«Явление Шри Шри Лакшми-Варахадева в Шри Чайтанья Сарасват Матхе». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 30 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия



Это Вараха-кшетра. С ним связана особая история. Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] поклонялся форме Гирираджа-Говардхана, поскольку Бхактивинод Тхакур говорит, что эта Коладвипа является Гупта Говардханом. Многие реалии пребывают здесь, в этой Коладвипе. Гуру Махарадж избрал это место, Гупта Говардхан, как апарадха-бханджан-пат — по этой причине. Он избрал это место, где проявился Шри Чайтанья Сарасват Матх, своей божественной милостью. Здесь преданные поклоняются Гупта Говардхану.

Знаки явились, когда я пришел в Матх. Гуру Махарадж учредил этот Чайтанья Сарасват Матх в 1941 году. Я присоединился к Матху в 1947 году. Возможно, в 1942 или 1943 году Махапрабху явился здесь. После этого явились Гандхарва-Говиндасундар. Когда я пришел, то служение пришло ко мне. Я отправился в Джайпур в обществе Джаджавара Махараджа и, возможно, пятнадцати других преданных. Там, в Джайпуре, мы обрели шри виграху. Это долгая история. В конце концов один друг Джаджавара Махараджа, который был царем из династии Сен… в наши один из членов этой семьи занимает там пост министра… так вот, у них был крупный санскритский колледж. Его возглавлял некий брамин, имя которого я не могу сейчас припомнить, но я знаком с этим человеком. У брамина была шалаграм-шила, которую он хотел передать некоему вайшнаву. Брамин выбрал для этого Шрилу Гуру Махараджа, поскольку Гуру Махарадж бывал в тех краях, в Миднапуре. И в том санскритском колледже Гуру Махарадж одержал верх в диспуте над всеми знатоками санскрита, пандитами, которые были последователями Шанкары, майявади. Гуру Махарадж сокрушил их позиции и утвердил там — что? Вайшнавизм! Концепцию Махапрабху. Этот пандит очень полюбил Гуру Махараджа и хотел передать ему шалаграм-шилу. Гуру Махарадж сказал ему: «Если шалаграм хочет перейти к нам, мы не можем отказаться от служения Ему». Он пояснил мне: «Шалаграм перешлют в Матх Джаджавара Махараджа в Канти, оттуда Его доставят в Матх Госвами Махараджа. Ты поедешь туда, возьмешь шалаграм и доставишь Его сюда». Так и произошло. Однако когда этот шалаграм оказался в Матхе Джаджавара Махараджа, начались разные неурядицы. Джаджавар Махарадж сказал мне: «Говинда Махарадж, забери шалаграм из моего Матха. Я не в силах хранить Его здесь». Гуру Махарадж попросил меня передать Джаджавару Махараджу, чтобы тот переслал шалаграм-шилу в калькуттский Матх Госвами Махараджа, который до сих пор расположен по своему изначальному адресу. Когда шалаграм-шила оказалась в Матхе Госвами Махараджа, история повторилась — там начались разные неурядицы. Госвами Махарадж не хотел отказываться от поклонения шалаграму. Такой была его природа, его характер. Но когда в их Матхе начались проблемы, представители этого Матха попросили нас забрать у них шалаграм. И тогда Гуру Махарадж послал меня, и шалаграм прибыл в Навадвипу, в Чайтанья Сарасват Матх.

Гуру Махарадж спросил: «Что это за шалаграм-шила?» Я исследовал символы на Его теле с помощью «Гаруда-пураны» и сообщил Гуру Махараджу: «Этот шалаграм выглядит как Лакшми-Вараха». «Да, я так и подумал», — ответил Шрила Гуру Махарадж. Однако он попросил меня уточнить это у пандита из Миднапура. И тот подтвердил, что это Лакшми-Варахадев. Гуру Махарадж объяснил, что Коладвипа — это Вараха-кшетра, и Лакшми-Варахадев прибыл на Свою кшетру. Гуру Махарадж попросил меня организовать поклонение Ему — каждый день подносить Лакшми-Варахадеву сладкий рис. Так в наш Матх явилась Лакшми. И Матх очень быстро вырос, исполнился славы и величия, милостью Лакшми-Варахадева. Мы чувствуем Их присутствие здесь. Лакшми-Варахадев живут в храме. Они не захотели жить в другом месте, Они пожелали жить в нашем Матхе. В других местах Они причиняли хозяевам беспокойства. Но благодаря отношениям любви и нежности, которые связывают Их с Гуру Махараджем, Они счастливо живут в нашем Матхе. Такова история Лакшми-Варахадева в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Явление Шри Шри Лакшми-Варахадева в Шри Чайтанья Сарасват Матхе

(30 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Сегодня очень благоприятный день [для] нашего Матха — Чайтанья Сарасват Матха. Это место — Коладвипа — зовется Вараха-кшетрой. Мы поклоняемся Гирираджу-Говардхану, поскольку это место есть Гупта Говардхан — Коладвипа, с другой стороны, и в качестве кшетры это место есть Вараха-кшетра. Наша Говинда-кунда очень знаменита в этой Вараха-кшетре.

#00:01:00#

История Варахадева, описанная в «Шримад-Бхагаватам», не изложена детально. Хираньякша тогда был столь могущественным и сражался с Вишну, но Вишну убил Хираньякшу.

#00:01:27#

Хираньякша похитил Притхви, мир, и отправился на Расаталу с ним. И, чтобы спасти, вызволить Землю, явился Вишну. Убив этого демона Хираньякшу, Вишну поднял Землю из океана. Джаядев Пандит Госвами написал «Дашаватар-стотрам», которая включает эту шлоку:

#00:02:22#

кш̣итир иха випулатаре…
дхаран̣и-дхаран̣а-кина-чакра-гариш̣т̣хе
кеш́ава дхр̣та-кӯрма-ш́арира…
[1]

И далее:

васати даш́ана-ш́икхаре дхаран̣ӣ тава лагна̄…

васати даш́ана-ш́икхаре дхаран̣ӣ тава лагна̄
ш́аш́ини калан̇ка-калева нимагна̄
кеш́ава дхр̣та-ш́ӯкара-рӯпа джайа джагадӣш́а харе
[2]

Джайа джагадӣш́а харе. Кто есть джагадӣш́а харе? Здесь дается заключение на этот счет.

#00:03:07#

веда̄н уддхарате джаганти вахате…
…млеччха̄н мӯрчхайате даш́а̄кр̣ти-кр̣те кр̣ш̣н̣а̄йа тубхйам̇ намах̣
[3]

В этой шлоке ясно говорится, что Кришна — верховная личность Бога, и все божественные личности являются воплощениями Кришны.

#00:03:36#

Это Вараха-кшетра. С ним связана особая история. Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] поклонялся форме Гирираджа-Говардхана, поскольку Бхактивинод Тхакур говорит, что эта Коладвипа является Гупта Говардханом. Многие реалии пребывают здесь, в этой Коладвипе. Гуру Махарадж избрал это место, Гупта Говардхан, как апарадха-бханджан-пат — по этой причине. Он избрал это место, где проявился Шри Чайтанья Сарасват Матх, своей божественной милостью. Здесь преданные поклоняются Гупта Говардхану.

#00:04:35#

[Определенные] знаки явились, когда я пришел в Матх. Гуру Махарадж учредил этот Чайтанья Сарасват Матх в 1941 году. Я присоединился к Матху в 1947 году. Возможно, в 1942 или 1943 году Махапрабху [в форме божества] явился здесь. После этого явились [божества] Гандхарва-Говиндасундар. Когда я пришел [в Матх], то служение пришло ко мне. Я отправился в Джайпур в обществе Джаджавара Махараджа и, возможно, пятнадцати других преданных. Там, в Джайпуре, мы обрели шри виграху. Это долгая история.

#00:05:32#

В конце концов, [там был] один друг Джаджавара Махараджа, который был царем из династии Сен в тех местах. В наши один из членов этой семьи занимает там пост министра. Так вот, у них был крупный санскритский колледж. Его возглавлял некий брамин, имя которого я не могу сейчас припомнить, но я знаком с этим человеком. У брамина была шалаграм-шила, которую он хотел передать некоему вайшнаву. Брамин выбрал для этого Шрилу Гуру Махараджа, поскольку Гуру Махарадж бывал в тех краях, в Миднапуре, и он был в том санскритском колледже. И там Гуру Махарадж одержал верх в диспуте над всеми знатоками санскрита, пандитами, которые были последователями концепции Шанкарачарьи — майявады. Гуру Махарадж сокрушил их позиции и утвердил там вайшнавизм, концепцию Махапрабху.

#00:07:10#

Этот пандит очень полюбил Гуру Махараджа и хотел передать ему шалаграм-шилу. Гуру Махарадж сказал мне: «Если шалаграм хочет прибыть к нам, мы не можем отказаться от служения Ему». Он пояснил: «Шалаграм перешлют в Матх Джаджавара Махараджа в Канти (?), оттуда Его перешлют в Матх [Шрипада Бхакти Саранги] Госвами Махараджа. Ты поедешь туда, возьмешь шалаграм и доставишь Его сюда». Так и произошло. Но мы не горели желанием [не спешили получить шалаграм как можно скорее].

#00:08:06#

Однако когда этот шалаграм оказался в Матхе Джаджавара Махараджа, [там] начались разные неурядицы. Джаджавар Махарадж сказал мне: «Говинда Махарадж, забери шалаграм-шилу из моего Матха. Я не в силах хранить Его здесь». Гуру Махарадж попросил меня передать Джаджавару Махараджу, чтобы тот переслал шалаграм-шилу в калькуттский Матх Госвами Махараджа, который до сих пор расположен по своему изначальному адресу. Когда шалаграм-шила оказалась в Матхе Госвами Махараджа, история повторилась — там начались разные неурядицы. Госвами Махарадж не хотел отказываться от поклонения шалаграму. Такой была его природа, его характер. Но когда в их Матхе начались проблемы, представители этого Матха попросили нас забрать у них шалаграм. И тогда Гуру Махарадж послал меня, и шалаграм прибыл в Навадвипу, в Чайтанья Сарасват Матх.

#00:09:40#

Гуру Махарадж спросил: «Что это за шалаграм-шила?» Я исследовал символы на Его теле с помощью «Гаруда-пураны» и сообщил Гуру Махараджу: «Этот шалаграм выглядит как Лакшми-Вараха». «Да, я так и подумал», — ответил Шрила Гуру Махарадж. Однако он попросил меня уточнить это у пандита из Миднапура. И тот подтвердил, что это Лакшми-Варахадев. Гуру Махарадж был счастлив! Он объяснил, что Коладвипа — это Вараха-кшетра, и Лакшми-Варахадев прибыл на Свою кшетру. Гуру Махарадж попросил меня организовать поклонение Ему — каждый день подносить Лакшми-Варахадеву сладкий рис. Такова история нашего шалаграм-шилы Лакшми-Варахадева. А после этого явилась Маха-Лакшми в наш Матх.

#00:11:01#

И Матх очень быстро вырос, исполнился славы и величия, милостью Лакшми-Варахадева. Мы чувствуем Их присутствие здесь. Лакшми-Варахадев живут в храме. Они не захотели жить в другом месте, Они пожелали жить в нашем Матхе. В других местах Они причиняли хозяевам беспокойства. Но благодаря отношениям любви и нежности, которые связывают Их с Гуру Махараджем, Они счастливо живут в нашем Матхе. Такова история Лакшми-Варахадева в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:11:59#

Другие пытались составить конкуренцию [нам], но не смогли. В действительности Матх Кешавы Махараджа пытался конкурировать в поклонении Лакшми-Варахадеву с нашим Матхом. Но когда Кешава Махарадж прибыл сюда и увидел храм и все остальное, он сказал: «Мы не в силах с вами состязаться в деле поклонения!» Он признал наше превосходство, и [то,] что божества очень счастливы здесь. Кешава Махарадж был очень открытым и мужественным человеком, он очень любил нас.

#00:13:06#

Эта история Лакшми-Варахадева не слишком подробно представлена на страницах «Шримад-Бхагаватам». Когда Хираньякашипу увидел, что его брат был убит Вишну (вараха-мурти Вишну), то он захотел обрести дополнительную силу, могущество, которое позволило бы ему одолеть Вишну, и он стал совершать тапасью в джунглях, в лесу.

#00:13:44#

В ту пору Прахлад [Махарадж] находился в утробе Каядху. Завершив свою тапасью, Хираньякашипу вернулся к себе, а Прахлад еще находился в утробе матери, которая была в ашраме Нарады Риши. Индра доставил ее туда. И Нарада Риши сказал: «Прахлад — вишну-бхакта! Оставь Каядху здесь, и я позабочусь о ней».

#00:14:35#

Нарада Госвами обучал мать [Каядху], когда Прахлад еще находился в ее утробе. Прахлад [впоследствии] стал причиной убийства Хираньякашипу. Вы знаете всю эту историю. А сегодня день явления Варахадева — это Вараха-двадаши, [которое наступает] после Бхаими-экадаши.

#00:15:29#

Бхимасен не хотел поститься, для него пост был очень болезненный, он всегда испытывал голод. За это его звали Врикодар[4]. Врикагни[5] — мощный огонь [пищеварения] «полыхал» в его желудке, который пожирал все, и он постоянно испытывал великий голод, каждый день.

#00:16:03#

И Бхимасен сказал Ведавьясу: «Я могу поститься только во время одного экадаши. А в другие экадаши я буду есть. Я в силах соблюдать только один экадаши. Выбери экадаши для меня». И Ведавьяс избрал для него, для своего внука Панду-путри, этот Бхаими-экадаши. Такая история.

#00:16:47#

Кришна стал Варахадевом и забрал Землю у Хираньякши. В ту пору Земля оказалась в водах Расаталы, и когда Варахадев поднял ее [из вод], она была беременной Наракасурой (благодаря связи [Господа] с Землей). Кришна убил этого Наракасура, Своего сына, убил его. Это все исторические события.

#00:17:42#

Так или иначе, Шри Чайтанья Сарасват Матх пребывает в апарадха-бханджан-пате, в Вараха-кшетре, и Гуру Махарадж избрал это место. Божества шалаграм-шилы явились впоследствии. Кешава Махарадж установил божество Варахадева, но Гуру Махарадж не сделал этого. Гуру Махарадж поклонялся Лакшми-Варахадеву в образе шалаграм-шилы.

#00:18:27#

В нашей панджике[6] также говорится: в 10 часов совершается Бхаими-экадаши паран, но после поклонения Варахадеву. [И уже] после того, как Ему подносится бхога, мы принимаем паран-прасадам. До этого мы ждем [продолжаем поститься]. Я думаю, что они делают это в восемь часов.

#00:19:08#

Завтра Нитьянанда-трайодаши, авирбхав Нитьянанды Прабху — завтра. Три фестиваля — Бхаими-экадаши, Вараха-двадаши и Нитьянанда-трайодаши. С экадаши до пурнимы здесь происходит фестиваль в доме госвами. Здесь живут многочисленные госвами. Навадвипа постоянно оскверняется сахаджия-санкиртаной. Санкиртана происходит везде в Навадвипе. Постоянно. После [миссии по распространению святого имени] Махапрабху эта санкиртана стал совершаться. «Шримад-Бхагаватам» говорит:

#00:20:14#

…йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇,
са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣
[7]

«Тот, кто разумен, сведущ [в духовной науке], должен поклоняться Махапрабху посредством санкиртаны». Это и есть огненное жертвоприношение.

[реплики на бенгали]

#00:21:05#

Панчами. Очень быстро сменяют друг друга праздники.

#00:21:43#

По крайней мере один раз в году мы вспоминаем Бхагавана Варахадева, Его игры.

#00:22:00#

васати даш́ана-ш́икхаре дхаран̣ӣ тава лагна̄
ш́аш́ини калан̇ка-калева нимагна̄
кеш́ава дхр̣та-ш́ӯкара-рӯпа джайа джагадӣш́а харе

И заключительная шлока:

#00:22:25#

веда̄н уддхарате джаганти вахате бхӯ-голам удбибхрате
даитйам̇ да̄райате балим̇ чхалайате кш̣атра-кш̣айам̇ курвате
пауластйам̇ джайате халам̇ калайате ка̄рун̣йам а̄танвате
млеччха̄н мӯрчхайате даш́а̄кр̣ти-кр̣те кр̣ш̣н̣а̄йа тубхйам̇ намах̣

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

[неразборчиво]

Джай Шри Варахадев ки джай!

Джай абхишек-маха-махотсав ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Шри Говинда-кунда ки джай!

Шри Гупта Говардхан ки джай!

Сарасвати Деви, Ганга Деви ки джай!

Гаура премананде Харибол!

[неразборчиво]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1  Кш̣итир иха випулатаре тиш̣т̣хати тава пр̣ш̣т̣хе, дхаран̣и-дхаран̣а-кина-чакра-гариш̣т̣хе, кеш́ава дхр̣та-кӯрма-ш́арира джайа джагадӣш́а харе — «О Кешава! Господь Вселенной! Господь Хари, принявший облик черепахи! Слава Тебе! В Твоем воплощении в облике божественной черепахи на Твоей гигантской спине покоится великая гора Мандара, ставшая опорой для пахтания молочного океана. Оттого, что Ты держал огромную гору, на Твоей спине появился большой рубец, что достойно всяческого прославления» (Шрила Джаядев Госвами. «Шри Дашаватар-стотрам», 2).

2  «О Кешава! Господь Вселенной! Господь Хари, принявший облик вепря! Слава Тебе! Земля, погрузившаяся в океан Гарбходака на дне Вселенной, твердо покоится на кончике Твоего клыка, словно пятнышко на Луне» (Шрила Джаядев Госвами. «Шри Дашаватар-стотрам», 3).

3  Веда̄н уддхарате джаганти вахате бхӯ-голам удбибхрате, даитйам̇ да̄райате балим̇ чхалайате кш̣атра-кш̣айам̇ курвате / пауластйам̇ джайате халам̇ калайате ка̄рун̣йам а̄танвате, млеччха̄н мӯрчхайате даш́а̄кр̣ти-кр̣те кр̣ш̣н̣а̄йа тубхйам̇ намах̣ — «О Господь Кришна, я склоняюсь перед Тобой — перед Тем, кто является в этих десяти воплощениях! В облике Матсьи Ты спасаешь Веды, как Курма Ты несешь на спине гору Мандака. Как Вараха Ты возносишь на клыках Землю, в облике Нарасимхи Ты разрываешь грудь демону Хираньякашипу. В облике Ваманы Ты вводишь в заблуждение царя демонов Бали, испросив у него три шага земли, а затем, растянув Свои шаги, Ты забираешь у него всю Вселенную. Как Парашурама Ты убиваешь всех нечестивых кшатриев, как Рамачандра Ты побеждаешь царя-ракшаса Равану. В облике Баларамы Ты носишь плуг, которым усмиряешь грешников и подтягиваешь к Себе Ямуну. Как Господь Будда Ты проявляешь сострадание ко всем живым существам, страдающим в этом мире, а в конце Кали-юги Ты являешься как Калки и побеждаешь млеччх [деградировавших представителей низкого класса]» (Шрила Джаядев Госвами. «Шри Дашаватар-стотрам», 12).

4  Волчебрюхий.

5  Неутихающий огонь пищеварения (как у волка).

6  Здесь: гаудия-панджика, календарь вайшнавских событий, отмечаемых в миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх.

7  «В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).




←  “Sri Varaha Dvadasi. Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. 9 February 2006. Nabadwip Dham, India ·• Архив новостей •· «Желание Нитьянанды Прабху». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 11 февраля 1990 года. Навадвипа Дхама, Индия  →

Это Вараха-кшетра. С ним связана особая история. Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] поклонялся форме Гирираджа-Говардхана, поскольку Бхактивинод Тхакур говорит, что эта Коладвипа является Гупта Говардханом. Многие реалии пребывают здесь, в этой Коладвипе. Гуру Махарадж избрал это место, Гупта Говардхан, как апарадха-бханджан-пат — по этой причине. Он избрал это место, где проявился Шри Чайтанья Сарасват Матх, своей божественной милостью. Здесь преданные поклоняются Гупта Говардхану.

Знаки явились, когда я пришел в Матх. Гуру Махарадж учредил этот Чайтанья Сарасват Матх в 1941 году. Я присоединился к Матху в 1947 году. Возможно, в 1942 или 1943 году Махапрабху явился здесь. После этого явились Гандхарва-Говиндасундар. Когда я пришел, то служение пришло ко мне. Я отправился в Джайпур в обществе Джаджавара Махараджа и, возможно, пятнадцати других преданных. Там, в Джайпуре, мы обрели шри виграху. Это долгая история. В конце концов один друг Джаджавара Махараджа, который был царем из династии Сен… в наши один из членов этой семьи занимает там пост министра… так вот, у них был крупный санскритский колледж. Его возглавлял некий брамин, имя которого я не могу сейчас припомнить, но я знаком с этим человеком. У брамина была шалаграм-шила, которую он хотел передать некоему вайшнаву. Брамин выбрал для этого Шрилу Гуру Махараджа, поскольку Гуру Махарадж бывал в тех краях, в Миднапуре. И в том санскритском колледже Гуру Махарадж одержал верх в диспуте над всеми знатоками санскрита, пандитами, которые были последователями Шанкары, майявади. Гуру Махарадж сокрушил их позиции и утвердил там — что? Вайшнавизм! Концепцию Махапрабху. Этот пандит очень полюбил Гуру Махараджа и хотел передать ему шалаграм-шилу. Гуру Махарадж сказал ему: «Если шалаграм хочет перейти к нам, мы не можем отказаться от служения Ему». Он пояснил мне: «Шалаграм перешлют в Матх Джаджавара Махараджа в Канти, оттуда Его доставят в Матх Госвами Махараджа. Ты поедешь туда, возьмешь шалаграм и доставишь Его сюда». Так и произошло. Однако когда этот шалаграм оказался в Матхе Джаджавара Махараджа, начались разные неурядицы. Джаджавар Махарадж сказал мне: «Говинда Махарадж, забери шалаграм из моего Матха. Я не в силах хранить Его здесь». Гуру Махарадж попросил меня передать Джаджавару Махараджу, чтобы тот переслал шалаграм-шилу в калькуттский Матх Госвами Махараджа, который до сих пор расположен по своему изначальному адресу. Когда шалаграм-шила оказалась в Матхе Госвами Махараджа, история повторилась — там начались разные неурядицы. Госвами Махарадж не хотел отказываться от поклонения шалаграму. Такой была его природа, его характер. Но когда в их Матхе начались проблемы, представители этого Матха попросили нас забрать у них шалаграм. И тогда Гуру Махарадж послал меня, и шалаграм прибыл в Навадвипу, в Чайтанья Сарасват Матх.

Гуру Махарадж спросил: «Что это за шалаграм-шила?» Я исследовал символы на Его теле с помощью «Гаруда-пураны» и сообщил Гуру Махараджу: «Этот шалаграм выглядит как Лакшми-Вараха». «Да, я так и подумал», — ответил Шрила Гуру Махарадж. Однако он попросил меня уточнить это у пандита из Миднапура. И тот подтвердил, что это Лакшми-Варахадев. Гуру Махарадж объяснил, что Коладвипа — это Вараха-кшетра, и Лакшми-Варахадев прибыл на Свою кшетру. Гуру Махарадж попросил меня организовать поклонение Ему — каждый день подносить Лакшми-Варахадеву сладкий рис. Так в наш Матх явилась Лакшми. И Матх очень быстро вырос, исполнился славы и величия, милостью Лакшми-Варахадева. Мы чувствуем Их присутствие здесь. Лакшми-Варахадев живут в храме. Они не захотели жить в другом месте, Они пожелали жить в нашем Матхе. В других местах Они причиняли хозяевам беспокойства. Но благодаря отношениям любви и нежности, которые связывают Их с Гуру Махараджем, Они счастливо живут в нашем Матхе. Такова история Лакшми-Варахадева в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Явление Шри Шри Лакшми-Варахадева в Шри Чайтанья Сарасват Матхе

(30 января 2007 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Сегодня очень благоприятный день [для] нашего Матха — Чайтанья Сарасват Матха. Это место — Коладвипа — зовется Вараха-кшетрой. Мы поклоняемся Гирираджу-Говардхану, поскольку это место есть Гупта Говардхан — Коладвипа, с другой стороны, и в качестве кшетры это место есть Вараха-кшетра. Наша Говинда-кунда очень знаменита в этой Вараха-кшетре.

#00:01:00#

История Варахадева, описанная в «Шримад-Бхагаватам», не изложена детально. Хираньякша тогда был столь могущественным и сражался с Вишну, но Вишну убил Хираньякшу.

#00:01:27#

Хираньякша похитил Притхви, мир, и отправился на Расаталу с ним. И, чтобы спасти, вызволить Землю, явился Вишну. Убив этого демона Хираньякшу, Вишну поднял Землю из океана. Джаядев Пандит Госвами написал «Дашаватар-стотрам», которая включает эту шлоку:

#00:02:22#

кш̣итир иха випулатаре…
дхаран̣и-дхаран̣а-кина-чакра-гариш̣т̣хе
кеш́ава дхр̣та-кӯрма-ш́арира…
[1]

И далее:

васати даш́ана-ш́икхаре дхаран̣ӣ тава лагна̄…

васати даш́ана-ш́икхаре дхаран̣ӣ тава лагна̄
ш́аш́ини калан̇ка-калева нимагна̄
кеш́ава дхр̣та-ш́ӯкара-рӯпа джайа джагадӣш́а харе
[2]

Джайа джагадӣш́а харе. Кто есть джагадӣш́а харе? Здесь дается заключение на этот счет.

#00:03:07#

веда̄н уддхарате джаганти вахате…
…млеччха̄н мӯрчхайате даш́а̄кр̣ти-кр̣те кр̣ш̣н̣а̄йа тубхйам̇ намах̣
[3]

В этой шлоке ясно говорится, что Кришна — верховная личность Бога, и все божественные личности являются воплощениями Кришны.

#00:03:36#

Это Вараха-кшетра. С ним связана особая история. Гуру Махарадж [Шрила Шридхар Махарадж] поклонялся форме Гирираджа-Говардхана, поскольку Бхактивинод Тхакур говорит, что эта Коладвипа является Гупта Говардханом. Многие реалии пребывают здесь, в этой Коладвипе. Гуру Махарадж избрал это место, Гупта Говардхан, как апарадха-бханджан-пат — по этой причине. Он избрал это место, где проявился Шри Чайтанья Сарасват Матх, своей божественной милостью. Здесь преданные поклоняются Гупта Говардхану.

#00:04:35#

[Определенные] знаки явились, когда я пришел в Матх. Гуру Махарадж учредил этот Чайтанья Сарасват Матх в 1941 году. Я присоединился к Матху в 1947 году. Возможно, в 1942 или 1943 году Махапрабху [в форме божества] явился здесь. После этого явились [божества] Гандхарва-Говиндасундар. Когда я пришел [в Матх], то служение пришло ко мне. Я отправился в Джайпур в обществе Джаджавара Махараджа и, возможно, пятнадцати других преданных. Там, в Джайпуре, мы обрели шри виграху. Это долгая история.

#00:05:32#

В конце концов, [там был] один друг Джаджавара Махараджа, который был царем из династии Сен в тех местах. В наши один из членов этой семьи занимает там пост министра. Так вот, у них был крупный санскритский колледж. Его возглавлял некий брамин, имя которого я не могу сейчас припомнить, но я знаком с этим человеком. У брамина была шалаграм-шила, которую он хотел передать некоему вайшнаву. Брамин выбрал для этого Шрилу Гуру Махараджа, поскольку Гуру Махарадж бывал в тех краях, в Миднапуре, и он был в том санскритском колледже. И там Гуру Махарадж одержал верх в диспуте над всеми знатоками санскрита, пандитами, которые были последователями концепции Шанкарачарьи — майявады. Гуру Махарадж сокрушил их позиции и утвердил там вайшнавизм, концепцию Махапрабху.

#00:07:10#

Этот пандит очень полюбил Гуру Махараджа и хотел передать ему шалаграм-шилу. Гуру Махарадж сказал мне: «Если шалаграм хочет прибыть к нам, мы не можем отказаться от служения Ему». Он пояснил: «Шалаграм перешлют в Матх Джаджавара Махараджа в Канти (?), оттуда Его перешлют в Матх [Шрипада Бхакти Саранги] Госвами Махараджа. Ты поедешь туда, возьмешь шалаграм и доставишь Его сюда». Так и произошло. Но мы не горели желанием [не спешили получить шалаграм как можно скорее].

#00:08:06#

Однако когда этот шалаграм оказался в Матхе Джаджавара Махараджа, [там] начались разные неурядицы. Джаджавар Махарадж сказал мне: «Говинда Махарадж, забери шалаграм-шилу из моего Матха. Я не в силах хранить Его здесь». Гуру Махарадж попросил меня передать Джаджавару Махараджу, чтобы тот переслал шалаграм-шилу в калькуттский Матх Госвами Махараджа, который до сих пор расположен по своему изначальному адресу. Когда шалаграм-шила оказалась в Матхе Госвами Махараджа, история повторилась — там начались разные неурядицы. Госвами Махарадж не хотел отказываться от поклонения шалаграму. Такой была его природа, его характер. Но когда в их Матхе начались проблемы, представители этого Матха попросили нас забрать у них шалаграм. И тогда Гуру Махарадж послал меня, и шалаграм прибыл в Навадвипу, в Чайтанья Сарасват Матх.

#00:09:40#

Гуру Махарадж спросил: «Что это за шалаграм-шила?» Я исследовал символы на Его теле с помощью «Гаруда-пураны» и сообщил Гуру Махараджу: «Этот шалаграм выглядит как Лакшми-Вараха». «Да, я так и подумал», — ответил Шрила Гуру Махарадж. Однако он попросил меня уточнить это у пандита из Миднапура. И тот подтвердил, что это Лакшми-Варахадев. Гуру Махарадж был счастлив! Он объяснил, что Коладвипа — это Вараха-кшетра, и Лакшми-Варахадев прибыл на Свою кшетру. Гуру Махарадж попросил меня организовать поклонение Ему — каждый день подносить Лакшми-Варахадеву сладкий рис. Такова история нашего шалаграм-шилы Лакшми-Варахадева. А после этого явилась Маха-Лакшми в наш Матх.

#00:11:01#

И Матх очень быстро вырос, исполнился славы и величия, милостью Лакшми-Варахадева. Мы чувствуем Их присутствие здесь. Лакшми-Варахадев живут в храме. Они не захотели жить в другом месте, Они пожелали жить в нашем Матхе. В других местах Они причиняли хозяевам беспокойства. Но благодаря отношениям любви и нежности, которые связывают Их с Гуру Махараджем, Они счастливо живут в нашем Матхе. Такова история Лакшми-Варахадева в Шри Чайтанья Сарасват Матхе.

#00:11:59#

Другие пытались составить конкуренцию [нам], но не смогли. В действительности Матх Кешавы Махараджа пытался конкурировать в поклонении Лакшми-Варахадеву с нашим Матхом. Но когда Кешава Махарадж прибыл сюда и увидел храм и все остальное, он сказал: «Мы не в силах с вами состязаться в деле поклонения!» Он признал наше превосходство, и [то,] что божества очень счастливы здесь. Кешава Махарадж был очень открытым и мужественным человеком, он очень любил нас.

#00:13:06#

Эта история Лакшми-Варахадева не слишком подробно представлена на страницах «Шримад-Бхагаватам». Когда Хираньякашипу увидел, что его брат был убит Вишну (вараха-мурти Вишну), то он захотел обрести дополнительную силу, могущество, которое позволило бы ему одолеть Вишну, и он стал совершать тапасью в джунглях, в лесу.

#00:13:44#

В ту пору Прахлад [Махарадж] находился в утробе Каядху. Завершив свою тапасью, Хираньякашипу вернулся к себе, а Прахлад еще находился в утробе матери, которая была в ашраме Нарады Риши. Индра доставил ее туда. И Нарада Риши сказал: «Прахлад — вишну-бхакта! Оставь Каядху здесь, и я позабочусь о ней».

#00:14:35#

Нарада Госвами обучал мать [Каядху], когда Прахлад еще находился в ее утробе. Прахлад [впоследствии] стал причиной убийства Хираньякашипу. Вы знаете всю эту историю. А сегодня день явления Варахадева — это Вараха-двадаши, [которое наступает] после Бхаими-экадаши.

#00:15:29#

Бхимасен не хотел поститься, для него пост был очень болезненный, он всегда испытывал голод. За это его звали Врикодар[4]. Врикагни[5] — мощный огонь [пищеварения] «полыхал» в его желудке, который пожирал все, и он постоянно испытывал великий голод, каждый день.

#00:16:03#

И Бхимасен сказал Ведавьясу: «Я могу поститься только во время одного экадаши. А в другие экадаши я буду есть. Я в силах соблюдать только один экадаши. Выбери экадаши для меня». И Ведавьяс избрал для него, для своего внука Панду-путри, этот Бхаими-экадаши. Такая история.

#00:16:47#

Кришна стал Варахадевом и забрал Землю у Хираньякши. В ту пору Земля оказалась в водах Расаталы, и когда Варахадев поднял ее [из вод], она была беременной Наракасурой (благодаря связи [Господа] с Землей). Кришна убил этого Наракасура, Своего сына, убил его. Это все исторические события.

#00:17:42#

Так или иначе, Шри Чайтанья Сарасват Матх пребывает в апарадха-бханджан-пате, в Вараха-кшетре, и Гуру Махарадж избрал это место. Божества шалаграм-шилы явились впоследствии. Кешава Махарадж установил божество Варахадева, но Гуру Махарадж не сделал этого. Гуру Махарадж поклонялся Лакшми-Варахадеву в образе шалаграм-шилы.

#00:18:27#

В нашей панджике[6] также говорится: в 10 часов совершается Бхаими-экадаши паран, но после поклонения Варахадеву. [И уже] после того, как Ему подносится бхога, мы принимаем паран-прасадам. До этого мы ждем [продолжаем поститься]. Я думаю, что они делают это в восемь часов.

#00:19:08#

Завтра Нитьянанда-трайодаши, авирбхав Нитьянанды Прабху — завтра. Три фестиваля — Бхаими-экадаши, Вараха-двадаши и Нитьянанда-трайодаши. С экадаши до пурнимы здесь происходит фестиваль в доме госвами. Здесь живут многочисленные госвами. Навадвипа постоянно оскверняется сахаджия-санкиртаной. Санкиртана происходит везде в Навадвипе. Постоянно. После [миссии по распространению святого имени] Махапрабху эта санкиртана стал совершаться. «Шримад-Бхагаватам» говорит:

#00:20:14#

…йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣

кр̣ш̣н̣а-варн̣ам̇ твиш̣а̄кр̣ш̣н̣ам̇,
са̄н̇гопа̄н̇га̄стра-па̄рш̣адам
йаджн̃аих̣ сан̇кӣртана-пра̄йаир,
йаджанти хи су-медхасах̣
[7]

«Тот, кто разумен, сведущ [в духовной науке], должен поклоняться Махапрабху посредством санкиртаны». Это и есть огненное жертвоприношение.

[реплики на бенгали]

#00:21:05#

Панчами. Очень быстро сменяют друг друга праздники.

#00:21:43#

По крайней мере один раз в году мы вспоминаем Бхагавана Варахадева, Его игры.

#00:22:00#

васати даш́ана-ш́икхаре дхаран̣ӣ тава лагна̄
ш́аш́ини калан̇ка-калева нимагна̄
кеш́ава дхр̣та-ш́ӯкара-рӯпа джайа джагадӣш́а харе

И заключительная шлока:

#00:22:25#

веда̄н уддхарате джаганти вахате бхӯ-голам удбибхрате
даитйам̇ да̄райате балим̇ чхалайате кш̣атра-кш̣айам̇ курвате
пауластйам̇ джайате халам̇ калайате ка̄рун̣йам а̄танвате
млеччха̄н мӯрчхайате даш́а̄кр̣ти-кр̣те кр̣ш̣н̣а̄йа тубхйам̇ намах̣

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Чайтанья Сарасват Матх ки джай!

[неразборчиво]

Джай Шри Варахадев ки джай!

Джай абхишек-маха-махотсав ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Шри Говинда-кунда ки джай!

Шри Гупта Говардхан ки джай!

Сарасвати Деви, Ганга Деви ки джай!

Гаура премананде Харибол!

[неразборчиво]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Лилавати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



[1] Кш̣итир иха випулатаре тиш̣т̣хати тава пр̣ш̣т̣хе, дхаран̣и-дхаран̣а-кина-чакра-гариш̣т̣хе, кеш́ава дхр̣та-кӯрма-ш́арира джайа джагадӣш́а харе — «О Кешава! Господь Вселенной! Господь Хари, принявший облик черепахи! Слава Тебе! В Твоем воплощении в облике божественной черепахи на Твоей гигантской спине покоится великая гора Мандара, ставшая опорой для пахтания молочного океана. Оттого, что Ты держал огромную гору, на Твоей спине появился большой рубец, что достойно всяческого прославления» (Шрила Джаядев Госвами. «Шри Дашаватар-стотрам», 2).

[2] «О Кешава! Господь Вселенной! Господь Хари, принявший облик вепря! Слава Тебе! Земля, погрузившаяся в океан Гарбходака на дне Вселенной, твердо покоится на кончике Твоего клыка, словно пятнышко на Луне» (Шрила Джаядев Госвами. «Шри Дашаватар-стотрам», 3).

[3] Веда̄н уддхарате джаганти вахате бхӯ-голам удбибхрате, даитйам̇ да̄райате балим̇ чхалайате кш̣атра-кш̣айам̇ курвате / пауластйам̇ джайате халам̇ калайате ка̄рун̣йам а̄танвате, млеччха̄н мӯрчхайате даш́а̄кр̣ти-кр̣те кр̣ш̣н̣а̄йа тубхйам̇ намах̣ — «О Господь Кришна, я склоняюсь перед Тобой — перед Тем, кто является в этих десяти воплощениях! В облике Матсьи Ты спасаешь Веды, как Курма Ты несешь на спине гору Мандака. Как Вараха Ты возносишь на клыках Землю, в облике Нарасимхи Ты разрываешь грудь демону Хираньякашипу. В облике Ваманы Ты вводишь в заблуждение царя демонов Бали, испросив у него три шага земли, а затем, растянув Свои шаги, Ты забираешь у него всю Вселенную. Как Парашурама Ты убиваешь всех нечестивых кшатриев, как Рамачандра Ты побеждаешь царя-ракшаса Равану. В облике Баларамы Ты носишь плуг, которым усмиряешь грешников и подтягиваешь к Себе Ямуну. Как Господь Будда Ты проявляешь сострадание ко всем живым существам, страдающим в этом мире, а в конце Кали-юги Ты являешься как Калки и побеждаешь млеччх [деградировавших представителей низкого класса]» (Шрила Джаядев Госвами. «Шри Дашаватар-стотрам», 12).

[4] Волчебрюхий.

[5] Неутихающий огонь пищеварения (как у волка).

[6] Здесь: гаудия-панджика, календарь вайшнавских событий, отмечаемых в миссии Шри Чайтанья Сарасват Матх.

[7] «В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.32).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования