«Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 25 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия



Пребывая в центре поля битвы [Курукшетра], Кришна дарит знание священных писаний Арджуне, и тот задает Кришне вопросы. Это великое чудо.

Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя

Арджуна колебался: он не готов был убивать родственников и друзей. Арджуна продемонстрировал Кришне такое настроение, и так завязался их диалог, который вскоре достиг высот. В этом разговоре нет места материальному измерению. Мы видим, что все вопросы и ответы в их диалоге относятся к духовному измерению. И это чудо: необходимо было вдохновить Арджуну на битву. Но в процессе этого разговора были затронуты многочисленные темы. Были заданы вопросы и получены ответы. Эти вопросы и ответы на них крайне важны для каждого. Это чудо, которое произошло на поле битвы.

Частью «Махабхараты» является Гита. Она была поведана за очень короткий промежуток времени. Гита насчитывает семьсот шлок. С одной стороны, сто тысяч шлок «Махабхараты», с другой — всего лишь семьсот шлок Бхагавад-гиты. Но суть «Махабхараты» Кришна передал за очень короткий промежуток времени незадолго до начала битвы. Вся полнота истины заключена в Бхагавад-гите, которая служит фундаментом. Если вы не читали «Махабхарату», это не страшно — в том случае, если вы знакомы с Гитой. Она насчитывает всего восемнадцать глав. Это небольшое произведение. Главы довольно короткие, за исключением одной или двух. Необходимо знать содержание этой книги.

Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя. И то, каким образом это происходит, — великое чудо. Мы видим это. Наши преданные — все они — не в состоянии понять все и вся, поскольку они не являются знатоками, наставниками. Они много читают, но не под руководством наставника. Поэтому правильное понимание у них отсутствует. Услышав от нескольких преданных вопросы, я почувствовал, что они читали одну из глав, но знание не расцвело в них. Они формально запомнили содержание главы, но это знание не расцвело и не принесло совершенного результата. Это условное, «техническое» знание. Хотя они соприкоснулись с этим явлением, они вернулись к своему предыдущему положению. Мы наблюдали подобное. Так происходит потому, что эти люди не обучались под руководством достойной личности. И не усвоили знание должным образом. Поэтому необходимо каждый день обсуждать темы, относящиеся к трансцендентному знанию. Необходимо уделять время обсуждению и анализу наших проблем. Это крайне важно — так я чувствую.

Люди, о которых я говорю, являются на самом деле предавшимися душами. Но когда они хотят стакан воды, у них нет терпения ждать. Не в силах дождаться желаемого, они уходят. И возвращаются к своему предыдущему состоянию, то есть иллюзорной среде. Мы видим, как подобное происходит со многими. Но, к счастью для нас, это подлинное знание пришло к нам благодаря нашему Гуру Махараджу. Мы чувствуем это. И мы пытаемся, насколько позволяют наши положение, познания, жизненные обстоятельства, идти в указанном им направлении. Мы не в состоянии понять все и вся легко и просто. Необходимо вновь и вновь повторять и декламировать эти шлоки. И также необходимо слушать. Не нужно думать, что услышать один раз — этого достаточно. Необходимо регулярно совершать иштха-гоштхи. Так мы называем это на санскрите и бенгали. Иштха-гоштхи означает «беседа», «обмен знаниями», «дискуссия». Вот что необходимо.


Процитированные шлоки:

сарвопаниш̣адо га̄во
догдха̄ гопа̄ла-нанданах̣
па̄ртхо ватсах̣ судхӣр-бхокта̄
дугдхам̇ гӣта̄мр̣там̇ махат

«Упанишады подобны стаду коров, а Господь Кришна, сын пастуха, доит их. Арджуна — теленок, нектар бессмертия Гиты — молоко, и мудрецы, разум которых чист, наслаждаются его неземным вкусом» («Гита-дхьянам», 4).

ана̄вр̣тти ш́абдат

(«Веданта-сутра»)

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте,
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате
ва̄судевах̣ сарвам ити,
са маха̄тма̄ судурлабхах̣

«После многих рождений мудрец, постигший сокровенное знание, вручает себя Мне, осознавая, что все сущее исходит из Господа и пребывает в Нем. Такая великая душа встречается крайне редко» (Бхагавад-гита, 7.19)

лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте,
ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣
тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван,
них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т

«После многих рождений и смертей душа обретает редкое человеческое тело, которое хоть и временно, но позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому пока его тело не исчерпало свой срок, мудрый человек должен стремиться к этому совершенству. Он должен знать, что чувственное наслаждение доступно даже тем живым существам, которые воплотились в низших формах жизни, тогда как святая преданность Кришне можно обрести лишь в человеческом рождении» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).

йеба̄ на̄хи буджхе кеха, ш́уните ш́уните сеха,
               ки адбхута чаитанйа-чарита
кр̣ш̣н̣е упаджибе прӣти, джа̄нибе расера рӣти,
                 ш́унилеи бад̣а хайа хита

«Даже если сначала кто-то не понимает деяний господа Чайтаньи, но продолжает слушать о них, в нем чудесным образом пробудится любовь к Кришне. Со временем такой человек сможет постичь любовные отношения Кришны с гопи и другими жителями Вриндавана. Я советую всем слушать о Господе Чайтанье, ибо это приносит огромное благо» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.87).


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя

(25 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Это чудо, великое чудо! На поле битвы сам Кришна давал советы, дарил чистое сознание не Арджуне, но нам, поскольку в Шримад Бхагавад-гите мы можем видеть:

#00:00:24#

сарвопаниш̣адо га̄во
догдха̄ гопа̄ла-нанданах̣
па̄ртхо ватсах̣ судхӣр-бхокта̄
дугдхам̇ гӣта̄мр̣там̇ махат[1]

сарвопаниш̣адо га̄во…

Все чистое сознание существует, присутствует в Упанишадах разных типов и в [других] священных писаниях. Но кто станет пить молоко из этого источника? Говорится, что все священные писания (Упанишады и т. д.) подобны корове, которая дает молоко теленку. Но необходим тот, который доит корову, и этой личностью является сам Кришна. Он доит эту корову. Корова дает молоко, когда теленок касается ее сосцов и пытается сосать, пытается пить молоко. Тогда корова с великой любовью дарит свое молоко теленку. И молочник — тот, кто доит корову, — получает больше молока. И такой личностью выступает Кришна, а Арджуна подобен теленку.

#00:02:30#

Все Упанишады, Пураны и другие священные писания подобны сокровищнице чистого знания, чистого сознания! Но кто пьет это молоко? Тот, у кого есть шраддха! Ш́раддха̄ва̄н лабхате джн̃а̄нам̇ тат-парах̣ са̄мйатендрийа̄х̣. «Шримад-Бхагаватам» говорит, Бхагавад-гита говорит, что тот, кто обладает полнотой веры, тот способен пить это молоко.

#00:03:21#

сарвопаниш̣адо га̄во
догдха̄ гопа̄ла-нанданах̣
па̄ртхо ватсах̣ судхӣр-бхокта̄
дугдхам̇ гӣта̄мр̣там̇ махат

И Бхагаван [Шри Кришна] на поле битвы — там, где возникают вопросы жизни и смерти для каждого. Присутствующие на поле битвы [воины] бьют в барабаны, это боевой клич. С обеих сторон расположены группы солдат и военные начальники. Солдаты готовы сражаться, а в середине, в центре этого поля битвы Кришна дарит знание священных писаний Арджуне, и Арджуна свободно задает Кришне вопросы. Это великое чудо!

#00:04:54#

Арджуна колебался, он не готов был убивать родственников. Арджуна колебался: он не готов был убивать родственников и друзей. Арджуна продемонстрировал Кришне такое настроение, и так завязался их диалог, который вскоре достиг высот. В этом разговоре нет места материальному измерению. Мы видим, что все вопросы и ответы в их диалоге относятся к духовному измерению. И это чудо: необходимо было вдохновить Арджуну на битву. Но в процессе этого разговора были затронуты многочисленные темы. Были заданы вопросы и получены ответы. Эти вопросы и ответы на них крайне важны для каждого. Это чудо, которое произошло на поле битвы [Курукшетра].

#00:06:20#

Частью «Махабхараты» является Гита. Она была поведана за очень короткий промежуток времени. Гита насчитывает семьсот шлок. С одной стороны, сто тысяч шлок «Махабхараты»; с другой — всего лишь семьсот шлок Бхагавад-гиты. Но суть «Махабхараты» Кришна передал за очень короткий промежуток времени незадолго до начала битвы. Вся полнота истины заключена в Бхагавад-гите, которая служит фундаментом [духовного знания «Махабхараты»]. Если вы не читали «Махабхарату», это не страшно — в том случае, если вы знакомы с Гитой. Она насчитывает всего восемнадцать глав. Это небольшое произведение. Главы довольно короткие, за исключением одной или двух. Необходимо знать содержание этой книги.

#00:08:15#

Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя. И то, каким образом это происходит, — великое чудо. Мы видим это. Наши преданные — все они — не в состоянии понять все и вся, поскольку они не являются знатоками, наставниками. Они много читают, но не под руководством наставника. Поэтому правильное понимание у них отсутствует. Услышав от некоторых преданных вопросы, я почувствовал, что они читали одну из глав [Бхагавад-гиты], но знание не расцвело в них. Они формально запомнили содержание главы, но это знание не расцвело и не принесло совершенного результата. Это условное, «техническое» знание.

#00:10:06#

Хотя они соприкоснулись с этим явлением, они вернулись к своему предыдущему положению. Мы наблюдали подобное. Так происходит потому, что эти люди не обучались под руководством достойной личности и не усвоили знание должным образом. Необходимо каждый день обсуждать темы, относящиеся к трансцендентному знанию. Необходимо уделять время обсуждению и анализу наших проблем. Это крайне важно — так я чувствую.

#00:11:07#

Люди, о которых я говорю, являются на самом деле предавшимися душами. Но когда они хотят стакан воды, у них нет терпения ждать. Не в силах дождаться желаемого, они уходят. И возвращаются к своему предыдущему состоянию, то есть к иллюзорной среде. Мы видим, как подобное происходит со многими.

#00:11:42#

Но, к счастью для нас, это подлинное знание пришло к нам благодаря нашему Гуру Махараджу. Мы чувствуем это. И мы пытаемся, насколько позволяют наши положение, познания, жизненные обстоятельства, идти в указанном им направлении. Ана̄вр̣тти ш́абдат, ана̄вр̣тти ш́абдат — говорится в «Веданта-даршане»[2]. Мы не в состоянии понять все и вся легко и просто. Необходимо вновь и вновь повторять и декламировать эти шлоки. Также необходимо слушать. Не нужно думать, что услышать один раз — этого достаточно. Необходимо регулярно совершать иштха-гоштхи. Так мы называем это на санскрите и бенгали. Иштха-гоштхи означает «беседа», «обмен знаниями», «дискуссия». Вот что необходимо.

#00:13:29#

Я вижу [истины, изложенные] в Шримад Бхагавад-гите, и я также пытаюсь в настоящее время читать «Бхагаватам», но что я могу поделать? С каждым днем мое зрение ухудшается. Я знаю до какой-то степени шлоки Гиты наизусть, поэтому мне несложно читать текст. Я не вижу текст, буквы, но шлоки мне известны, и я могу читать. Некоторые главы «Бхагаватам» я знаю и в состоянии читать легко, поскольку это санскрит, но [чтение] на бенгали — тут я сталкиваюсь с трудностями. Однако наши преданные, которые являются знатоками, делятся своим знанием с другими преданными, которые получают от этого благо.

#00:15:01#

Но недостаточно такого обмена на протяжении дня, двух дней, пяти, десяти дней. Этого недостаточно. Я чувствую, что Шримад Бхагавад-гита [велика], когда я открываю эту книгу много раз на протяжении дня (эта книга всегда лежит у меня под рукой). И всякий раз, когда я открываю эту книгу и начинаю ее читать, я поражаюсь, видя смысл шлок, и [поражаюсь] мыслям, которые в [этих] шлоках заключены. Всякий раз я удивлен и впечатлен. Я чувствую великую удачу в эту пору в своем возрасте, что я имею такую возможность.

#00:15:58#

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте,
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате
ва̄судевах̣ сарвам ити,
са маха̄тма̄ судурлабхах̣[3]

Все было явлено Кришной. Подобное знание мы можем обрести очень легко.

#00:16:33#

лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте…[4]

Шлоки, подобные этой, [приведенной] в «Шримад-Бхагаватам», напоминают нам о том, что мы обрели человеческую форму жизни, и у нас есть возможность в рамках этой человеческой формы жизни, которой существует большое множество разных типов, [достичь духовной реализации]. Мы обрели такую форму, которая позволяет приблизиться к трансцендентному знанию, обрести это божественное знание.

#00:17:31#

Подобную человеческую форму обрести не так просто. Мы не знаем. Священные писания говорят: бха̄гйава̄н джӣв — «удачливые души». Во многих местах повторяется это утверждение, что мы удачливые души. Есть подобные реалии вокруг нас, подобная атмосфера, общество — есть все! Но необходимо до самой смерти продолжать попытки служить Господу Кришне. Такой совет содержится везде, во всех священных писаниях. И не только в рамках одной религии. Все религии стремятся одарить нас подобным сознанием. Поэтому мы будем бдительны и будем осознавать этот факт.

#00:18:51#

Кришна (в противном случае) рассказывает о карма-йоге, гьяна-йоге, хатха-йоге, бхакти-йоге. Обо всех этих явлениях Он рассказывает в семистах шлоках [Бхагавад-гиты]. Зачем Он это делает? Зачем Он об этом рассказывает? В конечном счете Кришна говорит, что если человек не хочет верить, то не нужно навязывать ему это знание. Он не обретет его. Подобно вшам, клопам — насекомым, которые могут жить в постельном белье садху или в волосах садху, но эти живые существа не обретают чистого сознания от садху благодаря такой физической близости. Такой пример приводится.

#00:20:10#

У меня очень скверный английский, но вы все квалифицированы, вы все знатоки английского, и вы все понимаете, что я хочу сказать. Я выражаюсь правильно на 10%, а вы восполняете пробел на 90%, и это очень хорошо. Потому что ваши сердца открыты и врата открыты, распахнуты двери. Пытайтесь и вы обязательно обретете высочайшее благо. Нужно продолжать попытки быть вовлеченным, задействованным в это служение. Могу ли я добавить что-то еще к вышесказанному? Если у меня есть такая возможность сидеть [с вами] на протяжении всего дня, находиться в вашем обществе, то это для меня великое благо, но мое здоровье не позволяет мне это делать. Что я могу поделать? Я глубокий старик.

#00:21:38#

Один ученик Сарасвати Тхакура, который был учеником номер один, его звали Бхакти Прадипа Тиртха Махарадж. Он жил на закате своих дней в Пури-дхаме. И там был один ученик Гуру Махараджа — доктор Чаттерджи. Это был очень высококвалифицированный человек — Хари Чаран Чатур Упадхьяя Чаттерджи. Он отправился в Пури и встретил там этого Тиртху Махараджа. Это означает, что он знал, что там есть миссия Прабхупады Сарасвати Тхакура. Нилачал Гаудия Матх — так назывался этот матх. И там этот Чаттерджи встретил Тиртху Махараджа, который сказал ему: «Вы теперь мне предлагаете дандаваты. Я стою одной ногой в могиле, таково состояние моего здоровья. Что я могу вам дать? Я могу лишь сказать: „Воспевайте Харе Кришна маха-мантру, и так вы обретете высочайшее благо!“ Это единственный совет, который я могу вам дать».

#00:23:12#

Это означает, что он проповедовал во времена Прабхупады Сарасвати Тхакура очень активно и в очень широких масштабах. В конце жизни он был стар и не мог говорить. В то время многие приходили к нему. И таким было его ментальное состояние, он сказал об этом тому преданному: «Теперь я практически бессилен. Я мало на что способен. И как раз в это время ко мне приходит возможность служения, проповеди». С одной стороны, это очень хорошо.

#00:24:06#

Был другой великий преданный Сарасвати Тхакура, который сказал: «Я хочу умереть на поле битвы. Я хочу до самой последней секунды сражаться с майей»[5].

#00:24:28#

Мы слышали много всего от преданных, и эти рассказы были таким прекрасным повествованием. То была чудесная возможность для нас. Так или иначе, то, что вы обрели, необходимо прояснять для себя под руководством квалифицированного вайшнава. Истина священных писаний — о ней я говорю. Вы обязательно обретете благо, но необходим достойный наставник. Иначе крайне трудно понять смысл этих утверждений.

#00:25:16#

Шрила Гуру Махарадж пытался объяснять шлоки, но крайне трудно, несмотря на эти объяснения, понять очень многие положения. Я вижу, что для меня это не проблема, я легко это понимаю, потому что всю свою жизнь я слышал эти объяснения из уст его божественной милости. Но другим не так легко понять значение этих утверждений.

#00:25:52#

ш́раддха̄ва̄н лабхате джн̃а̄нам̇ тат-парах̣ са̄мйатендрийа̄х̣…

ш́раддха̄ва̄н лабхате джн̃а̄нам̇…

Говорится, что тот, кто обладает полнотой веры в Гурудева, вайшнава, тот обретет [духовное] знание легко и просто, потому что вера служит основанием, фундаментом. Благодаря вере, что бы вы ни делали, вы достигните высочайшего, лучшего результата. Мы постоянно слышали это от Шрилы Гуру Махараджа. Мы привыкли, но привычку такого рода нужно приобрести. Могу ли я что-то к этому прибавить?

#00:26:56#

Я хочу сказать сегодня вот еще что: я хочу прославить Рагхунатха Даса Госвами. Я внезапно меняю тему. Когда я читал Бхагавад-гиту, я был удивлен, читая четвертую главу. Открыв книгу на этой главе, я стал читать и размышлять над прочитанным. Все хорошо, если у нас есть полнота веры, любви и нежности. Ничто остальное не требуется!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Харинам-санкиртанам ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

#00:27:56#

Нашим сладостным пристанищем является лотосоподобная стопа Шрилы Харидаса Тхакура. Помните об этом каждый день, каждую секунду, и тогда ваша благая удача будет возрастать, поскольку милость Харидаса мы обрели еще до Махапрабху. До того, как Махапрабху явился в этот мир и стал проповедовать, Харидас Тхакур уже проповедовал. Он пришел к лотосоподобным стопам Махапрабху и предался Ему. Это лучшее проявление гаура-лилы.

Харе Кришна!

#00:29:00#

Теперь вы ступайте. Каждый день они [преданные Матха] совершают санкиртану. Будет большим благом, если вы сумеете ее слушать.

#00:29:19#

йеба̄ на̄хи буджхе кеха, ш́уните ш́уните сеха,
         ки адбхута чаитанйа-чарита…[6]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




1  «Упанишады подобны стаду коров, а Господь Кришна, сын пастуха, доит их. Арджуна — теленок, нектар бессмертия Гиты — молоко, и мудрецы, разум которых чист, наслаждаются его неземным вкусом» («Гита-дхьянам», 4).

2  «Благодаря культивированию [трансцендентного] звука ты достигнешь свободы».

3  [Господь Кришна говорит:] «После многих рождений мудрец, постигший сокровенное знание, вручает себя Мне, осознавая, что все сущее исходит из Господа и пребывает в Нем. Такая великая душа встречается крайне редко» (Бхагавад-гита, 7.19).

4  Лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте, ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣ / тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т — «После многих рождений и смертей душа обретает редкое человеческое тело, которое хоть и временно, но позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому пока его тело не исчерпало свой срок, мудрый человек должен стремиться к этому совершенству. Он должен знать, что чувственное наслаждение доступно даже тем живым существам, которые воплотились в низших формах жизни, тогда как святую преданность Кришне можно обрести лишь в человеческом рождении» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).

5  Речь идет о Шрипаде Бхакти Саранге Госвами Махарадже.

6  Йеба̄ на̄хи буджхе кеха, ш́уните ш́уните сеха, ки адбхута чаитанйа-чарита / кр̣ш̣н̣е упаджибе прӣти, джа̄нибе расера рӣти, ш́унилеи бад̣а хайа хита — «Даже если сначала кто-то не понимает деяний Господа Чайтаньи, но продолжает слушать о них, в нем чудесным образом пробудится любовь к Кришне. Со временем такой человек сможет постичь любовные отношения Кришны с гопи и другими жителями Вриндавана. Я советую всем слушать о Господе Чайтанье, ибо это приносит огромное благо» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.87).




←  Клуб «Светлячок». Осень 2023 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Служение без привязанностей». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 23 января 2011 года | “Service without Attachment.” Srila B. N. Acharya Maharaj. 23 January 2011  →

Пребывая в центре поля битвы [Курукшетра], Кришна дарит знание священных писаний Арджуне, и тот задает Кришне вопросы. Это великое чудо.

Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя

Арджуна колебался: он не готов был убивать родственников и друзей. Арджуна продемонстрировал Кришне такое настроение, и так завязался их диалог, который вскоре достиг высот. В этом разговоре нет места материальному измерению. Мы видим, что все вопросы и ответы в их диалоге относятся к духовному измерению. И это чудо: необходимо было вдохновить Арджуну на битву. Но в процессе этого разговора были затронуты многочисленные темы. Были заданы вопросы и получены ответы. Эти вопросы и ответы на них крайне важны для каждого. Это чудо, которое произошло на поле битвы.

Частью «Махабхараты» является Гита. Она была поведана за очень короткий промежуток времени. Гита насчитывает семьсот шлок. С одной стороны, сто тысяч шлок «Махабхараты», с другой — всего лишь семьсот шлок Бхагавад-гиты. Но суть «Махабхараты» Кришна передал за очень короткий промежуток времени незадолго до начала битвы. Вся полнота истины заключена в Бхагавад-гите, которая служит фундаментом. Если вы не читали «Махабхарату», это не страшно — в том случае, если вы знакомы с Гитой. Она насчитывает всего восемнадцать глав. Это небольшое произведение. Главы довольно короткие, за исключением одной или двух. Необходимо знать содержание этой книги.

Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя. И то, каким образом это происходит, — великое чудо. Мы видим это. Наши преданные — все они — не в состоянии понять все и вся, поскольку они не являются знатоками, наставниками. Они много читают, но не под руководством наставника. Поэтому правильное понимание у них отсутствует. Услышав от нескольких преданных вопросы, я почувствовал, что они читали одну из глав, но знание не расцвело в них. Они формально запомнили содержание главы, но это знание не расцвело и не принесло совершенного результата. Это условное, «техническое» знание. Хотя они соприкоснулись с этим явлением, они вернулись к своему предыдущему положению. Мы наблюдали подобное. Так происходит потому, что эти люди не обучались под руководством достойной личности. И не усвоили знание должным образом. Поэтому необходимо каждый день обсуждать темы, относящиеся к трансцендентному знанию. Необходимо уделять время обсуждению и анализу наших проблем. Это крайне важно — так я чувствую.

Люди, о которых я говорю, являются на самом деле предавшимися душами. Но когда они хотят стакан воды, у них нет терпения ждать. Не в силах дождаться желаемого, они уходят. И возвращаются к своему предыдущему состоянию, то есть иллюзорной среде. Мы видим, как подобное происходит со многими. Но, к счастью для нас, это подлинное знание пришло к нам благодаря нашему Гуру Махараджу. Мы чувствуем это. И мы пытаемся, насколько позволяют наши положение, познания, жизненные обстоятельства, идти в указанном им направлении. Мы не в состоянии понять все и вся легко и просто. Необходимо вновь и вновь повторять и декламировать эти шлоки. И также необходимо слушать. Не нужно думать, что услышать один раз — этого достаточно. Необходимо регулярно совершать иштха-гоштхи. Так мы называем это на санскрите и бенгали. Иштха-гоштхи означает «беседа», «обмен знаниями», «дискуссия». Вот что необходимо.


Процитированные шлоки:

сарвопаниш̣адо га̄во
догдха̄ гопа̄ла-нанданах̣
па̄ртхо ватсах̣ судхӣр-бхокта̄
дугдхам̇ гӣта̄мр̣там̇ махат

«Упанишады подобны стаду коров, а Господь Кришна, сын пастуха, доит их. Арджуна — теленок, нектар бессмертия Гиты — молоко, и мудрецы, разум которых чист, наслаждаются его неземным вкусом» («Гита-дхьянам», 4).

ана̄вр̣тти ш́абдат

(«Веданта-сутра»)

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте,
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате
ва̄судевах̣ сарвам ити,
са маха̄тма̄ судурлабхах̣

«После многих рождений мудрец, постигший сокровенное знание, вручает себя Мне, осознавая, что все сущее исходит из Господа и пребывает в Нем. Такая великая душа встречается крайне редко» (Бхагавад-гита, 7.19)

лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте,
ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣
тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван,
них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т

«После многих рождений и смертей душа обретает редкое человеческое тело, которое хоть и временно, но позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому пока его тело не исчерпало свой срок, мудрый человек должен стремиться к этому совершенству. Он должен знать, что чувственное наслаждение доступно даже тем живым существам, которые воплотились в низших формах жизни, тогда как святая преданность Кришне можно обрести лишь в человеческом рождении» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).

йеба̄ на̄хи буджхе кеха, ш́уните ш́уните сеха,
               ки адбхута чаитанйа-чарита
кр̣ш̣н̣е упаджибе прӣти, джа̄нибе расера рӣти,
                 ш́унилеи бад̣а хайа хита

«Даже если сначала кто-то не понимает деяний господа Чайтаньи, но продолжает слушать о них, в нем чудесным образом пробудится любовь к Кришне. Со временем такой человек сможет постичь любовные отношения Кришны с гопи и другими жителями Вриндавана. Я советую всем слушать о Господе Чайтанье, ибо это приносит огромное благо» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.87).


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя

(25 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)

 

Это чудо, великое чудо! На поле битвы сам Кришна давал советы, дарил чистое сознание не Арджуне, но нам, поскольку в Шримад Бхагавад-гите мы можем видеть:

#00:00:24#

сарвопаниш̣адо га̄во
догдха̄ гопа̄ла-нанданах̣
па̄ртхо ватсах̣ судхӣр-бхокта̄
дугдхам̇ гӣта̄мр̣там̇ махат[1]

сарвопаниш̣адо га̄во…

Все чистое сознание существует, присутствует в Упанишадах разных типов и в [других] священных писаниях. Но кто станет пить молоко из этого источника? Говорится, что все священные писания (Упанишады и т. д.) подобны корове, которая дает молоко теленку. Но необходим тот, который доит корову, и этой личностью является сам Кришна. Он доит эту корову. Корова дает молоко, когда теленок касается ее сосцов и пытается сосать, пытается пить молоко. Тогда корова с великой любовью дарит свое молоко теленку. И молочник — тот, кто доит корову, — получает больше молока. И такой личностью выступает Кришна, а Арджуна подобен теленку.

#00:02:30#

Все Упанишады, Пураны и другие священные писания подобны сокровищнице чистого знания, чистого сознания! Но кто пьет это молоко? Тот, у кого есть шраддха! Ш́раддха̄ва̄н лабхате джн̃а̄нам̇ тат-парах̣ са̄мйатендрийа̄х̣. «Шримад-Бхагаватам» говорит, Бхагавад-гита говорит, что тот, кто обладает полнотой веры, тот способен пить это молоко.

#00:03:21#

сарвопаниш̣адо га̄во
догдха̄ гопа̄ла-нанданах̣
па̄ртхо ватсах̣ судхӣр-бхокта̄
дугдхам̇ гӣта̄мр̣там̇ махат

И Бхагаван [Шри Кришна] на поле битвы — там, где возникают вопросы жизни и смерти для каждого. Присутствующие на поле битвы [воины] бьют в барабаны, это боевой клич. С обеих сторон расположены группы солдат и военные начальники. Солдаты готовы сражаться, а в середине, в центре этого поля битвы Кришна дарит знание священных писаний Арджуне, и Арджуна свободно задает Кришне вопросы. Это великое чудо!

#00:04:54#

Арджуна колебался, он не готов был убивать родственников. Арджуна колебался: он не готов был убивать родственников и друзей. Арджуна продемонстрировал Кришне такое настроение, и так завязался их диалог, который вскоре достиг высот. В этом разговоре нет места материальному измерению. Мы видим, что все вопросы и ответы в их диалоге относятся к духовному измерению. И это чудо: необходимо было вдохновить Арджуну на битву. Но в процессе этого разговора были затронуты многочисленные темы. Были заданы вопросы и получены ответы. Эти вопросы и ответы на них крайне важны для каждого. Это чудо, которое произошло на поле битвы [Курукшетра].

#00:06:20#

Частью «Махабхараты» является Гита. Она была поведана за очень короткий промежуток времени. Гита насчитывает семьсот шлок. С одной стороны, сто тысяч шлок «Махабхараты»; с другой — всего лишь семьсот шлок Бхагавад-гиты. Но суть «Махабхараты» Кришна передал за очень короткий промежуток времени незадолго до начала битвы. Вся полнота истины заключена в Бхагавад-гите, которая служит фундаментом [духовного знания «Махабхараты»]. Если вы не читали «Махабхарату», это не страшно — в том случае, если вы знакомы с Гитой. Она насчитывает всего восемнадцать глав. Это небольшое произведение. Главы довольно короткие, за исключением одной или двух. Необходимо знать содержание этой книги.

#00:08:15#

Трансцендентное знание проникает в сердце искреннего искателя. И то, каким образом это происходит, — великое чудо. Мы видим это. Наши преданные — все они — не в состоянии понять все и вся, поскольку они не являются знатоками, наставниками. Они много читают, но не под руководством наставника. Поэтому правильное понимание у них отсутствует. Услышав от некоторых преданных вопросы, я почувствовал, что они читали одну из глав [Бхагавад-гиты], но знание не расцвело в них. Они формально запомнили содержание главы, но это знание не расцвело и не принесло совершенного результата. Это условное, «техническое» знание.

#00:10:06#

Хотя они соприкоснулись с этим явлением, они вернулись к своему предыдущему положению. Мы наблюдали подобное. Так происходит потому, что эти люди не обучались под руководством достойной личности и не усвоили знание должным образом. Необходимо каждый день обсуждать темы, относящиеся к трансцендентному знанию. Необходимо уделять время обсуждению и анализу наших проблем. Это крайне важно — так я чувствую.

#00:11:07#

Люди, о которых я говорю, являются на самом деле предавшимися душами. Но когда они хотят стакан воды, у них нет терпения ждать. Не в силах дождаться желаемого, они уходят. И возвращаются к своему предыдущему состоянию, то есть к иллюзорной среде. Мы видим, как подобное происходит со многими.

#00:11:42#

Но, к счастью для нас, это подлинное знание пришло к нам благодаря нашему Гуру Махараджу. Мы чувствуем это. И мы пытаемся, насколько позволяют наши положение, познания, жизненные обстоятельства, идти в указанном им направлении. Ана̄вр̣тти ш́абдат, ана̄вр̣тти ш́абдат — говорится в «Веданта-даршане»[2]. Мы не в состоянии понять все и вся легко и просто. Необходимо вновь и вновь повторять и декламировать эти шлоки. Также необходимо слушать. Не нужно думать, что услышать один раз — этого достаточно. Необходимо регулярно совершать иштха-гоштхи. Так мы называем это на санскрите и бенгали. Иштха-гоштхи означает «беседа», «обмен знаниями», «дискуссия». Вот что необходимо.

#00:13:29#

Я вижу [истины, изложенные] в Шримад Бхагавад-гите, и я также пытаюсь в настоящее время читать «Бхагаватам», но что я могу поделать? С каждым днем мое зрение ухудшается. Я знаю до какой-то степени шлоки Гиты наизусть, поэтому мне несложно читать текст. Я не вижу текст, буквы, но шлоки мне известны, и я могу читать. Некоторые главы «Бхагаватам» я знаю и в состоянии читать легко, поскольку это санскрит, но [чтение] на бенгали — тут я сталкиваюсь с трудностями. Однако наши преданные, которые являются знатоками, делятся своим знанием с другими преданными, которые получают от этого благо.

#00:15:01#

Но недостаточно такого обмена на протяжении дня, двух дней, пяти, десяти дней. Этого недостаточно. Я чувствую, что Шримад Бхагавад-гита [велика], когда я открываю эту книгу много раз на протяжении дня (эта книга всегда лежит у меня под рукой). И всякий раз, когда я открываю эту книгу и начинаю ее читать, я поражаюсь, видя смысл шлок, и [поражаюсь] мыслям, которые в [этих] шлоках заключены. Всякий раз я удивлен и впечатлен. Я чувствую великую удачу в эту пору в своем возрасте, что я имею такую возможность.

#00:15:58#

бахӯна̄м̇ джанмана̄м анте,
джн̃а̄нава̄н ма̄м̇ прападйате
ва̄судевах̣ сарвам ити,
са маха̄тма̄ судурлабхах̣[3]

Все было явлено Кришной. Подобное знание мы можем обрести очень легко.

#00:16:33#

лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте…[4]

Шлоки, подобные этой, [приведенной] в «Шримад-Бхагаватам», напоминают нам о том, что мы обрели человеческую форму жизни, и у нас есть возможность в рамках этой человеческой формы жизни, которой существует большое множество разных типов, [достичь духовной реализации]. Мы обрели такую форму, которая позволяет приблизиться к трансцендентному знанию, обрести это божественное знание.

#00:17:31#

Подобную человеческую форму обрести не так просто. Мы не знаем. Священные писания говорят: бха̄гйава̄н джӣв — «удачливые души». Во многих местах повторяется это утверждение, что мы удачливые души. Есть подобные реалии вокруг нас, подобная атмосфера, общество — есть все! Но необходимо до самой смерти продолжать попытки служить Господу Кришне. Такой совет содержится везде, во всех священных писаниях. И не только в рамках одной религии. Все религии стремятся одарить нас подобным сознанием. Поэтому мы будем бдительны и будем осознавать этот факт.

#00:18:51#

Кришна (в противном случае) рассказывает о карма-йоге, гьяна-йоге, хатха-йоге, бхакти-йоге. Обо всех этих явлениях Он рассказывает в семистах шлоках [Бхагавад-гиты]. Зачем Он это делает? Зачем Он об этом рассказывает? В конечном счете Кришна говорит, что если человек не хочет верить, то не нужно навязывать ему это знание. Он не обретет его. Подобно вшам, клопам — насекомым, которые могут жить в постельном белье садху или в волосах садху, но эти живые существа не обретают чистого сознания от садху благодаря такой физической близости. Такой пример приводится.

#00:20:10#

У меня очень скверный английский, но вы все квалифицированы, вы все знатоки английского, и вы все понимаете, что я хочу сказать. Я выражаюсь правильно на 10%, а вы восполняете пробел на 90%, и это очень хорошо. Потому что ваши сердца открыты и врата открыты, распахнуты двери. Пытайтесь и вы обязательно обретете высочайшее благо. Нужно продолжать попытки быть вовлеченным, задействованным в это служение. Могу ли я добавить что-то еще к вышесказанному? Если у меня есть такая возможность сидеть [с вами] на протяжении всего дня, находиться в вашем обществе, то это для меня великое благо, но мое здоровье не позволяет мне это делать. Что я могу поделать? Я глубокий старик.

#00:21:38#

Один ученик Сарасвати Тхакура, который был учеником номер один, его звали Бхакти Прадипа Тиртха Махарадж. Он жил на закате своих дней в Пури-дхаме. И там был один ученик Гуру Махараджа — доктор Чаттерджи. Это был очень высококвалифицированный человек — Хари Чаран Чатур Упадхьяя Чаттерджи. Он отправился в Пури и встретил там этого Тиртху Махараджа. Это означает, что он знал, что там есть миссия Прабхупады Сарасвати Тхакура. Нилачал Гаудия Матх — так назывался этот матх. И там этот Чаттерджи встретил Тиртху Махараджа, который сказал ему: «Вы теперь мне предлагаете дандаваты. Я стою одной ногой в могиле, таково состояние моего здоровья. Что я могу вам дать? Я могу лишь сказать: „Воспевайте Харе Кришна маха-мантру, и так вы обретете высочайшее благо!“ Это единственный совет, который я могу вам дать».

#00:23:12#

Это означает, что он проповедовал во времена Прабхупады Сарасвати Тхакура очень активно и в очень широких масштабах. В конце жизни он был стар и не мог говорить. В то время многие приходили к нему. И таким было его ментальное состояние, он сказал об этом тому преданному: «Теперь я практически бессилен. Я мало на что способен. И как раз в это время ко мне приходит возможность служения, проповеди». С одной стороны, это очень хорошо.

#00:24:06#

Был другой великий преданный Сарасвати Тхакура, который сказал: «Я хочу умереть на поле битвы. Я хочу до самой последней секунды сражаться с майей»[5].

#00:24:28#

Мы слышали много всего от преданных, и эти рассказы были таким прекрасным повествованием. То была чудесная возможность для нас. Так или иначе, то, что вы обрели, необходимо прояснять для себя под руководством квалифицированного вайшнава. Истина священных писаний — о ней я говорю. Вы обязательно обретете благо, но необходим достойный наставник. Иначе крайне трудно понять смысл этих утверждений.

#00:25:16#

Шрила Гуру Махарадж пытался объяснять шлоки, но крайне трудно, несмотря на эти объяснения, понять очень многие положения. Я вижу, что для меня это не проблема, я легко это понимаю, потому что всю свою жизнь я слышал эти объяснения из уст его божественной милости. Но другим не так легко понять значение этих утверждений.

#00:25:52#

ш́раддха̄ва̄н лабхате джн̃а̄нам̇ тат-парах̣ са̄мйатендрийа̄х̣…

ш́раддха̄ва̄н лабхате джн̃а̄нам̇…

Говорится, что тот, кто обладает полнотой веры в Гурудева, вайшнава, тот обретет [духовное] знание легко и просто, потому что вера служит основанием, фундаментом. Благодаря вере, что бы вы ни делали, вы достигните высочайшего, лучшего результата. Мы постоянно слышали это от Шрилы Гуру Махараджа. Мы привыкли, но привычку такого рода нужно приобрести. Могу ли я что-то к этому прибавить?

#00:26:56#

Я хочу сказать сегодня вот еще что: я хочу прославить Рагхунатха Даса Госвами. Я внезапно меняю тему. Когда я читал Бхагавад-гиту, я был удивлен, читая четвертую главу. Открыв книгу на этой главе, я стал читать и размышлять над прочитанным. Все хорошо, если у нас есть полнота веры, любви и нежности. Ничто остальное не требуется!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Харинам-санкиртанам ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

#00:27:56#

Нашим сладостным пристанищем является лотосоподобная стопа Шрилы Харидаса Тхакура. Помните об этом каждый день, каждую секунду, и тогда ваша благая удача будет возрастать, поскольку милость Харидаса мы обрели еще до Махапрабху. До того, как Махапрабху явился в этот мир и стал проповедовать, Харидас Тхакур уже проповедовал. Он пришел к лотосоподобным стопам Махапрабху и предался Ему. Это лучшее проявление гаура-лилы.

Харе Кришна!

#00:29:00#

Теперь вы ступайте. Каждый день они [преданные Матха] совершают санкиртану. Будет большим благом, если вы сумеете ее слушать.

#00:29:19#

йеба̄ на̄хи буджхе кеха, ш́уните ш́уните сеха,
         ки адбхута чаитанйа-чарита…[6]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас




[1] «Упанишады подобны стаду коров, а Господь Кришна, сын пастуха, доит их. Арджуна — теленок, нектар бессмертия Гиты — молоко, и мудрецы, разум которых чист, наслаждаются его неземным вкусом» («Гита-дхьянам», 4).

[2] «Благодаря культивированию [трансцендентного] звука ты достигнешь свободы».

[3] [Господь Кришна говорит:] «После многих рождений мудрец, постигший сокровенное знание, вручает себя Мне, осознавая, что все сущее исходит из Господа и пребывает в Нем. Такая великая душа встречается крайне редко» (Бхагавад-гита, 7.19).

[4] Лабдхва̄ судурлабхам идам̇ баху-самбхава̄нте, ма̄нуш̣йам артхадам анитйам апӣха дхӣрах̣ / тӯрн̣ам̇ йатета на патед анумр̣тйу йа̄ван, них̣ш́рейаса̄йа виш̣айах̣ кхалу сарватах̣ сйа̄т — «После многих рождений и смертей душа обретает редкое человеческое тело, которое хоть и временно, но позволяет достичь высшего совершенства. Поэтому пока его тело не исчерпало свой срок, мудрый человек должен стремиться к этому совершенству. Он должен знать, что чувственное наслаждение доступно даже тем живым существам, которые воплотились в низших формах жизни, тогда как святую преданность Кришне можно обрести лишь в человеческом рождении» («Шримад-Бхагаватам», 11.9.29).

[5] Речь идет о Шрипаде Бхакти Саранге Госвами Махарадже.

[6] Йеба̄ на̄хи буджхе кеха, ш́уните ш́уните сеха, ки адбхута чаитанйа-чарита / кр̣ш̣н̣е упаджибе прӣти, джа̄нибе расера рӣти, ш́унилеи бад̣а хайа хита — «Даже если сначала кто-то не понимает деяний Господа Чайтаньи, но продолжает слушать о них, в нем чудесным образом пробудится любовь к Кришне. Со временем такой человек сможет постичь любовные отношения Кришны с гопи и другими жителями Вриндавана. Я советую всем слушать о Господе Чайтанье, ибо это приносит огромное благо» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.87).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования