«Обобщение жизни и учения Махапрабху». Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Шрилы Бхактивинода Тхакура (на русском и английском языках)


Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур 

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху 

Его наставления 

 

Обобщение жизни и учения Махапрабху

Итак, мы предложили нашим англоязычным читателям краткий обзор жизни и наставлений Махапрабху. Если возникнет необходимость, мы постараемся в кратчайший срок предоставить на английском языке больше информации, относящейся к этой теме.

Наши благородные читатели теперь знают, что Шри Чайтанья Махапрабху проповедовал чистое единобожие и отвергал идолопоклонство. Мы показали, что Он четко разделял поклонение Шри Мурти и идолопоклонство. Он говорит нам, что идолопоклонство — это почитание вещей или личностей, не являющихся самим Богом. Когда санньяси Бенареса обратились к Нему как к Богу Всемогущему, Махапрабху сказал им, что обращаться к дживе как к Богу — худший из грехов. Также несколько раз Он осуждал поклонение образам или изображениям, не являющимся подлинными изображениями Бога (по подобию Которого был создан человек). Изображающие Его символы должны использоваться в поклонении как передающие истинный образ Господа. Бог один, Ему нет равных. «Нет никого, кто мог бы сравниться с Ним», — таков девиз религии Махапрабху.

Также очевидно, что Махапрабху явил в Своей Личности и проповедовал миру чистейшую нравственность, сопутствующую духовному совершенствованию. Нравственность, как нечто само собой разумеющееся, украшает личность бхакты. Если же она не проявлена в характере человека, называющего себя бхактой Кришны, мы вправе усомниться в его искренности.

Существуют четыре разновидности мысли: атеистическая, пантеистическая, индифферентная и теистическая. Религия Шри Чайтаньи отвергает первые три как враждебные религии. Он исповедует лишь чистый теизм и рекомендует людям избегать три других типа мысли.

Он проповедует, что варнашрама-дхарма, включающая в себя систему каст, не более чем общественный порядок, введенный риши для блага человека, живущего в обществе. Пусть подобный общественный порядок украшает ариев, пока он не противоречит духовному совершенствованию. Направив Прадьюмну Мишру, непреклонного брахмана, к Рамананде Раю ради одухотворения первого, Махапрабху показал, что человек, сознающий кришна-таттву, может быть Гуру независимо от того, шудра он, брахман или санньяси.

Шри Чайтанья проповедует равные права людей на наслаждение духовным ростом. Он проповедует всеобщее родство людей и особое братство вайшнавов, являющихся, согласно Его учению, лучшими из первопроходцев духовного совершенствования. Он учит, что никогда нельзя позволять сковывать человеческую мысль сектантскими воззрениями. Он говорит нам, что человеку следует зарабатывать деньги достойным образом, честно обходясь с другими людьми и их господами, но отнюдь не бесчестным образом. Когда Гопинатх Паттанаик, один из братьев Рамананды Рая, был наказан раджой за безнравственные способы получения дохода, Шри Чайтанья указал всем, кто присутствовал рядом с Ним, на необходимость добродетельно вести свои мирские дела.

В раннюю пору Своей жизни Махапрабху учил грихастх оказывать нуждающимся и беспомощным поддержку всех видов и показывал, что если кто-то обладает возможностью содействовать образованию людей, то он должен делать так — в особенности это относится к брахманам, чей долг — изучать высшие области человеческого знания.

Религия, которую проповедовал Махапрабху, всеобща и не является привилегированной. Как образованнейший из людей, так и самый невежественный имеют право стать ее последователями. Образованные люди, подкованные знанием самбандха-таттвы, примут ее, как это предписывается учением. Безграмотные, просто произнося Имя Господа и находясь в обществе чистых вайшнавов, получат ту же привилегию. Киртан, как будущее вероисповедание мира, призывает людей всех классов к высочайшему развитию духа, не деля их на касты и кланы. Явлено, что эта вера распространится по всему миру и заменит все сектантские верования, которые не допускают посторонних на территорию мечети, церкви или храма.

Наставник Шри Чайтанья учил людей как наставлениями, так и Своей святой жизнью. Едва ли в Его жизни есть что-то, что могло бы стать поводом для критики. Некоторые люди считали Его принятие санньясы, Его суровое отношение к младшему Харидасу и другие подобные поступки неправильными. Но насколько мы понимаем, — полагаем, любой непредубежденный человек сделал бы подобный вывод, — что эти люди руководствовались поспешными умозаключениями и сектантским духом.

Шри Чайтанья был бесстрашным героем в осуществлении Своих замыслов. Когда некие злонамеренные брахманы сообщили Ему, что правитель собрал против Него армию, Махапрабху ответил, что желал бы, чтобы правящий принц получал информацию о Его действиях. Он был дружелюбен с каждым и тверд в следовании Своему долгу. Однажды Брахмананда Бхарати, духовный брат Кешавы Бхарати, Гуру Махапрабху, предстал перед Ним, облаченный в тигровую шкуру. Махапрабху не склонялся в поклоне перед ним до тех пор, пока тот не сбросил с себя шкуру и не облачился в льняные каупину и бахирвасу. Махапрабху заявил, что стоящий перед Ним человек — не Бхарати. Как могло случиться, что Его Гуру надел на себя шкуру животного? Санньяси не должны поддерживать убийства животных для своей выгоды. Поняв, что это не нравится Шри Чайтанье, Бхарати сменил свое одеяние, тогда Шри Чайтанья склонился перед ним, выражая почтение духовному брату Своего Гуру!

Махапрабху настаивал на том, чтобы Его ученики проникали в дух шастр, не ограничиваясь лишь словами. Прочитав «Бхагаватам»пандит Девананда не постиг духа бхакти, но когда это произошло, Шри Чайтанья обнял его, простив ему все, содеянное прежде.

На протяжении всей Своей жизни Шри Чайтанья был жизнерадостным. Хотя Махапрабху и происходил из Западной Бенгалии, Он в пору Своей юности подшучивал над бенгальцами так, что они разгневались на Него. Валлабха Бхатта (пандит, снискавший себе великую славу) привел улучшенный комментарий к «Бхагаватам» и, показав его Махапрабху, сказал, что не будет подчиняться Свами (Шридхару Свами). На что Господь ответил, что лишь распущенная женщина неуважительна к своему свами (супругу). Эта насмешка оскорбила пандита и убедила его не высказываться в пренебрежительном тоне о Шридхаре Свами, комментаторе «Бхагаватам».

Пусть наши читатели сами решат, как им относиться к Махапрабху. Вайшнавы приняли Его как самогó великого Господа Кришну. Некоторые видели в Нем бхакта-аватару. По просьбе некоторых вайшнавов мы составили стихи «Смарана-мангалу» в форме молитвы для ежедневного чтения во время службы. Те, кто не готов следовать за ними, могут принять Нимая Пандита в качестве благородного и святого учителя. Это все, во что мы хотим, чтобы поверили наши читатели. Читатели! Если изучение этих страниц побудит вас признать Шри Чайтанью Кришной, то просим вас не считать Его воплощением Бога, ибо мы считаем, что Бог, в отличие от падших людей, не нуждается в плотской оболочке. Его высшая сила без помощи низшей энергии майи, которая создала материальную оболочку, может доставить Его в низший мир, со всей Его славой и атрибутами. Считать иначе — значит совершать грех преуменьшения Его духовной власти.

Мы не станем возражать, если читатель не поверит в явленные Им чудеса, ведь сами по себе чудеса никогда не служат доказательством Божественности. Такие демоны, как Равана и прочие, также совершали чудеса, которые не доказывают, что они были богами. Безграничная према и ее непреодолимое влияние на людей — это то, что не может быть проявлено в ком-либо другом, кроме самого Бога.

Благородные читатели! Извините за то, что чтение этой книги отняло ваше время. Но наш долг, как слуг Шри Чайтаньи, распространять Его высочайшее учение. Исполняя свой долг, мы вправе рассчитывать, что вы простите нам причиненное вам беспокойство. Мы — жители Бенгалии, и могли ошибиться, излагая наши мысли на чужом для нас языке. Будьте добры извинить нас за это. 

Позвольте нам сказать в заключение, что мы будем рады ответить на любые вопросы по этим важным темам, какие хотели бы задать нам наши братья. Мы ощущаем огромную потребность постараться помочь нашим друзьям в поисках на пути к духовной любви. 

(продолжение следует)

 

 

Shrila Sachchidananda Bhaktivinoda Thakura

Life and Precepts of Shri Chaitanya Mahaprabhu

His Precepts 

 

Life and Teachings of Mahaprabhu Summarized

Thus, we have laid before our English knowing readers a summary of Mahaprabhu’s life and precepts. If it be necessary, we shall try to supply more information treating these subjects in English in a short time.

Our gentle readers will now find that Shri Chaitanya Mahaprabhu preached pure monotheism and chased out idolatry. We have shown that He makes a nice distinction between Shri Murti worship and idolatry. He tells us that idolatry is the worship of things and persons that are not God Himself. When the sannyasis of Benares addressed Him as the God Almighty, Mahaprabhu told them that it was the-worst of sins to address a jiva as God. And again He has several times denounced the worship of a form or image other than the true image of God (after which man was created). Its representative emblems are to be used in worship as offering the true image of the Deity. God is One without a second. “There is none to vie with Him”—is the motto of Mahaprabhu’s religion. 

It will also be seen, that Mahaprabhu showed in His character and preached to the world, the purest morality as an accompaniment of spiritual improvement. Morality, as a matter of course, will grace the character of a bhakta. If it is not seen in the character of one who presents himself as a krishna-bhakta, his sincerity may be doubted.

There are four classes of thoughts, viz., atheistic, pantheistic, indifferent and theistic. Shri Chaitanya’s religion rejects the first three as inimical to religion. He preaches pure theism alone, and advises men to avoid the three others.

He preaches that varnashram-dharma, including the institution of caste, is simply a social institution introduced by the rishis to do good to man in society. They should be allowed to decorate the Aryans as long as they do not oppose spiritual improvement. By sending Pradyumna Mishra, a rigid brahmin, to Ramananda Rai for spiritualization, He has shown that one who is aware of krishna-­tattva may be a Guru, be he a shudrabrahmin or sannyasi.

He preaches equality of men in the enjoyment of the spiritual aggrandizement. He preaches universal fraternity amongst men and special brotherhood amongst Vaishnavas, who are, according to him the best pioneers of spiritual improvement. He preaches that human thought should never be allowed to be shackled with sectarian views. He tells us that a man should earn money in a right way and sincere dealings with others and their masters, but should not immorally gain it. When Gopinath Pattanaik, one of the brothers of Ramananda Rai, was being punished by the Raja for immoral gains, Shri Chaitanya warned all who attended upon Him to be moral in their worldly dealings.

In His Own early life, He has taught the grihasthas to give all sorts of help to the needy and the helpless, and has shown that it is necessary for one who has power to do it, to help the education of the people, specially the brahmins who are expected to study the higher subjects of human knowledge.

The religion preached by Mahaprabhu is universal and not exclusive. The most learned and the most ignorant are both entitled to embrace it. The learned people will accept it with a knowledge of sambandha-tattva as explained in the categories. The ignorant have the same privilege by simply uttering the Name of the Deity and mixing in the company of pure Vaishnavas. The principle of kirtana invites as the future church of the world, all classes of men without distinction of caste or clan to the highest cultivation of the Spirit. This church; it appears, will extend all over the world and take the place of all sectarian churches, which exclude outsiders from the precincts of the mosque, church or the temple.

Shri Chaitanya, as a Teacher, has taught men both by precepts and by His holy life. There is scarcely a spot in His life which may be made the subject of criticism. His sannyas, His severity to junior Haridas and suchlike other acts have been questioned as wrong by certain persons, but as far as we understand, we think, as all other independent men would think, that those men have been led by a hasty conclusion or party spirit.

Shri Chaitanya was an undaunted Hero in the execution of His resolution. When He was told by some malicious brahmins that the Emperor had been sending an army against Him, He said He wished that the reigning Prince should take cognizance of what He was doing. He was amiable to everybody and stern in the discharge of His duty. Brahmananda Bharati, a religious brother of Keshav Bharati, His Guru appeared to Him in a tiger’s skin. He would not bow down to him until he gave up the skin-dress and wore a linen kaupin and bahirvas. He said that the person before Him was not the Bharati. How is it that His Guru should put on an animal’s skin? The sannyasis should not support the killing of beasts for the sake of their use. Bharati understood that Shri Chaitanya did not like that and changed his apparel; and Shri Chaitanya bowed down to him in showing His respect to His Guru’s brother!

Shri Chaitanya pressed on His disciples to enter into the spirit of the shastras without confining in the words themselves. Pandit Devananda did not understand the spirit of bhakti while reading the Bhagavata, but when he understood the spirit, Shri Chaitanya embraced him and pardoned him for all that the Pandit had done before.

Shri Chaitanya was a jolly Being throughout His life. Though descended from the Eastern Bengal people, He joked with them while a Young Boy in such a manner that they became angry with Him. While Vallabha Bhatta (a pandit of great renown) brought an improved commentary of the Bhagavata to show Him, and said that he would not submit to Swami (Shridhar Swami), the Lord said, it was an unchaste woman who alone disregarded her swami (husband). This was a taunt which mortified the Pandit, and dissuaded him from uttering disrespectful expression about Shridhar Swami, the commentator of the Bhagavata.

We leave it to our readers to decide how to deal with Mahaprabhu. The Vaishnavas have accepted Him as the great Lord Krishna Himself. Some have considered Him as a bhakti-avatar. It is at the request of some Vaishnavas that we have composed the Smarana Mangal verses in the form of a prayer for daily recitation at the time of worship. Those who are not prepared to go with them may accept Nimai Pandit as a noble and holy Teacher. That is all we want our readers to believe. Readers! If you are inclined, after a study of these pages, to identify Shri Chaitanya with Krishna we would beg you not to accept Him as God-incarnate, for we think that God need not be in a carnal coil like the fallen men. His Supreme Power can bring Him down to the nether world with all His glory and particularities without the assistance of the lower energy, maya, who has created the material coil. If we believe otherwise, we would commit the sin of lowering His Spiritual Power.

We make no objection if we do not believe His miracles, as miracles alone never demonstrate Godhead. Demons like Ravana and others have also worked miracles which do not prove that they were gods. It is unlimited prema and its overwhelming influence which would be seen in none but God Himself.

Noble readers! Pardon us for intruding on you with these pages. As servants of Shri Chaitanya it was our duty to propagate His Supreme Teachings, and in doing a duty, we are entitled to pardon for any trouble we have given you. We are natives of Bengal, and in couching our words in a foreign language, we might have been liable to mistakes for which you will please forgive us. 

In conclusion, we beg to say, that we should be glad to reply to any questions, which our brethren would like to address us on these important subjects. We feel great interest in trying to help our friends to seek in the way to Spiritual Love.

(to be continued)

 
← «Голос предавшейся Богу души». Аша Диди. 24 мая 2012 года. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· «Истории жизни и учение Мадхвачарьи». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 21 февраля 1983 года. Навадвип Дхам, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования