Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге!
   
 
Его Божественная Милость
Шрила Бхакти Ракшак Шридхара Дев-Госвами Махарадж

Субъективная Эволюция Сознания
Игра Прекрасного Абсолюта

Предисловие

    Эволюция обычно рассматривается как нечто объективное, то есть сугубо материальное. Однако объективная эволюция это неправильное восприятие реальности. Подлинная эволюция основана на сознании, которое субъективно, то есть индивидуально. Однако из-за невежества эту субъективную эволюцию рассматривают как объективную.
    В невежестве мы считаем себя субъектами, хотя в действительности субъект это Господь Бог, а мы Его объекты. Мы считаем себя собственниками, тогда как мы лишь Его собственность.
    Говорится, что всё происходит по воле Ваишнавов, преданных Господа. Ваишнав, подобен верному служащему, который говорит лишь волю своего хозяина. У него нет своих личных желаний – воля чистого Ваишнава это ничто иное как воля Бога. Однако в невежестве мы мытаемся сделать Бога своим слугой, а это подобно использованию Шалаграма-шилы (Божества) для колки орехов. Господь – не объект. Он свидетель, творец и знающий – Высший Субъект, однако из глупости мы считаем себя таковыми.
    Понятие субъективной эволюции объясняется в Шримад Бхагаватам (10.14.22):

тасмад идам джагад ашешам асат-сварупам свапнабхам
аста-дхишанам пуру-духкха-духкхам духкабодхам

    «Из-за иллюзии сотворенная Богом вселенная кажется реальной, хотя это не так, в точности как страдания во сне лишь плод воображения.»
    Неразумные люди всегда путают субъект с объектом. Но это невежество – путать глаз с видящим или мозг с мыслящим. В Шримад Бхагаватам говорится (1.3.31):

йатха набхаси мегхаугхо ренур ва партхиво’ ниле
эвам драштари дришйатвам аропитам абуддхибхих

    «Неразумные не могут отличить небо от облаков или воздух от частичек пыли, плавающей в нем, и думают, что небо облачно, а воздух грязен.»
    Сознание это не продукт этого мира, скорее весь этот мир порожден сознанием. Этот мир — искаженное отражение мира духовного. В этом материальном мире, мире эксплуатации, как сказал Дарвин, действует принцип выживания сильнейших. Мы должны эксплуатировать, чтобы выжить: дживо дживасйа дживанам. Но в духовном мире, на земле самопредания, природа каждого это служение. И благодаря самопреданию мы обретем там счастливую жизнь.
    В этой сверхсубъективной реальности Шри Кришна всегда погружен в божественные игры со Своими близкими слугами. И, по мере того как наше сознание будет раскрываться в самопредании, мы откроем свое высочайшее предназначение там, где мы сможем примкнуть к играм Прекрасного Абсолюта.