«Према». Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Шрилы Бхактивинода Тхакура (на русском и английском языках)

Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур 

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху 

Его наставления

 

Према

9. Према (любовь к Богу) — конечная цель духовного бытия.

Карма-марги провозглашают, что наслаждение в этом мире и на небесах в будущем — это все, что необходимо человеку. Карма, или деятельность, бывает двух видов: карма, осуществляемая с целью обретения материальных плодов, и карма, совершаемая с целью доставить удовольствие Богу. Согласно карма-маргам, оба вида кармы имеют цель принести наслаждение, Бога почитают только для того, чтобы иметь право на наслаждение. Здесь проходит «демаркационная линия» между бхакти и кармой. Бхакти направлена на обретение прити или према-бхакти, как высшей цели всей деятельности, тогда как высшая цель всех действий, на которую направлена карма, — самоудовлетворение.

С другой стороны, гьяна-марги совершенствуют гьяну, или духовное знание, чтобы обрести мукти, или спасение, в качестве конечной цели совершенствования. Описывается, что мукти бывает двух видов. Первый вид мукти заключается в полном погружении души в Бога, то есть в прекращении отдельного от Бога существования души. Другой вид мукти состоит в том, что душа остается вечно отделенной от Бога, а при достижении спасения уходит в чит-джагат, обретая салокью, обитель в царстве чит Бога, самипью, или возможность жить рядом с Господом, сарупью, духовный облик, подобный облику самого Бога, и саршти, энергии, подобные энергиям Бога. Второй вид мукти неминуем, если Всемогущему угодно даровать нам это состояние. Но затем, после обретения такого мукти, мы служим Господу с прити, чистой любовью. Бхакты отвергают мукти первого типа как нежелательный из-за того, что в нем обычно упраздняется высший принцип любви. Второй же вид мукти не может быть наивысшей целью, потому как он играет роль промежуточного положения души, тогда как прити — высочайшая цель. Следовательно, мукти следует считать промежуточной целью нашего духовного освобождения. Кроме того, горячее стремление к мукти, будучи сильным желанием чего-то иного, кроме совершенствования бхакти, вредит процессу духовного развития. В этом есть примесь себялюбия, которое не может сопутствовать бескорыстной чистой бхакти. Таким образом, мы должны развивать бхакти, оставаясь всегда свободными от противостоящих ей побуждений: желания бхукти, или себялюбивого наслаждения, и желания мукти, или спасения. Мы должны положиться на Кришну: будет ли Ему угодно даровать нам мукти или нет. Нам следует молиться о непрерывном совершенствовании лишь одного нашего духовного чувства, бхакти. Прити, чистая любовь, есть конечная цель нашего существования.

(продолжение следует)

 

 

Shrila Sachchidananda Bhaktivinoda Thakura

Life and Precepts of Shri Chaitanya Mahaprabhu

His Precepts

 

Prema

9. Prema (love for God) is the final object of spiritual existence. The karma-margis declare that enjoyment in this world and in the heavens hereafter is all that a man requires. Karma or action is of two sorts, i. e. karma done with a view to obtain a material result and karma done with a view to please God. With the karma-­margis, both sorts of karma have the object of procuring enjoyment. God is worshipped simply to grant enjoyment. Here is the line of demarcation between bhakti and karma. Bhakti aims at procuring the principle of priti or prema-bhakti as the final result of all action, while karma aims at self-enjoyment as the ultimatum of action. The jnana-margis, on the other hand, cultivate jnana or spiritual knowledge to obtain mukti or salvation as the final aim of such cultivation. Mukti is defined to be of two sorts. In one sort of mukti, total absorption of the soul in God is effected, i. e., the annihilation of the separate existence of the soul from God.

In the other sort of mukti, the soul stands eternally separate from God and when salvation ensues, the soul goes to chit-jagat, obtaining salokya or residence in the chit region of the Deity, samipya or residence close by the Deity, sarupya or attainment of spiritual form like that of God Himself, and sarshti or attainment of powers similar to the powers of God. The latter class of mukti is inevitable, when it pleases the Almighty to grant us that state. But then, after obtaining that mukti, we serve God with priti or pure love. The first sort of mukti is rejected by the bhaktas as not worth taking, in consequence of its tendency to annihilate the highest principle of love. The second class of mukti cannot be the ultimate object as it acts like an intermediate condition of the soul, priti there acting as the ultimatum. Mukti therefore, must be treated as an intermediate result of our spiritual disenthralment. Besides that, a hankering after mukti spoils the action of spiritual cultivation, being a strong desire for something else than the improvement of bhakti. It has a tint of selfishness which is not in keeping with the unselfish principle of pure bhakti. We must therefore, cultivate bhakti, being always free from the two contending principles, i.e. a desire for bhukti or selfish enjoyment and a desire for mukti or salvation. We must depend on Krishna to give us mukti or not as it pleases Him. We must pray for continual development of our religious sentiment bhakti alone. Priti or pure love is the final object of our own existence.

(to be continued)

 

← Встреча с Манасом Кришной Прабху в "Чайной обители", Томск, Сибирь. 21 сентября 2012 года ·• Архив новостей •· «Важность общества преданных». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж. Санкт-Петербург, нама-хатта. 16 марта 2005 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования