«День явления Шри Баладевы». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. 10 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 18.8 МБ)

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

День явления Шри Баладевы

(10 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

Это происходит так потому, что они [наши учителя] распространяют сознание Кришны таким образом и в такой форме, которых никогда не видели и о которых никогда не слышали прежде, до них.

#00:00:31#

И наша основная беда в том, что мы вряд ли понимаем и по сей день, чем является то нечто, что наш Гурудев дает нам.

#00:00:41#

анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау
самарпайитум…1

#00:00:56#

Кришнадас Кавирадж Госвами, описывая Махапрабху, говорит: «Он пришел в мир для того, чтобы дать то [расу супружеской любви], что никогда этому миру прежде не давалось, и Он раздает это сейчас».

#00:01:21#

И Баладева, в образе Нитьянанды Прабху, словно сумасшедший, раздает это всем и каждому, невзирая ни на что.

#00:01:36#

Нас, западных людей, — не хочу никого обидеть, — иногда уподобляют Джагаю и Мадхаю. Принимая во внимание все факторы в совокупности — то, в какой среде мы родились, в какой культуре здесь живут люди, что они делают, — ничего удивительного, что нас вполне можно сравнить, на законных основаниях, с Джагаем и Мадхаем. Джагай и Мадхай были бандитами, распутниками, пьяницами.

#00:02:41#

Когда я, ребенком, жил в свое время в Нью-Йорке, то все, кто жил по соседству со мной, все они были такими.

#00:02:59#

Махапрабху уполномочил Нитьянанду Прабху и Харидаса Тхакура начать раздачу, распространение святых имен Кришны.

#00:03:17#

Поскольку в Своей ипостаси Баларамы, как объяснял Шрила Говинда Махарадж сегодня утром, Он [Кришна] наделен всей полнотой силы. Вся сила, которой обладает Кришна, присутствует в Баладеве. Поэтому Его называют Баладева или Баларама. Мы очень удачливы, что слышали объяснение того, Кто такой Господь Баларама, из уст Шрилы Гурудева сегодня утром. И, будучи Нитьянандой, сила, так сказать, заменяется на экстаз.

#00:04:20#

Харидас Тхакур, чье сердце плавилось [от любви], и Нитьянанда Прабху, с Его великой силой стремления дать всем Святое Имя, были направлены Махапрабху проповедовать.

#00:04:47#

…дӣна-хӣна джата чхило, харина̄ме удха̄рило,
та̄ра ш́а̄кш̣ӣ джага̄и ма̄дха̄и
2

#00:05:06#

Нароттам Дас Тхакур говорит: «Махапрабху пришел в этот мир, чтобы спасти всех и каждого независимо от каких-либо факторов. Джагай и Мадхай — тому пример».

#00:05:17#

браджендра-нандана джеи, ш́ачи-сута хоило сеи,
балара̄ма хоило нита̄и…
3

#00:05:35#

Он также говорит: «Тот, Кто прежде был во Вриндаване Кришной, пришел в этот мир как Махапрабху, а Баларама стал Нитаем, Нитьянандой».

#00:05:58#

Поскольку мы принадлежим к линии гаудия-вайшнавизма, мы говорим, что Махапрабху прежде был Кришной во Вриндаване, а Нитьянанда Прабху прежде был Баладевой. Баладева — номер один, Он — первое проявление или экспансия Кришны, и Он — первый или изначальный Гуру.

#00:06:44#

Но в форме Господа Нитьянанды, в отличие от Баларамы, такое начало как экстаз начинает преобладать.

#00:06:55#

йасйа̄м̇ш́а̄м̇ш́ах̣ ш́рӣла-гарбхода-ш́а̄йӣ…

…гарбхода-ш́а̄йӣ ча пайобдхи-ш́а̄йӣ
ш́еш̣аш́ ча йасйа̄м̇ш́а-кала̄х̣ са нитйа̄…

…там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе4

#00:07:14#

Он есть Нитьянанда Рама. Его так зовут, поскольку Он является Нитьянандой, Который обладает всей силой и мощью Баладевы. Можно сказать, что Нитьянанда Прабху — это самое сладостное проявление Баладевы. Когда Нитьянанда Прабху проповедовал от имени Махапрабху, Господа Чайтаньи, Он выбирал слушателей из наиболее безнадежных людей, которым «невозможно» было дать сознание Кришны.

#00:08:14#

Когда Господь Нитьянанда обратился к Джагаю и Мадхаю, то был оскорблен ими, равно как и оскорбили они Харидаса Тхакура. Господь Нитьянанда обладает всей полнотой могущества Баладевы, а природа Его силы такова, — как Шрила Говинда Махарадж сказал сегодня утром, — что Ему достаточно легко шлепнуть кого-нибудь по голове, чтобы та голова отлетела на двести миль. Однако Нитьянанда не был оскорблен ими, напротив, Он желал дать им милость Махапрабху. Затем к ним обратился Харидас Тхакур, но и он также был оскорблен ими — и даже, может быть, более тяжко. В следующий раз, когда они обратились к Джагаю и Мадхаю, те нанесли им физические увечья. Они поранили голову Господа Нитьянанды, бросив в Него глиняный горшок. И когда Махапрабху призвал Сударшана-чакру для того, чтобы убить Джагая и Мадхая, Господь Нитьянанда взмолился к Нему о милости, прося их спасти.

#00:10:37#

Разумеется, когда Джагай и Мадхай пришли в чувства, они испытывали глубокий стыд от того, что натворили. Господь Нитьянанда спросил у них: «А теперь вы готовы принять Моего Гаурангу

#00:10:59#

Нитьянанда Прабху спас их от гнева Махапрабху, и, более того, Он сделал их восприемниками милости Господа Чайтаньи.

#00:11:17#

бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га,
лаха гаура̄н̇гера на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже,
сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а
5

#00:11:33#

Господь Нитьянанда безумен в Своей проповеди Махапрабху. Он говорит: «Будь предан Гауранге, поклоняйся Гауранге, воспевай Святое Имя Гауранги! И тогда Я буду принадлежать тебе, как твой раб, если ты поклоняешься Гауранге».

#00:11:58#

Поэтому форма Господа как Нитьянанды Прабху, в отличие от Баладевы, для нас более важна. Поскольку Он — хранитель входа в лилу Махапрабху, без Его милости, без Его позволения у нас нет никаких шансов вступить в игры Махапрабху и, в конечном счете, в игры Радхи и Кришны.

#00:12:56#

Не далее как вчера на публичной программе Шрипад Госвами Махарадж цитировал слова Шрилы Шридхара Махараджа, говорившего о том, что, по его мнению, Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада является шактьявеша-аватарой.

#00:13:17#

Когда он сказал это, его спросили: «Шактьявеша-аватарой кого является Прабхупада Свами Махарадж?» Он ответил: «Господа Нитьянанды Прабху».

#00:13:49#

В свое время, когда Шрила Гуру Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, отошел от круга своих духовных братьев, поскольку был очень смущен и расстроен тем, что происходило в их среде, он решил жить отдельно и поклоняться в одиночестве.

#00:14:20#

После ухода Бхагавана Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Шрила Шридхар Махарадж искренне пытался сотрудничать различными способами со многими преданными, которых считал старшими по отношению к себе. Но, как защитник, как хранитель рупануга-сампрадаи, он видел, что этот поток не присутствует в чистом виде среди этих личностей. И, обескураженный, в это время он решил устраниться от какой бы то ни было деятельности, и жить в одиночестве.

#00:15:24#

Он молился, говоря: «Хотя мой Гуру Махарадж передал мне это положение в рупануга-сампрадае, тем не менее, я вынужден оставаться один». «Гуру Махарадж, — думал он, — не будет доволен мною». И для того, чтобы оживить свое вдохновение, вернуть его, он отправился в Экачакру — место явления Господа Нитьянанды.

#00:16:25#

Шрила Говинда Махарадж рассказывал сегодня утром, как Кавирадж Госвами отправился во Вриндаван по приказу Нитьянанды Прабху, и благодаря этому мы обрели «Чайтанья-чаритамриту», так же и Шрила Шридхар Махарадж в свое время отправился в Экачакру и получил там благословение Нитьянанды, которое позволило ему проповедовать. Аналогия здесь следующая: Шрила Свами Махарадж, будучи шактьявеша-аватарой Господа Нитьянанды, отправился проповедовать сознание Кришны по всему миру, а Шрила Шридхар Махарадж отправился в Экачакру, место явления Господа Нитьянанды, и обрел особое вдохновение проповедовать сознание Кришны. По воле Господа Нитьянанды Шрила Шридхар Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх.

#00:17:50#

Если мы рассмотрим наше везение, степень нашей удачи в сознании Кришны, то увидим, что мы целиком и полностью, исключительно во всех смыслах, обязаны этим милости Господа Нитьянанды Прабху. Присутствует ли Господь Нитьянанда в личности Шрилы Говинды Махараджа? Да! Он должен присутствовать в нем. Нас бы не было здесь, если бы Его [Шри Нитьянанды Прабху] не было [в личности Шрилы Гурудева]. Потому что без милости Господа Нитьянанды невозможно обрести хоть какой-то доступ в сознание Кришны.

#00:18:46#

се самбандха на̄хи джа̄ра, бр̣тха̄ джанма гело та̄ра,
сеи паш́у бод̣о дура̄ча̄ра…
6

#00:19:06#

Говорится, что любой, кто не связан с Господом Нитьянандой Прабху, — полностью бесполезный, никчемный человек, он живет жизнью животного.

#00:19:40#

Явление Баларамы как Господа Нитьянанды имеет для нас огромное значение, потому что Господь Нитьянанда — это [сама] милость. Без милости Гуру сознание Кришны «сожгло» бы нас, без милости Гуру, без милости Нитьянанды Прабху наша жизнь в сознании Кришны была бы немыслима. И эта идея [заключена] в эмблеме Матха, на которой изображен лотос, вода и солнце. Здесь лотос символизирует ученика, вода — учителя [Гуру], Кришна уподобляется солнцу. Если удалить водную среду, в которой растет лотос, то палящие лучи солнца сожгут его.

#00:21:07#

Если убрать из всей картины Господа Нитьянанду, тогда нам может казаться или мы можем думать, что мы находимся в сознании Кришны или знаем, что такое сознание Кришны, но это сознание Кришны без милости Господа Нитьянанды «сожжет» нас. Однако настроение Нитьянанды Прабху не таково, чтобы Он позволил этому «сожжению» случиться.

#00:21:51#

Господь Нитьянанда всегда стремится усилить нашу преданность, поскольку Он, словно безумец, стремится служить Гауранге Махапрабху. Мы не в состоянии себе представить или помыслить о том, какой природой обладает та преданность, что проявлена в линии Гуру Махараджа, Шрилы Шридхара Махараджа.

#00:22:35#

То, что прежде никогда и никому не давалось, теперь стало раздаваться свободно и всем. И самый массовый распространитель — Господь Нитьянанда.

#00:23:04#

По милости наших Гуру мы слышали кое-что о настроении Господа Баларамы, о Его поступках.

#00:23:15#

вахаси вапуш̣и виш́аде васанам̇ джалада̄бхам̇
хала-хати-бхӣти-милита джамуна̄бхам…
7

#00:23:43#

Мы пели только что песню, прославляющую Господа Балараму. В ней приводится описание Его деяний. Там говорится, что Господь Баларама приказывает Ямуне менять русло, менять направление течения. Она течет в одну сторону, но Он ей говорит: «Нет, ты должна течь в другую сторону». Так, Своим плугом Он начинает перемещать Ямуну, тащить ее в другую сторону.

#00:24:17#

...хала-хати-бхӣти…

#00:24:28#

Видя этот плуг в руках Баларамы, Ямуна очень пугается и стремится утечь в то место, где Его нет.

#00:24:48#

Такова природа Баладевы — Он стремится жить только ради того, чтобы счастье Кришны, удовлетворение Кришны, нужды Кришны исполнялись. И Он вовсе не заботится ни о чем другом. Он опьянен Своей собственной программой. И любой, кто вмешается в Его программу, будет сокрушен. Нитьянанда Прабху также пребывает в этом настроении, Он также опьянен Своей собственной программой. Его не заботит ничто, кроме милости Махапрабху. Он опьянен этой милостью. Его не интересует ни ведическая система, ни традиции, ни варнашрама-дхарма, ни множество тому подобных вещей. Его интересует только милость Махапрабху.

#00:26:09#

Нитьянанду Прабху зовут Авадхут. Здесь у нас есть Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. Но Бимал Авадхут, наш русский Бимал Авадхут — это другое дело. Авадхут, тот Авадхут, Которым является Господь Нитьянанда, Он чистой воды Авадхут, то есть все внешние обозначения к Нему неприменимы, неприложимы. Невозможно сказать, брамин ли Он или кшатрий, какой Он принадлежит касте, какого происхождения, семейный Он человек или санньяси. Он вне и выше всех этих категорий.

#00:27:16#

Единственное, что можно сказать достоверно, что Господь Нитьянанда Прабху как безумец раздает всем и каждому Махапрабху.

#00:27:42#

Когда мы слышим имена Баладевы и Баларамы, мы не можем ни вспомнить о Кришне, и, соответственно, когда мы слышим имя Господа Нитьянанды, мы не можем ни вспомнить о Махапрабху.

#00:28:07#

Кришна-лила известна как мадхурья, в то время как игры Махапрабху известны как аударья.

#00:28:15#

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра…8

#00:28:28#

Этот нектар кришна-лилы раздавался Махапрабху очень широко, во всех направлениях. Поскольку [до того времени] эта сладость кришна-лилы находилась в закрытом ларце.

#00:28:49#

а̄баддха корун̣а̄-синдху ка̄т̣ийа̄ муха̄на…

#00:29:11#

Говорится, что, подобно тому как Господь Баларама в играх Кришны Своим плугом рыхлит землю, и потоки реки Ямуны устремляются во всех направлениях для того, чтобы способствовать играм Кришны, так же и Господь Нитьянанда открывает тот ларец, в котором хранится сокровище кришна-премы (очень хорошо запечатанное, но Он может открыть его), и тогда потоки кришна-премы по Его милости устремляются во всех направлениях.

#00:29:46#

а̄баддха корун̣а̄-синдху ка̄т̣ийа̄ муха̄на
гхоре гхоре буле према-амийа̄ра ба̄на
9

#00:30:01#

И этот поток кришна-премы, который прежде был сокрыт в этом ларце, Господь Нитьянанда подвел к каждой двери.

#00:30:22#

лочан боле хено нита̄и джеба̄ на̄ бхаджило
джа̄нийа̄ ш́унийа̄ сеи а̄тмагха̄тӣ хоило
10

#00:30:40#

Лочан Дас Тхакур говорит: «Кто слышит о Господе Нитьянанде, о Его поступках, Его милости и не поклоняется Ему, не становится Его преданным, тот совершает самоубийство».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Малика Деви Даси

 


1 Стих полностью: анарпита-чарӣм̇ чира̄т карун̣айа̄ватӣрн̣ах̣ калау, самарпайитум уннатоджжвала-раса̄м̇ сва-бхакти-ш́рийам / харих̣ пурат̣а-сундара-дйути-кадамба-сандӣпитах̣, сада̄ хр̣дайа-кандаре спхурату вах̣ ш́ачӣ-нандана — «Да проникнет Всевышний, божественный сын Шримати Шачидеви, в самую глубину вашего сердца. Сияя, словно расплавленное золото, Он по Своей беспричинной милости низошел на Землю в эпоху Кали, чтобы даровать миру то, чего ни давало ни одно из воплощений Господа: высочайшую, лучезарную расу преданного служения — расу супружеской любви» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.4).

2 Шрила Нароттам Дас Тхакур поет: «Святое Имя спасло всех низких и порочных, даже Джагая и Мадхая!» («Ишта-деве Вигьяпти», 3).

3 Начало третьего стиха из «Ишта-деве Вигьяпти» Шрилы Нароттама Даса Тхакура: «Господь Кришна, сын царя Враджи, стал сыном Шачи (Господом Чайтаньей), в Баларама — Нитаем».

4 Шрипад Вайшнав Махарадж цитирует здесь части двух стихов — первая и четвертая строки относятся к десятому стиху первой главы Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты», а вторая и третья строки — к седьмому стиху первой главы Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты». Одна из шлок полностью: сан̇карш̣ан̣ах̣ ка̄ран̣а-тойа-ш́а̄йӣ, гарбхода-ш́а̄йӣ ча пайобдхи-ш́а̄йӣ / ш́еш̣аш́ ча йасйа̄м̇ш́а-кала̄х̣ са нитйа̄-, нанда̄кхйа-ра̄мах̣ ш́аран̣ам̇ мама̄сту — «Пусть я всегда буду помнить о Шри Нитьянанде Раме. Санкаршана, Шеша-Нага и различные Вишну, возлежащие на водах океана Карана, океана Гарбха и Молочного океана, — все Они суть Его полные экспансии и экспансии Его полных экспансий» (1.7). Вторая: йасйа̄м̇ш́а̄м̇ш́ах̣ ш́рӣла-гарбхода-ш́а̄йӣ, йан-на̄бхй-абджам̇ лока-сан̇гха̄та-на̄лам / лока-сраш̣т̣ух̣ сӯтика̄-дха̄ма дха̄тус, там̇ ш́рӣ-нитйа̄нанда-ра̄мам̇ прападйе — «Я в почтении склоняюсь к стопам Шри Нитьянанды Рамы, частью полной экспансии Которого является Гарбходакашайи-Вишну. Из пупка Гарбходакашайи-Вишну вырастает лотос, на котором рождается Господь Брахма, творящий вселенную. В стебле этого лотоса покоятся все планеты вселенной» (1.10).

5 «Поклоняйся Гауранге! Говори о Гауранге! Воспевай имя Гауранги! Тот, кто поклоняется Гауранге, — Моя жизнь и душа!»

6 «Тот, кто не связан с Ним, прожил свою жизнь напрасно — он подобен несчастному животному!» (Шрила Нароттам Дас Тхакур, «Манах-шикша», 2).

7 Шрила Джаядев Госвами говорит: «Твое ослепительное белое тело облачено в одежды цвета яркого синего дождевого облака! Эти одежды цветом напоминают прекрасный оттенок реки Ямуны, которая трепещет перед ударом лемеха Твоего плуга!» («Шри Дашаватар-стотрам», 8).

8 Начало шлоки из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лила, 25.271): кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра, даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите / се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа, мано-хам̇са ча̄раха’ та̄ха̄те — «Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера».

9 Шрила Лочан Дас Тхакур поет: «Прежде океан милости был недоступен, но Господь Нитай проложил канал, чтобы великий поток упоительной любви мог захлестнуть дом за домом» («Нитаи гунамани амара», 4).

10 «Лочан Дас говорит: „Всякий, кто не поклоняется Господу Нитаю и не принимает дара, который Тот принес, осознанно совершает самоубийство“» («Нитаи гунамани амара», 5).

← «Чайтанья-лила». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· «Изначальный Гуру» (часть 3). Лекция Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа (на русском и английском языках) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования