«Трансцендентное знание и удачливые души». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Глава из книги «Потока вдохновения»


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Трансцендентное знание и удачливые души

 

Реплика: Как правило, знание получают из внешних источников, однако к Шриле Гуру Махараджу божественное знание всегда приходило из сердца.

 

Шрила Говинда Махарадж: Да, это правда, и это очень важно.

 

Шрила Гуру Махарадж несколько раз бывал в Бадарикашраме. Однажды, находясь там, из-за воспаления легких он слег в постель с высокой температурой. Меня рядом с ним не было, он уехал в сопровождении нескольких учеников и духовных братьев, которых очень уважал.

 

Тогда же в Бадарикашрам пришел известный пандит, чтобы провести диспут со Шрилой Гуру Махараджем, но, узнав о болезни, решил не беспокоить его. Он стал беседовать на философские темы с другими вайшнавами. Каждый из них обладал духовным знанием и находился на довольно высоком уровне, но ни один не смог одолеть заносчивого пандита.

 

Шрила Гуру Махарадж был в соседней комнате и слышал, что никто не может опровергнуть возражений и доводов пандита. Для него это было невыносимо. Несмотря на серьезную болезнь и сильный жар, он сел на кровати и попросил пригласить этого человека. Все были потрясены. Пандит почтительно предстал перед Шрилой Гуру Махараджем. «Я очень плохо себя чувствую, — сказал Шрила Гуру Махарадж, — но постараюсь ответить на твой вопрос». И пандит, как настоящий агностик, спросил: «Можете ли вы доказать, что душа пребывает в теле?»

 

В ответ Шрила Гуру Махарадж привел стих из «Шримад-Бхагаватам»: «Все хотят знать, существует ли душа, атма, или нет. Споры об этом не прекращаются до сих пор. Каждый высказывает свое мнение, но все эти мнения основаны на знании, полученном из внешнего мира. Но атма – это свет, способный открыть знание о себе. Душа дает энергию даже для наших споров о ней. Она — невидимый свет, разлитый в теле, и та сила, которая дает возможность видеть, ходить, говорить и прочее».

 

Услышав стих из «Шримад-Бхагаватам», пандит признал себя побежденным и смиренно признался: «Махарадж, я знал эту шлоку, но вы чувствуете атму, а я нет. Вы сразу ответили на мой вопрос, потому что видели атму, и в этом разница между нами».

 

Происшедшее так повлияло на пандита, что он принял прибежище лотосоподобных стоп Шрилы Гуру Махараджа и продолжил обсуждать с ним священные писания. Присутствующие были поражены тем, что всего за полминуты гордый и надменный пандит был повержен.

 

На этом примере становится понятным, что материальное знание и трансцендентное знание — не одно и то же. В этом мире мы получаем знания с помощью органов чувств, а трансцендентное знание открывается в нашем сердце, и его передает нам тот, чье сознание без остатка принадлежит божественному миру.

 

Вопрос: Будет ли трудно тому, у кого нет настоящей любви к Гуру, и кто не может служить ему, обрести духовное знание?

 

Шрила Говинда Махарадж: Да, это трудно, и оборачивается большой бедой, я был свидетелем этому не раз за те годы, что провел в миссии. Каждый из нас способен что-то понять, но наше понимание основано на опыте, приобретенном в материальном мире. Мы всё воспринимаем через призму материального видения. Такое видение развивалось у нас с детских лет, и даже если мы преуспели в какой-то области знания, все равно оно материально. Такие знания могут стать серьезным препятствием в духовной жизни. Подобные препятствия можно преодолеть только по милости Гуру.

 

Я провел в нашей миссии уже сорок лет, и естественно, что за это время мне многое пришлось повидать. Я не раз встречал препятствия на пути преданности, но у меня был могучий покровитель, и по его милости мне удалось преодолеть все трудности. Если моя вера в своего наставника велика, с чем бы дурным я ни соприкоснулся, я со всем справлюсь, и все будет благополучно.

 

В этом мире трудности есть у всех — мир несовершенен, но нельзя искать во всем изъяны. Когда я знакомлюсь с кем-то, зачем мне выискивать его недостатки? Наоборот, я должен стараться увидеть его хорошие качества. Так учил меня мой духовный наставник.

 

Если у меня настоящий духовный учитель, проблем не будет. По его милости я смогу следовать его наставлениям. Мне станет понятно: «Я падшая душа, и подлинная удача обходила меня стороной. Теперь же мне повезло, и удача пришла ко мне благодаря моему Гуру». Так постепенно я научусь видеть вещи такими, какие они есть.


брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.151)1

 

Удача приходит к нам через духовного наставника, и если мы безоговорочно верим в него, то преодолеем все. Мы обретем бесстрашие. Когда мой наставник со мной, меня не пугают никакие преграды. Я без страха прыгну в реку с высокого моста, ведь за мной присматривает мой наставник. Думая подобным образом и переняв от Гурудева такую веру, мы станем бхагьяван дживами, удачливыми душами.

 

Только по милости духовного наставника мы поймем природу преданности. Кришна предупреждает падшую душу: «Не оскорбляй Моих преданных, недооценивать их недопустимо. Ты не способен увидеть, на каком уровне они находятся, поэтому при каждой встрече с Моими преданными, поклонись им и постарайся получить их милость. Если хоть в какой-то мере у тебя это получится, самая большая удача придет к тебе».

 


1 «Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ, тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя служения в преданности».




←  «Гармония в разнообразии». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 1980-е годы. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Благословения». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 22 августа 2008 года. Лахта, Санкт-Петербург  →
Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Трансцендентное знание и удачливые души

 

Реплика: Как правило, знание получают из внешних источников, однако к Шриле Гуру Махараджу божественное знание всегда приходило из сердца.

 

Шрила Говинда Махарадж: Да, это правда, и это очень важно.

 

Шрила Гуру Махарадж несколько раз бывал в Бадарикашраме. Однажды, находясь там, из-за воспаления легких он слег в постель с высокой температурой. Меня рядом с ним не было, он уехал в сопровождении нескольких учеников и духовных братьев, которых очень уважал.

 

Тогда же в Бадарикашрам пришел известный пандит, чтобы провести диспут со Шрилой Гуру Махараджем, но, узнав о болезни, решил не беспокоить его. Он стал беседовать на философские темы с другими вайшнавами. Каждый из них обладал духовным знанием и находился на довольно высоком уровне, но ни один не смог одолеть заносчивого пандита.

 

Шрила Гуру Махарадж был в соседней комнате и слышал, что никто не может опровергнуть возражений и доводов пандита. Для него это было невыносимо. Несмотря на серьезную болезнь и сильный жар, он сел на кровати и попросил пригласить этого человека. Все были потрясены. Пандит почтительно предстал перед Шрилой Гуру Махараджем. «Я очень плохо себя чувствую, – сказал Шрила Гуру Махарадж, – но постараюсь ответить на твой вопрос». И пандит, как настоящий агностик, спросил: «Можете ли вы доказать, что душа пребывает в теле?»

 

В ответ Шрила Гуру Махарадж привел стих из «Шримад-Бхагаватам»: «Все хотят знать, существует ли душа, атма, или нет. Споры об этом не прекращаются до сих пор. Каждый высказывает свое мнение, но все эти мнения основаны на знании, полученном из внешнего мира. Но атма – это свет, способный открыть знание о себе. Душа дает энергию даже для наших споров о ней. Она – невидимый свет, разлитый в теле, и та сила, которая дает возможность видеть, ходить, говорить и прочее».

 

Услышав стих из «Шримад-Бхагаватам», пандит признал себя побежденным и смиренно признался: «Махарадж, я знал эту шлоку, но вы чувствуете атму, а я нет. Вы сразу ответили на мой вопрос, потому что видели атму, и в этом разница между нами».

 

Происшедшее так повлияло на пандита, что он принял прибежище лотосоподобных стоп Шрилы Гуру Махараджа и продолжил обсуждать с ним священные писания. Присутствующие были поражены тем, что всего за полминуты гордый и надменный пандит был повержен.

 

На этом примере становится понятным, что материальное знание и трансцендентное знание – не одно и то же. В этом мире мы получаем знания с помощью органов чувств, а трансцендентное знание открывается в нашем сердце, и его передает нам тот, чье сознание без остатка принадлежит божественному миру.

 

Вопрос: Будет ли трудно тому, у кого нет настоящей любви к Гуру, и кто не может служить ему, обрести духовное знание?

 

Шрила Говинда Махарадж: Да, это трудно, и оборачивается большой бедой, я был свидетелем этому не раз за те годы, что провел в миссии. Каждый из нас способен что-то понять, но наше понимание основано на опыте, приобретенном в материальном мире. Мы всё воспринимаем через призму материального видения. Такое видение развивалось у нас с детских лет, и даже если мы преуспели в какой-то области знания, все равно оно материально. Такие знания могут стать серьезным препятствием в духовной жизни. Подобные препятствия можно преодолеть только по милости Гуру.

 

Я провел в нашей миссии уже сорок лет, и естественно, что за это время мне многое пришлось повидать. Я не раз встречал препятствия на пути преданности, но у меня был могучий покровитель, и по его милости мне удалось преодолеть все трудности. Если моя вера в своего наставника велика, с чем бы дурным я ни соприкоснулся, я со всем справлюсь, и все будет благополучно.

 

В этом мире трудности есть у всех – мир несовершенен, но нельзя искать во всем изъяны. Когда я знакомлюсь с кем-то, зачем мне выискивать его недостатки? Наоборот, я должен стараться увидеть его хорошие качества. Так учил меня мой духовный наставник.

 

Если у меня настоящий духовный учитель, проблем не будет. По его милости я смогу следовать его наставлениям. Мне станет понятно: «Я падшая душа, и подлинная удача обходила меня стороной. Теперь же мне повезло, и удача пришла ко мне благодаря моему Гуру». Так постепенно я научусь видеть вещи такими, какие они есть.


брахма̄н̣д̣а бхрамите кона бха̄гйава̄н джӣва
гуру-кр̣ш̣н̣а-праса̄де па̄йа бхакти-лата̄-бӣджа

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 17.151)1

 

Удача приходит к нам через духовного наставника, и если мы безоговорочно верим в него, то преодолеем все. Мы обретем бесстрашие. Когда мой наставник со мной, меня не пугают никакие преграды. Я без страха прыгну в реку с высокого моста, ведь за мной присматривает мой наставник. Думая подобным образом и переняв от Гурудева такую веру, мы станем бхагьяван дживами, удачливыми душами.

 

Только по милости духовного наставника мы поймем природу преданности. Кришна предупреждает падшую душу: «Не оскорбляй Моих преданных, недооценивать их недопустимо. Ты не способен увидеть, на каком уровне они находятся, поэтому при каждой встрече с Моими преданными, поклонись им и постарайся получить их милость. Если хоть в какой-то мере у тебя это получится, самая большая удача придет к тебе».

 


1 «Согласно своей карме все живые существа блуждают по вселенной. Одни из них поднимаются до высших планетных систем, другие опускаются на низшие. Из многих миллионов блуждающих живых существ, тот, кто очень удачлив, получает по милости Кришны возможность общаться с подлинным духовным учителем. По милости Кришны и духовного учителя он обретает семя служения в преданности».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования