«Отрывки из писем» (часть 3). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Из книги «Поток вдохновения»


Russian


Прими мои благословения в память о моем божественном наставнике. Я рад получить твое письмо с новостями о преданных и духовной миссии Шрилы Гуру Махараджа в Малайзии. Я всегда помню о тебе и всех преданных Малайзии, и молюсь Шриле Гуру Махараджу, прошу его позаботиться о вас.

Я внимательно выслушал все ваши новости, а теперь отвечу на твои вопросы, один за другим.

а) Шримад Бхагавад-гита сначала появилась как часть «Махабхараты» и была поведана на поле битвы Курукшетра. Бхагаван Шри Кришна сам принес этот нектар преданным Ему, удачливым душам, дживам, чтобы наделить их духовной силой, призвать к служению и одарить величайшей милостью. В посвящении под названием «Гита-Махатмья» приводится такая шлока:

сарвопанишадо га̄во,
догдха̄ гопа̄ла-нанданах̣
па̄ртхо ватсах̣ судхӣр-бхокта̄,
дугдхам̇ гӣта̄мр̣там̇ махат1

В этой шлоке все объяснено просто и красиво. Как вы знаете, суть Вед изложена в Упанишадах, которые в этой шлоке уподоблены корове. Кришна приводит Арджуну как теленка, чтобы вызвать у коровы приток молока, а пить его будут счастливые, добродетельные души, обладающие верой и благочестивым разумом.

В Шримад Бхагавад-гите представлены разные пути: карма-йогигьяна-йогихатха-йогибхакти-йоги и исключительной преданности, ведущие к освобождению из плена иллюзии к Вайкунтхалоке и еще выше  к Голоке Вриндавана.

«Гита-Махатмья», в которой перечислены многочисленные достоинства Шри Гиты, входит в «Вайшнавия-тантра-сару». Однако для вайшнавских ачарьев: Вишванатха Чакраварти, Баладева Видьябхушана и, в особенности, Шрилы Бхактивинода Тхакура, следовать путем исключительной преданности  значит снимать сливки с этого молока. Вот почему Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, вслед за Бхактивинодом Тхакуром, не уделял внимания другим путям. Этому учат «Бхакти-расамрита-синдху» и «Нарада-панчаратра»:

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇, джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄нуш́ӣланам̇ бхактир уттама̄

сарвопа̄дхи винирмуктам̇, тат-паратвена нирмалам
хр̣шӣкен̣а хр̣шӣкеш́а севанам̇ бхактир учйате2

Конечно, тем, кто жаждет материальных благ, грезит о Сатьялоке, будет интересно прочесть всю «Гита-Махатмью» и Бхагавад-гиту. Постепенно, по милости обитателей мира преданности, они приблизятся к нему и займут там надлежащее им место. Те же, кто жаждет исключительной преданности Кришне, не воспользуются возможностью, о которой говорится в «Гита-Махатмье».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур издал Гиту с комментариями Шридхара Свами, Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана, а в бенгальском издании поместил и комментарий Шрилы Бхактивинода Тхакура. «Гита-Махатмья» представлена там не полностью.

Однако Шрила Гуру Махарадж, видя нынешнее положение обусловленных душ, милостиво включил «Гита-Махатмью» в наше издание Гиты, чтобы воодушевить и ободрить всех ее будущих читателей. Теперь мы можем сказать каждому: «Следуйте тому пути, который вам нравится!»

б) Об этом написал Шрила Кришнадас Кавирадж в шлоке на бенгали:

дикша̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а
сеи-ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа
апра̄кр̣та-дехе та̄н̇ра чаран̣а бхаджайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192,193)3

Я пытался объяснить ее на английском, но моих знаний языка не хватает для того, чтобы объяснить все. Сам же бенгальский стих совершенен, и в «Шри Чайтанья-чаритамрите» вы найдете комментарий, данный Шрилой Свами Махараджем Прабхупадой.

Атма, душа, по природе духовна, но принадлежит к татастха-шакти. У нее есть выбор: обрести духовное тело, целиком предназначенное для служения, или же оказаться в материальном мире, под покровом материального сознания. Атма, опутанная иллюзией, получает два тела: из тонкой и грубой материи. Божественная по природе душа будет сокрыта материей, находясь вне мира божественного служения до тех пор, пока не вверит себя Гуру. Смысл духовного посвящения в том, что душа всецело предается Кришне в образе Гуру. О такой душе Шрила Сарасвати Тхакур и Шрила Свами Махарадж говорят так («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192): она вручает Кришне свое сознание, все свои побуждения, чувства и мысли, посвящает себя Ему и преисполняется духом самопожертвования. Видя ее искренность, Кришна сразу же дарит ей семя Своего божественного образа, из которого постепенно вырастает ее духовное тело. Сата па̄та веданйайа: игла проходит почти мгновенно через пучок листьев.

Когда душа обретает тело, предназначенное для служения Господу, в котором сочетаются пять рас, она получает мужской или женский облик, в зависимости от того, к какому служению стремится. В целом же, говоря о положении дживы, души, нужно сказать, что она происходит из энергии Кришны  татастха-шакти,  а любая энергия, по определению, женской природы. Однако энергия может преломляться сквозь мужское умонастроение, как в дасья-расесакхья-расе и ватсалья-расе. При этом все дживы служат Кришне, дух служения  это пракрити, но по милости Мул-Санкаршаны действовать они могут и как мужчины.

Если перевести эти стихи («Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192,193) дословно, станет ясно, что материальное тело трансформируется в духовное. Шрила Сарасвати Тхакур дал толкование этого стиха в «Анубхашье», своем комментарии к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Шрила Свами Махарадж был с ним знаком и дал свой комментарий на английском, чтобы нам стало понятнее. Прочтите и вы все поймете:

«Получая духовное посвящение, преданный отбрасывает все мирские представления. А когда соприкасается с Верховной Личностью Бога, он обретает знание и достигает духовной сферы. Теперь он беспрерывно служит духовному облику Кришны. Когда преданный освобождается от материальных уз, его тело сразу одухотворяется и Кришна принимает его служение. От того же, кто пребывает в плену материальных представлений о жизни, Кришна не принимает ничего. Когда у преданного пропадает желание потакать своим чувствам, в нем пробуждается духовное сознание, и тогда он в своем духовном облике начинает служить Господу. Духовное сознание одухотворяет тело преданного, и он становится достойным того, чтобы служить Господу. Пусть карми думают, что тело преданного материально, на самом деле это не так, ибо преданный не стремится к удовлетворению чувств. Считать тело преданного материальным  это вайшнава-апарадха, богохульство».

(продолжение следует)

 


1 «Шримад Бхагавад-гита-махатмьям» (5) из «Шри Вайшнавия-тантра-сары».

2 «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании. [В «Шри Нарада-панчаратре» сказано:] «Бхакти  это полная свобода от всех материальных желаний, тумана гьяныкармы и йоги, добровольное служение Богу с целью угодить Ему, служение своими чувствами Владыке всех чувств» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11,12).

3 «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя. Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле».




←  «Поклонение мужскому и женскому аспектам Абсолюта». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 15 августа 2002 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Шри Чайтанья-чаритамрита». Ади-лила, глава 7, стихи 80–85. Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 7 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд  →
Russian


Прими мои благословения в память о моем божественном наставнике. Я рад получить твое письмо с новостями о преданных и духовной миссии Шрилы Гуру Махараджа в Малайзии. Я всегда помню о тебе и всех преданных Малайзии, и молюсь Шриле Гуру Махараджу, прошу его позаботиться о вас.

Я внимательно выслушал все ваши новости, а теперь отвечу на твои вопросы, один за другим.

а) Шримад Бхагавад-гита сначала появилась как часть «Махабхараты» и была поведана на поле битвы Курукшетра. Бхагаван Шри Кришна сам принес этот нектар преданным Ему, удачливым душам, дживам, чтобы наделить их духовной силой, призвать к служению и одарить величайшей милостью. В посвящении под названием «Гита-Махатмья» приводится такая шлока:

сарвопанишадо га̄во,
догдха̄ гопа̄ла-нанданах̣
па̄ртхо ватсах̣ судхӣр-бхокта̄,
дугдхам̇ гӣта̄мр̣там̇ махат1

В этой шлоке все объяснено просто и красиво. Как вы знаете, суть Вед изложена в Упанишадах, которые в этой шлоке уподоблены корове. Кришна приводит Арджуну как теленка, чтобы вызвать у коровы приток молока, а пить его будут счастливые, добродетельные души, обладающие верой и благочестивым разумом.

В Шримад Бхагавад-гите представлены разные пути: карма-йогигьяна-йогихатха-йогибхакти-йоги и исключительной преданности, ведущие к освобождению из плена иллюзии к Вайкунтхалоке и еще выше  к Голоке Вриндавана.

«Гита-Махатмья», в которой перечислены многочисленные достоинства Шри Гиты, входит в «Вайшнавия-тантра-сару». Однако для вайшнавских ачарьев: Вишванатха Чакраварти, Баладева Видьябхушана и, в особенности, Шрилы Бхактивинода Тхакура, следовать путем исключительной преданности  значит снимать сливки с этого молока. Вот почему Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, вслед за Бхактивинодом Тхакуром, не уделял внимания другим путям. Этому учат «Бхакти-расамрита-синдху» и «Нарада-панчаратра»:

анйа̄бхила̄ш̣ита̄ ш́ӯнйам̇, джн̃а̄на-карма̄дй ана̄вр̣там
а̄нукӯлйена кр̣ш̣н̣а̄нуш́ӣланам̇ бхактир уттама̄

сарвопа̄дхи винирмуктам̇, тат-паратвена нирмалам
хр̣шӣкен̣а хр̣шӣкеш́а севанам̇ бхактир учйате2

Конечно, тем, кто жаждет материальных благ, грезит о Сатьялоке, будет интересно прочесть всю «Гита-Махатмью» и Бхагавад-гиту. Постепенно, по милости обитателей мира преданности, они приблизятся к нему и займут там надлежащее им место. Те же, кто жаждет исключительной преданности Кришне, не воспользуются возможностью, о которой говорится в «Гита-Махатмье».

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур издал Гиту с комментариями Шридхара Свами, Вишванатха Чакраварти и Баладева Видьябхушана, а в бенгальском издании поместил и комментарий Шрилы Бхактивинода Тхакура. «Гита-Махатмья» представлена там не полностью.

Однако Шрила Гуру Махарадж, видя нынешнее положение обусловленных душ, милостиво включил «Гита-Махатмью» в наше издание Гиты, чтобы воодушевить и ободрить всех ее будущих читателей. Теперь мы можем сказать каждому: «Следуйте тому пути, который вам нравится!»

б) Об этом написал Шрила Кришнадас Кавирадж в шлоке на бенгали:

дикша̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а
сеи-ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама

сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа
апра̄кр̣та-дехе та̄н̇ра чаран̣а бхаджайа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192,193)3

Я пытался объяснить ее на английском, но моих знаний языка не хватает для того, чтобы объяснить все. Сам же бенгальский стих совершенен, и в «Шри Чайтанья-чаритамрите» вы найдете комментарий, данный Шрилой Свами Махараджем Прабхупадой.

Атма, душа, по природе духовна, но принадлежит к татастха-шакти. У нее есть выбор: обрести духовное тело, целиком предназначенное для служения, или же оказаться в материальном мире, под покровом материального сознания. Атма, опутанная иллюзией, получает два тела: из тонкой и грубой материи. Божественная по природе душа будет сокрыта материей, находясь вне мира божественного служения до тех пор, пока не вверит себя Гуру. Смысл духовного посвящения в том, что душа всецело предается Кришне в образе Гуру. О такой душе Шрила Сарасвати Тхакур и Шрила Свами Махарадж говорят так («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192): она вручает Кришне свое сознание, все свои побуждения, чувства и мысли, посвящает себя Ему и преисполняется духом самопожертвования. Видя ее искренность, Кришна сразу же дарит ей семя Своего божественного образа, из которого постепенно вырастает ее духовное тело. Сата па̄та веданйайа: игла проходит почти мгновенно через пучок листьев.

Когда душа обретает тело, предназначенное для служения Господу, в котором сочетаются пять рас, она получает мужской или женский облик, в зависимости от того, к какому служению стремится. В целом же, говоря о положении дживы, души, нужно сказать, что она происходит из энергии Кришны  татастха-шакти,  а любая энергия, по определению, женской природы. Однако энергия может преломляться сквозь мужское умонастроение, как в дасья-расесакхья-расе и ватсалья-расе. При этом все дживы служат Кришне, дух служения  это пракрити, но по милости Мул-Санкаршаны действовать они могут и как мужчины.

Если перевести эти стихи («Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192,193) дословно, станет ясно, что материальное тело трансформируется в духовное. Шрила Сарасвати Тхакур дал толкование этого стиха в «Анубхашье», своем комментарии к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Шрила Свами Махарадж был с ним знаком и дал свой комментарий на английском, чтобы нам стало понятнее. Прочтите и вы все поймете:

«Получая духовное посвящение, преданный отбрасывает все мирские представления. А когда соприкасается с Верховной Личностью Бога, он обретает знание и достигает духовной сферы. Теперь он беспрерывно служит духовному облику Кришны. Когда преданный освобождается от материальных уз, его тело сразу одухотворяется и Кришна принимает его служение. От того же, кто пребывает в плену материальных представлений о жизни, Кришна не принимает ничего. Когда у преданного пропадает желание потакать своим чувствам, в нем пробуждается духовное сознание, и тогда он в своем духовном облике начинает служить Господу. Духовное сознание одухотворяет тело преданного, и он становится достойным того, чтобы служить Господу. Пусть карми думают, что тело преданного материально, на самом деле это не так, ибо преданный не стремится к удовлетворению чувств. Считать тело преданного материальным  это вайшнава-апарадха, богохульство».

(продолжение следует)

 


1 «Шримад Бхагавад-гита-махатмьям» (5) из «Шри Вайшнавия-тантра-сары».

2 «Наивысшая преданность удовлетворяет трансцендентные желания Господа Кришны и свободна от внешних покровов каких бы то ни было устремлений, основанных на деятельности или знании. [В «Шри Нарада-панчаратре» сказано:] «Бхакти  это полная свобода от всех материальных желаний, тумана гьяныкармы и йоги, добровольное служение Богу с целью угодить Ему, служение своими чувствами Владыке всех чувств» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.11,12).

3 «Во время духовного посвящения, когда преданный полностью вручает себя Господу, Кришна признает его неотличным от Себя. Когда преданный благодаря самопреданию обретает духовное существование, он начинает служить лотосоподобным стопам Господа, пребывая в трансцендентном теле».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования