«Эмоции или преданность?» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Глава из книги «Поток вдохновения»


Russian

Вопрос: Можно ли нам читать возвышенную поэзию Госвами о сокровенных лилах Радхи и Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: У нас это не принято. За те сорок два года, что я провел вместе со Шрилой Гуру Махараджем, я ни разу не слышал, чтобы он разрешил нам читать произведения Госвами. Я хорошо знаком со многими из книг, о которых вы говорите, но мой случай особый. Шрила Гуру Махарадж — парамахамса-вайшнав, а я был его личным слугой вплоть до 1983 года. Потом я передал эту должность другим. В то время я настолько был занят в служении, что на обязанности личного слуги почти не оставалось времени. Но, несмотря на это, я продолжал заботиться о здоровье Шрилы Гуру Махараджа.

С 1973 года я был его врачом. Шрила Гуру Махарадж был так тяжело болен, что врачи в один голос заявляли: ни одно лекарство ему уже не поможет и в течение нескольких дней, в лучшем случае — недели, он оставит тело. Конечно, тело Шрилы Гуру Махараджа сиддха-деха — оно нетленно, но все мы были в отчаянии.

И вот однажды, во время омовения, я со слезами на глазах обратился к Господу Шиве: «О Господь, некогда ты назвал меня сыном. Я и сам чувствую, что я твой сын. Ты владыка и покровитель всех лекарств, так дай же мне, Господь, какое-нибудь лекарство для Гуру Махараджа».

После этой отчаянной молитвы я вдруг услышал название лекарства — оно прозвучало словно из ниоткуда. Сначала я решил, что ослышался, принял за слова звук льющейся воды и снова принялся молиться: «О Господь, прошу, повтори еще раз название лекарства, чтобы я был уверен». И вновь услышал то же самое. Я знал это лекарство, так как был знаком с гомеопатией, но я никогда не лечил Гуру Махараджа. Во-первых, по той причине, что не всегда находился с ним рядом, а во-вторых, потому, что не считал себя хорошим доктором. Я, как умел, помогал беднякам, которые не могли заплатить врачу, и мне казалось, что на большее я не способен.

Услышав название лекарства, я испытал огромное облегчение, я знал: теперь Гуру Махарадж нас не покинет. В тот же самый момент позвонил Хари Чаран Прабху:

— Гуру Махараджу стало хуже, пульса нет, сердце едва бьется и давление совсем низкое.

Но я ответил:

— Не беспокойся, Прабху. Господь Шива только что дал мне лекарство для Гуру Махараджа, и я его вылечу. Выезжаю прямо сейчас.

Я сообщил Хари Чарану Прабху название лекарства и поспешил на вокзал. На мое счастье последний калькуттский поезд задержался с отправлением, словно ждал меня, и к полуночи я уже был в матхе. Когда я вошел, Шрила Гуру Махарадж сидел и ел, причем брал прасадам собственной рукой. Я спросил:

— Что происходит? Хари Чаран Прабху сказал, что вам совсем плохо.

— Да, — ответил Гуру Махарадж, — но Хари Чаран дал мне лекарство, которое ты назвал ему, и вот теперь, как видишь, мне лучше.

Вскоре нормализовался пульс и давление, и Гуру Махарадж сказал: «Отныне ты будешь моим доктором». Никто из его лечащих врачей не возражал, но я все равно робел, ведь Шрила Гуру Махарадж такой великий преданный. Я опасался, что кто-нибудь скажет мне: «Почему ты не зовешь настоящего врача? Почему сам лечишь Гуру Махараджа?» Я не считал себя хорошим доктором. Но Гуру Махарадж сказал: «Врачи в один голос заявили, что мне не поможет ни одно лекарство, так что теперь можешь смело меня лечить».

Так я стал доктором Шрилы Гуру Махараджа. В то время его главным недугом были постоянные головные боли. Он страдал от них с семнадцати лет, а после двадцати двух они стали просто невыносимыми. Когда у Гуру Махараджа болела голова, он ничего не ел, только пил воду, и его все время тошнило. Приступы могли продолжаться по три, шесть, а то и двенадцать дней подряд. Я провел небольшое исследование и, наконец, сказал Гуру Махараджу: «Махарадж, скоро с этим будет покончено. Я вас вылечу, и головные боли не будут вас беспокоить». Все гомеопаты, которые лечили Гуру Махараджа, назначали ему препарат «Nux vomica», но оно не помогало. Поскольку все гомеопаты прописывали одно и то же лекарство, я заключил, что «Nux vomica» подходит конституции Гуру Махараджа. Тогда я пошел к аллопатическому врачу и спросил, в какой дозе прописывают настойку, аналогичную «Nux vomica», в аллопатической медицине. Максимальная доза составляла восемь капель, тогда я решил начать с пяти. При появлении первых симптомов головной боли я дал Гуру Махараджу пять капель настойки, и головная боль уменьшилась. Я был уверен: я на правильном пути, поскольку прежде не помогало вообще ни одно лекарство.

При головной боли Гуру Махараджу также приносил облегчение кафергот, препарат на основе эрготамина. Эрготамин — лекарство с серьезными побочными эффектами, и из-за него у Гуру Махараджа появились новые проблемы со здоровьем, однако до тех пор помогало только оно. Три или четыре часа спустя головная боль возобновилась, и я дал Гуру Махараджу четверть дозы эрготамина. Приступ прошел, но часов через шесть повторился вновь, тогда я дал ему препарат «Nux vomica». Я чередовал эти два лекарства, но через сутки отменил эрготамин, давая только «Nux vomica», лекарство Господа Шивы и два других гомеопатических препарата, которые выбрал сам. В результате Гуру Махарадж навсегда избавился от головных болей. Так я и лечил Гуру Махараджа. Когда меня не было в матхе, по моему указанию к Гуру Махараджу вызывали аллопатического врача.

Однажды Шрила Гуру Махарадж заболел бронхитом, и Хари Чаран Прабху вызвал к нему лучшего врача в Навадвипе, председателя окружного медицинского совета. Он пришел и, осмотрев Гуру Махараджа, выписал ему лекарство. Но Гуру Махарадж наотрез отказался его принимать:

— Ваше лекарство я принимать не стану. Мой врач — Говинда Махарадж, и только после того, как он приедет и даст согласие, я начну принимать это лекарство.

Доктор не на шутку рассердился:

— Зачем тогда вы вызвали меня?

— Я вас не звал, — ответил Гуру Махарадж. — Вас вызвал Хари Чаран.

Тогда доктор задал свой вопрос Хари Чарану, и тот ответил:

— Я позвал вас потому, что так велел Говинда Махарадж.

— В следующий раз прошу меня не беспокоить, — вспылил доктор. — Если Гуру Махарадж отказывается принимать лекарство, которое я назначил, мне тут делать нечего!

Затем, рассерженный, он удалился. Вернувшись, я спросил Гуру Махараджа, что произошло. Он мне все рассказал, и я отправился к доктору. Тот все еще сердился:

— А, Говинда Махарадж, это вы пожаловали. Не стоило себя утруждать. Никуда я с вами не поеду. Я больше не считаю Гуру Махараджа своим пациентом.

— Вы должны поехать к Гуру Махараджу, — настаивал я.

— Зачем? Он все равно не будет следовать моим предписаниям.

— Да, не будет, это правда. Но вы сами сказали, что ваши лекарства ему не помогут. Я прошу вас поехать со мной потому, что сам я не слишком хороший доктор, а вы — лучший врач во всем Навадвипе. Вы осмотрите Гуру Махараджа, поставите диагноз, сделаете назначения, и мне сразу станет ясно, какое гомеопатическое лекарство ему следует дать вместо прописанного вами. Поэтому я и приехал. Вы ведь любите Гуру Махараджа, поедемте же к нему.

Последовало молчание. Затем доктор сказал:

— Хорошо. Если вы считаете, что так будет лучше, я поеду.

Вот такая история.

Мне не всегда удавалось быть рядом со Шрилой Гуру Махараджем, и тогда я поручал заботу о нем другим. Но прежде я был его единственным слугой и слышал от него много интересного. Шрила Гуру Махарадж всегда сам начинал говорить о лилах Кришны, о Радхарани и великих преданных, мы слушали его рассказы, но он всегда был очень осторожен. Он не советовал нам читать книги вроде «Уджджвала-ниламани», но кое-что он нам рассказывал, и поэтому я знаю много шлок из «Уджджвала-ниламани», «Видагдха-мадхавы», «Лалита-мадхавы» и других книг. Дело в том, что Гуру Махарадж велел мне изучать искусство стихосложения на санскрите, а чтобы разбираться в разнообразии стихотворных размеров, правилах санскрита, почувствовать его красоту, понять аланкару и освоить прочие премудрости, необходимо было читать стихи из этих книг. Но, повторяю, мой случай — скорее исключение, чем правило. Эти книги, без сомнения, самые возвышенные в нашей сампрадае, но читать их следует далеко не каждому. Нарушая этот запрет, люди неподготовленные станут пракрита-сахаджиями. Мы не желаем такой участи своим братьям и сестрам, и потому призываем их относиться к духовной жизни со всей серьезностью.

Вы отказались от дурных привычек и своих обычаев, вы покинули свои страны и общество, которое вас окружало, — вы пожертвовали всем ради сознания Кришны, так давайте же будем относиться к нему серьезно. Мы все хотим достичь результата. Наша цель не в духовных занятиях как таковых, цель жизни — обрести сознание Кришны. Это конечный результат, но как достичь его?

Мы повторяем Харе Кришна мантру, но все еще далеки от совершенства. Почему? Почему с нами ничего не происходит, и мы ничего не чувствуем? Может это обман, шарлатанство? — Нет, этому учат все священные книги Индии: Веды, Веданта, Упанишады, Пураны. Вся пятитысячелетняя культура является доказательством, а муни и риши, достигшие совершенства, — живым свидетельством. Прочтите «Махабхарату» и книги, подобные ей: в них даны замечательные советы и, следуя им, многие добились успеха. Почему же мы не добиваемся успеха? Пора найти причину. Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинод Тхакур — все они пришли в этот мир и дали нам все необходимое, написав огромное количество книг. У нас есть все, все богатства сампрадаи Шри Чайтаньядева, но наши усилия по-прежнему бесплодны. Почему? Мы никого не хотим обманывать, мы хотим делать людям добро, или, по крайней мере, не причинять им вреда. Поэтому нужно очень серьезно относиться к духовной жизни и следовать указаниям Шрилы Гуру Махараджа. Прежде чем знакомиться с раса-таттвой, возвышенными лилами Шри Шри Радхи и Кришны, приступать к столь серьезным темам, необходимо стать готовым к восприятию, иначе совершенное, истинно духовное чувство к нам не придет.

(продолжение следует)

 



←  «О лекциях Гуру Махараджа» (часть 1). Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 28 июня 2011 года. Чиангмай, Таиланд | “About Guru Maharaj’s Lectures” (part 1). Srila B. S. Goswami Maharaj. June 28, 2011. Chiang Mai, Thailand ·• Архив новостей •· Воскресная программа с Манасом Кришной Прабху на Кисельном  →

Russian

Вопрос: Можно ли нам читать возвышенную поэзию Госвами о сокровенных лилах Радхи и Кришны?

Шрила Говинда Махарадж: У нас это не принято. За те сорок два года, что я провел вместе со Шрилой Гуру Махараджем, я ни разу не слышал, чтобы он разрешил нам читать произведения Госвами. Я хорошо знаком со многими из книг, о которых вы говорите, но мой случай особый. Шрила Гуру Махарадж – парамахамса-вайшнав, а я был его личным слугой вплоть до 1983 года. Потом я передал эту должность другим. В то время я настолько был занят в служении, что на обязанности личного слуги почти не оставалось времени. Но, несмотря на это, я продолжал заботиться о здоровье Шрилы Гуру Махараджа.

С 1973 года я был его врачом. Шрила Гуру Махарадж был так тяжело болен, что врачи в один голос заявляли: ни одно лекарство ему уже не поможет и в течение нескольких дней, в лучшем случае – недели, он оставит тело. Конечно, тело Шрилы Гуру Махараджа сиддха-деха – оно нетленно, но все мы были в отчаянии.

И вот однажды, во время омовения, я со слезами на глазах обратился к Господу Шиве: «О Господь, некогда ты назвал меня сыном. Я и сам чувствую, что я твой сын. Ты владыка и покровитель всех лекарств, так дай же мне, Господь, какое-нибудь лекарство для Гуру Махараджа».

После этой отчаянной молитвы я вдруг услышал название лекарства – оно прозвучало словно из ниоткуда. Сначала я решил, что ослышался, принял за слова звук льющейся воды и снова принялся молиться: «О Господь, прошу, повтори еще раз название лекарства, чтобы я был уверен». И вновь услышал то же самое. Я знал это лекарство, так как был знаком с гомеопатией, но я никогда не лечил Гуру Махараджа. Во-первых, по той причине, что не всегда находился с ним рядом, а во-вторых, потому, что не считал себя хорошим доктором. Я, как умел, помогал беднякам, которые не могли заплатить врачу, и мне казалось, что на большее я не способен.

Услышав название лекарства, я испытал огромное облегчение, я знал: теперь Гуру Махарадж нас не покинет. В тот же самый момент позвонил Хари Чаран Прабху:

 – Гуру Махараджу стало хуже, пульса нет, сердце едва бьется и давление совсем низкое.

Но я ответил:

 – Не беспокойся, Прабху. Господь Шива только что дал мне лекарство для Гуру Махараджа, и я его вылечу. Выезжаю прямо сейчас.

Я сообщил Хари Чарану Прабху название лекарства и поспешил на вокзал. На мое счастье последний калькуттский поезд задержался с отправлением, словно ждал меня, и к полуночи я уже был в матхе. Когда я вошел, Шрила Гуру Махарадж сидел и ел, причем брал прасадам собственной рукой. Я спросил:

 – Что происходит? Хари Чаран Прабху сказал, что вам совсем плохо.

 – Да, – ответил Гуру Махарадж, – но Хари Чаран дал мне лекарство, которое ты назвал ему, и вот теперь, как видишь, мне лучше.

Вскоре нормализовался пульс и давление, и Гуру Махарадж сказал: «Отныне ты будешь моим доктором». Никто из его лечащих врачей не возражал, но я все равно робел, ведь Шрила Гуру Махарадж такой великий преданный. Я опасался, что кто-нибудь скажет мне: «Почему ты не зовешь настоящего врача? Почему сам лечишь Гуру Махараджа?» Я не считал себя хорошим доктором. Но Гуру Махарадж сказал: «Врачи в один голос заявили, что мне не поможет ни одно лекарство, так что теперь можешь смело меня лечить».

Так я стал доктором Шрилы Гуру Махараджа. В то время его главным недугом были постоянные головные боли. Он страдал от них с семнадцати лет, а после двадцати двух они стали просто невыносимыми. Когда у Гуру Махараджа болела голова, он ничего не ел, только пил воду, и его все время тошнило. Приступы могли продолжаться по три, шесть, а то и двенадцать дней подряд. Я провел небольшое исследование и, наконец, сказал Гуру Махараджу: «Махарадж, скоро с этим будет покончено. Я вас вылечу, и головные боли не будут вас беспокоить». Все гомеопаты, которые лечили Гуру Махараджа, назначали ему препарат «Nux vomica», но оно не помогало. Поскольку все гомеопаты прописывали одно и то же лекарство, я заключил, что «Nux vomica» подходит конституции Гуру Махараджа. Тогда я пошел к аллопатическому врачу и спросил, в какой дозе прописывают настойку, аналогичную «Nux vomica», в аллопатической медицине. Максимальная доза составляла восемь капель, тогда я решил начать с пяти. При появлении первых симптомов головной боли я дал Гуру Махараджу пять капель настойки, и головная боль уменьшилась. Я был уверен: я на правильном пути, поскольку прежде не помогало вообще ни одно лекарство.

При головной боли Гуру Махараджу также приносил облегчение кафергот, препарат на основе эрготамина. Эрготамин – лекарство с серьезными побочными эффектами, и из-за него у Гуру Махараджа появились новые проблемы со здоровьем, однако до тех пор помогало только оно. Три или четыре часа спустя головная боль возобновилась, и я дал Гуру Махараджу четверть дозы эрготамина. Приступ прошел, но часов через шесть повторился вновь, тогда я дал ему препарат «Nux vomica». Я чередовал эти два лекарства, но через сутки отменил эрготамин, давая только «Nux vomica», лекарство Господа Шивы и два других гомеопатических препарата, которые выбрал сам. В результате Гуру Махарадж навсегда избавился от головных болей. Так я и лечил Гуру Махараджа. Когда меня не было в матхе, по моему указанию к Гуру Махараджу вызывали аллопатического врача.

Однажды Шрила Гуру Махарадж заболел бронхитом, и Хари Чаран Прабху вызвал к нему лучшего врача в Навадвипе, председателя окружного медицинского совета. Он пришел и, осмотрев Гуру Махараджа, выписал ему лекарство. Но Гуру Махарадж наотрез отказался его принимать:

 – Ваше лекарство я принимать не стану. Мой врач – Говинда Махарадж, и только после того, как он приедет и даст согласие, я начну принимать это лекарство.

Доктор не на шутку рассердился:

 – Зачем тогда вы вызвали меня?

 – Я вас не звал, – ответил Гуру Махарадж. – Вас вызвал Хари Чаран.

Тогда доктор задал свой вопрос Хари Чарану, и тот ответил:

 – Я позвал вас потому, что так велел Говинда Махарадж.

 – В следующий раз прошу меня не беспокоить, – вспылил доктор. – Если Гуру Махарадж отказывается принимать лекарство, которое я назначил, мне тут делать нечего!

Затем, рассерженный, он удалился. Вернувшись, я спросил Гуру Махараджа, что произошло. Он мне все рассказал, и я отправился к доктору. Тот все еще сердился:

 – А, Говинда Махарадж, это вы пожаловали. Не стоило себя утруждать. Никуда я с вами не поеду. Я больше не считаю Гуру Махараджа своим пациентом.

 – Вы должны поехать к Гуру Махараджу, – настаивал я.

 – Зачем? Он все равно не будет следовать моим предписаниям.

 – Да, не будет, это правда. Но вы сами сказали, что ваши лекарства ему не помогут. Я прошу вас поехать со мной потому, что сам я не слишком хороший доктор, а вы – лучший врач во всем Навадвипе. Вы осмотрите Гуру Махараджа, поставите диагноз, сделаете назначения, и мне сразу станет ясно, какое гомеопатическое лекарство ему следует дать вместо прописанного вами. Поэтому я и приехал. Вы ведь любите Гуру Махараджа, поедемте же к нему.

Последовало молчание. Затем доктор сказал:

 – Хорошо. Если вы считаете, что так будет лучше, я поеду.

Вот такая история.

Мне не всегда удавалось быть рядом со Шрилой Гуру Махараджем, и тогда я поручал заботу о нем другим. Но прежде я был его единственным слугой и слышал от него много интересного. Шрила Гуру Махарадж всегда сам начинал говорить о лилах Кришны, о Радхарани и великих преданных, мы слушали его рассказы, но он всегда был очень осторожен. Он не советовал нам читать книги вроде «Уджджвала-ниламани», но кое-что он нам рассказывал, и поэтому я знаю много шлок из «Уджджвала-ниламани», «Видагдха-мадхавы», «Лалита-мадхавы» и других книг. Дело в том, что Гуру Махарадж велел мне изучать искусство стихосложения на санскрите, а чтобы разбираться в разнообразии стихотворных размеров, правилах санскрита, почувствовать его красоту, понять аланкару и освоить прочие премудрости, необходимо было читать стихи из этих книг. Но, повторяю, мой случай – скорее исключение, чем правило. Эти книги, без сомнения, самые возвышенные в нашей сампрадае, но читать их следует далеко не каждому. Нарушая этот запрет, люди неподготовленные станут пракрита-сахаджиями. Мы не желаем такой участи своим братьям и сестрам, и потому призываем их относиться к духовной жизни со всей серьезностью.

Вы отказались от дурных привычек и своих обычаев, вы покинули свои страны и общество, которое вас окружало, – вы пожертвовали всем ради сознания Кришны, так давайте же будем относиться к нему серьезно. Мы все хотим достичь результата. Наша цель не в духовных занятиях как таковых, цель жизни – обрести сознание Кришны. Это конечный результат, но как достичь его?

Мы повторяем Харе Кришна мантру, но все еще далеки от совершенства. Почему? Почему с нами ничего не происходит, и мы ничего не чувствуем? Может это обман, шарлатанство? – Нет, этому учат все священные книги Индии: Веды, Веданта, Упанишады, Пураны. Вся пятитысячелетняя культура является доказательством, а муни и риши, достигшие совершенства, – живым свидетельством. Прочтите «Махабхарату» и книги, подобные ей: в них даны замечательные советы и, следуя им, многие добились успеха. Почему же мы не добиваемся успеха? Пора найти причину. Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур, Шрила Бхактивинод Тхакур – все они пришли в этот мир и дали нам все необходимое, написав огромное количество книг. У нас есть все, все богатства сампрадаи Шри Чайтаньядева, но наши усилия по-прежнему бесплодны. Почему? Мы никого не хотим обманывать, мы хотим делать людям добро, или, по крайней мере, не причинять им вреда. Поэтому нужно очень серьезно относиться к духовной жизни и следовать указаниям Шрилы Гуру Махараджа. Прежде чем знакомиться с раса-таттвой, возвышенными лилами Шри Шри Радхи и Кришны, приступать к столь серьезным темам, необходимо стать готовым к восприятию, иначе совершенное, истинно духовное чувство к нам не придет.

(продолжение следует)

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования