ки джайа!
Харинам-санкиртан ки джайа!
Харидас Тхакур ки джайа!
Самавета вайшнава-мандала ки джайа!
Гаура-премананде Хари Харибол!

Сегодня день ухода Шрилы Гуру Махараджа. Он ушел в 1988 году в бхаджан-кутире в Шри Набадвип Дхаме, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Шрила Нароттам Дас Тхакур и другие возвышенные писатели-вайшнавы выразили чувства своего сердца – то, в какой степени они чувствуют разлуку со своими гуру и возвышенными вайшнавами, а также свою признательность им. Несомненно, у нас нет таких чувств. Несмотря на это, мы молимся Господу Кришне, спрашивая Его, когда же к нам придет чувство разлуки. Долгое время в материальном мире мы пытались служить лотосоподобным стопам Шрилы Гуру Махараджа, и в процессе этого служения возникали самые разные ситуации. В действительности, мы не можем понять, какова же подлинная слава Шрилы Гуру Махараджа, не прибегая к помощи общества духовных братьев Его Божественной Милости и других возвышенных вайшнавов.

Долгое время я жил в обществе Шрилы Гуру Махараджа, и естественно, что наши отношения были в чем-то подобны отношениям обычных людей в их повседневной жизни. Мы чувствуем, что Его Божественная Милость был в высшей степени милостив к нам. Тем не менее, это чувство несовершенно, потому что наш материальный ум и впечатления не обладают чистой трансцендентной природой. Иногда подлинная связь возникает, несомненно. Порой мы обретаем чистое осознание славы Его Божественной Милости, слушая его возвышенных духовных братьев и вайшнавов, таких, как Шрипад Бхакти Дайита Мадхав Махарадж, Шрипад Бхакти Саранга Госвами Махарадж, Шрипад Бхакти Прагьян Кешава Махарадж, Шрипад Нарасингха Махарадж, Шрипад Махананда Прабху, Шрипад Мадхусудан Махарадж, Шрипад Бхагават Махарадж – столь многих духовных братьев и учеников Гуру Махараджа. Особенно же Шрила Свами Махарадж дал нам великое вдохновение. Благодаря всем этим вайшнавам мы можем понять, кто такой Шрила Гуру Махарадж. Слушая их, иногда мы можем осознать положение Шрилы Гуру Махараджа; в противном случае, наша связь с ним носит материальный характер, поскольку мы видим Гуру Махараджа материальными глазами. Но в обществе вайшнава подлинные, чистые чувства приходят к нам.

Особенно это проявилось, когда Шрипад Пури Махарадж рассказал нам о славе Шрилы Гуру Махараджа и о том, как Шрила Прабхупада остановил его пение «шри рупа манджари пада, сеи мора сампада…», и Пури Махарадж был счастлив, рассказывая нам об этом. Он сказал: «Шридхар Махарадж – единственный, кто был квалифицирован петь эту песню; именно ему Прабхупада Сарасвати Тхакур дал это положение. Когда это произошло, мы поняли, что Шрила Шридхар Махарадж занимает верховное положение в нашей сампрадае, в Рупануга-сампрадае»1.

Эта песня была написана Нароттамом Тхакуром, но Нароттам Тхакур не был учеником Рупы Госвами, он был учеником Локанатха Прабху, Локанатха Госвами. Однако он чудесным и удивительным образом выразил в этой песне чувство, которое является высочайшим. А в другой песне он сказал следующее: «Когда же Локанатх Прабху возьмет меня за руку и отведет к Рупе Госвами ради служения Радхарани?» Такое чувство он выразил в своей песне.

Прабхупаду Сарасвати Тхакура окружало множество возвышенных вайшнавов2, и каждому из них он велел петь ту или иную песню. Но он хотел, чтобы «Шри Рупа Манджари пада» пел только Гуру Махарадж. В то время Гуру Махарадж отдыхал; он дежурил в комнате Прабхупады с четырех утра. После дежурства он прилег отдохнуть, но не спал. Прабхупада Сарасвати Тхакур позвал его и сказал: «Шридхар Махарадж, пой эту песню». Гуру Махарадж чувствовал нерешительность, потому что не был хорошим певцом (Шрила Гурудев смеется – прим. пер.). Вокруг было множество опытных певцов, и он колебался. Тогда Кунджа Бабу, бывший главным менеджером Прабхупады Сарасвати Тхакура, сказал: «Хорошо. Пусть поет Пури Махарадж» (в то время его звали Пранавананда Брахмачари). Указание Кунджы Бабу было равноценно указанию самого Прабхупады, и Пури Махарадж начал петь, но Прабхупада остановил его. Он сказал: «Эту песню будет петь только Шридхар Махарадж». Тогда все поняли, о чем идет речь.

Мы видим, что впоследствии многие братья Гуру Махараджа, занимавшие очень высокое положение в миссии, приняли от него санньясу. Санньяс-мантрам – это высший мантрам, и они получили его от Гуру Махараджа. Даже Мадхав Махарадж3, хотя он и принял санньясу от Вайканаса Махараджа, до этого обратился к Гуру Махараджу и получил санньяс-мантрам от него. Я не знаю, говорят ли об этом его последователи, но это я слышал от самого Гуру Махараджа. И Гуру Махарадж дал ему имя – Бхакти Дайита Мадхав. Вы знаете, что Тиртха Махарадж был управляющим центра в Майяпуре и главой майяпурского Матха, и он также принял санньясу от Гуру Махараджа. Шрила Свами Махарадж пришел к Гуру Махараджу и просил дать ему санньясу, но Гуру Махарадж был другом семьи Свами Махараджа и опасался, что, если он даст Свами Махараджу санньясу, его родные разгневаются на него и возникнет неприятная ситуация. Он посоветовал Свами Махараджу покинуть семью, куда-нибудь уехать и оставаться там полгода, а по прошествии этого срока он даст ему санньясу, но Свами Махарадж сказал: «Нет. У меня нет времени. Я хочу принять санньясу немедленно» (Шрила Гурудев смеется – прим. пер.). Гуру Махарадж отвечал: «В таком случае, ты можешь обратиться к Кешаве Махараджу. Он получил санньяс-мантрам от меня». Так и произошло.

Шрила Гуру Махарадж служил миссии Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура очень долгое время. Когда он пришел к Шриле Сарасвати Тхакуру, тот выразил свое впечатление от его личности словами Бхагавад-гиты: «Когда великий человек делает что-то, обычные люди идут по его стопам, следуют его примеру4. Ты присоединился к линии Махапрабху, принял прибежище стоп Махапрабху, и многие последуют твоему примеру». Почему он сказал это? Гуру Махарадж происходил из знаменитого брахманского рода. Во времена Сарасвати Тхакура их семья была известна по всей Индии. Повсюду их знали как очень квалифицированных брахманов-пандитов. Название «Хапания» не было известно, но все знали район, где родился Гуру Махарадж как Пурвастхали, и он пользовался репутацией оплота брахманизма и учености. Выходцы из этой семьи носили титул Бхаттачарья, и Прабхупада также знал их положение.

Гуру Махарадж был наделен выдающимися качествами. С самого детства он был знатоком санскрита. В юном возрасте он читал и составлял санскритские шлоки. Глубокие познания в санскрите были выдающейся особенностью его семьи. Позже эта культура стала приходить в упадок, хотя и в наше время по-прежнему есть знатоки санскрита. Жена Девендры Прабху, племянника Шрилы Гуру Махараджа, обладает обширными познаниями в санскрите. Возможно, сейчас она и не преподает санскрит, я не знаю. Сам Девендра Прабху знает санскрит. В наши дни не так много специалистов в этой области. Как бы то ни было, во времена Гуру Махараджа эта культура процветала. Его брат составлял шлоки, сам Гуру Махарадж, еще будучи учеником восьмого класса, составлял шлоки. Гуру Махарадж всегда обладал очень отрешенным характером. Когда он учился в школе, каждый день он ходил совершать омовение на Гангу. Неподалеку было поле, где росли лотосы, и Гуру Махарадж каждый день предлагал лотосы и воду Ганги Господу Шиве. Иногда в том месте он завтракал. Мы слышали об этом от самого Гуру Махараджа. Более того, его привлекала жизнь санньяси. Линия Махапрабху – высшая линия, но, с внешней точки зрения, когда он (Гуру Махарадж – прим. ред.) принял решение стать санньяси, он поклонялся Господу Шиве в том месте, где пребывало его Божество; каждый день он подносил Господу Шиве лотос и просил его благословений, после чего присоединился к Прабхупаде Сарасвати Тхакуру в Майяпуре. Еще в юности он проводил санкиртану в Хапании. В Радхадеше каждый год проходит деревенская санкиртана в течение двух месяцев, а Гуру Махарадж организовал санкиртану в Хапании. В этой деревне, напротив нашего Матха, Шри Чайтанья Сарасват Ашрама, я однажды встретил двух местных жителей, которые помнили Шрилу Гуру Махараджа. Итак, еще в юности он начал санкиртана-ягью. Ему было свойственно очень отрешенное умонастроение. Он не хотел начинать семейную жизнь. Такой была его природа.

Как бы то ни было, он присоединился к миссии Шрилы Прабхупады и всегда держался в тени, но преданные, обладавшие квалификацией, знали о его славе, и все относились к нему с почтением. Однако, когда он стал распространять послание миссии Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура в Уттар-Прадеше, Карачи, Бомбее, Южной Индии, его качества стали очевидны, и никто не мог противостоять ему. Он неизменно выходил победителем. В Южной Индии он два или три раза побеждал в диспутах с дигвиджая-пандитами. После того как он очень успешно проповедовал по всей Индии, Прабхупада Сарасвати Тхакур хотел отправить его в Лондон, но Гуру Махарадж колебался. Гуру Махарадж рассказывал нам, что он указал Прабхупаде на два своих изъяна: «Мне трудно понять их произношение и…»

Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж: «Мне трудно понять их (людей Запада – прим. ред.) произношение, и я не склонен близко общаться с ними».

Шрила Гурудев: Да. Но ему было известно желание Прабхупады «покорить» Запад, поэтому вместо себя он предложил отправить Госвами Махараджа (Апракриту Бхакти Сарангу Госвами Махараджа – прим. пер.). Сарасвати Тхакур счастливо принял его предложение и послал Госвами Махараджа проповедовать в Лондон. Но, по словам Гуру Махараджа, с другой стороны, это было очень хорошо, потому что он смог остаться в обществе Сарасвати Тхакура во время его ухода и оказать ему личное служение. Кроме того, Сарасвати Тхакур возлагал большие надежды на Гуру Махараджа, желая, чтобы он возглавил сампрадаю, и передал ему эту ответственность, когда попросил его петь «Шри Рупа Манджари пада».

Однако Гуру Махарадж хотел основать миссию в Лондоне, поскольку это было желанием Прабхупады Сарасвати Тхакура, и это произошло благодаря преданным ИСККОН, которые пришли к лотосоподобным стопам Шрилы Гуру Махараджа. И Гуру Махарадж упомянул тот матх в своей «Последней воле и завещании». Тот матх мы потеряли, а затем вернули, и по милости Кришны ответственность за него перешла ко мне. Мы пытались сделать что-то вместе с Сагаром Махараджем, и, в конце концов, добились успеха, но тот ашрам очень мал. Однако все необходимое есть. «Очень маленький» означает место, по меньшей мере, для трехсот преданных, но все желающие не могут уместиться в нем. Поэтому мы хотим основать там другой центр. Кто и что будет делать и насколько стараться, я не знаю, но таково мое желание. А тот маленький ашрам, что уже есть, очень хорош: пять-шесть комнат, кухня и все остальное, сад, большой подвал и т. д. Этот ашрам находится на…

Шрипад Госвами Махарадж: Грин Стрит.

Шрила Гурудев: Да, Грин Стрит. Сейчас преданные заботятся об этом ашраме, и я также стараюсь делать то, что в моих силах. Как бы то ни было, Шрила Гуру Махарадж был очень доволен нами. То были его последние игры, когда к нему пришло множество преданных душ, и его миссия распространилась по всему миру. Особый вклад в это внес Шрипад Бхакти Судхир Госвами Махарадж, который присутствует на этом собрании. На основе лекций Шрилы Гуру Махараджа он составил семь или больше книг: «Поиск Шри Кришны» – это первая книга, затем «Шри Гуру и его милость», «Золотой вулкан божественной любви», «Любовный поиск заблудшего слуги», «Субъективная эволюция сознания», «Проповеди хранителя преданности» и др. И все эти книги были изданы на разных языках. Сейчас это знание распространилось по всему миру – не только книги, но сознание Кришны через книги Шрилы Гуру Махараджа. Шрила Гуру Махарадж был очень счастлив и одарил огромной милостью Шрипада Госвами Махараджа и других преданных, помогавших в этом деле. Сейчас наше богатство увеличилось благодаря столь многим книгам – их почти триста. Два-три года назад их было двести семьдесят. Сейчас вышли новые книги. Почти триста книг на разных языках. В нашем Матхе (в центральном храме Шри Чайтанья Сарасват Матха, в Навадвипе – прим. ред.) эти книги представлены в специальном месте в Севак Бхаване, на первом этаже.

Наша проповедническая миссия известна во всем мире, особенно в Америке, Лондоне, России, Сибири, Бразилии, Австралии, Сингапуре, Маврикии, Китае. Повсюду наша миссия являет свою славу.

В России через несколько дней начнется большая проповедническая программа, которая продлится до конца августа. Это вам не шутки! Сибирь, Украина… У нас есть ученики среди эскимосов! Это чудо. Очень много учеников в Бразилии. Результат последних усилий в проповеди – высший класс и низы: и те, и другие принимают сознание Кришны. Я очень счастлив сказать, что над нашим Шри Чайтанья Сарасват Матхом никогда не заходит солнце. Когда солнце восходит в Калькутте, к тому времени оно уже зашло в Соквеле.

Шрипад Госвами Махарадж: Здесь совершается мангала-арати, а там – гаура-арати.

Шрила Гурудев (смеется): Да! Шрила Гуру Махарадж одарил великой милостью весь мир, каждую страну.

Переводчик: Муралишвар дас
Редактор: Традиш дас

 


1 Для более глубокого ознакомления с этой темой (возникновение и утверждение в этом мире Рупануга-сампрадаи, а также положение в ней Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа) вы можете обратиться к другой лекции Шрилы Говинды Махараджа под названием «Преемственность Махапрабху», а также к ответу Шрилы Гурудева на вопрос «Почему наша Сампрадая называется Рупанугой?».

2 Во время его ухода из этого мира – прим. пер.

3 Шрила Бхакти Дайита Мадхав Махарадж, один из ведущих последователей Шрилы Сарасвати Тхакура – прим. пер.

4 См. Бхагавад-гита, 3.21.

← "Служение Богу освобождает от обусловленности". Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж. Сочи, клуб "Аватара". 9 июля 2010 года. ·• Архив новостей •· «Красота спасет мир». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. 27 июня 2001 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования