«Преемственность Махапрабху». Из лекции Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Преемственность Махапрабху

(отрывки из лекции)

 

Рупануга-сампрадая

Рупа-сарасвати-дхара-декхена-томате. Рупа Госвами Прабху – величайший представитель наставнической линии Шри Чайтаньи Махапрабху. На деле мы не называем нашу сампрадаю «Чайтанья-сампрадаей». Правильнее говорить – «Рупануга-сампрадая».

Махапрабху пожелал утвердить Рупу Госвами в качестве гуру Своей сампрадаи. Тот самый поток, что явил себя через Рупу Госвами, струится ныне через Шрилу Гуру Махараджа. Поэтому все преданные Шрилы Сарасвати Тхакура почитают Шрилу Гуру Махараджа. Они никогда не скрывали этого и до сего дня придерживаются такой позиции.

Рупа Госвами Прабху был утвержден ачарьей Шри Чайтаньей Махапрабху. Чтобы понять это, необходимо прежде всего принять прибежище «Шри Чайтанья-чаритамриты». Там это очень ясно изложено.

Придя в этот мир, Махапрабху явил во всей Своей славе, что Он – сам Господь. В то время Рупа и Санатана были чиновниками высшего уровня власти в бенгальском правительстве. Вместе с тем они были преданными Кришны. Они ощутили Его нисшествие и пытались понять, где это произошло.

Узнав о возвышенной славе Махапрабху, они решили встретиться с Ним, и с первых же мгновений встречи им стало ясно, что прекрасный Шри Кришна явился здесь. Шри Рупа и Шри Санатана были по-особому связаны с Господом. В ту пору их звали, соответственно, Дабир Кхас и Сакар Маллик. Санатана Госвами занимал пост премьер-министра, а Рупа Госвами – министра финансов.

Внешне они были царскими министрами, но внутренне всегда искали Кришна-премы. Нимая Пандита, Махапрабху Гаурасундара, они увидели как сияющий светоч.

Многие другие великие души знали божественную личность Махапрабху в духовном мире и были связаны с Ним. В их числе были Адвайта Ачарья, Харидас Тхакур, Шривас Пандит, Гададхар Пандит и Пундарик Видьянидхи.

 

Тайная встреча

Итак, Рупа и Санатана тайно встретились с Махапрабху и уверились в том, что Он воистину их Господь. Все, чего они хотели, – служить Ему.

Обычно преданные встречались и составляли планы на будущее. Они знали, что Махапрабху должен скоро принять санньясу и ожидали этого дня. Когда же, наконец, Рупа и Санатана узнали, что Махапрабху действительно принял санньясу, их тяготение к Нему увеличилось еще больше. Когда Махапрабху шел во Вриндаван через Навадвип и Рамакели, за Ним в санкиртане следовали тысячи людей. Именно тогда Рупа и Санатана тайно встретились с Махапрабху в селении Рамакели.

Рупа и Санатана жили неподалеку от Рамакели. Ночью они, сменив богатые одежды на простые дхоти преданных, пришли к Махапрабху. Зажав в зубах травинки [в знак смирения], они пали к Его лотосоподобным стопам с молитвой:

мат-тулйо насти папатма
напарадхи ча кашчана
парихаре ’пи ладжджа ме
ким бруве пурушоттама

«Мы так ничтожны и недостойны... Мы не заслуживаем чести предстать перед Тобой. Мы самые падшие – пожалуйста, спаси нас!»1

Их настроение преданности тронуло сердце Махапрабху. Он обнял их и сказал: «Не горюйте. Возвращайтесь назад и продолжайте жить своей жизнью».

До этого Рупа и Санатана часто писали Махапрабху, и Он ободрил их словами:

пара-вйасанини нари
вйаграпи гриха-кармасу
тад эвасвадайатй антар
нава-санга-расайанам

«Замужняя женщина, сердце которой принадлежит другому мужчине, в мыслях всегда со своим возлюбленным, но внешне занята обычными домашними хлопотами. Следуйте ее примеру, и в положенное время Кришна освободит вас от мирских забот»2.

Таким образом Махапрабху, поддержав Рупу Госвами, во время их встречи в Рамакели вдохнул в него и его старшего брата Санатану еще больше надежды: «Возвращайтесь, и в положенный срок Кришна освободит вас от ваших обязанностей. Вы оба – Мои вечные слуги, поэтому вам нечего опасаться. Кришна поможет вам».

Перед расставанием они предостерегли Его: «О Махапрабху, местный царь – мусульманин. Но он, несомненно, благоволит к Тебе. Однако, если он увидит толпы Твоих последователей, его отношение может измениться. Узнав, что Ты способен вести за Собой тысячи людей, царь может увидеть в Тебе угрозу и попытаться Тебе помешать».

Позже Рупа встретился с Махапрабху на Его обратном пути из Вриндавана. Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами наставления и поручил ему организовать свою миссию в Матхуре и Вриндаване. Махапрабху велел ему открыть святые места игр Кришны, о месте расположения которых было забыто, а также создать писания, представлявшие поведанное ему учение. Махапрабху был учителем Рупы Госвами и Он хотел, чтобы Рупа Госвами стал главой Его сампрадаи.

Махапрабху встретился с Рупой Госвами в Праяге, а с Санатаной Госвами – в Бенаресе. Оба этих Госвами – непосредственные ученики Махапрабху Шри Чайтаньядева. Других Своих последователей Махапрабху не обучал лично, Он лишь давал им советы. Но Рупу и Санатану Госвами Он наставлял Сам. Они обучались у Махапрабху как ученики, и Он сделал их наставниками Своего божественного учения. Так Он с самого начала показал исключительность положения Шри Рупы Госвами.

 

Шри Шри Рупа-Санатана – ученики Шримана Махапрабху

Позже Рупа Госвами вновь встретился с Махарабху в Нилачале. Тогда Махапрабху принял его как Своего сына. Махапрабху не нарушал ни одного закона Джаганнатха-кшетры, поэтому Харидасу Тхакуру Он предоставил прибежище в крытой соломой хижине в саду Тапаны Мишры. Когда пришел Рупа Госвами, Он приютил его там же, поселив вместе с Харидасом Тхакуром. Во время своих встреч с Махапрабху Санатана тоже останавливался у Харидаса Тхакура.

Махапрабху не любил нарушать устоявшийся миропорядок. Действовать в согласии со своей природой – лучшая позиция в вайшнавизме. Наш Гуру Махарадж говорил, что подлинная варнашрама-дхарма – действовать в соответствии со своей природой. Варнашрама создана для того, чтобы не нарушался естественный порядок вещей в этом мире. Наша духовная жизнь может развиваться в рамках этого мироустройства, поэтому нет необходимости их сокрушать.

Махапрабху не хотел утверждать брахманизм, внешнюю сторону религии. То, что принес Он, – неизмеримо выше. Его дар превосходит любой «изм». Наставляя в Праяге Рупу Госвами, Он сказал Своим спутникам: «Вы обязательно увидите, насколько высоки его достоинства». Утвердив Рупу Госвами в качестве Своего первого ученика, Он бросил открытый вызов всем мудрецам, таким как Рамананда Рай, Сварупа Дамодар, Сарвабхаума Пандит, Бхагаван Ачарья, Шикхи Махити и царские пандиты, Его последователи. Сотни возвышенных душ были спутниками Чайтаньи Махапрабху. Более того, Махапрабху считал Рамананду Рая равным Себе, или даже больше – Своим Гуру.

Сварупа Дамодар почитается вторым проявлением Махапрабху: сакшат махапрабхура двитийа сварупа. Тем не менее, Махапрабху решил, что Его сампрадая, Его духовная преемственность, должна продолжаться через Рупу Госвами. Он не назначил ее продолжателем Сварупу Дамодара, хотя последний почитался едва ли не более великим, чем сам Махапрабху. Поэтическое, или любое иное произведение, прежде чем быть представленным Махапрабху, непременно сначала попадало к Сварупу Дамодару. И если он признавал его годным, оно преподносилось Махапрабху. Ничто не могло попасть к Махапрабху без одобрения Сварупы Дамодара.

Махапрабху выражал желание быть учеником Рамананды Рая в их беседах на берегу Годавари. Эка рамананда хой итхе адхикара: «Он – живой мукта-пуруша. Никто в этом материальном мире не может вести себя так, как Рамананда Рай». Хотя Махапрабху настолько превозносил его, Он направил духовный поток Своего учения через другую личность.

Махапрабху сделал Своим преемником Рупу Госвами и представил его на собрании всех «полководцев». Махапрабху сказал им: «Испытайте его». Судьей на этом собрании был Рамананда Рай, который задавал Рупе Госвами вопросы о его поэмах «Лалита-Мадхава» и «Видагдха-Мадхава». Сам Рамананда Рай был автором произведения «Джаганнатха-Валлабха-натака».

 

Вопросы

Махапрабху назначил судьями Рамананду Рая, Сварупу Дамодара и Сарвабхауму Бхаттачарью. Но главным среди них был Рамананда Рай. Он спрашивал Рупу Госвами о стиле его поэмы, о его взглядах и философских воззрениях. Рупа Госвами совершенным образом ответил на все его вопросы. Все присутствовавшие были потрясены, включая Харидаса Тхакура, который первым начал проповедовать Харе Кришна маха-мантру – за некоторое время до Махапрабху.

 

Слава Харинама

Харидас Тхакур не раз проходил через великие трудности и испытания. Его подвергли наказанию плетьми на двадцати двух рыночных площадях, приговорив, таким образом, к смерти. Он встретил на своем пути множество испытаний, но прошел их, восславив Шри Харинам. Харидас Тхакур так отозвался о шлоке Рупы Госвами, прославляющей Святое Имя Господа: «Никогда раньше мы не слышали такого прославления Святого Имени».

Рамананда Рай сказал: ким кавйена кавес тасйа... «Рупа Госвами представил нам подлинную Кришна-концепцию, ту, которую дал Махапрабху. И мы потрясены тем, что услышали. Человек не способен передать такие вещи – тем не менее, Рупа Госвами сделал это».

Когда Махапрабху задал Рамананде Раю вопрос: «К какому выводу ты пришел, слушая его?», Рамананда ответил: «Это восхитительно и невероятно. Ты дал ему все, что слышал от меня. У меня нет никаких сомнений относительно этого. Более того, его совершенное изложение превосходит чье бы то ни было. Ким кавйена кавес тасйа. Он, несомненно, великий поэт! Его поэзия выше всяких похвал. Ким кандена дхануш-матах: если герой не способен поразить цель, он не может называться великим героем. Рупа Госвами – воистину, великий герой, потому что не знает промаха. Мы все признаем его Твоим представителем».

Они единодушно сказали: «Без сомнения, Ты наделил его всей Своей милостью. Иначе он не смог бы явить нам этого».

Махапрабху принял их заключение, хотя и не в Его характере было давать понять окружающим: «Я – пандит». Но в этом случае Он сказал: «Да, Я даровал ему Свою милость». Такого еще не случалось. Но Господь не закончил на этом: «Для Меня недостаточно сказать, что Я наделил его Своей милостью. Я желаю, чтобы и вы одарили Шри Рупу своей милостью и благословениями, дабы он распространил в этом мире Мое учение».

Они ответили: «Одной Твоей благодати достаточно». Но Махапрабху возразил: «Нет, этого мало. Вы все – Мои друзья, поэтому одарите его своей милостью. Тогда он будет наделен чистой любовью к Кришне и сможет распространять Кришна-сознание».

 

Благословения

Все они без колебаний дали Рупе Госвами свои благословения. Это было чудесное собрание. Так Махапрабху показал всем возвышенный, сияющий образ Шрилы Рупы Госвами и передал Свою сампрадаю под его опеку.

После этого Рупа Госвами в течение года оставался с Махапрабху в Джаганнатха Пури, где постигал все больше и больше. Затем он отправился проповедовать во Вриндавана-дхам.

 

Положение Рупы Госвами

Кави Карнапура также был уполномочен Шри Чайтаньей Махапрабху. Он открыл истинное положение каждого из преданных Махапрабху в Кришна-лиле. Он показал, что в Кришна-лиле Рупа Госвами – это Рупа Манджари, глава всех манджари. Шримати Радхарани – главная возлюбленная, ближайшая служанка Шри Кришны, а Лалита, Вишакха, Читра, Чампакалатика, Тунгавидья, Индулекха, Судеви и Рангадевика – восемь главных сакхи Шримати Радхарани. Их возглавляет Лалитадеви, а под ее началом находится Рупа Манджари, которая в Гаура-лилу пришла как Рупа Госвами.

 

Прославление Рупы Госвами Нароттамом дасом Тхакуром

От Кави Карнапуры и других преданных, таких как Сварупа Дамодар, Рагхунатх дас и Шрила Джива Госвами мы знаем, что Махапрабху лично доверил возглавлять Свою сампрадаю Шриле Рупе Госвами. Рупа Госвами – величайшая личность в сампрадае Махапрабху Чайтаньядева, которому Он доверил продолжать ее наставническую линию.

Рупу Госвами прославил также Нароттам дас Тхакур, который, согласно писаниям, неотличен от самого Махапрабху. Нароттам дас Тхакур в свое прославление Рупы Госвами вложил всю сиддханту, высочайшее настроение преданности, и передал его высочайшую славу. Вплоть до сегодняшнего дня эта особая молитва преданности [«Шри Рупа-Манджари-пада»] является самой жизнью гаудия-вайшнавов. Шрила Сарасвати Тхакур хотел слышать ее в последние минуты своего пребывания в этом мире. И только из уст Шрилы Гуру Махараджа.

 

Величие хранителя преданности

Хотя Шрила Сарасвати Тхакур был очень мягкосердечен, он не позволил, чтобы эту песню пел кто-либо, кроме Шрилы Гуру Махараджа. Поэтому он сказал: «Нет, мне не нужна мелодия! Эту песню должен петь только Шридхар Махарадж». Вот она:

шри-рупа-манджари пада
сеи мора сампада,
сеи мора бхаджана-пуджана;
сеи мора пруна-дхана,
сеи мора абхарана,
сеи мора дживанера дживана...

Я не хочу пытаться передать эту песню на английском языке, потому что в ней заключены очень глубокие истины. По особым дням, таким как дни явления и ухода Шрилы Сарасвати Тхакура и Рупы Госвами Прабху, Шрила Гуру Махарадж, как правило, лично пел эту песню, тем самым давая благословения Рупы Госвами всем собравшимся преданным.


Примечания:

1. «Бхакти-расамрита-синдху», 1.2.154.

2. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.211.


← «Эмоции или преданность?» Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Мировой проповеднический тур. Австралия, 1996 год. ·• Архив новостей •· «Полноразвитый теизм». Лекция Шрипада Б. Б. Авадхута Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта. 20 июня 2009 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования