«За гранью постижимого» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

За гранью постижимого
(часть 2)

(из книги «Поток вдохновения»)

 

Учение Шри Чайтаньи Махапрабху начинается именно с этого утверждения:

джна̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти санмукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рутигата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис трилокйа̄м

(«Шримад-Бхагаватам», 10.14.3)

«[Господь Брахма сказал Всевышнему]: О Господь, отказавшись от попыток достичь просветления путем медитации на безличный Брахман, Твои преданные слушают рассказы о Тебе из уст садху, святых людей, и каждой мыслью, словом и делом остаются верны своему пути. Такие преданные обретают Тебя, о Господь, недоступного для всей вселенной».

Это и есть жизнь. Подлинно духовная жизнь начинается с такого отношения. Даже гьяна становится лишней. Душа, которая предалась Господу, живет с садху, прославляющим Кришну. Это первый урок, который предстоит усвоить душе, дживе, перед тем как начнется ее путь к вершинам духовной жизни. Первый урок бхакти. Это начало подлинной ананья-бхакти, исключительной преданности. Махапрабху сказал Рамананде Раю: «Конечно, и здесь есть настоящая преданность. Но ты не останавливайся на этом, иди дальше». Так, одну за другой, Рамананда Рай описал ступени расы, божественного служения.

И, наконец, самой возвышенной Махапрабху признал бхакти-йогу в паракия-расе (божественные отношения возлюбленных). Хотя эта ступень необыкновенно возвышенна, она достижима и для нас. Мы можем ее достичь. Здесь часто возникают сомнения: действительно ли это возможно? Да, возможно.

В этом мире мы называем кого-то своим сыном, женой, мужем, но пройдет какое-то время, и я увижу, как моего мужа не станет. «Муж» — это лишь тело. Но я никогда не видела того, кто скрыт внутри, ни до, ни после его ухода. Мы же так привязаны к своим близким и безутешно рыдаем, когда они уходят от нас. Иногда горе так велико, что мы и сами уходим вслед за ними. Душа, джива, очень уязвима, и плохая карма приносит ей много подобных страданий.

Когда Кришна видит это, Ему становится очень больно и время от времени Он посылает к нам садху, Гуру, или нисходит в одной из Своих аватар. Он может прийти и Сам, как Сваям Бхагаван, в Своем изначальном облике и явить этому миру Свои лилы. Он старается нам помочь, однако не ограничивает нашу свободу. Если вы служите Ему по собственной воле, по зову сердца, это настоящая сева. Ему ничего не стоит на нас воздействовать, но Он не хочет этого делать. Он хочет, чтобы в нас проснулась жажда служения, чтобы мы со всей преданностью, стараясь изо всех сил, служили Его приближенным и Его лотосоподобным стопам. В этом наше высшее благо, но Он не хочет вмешиваться. Он дает нам советы со страниц шастр, священных книг, передает их через вайшнава и Гуру. Он придумывает разные способы, чтобы нас научить — иногда для этого Он принимает облик рыбы, Матсья-аватары, черепахи, Курма-аватары, и множества других аватар. Кроме десяти основных аватар, описанных в священных книгах, существуют еще и другие. Но все Его советы и наставления, как дороги, «ведут в Рим»: Он все делает для нашего высшего блага, указывая путь к миру служения. И без этого не обойтись. Только служение поможет нам войти в духовный мир, в противном случае этот мир будет для нас недосягаем.

на тад бха̄сайате сӯрйо
на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣
йад гатва̄ на нивартанте
тад дха̄ма парамам̇ мама

(«Бхагавад-гита», 15.6)

«Тот мир, попав в который, преданные Мне души никогда не возвращаются обратно, — Моя высшая лучезарная обитель, где нет необходимости ни в луне, ни в солнце, ни в огне».

Ничто в нашем мире не способно превзойти или даже приблизиться к чему-либо в мире духовном. Между духовным и материальным мирами течет река Вираджа. Но если вы заботливо посадите в своем сердце семя преданности, то бхакти-лата, лиана преданности, минует и Майялоку, мир иллюзии, и Вайтарани, и Вираджу.

упаджийа̄ ба̄д̣е лата̄ ’брахма̄н̣д̣а’ бхеди’ йа̄йа
’вираджа̄’, ’брахма-лока’, ’бхеди’ ’пара-вйома’ па̄йа
табе йа̄йа тад-упари ’голока-вр̣нда̄вана’
’кр̣ш̣н̣а-чаран̣а’-калпа-вр̣кше каре а̄рохан̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.153,154)1

Вопрос: Вайтарани и Вираджа — это одно и то же?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, Вайтарани предшествует Вирадже. Мы видели, что в Пури протекает река Вайтарани, которая отражает духовную Вайтарани. Ее сравнивают со рвом, окружающим Сваргалоку (рай).

Вся брахманда, вселенная, плавает в водах Вираджи. Существует семь высших планет: Бхур, Бхувар, Свар, Маха, Джана, Тапа и Сатьялока и семь низших: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Всего четырнадцать. Это одна брахманда, а в водах Вираджи — реки, что подобна океану, — таких брахманд миллионы. И бхакти-лата, лиана преданности, способна пронзить всю Вираджу. Однако пока лиана преданности молода и хрупка, словно ребенок, необходимо всячески ее оберегать.

йади вайшн̣ава-апара̄дха ут̣хе ха̄тӣ ма̄та̄
упа̄д̣е ва̄ чхин̣д̣е, та̄ра ш́укхи’ йа̄йа па̄та̄

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.156)

«Оскорбление, нанесенное вайшнаву (вайшнава-апарадха), словно бешеный слон, вырвет с корнем лиану преданности, растопчет ее, и все листья на ней завянут».

Это самая большая угроза. Если преданный совершит вайшнава-апарадху, лиана преданности будет вырвана с корнем, как если бы на нее набросился бешеный слон. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами пишет:

’сарва̄пара̄дха-кр̣д апи’ итйа̄дй уктй ануса̄рен̣а
на̄ма̄пара̄дха-йуктасйа бхагавад-бхакти-мато’ пй
адхах̣-па̄та-лакшан̣а-бхога-нийама̄ч ча

Всего существует десять оскорблений Святого Имени, и главное среди них — это садху-нинда, оскорбление садху. Затем следуют неверие в божественное Имя, свойства, облик и игры Господа, приравнивание Шивы и других небожителей по могуществу к Кришне, оскорбление Гуру, священных писаний и другие. Каким бы возвышенным ни был вайшнав, лиана его преданности погибнет и сам он падет, если оскорбит другого вайшнава. Необходимо избегать вайшнава-апарадх, тогда мы сможем добиться успеха и в других сферах духовной жизни. Чтобы достичь истинной цели жизни, нужно преодолеть Вираджу. Сейчас наша вселенная плавает в ее водах. А за Вираджей и Брахманом простирается Паравьома, трансцендентный мир.

(перейти к первой части)

 


1 «Бхакти появляется не сразу, а развивается из крошечного семечка подобно растению. Сначала душа должна посеять это семя в сердце и заботливо поливать. Живительной влагой для него служит слушание и воспевание Имени Кришны. Когда ростокбхакти достигает таких размеров, что ему становится тесно в материальном мире, он пронзает его оболочку и пробивается через поток Вираджа. Затем он проходит через сферу сияющего Брахмана и наконец попадает домой на почву Паравьомы (бесконечного духовного мира). Там бхакти растет до тех пор, пока не достигнет высшей сферы духовного мира, Голоки Вриндавана, где находит прибежище у древа желаний подле стоп Кришны».




←  «Шакунтала». 29 марта 2011 года. Киев, Украина ·• Архив новостей •· Московские преданные в Киеве 27.03.11  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

За гранью постижимого
(часть 2)

(из книги «Поток вдохновения»)

 

Учение Шри Чайтаньи Махапрабху начинается именно с этого утверждения:

джна̄не прайа̄сам удапа̄сйа наманта эва
джӣванти санмукхарита̄м̇ бхавадӣйа-ва̄рта̄м
стха̄не стхита̄х̣ ш́рутигата̄м̇ тану-ва̄н̇-манобхир
йе пра̄йаш́о ’джита джито ’пй аси таис трилокйа̄м

(«Шримад-Бхагаватам», 10.14.3)

«[Господь Брахма сказал Всевышнему]: О Господь, отказавшись от попыток достичь просветления путем медитации на безличный Брахман, Твои преданные слушают рассказы о Тебе из уст садху, святых людей, и каждой мыслью, словом и делом остаются верны своему пути. Такие преданные обретают Тебя, о Господь, недоступного для всей вселенной».

Это и есть жизнь. Подлинно духовная жизнь начинается с такого отношения. Даже гьяна становится лишней. Душа, которая предалась Господу, живет с садху, прославляющим Кришну. Это первый урок, который предстоит усвоить душе, дживе, перед тем как начнется ее путь к вершинам духовной жизни. Первый урок бхакти. Это начало подлинной ананья-бхакти, исключительной преданности. Махапрабху сказал Рамананде Раю: «Конечно, и здесь есть настоящая преданность. Но ты не останавливайся на этом, иди дальше». Так, одну за другой, Рамананда Рай описал ступени расы, божественного служения.

И, наконец, самой возвышенной Махапрабху признал бхакти-йогу в паракия-расе (божественные отношения возлюбленных). Хотя эта ступень необыкновенно возвышенна, она достижима и для нас. Мы можем ее достичь. Здесь часто возникают сомнения: действительно ли это возможно? Да, возможно.

В этом мире мы называем кого-то своим сыном, женой, мужем, но пройдет какое-то время, и я увижу, как моего мужа не станет. «Муж» – это лишь тело. Но я никогда не видела того, кто скрыт внутри, ни до, ни после его ухода. Мы же так привязаны к своим близким и безутешно рыдаем, когда они уходят от нас. Иногда горе так велико, что мы и сами уходим вслед за ними. Душа, джива, очень уязвима, и плохая карма приносит ей много подобных страданий.

Когда Кришна видит это, Ему становится очень больно и время от времени Он посылает к нам садху, Гуру, или нисходит в одной из Своих аватар. Он может прийти и Сам, как Сваям Бхагаван, в Своем изначальном облике и явить этому миру Свои лилы. Он старается нам помочь, однако не ограничивает нашу свободу. Если вы служите Ему по собственной воле, по зову сердца, это настоящая сева. Ему ничего не стоит на нас воздействовать, но Он не хочет этого делать. Он хочет, чтобы в нас проснулась жажда служения, чтобы мы со всей преданностью, стараясь изо всех сил, служили Его приближенным и Его лотосоподобным стопам. В этом наше высшее благо, но Он не хочет вмешиваться. Он дает нам советы со страниц шастр, священных книг, передает их через вайшнава и Гуру. Он придумывает разные способы, чтобы нас научить – иногда для этого Он принимает облик рыбы, Матсья-аватары, черепахи, Курма-аватары, и множества других аватар. Кроме десяти основных аватар, описанных в священных книгах, существуют еще и другие. Но все Его советы и наставления, как дороги, «ведут в Рим»: Он все делает для нашего высшего блага, указывая путь к миру служения. И без этого не обойтись. Только служение поможет нам войти в духовный мир, в противном случае этот мир будет для нас недосягаем.

на тад бха̄сайате сӯрйо
на ш́аш́а̄н̇ко на па̄ваках̣
йад гатва̄ на нивартанте
тад дха̄ма парамам̇ мама

(«Бхагавад-гита», 15.6)

«Тот мир, попав в который, преданные Мне души никогда не возвращаются обратно, – Моя высшая лучезарная обитель, где нет необходимости ни в луне, ни в солнце, ни в огне».

Ничто в нашем мире не способно превзойти или даже приблизиться к чему-либо в мире духовном. Между духовным и материальным мирами течет река Вираджа. Но если вы заботливо посадите в своем сердце семя преданности, то бхакти-лата, лиана преданности, минует и Майялоку, мир иллюзии, и Вайтарани, и Вираджу.

упаджийа̄ ба̄д̣е лата̄ ’брахма̄н̣д̣а’ бхеди’ йа̄йа
’вираджа̄’, ’брахма-лока’, ’бхеди’ ’пара-вйома’ па̄йа
табе йа̄йа тад-упари ’голока-вр̣нда̄вана’
’кр̣ш̣н̣а-чаран̣а’-калпа-вр̣кше каре а̄рохан̣а

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.153,154)1

Вопрос: Вайтарани и Вираджа – это одно и то же?

Шрила Говинда Махарадж: Нет, Вайтарани предшествует Вирадже. Мы видели, что в Пури протекает река Вайтарани, которая отражает духовную Вайтарани. Ее сравнивают со рвом, окружающим Сваргалоку (рай).

Вся брахманда, вселенная, плавает в водах Вираджи. Существует семь высших планет: Бхур, Бхувар, Свар, Маха, Джана, Тапа и Сатьялока и семь низших: Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Всего четырнадцать. Это одна брахманда, а в водах Вираджи – реки, что подобна океану, – таких брахманд миллионы. И бхакти-лата, лиана преданности, способна пронзить всю Вираджу. Однако пока лиана преданности молода и хрупка, словно ребенок, необходимо всячески ее оберегать.

йади вайшн̣ава-апара̄дха ут̣хе ха̄тӣ ма̄та̄
упа̄д̣е ва̄ чхин̣д̣е, та̄ра ш́укхи’ йа̄йа па̄та̄

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.156)

«Оскорбление, нанесенное вайшнаву (вайшнава-апарадха), словно бешеный слон, вырвет с корнем лиану преданности, растопчет ее, и все листья на ней завянут».

Это самая большая угроза. Если преданный совершит вайшнава-апарадху, лиана преданности будет вырвана с корнем, как если бы на нее набросился бешеный слон. В «Бхакти-сандарбхе» Шрила Джива Госвами пишет:

’сарва̄пара̄дха-кр̣д апи’ итйа̄дй уктй ануса̄рен̣а
на̄ма̄пара̄дха-йуктасйа бхагавад-бхакти-мато’ пй
адхах̣-па̄та-лакшан̣а-бхога-нийама̄ч ча

Всего существует десять оскорблений Святого Имени, и главное среди них – это садху-нинда, оскорбление садху. Затем следуют неверие в божественное Имя, свойства, облик и игры Господа, приравнивание Шивы и других небожителей по могуществу к Кришне, оскорбление Гуру, священных писаний и другие. Каким бы возвышенным ни был вайшнав, лиана его преданности погибнет и сам он падет, если оскорбит другого вайшнава. Необходимо избегать вайшнава-апарадх, тогда мы сможем добиться успеха и в других сферах духовной жизни. Чтобы достичь истинной цели жизни, нужно преодолеть Вираджу. Сейчас наша вселенная плавает в ее водах. А за Вираджей и Брахманом простирается Паравьома, трансцендентный мир.

(перейти к первой части)

 


1 «Бхакти появляется не сразу, а развивается из крошечного семечка подобно растению. Сначала душа должна посеять это семя в сердце и заботливо поливать. Живительной влагой для него служит слушание и воспевание Имени Кришны. Когда ростокбхакти достигает таких размеров, что ему становится тесно в материальном мире, он пронзает его оболочку и пробивается через поток Вираджа. Затем он проходит через сферу сияющего Брахмана и наконец попадает домой на почву Паравьомы (бесконечного духовного мира). Там бхакти растет до тех пор, пока не достигнет высшей сферы духовного мира, Голоки Вриндавана, где находит прибежище у древа желаний подле стоп Кришны».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования