«Призыв Шри Чайтаньядева» (часть 1). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Глава из книги «Поток вдохновения»


Russian


анйера хр̣дайа — мана, мора мана — вр̣нда̄вана,
          ’мане’ ’бане’ эка кари’ джа̄ни
та̄н̇ха̄ тома̄ра пада-двайа, кара̄ха йади удайа,
         табе тома̄ра пӯрн̣а кр̣па̄ ма̄ни

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.137)1

Дживы в материальном мире постоянно испытывают много беспокойств. Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати прикладывал усилия для их очищения. То, что он делал, можно сравнить с уборкой Гундича-марджаны, храма Господа. Это первое, что он сделал в мире майи.

Сердце должно стать чистым, как Вриндаван. В нем не должно быть «непроходимых джунглей». В джунглях множество сорняков, но их нет во Вриндаване. Вриндаван безукоризненно чист. Всевышнему нужно поклоняться с чистым сердцем. Дружить с майей ради услаждения чувств и одновременно приглашать в сердце Бога — верх лицемерия. Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур боролись с подобным изо всех сил.

Оба они начали с проповеди Святого Имени. В Бенгалии в то время к Имени Бога обращались многие, но под воздействием гашиша. Некоторые часами повторяли святые имена. Таких почитателей Харинама в Бенгалии было много, но подлинной чистотой не обладал никто. Это привело к тому, что сампрадая Махапрабху, основанная Им традиция передачи духовного знания, пришла в упадок. Само слово «вайшнав» люди произносили с отвращением. Неда, дарабеша, сани, аул, баул, карттабхаджа и подобные им секты до такой степени исказили возвышенное и сокровенное учение Махапрабху о божественном совершенстве, что люди утратили к Нему всякое уважение. На слова «У дверей вайшнав», хозяин дома обычно отвечал: «Дай ему пригоршню риса и выпроводи». Так относились к вайшнавам обычные люди.

Подлинная же вайшнава-дхарма — это джайва-дхарма. Это сама природа души, ее божественное происхождение. Чтобы возродить в мире истинную религию вайшнавов, Бхактивинод Тхакур написал книгу, которую так и назвал — «Джайва-дхарма».

джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ’тат̣астха̄-ш́акти’ ’бхеда̄бхеда прака̄ш́а’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)

Шри Чайтанья Махапрабху учил: «По своей сути души — вечные слуги Кришны. Будучи пограничной энергией Кришны, они и отличны, и неотличны от Него».

Это духовное знание возродил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами. Оно существовало и до него, скрытое в священных книгах, а он заново открыл его людям. Его уникальным вкладом стала дайва-варнашрама-дхарма, учение об общественном устройстве, основанном на принципах божественной религии и правильном толковании священных книг: даива-варн̣а̄ш́рама-дхарма, хари-бхакти йа̄ра марма, ш́а̄стра йукти карила ниш́чайа2. То, что в материальном мире выдается за религию, — по сути своей асура-варнашрама, демонизм, а дайва-варнашрама-дхарма пронизана духом богопочитания. Существует много разных видов служения с преданностью, но цель у них одна — во всем угождать Господу.

Ш́раван̣ам̇ кӣрттанам̇ вишн̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам3. Слушать повествования о Господе и внимать звукам Его Имени, возносить Ему хвалу, помнить о Нем — у всех этих практик одна цель: поклонение Господу. На начальной ступени духовного развития эти практики известны как различные грани дайва-варнашрамы. Мирские же узы, когда сына брахмана считают брахманом, сына шудры — шудрой, иллюзорны.

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇,
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣

(Бхагавад-гита, 4.13)

«Это Я разделил общество на четыре касты. О том, кто к какой касте принадлежит, судят по его качествам и делам».

Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур показал нам: подлинно религиозное устройство общества, варнашрама-дхарма, предназначено для того, чтобы дать людям возможность поклоняться Господу. Над варнашрама-дхармой возвышается вайшнавизм, или джайва-дхарма, божественная жизнь души, ее религия. Это и есть тот принцип, в соответствии с которым Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами распространял вайшнавизм в этом мире. Вайшнав всегда выше брахмана, всегда превосходит его. Таково его истинное положение. Брахман никогда не сможет подняться на одну ступень с ним. Вайшнав живет в другом мире — в божественном мире служения. Это сева-майя-бхумика или ниргуна-бхумика, сфера трансцендентного. А варнашрама-дхарма относится к сагуна-бхумике, мирской сфере, где властвуют три гуны материальной природы. Однако путь к трансцендентному миру начинается с варнашрама-дхармы.

варн̣а̄ш́рама̄ч а̄равата̄
пурушен̣а парах̣ пума̄н
вишн̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄
на̄нйат тат-тоша-ка̄ран̣ам

(«Вишну-пурана», 3.8.9)

«Поклоняться всемогущему Вишну может лишь тот, кто исполняет свой долг перед обществом и свой религиозный долг (варнашрама-дхарму и ашрама-дхарму). (В этом мире) Бога иначе не умилостивить».

Такие наставления предназначены для того, чтобы привести людей к поклонению Господу Кришне. Но вайшнавы уже пребывают в трансцендентном мире. Так, почитая прасад, вы не просто едите рис, овощи и пьете воду. Вы едите и пьете то, что было предложено Кришне, и потому не навлекаете на себя греха. Преданный Кришны все предлагает Ему для Его удовольствия.

твайопабхукта-сраг-гандха-
ва̄со ’лан̇ка̄ра-чарчита̄х̣
учхишт̣а-бходжино да̄са̄с
тава ма̄йа̄м̇ джайема хи

(«Шримад-Бхагаватам», 11.6.46)

«О Господь, умащая себя маслами, одевая гирлянды и одежды, которыми раньше наслаждался Ты, и вкушая остатки Твоей трапезы, мы, Твои слуги, сумеем преодолеть Твою майю».

И тогда нам откроется скрытое в нас вечно живое и радостное начало (сат-чид-анандамайа). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами в очередной раз показал миру то, что вечно и неувядаемо. До его прихода в этот мир люди, быть может, и повторяли Имя Бога, но как? Он же, когда пришло время, возродил истинную традицию харинамы.

пр̣тхивӣте йата катха̄ дхарма-на̄ме чале
бха̄гавата кахе сага парипӯн̣а чхале4

Он объявил майе тотальную войну. То, что в этом мире выдается за религию, не является ею. Мы души, дживы. Кришна, словно огромное солнце, а мы — исходящие от Него лучи. Луч неразрывно связан с солнцем. Такова его природа. Кришну можно сравнить также с огромным магнитом, а нас — с железными стружками. Поэтому Его Имя — Кришна. «Криш» значит «притягивать к Себе», а «на» — «приносить радость». Он притягивает нас к Себе и наполняет радостью: каршан вен̣у-сванаир гопӣр гопӣна̄тхах̣ ш́рийе ’сту нах̣5.

Все это — дар Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шанкарачарья, Будда, Рамануджа, Нимбадитья, Мадхавачарья и многие другие ачарьи одарили этот мир милостью Господа, но Чайтанья Махапрабху превзошел их всех. Иллюзорный мир скрыл от людей Его дар, и тогда пришел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами, отыскал этот божественный бриллиант, очистил его и показал миру. Он разъяснил, в чем истинная суть вайшнава-дхармы, и теперь уже никто не станет осуждать ее, называя низкопробной религией. Все будут вынуждены признать, что это величайшее из всех религиозно-философских учений.

(продолжение следует)

 


1 «Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: Для большинства людей ум и сердце суть одно, но поскольку Мой ум не отделен от Вриндавана, Я считаю, что Мой ум и Вриндаван суть одно. А так как Ты подобна Вриндавану, то, пожалуйста, осени его Своими лотосоподобными стопами. Я мечтаю об этой Твоей беспричинной милости».

2 «Ты [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] показал, что преданность Господу Хари в рамках дайва-варнашрама-дхармы определенно является целью богооткровенных писаний…» (Гопал Говинда Маханта «Ачарья вандана», 10).

3 «[Махараджа Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

4 «Как утверждается в  “Шримад-Бхагаватам” [1.1.2], все учения в мире, именуемые дхармой, полностью обманчивы» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Джайва-дхарма», глава 40, «Пхала Шрути»).

5 Ш́рӣма̄н ра̄са-раса̄рамбхӣ вам̇ш́ӣ-ват̣а-тат̣а-стхитах̣ / каршан вен̣у-сванаир гопӣр гопӣ-на̄тхах̣ ш́рийе ’сту нах̣ — «Шри Гопинатх, дарующий сокровище расы, стоит на берегу реки Ямуна в особом месте, известном как Вамшивата. Здесь сладостная и мелодичная игра Его флейты естественным образом привлекает сердца девушек-пастушек Враджа Дхамы. Пусть же этот очаровательный Господь заключит нас в Свои дарующие благо объятия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.17; Мадхья-лила, 1.5; Антья-лила, 1.7).




←  «Как избавиться от гордыни?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 20 декабря 2011 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· Последняя программа 2011 года в Донецке  →

Russian


анйера хр̣дайа — мана, мора мана — вр̣нда̄вана,
          ’мане’ ’бане’ эка кари’ джа̄ни
та̄н̇ха̄ тома̄ра пада-двайа, кара̄ха йади удайа,
         табе тома̄ра пӯрн̣а кр̣па̄ ма̄ни

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.137)1

Дживы в материальном мире постоянно испытывают много беспокойств. Прабхупада Шрила Бхактисиддханта Сарасвати прикладывал усилия для их очищения. То, что он делал, можно сравнить с уборкой Гундича-марджаны, храма Господа. Это первое, что он сделал в мире майи.

Сердце должно стать чистым, как Вриндаван. В нем не должно быть «непроходимых джунглей». В джунглях множество сорняков, но их нет во Вриндаване. Вриндаван безукоризненно чист. Всевышнему нужно поклоняться с чистым сердцем. Дружить с майей ради услаждения чувств и одновременно приглашать в сердце Бога — верх лицемерия. Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур боролись с подобным изо всех сил.

Оба они начали с проповеди Святого Имени. В Бенгалии в то время к Имени Бога обращались многие, но под воздействием гашиша. Некоторые часами повторяли святые имена. Таких почитателей Харинама в Бенгалии было много, но подлинной чистотой не обладал никто. Это привело к тому, что сампрадая Махапрабху, основанная Им традиция передачи духовного знания, пришла в упадок. Само слово «вайшнав» люди произносили с отвращением. Неда, дарабеша, сани, аул, баул, карттабхаджа и подобные им секты до такой степени исказили возвышенное и сокровенное учение Махапрабху о божественном совершенстве, что люди утратили к Нему всякое уважение. На слова «У дверей вайшнав», хозяин дома обычно отвечал: «Дай ему пригоршню риса и выпроводи». Так относились к вайшнавам обычные люди.

Подлинная же вайшнава-дхарма — это джайва-дхарма. Это сама природа души, ее божественное происхождение. Чтобы возродить в мире истинную религию вайшнавов, Бхактивинод Тхакур написал книгу, которую так и назвал — «Джайва-дхарма».

джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ’тат̣астха̄-ш́акти’ ’бхеда̄бхеда прака̄ш́а’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)

Шри Чайтанья Махапрабху учил: «По своей сути души — вечные слуги Кришны. Будучи пограничной энергией Кришны, они и отличны, и неотличны от Него».

Это духовное знание возродил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами. Оно существовало и до него, скрытое в священных книгах, а он заново открыл его людям. Его уникальным вкладом стала дайва-варнашрама-дхарма, учение об общественном устройстве, основанном на принципах божественной религии и правильном толковании священных книг: даива-варн̣а̄ш́рама-дхарма, хари-бхакти йа̄ра марма, ш́а̄стра йукти карила ниш́чайа2. То, что в материальном мире выдается за религию, — по сути своей асура-варнашрама, демонизм, а дайва-варнашрама-дхарма пронизана духом богопочитания. Существует много разных видов служения с преданностью, но цель у них одна — во всем угождать Господу.

Ш́раван̣ам̇ кӣрттанам̇ вишн̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам3. Слушать повествования о Господе и внимать звукам Его Имени, возносить Ему хвалу, помнить о Нем — у всех этих практик одна цель: поклонение Господу. На начальной ступени духовного развития эти практики известны как различные грани дайва-варнашрамы. Мирские же узы, когда сына брахмана считают брахманом, сына шудры — шудрой, иллюзорны.

ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇,
гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣

(Бхагавад-гита, 4.13)

«Это Я разделил общество на четыре касты. О том, кто к какой касте принадлежит, судят по его качествам и делам».

Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур показал нам: подлинно религиозное устройство общества, варнашрама-дхарма, предназначено для того, чтобы дать людям возможность поклоняться Господу. Над варнашрама-дхармой возвышается вайшнавизм, или джайва-дхарма, божественная жизнь души, ее религия. Это и есть тот принцип, в соответствии с которым Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами распространял вайшнавизм в этом мире. Вайшнав всегда выше брахмана, всегда превосходит его. Таково его истинное положение. Брахман никогда не сможет подняться на одну ступень с ним. Вайшнав живет в другом мире — в божественном мире служения. Это сева-майя-бхумика или ниргуна-бхумика, сфера трансцендентного. А варнашрама-дхарма относится к сагуна-бхумике, мирской сфере, где властвуют три гуны материальной природы. Однако путь к трансцендентному миру начинается с варнашрама-дхармы.

варн̣а̄ш́рама̄ч а̄равата̄
пурушен̣а парах̣ пума̄н
вишн̣ур а̄ра̄дхйате пантха̄
на̄нйат тат-тоша-ка̄ран̣ам

(«Вишну-пурана», 3.8.9)

«Поклоняться всемогущему Вишну может лишь тот, кто исполняет свой долг перед обществом и свой религиозный долг (варнашрама-дхарму и ашрама-дхарму). (В этом мире) Бога иначе не умилостивить».

Такие наставления предназначены для того, чтобы привести людей к поклонению Господу Кришне. Но вайшнавы уже пребывают в трансцендентном мире. Так, почитая прасад, вы не просто едите рис, овощи и пьете воду. Вы едите и пьете то, что было предложено Кришне, и потому не навлекаете на себя греха. Преданный Кришны все предлагает Ему для Его удовольствия.

твайопабхукта-сраг-гандха-
ва̄со ’лан̇ка̄ра-чарчита̄х̣
учхишт̣а-бходжино да̄са̄с
тава ма̄йа̄м̇ джайема хи

(«Шримад-Бхагаватам», 11.6.46)

«О Господь, умащая себя маслами, одевая гирлянды и одежды, которыми раньше наслаждался Ты, и вкушая остатки Твоей трапезы, мы, Твои слуги, сумеем преодолеть Твою майю».

И тогда нам откроется скрытое в нас вечно живое и радостное начало (сат-чид-анандамайа). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами в очередной раз показал миру то, что вечно и неувядаемо. До его прихода в этот мир люди, быть может, и повторяли Имя Бога, но как? Он же, когда пришло время, возродил истинную традицию харинамы.

пр̣тхивӣте йата катха̄ дхарма-на̄ме чале
бха̄гавата кахе сага парипӯн̣а чхале4

Он объявил майе тотальную войну. То, что в этом мире выдается за религию, не является ею. Мы души, дживы. Кришна, словно огромное солнце, а мы — исходящие от Него лучи. Луч неразрывно связан с солнцем. Такова его природа. Кришну можно сравнить также с огромным магнитом, а нас — с железными стружками. Поэтому Его Имя — Кришна. «Криш» значит «притягивать к Себе», а «на» — «приносить радость». Он притягивает нас к Себе и наполняет радостью: каршан вен̣у-сванаир гопӣр гопӣна̄тхах̣ ш́рийе ’сту нах̣5.

Все это — дар Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Шанкарачарья, Будда, Рамануджа, Нимбадитья, Мадхавачарья и многие другие ачарьи одарили этот мир милостью Господа, но Чайтанья Махапрабху превзошел их всех. Иллюзорный мир скрыл от людей Его дар, и тогда пришел Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами, отыскал этот божественный бриллиант, очистил его и показал миру. Он разъяснил, в чем истинная суть вайшнава-дхармы, и теперь уже никто не станет осуждать ее, называя низкопробной религией. Все будут вынуждены признать, что это величайшее из всех религиозно-философских учений.

(продолжение следует)

 


1 «Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: Для большинства людей ум и сердце суть одно, но поскольку Мой ум не отделен от Вриндавана, Я считаю, что Мой ум и Вриндаван суть одно. А так как Ты подобна Вриндавану, то, пожалуйста, осени его Своими лотосоподобными стопами. Я мечтаю об этой Твоей беспричинной милости».

2 «Ты [Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур] показал, что преданность Господу Хари в рамках дайва-варнашрама-дхармы определенно является целью богооткровенных писаний…» (Гопал Говинда Маханта «Ачарья вандана», 10).

3 «[Махараджа Прахлада сказал:] Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу [то есть служить Ему телом, умом и речью] — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

4 «Как утверждается в  “Шримад-Бхагаватам” [1.1.2], все учения в мире, именуемые дхармой, полностью обманчивы» (Шрила Бхактивинод Тхакур «Джайва-дхарма», глава 40, «Пхала Шрути»).

5 Ш́рӣма̄н ра̄са-раса̄рамбхӣ вам̇ш́ӣ-ват̣а-тат̣а-стхитах̣ / каршан вен̣у-сванаир гопӣр гопӣ-на̄тхах̣ ш́рийе ’сту нах̣ — «Шри Гопинатх, дарующий сокровище расы, стоит на берегу реки Ямуна в особом месте, известном как Вамшивата. Здесь сладостная и мелодичная игра Его флейты естественным образом привлекает сердца девушек-пастушек Враджа Дхамы. Пусть же этот очаровательный Господь заключит нас в Свои дарующие благо объятия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.17; Мадхья-лила, 1.5; Антья-лила, 1.7).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования