«Вечное служение Шри Гаура-Сарасвати». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Глава из книги «Поток вдохновения»


Russian

Вопрос: Не так давно от Вашей Божественной Милости пришло указание, чтобы в наших храмах и ашрамах по всему миру преданные во время вечерней службы, в дополнение к «Шри Гаура-арати», пели «Шри Сарасват-арати».

Шрила Говинда МахараджДа, и я думаю, что другие миссии также последуют нашему примеру. Сейчас так много ашрамов и Матхов. Не только в миссии Шрилы Гуру Махараджа, но и у многих из его духовных братьев и учеников есть собственные ашрамы и Матхи. Одних ашрамов, наверное, триста или четыреста, и в каждом обычно поют только «джайа джайа гаура̄чан̇дер а̄ротико ш́обха̄»1, а в некоторых иногда еще и «джайа джайа ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а йугала-милан»2. Эти песни написал Шрила Бхактивинод, но они совершенно разные. Одна — прославление Шри Чайтаньи Махапрабху, а другая — Шри Шри Радхи и Кришны.

В нашей Сарасвата-сампрадае, среди учеников Шрилы Сарасвати Тхакура и их учеников, почти в каждом ашраме Шри Виграха — это Шри Шри Радха и Кришна и Махапрабху на одном алтаре. Мы предлагаем арати Радхе и Кришне и Махапрабху вместе, но до сих пор не было написано ни одной песни для этого арати. Для Шрилы Гуру Махараджа арати означало прославление Божеств, но вы нигде не услышите киртана, в котором бы Шри Шри Радха и Кришна прославлялись вместе с Махапрабху. Поэтому Шрила Гуру Махарадж написал «Шри Сарасват-арати». В нем он поведал о наших Божествах и о том, почему Они все вместе на симхасане нашего Матха. Эта песня понравилась многим духовным братьям Шрилы Гуру Махараджа — одни стали петь ее ежедневно, другие нет. Так уж сложилось.

Шрила Гуру Махарадж никому не навязывал своей молитвы, это было совсем не в его характере. Он не хотел задевать чувства преданных, которые в своих Матхах пели молитву Шрилы Бхактивинода Тхакура: джайа джайа гаура̄ча̄ндер а̄ротико ш́обха̄. Он не желал нарушать порядок, сложившийся в Сарасвата-сампрадае. И все же он хотел рассказать о наших Божествах все. Для этого он велел каждую пятницу петь в Их честь «Шри Сарасват-арати» на радость Божествам и нашим духовным наставникам.

Шрила Гуру Махарадж был немного нерешителен, я же считаю упущением со своей стороны, что еще при жизни Шрилы Гуру Махараджа не настоял на том, чтобы это арати исполнялось ежедневно. Теперь же, по его милости, на меня низошло откровение: «Шри Сарасват-арати» — вот подходящее арати для наших Божеств.

Джайа джайа гаура̄ча̄ндер... В этой песне прославляются только Махапрабху и Панча-таттва, и если мы будем петь только эту песню, всегда будет чувство, будто чего-то недостает. Шрила Гуру Махарадж хотел, чтобы в нашем арати было представлено все. Я сильно проникся этим и рассказал обо всем Шрипаду Джанардану Махараджу. Он сразу же сказал, что в ашраме Санта-Круза преданные начнут петь «Шри Сарасват-арати» каждый день. Его примеру последовал Шрипад Сагар Махарадж. Тогда я решил, что и здесь, в Навадвипе, нужно поступить так же.

Я понимал, что это не станет нарушением традиции Шрилы Бхактивинода Тхакура, поскольку сначала мы будем петь «джайа джайа гаура̄ча̄ндер...» Конечно, на исполнение двух молитв будет уходить больше времени, но разве цель нашей жизни не в служении и удовлетворении Шри Шри Гуру и Гауранги?

«Шри Сарасват-арати» представляет сознание Кришны во всей полноте. В этой молитве совершенным образом раскрываются чувства Шри Шри Радхи и Говинды и Шри Чайтаньи Махапрабху. Эта молитва дает нам описание Их игр и ответ на вопрос, почему Они предстали перед нами в образе Божеств. Обо всем этом мы узнаем из этой песни.

Вопрос: Почему Шрила Гуру Махарадж просил петь эту молитву именно по пятницам?

Шрила Говинда Махарадж: Пятница считается благоприятным днем. Брихаспативар (четверг) и шукравар (пятница) в астрологии считаются чистыми, благодатными днями. Но во второй половине четверга — на санскрите это время называется брихаспативар барбела, — неблагоприятные внешние воздействия могут негативно сказаться на арати. Это внешняя причина.

Существует и внутренняя причина. Шукра считается наставником рага-марги, а Брихаспати — наставником виддхи-марги. Мы следуем рага-марге, поэтому Шрила Гуру Махарадж выбрал шукравар, пятницу.

Вопрос: Вы хотите, чтобы «Шри Сарасват-арати» пели во всех наших храмах — и в тех, где установлены Божества Махапрабху, Радхи и Кришны, и в тех, где другие Божества?

Шрила Говинда Махарадж: Да, даже если в храме только Махапрабху. Хотя в особых случаях преданные могут петь и другие песни, посвященные Божествам в их храме. Так, в Пури у нас установлены Шри Шри Нитай-Чайтаньядев, и для Них я написал «Шри Шри Нитай-Чайтанья-арати».

Но, прежде всего, мы почитаем те молитвы, которые написал наш Гуру Махарадж. Сам же он высоко ценил молитвы своего Гуру Махараджа, и мы будем поступать так же. Он учил нас собственным примером, и наш долг — выполнять его наставления.

«Шри Сарасват-арати»

джайаре джайаре джайа гоура-сарасватӣ
бхакативинода нвайа корун̣а̄ мурати /1/
Слава! Слава! Слава Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, который связан близкими отношениями со Шрилой Бхактивинодом Тхакуром и является олицетворением чистой милости Шри Гауранги.

прака̄ш́иле гоура-сева̄ бхӯвана ман̇гала
бхакатисиддха̄нта ш́уддха праджн̃а̄на уджджвала /2/
Ты заново открыл преданное служение Господу Гауранге, — и это величайшее благо для всего мира. Твои философские заключения в духе безраздельной преданности Господу сияют, словно абсолютное знание.

ра̄дха̄-ш́йа̄ма экатану дакше гора̄ ра̄йа
ба̄ме ра̄дха мадхйе свайам̇ ш́йа̄ма-гопа джайа /3/
Слава Шри Радхе и Шьяму (Кришне), воплощенным в одном образе Шри Гауранги, который стоит справа. Слава Шримати Радхарани, стоящей слева. Слава Тому, кто стоит посередине, и кто есть ни кто иной, как Верховный Пастушок — Шри Шьямасундар.

браджа раса нава бха̄ве набадвӣпе ра̄дже
уда̄ре мадхура ра̄га абхинава са̄дже /4/
Вкус Враджи (Вриндавана) присутствует в Навадвипе в новом настроении. Когда это сладостное чувство любви смешивается с великодушием, оно становится бесподобно прекрасным.

ма̄дхурйа каивалйа ра̄га браджера нирджа̄са
пра̄пти пара̄ка̄шт̣ха̄ та̄хе гаура̄н̇га вила̄са /5/
Мадхура-раса (божественная любовь в супружестве) — суть Враджа Дхамы, а игры Шримана Махапрабху возносят ее до наивысшего совершенства.

ра̄дха̄ бха̄ва-ка̄нти ан̇гикари’ бха̄ло мате
дакшин̣е а̄сана раса гарима̄ декха̄те /6/
Великодушно принимая настроение и красоту Шримати Радхарани, Он занимает Свое место справа, чтобы явить славу Своего положения.

ра̄дха̄-раса-тройо-сва̄да рахасйа пройа̄са
ниракхи прапхулла ра̄дха̄ мукхе манда ха̄са /7/
Видя озорное желание Кришны познать славу Ее любви и вкушая удивительную Его сладость, которой только Она и может наслаждаться благодаря Своим трансцендентным качествам; переживая счастье от сладостной любви к Ней Кришны, Шримати Радхарани очень довольна и на Ее лице появляется едва заметная улыбка.

мадхйе рахи вам̇ш́ӣраве гхоше вам̇ш́ӣдхара
ра̄дха̄ра сампаде а̄мӣ гаура̄н̇га-сундара /8/
В центре Вамшидхара (Играющий на флейте) провозглашает: «Облеченный в славу Своей Радхи, Я являюсь Гауранга Сундаром!»

мадабхӣшт̣ха рӯпа ра̄дха̄ра хр̣дайа мандире
гоура̄н̇га бхаджиле сушт̣ху спхӯрти па̄йа та̄ре /9/
«Мой самый сокровенный образ явлен в храме драгоценного сердца Шримати Радхарани. Самое высшее из Моих проявлений можно обрести лишь поклонением Гауранге».

надӣйа̄ прака̄ш́е маха̄прабху гоура-нидхи
патита па̄вана деве мила̄ила видхи /10/
По божественной воле Господа Верховный Спаситель падших душ явился в Надии как наивысший возлюбленный Шри Гауранга Махапрабху.

э-рӯпа а̄рати брахма̄ ш́амбху агочара
гоура бхакта кр̣па̄ па̄тра ма̄тра сиддхи са̄ра /11/
Это поклонение Махапрабху не могут видеть ни Господь Брахма, ни Господь Шамбху (Шива). Только благодаря милости преданного Господа Гауранги можно обрести такое совершенство.

ш́рӣ сварӯпа, ра̄ма̄нанда, рӯпа, сана̄тана
ш́рӣ рагху, джӣва̄ди кр̣па̄йа декхе бхакта-джана /12/
Только по милости Шри Сварупы Дамодара, Шри Рамананды Рая, Шри Рупы, Шри Санатаны, Шри Рагхунатхи, Шри Дживы Госвами и их сподвижников, воистину, преданные обретают подобное видение.

джайа гуру-гаура-ра̄дха̄-говинда-сундара
джайа да̄о бхакта-вр̣нда нитйа нирантара /13/
Слава Шри Гуру, Господу Гауранге, Шри Радхе и прекрасному Господу Говинде! О преданные, воспевайте Их славу всегда и везде!

 


1 «Слава! Слава прекрасной церемонии поклонения Господу Чайтанье» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Шри Гаура-арати», 1).

2 «Слава! Слава встрече божественной четы Шри Шри Радхи и Кришны» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Шри Югала-арати», 1).




←  Вьяса-пуджа Шрилы Гурудева. Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 11 декабря 2011 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· Празднование дня явления Шрилы Говинды Махараджа. 11 декабря 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Russian

Вопрос: Не так давно от Вашей Божественной Милости пришло указание, чтобы в наших храмах и ашрамах по всему миру преданные во время вечерней службы, в дополнение к «Шри Гаура-арати», пели «Шри Сарасват-арати».

Шрила Говинда МахараджДа, и я думаю, что другие миссии также последуют нашему примеру. Сейчас так много ашрамов и Матхов. Не только в миссии Шрилы Гуру Махараджа, но и у многих из его духовных братьев и учеников есть собственные ашрамы и Матхи. Одних ашрамов, наверное, триста или четыреста, и в каждом обычно поют только «джайа джайа гаура̄чан̇дер а̄ротико ш́обха̄»1, а в некоторых иногда еще и «джайа джайа ра̄дха̄-кр̣ш̣н̣а йугала-милан»2. Эти песни написал Шрила Бхактивинод, но они совершенно разные. Одна — прославление Шри Чайтаньи Махапрабху, а другая — Шри Шри Радхи и Кришны.

В нашей Сарасвата-сампрадае, среди учеников Шрилы Сарасвати Тхакура и их учеников, почти в каждом ашраме Шри Виграха — это Шри Шри Радха и Кришна и Махапрабху на одном алтаре. Мы предлагаем арати Радхе и Кришне и Махапрабху вместе, но до сих пор не было написано ни одной песни для этого арати. Для Шрилы Гуру Махараджа арати означало прославление Божеств, но вы нигде не услышите киртана, в котором бы Шри Шри Радха и Кришна прославлялись вместе с Махапрабху. Поэтому Шрила Гуру Махарадж написал «Шри Сарасват-арати». В нем он поведал о наших Божествах и о том, почему Они все вместе на симхасане нашего Матха. Эта песня понравилась многим духовным братьям Шрилы Гуру Махараджа — одни стали петь ее ежедневно, другие нет. Так уж сложилось.

Шрила Гуру Махарадж никому не навязывал своей молитвы, это было совсем не в его характере. Он не хотел задевать чувства преданных, которые в своих Матхах пели молитву Шрилы Бхактивинода Тхакура: джайа джайа гаура̄ча̄ндер а̄ротико ш́обха̄. Он не желал нарушать порядок, сложившийся в Сарасвата-сампрадае. И все же он хотел рассказать о наших Божествах все. Для этого он велел каждую пятницу петь в Их честь «Шри Сарасват-арати» на радость Божествам и нашим духовным наставникам.

Шрила Гуру Махарадж был немного нерешителен, я же считаю упущением со своей стороны, что еще при жизни Шрилы Гуру Махараджа не настоял на том, чтобы это арати исполнялось ежедневно. Теперь же, по его милости, на меня низошло откровение: «Шри Сарасват-арати» — вот подходящее арати для наших Божеств.

Джайа джайа гаура̄ча̄ндер... В этой песне прославляются только Махапрабху и Панча-таттва, и если мы будем петь только эту песню, всегда будет чувство, будто чего-то недостает. Шрила Гуру Махарадж хотел, чтобы в нашем арати было представлено все. Я сильно проникся этим и рассказал обо всем Шрипаду Джанардану Махараджу. Он сразу же сказал, что в ашраме Санта-Круза преданные начнут петь «Шри Сарасват-арати» каждый день. Его примеру последовал Шрипад Сагар Махарадж. Тогда я решил, что и здесь, в Навадвипе, нужно поступить так же.

Я понимал, что это не станет нарушением традиции Шрилы Бхактивинода Тхакура, поскольку сначала мы будем петь «джайа джайа гаура̄ча̄ндер...» Конечно, на исполнение двух молитв будет уходить больше времени, но разве цель нашей жизни не в служении и удовлетворении Шри Шри Гуру и Гауранги?

«Шри Сарасват-арати» представляет сознание Кришны во всей полноте. В этой молитве совершенным образом раскрываются чувства Шри Шри Радхи и Говинды и Шри Чайтаньи Махапрабху. Эта молитва дает нам описание Их игр и ответ на вопрос, почему Они предстали перед нами в образе Божеств. Обо всем этом мы узнаем из этой песни.

Вопрос: Почему Шрила Гуру Махарадж просил петь эту молитву именно по пятницам?

Шрила Говинда Махарадж: Пятница считается благоприятным днем. Брихаспативар (четверг) и шукравар (пятница) в астрологии считаются чистыми, благодатными днями. Но во второй половине четверга — на санскрите это время называется брихаспативар барбела, — неблагоприятные внешние воздействия могут негативно сказаться на арати. Это внешняя причина.

Существует и внутренняя причина. Шукра считается наставником рага-марги, а Брихаспати — наставником виддхи-марги. Мы следуем рага-марге, поэтому Шрила Гуру Махарадж выбрал шукравар, пятницу.

Вопрос: Вы хотите, чтобы «Шри Сарасват-арати» пели во всех наших храмах — и в тех, где установлены Божества Махапрабху, Радхи и Кришны, и в тех, где другие Божества?

Шрила Говинда Махарадж: Да, даже если в храме только Махапрабху. Хотя в особых случаях преданные могут петь и другие песни, посвященные Божествам в их храме. Так, в Пури у нас установлены Шри Шри Нитай-Чайтаньядев, и для Них я написал «Шри Шри Нитай-Чайтанья-арати».

Но, прежде всего, мы почитаем те молитвы, которые написал наш Гуру Махарадж. Сам же он высоко ценил молитвы своего Гуру Махараджа, и мы будем поступать так же. Он учил нас собственным примером, и наш долг — выполнять его наставления.

«Шри Сарасват-арати»

джайаре джайаре джайа гоура-сарасватӣ
бхакативинода нвайа корун̣а̄ мурати /1/
Слава! Слава! Слава Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру, который связан близкими отношениями со Шрилой Бхактивинодом Тхакуром и является олицетворением чистой милости Шри Гауранги.

прака̄ш́иле гоура-сева̄ бхӯвана ман̇гала
бхакатисиддха̄нта ш́уддха праджн̃а̄на уджджвала /2/
Ты заново открыл преданное служение Господу Гауранге, — и это величайшее благо для всего мира. Твои философские заключения в духе безраздельной преданности Господу сияют, словно абсолютное знание.

ра̄дха̄-ш́йа̄ма экатану дакше гора̄ ра̄йа
ба̄ме ра̄дха мадхйе свайам̇ ш́йа̄ма-гопа джайа /3/
Слава Шри Радхе и Шьяму (Кришне), воплощенным в одном образе Шри Гауранги, который стоит справа. Слава Шримати Радхарани, стоящей слева. Слава Тому, кто стоит посередине, и кто есть ни кто иной, как Верховный Пастушок — Шри Шьямасундар.

браджа раса нава бха̄ве набадвӣпе ра̄дже
уда̄ре мадхура ра̄га абхинава са̄дже /4/
Вкус Враджи (Вриндавана) присутствует в Навадвипе в новом настроении. Когда это сладостное чувство любви смешивается с великодушием, оно становится бесподобно прекрасным.

ма̄дхурйа каивалйа ра̄га браджера нирджа̄са
пра̄пти пара̄ка̄шт̣ха̄ та̄хе гаура̄н̇га вила̄са /5/
Мадхура-раса (божественная любовь в супружестве) — суть Враджа Дхамы, а игры Шримана Махапрабху возносят ее до наивысшего совершенства.

ра̄дха̄ бха̄ва-ка̄нти ан̇гикари’ бха̄ло мате
дакшин̣е а̄сана раса гарима̄ декха̄те /6/
Великодушно принимая настроение и красоту Шримати Радхарани, Он занимает Свое место справа, чтобы явить славу Своего положения.

ра̄дха̄-раса-тройо-сва̄да рахасйа пройа̄са
ниракхи прапхулла ра̄дха̄ мукхе манда ха̄са /7/
Видя озорное желание Кришны познать славу Ее любви и вкушая удивительную Его сладость, которой только Она и может наслаждаться благодаря Своим трансцендентным качествам; переживая счастье от сладостной любви к Ней Кришны, Шримати Радхарани очень довольна и на Ее лице появляется едва заметная улыбка.

мадхйе рахи вам̇ш́ӣраве гхоше вам̇ш́ӣдхара
ра̄дха̄ра сампаде а̄мӣ гаура̄н̇га-сундара /8/
В центре Вамшидхара (Играющий на флейте) провозглашает: «Облеченный в славу Своей Радхи, Я являюсь Гауранга Сундаром!»

мадабхӣшт̣ха рӯпа ра̄дха̄ра хр̣дайа мандире
гоура̄н̇га бхаджиле сушт̣ху спхӯрти па̄йа та̄ре /9/
«Мой самый сокровенный образ явлен в храме драгоценного сердца Шримати Радхарани. Самое высшее из Моих проявлений можно обрести лишь поклонением Гауранге».

надӣйа̄ прака̄ш́е маха̄прабху гоура-нидхи
патита па̄вана деве мила̄ила видхи /10/
По божественной воле Господа Верховный Спаситель падших душ явился в Надии как наивысший возлюбленный Шри Гауранга Махапрабху.

э-рӯпа а̄рати брахма̄ ш́амбху агочара
гоура бхакта кр̣па̄ па̄тра ма̄тра сиддхи са̄ра /11/
Это поклонение Махапрабху не могут видеть ни Господь Брахма, ни Господь Шамбху (Шива). Только благодаря милости преданного Господа Гауранги можно обрести такое совершенство.

ш́рӣ сварӯпа, ра̄ма̄нанда, рӯпа, сана̄тана
ш́рӣ рагху, джӣва̄ди кр̣па̄йа декхе бхакта-джана /12/
Только по милости Шри Сварупы Дамодара, Шри Рамананды Рая, Шри Рупы, Шри Санатаны, Шри Рагхунатхи, Шри Дживы Госвами и их сподвижников, воистину, преданные обретают подобное видение.

джайа гуру-гаура-ра̄дха̄-говинда-сундара
джайа да̄о бхакта-вр̣нда нитйа нирантара /13/
Слава Шри Гуру, Господу Гауранге, Шри Радхе и прекрасному Господу Говинде! О преданные, воспевайте Их славу всегда и везде!

 


1 «Слава! Слава прекрасной церемонии поклонения Господу Чайтанье» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Шри Гаура-арати», 1).

2 «Слава! Слава встрече божественной четы Шри Шри Радхи и Кришны» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Шри Югала-арати», 1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования