«Гармония в учении Шри Чайтаньи Махапрабху» (часть 1)Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Глава из книги «Поток вдохновения»


Russian


По милости Шрилы Гуру Махараджа настроение преданности укреплялось во мне с самого начала моей духовной жизни. Конечно, многие из тех, кто родился в Бенгалии, с ранних лет так или иначе приобщались к вайшнавизму — то же самое произошло и со мной. Поклонение Махапрабху для бенгальских вайшнавов нечто совершенно естественное. В каждом вайшнавском доме есть либо Божество Махапрабху, либо атрибуты, связанные с поклонением Ему. Даже те, кто не поклоняется Махапрабху постоянно, делают это хотя бы изредка в особые, праздничные дни. Они поклоняются Махапрабху Шри Чайтаньядеву, Нитьянанде Прабху, Адвайте Прабху и другим вайшнавам.

Я с детства что-то знал о вайшнавизме, но по-настоящему соприкоснулся с учением Махапрабху только после того, как по счастливому стечению обстоятельств оказался у лотосоподобных стоп Шрилы Гуру Махараджа. От него мы получили семя подлинной джайва-дхармывайшнава-дхармы. Шрила Гуру Махарадж старался сделать из своих учеников непревзойденных проповедников в традиции той преданности, которую нес людям Махапрабху и Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своей проповеднической деятельности использовал много разных приемов и методов. Так, главным инструментом проповеди для него было издание патрик (журналов) и книг. С самого начала своей деятельности Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур проповедовал и одновременно издавал книги, и перед его уходом из этого мира журнал «Гаудия» уже задавал направление для всей сампрадаи. Шрила Прабхупада сам определял, каким должно быть содержание журнала, поэтому журнал высоко ценили. Возможно, Шрила Прабхупада и не просматривал все материалы перед тем, как они уходили в печать, но большая их часть создавалась под его руководством.

Сейчас наша миссия развивается во всем мире, и у нас много центров в самых разных странах. Все они нуждаются в руководстве Шри Чайтанья Сарасват Матха и ждут наших указаний. Наше главное указание очень просто. Махапрабху говорил:

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор ива сахишн̣уна̄,
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣

(«Шри Шикшаштакам», 3)

«Кто осознает, что он ничтожнее травинки, кто столь же выносив и терпелив, как дерево, кто относится с почтением к другим, а сам не ждет почестей, тот достоин беспрестанно возносить хвалу Господу Хари».

Наш наказ: неустанно повторяйте Харе Кришна и не совершайте оскорбления Святого Имени. Но как добиться этого? С нами может случиться все что угодно — различные трудности могут возникнуть на нашем пути. В каждой стране существуют свои трудности, но какими бы ни были условия жизни в ваших странах, ключ к решению всех проблем вы найдете в этом наставлении Махапрабху.

Вопрос: Как вы считаете, что может объединить наши центры в разных странах мира?

Шрила Говинда Махарадж: Все можно рассматривать с двух точек зрения: можно видеть либо внешнюю сторону вещей, либо их внутреннюю суть. И то, и другое необходимо в этом мире, иначе люди не пойдут за нами. Они живут в миру, и чтобы привлечь их, необходима красивая, привлекательная обертка.

В книгах Госвами на первый взгляд все просто, но какое богатство скрывается за этой простотой! Изданная нашим Матхом «Шри Бхакти-расамрита-синдху» — очень большая книга. У нее удивительно богатое содержание: в ее стихах содержится столько знания, а комментарии к ним написал сам Шрила Гуру Махарадж. Подобным образом и у всех наших центров должен быть привлекательный вид и богатое содержание. Рано или поздно, мы обязательно приведем все в гармонию.

Гармония — это учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Отправившись с проповедью в Южную Индию, Он заходил в разные храмы: в храмы Ганеши, Кали, Шивы, Дурги... Зачем Он это делал? Чтобы встретиться с людьми и рассказать им о высшей цели жизни.

Последователи Рамануджа-сампрадаи никогда не зайдут в храм Шивы — такова их философия. Они говорят: «Если за вами гонится тигр, лучше отправиться к нему в пасть, чем укрыться в храме Шивы!» Таковы их представления.

Махапрабху же был совсем другим: Он заходил в каждый храм, встречавшийся Ему на пути. И повсюду проповедовал одно и то же — знание о Кришне. Он давал сознание Кришны каждому и обращал каждого в Свою веру. Он приходил в храмы Ганеши, и поклонники Ганеши становились последователями Махапрабху и Его религии. Так Он проповедовал всюду, и мы будем делать то же самое — идти к людям с теми же намерениями.

Мы ни к кому не питаем неприязни или вражды. Заметив в нас ненависть, люди уйдут. Поэтому мы должны придерживаться тех же взглядов, которых придерживался Махапрабху: не относиться враждебно к другим религиям и нести всем сознание Кришны. Необходимо всегда жить в согласии с другими людьми, иначе не будет возможности проповедовать.

Как же нам привести все в гармонию? Об этом мы узнаем из «Брахма-самхиты»: мать Дурга, Ганеша, Нрисимхадев, Нараяна и другие воплощения Кришны — каждому отведено особое положение и между ними царит гармония. Способ, который позволит связать их внутри нашего общества, также замечательно разъяснен в «Брахма-самхите».

Понять учение Шри Чайтаньи Махапрабху нам поможет и «Шри Кришна-карнамрита». В ней указана высшая цель жизни и окончательное заключение, к которому должна прийти душа, джива. Махапрабху не был автором ни «Брахма-самхиты», ни «Шри Кришна-карнамриты». Он принес эти книги из Своих странствий, а Свое учение отдал в заботливые руки Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Рупы Госвами. Через них Он проповедовал высшие истины Своего учения.

В то время другом и советником Махапрабху был Шри Рамананда Рай, но не его Он поставил во главе Своей сампрадаи. И не Шри Сварупу Дамодара. Свое общество, Свою сампрадаю, или школу, Махапрабху отдал Шриле Рупе Госвами и Шриле Санатане Госвами, за которыми следовали Шрила Рагхунатх Госвами и все остальные. Это значит, что Махапрабху наделил Шри Рупу и Шри Санатану всей Своей милостью и благословил их на проповедь.

По указанию Махапрабху Сварупа Дамодар подготовил Рагхунатха Даса Госвами, и когда позднее Рагхунатх пришел к Шриле Рупе Госвами, тот увидел: «Вот в ком живет теперь Махапрабху».

Все свидетельствовало о том, что Шрила Рагхунатх Дас Госвами ничего не принимал без милости и благословения Махапрабху, — таков был его характер. После ухода Махапрабху Шрила Рагхунатх Дас Госвами был не в силах вынести разлуку с Ним и решил покончить жизнь самоубийством.

Но прежде он хотел хотя бы раз увидеть Говардхан, поскольку Махапрабху в свое время дал ему Говардхан-шилу, камень с этого холма. Шрила Рагхунатх Дас Госвами решил расстаться с жизнью, прыгнув с Говардхана. Он отправился во Вриндаван и, конечно же, захотел увидеться со Шрилой Рупой и Шрилой Санатаной Госвами. Но, встретившись с ними, вдруг понял: «Так вот же Он, Махапрабху, Он — в них!» Он собирался умереть, но после встречи со Шри Рупой и Шри Санатаной к нему снова вернулась жажда жизни, и он оставил свои намерения. В одной из своих шлок Шрила Рагхунатх Дас Госвами написал:

на̄ма-ш́решт̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гошт̣ава̄т̣ӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа̄ ш́рӣ гурум̇ там̇ нато ’сми

«Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом. Почему? Он столь многое дал мне...»1

(продолжение следует)



1 Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж в книге «Шри Гуру и его милость» объясняет эту шлоку следующим образом: «"Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом. Почему? Он столь многое дал мне! Он дал мне Святое Имя Кришны — высочайшее из божественных имен, наивысший звук, в котором воплощены высочайшие мысль, устремление, идеал — все. А затем он дал мне мантру". В мантре содержится Имя. Без Имени мантра — ничто. Если заменить Имя Кришны другим именем, произнесение мантры приведет к противоположному результату. Имя Кришны — это все и вся. И в мантре Имя особым образом облечено в форму молитвы. Затем он [Шрила Рагхунатх Дас Госвами] говорит: "Он дал мне служение великому Спасителю, сыну матери Шачи, Шри Чайтанье Махапрабху, который подобен золотой горе, указывающей путь к Кришна-лиле. Гурудев привел меня к лотосоподобным стопам Сварупы Дамодара — самого любимого личного помощника Махапрабху. Сварупа Дамодар — нисшествие Лалиты-деви, любимой наперсницы Радхики. После этого он познакомил меня со Шри Рупой, которому Махапрабху поручил распространить любовь в преданности, расу наивысшего порядка". Виддхи-бхакти, поклонение Господу в духе благоговейного трепета и почтения, — преданность более низкого уровня. Но через Рупу Госвами распространилась рагануга-бхакти, спонтанная любовь, глубочайшие духовные отношения. Махапрабху посчитал, что Шри Рупа сможет раскрыть рагануга-бхакти лучше всех. Дас Госвами говорит: "Затем, по его милости я обрел общество Шрилы Санатаны Госвами, который показывает, какое положение мы занимаем по отношению к рагануга-бхакти. Он объясняет путь виддхи-бхакти и дает нам самбандха-гьяну  — знание о том, что есть что, правильное представление об окружающем". Затем он говорит: "Гурудeв дал мне Mатхура- мандалу, где проходят игры Радхи и Говинды, где лесу, холмам, каждой лиане, каждому кустику, каждой песчинке — всему, — известна Радха-Кришна-лила, и где, куда бы я ни бросил взгляд, все будет напоминать мне о Радхе и Говинде. Все это я получил от моего Гурудева. А также Вриндаван, где живут пастухи со своими коровами! Я познакомился с ними, узнал их характер и их любовь к Кришне. По благословению Гурудева я познакомился с Радха- кундой — излюбленным местом игр Радхи и Говинды, и с великим Говардханом. И, наконец, он дал мне надежду, что когда-нибудь я смогу служить Шри Шри Радхике и Мадхаве. Все это пришло благодаря моему Гурудеву, поэтому я в совершенном почтении склоняю голову к его лотосоподобным стопам"».




←  «Коперниковская революция» (часть 1). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 8 января 2011 года. Томск ·• Архив новостей •· «Санньяси и Гуру в Шри Чайтанья Сарасват Матхе». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 10 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Russian


По милости Шрилы Гуру Махараджа настроение преданности укреплялось во мне с самого начала моей духовной жизни. Конечно, многие из тех, кто родился в Бенгалии, с ранних лет так или иначе приобщались к вайшнавизму — то же самое произошло и со мной. Поклонение Махапрабху для бенгальских вайшнавов нечто совершенно естественное. В каждом вайшнавском доме есть либо Божество Махапрабху, либо атрибуты, связанные с поклонением Ему. Даже те, кто не поклоняется Махапрабху постоянно, делают это хотя бы изредка в особые, праздничные дни. Они поклоняются Махапрабху Шри Чайтаньядеву, Нитьянанде Прабху, Адвайте Прабху и другим вайшнавам.

Я с детства что-то знал о вайшнавизме, но по-настоящему соприкоснулся с учением Махапрабху только после того, как по счастливому стечению обстоятельств оказался у лотосоподобных стоп Шрилы Гуру Махараджа. От него мы получили семя подлинной джайва-дхармывайшнава-дхармы. Шрила Гуру Махарадж старался сделать из своих учеников непревзойденных проповедников в традиции той преданности, которую нес людям Махапрабху и Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур в своей проповеднической деятельности использовал много разных приемов и методов. Так, главным инструментом проповеди для него было издание патрик (журналов) и книг. С самого начала своей деятельности Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур проповедовал и одновременно издавал книги, и перед его уходом из этого мира журнал «Гаудия» уже задавал направление для всей сампрадаи. Шрила Прабхупада сам определял, каким должно быть содержание журнала, поэтому журнал высоко ценили. Возможно, Шрила Прабхупада и не просматривал все материалы перед тем, как они уходили в печать, но большая их часть создавалась под его руководством.

Сейчас наша миссия развивается во всем мире, и у нас много центров в самых разных странах. Все они нуждаются в руководстве Шри Чайтанья Сарасват Матха и ждут наших указаний. Наше главное указание очень просто. Махапрабху говорил:

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена
тарор ива сахишн̣уна̄,
ама̄нина̄ ма̄надена
кӣрттанӣйах̣ сада̄ харих̣

(«Шри Шикшаштакам», 3)

«Кто осознает, что он ничтожнее травинки, кто столь же выносив и терпелив, как дерево, кто относится с почтением к другим, а сам не ждет почестей, тот достоин беспрестанно возносить хвалу Господу Хари».

Наш наказ: неустанно повторяйте Харе Кришна и не совершайте оскорбления Святого Имени. Но как добиться этого? С нами может случиться все что угодно — различные трудности могут возникнуть на нашем пути. В каждой стране существуют свои трудности, но какими бы ни были условия жизни в ваших странах, ключ к решению всех проблем вы найдете в этом наставлении Махапрабху.

Вопрос: Как вы считаете, что может объединить наши центры в разных странах мира?

Шрила Говинда Махарадж: Все можно рассматривать с двух точек зрения: можно видеть либо внешнюю сторону вещей, либо их внутреннюю суть. И то, и другое необходимо в этом мире, иначе люди не пойдут за нами. Они живут в миру, и чтобы привлечь их, необходима красивая, привлекательная обертка.

В книгах Госвами на первый взгляд все просто, но какое богатство скрывается за этой простотой! Изданная нашим Матхом «Шри Бхакти-расамрита-синдху» — очень большая книга. У нее удивительно богатое содержание: в ее стихах содержится столько знания, а комментарии к ним написал сам Шрила Гуру Махарадж. Подобным образом и у всех наших центров должен быть привлекательный вид и богатое содержание. Рано или поздно, мы обязательно приведем все в гармонию.

Гармония — это учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Отправившись с проповедью в Южную Индию, Он заходил в разные храмы: в храмы Ганеши, Кали, Шивы, Дурги... Зачем Он это делал? Чтобы встретиться с людьми и рассказать им о высшей цели жизни.

Последователи Рамануджа-сампрадаи никогда не зайдут в храм Шивы — такова их философия. Они говорят: «Если за вами гонится тигр, лучше отправиться к нему в пасть, чем укрыться в храме Шивы!» Таковы их представления.

Махапрабху же был совсем другим: Он заходил в каждый храм, встречавшийся Ему на пути. И повсюду проповедовал одно и то же — знание о Кришне. Он давал сознание Кришны каждому и обращал каждого в Свою веру. Он приходил в храмы Ганеши, и поклонники Ганеши становились последователями Махапрабху и Его религии. Так Он проповедовал всюду, и мы будем делать то же самое — идти к людям с теми же намерениями.

Мы ни к кому не питаем неприязни или вражды. Заметив в нас ненависть, люди уйдут. Поэтому мы должны придерживаться тех же взглядов, которых придерживался Махапрабху: не относиться враждебно к другим религиям и нести всем сознание Кришны. Необходимо всегда жить в согласии с другими людьми, иначе не будет возможности проповедовать.

Как же нам привести все в гармонию? Об этом мы узнаем из «Брахма-самхиты»: мать Дурга, Ганеша, Нрисимхадев, Нараяна и другие воплощения Кришны — каждому отведено особое положение и между ними царит гармония. Способ, который позволит связать их внутри нашего общества, также замечательно разъяснен в «Брахма-самхите».

Понять учение Шри Чайтаньи Махапрабху нам поможет и «Шри Кришна-карнамрита». В ней указана высшая цель жизни и окончательное заключение, к которому должна прийти душа, джива. Махапрабху не был автором ни «Брахма-самхиты», ни «Шри Кришна-карнамриты». Он принес эти книги из Своих странствий, а Свое учение отдал в заботливые руки Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Рупы Госвами. Через них Он проповедовал высшие истины Своего учения.

В то время другом и советником Махапрабху был Шри Рамананда Рай, но не его Он поставил во главе Своей сампрадаи. И не Шри Сварупу Дамодара. Свое общество, Свою сампрадаю, или школу, Махапрабху отдал Шриле Рупе Госвами и Шриле Санатане Госвами, за которыми следовали Шрила Рагхунатх Госвами и все остальные. Это значит, что Махапрабху наделил Шри Рупу и Шри Санатану всей Своей милостью и благословил их на проповедь.

По указанию Махапрабху Сварупа Дамодар подготовил Рагхунатха Даса Госвами, и когда позднее Рагхунатх пришел к Шриле Рупе Госвами, тот увидел: «Вот в ком живет теперь Махапрабху».

Все свидетельствовало о том, что Шрила Рагхунатх Дас Госвами ничего не принимал без милости и благословения Махапрабху, — таков был его характер. После ухода Махапрабху Шрила Рагхунатх Дас Госвами был не в силах вынести разлуку с Ним и решил покончить жизнь самоубийством.

Но прежде он хотел хотя бы раз увидеть Говардхан, поскольку Махапрабху в свое время дал ему Говардхан-шилу, камень с этого холма. Шрила Рагхунатх Дас Госвами решил расстаться с жизнью, прыгнув с Говардхана. Он отправился во Вриндаван и, конечно же, захотел увидеться со Шрилой Рупой и Шрилой Санатаной Госвами. Но, встретившись с ними, вдруг понял: «Так вот же Он, Махапрабху, Он — в них!» Он собирался умереть, но после встречи со Шри Рупой и Шри Санатаной к нему снова вернулась жажда жизни, и он оставил свои намерения. В одной из своих шлок Шрила Рагхунатх Дас Госвами написал:

на̄ма-ш́решт̣хам̇ манум апи ш́ачӣ-путрам атра сварӯпам̇
рӯпам̇ тасйа̄граджам уру-пурӣм̇ ма̄тхурӣм̇ гошт̣ава̄т̣ӣм
ра̄дха̄-кун̣д̣ам̇ гири-варам ахо ра̄дхика̄-ма̄дхава̄ш́а̄м̇
пра̄пто йасйа пратхита-кр̣пайа̄ ш́рӣ гурум̇ там̇ нато ’сми

«Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом. Почему? Он столь многое дал мне...»1

(продолжение следует)



1 Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж в книге «Шри Гуру и его милость» объясняет эту шлоку следующим образом: «"Я в неоплатном долгу перед Шри Гурудевом. Почему? Он столь многое дал мне! Он дал мне Святое Имя Кришны — высочайшее из божественных имен, наивысший звук, в котором воплощены высочайшие мысль, устремление, идеал — все. А затем он дал мне мантру". В мантре содержится Имя. Без Имени мантра — ничто. Если заменить Имя Кришны другим именем, произнесение мантры приведет к противоположному результату. Имя Кришны — это все и вся. И в мантре Имя особым образом облечено в форму молитвы. Затем он [Шрила Рагхунатх Дас Госвами] говорит: "Он дал мне служение великому Спасителю, сыну матери Шачи, Шри Чайтанье Махапрабху, который подобен золотой горе, указывающей путь к Кришна-лиле. Гурудев привел меня к лотосоподобным стопам Сварупы Дамодара — самого любимого личного помощника Махапрабху. Сварупа Дамодар — нисшествие Лалиты-деви, любимой наперсницы Радхики. После этого он познакомил меня со Шри Рупой, которому Махапрабху поручил распространить любовь в преданности, расу наивысшего порядка". Виддхи-бхакти, поклонение Господу в духе благоговейного трепета и почтения, — преданность более низкого уровня. Но через Рупу Госвами распространилась рагануга-бхакти, спонтанная любовь, глубочайшие духовные отношения. Махапрабху посчитал, что Шри Рупа сможет раскрыть рагануга-бхакти лучше всех. Дас Госвами говорит: "Затем, по его милости я обрел общество Шрилы Санатаны Госвами, который показывает, какое положение мы занимаем по отношению к рагануга-бхакти. Он объясняет путь виддхи-бхакти и дает нам самбандха-гьяну  — знание о том, что есть что, правильное представление об окружающем". Затем он говорит: "Гурудeв дал мне Mатхура- мандалу, где проходят игры Радхи и Говинды, где лесу, холмам, каждой лиане, каждому кустику, каждой песчинке — всему, — известна Радха-Кришна-лила, и где, куда бы я ни бросил взгляд, все будет напоминать мне о Радхе и Говинде. Все это я получил от моего Гурудева. А также Вриндаван, где живут пастухи со своими коровами! Я познакомился с ними, узнал их характер и их любовь к Кришне. По благословению Гурудева я познакомился с Радха- кундой — излюбленным местом игр Радхи и Говинды, и с великим Говардханом. И, наконец, он дал мне надежду, что когда-нибудь я смогу служить Шри Шри Радхике и Мадхаве. Все это пришло благодаря моему Гурудеву, поэтому я в совершенном почтении склоняю голову к его лотосоподобным стопам"».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования