«Шри Гаудия Даршан» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»


Russian


Вопрос: Кто и зачем начал первым издавать журнал «Шри Гаудия Даршан»?

Шрила Говинда Махарадж: Во времена Прабхупады Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Гуру Махарадж проповедовал по всей Индии. Его проповедь пользовалась большим успехом, а сам он  всеобщим уважением. По воле Кришны, когда Шрила Гуру Махарадж оставил Гаудия Матх, одновременно с ним его покинули многие старшие преданные, которые стали проповедовать. Шрила Гуру Махарадж к своим духовным братьям не присоединился, но всячески им помогал, в особенности Шрипаду Джаджавару Махараджу, Шрипаду Госвами Махараджу и Шрипаду Кешаве Махараджу. Сам же решил остаться один, здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Несомненно, желание проповедовать было у него всегда. Он неизменно проповедовал во славу Шримана Махапрабху и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, и все приходили послушать его, чтобы обрести вдохновение. У всех было чувство, будто сам Шрила Прабхупада рассказывает им о сознании Кришны.

Когда Шрила Гуру Махарадж начал проповедовать, Шри Чайтанья Сарасват Матх был небольшой хижиной. В то время он решил проповедовать тем, кто сам к нему приходил, и не выходить с проповедью за пределы Матха. Мы видели, что здоровье не позволяло ему проповедовать, хотя желание было очень сильным. Шрила Гуру Махарадж чувствовал, что Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шриман Махапрабху желали, чтобы их сампрадаю продолжал именно он. Многие ученики Шрилы Сарасвати Тхакура по-прежнему проповедовали, но сам Шрила Сарасвати Тхакур искренне хотел, чтобы его преемником стал наш Шрила Гуру Махарадж. И Шрила Гуру Махарадж впоследствии начал искать того, кто продолжил бы его дело.

Когда Шрила Гуру Махарадж позволил мне остаться у его лотосоподобных стоп, ему пришла в голову мысль: «Может, этот юноша станет моим духовным преемником?» После этого он начал меня готовить к этому. У меня было не так много достоинств. В сущности, достоинств не было никаких, но он старался сделать меня достойным.

Я пришел в Матх в 1947 году и вскоре заметил, что в трех или четырех других Матхах регулярно выходили журналы. Прошло семь лет, и по милости так любившего меня Шрилы Гуру Махараджа я сам уже был способен издавать журнал. Я чувствовал, как он нам нужен, понимал, что он очень поможет нашей проповеди. Тогда я предложил Шриле Гуру Махараджу издавать свой ежемесячный журнал.

Шриле Гуру Махараджу мое предложение очень понравилось, и я попросил, чтобы он каждый месяц писал для журнала статью. Я также обратился за помощью в написании статей к Шрипаду Мадхусудану Махараджу, Шрипаду Джаджавару Махараджу и другим. В каждом номере должно было быть хотя бы по одной статье Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Сарасвати Тхакура. А если Шрипад Мадхусудан Махарадж также будет писать статьи для журнала, у меня каждый месяц будет, по крайней мере, три серьезных статьи, и наш журнал будет солиднее других.

Шрила Гуру Махарадж очень воодушевился: «Замечательная идея,  сказал он мне.  Если сможешь издавать журнал регулярно, начинай». И я начал.

Шрила Гуру Махарадж учил, что действовать нужно под руководством Шри Гуру-вайшнава, и я всегда ставлю вайшнавов выше себя  такова моя природа. Я считал, что Шрипад Мадхусудан Махарадж очень знающий и опытный редактор, и если он будет редактировать наш журнал, тот понравится всем. Мы, как последователи Шри Чайтанья Сарасват Матха, издаем свой журнал, но редактор нашего издания из другого Матха. Таким образом, все могли видеть, что мы даем дорогу по-настоящему достойным людям, пытаясь мыслить широко. Более того, мы решили, что на страницах журнала будем рассказывать о замечательных качествах других вайшнавов и об их проповеди. Так и сделали. Более того, мы иллюстрировали эти рассказы фотографиями. Мы славили всех духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа, которые относились к нему с теплотой и любовью, за их духовные качества и миссионерскую деятельность. Таким образом, у нашего «Шри Гаудия Даршана» была широкая, «интернациональная» перспектива.

Когда Шрила Гуру Махарадж дал согласие на издание журнала, он сказал мне: «Если Шрипад Мадхусудан Махарадж станет редактором  очень хорошо, но твое имя должно быть указано как имя второго редактора». Так Шрипад Мадхусудан Махарадж и я стали редакторами, Шрила Гуру Махарадж  основателем-ачарьей «Шри Гаудия Даршана», а Шрипад Джаджавар Махарадж и Шрипад Парамахамса Махарадж давали советы по его изданию. Шрила Гуру Махарадж, по возможности, писал по статье каждый месяц. То же самое делали Шрипад Мадхусудан Махарадж, Шрипад Парамахамса Махарадж и другие.

Сначала «Шри Гаудия Даршан» выходил ежемесячно. Первые годы наш журнал был очень сильным, и дела шли хорошо. Но позднее, когда ко мне перешли все обязанности по управлению Шри Чайтанья Сарасват Матхом, и я, по сути дела, управлял один, времени не хватало, и журнал стал несколько слабее. К тому же, здоровье Шрилы Гуру Махараджа ухудшилось и ему стало трудно регулярно писать для журнала статьи. Но мы все же продолжали его издавать.

Наша позиция всегда была по возможности нейтральной. В «Гаудия Даршане» мы с похвалой отзывались о тех, кто принадлежал к одной с нами сампрадае и заслуживал прославления, а также определяли, по необходимости, общий курс. Все считали Гуру Махараджа своим наставником и прислушивались к его советам. Благодаря этому «Шри Гаудия Даршан» завоевал добрую славу.

Все статьи в журнале печатались либо на бенгали, либо на санскрите. Шрила Гуру Махарадж иногда писал на санскрите  так, в начале каждого года он обычно сочинял несколько санскритских шлок.

Я должен упомянуть нашего замечательного наборщика, Кхапанаку Прабху, который без устали трудился, помогая нам верстать журнал. Он был учеником Шрипада Кешавы Махараджа, но с его позволения жил у нас. Тогда, как и теперь, многие преданные из других Матхов время от времени приезжали и жили у нас. Они были учениками других Махараджей, но приходили к нам, чтобы служить Шриле Гуру Махараджу.

Сначала мы печатали журнал в одной частной типографии, однако через некоторое время стало ясно, что типография у нас должна быть своя. Тогда мы купили печатный станок и стали печатать журнал на нем. Он был больше того станка, который стоит здесь сейчас. Кхапанака Прабху стал за него отвечать. Его помощь в издании «Шри Гаудия Даршана» была неоценимой, но, в конце концов, силы мои иссякли, и я понял, что продолжать больше не могу. В течение четырнадцати лет журнал выходил ежемесячно, потом стал выходить раз в квартал, но Кхапанака Прабху продолжал помогать и тогда. Полностью издание журнала никогда не прекращалось. Раз в квартал мы печатали его в течение трех лет, затем раз или два в год стали выпускать особые, подарочные издания: к Вьяса-пудже Шрилы Гуру Махараджа или к Шри Гаура- пурниме.

В действительности, причиной того, что журнал перестал выходить регулярно, было одно несчастливое обстоятельство. Шрила Гуру Махарадж время от времени писал для журнала статьи. Одна такая статья называлась «Шри Ратха-ятрая Рупануга-нучинтан». В ней говорилось о том, как последователи Шрилы Рупы Госвами должны относиться к Ратха-ятре.

В то время Шри Чайтанья Матх в Маяпуре стал устраивать Ратха-ятру, что Шрила Гуру Махарадж воспринял очень болезненно, поскольку считал это оскорбительным по отношению к Рупануга-чинтадхаре. Это очень возвышенная сиддханта. Махапрабху объяснял, что смысл Ратха-ятры в том, что Шримати Радхарани увозит Кришну из Курукшетры во Вриндаван. Но Майяпур  место рождения Махапрабху, который неотличен от Кришны. Так куда же они увозят Махапрабху из Майяпура? Кришну нельзя увезти из Вриндавана, а Махапрабху  из Майяпура. Так думают последователи Рупануга-сампрадаи, и об этом Шрила Гуру Махарадж написал в своей статье. Однако я не указал его имени. Я знал, если другие будут возражать, возникнет конфликт, но я не стану вовлекать Шрилу Гуру Махараджа ни в какие распри. Если имя Шрилы Гуру Махараджа будет указано, а кто-то начнет возмущаться статьей, это будет оскорблением с их стороны, поэтому я поставил имя одного из моих духовных братьев. Мы хотели показать всем, какова истинная сиддханта, но в случае возникновения споров не хотели выдвигать своего Гуру на передний план. Возникнет необходимость, я сам вступлю в поединок, но не подведу под удар своего Гуру.

Когда статья вышла, критика пришла совсем из другого Матха  они критиковали нас со страниц своего журнала в очень нелицеприятной форме. Мы ответили на критику в следующем номере нашего журнала. Написать ответ мне помог Шрипад Дамодар Махарадж, один из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа. Сам я не вступил в открытый бой, а указал имя Шрипада Дамодара Махараджа  он был одним из составителей ответа. Он писал замечательно, и мы сражались за истину. На этот раз злобной критикой ответили и другие в своем журнале. Они прямо обвиняли Шрилу Гуру Махараджа и оскорбляли его.

В своих статьях мы всегда сохраняли уважительный тон, но на этот раз нам ответили высокомерными выпадами в адрес Шрилы Гуру Махараджа, и тогда я вышел вперед и потребовал прекратить эту безобразную критику. Я объяснил, что наша статья была направлена не против них, а против майяпурского Матха, так зачем же им критиковать Шрилу Гуру Махараджа? Но они ничего не хотели слушать.

Они порочили моего Гуру и ожидали, что в ответ я стану порочить их Гуру, но я не был способен на подобное. Я хотел показать: желаете критиковать  критикуйте, но, сохраняя достоинство, с уважением и смирением. Особенно в данном случае, ведь это была статья Шрилы Гуру Махараджа, и относиться к ней нужно было уважительно.

Я много раз предупреждал их об этом, но, даже узнав, что автором статьи был Шрила Гуру Махарадж, они не прекратили нападок в своем журнале. Ответить им тем же я не мог. Мне было известно о многих недостатках в их Матхе, но я не мог писать о них, иначе «Шри Гаудия Даршан» превратился бы в мусорный ящик.

Шрила Гуру Махарадж спросил меня, что я намерен делать, и я ответил, что скорее перестану издавать журнал, чем полезу в грязь оскорблений. К тому же, я выбивался из сил. Многие статьи писал я сам, хотя в качестве авторов указывал Хари Чарана Прабху, Кришну Шарана Прабху, Кришну Майи Диди, Санкари Диди и других. Бывало, и они писали статьи, но большую часть материалов писал я под другими именами, и сил у меня почти не осталось. К тому времени, как началась эта ужасная критика, я уже чувствовал себя уставшим. Поэтому, когда Шрила Гуру Махарадж спросил о моих намерениях, я сказал, что прекращу издавать журнал.

Шрила Гуру Махарадж попросил противников больше не присылать в наш Матх своих публикаций, и мы не получаем их по сей день. Позже я узнал, что тот санньяси, который во всем этом участвовал, пришел к Шриле Гуру Махараджу с извинениями, но тот сказал: «Я не принимаю этих оскорблений на свой счет, ибо вы оскорбили не меня, а нашу сампрадаю. Оскорбили Шрилу Рупу Госвами. Ведь именно его дхару мы продолжаем. Махапрабху же велел Шриле Рупе Госвами никогда не уводить Кришну из Вриндавана:

кр̣шн̣ере ба̄хира на̄хи кариха враджа хаите
враджа чха̄д̣и’ кр̣шн̣а кабху на̄ йа̄на ка̄ха̄н̇те1

Поэтому, когда в Майяпуре устраивают Ратха-ятру, куда они направляются? Я спрашиваю, куда они пытаются увезти Господа? Мы не будем возражать, если они устроят Ратха-ятру в другой день. На колеснице, запряженной лошадьми, Махапрабху может отправиться куда угодно, но смысл Ратха-ятры в том, что Кришну увозят из Курукшетры во Вриндаван».

Шрила Гуру Махарадж добавил также, что, поскольку критиковали они нас в своем журнале, то и извинение должно быть письменным, на страницах того же журнала.

(продолжение следует)

 


1 «Не пытайся увести Кришну из Вриндавана, потому что Он никогда не стремится куда-либо еще» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 1.66).




←  «Любовь, преданность и самопожертвование». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 80-е годы ХХ-го столетия. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 2.3 ·• Архив новостей •· «Шри Чайтанья-чаритамрита». Ади-лила, глава 7, стихи 56–70. Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 7 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд  →

Russian


Вопрос: Кто и зачем начал первым издавать журнал «Шри Гаудия Даршан»?

Шрила Говинда Махарадж: Во времена Прабхупады Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Гуру Махарадж проповедовал по всей Индии. Его проповедь пользовалась большим успехом, а сам он  всеобщим уважением. По воле Кришны, когда Шрила Гуру Махарадж оставил Гаудия Матх, одновременно с ним его покинули многие старшие преданные, которые стали проповедовать. Шрила Гуру Махарадж к своим духовным братьям не присоединился, но всячески им помогал, в особенности Шрипаду Джаджавару Махараджу, Шрипаду Госвами Махараджу и Шрипаду Кешаве Махараджу. Сам же решил остаться один, здесь, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Несомненно, желание проповедовать было у него всегда. Он неизменно проповедовал во славу Шримана Махапрабху и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, и все приходили послушать его, чтобы обрести вдохновение. У всех было чувство, будто сам Шрила Прабхупада рассказывает им о сознании Кришны.

Когда Шрила Гуру Махарадж начал проповедовать, Шри Чайтанья Сарасват Матх был небольшой хижиной. В то время он решил проповедовать тем, кто сам к нему приходил, и не выходить с проповедью за пределы Матха. Мы видели, что здоровье не позволяло ему проповедовать, хотя желание было очень сильным. Шрила Гуру Махарадж чувствовал, что Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Шриман Махапрабху желали, чтобы их сампрадаю продолжал именно он. Многие ученики Шрилы Сарасвати Тхакура по-прежнему проповедовали, но сам Шрила Сарасвати Тхакур искренне хотел, чтобы его преемником стал наш Шрила Гуру Махарадж. И Шрила Гуру Махарадж впоследствии начал искать того, кто продолжил бы его дело.

Когда Шрила Гуру Махарадж позволил мне остаться у его лотосоподобных стоп, ему пришла в голову мысль: «Может, этот юноша станет моим духовным преемником?» После этого он начал меня готовить к этому. У меня было не так много достоинств. В сущности, достоинств не было никаких, но он старался сделать меня достойным.

Я пришел в Матх в 1947 году и вскоре заметил, что в трех или четырех других Матхах регулярно выходили журналы. Прошло семь лет, и по милости так любившего меня Шрилы Гуру Махараджа я сам уже был способен издавать журнал. Я чувствовал, как он нам нужен, понимал, что он очень поможет нашей проповеди. Тогда я предложил Шриле Гуру Махараджу издавать свой ежемесячный журнал.

Шриле Гуру Махараджу мое предложение очень понравилось, и я попросил, чтобы он каждый месяц писал для журнала статью. Я также обратился за помощью в написании статей к Шрипаду Мадхусудану Махараджу, Шрипаду Джаджавару Махараджу и другим. В каждом номере должно было быть хотя бы по одной статье Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Сарасвати Тхакура. А если Шрипад Мадхусудан Махарадж также будет писать статьи для журнала, у меня каждый месяц будет, по крайней мере, три серьезных статьи, и наш журнал будет солиднее других.

Шрила Гуру Махарадж очень воодушевился: «Замечательная идея,  сказал он мне.  Если сможешь издавать журнал регулярно, начинай». И я начал.

Шрила Гуру Махарадж учил, что действовать нужно под руководством Шри Гуру-вайшнава, и я всегда ставлю вайшнавов выше себя  такова моя природа. Я считал, что Шрипад Мадхусудан Махарадж очень знающий и опытный редактор, и если он будет редактировать наш журнал, тот понравится всем. Мы, как последователи Шри Чайтанья Сарасват Матха, издаем свой журнал, но редактор нашего издания из другого Матха. Таким образом, все могли видеть, что мы даем дорогу по-настоящему достойным людям, пытаясь мыслить широко. Более того, мы решили, что на страницах журнала будем рассказывать о замечательных качествах других вайшнавов и об их проповеди. Так и сделали. Более того, мы иллюстрировали эти рассказы фотографиями. Мы славили всех духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа, которые относились к нему с теплотой и любовью, за их духовные качества и миссионерскую деятельность. Таким образом, у нашего «Шри Гаудия Даршана» была широкая, «интернациональная» перспектива.

Когда Шрила Гуру Махарадж дал согласие на издание журнала, он сказал мне: «Если Шрипад Мадхусудан Махарадж станет редактором  очень хорошо, но твое имя должно быть указано как имя второго редактора». Так Шрипад Мадхусудан Махарадж и я стали редакторами, Шрила Гуру Махарадж  основателем-ачарьей «Шри Гаудия Даршана», а Шрипад Джаджавар Махарадж и Шрипад Парамахамса Махарадж давали советы по его изданию. Шрила Гуру Махарадж, по возможности, писал по статье каждый месяц. То же самое делали Шрипад Мадхусудан Махарадж, Шрипад Парамахамса Махарадж и другие.

Сначала «Шри Гаудия Даршан» выходил ежемесячно. Первые годы наш журнал был очень сильным, и дела шли хорошо. Но позднее, когда ко мне перешли все обязанности по управлению Шри Чайтанья Сарасват Матхом, и я, по сути дела, управлял один, времени не хватало, и журнал стал несколько слабее. К тому же, здоровье Шрилы Гуру Махараджа ухудшилось и ему стало трудно регулярно писать для журнала статьи. Но мы все же продолжали его издавать.

Наша позиция всегда была по возможности нейтральной. В «Гаудия Даршане» мы с похвалой отзывались о тех, кто принадлежал к одной с нами сампрадае и заслуживал прославления, а также определяли, по необходимости, общий курс. Все считали Гуру Махараджа своим наставником и прислушивались к его советам. Благодаря этому «Шри Гаудия Даршан» завоевал добрую славу.

Все статьи в журнале печатались либо на бенгали, либо на санскрите. Шрила Гуру Махарадж иногда писал на санскрите  так, в начале каждого года он обычно сочинял несколько санскритских шлок.

Я должен упомянуть нашего замечательного наборщика, Кхапанаку Прабху, который без устали трудился, помогая нам верстать журнал. Он был учеником Шрипада Кешавы Махараджа, но с его позволения жил у нас. Тогда, как и теперь, многие преданные из других Матхов время от времени приезжали и жили у нас. Они были учениками других Махараджей, но приходили к нам, чтобы служить Шриле Гуру Махараджу.

Сначала мы печатали журнал в одной частной типографии, однако через некоторое время стало ясно, что типография у нас должна быть своя. Тогда мы купили печатный станок и стали печатать журнал на нем. Он был больше того станка, который стоит здесь сейчас. Кхапанака Прабху стал за него отвечать. Его помощь в издании «Шри Гаудия Даршана» была неоценимой, но, в конце концов, силы мои иссякли, и я понял, что продолжать больше не могу. В течение четырнадцати лет журнал выходил ежемесячно, потом стал выходить раз в квартал, но Кхапанака Прабху продолжал помогать и тогда. Полностью издание журнала никогда не прекращалось. Раз в квартал мы печатали его в течение трех лет, затем раз или два в год стали выпускать особые, подарочные издания: к Вьяса-пудже Шрилы Гуру Махараджа или к Шри Гаура- пурниме.

В действительности, причиной того, что журнал перестал выходить регулярно, было одно несчастливое обстоятельство. Шрила Гуру Махарадж время от времени писал для журнала статьи. Одна такая статья называлась «Шри Ратха-ятрая Рупануга-нучинтан». В ней говорилось о том, как последователи Шрилы Рупы Госвами должны относиться к Ратха-ятре.

В то время Шри Чайтанья Матх в Маяпуре стал устраивать Ратха-ятру, что Шрила Гуру Махарадж воспринял очень болезненно, поскольку считал это оскорбительным по отношению к Рупануга-чинтадхаре. Это очень возвышенная сиддханта. Махапрабху объяснял, что смысл Ратха-ятры в том, что Шримати Радхарани увозит Кришну из Курукшетры во Вриндаван. Но Майяпур  место рождения Махапрабху, который неотличен от Кришны. Так куда же они увозят Махапрабху из Майяпура? Кришну нельзя увезти из Вриндавана, а Махапрабху  из Майяпура. Так думают последователи Рупануга-сампрадаи, и об этом Шрила Гуру Махарадж написал в своей статье. Однако я не указал его имени. Я знал, если другие будут возражать, возникнет конфликт, но я не стану вовлекать Шрилу Гуру Махараджа ни в какие распри. Если имя Шрилы Гуру Махараджа будет указано, а кто-то начнет возмущаться статьей, это будет оскорблением с их стороны, поэтому я поставил имя одного из моих духовных братьев. Мы хотели показать всем, какова истинная сиддханта, но в случае возникновения споров не хотели выдвигать своего Гуру на передний план. Возникнет необходимость, я сам вступлю в поединок, но не подведу под удар своего Гуру.

Когда статья вышла, критика пришла совсем из другого Матха  они критиковали нас со страниц своего журнала в очень нелицеприятной форме. Мы ответили на критику в следующем номере нашего журнала. Написать ответ мне помог Шрипад Дамодар Махарадж, один из духовных братьев Шрилы Гуру Махараджа. Сам я не вступил в открытый бой, а указал имя Шрипада Дамодара Махараджа  он был одним из составителей ответа. Он писал замечательно, и мы сражались за истину. На этот раз злобной критикой ответили и другие в своем журнале. Они прямо обвиняли Шрилу Гуру Махараджа и оскорбляли его.

В своих статьях мы всегда сохраняли уважительный тон, но на этот раз нам ответили высокомерными выпадами в адрес Шрилы Гуру Махараджа, и тогда я вышел вперед и потребовал прекратить эту безобразную критику. Я объяснил, что наша статья была направлена не против них, а против майяпурского Матха, так зачем же им критиковать Шрилу Гуру Махараджа? Но они ничего не хотели слушать.

Они порочили моего Гуру и ожидали, что в ответ я стану порочить их Гуру, но я не был способен на подобное. Я хотел показать: желаете критиковать  критикуйте, но, сохраняя достоинство, с уважением и смирением. Особенно в данном случае, ведь это была статья Шрилы Гуру Махараджа, и относиться к ней нужно было уважительно.

Я много раз предупреждал их об этом, но, даже узнав, что автором статьи был Шрила Гуру Махарадж, они не прекратили нападок в своем журнале. Ответить им тем же я не мог. Мне было известно о многих недостатках в их Матхе, но я не мог писать о них, иначе «Шри Гаудия Даршан» превратился бы в мусорный ящик.

Шрила Гуру Махарадж спросил меня, что я намерен делать, и я ответил, что скорее перестану издавать журнал, чем полезу в грязь оскорблений. К тому же, я выбивался из сил. Многие статьи писал я сам, хотя в качестве авторов указывал Хари Чарана Прабху, Кришну Шарана Прабху, Кришну Майи Диди, Санкари Диди и других. Бывало, и они писали статьи, но большую часть материалов писал я под другими именами, и сил у меня почти не осталось. К тому времени, как началась эта ужасная критика, я уже чувствовал себя уставшим. Поэтому, когда Шрила Гуру Махарадж спросил о моих намерениях, я сказал, что прекращу издавать журнал.

Шрила Гуру Махарадж попросил противников больше не присылать в наш Матх своих публикаций, и мы не получаем их по сей день. Позже я узнал, что тот санньяси, который во всем этом участвовал, пришел к Шриле Гуру Махараджу с извинениями, но тот сказал: «Я не принимаю этих оскорблений на свой счет, ибо вы оскорбили не меня, а нашу сампрадаю. Оскорбили Шрилу Рупу Госвами. Ведь именно его дхару мы продолжаем. Махапрабху же велел Шриле Рупе Госвами никогда не уводить Кришну из Вриндавана:

кр̣шн̣ере ба̄хира на̄хи кариха враджа хаите
враджа чха̄д̣и’ кр̣шн̣а кабху на̄ йа̄на ка̄ха̄н̇те1

Поэтому, когда в Майяпуре устраивают Ратха-ятру, куда они направляются? Я спрашиваю, куда они пытаются увезти Господа? Мы не будем возражать, если они устроят Ратха-ятру в другой день. На колеснице, запряженной лошадьми, Махапрабху может отправиться куда угодно, но смысл Ратха-ятры в том, что Кришну увозят из Курукшетры во Вриндаван».

Шрила Гуру Махарадж добавил также, что, поскольку критиковали они нас в своем журнале, то и извинение должно быть письменным, на страницах того же журнала.

(продолжение следует)

 


1 «Не пытайся увести Кришну из Вриндавана, потому что Он никогда не стремится куда-либо еще» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 1.66).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования