«Возлюбленная Господа». Глава из «Потока вдохновения» Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа


Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Возлюбленная Господа

(глава из книги «Поток вдохновения»)

 

ом̇ аджн̃а̄на-тимира̄ндхасйа джн̃а̄на̄н̃джана-ш́ала̄кайа̄
чакш̣ур унмилитам̇ йена тасмаи ш́рӣ-гураве намах̣[1]

ва̄н̃чха̄-калпатарубхйаш́ ча кр̣па̄-синдхубхйа эва ча
патита̄на̄м̇ па̄ванебхйо ваиш̣н̣авебхйо намо намах̣[2]

намо маха̄-вада̄нйа̄йа, кр̣ш̣н̣а-према-прада̄йа те
кр̣ш̣н̣а̄йа кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-, на̄мне гаура-твиш̣е намах̣[3]

хе кр̣ш̣н̣а карун̣а̄-синдхо, дӣна-бандхо джагат-пате
гопеш́а гопика̄-ка̄нта, ра̄дха̄-ка̄нта намо ’сту те[4]

тапта-ка̄н̃чана-гаура̄н̇ги, ра̄дхе вр̣нда̄ванеш́вари
вр̣ш̣абха̄ну-суте деви, пран̣ама̄ми хари-прийе[5]

Сегодня Шри Радхаштами, день явления Шримати Радхарани. Ее прославляют в священных писаниях, и в особенности в «Шри Чайтанья-чаритамрите».

хла̄динӣра са̄ра ‘према’, према-са̄ра ‘бха̄ва’
бха̄вера парама-ка̄ш̣т̣ха̄, на̄ма — ‘маха̄-бха̄ва’

маха̄бха̄ва-сварӯпа̄ ш́рӣ-ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
сарва-гун̣а-кхани кр̣ш̣н̣а-ка̄нта̄-ш́ироман̣и

«Источник божественной радости — это любовь, а источник любви — сердце, для которого нет ничего превыше маха-бхавы. Олицетворение же маха-бхавы — это наша царица, Шри Радха Тхакурани. Она сокровищница всех добродетелей, жемчужина среди возлюбленных Господа Кришны»[6].

Как понять, кто такая Шримати Радхарани? Энергия и Ее Источник неотличны друг от друга, но когда Она желает насладиться игрой с Ним, Они предстают в разных образах: Энергии и Ее Источника.

ра̄дха̄ кр̣ш̣н̣а-пран̣айа-викр̣тир хла̄динӣ ш́актир асма̄д,
эка̄тма̄на̄в апи бхуви пура̄ деха-бхедам̇ гатау тау
чаитанйа̄кхйам̇ пракат̣ам адхуна̄ тад-двайам̇ чаикйам а̄птам̇,
ра̄дха̄-бха̄ва-дйути-сувалитам̇ науми кр̣ш̣н̣а-сварӯпам[7]

Радха и Кришна — одно целое, один божественный образ, но временами, желая насладиться играми любви, Они принимают два разных облика. Хладини-шакти играет с Кришной, и Их игры исполнены любви, красоты, очарования и удивительных чувств. Хладини-шакти — это и есть Шримати Радхарани. Пран̣айа-викр̣тир: сама любовь, что принимает зримый облик и вступает в отношения с Источником всего сущего, и есть Шримати Радхарани. Шрила Сварупа Дамодар Прабху поясняет, что энергии Кришны можно разделить на три вида: чит-шакти (божественная энергия), джада-шакти (материальная энергия), и находящаяся между ними — татастха-шакти. Первая подобна свету, вторая — тени, а третья — граница между ними, поэтому ее и называют татастха-шакти. Она является источником бесчисленных джив, душ.

Кришна, Источник всего, управляет этими тремя энергиями во всей их полноте в Паравьома Дхаме. В этом безграничном мире Господь предстает в бесчисленных образах. А во Вриндаване — там, где всем правят любовь и божественное влечение, — все живет и действует в интересах Источника бытия. Там любовь проявляется в пяти расах: шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура. Мадхура разделяется на божественное супружество (свакию) и любовь, свободную от брачных уз (паракию). Повсюду, где есть мадхура-раса в ее высшем проявлении (паракия), появляется и Шримати Радхарани. Она — хладини-шакти, о которой в «Чайтанья-чаритамрите» сказано:

кр̣ш̣н̣аке а̄хла̄де, та̄’те на̄ма — ‘хла̄динӣ’
сеи ш́акти-два̄ре сукха а̄сва̄де а̄пани

«Энергия, которая Своим служением всегда стремится удовлетворить Кришну, и приносит Ему безграничное счастье, радость и упоение, носит имя хладини»[8].

В том мире все вечно, но материальный разум не способен осознать это. Поэтому Шриман Махапрабху говорил, что для нас это ачинтья.

В саду у одной женщины мы видели дерево, на котором росли три вида плодов: абрикосы, груши и сливы. Я часто говорил, что на банановом дереве не найти плодов манго — в этом мире такое невозможно. Но после того как я увидел дерево с тремя видами плодов, к тому же, не одно, а несколько таких деревьев, я могу сказать: это возможно, хотя и невероятно. Если такое встречается в материальном мире, почему же этого не может быть в мире духовном?

чинта̄ман̣и-пракара-садмасу калпа-вр̣кш̣а-
лакш̣а̄вр̣теш̣у сурабхӣр абхипа̄лайантам
лакш̣мӣ-сахасра-ш́ата-самбхрама-севйама̄нам̇,
говиндам а̄ди-пуруш̣ам̇ там ахам̇ бхаджа̄ми

«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу. В Его обители миллионы деревьев желаний и дома, сложенные из философского камня. Там Господь пасет коров, вымя которых всегда полнится молоком. Там Ему с любовью служат сотни тысяч Лакшми, богинь процветания»[9].

Описания Голока Дхамы, приводимые в «Шри Брахма-самхите», нам, обитателям материального мира, представляются неправдоподобными. И все же она существует, и существует вечно. Это место игр Господа, которые поддерживаются благодаря Шримати Радхарани. Она неповторимо прекрасна, Кришна также удивительно красив и пленителен, и когда Они вместе проводят Свои игры, вся вселенная ликует, вдохновленная Их божественной любовью.

Материальный мир подобен тени, где царствует джада-шакти. Эта энергия вечна. Но по тени нельзя судить об источнике. Например, по тени руки нельзя определить, какая она. Джада-шакти делится на три части: осязаемая или грубая материя, тонкая материя или ментальная сфера, и эго, аханкара. Эти три энергии покрывают душу, и их воздействие не позволяет ощутить свое истинное «я».

Мир, в котором Энергия и Ее Источник вечно вершат Свои игры, где Господь предстает в бесчисленных образах, называют Вайкунтхалокой. А место высших игр, где Энергия и Источник Энергии проявляют Свой изначальный облик, это Голока Вриндавана. Там Источник Энергии знают под многочисленными именами: Кришна, Нанданандан, Яшоданандан, Шьямасундар, Говинда и другими, а Энергия предстает в образе Шримати Радхарани. И у Нее есть множество божественных проявлений: сакхи, манджари и другие слуги Кришны. В «Чайтанья-чаритамрите» сказано:

кр̣ш̣н̣ера йатека кхела̄, сарвоттама нара-лӣла̄,
              нара-вапу та̄ха̄ра сварӯпа
гопа-веш́а, вен̣у-кара, нава-киш́ора, нат̣а-вара,
              нара-лӣла̄ра хайа анурӯпа

«Верховный Господь — это Кришна. В облике, подобном человеческому, как вечно юный пастушок Вриндавана, Он вершит Свои лилы. Он — непревзойденный танцор, и никогда не расстается с флейтой»[10].

В этом мире встречаются преданные, которые по милости божественной Энергии обрели исключительную преданность Богу. Они созерцают игры Кришны и рассказывают о них на страницах священных книг, своими устами или устами своих посланников: риши, муни и садху. Иногда Кришна сам со Своими спутниками нисходит в мир материи, и Его нисшествие также является лилой. Лила напоминает наши действия в этом мире, но по сути отличается от них. При кажущемся сходстве, они совершенно различны.

аш̣т̣а̄вим̇ш́а чатур-йуге два̄парера ш́еш̣е
враджера сахите хайа кр̣ш̣н̣ера прака̄ш́е[11]

Кришна, явившийся в этот мир в Двапара-югу, — это юга-аватар Кришна и Кришна, как изначальный Источник Энергии, которые соединились в одном облике. В Двараке, Матхуре и Вриндаване Кришна представал по-разному. Все Его образы вечны и божественны, но все же отличаются друг от друга. Наш ачарья, Шрила Рупа Госвами, называл их пурна, пурнатара и пурнатама: совершенными, более совершенными и самыми совершенными. Первой из игр Господа Кришны на Земле была джанма-лила, Его явление. В Шримад Бхагавад-гите (4.9) Кришна говорит:

джанма карма ча ме дивйам,
эвам̇ йо ветти таттватах̣
тйактва̄ дехам̇ пунар джанма,
наити ма̄м эти со ’рджуна

«Кто познает истинную природу (ветти таттватах̣) Моего рождения и деяний, тот навсегда вырвется из круговорота рождений и смертей».

Но кто действительно способен ее понять? Рождение и уход Господа не схожи с нашими. Они подобны восходу и заходу солнца. Мы видим, как Сурья поднимается над горизонтом и заходит, но это не значит, что он рождается на восходе и умирает на закате. Это напоминает рождение и уход Кришны.

Когда божественная Энергия, Шримати Радхарани, появляется в этом мире вместе со Своим Источником, Шри Кришной, Она — вся красота, все очарование, вся любовь, вся нежность и гармония. И когда во Вриндаване вершатся Их игры, то трава, деревья, земля — все становится пурна, совершенным.

ш́рийах̣ ка̄нта̄х̣ ка̄нтах̣ парама-пуруш̣ах̣ калпа-тараво,
друма̄ бхӯмиш́ чинта̄ман̣и-ган̣а-майи тойам амр̣там,
катха̄ га̄нам̇ на̄т̣йам̇ гаманам апи вам̇ш́ӣ прийа-сакхи,
чид-а̄нандам̇ джйотих̣ парам апи тад а̄сва̄дйам апи ча,
са йатра кш̣ӣра̄бдхих̣ сравати сурабхӣбхйаш́ ча су-маха̄н,
нимеш̣а̄рдха̄кхйо ва̄ враджати на хи йатра̄пи самайах̣,
бхадже ш́ветадвӣпам̇ там ахам иха голокам ити йам̇,
видантас те сантах̣ кш̣ити-вирала-ча̄ра̄х̣ катипайе

«Я преклоняюсь пред божественной землей Шветадвипы, обителью Всевышнего, где богиня процветания — Его возлюбленная, и Кришна, Верховный Супруг, — Ее единственный возлюбленный. Все деревья в той обители — деревья желаний, а под ногами не земля, а чудесные самоцветы, вода же — чистейший нектар. Флейта — любимая и неразлучная спутница. Там каждый шаг — танец, а свет солнца и луны исполнены божественной радости, там все божественно, все дарит наслаждение. Там пасутся миллиарды коров сурабхи, из вымени которых непрерывным потоком течет молоко и разливается безбрежным океаном. Там царит божественное время — только вечное настоящее, нет ни прошлого, ни будущего. Здесь же никто не знает о той земле, кроме чистых сердцем преданных, и они называют ее Голокой»[12].

Даже читая это описание, мы не можем в полной мере его понять, шастры называют его ачинтья. Вы все поймете и почувствуете только тогда, когда окажетесь в духовном мире. До тех пор он всегда будет казаться непостижимым.

Шримати Радхарани явилась в этот самый день пять тысяч лет назад. Она встречалась с Кришной во Вриндаване как со Своим возлюбленным. Шрила Рупа Госвами, зная об ограниченности нашего понимания, писал: «Их игры напоминают услады мужчин и женщин, но по своей природе они совершенно не похожи ни на что мирское. Священные тексты описывают Их лилы, — насколько вообще можно описать, — но нам никогда не понять, какую любовь испытывает Шримати Радхарани к Кришне, а Кришна — к Шримати Радхарани».

пӣд̣а̄бхир нава-ка̄ла-кӯт̣а-кат̣ута̄-гарвасйа нирва̄сано,
нисйандена муда̄м̇ судха̄-мадхурима̄хан̇ка̄ра-сан̇кочанах̣
према̄ сундари нанда-нандана-паро джа̄гарти йасйа̄нтаре,
джн̃а̄йанте спхут̣ам асйа вакра-мадхура̄с тенаива викра̄нтайах̣[13]

В этом стихе описана природа любви Радхи и Кришны. Порой она причиняет невыносимую боль, боль жгучую, как от укуса кобры, от которой мгновенно лишаешься чувств. Но иногда эта любовь приносит такое удивительное счастье, что кажется, словно все реки радости слились воедино и переполняют сердце.

акаитава кр̣ш̣н̣а-према, йена джа̄мбӯнада-хема,
            сеи према̄ нр̣локе на̄ хайа
йади хайа та̄ра йога, на̄ хайа табе вийога,
      вийога хаиле кеха на̄ джӣйайа[14]

Кто обрел такую любовь к Кришне, тот ни на что ее не променяет, и если будет вдруг лишен ее, непременно умрет.

Шрила Рупа Госвами писал:

диси диси рачайантӣм̇ сан̃чарен нетра-лакшмӣ
виласита-кхуралӣбхих ̣кан̃джарӣт̣асйа кхела̄м
хр̣дайа-мадхупа-маллӣм̇ валлава̄дхӣш́а-сӯнер
акхила-гун̣а-гарбхӣра̄м̇ ра̄дика̄м арччайа̄мӣ[15]

А Шрила Прабходананда Сарасвати восславил Шримати Радхарани в следующем стихе:

йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-
дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ
йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи,
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣шабха̄ну-бхуво диш́е ’пи

В этом стихе сокрыт смысл слишком возвышенный, чтобы широко обсуждать его. Наши Гуру всегда предостерегали нас от подобного, и мы стараемся не затрагивать эти темы. Шрила Гуру Махарадж писал, что ни Шукадев Госвами, ни Господь Шива, ни Господь Брахма никогда не упоминали даже Имени Шримати Радхарани, а делали лишь скрытые намеки: ш́ука-ш́ива-брахма̄ди-сама̄нитам̇[16]. В чем же причина? Они опасались, что мы смешаем столь возвышенное с сахаджией, подражательством. Предостережение дано и в самом «Шримад-Бхагаватам» (10.33.39):

викрӣд̣итам̇ враджа-вадхӯбхир идам̇ ча виш̣н̣ох̣,
ш́раддха̄нвито ’нуш́р̣н̣уйа̄д атха варн̣айед йах̣
бхактим̇ пара̄м̇ бхагавати пратилабхйа ка̄мам̇,
хр̣д-рогам а̄ш́в апахинотй ачирен̣а дхӣрах̣

Смысл стиха следующий: когда вы слушаете повествования об играх Кришны с гопи, то на грубом и тонком физическом уровне освобождаетесь от вожделения — вы становитесь дхирой, свободным от материальных пут, и проникаетесь истинной преданностью Богу. Нам объяснили, как нужно слушать и обсуждать такие рассказы. И в этом стихе говорится: ш́раддха̄нвитах̣ и ануш́р̣н̣уйа̄т. Прежде всего необходима твердая вера в божественные игры, и, кроме того, раскрывать их должен совершенный наставник, который сам в полной мере обрел спасение и духовное знание. Если вы будете слушать об играх Господа, не выполнив этих условий, то окажетесь в весьма опасном положении.

наитат сама̄чаредж джа̄ту,
манаса̄пи хй анӣш́варах̣
винаш́йатй а̄чаран мауд̣хйа̄д,
йатха̄рудро ’бдхи-джам̇ виш̣ам[17]

Слушать и обсуждать эти рассказы, не следуя предписаниям, то же самое, что, подражая Господу Шиве, пытаться выпить океан яда. Их можно слушать, но под руководством того, кто в них сведущ, иначе вы больше потеряете, чем приобретете. Мы можем немного поговорить о шлоках Прабходананды Сарасвати, но я не хотел бы широко обсуждать их смысл. Лучше я как-нибудь иначе попытаюсь рассказать о возлюбленной Господа и Ее достоинствах.

Перед нашей беседой мы спели «Шри Шри Радхика-стутих» — одну из молитв Шрилы Рупы Госвами. В ней он прославляет Шримати Радхарани: ра̄дхе джайа джайа ма̄дхава-дайите. Она — Энергия Кришны, Мадхавы, и Его возлюбленная. Шрила Рупа Госвами Прабху неслучайно выбрал именно это слово — «мадхава». «Ма» — это Лакшмидеви, которая тоже мечтает присоединиться к раса-лиле Шри Кришны. Когда Кришна предстает в величественном образе Нараяны, Его энергия — это Лакшмидеви. В нараяна-лиле возможны две расы: дасья-раса и ардха-сакхья-раса (наполовину дружеские чувства). Нараяне никто не посмеет сказать: «Эй, друг Нараяна, поди сюда». Но к Кришне можно так обратиться. Попробовав сладкий фрукт, мы не предложим его потом Нараяне, но Кришне вполне можем предложить. В этом особенная красота отношений между Господом Кришной и Его преданными. С Кришной можно вступать в лилы, с Нараяной же это невозможно. Лакшмидеви служит Нараяне с неизменной почтительностью, гопи же относятся к Кришне как к возлюбленному. Вот почему Лакшмидеви стремится в их круг.

Лила Шри Рамачандры также отличается от кришна-лилы. Мудрецы в лесу Дандакаранья были настолько поражены необыкновенной красотой Шри Рамачандры, что воспылали желанием предстать перед Ним в образе юных дев для любовных услад. Но Он сказал: «В этом воплощении это недопустимо, но в Двапара-югу, когда Я низойду на Землю в Своем изначальном облике, в облике Кришны, вы станете Моими подругами, возлюбленными, и будете наслаждаться играми вместе со Мной. Только Кришна исполнит вашу мечту».

Кришна со Своими преданными связан пятью видами взаимоотношений — любому другому воплощению Господа это недоступно. В «Шримад-Бхагаватам» (1.3.28) сказано:

эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣,
кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам
индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇,
мр̣д̣айанти йуге йуге[18]

ӣш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
сач-чид-а̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[19]

Сарвва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам: Он — Причина всех причин и Творец всех творцов. Он высший источник всего как в мире духа, так и в мире материи. «Реальность существует Сама по Себе и Сама для Себя». Существуй Она ради кого бы то ни было другого, этот «другой» занимал бы более высокое положение, чем Она. Даже Нараяна не может претендовать на место Кришны. В царстве Нараяны число рас доходит до двух с половиной. В дварака-лиле у Кришны 16 108 цариц, и все они — Его жены, но во Враджа Дхаме у Кришны нет жен. Там только Его возлюбленные.

Подобные отношения в этом мире порицаются. Для мирного сосуществования здесь необходимы законы: «Не трогай мою жену, а я не трону твою, и тогда мы будем ладить». Для этого нам и даны многочисленные религиозные предписания. Но в мире, где нет зла, греха и порока, в мире, которого не может коснуться скверна, даже внебрачная любовь прекрасна. Там все пронизано настроением возлюбленных. Эти отношения столь прекрасны, что превосходят даже супружеские. Возможно, в нашем положении этого и не понять, но священные писания подтверждают, что такая любовь действительно существует в духовном мире и время от времени открывается миру земному.

ш́рӣ-кр̣ш̣н̣а-чаитанйа прабху джӣве дойа̄ кори’
свапа̄рш̣ада свӣйа дха̄ма саха аватари[20]

Желая явить Свои игры в материальном мире, Кришна милостиво открывает их его обитателям, приходя вместе со всем, что Его окружает в духовном мире. Вместе с Кришной сюда нисходит и Его всемогущая Энергия, Шримати Радхарани, а также все Ее приближенные.

Вы, должно быть, уже слышали о том, как Она явилась в этом мире. Однажды царь Вришабхану увидел на реке Ямуне цветок лотоса, а на нем — крошечную девочку. Изумленный, он взял малютку на руки и отнес своей жене Киртиде. Весть об этом разнеслась по всей округе и все обрадовались тому, что у царской четы появилась дочь. Все верили, что это их дочь, родившаяся в лотосе. Такова природа преданности, что царит в мире веры.

Подданные чествовали царя Вришабхану и его царицу, превозносили их чудесную дочь, но малышка лежала, не открывая глаз. Вскоре весть о том, что у царя Вришабхану и Киртиды родилась прелестная девочка, дошла и до матери Яшоды, и тогда она с малышом Кришной на руках пришла на Нее посмотреть. Когда Яшода посадила девочку себе на колени, Кришна тоже стал на Нее смотреть, и под Его взглядом Радхарани открыла глаза — впервые за все это время. Все присутствующие застыли в изумлении. «Этот мальчик приносит счастье, — подумали они. — Стоило Ему взглянуть на малютку, как Она тут же открыла глаза». Это был первый Ее даршан, первая встреча Энергии и Ее Источника.

Радхарани росла во дворце Махараджа Вришабхану и вскоре стала первой красавицей. К тому же Она была необыкновенно умна и обладала многочисленными достоинствами. Однажды во дворец к Махараджу Вришабхану пришел мудрец Дурваса и Шримати Радхарани приготовила для него отменное угощение. Дурваса был так доволен девушкой, что дал Ей благословение: отныне, что бы Она ни приготовила, все будет подобно нектару, и каждый, кто отведает эти блюда, проживет долгую жизнь.

Когда об этом благословении узнала мать Яшода, она стала просить Шримати Радхарани о том, чтобы та каждый день готовила что-нибудь для Кришны. Даже после того, как Шримати Радхарани вышла замуж за Абхиманью, Она всегда была желанной гостьей в доме Яшоды и была счастлива оттого, что может готовить для Кришны разные яства. Радовался этому и Абхиманью, которому тоже доставался прасад. И это нитья-лила.

Шримати Радхарани — это имя вы услышите в Бенгалии, но не во Враджа Дхаме, где говорят: «Шри Радха». Мы прибавляем к имени Радхарани «Шримати», а им это не нравится. Они и сами не знают почему. В бенгальской поэзии — у Чандидаса, Видьяпати и других поэтов — часто встречается обращение «Шримати», это имя очень нравилось и Шриману Махапрабху.

Выше мы уже приводили шлоку Шри Прабходананды Сарасвати:

йасйа̄х када̄пи васана̄н̃чала-кхеланоттха-
дханйа̄тидханйа-паванена кр̣та̄ртха-ма̄нӣ
йогӣндра-дургама-гатир мадхусӯдано ’пи,
тасйа̄х̣ намо ’сту вр̣шабха̄ну-бхуво диш́е ’пи

Когда Шримати Радхарани идет, и легкое дуновение от Ее одежд касается Кришны, Он чувствует Себя необыкновенно счастливым — необычайная радость переполняет Его. Так проявляется удивительное влияние Шримати Радхарани. Это описал Шрила Прабходананда Сарасвати. Произнося пранам, он говорил: «На почтительном расстоянии я предлагаю свой дандават-пранам. И не самой Шримати Радхарани, а месту, где Она родилась, святыне святынь, Бришабханупуру, в его направлении я кланяюсь вновь и вновь».

В молитве Шрилы Рупы Госвами есть такие слова: гокула-тарун̣ӣ-ман̣д̣ала-махите. В Гокуле все подруги Шримати Радхарани прекрасны, как сама Лакшмидеви, но Шримати Радхарани, облаченная в дивные одежды и всегда украшенная благоухающими цветами, даже их пленяет Своей изысканной красотой.

да̄модара-рати-вардхана-веш́е
хари-ниш̣кут̣а-вр̣нда̄-випинеш́е

Она всегда рядом с Кришной во Вриндаван Дхаме, в Его чудесных играх. Вр̣ш̣абха̄нӯдадхи-нава-ш́аш́и-лекхе. Дадхи значит «океан». Говорится, что луна родилась в лоне океана. Так и Шримати Радхарани появилась из океана Раджи Вришабхану.

лалита̄-сакхи гун̣а-рамита-виш́а̄кхе
корун̣а̄м̇ куру мойи корун̣а̄-бхорите
санака-сана̄тана-варн̣ита-чарите[21]

Все освобожденные, необыкновенно возвышенные и достойные преданные мукта-пуруша, такие как Санака, Санатана и другие, неустанно прославляют ту землю, где Кришна пребывает вместе с теми, кто Ему предан, и, прежде всего, с лучшей из Своих слуг — Шримати Радхарани.

В день Радхаштами Шрила Гуру Махарадж позволил нам петь песню Шрилы Бхактивинода Тхакура:

ра̄дхика̄-чаран̣а падма, сакала ш́рейера садма,
           джатане дже на̄хи а̄ра̄дхило

«Я не заботился о поклонении лотосоподобным стопам Шри Радхики, обители всего благоприятного»[22].

В рупануга-сампрадае Шримати Радхарани занимает исключительное положение. Ее последователи чувствуют, что без милости Шримати Радхарани им никогда не приблизиться к Кришне. Они отправятся к Нему только по Ее приказу. Они безраздельно одержимы Ею, и в этом главное их достоинство. В другой песне Шрилы Бхактивинода Тхакура есть такие слова:

ра̄дха̄-бхаджане джоди моти на̄хи бхела̄
кр̣ш̣н̣а-бхаджана тава ака̄ран̣е гела̄

Кто желает служить только Шри Кришне и не стремится к служению Шримати Радхарани, тот сам вредит себе.

а̄тапа-рахита сӯрайа на̄хи джа̄ни
ра̄дха̄-вирахита ма̄дхава на̄хи ма̄ни

Как нет солнца без тепла, так и нет Кришны без Шримати Радхарани. Без Нее Источник Энергии лишен самой Энергии. Кевала ма̄дхава пӯджайе со аджн̃а̄ни: если кто-то поклоняется Кришне, игнорируя Радхарани, его представления несовершенны. Тот, кто знает о величии Энергии, будет сначала почитать Ее, а только потом — сам Источник. Ума̄, рама̄, сатйа̄, ш́ачӣ, чандра̄, рукмин̣ӣ, ра̄дха̄-авата̄р собе, — а̄мна̄йа-ва̄н̣ӣ: все благочестивые, могущественные, божественные женщины, среди которых Ума, Рамадеви, Лакшми, Сатьябхама, Сати, Чандравали и многие другие, изошли из Шримати Радхарани.

хена ра̄дха̄-паричхарджйа̄ джа̄кара дхана
бхакативинода та̄ра ма̄гайе чаран̣а

В заключение Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что он чтит лотосоподобные стопы тех, кто поклоняется лотосоподобным стопам Шримати Радхарани[23].

Шримати Радха Тхакурани ки джай! Пусть славится Она, Сила всех сил, царствующая в сердце Шри Кришны.




1  «Налагая успокоительный бальзам самбандха-гьяны, или правильного восприятия окружающего мира, мой духовный учитель открыл мне глаза и вывел из тьмы невежества. Я склоняюсь перед ним в глубоком почтении» (Нароттам Дас Тхакур. «Према-бхакти-чандрика», введение, стих первый).

2  «Я склоняюсь к святым стопам чистых вайшнавов, которые, словно деревья желаний, могут исполнить все желания преданных. Вайшнавы подобны огромному океану беспричинной милости, поскольку спасают падшие души из океана материального существования. Я предлагаю им свое глубокое почтение».

3  «Я предлагаю свои смиренные поклоны Господу Гауранге, Тому, чье божественное тело излучает золотое сияние и кто обладает качествами самого милостивого воплощения Бога. Его духовные игры свободно даруют всем и каждому чистую любовь к Господу Кришне. Он не кто иной, как Сам Господь Шри Кришна, известный в Кали-югу как Шри Кришна Чайтанья» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.53).

4  «О Кришна, Ты — друг всех страждущих и источник творения. Ты — повелитель гопи и возлюбленный Радхарани. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».

5  «Я в почтении склоняюсь перед Радхарани, чья кожа сияет, как расплавленное золото. Она — царица Вриндавана, дочь царя Вришабхану, дорогая сердцу Господа Кришны».

6  Шри Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 4.68,69.

7  «Любовные отношения Шри Радхи и Шри Кришны абсолютно духовны и представляют собой проявление внутренней энергии Господа — энергии наслаждения. Хотя Радха и Кришна по Своей сути одно целое, Они навечно предстали в двух образах. Теперь эти божественные личности воссоединились в образе Шри Кришны Чайтаньи. Я склоняюсь перед Ним, ибо Он — Сам Кришна, Который проникся настроением Шримати Радхарани и обрел цвет Ее тела» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.5).

8  Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 8.157.

9  Шри Брахма-самхита, 5.29.

10  Шри Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 21.101.

11  «Господь Кришна приходит на Землю в конце Двапара-юги двадцать восьмой дивья-юги, и вместе с Ним во всем великолепии нисходит Его вечная обитель Враджа Дхама» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 3.10).

12  Шри Брахма-самхита, 5.56.

13  «Господь Чайтанья Махапрабху произнес следующий стих: “Моя прелестная подруга! Человек, развивший в себе любовь к Богу — любовь к Кришне, сыну Махараджи Нанды, способен всем сердцем ощутить и горечь, и сладость этой любви. Она действует двояко. Любовь к Богу еще даже более ядовита, чем сильный змеиный яд. В то же время она изливает на человека такое трансцендентное блаженство, которое заставляет забыть его вкус нектара. Иными словами, любовь к Кришне настолько могущественна, что отравляет сильнее змеиного яда и одновременно обесценивает счастье, которое можно ощутить, купаясь в нектаре. Таким образом, эта любовь заключает в себе как яд, так и нектар”» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.52; это стих из «Видагдха-мадхавы» (2.18) Шрилы Рупы Госвами).

14  «Чистая любовь к Кришне, подобно золоту реки Джамбу, не встречается в этом мире. Если бы она существовала здесь, то не было бы разлуки с Кришной, ибо в разлуке с Ним жизнь невыносима» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 2.43).

15  «Я поклоняюсь Шри Радхике, игривость ослепительно красивых глаз которой напоминает суетливую птицу кханьджана; Той, что подобна цветку малли, влекущему шмеля сердца принца Враджи, и преисполнена всех духовных качеств» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Радхаштака» (первая из восьми молитв, прославляющих Шримати Радхарани)).

16  «…это то [служение Шри Радхике], перед чем благоговеют великие Шри Шука, глава небожителей Господь Шива и прародитель всех живущих Господь Брахма» («Шримад Бхактивинода-вираха-дашакам», 9). Стих полностью: ш́рӣ-гаура̄нуматам̇ сварӯпа-видитам̇ рӯпа̄граджена̄др̣там̇, рӯпа̄дйаих̣ паривеш́итам̇ рагху-ган̣аир а̄сва̄дитам̇ севитам / джӣва̄дйаир абхиракш̣итам̇ ш́ука-ш́ива-брахма̄ди-сама̄нитам̇, ш́рӣ-ра̄дха̄-пада-севана̄мр̣там ахо тад да̄тум ӣш́о бхава̄н.

17  «Тому, кто не является великим правителем, не следует подражать правящим личностям даже в мыслях. Если же по глупости обычный человек все же сымитирует такое поведение, он погибнет, так же как и тот, кто, не будучи Рудрой (Господом Шивой), погубит себя, если попытается выпить океан яда» («Шримад-Бхагаватам», 10.33.30).

18  «Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей Господа, однако Господь Шри Кришна — изначальная Личность Бога. Все эти воплощения нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Господь нисходит, чтобы защитить верующих».

19  «Кришна, известный как Говинда, — Верховный Господь, Абсолютная Истина. Он вечен и полон блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он сам — Начало всего сущего и Причина всех причин» («Брахма-самхита», 5.1).

20  «О Господь Шри Кришна Чайтанья, по Своей милости к дживам, вместе со Своими спутниками и обителью Ты низошел в этот мир» (Шрила Бхактивинод Тхакур. «Благоприятное посвящение в шаранагати», 1).

21  «О Радха! О возлюбленная Мадхавы! Та, кому поклоняются девушки Гокулы! Слава Тебе! Слава! Та, что одевается изысканно, чтобы усилить любовь и привязанность к Себе Господа Дамодары. О царица Вриндавана, являющаяся рощей наслаждения Господа Хари! Новая луна, взошедшая из океана царя Вришабхану. Подруга Лалиты! Та, что сохраняет верность Лалиты благодаря Своей удивительной дружбе, доброте и верности Кришне. Та, что полна сострадания. Та, чьи божественные качества описали великие мудрецы Санака и Санатана. О Радха, пожалуйста, будь милостива ко мне!» (Шрила Рупа Госвами «Шри Шри Радхика Стутих») [перевод относится ко всем, процитированным в тексте, строкам молитвы].

22  Шрила Бхактивинод Тхакур «Гитавали» («Шри Радхаштака», песнь первая, стих первый).

23  Цитируются стихи (1–3, 7, 8) восьмой песни «Шри Радхаштаки» Шрилы Бхактивинода Тхакура.




←  «Слава Шримати Радхарани». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 1996 год. Москва. Первый приезд в Россию ·• Архив новостей •· «Шри Радхаштами. Почему Кришна носит тилаку?» Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж и Шрипад Б. С. Хришикеш Махарадж. 29 августа 2017 года. Сухум, Абхазия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования