«Духовное становление». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Глава из книги «Поток вдохновения»


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Духовное становление

 

на̄хам̇ тиш́т̣ха̄ми ваикун̣т̣хе
йогина̄м хр̣дайе на ча
мад-бхакта̄х̣ йатра га̄йанти
татра тишт̣ха̄ми на̄рада

(«Падма-пурана»)

Господь говорит: «Я пребываю не на Вайкунтхе и не в сердце йога — Я там, где Мои преданные воспевают Мою славу».

Кришну нужно искать там, где Его прославляют те, кто Ему предан. Поэтому самое главное в жизни каждого из нас — общение с преданными. Стремитесь туда, где преданные Кришны изо дня в день воспевают Его имена. Это виддхи-марга — регулируемое преданное служение, — и, следуя виддхи, ежедневно занимаясь духовной практикой, мы упорядочим свою жизнь.

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур в своей проповеди говорил:

ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге,
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

Эта шлока написана над входом в нат-мандир в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, а позже там появился барельеф, раскрывающий ее смысл1. Гаурава-бханге означает, что существуют некие правила и предписания. Мы будем с благоговением поклоняться рага-патхе, пути спонтанного любовного служения, следуя предписаниям Вед.

Если мы считаем себя гопи, то находимся во власти обмана. Мы можем лишь стать слугами гопи, а метод — шраванам и киртанам. Жизнь в подлинном бхаджане под руководством садху начнется для нас только, когда мы утвердимся на уровне полного самопредания.

Вопрос: Каков смысл выражения «гаурава-бханге»?

Шрила Говинда Махарадж: Гаурава означает виддхи. Божество гауравы — Нараяна. Гаурава-бханге — это почитаемые нами предписания Вед, и, следуя им, мы неизменно преклоняемся перед рага-маргой. Рага-марга — очень высокая ступень. Почему? Потому что на том уровне все пронизано любовью и привязанностью к Кришне, все зиждется на них. Там Кришне служат только из любви.

Вопрос: Где в приведенном вами стихе ссылка на гаурава-бханге и виддхи?

Шрила Говинда Махарадж: Матала хариджана киртана ранге. Цель нашей жизни — это пуджала рага-патха гаурава-бханге. Киртан — это первая и последняя ступени на этом пути. Киртан вознесет нас с низшей ступени на высочайшую, поднимет до высот рага-марги. С киртана начнется наше духовное становление.

Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

йаджн̃аих̣ сан̇кӣрттана-пра̄йаир
йаджанти хи су-медхасах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.5.32)2

Йаджанти — это то же, что и бхаджанти: мы поклоняемся Махапрабху, повторяя Харе Кришна маха-мантру и участвуя в Его движении санкиртаны.

Вопрос: Я всегда думал, что стих «ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге» означает, что наш высший идеал — рага-марга, — мы же благоговеем перед ним в отдалении, понимая, что находимся сейчас на более низкой ступени.

Шрила Говинда Махарадж: Рага-марга неизмеримо выше того уровня, на котором находимся мы. Мы должны думать так, иначе опустимся до сахаджии. Называть кого-то гопи — это настоящая сахаджия, подражательство, и больше ничего. Но сказать, что кто-то похож на гопи, — совсем другое дело. У нас могут быть свои представления о том, как выглядят гопи, и если нам кажется, что какая-то девушка или женщина похожа на гопи, это не сахаджия. Однако мы не вправе считать ее гопи, потому что, тем самым, мы неизбежно опускаемся до материалистического уровня.

Конечно, кто-то может говорить подобным образом, мы же не вправе даже упоминать имена гопи. В «Шримад-Бхагаватам» Шукадев Госвами ни разу не упомянул имени Шримати Радхарани — так он хотел уберечь своих слушателей от сахаджии. Ведь среди тех, кто присутствовал при его беседе с Махараджем Парикшитом, было немало таких, кто бы неправильно его понял, назови он имена Шримати Радхарани и Ее приближенных.

Те, кто не способен понять беседы на столь возвышенные темы, быстро становятся жертвами сахаджии. Ради их блага Шукадев Госвами не назвал имен Шримати Радхарани, Лалиты Деви, Вишакхи и других гопи. Их открыл нам в своих произведениях Шрила Бхактивинод Тхакур. Он дал общие объяснения, сказав: «Этот стих произнесла Шримати Радхарани, а это слова Лалиты Деви», и так далее.

Итак, поклоняться рага-марге нужно на почтительном расстоянии, а сейчас мы должны служить преданным той сферы и воспевать маха-мантру вместе с другими преданными. Это самый надежный путь, путь к истинному совершенству в сознании Кришны.

 


1 «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных».

2 «В век Кали разумные люди совершают санкиртану как поклонение нисхождению Господа, который всегда воспевает имена Кришны. Хотя Его тело не темного цвета, Он сам Кришна. Ему сопутствуют спутники, слуги, оружие и близкое окружение».




←  Поздравление от томских преданных. ·• Архив новостей •· Очередная программа в Риге.  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Духовное становление

 

на̄хам̇ тиш́т̣ха̄ми ваикун̣т̣хе
йогина̄м хр̣дайе на ча
мад-бхакта̄х̣ йатра га̄йанти
татра тишт̣ха̄ми на̄рада

(«Падма-пурана»)

Господь говорит: «Я пребываю не на Вайкунтхе и не в сердце йога – Я там, где Мои преданные воспевают Мою славу».

Кришну нужно искать там, где Его прославляют те, кто Ему предан. Поэтому самое главное в жизни каждого из нас – общение с преданными. Стремитесь туда, где преданные Кришны изо дня в день воспевают Его имена. Это виддхи-марга – регулируемое преданное служение, – и, следуя виддхи, ежедневно занимаясь духовной практикой, мы упорядочим свою жизнь.

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур в своей проповеди говорил:

ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге,
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

Эта шлока написана над входом в нат-мандир в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, а позже там появился барельеф, раскрывающий ее смысл1. Гаурава-бханге означает, что существуют некие правила и предписания. Мы будем с благоговением поклоняться рага-патхе, пути спонтанного любовного служения, следуя предписаниям Вед.

Если мы считаем себя гопи, то находимся во власти обмана. Мы можем лишь стать слугами гопи, а метод – шраванам и киртанам. Жизнь в подлинном бхаджане под руководством садху начнется для нас только, когда мы утвердимся на уровне полного самопредания.

Вопрос: Каков смысл выражения «гаурава-бханге»?

Шрила Говинда Махарадж: Гаурава означает виддхи. Божество гауравы – Нараяна. Гаурава-бханге – это почитаемые нами предписания Вед, и, следуя им, мы неизменно преклоняемся перед рага-маргой. Рага-марга – очень высокая ступень. Почему? Потому что на том уровне все пронизано любовью и привязанностью к Кришне, все зиждется на них. Там Кришне служат только из любви.

Вопрос: Где в приведенном вами стихе ссылка на гаурава-бханге и виддхи?

Шрила Говинда Махарадж: Матала хариджана киртана ранге. Цель нашей жизни – это пуджала рага-патха гаурава-бханге. Киртан – это первая и последняя ступени на этом пути. Киртан вознесет нас с низшей ступени на высочайшую, поднимет до высот рага-марги. С киртана начнется наше духовное становление.

Шри Чайтанья Махапрабху говорил:

йаджн̃аих̣ сан̇кӣрттана-пра̄йаир
йаджанти хи су-медхасах̣

(«Шримад-Бхагаватам», 11.5.32)2

Йаджанти – это то же, что и бхаджанти: мы поклоняемся Махапрабху, повторяя Харе Кришна маха-мантру и участвуя в Его движении санкиртаны.

Вопрос: Я всегда думал, что стих «ма̄тала хариджана кӣрттана ран̇ге» означает, что наш высший идеал – рага-марга, – мы же благоговеем перед ним в отдалении, понимая, что находимся сейчас на более низкой ступени.

Шрила Говинда Махарадж: Рага-марга неизмеримо выше того уровня, на котором находимся мы. Мы должны думать так, иначе опустимся до сахаджии. Называть кого-то гопи – это настоящая сахаджия, подражательство, и больше ничего. Но сказать, что кто-то похож на гопи, – совсем другое дело. У нас могут быть свои представления о том, как выглядят гопи, и если нам кажется, что какая-то девушка или женщина похожа на гопи, это не сахаджия. Однако мы не вправе считать ее гопи, потому что, тем самым, мы неизбежно опускаемся до материалистического уровня.

Конечно, кто-то может говорить подобным образом, мы же не вправе даже упоминать имена гопи. В «Шримад-Бхагаватам» Шукадев Госвами ни разу не упомянул имени Шримати Радхарани – так он хотел уберечь своих слушателей от сахаджии. Ведь среди тех, кто присутствовал при его беседе с Махараджем Парикшитом, было немало таких, кто бы неправильно его понял, назови он имена Шримати Радхарани и Ее приближенных.

Те, кто не способен понять беседы на столь возвышенные темы, быстро становятся жертвами сахаджии. Ради их блага Шукадев Госвами не назвал имен Шримати Радхарани, Лалиты Деви, Вишакхи и других гопи. Их открыл нам в своих произведениях Шрила Бхактивинод Тхакур. Он дал общие объяснения, сказав: «Этот стих произнесла Шримати Радхарани, а это слова Лалиты Деви», и так далее.

Итак, поклоняться рага-марге нужно на почтительном расстоянии, а сейчас мы должны служить преданным той сферы и воспевать маха-мантру вместе с другими преданными. Это самый надежный путь, путь к истинному совершенству в сознании Кришны.

 


1 «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу, с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных».

2 «В век Кали разумные люди совершают санкиртану как поклонение нисхождению Господа, который всегда воспевает имена Кришны. Хотя Его тело не темного цвета, Он сам Кришна. Ему сопутствуют спутники, слуги, оружие и близкое окружение».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования