«Навадвипа-дхама-махатмья». Глава 18. Путешествие во Вриндавану. Аудиокнига Шрилы Бхактивинода Тхакура

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 31.8 МБ)

Навадвипа-дхама-махатмья

Шрила Бхактивинода Тхакур

Глава восемнадцатая
Путешествие во Вриндавану

 

Слава сыну Шачи — Господу Шри Чайтанье Махапрабху! Слава сыну Падмавати и душе Джахнавы Деви — Шри Нитьянанде Прабху! Слава супругу Ситы, Адвайте Ачарье! Слава Гададхаре Пандиту! Слава Шривасу Тхакуру и всем преданным Господа!

Являя глубочайшие истины в ответ на вопрос Шри Дживы, Нитьянанда Прабху так обратился ко всем собравшимся преданным: «Слушай Меня, о Джива! Как Вриндавана, так и Навадвипа являются прибежищем неисчислимых множеств преданных. Преодолевшие океан материальной природы, очистившиеся от скверны души счастливо ведут здесь жизнь приближенных Кришны. В противоположность материальному миру эта обитель вечна, нематериальна и полностью сознательна. Тебе следует знать, что дома, врата, реки и ручьи, леса и дворы домов здесь всецело духовны и обладают пленительной красотой. Эта блаженная, пребывающая вне материальной природы местность непоколебимо основывается на непостижимой и необъятно милосердной энергии бытия (сандхини).

И благодаря могуществу Господа, та святая земля низошла сюда, в Навадвипа Дхаму — ведь величайшее из желаний Кришны есть освобождение и спасение всех душ. Но поскольку ничто материальное — будь то вещь или личность — не может оказаться в пределах этого духовного царства, слой темной материи, преграда ложных представлений, служит как бы защитным покровом для защиты ее от материалистов. И хотя несведущему может казаться, что в Дхаме живут существа, не имеющие отношений со Шри Чайтаньей, в действительности считающие так люди просто живут под защитным покровом иллюзии — они неспособны видеть всей полноты истины. В точности как пчела, летая вокруг кувшина меда, не может отведать этого меда и тщетно бьется о стеклянную стенку, так и материалисту не дано постичь сокровенной сладости святой Дхамы. Пусть кто-то полагает, что находится в Навадвипе — Праудха-майя надежно хранит святую Дхаму вдалеке от подобной личности. Если же кто-то, по великой удаче, установит надлежащие отношения с преданным, он вскоре обретет связь со Шри Чайтаньей. О сын Валлабхи, взаимоотношения между душой и Всевышним Господом есть глубокая тайна: это сокровище, которое весьма нелегко узреть пребывающим в рабстве душам. И пусть кто-то с мнимой любовью призывает имя Шри Чайтаньи: если это не подлинные отношения, он по-прежнему связан узами материального мира. Такой человек живет под иллюзорным покровом Дхамы и никогда не обретет чистой преданности. Такие люди — не более чем притворщики, что обманывают себя и себе подобных. У них нет смирения, они полны гордыни и мнят себя достигшими совершенства великими душами. Великой силой милости преданных даже такие падшие личности могут оставить свою гордыню и возносить преданное служение Господу. Следует считать себя ниже листка травы и быть терпеливее дерева; нужно выражать почтение всем существам, не ожидая себе почтения от других. Если человек наделен такими качествами и воспевает славу Господа, Шри Чайтанья Махапрабху лично явится в его сердце и установит должные взаимоотношения с его душой.

Известны пять видов взаимоотношений души с Кришной: отношения нейтральные и отношения слуги, дружеские и родительские, а также супружеские отношения. Поклоняющиеся Шри Чайтанье в сладости нейтральных отношений или отношений слуги постепенно осознают наивысшую сладость дружеских, родительских или супружеских отношений с Господом. На пути совершенствования любви к Кришне у преданного пробуждаются различные особые склонности — эти особые настроения перерастают в преобладающий тип отношений души с Кришной.

Кто бы ни говорил о существовании материального различия между Шри Кришной и Шри Чайтаньей — это низкий и недостойный человек; ему никогда не достичь святых взаимоотношений с Кришной. В противоположность ему всякий обладатель истинно благочестивых качеств (первым из которых является смирение), избирающий общество преданных, прежде всего будет поклоняться Шри Чайтанье в отношениях дасья — отношениях слуги и господина. Постепенно преданный совершенствует этот тип поклонения; именно на этой стадии преданные зовут Шри Чайтанью „Махапрабху“.

Если же вслед за этим преданный поднимается до любви к Господу в настроении Вриндаваны, его поклонение Шри Чайтанье становится поклонением Радхе и Кришне. Радха и Кришна стали едины и низошли на Землю как Шри Гауранга, и в Нем всецело присутствует всё, происходящее между Радхой и Кришной. Когда состояние слуги достигает зрелости в сердце живой души, то естественным образом развивается сладость Вриндаваны, и тогда форма Гаурахари в Навадвипе становится формой Радхи и Кришны во Вриндаване, а нектар Их вечных игр переполняет существо преданного; вот каким образом вступает он в сферу вечных игр Радхи-Кришны во Вриндаване.

Навадвипа и Вриндавана — одно и то же, хотя каждая из них обладает неповторимыми духовными качествами. Материалисты слепы к духовной жизни и не могут видеть глубокой связи между Навадвипой и Вриндаваной, их непостижимого единства и отличия. Отношения между Вриндаваной и Навадвипой коренятся в глубочайших взаимоотношениях Шри Кришны и Чайтаньи, и Кришна с Чайтаньей также одновременно равны, но и различны. Если человек развил в себе вкус к возвышенной сладости духовной любви, он может видеть Радху и Кришну в Шри Чайтанье Махапрабху.

О сын Валлабхи, уже недалек тот час, когда Рупа и Санатана откроют тебе все эти истины. Теперь же Сам Господь наградил тебя правом вступить в пределы Вриндаваны. Не медли и отправляйся туда, о Джива

Сказав это, всемилостивый Нитьянанда поместил Свои лотосные стопы на голову склонившегося перед Ним Дживы Госвами, наделяя того великой священной силой, и в ту же секунду Джива Госвами ощутил столь великую любовь к Господу, что сознание покинуло его. Он какое-то время лежал без чувств у стоп Нитьянанды.

Там же, на дворе Шривасы, признаки экстаза во всей своей полноте проявились на теле Дживы, и в отчаянии он зарыдал: «О, как несчастен я, неспособный видеть деяний Господа в Навадвипе! Целью Его удивительных дел было освобождение душ, связанных в материальном мире, а я не в силах видеть Его удивительных игр, я без пользы трачу дни своей жизни!»

Прослышав, что Джива Госвами вскоре отбудет во Вриндавану и желая проститься с ним, многие преданные пришли на двор Шривасы Тхакуры. Старшие преданные дали ему свои благословения, а более молодые просили его милости. Затем, сложив ладони у груди, Джива сказал на прощание: «О дорогие преданные, благоволите простить мне все мои оскорбления! Все вы — слуги Шри Чайтаньи Махапрабху и являетесь Гуру для всего мира. О чудодейственные древа преданности, даруйте этой незначительной душе вашу милость! Да будет мой ум постоянно пленен Шри Чайтаньей Махапрабху, и да будет милость Нитьянанды моей целью жизни всегда, рождение за рождением! Неразумным ребенком я когда-то опрометчиво покинул дом, но вы — мои друзья, и вы поддержали меня, ибо без милости подобных вам преданных никто не сможет достичь Кришны. Вот почему я прошу у вас пыли с ваших лотосных стоп».

Такими словами Джива восславил каждого из преданных, находившихся во дворе Шривасы Тхакуры, и смиренно поклонился им всем. Вслед за тем, с дозволения Нитьянанды, Джива Госвами прошел в дом Джаганнатхи Мишры, и там, у лотосных стоп Шачидеви, с сердцем, переполненным энергией духовных чувств, он принял ее указание идти во Вриндавану. Даровав ему все свои благословения и пыль со своих лотосных стоп, Шачидеви сердечно простилась с отправлявшимся во Вриндавану Дживой Госвами.

Вновь и вновь проливая слезы, Джива Госвами переправился через реку Гангу и, горестно выкликая имя Шри Чайтаньи, он непоколебимо продолжал свой путь: указание Господа было для него превыше всего. Наконец, он достиг границы святой земли. Предложив поклоны святой Навадвипе, он вышел за ее пределы и оставил Дхаму позади себя. Так началось его долгое странствие во Вриндавану. И вдруг весь священный край Вриндаваны, с его прекрасной рекой Ямуной, внезапно пробудился в его сердце, и рядом с собой он ощутил присутствие своих любимых братьев — Рупы и Санатаны Госвами.

Однажды ночью, все еще находясь на пути во Вриндавану, отдыхая после долгой дороги, он увидел чудесный сон. Шри Чайтанья пришел к нему и сказал следующее: «О Джива, ступай в Матхуру. Там столь дорогие Мне ты и твои братья должны сообща явить людям святые писания, открывающие им тайны преданного служения. Посвятите свою жизнь служению Мне, и вы всегда сможете видеть Мои деяния во Врадже».

Пробудившись от своего сна и ощущая великую радость, Джива поспешил во Вриндавану. Невозможно описать все величие деяний, совершенных там Дживой Госвами.

Внимая этой истории, преданные озарятся великой радостью.

Это повествование о паломничестве по великой земле Навадвипы было записано несчастным смиренным Бхактивинодой. Я посылаю лишь одну мольбу к стопам всех вайшнавов: «О вайшнавы, да окрепнет моя связь со Шри Чайтаньей, и в своей милости позвольте мне стать обитателем Навадвипа Дхамы. Это единственная моя просьба. Я низменный червь в тесной норе материализма, лишенный преданности, полный вожделения, утративший разум от гнева. Если вы не сжалитесь надо мной, как может столь низменный слуга майи обрести какую-то связь со Шри Чайтаньей?»

О Навадвипа Дхама, даруй мне свою милость, проявись в моем сердце. Лишь тогда я смогу избегнуть цепких когтей заблуждения. О Праудха-майя, богиня, защитница святой Дхамы, ты — олицетворенное милосердие, единственная надежда всех, кто преодолевает трудности, проистекающие из заблуждения. О Вриддха Шива, защитник святой обители Навадвипы, будь милостив ко мне и позволь святой Дхаме открыться моему взору. О обитатели Навадвипы, искренние приверженцы Шри Чайтаньи, великодушно поместите ваши святые стопы на мою грешную голову. Пожалуйста, прислушайтесь к этой моей молитве, чтобы я смог быстро найти прибежище у лотосных стоп Шри Чайтаньи.

Возложив себе на голову указание Шри Нитьянанды и Джахнавы Деви, весьма низменный и глубоко падший, я описал здесь славу святой Навадвипа Дхамы. И поскольку это Они повелели мне написать сию книгу, и поскольку она изобилует именами Шри Гауранги, Нитьянанды и святой Навадвипы, при всем моем несовершенстве на мне нет вины за какой-то грех. О преданные! При чтении этой работы, пожалуйста, сорвите с нее тот драгоценный плод, который придаст больше силы вашему паломничеству. Если кто-то читает ее при совершении парикрамы, результаты его странствия возрастут стократно — таково заключение священных писаний.

Так воспел славу Навадвипа Дхамы Бхактивинода Тхакура, взирающий на себя как на низменного, грешного и недостойного, но стремящийся к благотворной тени лотосных стоп Шри Нитая и Джахнавы.

 

← «Служение в Навадвипе». Шрипад Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 8 марта 2016 года. Томск, Гирирадж Ашрам ·• Архив новостей •· «Капли нектара | Гауда | Земля нектара». Фрагмент беседы Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа. 1980-е годы. Навадвип Дхам, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования