«Навадвипа-дхама-махатмья». Глава 13. Ритудвипа и Джахнудвипа. Аудиокнига Шрилы Бхактивинода Тхакура

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 26.3 МБ)

Навадвипа-дхама-махатмья

Шрила Бхактивинода Тхакур

Глава тринадцатая
Ритудвипа и Джахнудвипа

 

Слава Шри Чайтанье! Слава Нитьянанде! Слава Адвайта Ачарье и Гададхаре Пандиту! Слава Шривасе Тхакуре! Слава Навадвипа Дхаме и великому океану киртаны!

Придя в Видьянагару, Шри Нитьянанда так объяснил Дживе Госвами ее значение: «В конце жизни вселенной приходит час, когда весь мир погружается в воды потопа, но даже тогда вечной обители Навадвипы не грозят никакие беды — приняв форму восьмилепесткового лотоса, она в полной безопасности плавает по поверхности космических вод. Там, в глубине этого лотоса, найдут убежище все аватары и Их приверженцы. И в какой-то момент этой гибели мира Матсья-аватара — воплощение Бога в образе рыбы, спасая Веды, принесет их в Видьянагару в Ритудвипе. Оттого-то, что Веды содержат в себе все знание — видью, и те Веды найдут здесь свое прибежище, местность эта и носит название Видьянагара („страна знания“). Здесь, в Видьянагаре, Господь явил Свою милость Брахме. Было время, когда Брахма в ужасе взирал на расстилавшийся перед ним опустошенный космос. Побуждаемый внутренним импульсом создать вселенную, он начал славить Господа. И как только Брахма отверз свои лотосные уста, желая произнести молитвы, с языка его родилась прекрасная богиня наук Сарасвати. С ее помощью Брахма благополучно и самыми замечательными словами восславил Господа.

А в период сотворения майя — ввергающая в заблуждение энергия Господа, пересекает реку Вираджа — разделительный рубеж между материальным и духовным мирами. Она набрасывает на мир сеть своих энергий, принимающих форму трех начал материальной природы: благости, страсти и неведения. С великим трудом мудрецы одерживают победу над этими силами, и по изучении ими шестидесяти четырех отраслей знания они находят себе место в различных областях мира. Однако все отрасли знания вечно пребывают в этой священной местности, известной как Видьянагара. Именно здесь, милостью Нарады, Валмики воспринял свою „Рамаяну“. Здесь к Дханвантари низошла наука врачевания — Аюрведа, а Вишвамитра и прочие обрели здесь науку военного искусства, Дханурведу. Здесь Шаунака и риши декламировали ведические мантры, а Господь Шива обсуждал здесь тантру. Здесь по просьбе риши Брахма создал четыре Веды; именно здесь Капила разработал философию аналитического исследования, санкхью, и здесь Гаутама передал людям науку логики. Здесь Кáнада выдвинул „философию атомов“ — вайшешику, а Патанджали записал йога-сутры. Именно здесь Джаймини записал мимамса-шастру, содержащую его философию кармы. Именно здесь Ведавьяса составлял Пураны, и пятеро риши во главе с Нарадой написали здесь „Панчаратру“, наставляющую в практике преданного служения.

С незапамятных времен принявшие в этом лесу личностный облик Упанишады поклонялись Шри Чайтанье. Некогда, оставаясь невидимым, Шри Чайтанья сказал им: „Все вы осквернены своей философией лишенного форм Абсолюта. Как шрути вы не признаете Меня, однако когда Я появлюсь на земле в образе Моего преданного, вы собственными глазами узрите Мои нематериальные деяния. Тогда вы громко запоете Мне хвалу, и с тех пор, прославляя Господа, вы станете воспевать Его как Обладателя качеств и образа“. При этих словах олицетворенные Упанишады были настолько ошеломлены, что с тех, весьма древних времен, и вплоть до прихода Господа они скрывались здесь, ожидая Его явления».

Нитьянанда продолжал: «Воистину благословенна эта эпоха Кали, когда на Земле появляется золотая аватара Шри Чайтаньи Махапрабху. Прослышав, что близится время, когда Шри Чайтанья совершит в Навадвипе подвиги поразительной учености, Брихаспати, многосведущий Гуру полубогов, потерял интерес к небесной обители и вместе с приближенными покинул небо. Счастливо приняв рождение на Земле в теле Васудевы Сарвабхаумы, Брихаспати с величайшим усердием старался ублаготворить Господа. Учредив в Видьянагаре собственную школу, Сарвабхаума Бхаттачарья принялся учить людей философии. Опасаясь обременить Шри Чайтанью холодным, бесчувственным знанием и тем самым ввести Его в заблуждение, он покинул своих учеников и еще до рождения Шри Чайтаньи оставил Надию. Рассудив: «Если я действительно слуга Шри Чайтаньи, Он безусловно придет ко мне и дарует мне Свою милость», Сарвабхаума поселился в Джаганнатха Пури и стал влиятельным наставником „безличностной“ философской школы.

Между тем, под маской логика, Шри Чайтанья — в то время еще Нимай Пандит — побеждал всех философов Навадвипы. Придя сюда, в Видьянагару, совсем юным учеником, Он вызвал здесь на спор последователей Сарвабхаумы Бхаттачарьи, а затем победил их логикой и искусными доводами — при таком унижении они постыдно бежали. Всякий, кто слушает о подвигах учености Господа в Видьянагаре, несомненно избавится от своего неведения».

Охваченный экстазом при взгляде на Видьянагару, Джива Госвами ощутил себя целиком во власти священной любви. Он попросил Нитьянанду: «Пожалуйста, устрани одно мое сомнение. Если логика и аналитическое исследование неблагоприятны, как могли они оказаться в священной обители Господа?» Обняв Дживу Госвами, Нитьянанда мягко ответил ему: «В святой обители Шри Чайтаньи нет ничего неблагоприятного. Здесь бессильны логика и аналитическое исследование, здесь они лишены независимости. В этом краю они — слуги бхакти. Бхакти — богиня в этих местах, а все прочие служат ей. Единственное назначение логики и аналитического исследования — явить людям высочайшее положение бхакти. Навадвипа — обитель девяти видов преданного служения: здесь карма и гьяна служат бхакти. Но по своему злонравию греховные люди извратят все, что угодно. Пользуясь извращенной „логикой“, материалистичный человек вертит изречениями писаний, стремясь выжать из них приемлемый для него смысл. Но чистые приверженцы открывают те же писания и видят повсюду лишь наставления о чистой преданности Шри Кришне».

Далее Нитьянанда сказал: «Правящее здесь божество — Праудха-майя, служительница Чайтаньи. Работая для Шри Чайтаньи, она пребывает здесь на протяжении всех эпох. Принимая образ ввергающей в заблуждение энергии, Маха-майи, она ослепляет те грешные души, которые ненавидят вайшнавов, причиняя им всевозможные страдания и горести. Но в образе Праудха-майи та же священная энергия Господа смывает прочь все грехи и всю карму предавшейся Богу души. И пусть у преданного приверженца остаются какие-то недостатки, — она устранит их, избавив его от последствий кармы. Напротив — дурной человек, испытывающий зависть к преданным душам, обучающийся здесь ради мирских познаний, никогда не получит сокровищ чудесной любви у святых стоп Шри Кришны. Все его мнимые познания — не более чем невежество: они подобны тени настоящего знания. Таким людям никогда не понять истинных богатств Шри Чайтаньи и святой Навадвипа Дхамы. Подлинное знание никогда не оскверняет, неблаготворна лишь его тень — неведение. О Джива, наступит время, когда по милости Шри Чайтаньи ты откроешь людям все эти истины, явив их в форме священных писаний — тем самым все получит свое объяснение. Теперь мы проследуем к обители Джахну».

Прибыв в уединенную обитель Джахну Муни, Нитьянанда дал преданным следующие пояснения: «О Джива, перед тобой простирается Джахнудвипа. Это чарующее место иначе известно как Бхадравана. Некогда Джахну Муни, предававшийся здесь суровым подвижничествам, удостоился тут посещения Шри Чайтаньи. Здесь же, однажды, безмятежно сидевший и декламировавший мантру гаятри подвижник был внезапно застигнут великим разливом свирепо бурлящей Ганги. Тогда, широко открыв рот, Джахну Муни одним глотком вобрал в себя все ее воды. Царь Бхагиратха, обетом которого было низвести реку Гангу на Землю, задумался: «Куда же исчезла Ганга?» Поразмыслив, царь пришел к заключению, что реку проглотил знаменитый подвижник Джахну. В большой тревоге царь, желавший облагодетельствовать своих предков священными водами той великой реки, несколько дней почитал мудреца, стараясь умиротворить его. Наконец, Джахну Муни освободил Гангу, и река излилась из него, как бы родившись вновь. Вследствие этого простым людям она известна как Джахнави — „дочь подвижника Джахну“.

Спустя какое-то время Бхишмадева, сын Ганги, пришел сюда навестить Джахну Муни: очень довольный Бхишмой, подвижник удерживал его у себя много дней. Именно здесь постиг Бхишма то высшее знание, что было передано им, в свою очередь, Махарадже Юдхиштхире на Курукшетре. Благодаря проживанию в Навадвипе, Бхишма постиг чистое преданное служение и вследствие этого признан одним из величайших вайшнавов. Вот почему этот остров есть великий спаситель живых существ и всякий, живущий здесь, необыкновенно счастлив».

В этот день Нитьянанда и Его спутники остановились в доме преданного, а на следующий день, ранним утром, они вместе направились к Модадрумадвипе.

Так Бхактивинода, чье единственное достояние — лотосные стопы Джахнавы и Нитая, поет славу святой Навадвипы.

(продолжение следует)

 

← «Навадвипа-дхама-махатмья». Глава 14. Модадрумадвипа. Аудиокнига Шрилы Бхактивинода Тхакура ·• Архив новостей •· Празднование Дня явления Верховного Господа Шри Чайтаньядева в Беларуси. 23 марта 2016 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования