«Кришна один, Ему нет равных». Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Шрилы Бхактивинода Тхакура (на русском и английском языках)

Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур 

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху 

Его наставления

 

Кришна один, Ему нет равных

Мы должны объяснить эти пункты по порядку:

1. Хари, Высшее Существо, один — Ему нет равных. В теологии ариев созидающий аспект Бога воплощен в Брахме, а разрушительный — в Шиве. Индра — иерархически руководитель более низкого порядка. Следовательно, они не являются самим Всемогущим, но различными представителями Его разнообразных качеств. Они получили свои силы из изначального Первоисточника. Следовательно, они — подчиненные существа на службе у Хари, или Бхагавана.

Кроме того, существуют три различных философских идеи Божественного. (1) Идея не имеющего качеств Брахмана пантеистической школы; (2) идея вселенской Души, Параматмы, школы йоги; и (3) идея персонифицированного Божества с сочетающимися в Его Личности в полной мере величием, могуществом, славой, красотой, мудростью и высшей властью. Следовательно, идеи Брахмана и Параматмы — части идеи Бхагавана. Таким образом, с духовной точки зрения, Бхагаван — это Хари, Высшее Существо.

Идеи человека либо от ума, либо от духа. Идея, порожденная умом, неполноценна, поскольку связана с сотворенным принципом материи. Несомненно, духовная идея дает возможность самого непосредственного приближения к Высшему Существу. Кроме того, духовные представления о Бхагаване бывают двух видов. В первом случае Личность Божества скована Его собственным величием, во втором же случае личная красота вытесняет все Его величие. Великий Нараяна Вайкунтхи, Повелитель повелителей и Бог богов, воплощает Собой первую идею. Всепривлекающий Кришна с Радхикой, олицетворяющей Его хладини, высочайшую энергию упоения, воплощает Собой вторую идею. Кришна предстает как человек среди людей, однако большинством Он признается Богом над богами. Кришна привлекает все души, любит их и вызывает их восхищение. Его Личность и личные привязанности полностью духовны и не имеют никакого отношения к материальному миру.

Мирские чувства людей не могут соприкоснуться с Ним. Только дух в человеке способен непосредственно узреть Его и общаться с Ним. Скованная материей душа из-за собственной деградации лишилась права видеть Кришну и Его духовную лилу в духовном мире, но по Своей высшей власти и Своему исключительному праву Кришна вместе со всеми лилами Вриндавана может явиться взорам всех людей. Рационалист едва ли сможет постичь Кришну и Его лилы и поверить в них. По мере совершенствования своей духовной сущности человек начинает видеть Его и любить Его всем своим сердцем. В столь небольшой книге мы вряд ли сможем рассмотреть эту тему всесторонне и основательно. Поэтому мы оставим ее на рассмотрение читателей и скажем следующее: «Постепенно сбрасывайте оковы материи. Развивайте дух, что пребывает внутри вас. Отбросьте предубеждения, приобретенные из-за общения с так называемыми разумно мыслящими людьми, которые отрицают существование духа. Будьте смиренными и учитесь уважать тех, кто трудится ради духовных достижений. Задействуйте в этом свои сердце, ум и энергию, находитесь в обществе одних только духовных людей и вскоре вы узрите Кришну. Кришна — не воображаемое существо, но у вас нет права полагать, что Он материальный феномен, принимаемый глупцами за Высшее Существо. Невозможно постичь Кришну, пользуясь методом отделения субъективного от объективного. Не следует считать Его и инструментом обмана людей, созданным злонамеренными людьми. Кришна — вечная, духовная Истина, отражающаяся в человеческой душе, когда та избавляется от всего гнета грубой материи, Он — объект любви, зарождающейся в душе. Примите Его таким и вы узрите Его очами вашей души. Невозможно описать словами это трансцендентное Существо. Высочайший, наилучший и наиболее духовный идеал — в Кришне. Выдвигать доводы против Него — значит просто обманывать самого себя и лишать себя благословений, уготованных Богом для человека. Поэтому все описания Его Имени, Личности, качеств и лилы следует воспринимать духовно, отбросив материальную составляющую, которая обязательно содержится в словах».

(продолжение следует)

 

 

Shrila Sachchidananda Bhaktivinoda Thakura

Life and Precepts of Shri Chaitanya Mahaprabhu

His Precepts

 

Krishna is One without a Second

We must explain these points one by one :

1. Hari, the Supreme Being, is one without a second. In Aryan theology, the creative principle of the Deity is personified in Brahma and the destructive principle in Shiva. Indra is the head of some lower elements of administration. Hence, they are not the Almighty Himself but are different representations of different attributes. They have obtained their powers from an original Fountainhead. Hence, they are subordinate beings in the service of Hari or Bhagavan.

Then again, there are three distinct philosophical ideas of the Deity, i. e. (i) the idea of the negative Brahman of the pantheistic school, (ii) the idea of a Universal Soul Paramatma of the Yoga school and (iii) the idea of a Personal Deity with all His Magesty, Might, Glory, Beauty, Wisdom and Supremacy combined in the Person. The ideas of Brahman and Paramatma are, therefore included in the idea of Bhagavan. Spiritually, therefore, Bhagavan is Hari. the Supreme Being. Human ideas are either mental or spiritual. The mental idea is defective, as it has relation to the created principle of matter. The spiritual idea is certainly the nearest approach to the Supreme Being. Then again, the spiritual idea of Bhagavan is of two sorts. In one sort, the Person of the Deity is overpowered by His Own Majesty, and in the other, personal Beauty overpowers all His Majesty. The first idea is represented in the great Narayana of Vaikuntha, Who is the Lord of lords and God of gods. The second is represented in the All-Beautiful Krishna with Radhika, the representative of His Hladini or superior ecstatic energy. Krishna appears as Man amongest men and is again generally accepted as God above gods. Krishna attracts, loves and produces ecstasy in all souls. His Person and Personal Attachments are all purely spiritual and have no relation to the material world.

The material senses of man cannot approach Him. It is the spirit in man which can see Him direct and commune with Him. The soul fettered in matter has, from its own degradation, lost its right to see Krishna and His spiritual lila in the spiritual world, but Krishna out of His Own Supreme Power and prerogative may appear with all His Vrindavan lila before the eyes of all men. The rational man can hardly conceive and believe Krishna and His lila. As his spiritual essence improves, he sees Him and loves Him with all his heart. In our small compass, we can hardly treat this subject fully and exhaustively. We, therefore, leave this point to our readers with these words: Give up the shackles of matter slowly. Cultivate your spirit inwardly. Give up prejudices which you have acquired from the so-called rational thinkers who deny the existence of spirit. Be humble in yourself and learn to respect those who work towards spiritual attainments. Do these with your heart, mind and strength in the company of spiritual people alone and you will see Krishna in no time. Krishna is not an imaginary Being, nor have you a right to think that He is a material phenomenon, fancied to be the Supreme Being by the fools. Krishna is not understood by the process of distinguishing the subjective from the objective, nor He is to be accepted as an imposition on the people set up by designing men. Krishna is eternal, spiritually true, reflected on the human soul when relieved of all pressure of gross matter, and is the subject of love which proceeds from the soul. Accept Him as such and you will see Him in your soul’s eye. Words fail to describe that Transcendental Being. The highest, best and most spiritual ideal of the Divinity is in Krishna. To bring arguments against Him is simply to deceive one’s self and deprive himself of the blessings that God has kept in store for man. Hence, all descriptions of His Name, Person, Attributes and lila should be accepted spiritually, giving up the material portion which words must necessarily convey.”

(to be continued)

 

← Харинама в Риге 27 мая 2012 года ·• Архив новостей •· «Восходящее и нисходящее знание». Лекция Шрилы Б. С. Госвами Махараджа. Киев, Украина. 30 июля 2011 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования