«Явление и события раннего детства Шри Чайтаньи Махапрабху». Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Шрилы Бхактивинода Тхакура (на русском и английском языках)

Шрила Саччидананда Бхактивинод Тхакур 

Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху 

Его жизнь 

 

Чайтанья Махапрабху родился в Майяпуре, в городе Надия, сразу после заката, вечером 23 числа месяца Пхалгун 1407 года эры Шакабда, соответствующего 18 февраля 1486 года по христианскому летоисчислению. Время Его рождения совпало с лунным затмением, и жители Надии, как обычно в таких случаях, совершали омовение в Бхагиратхи1, громко восклицая: «Харибол!» Его отец, Джаганнатха Мишра, был бедным брахманом ведического уклада, а Его мать, Шачи Деви, была образцом благочестивой женщины. Оба они происходили из брахманских родов, изначально проживавших в Силхете. Махапрабху был красивым ребенком, и городские дамы приходили с дарами, чтобы увидеть Его. Отец Его матери, прославленный астролог, пандит Ниламбар Чакраварти предсказал, что в свое время малыш станет великой Личностью, и поэтому нарек Его Вишвамбхаром. Соседские женщины именовали Его Гаура Хари из-за золотистого цвета Его кожи, а мать называла Его Нимаем, потому что близ места Его рождения росло дерево ним. Мальчик был прекрасен, и всякий искренне желал видеть Его каждый день. Он рос, становился резвым, а Его поведение — непредсказуемым. По прошествии пяти лет Своей жизни Он был принят в патсалу2, где за короткий срок овладел бенгали. 

 

События раннего детства 

Большинство биографов-современников Шри Чайтаньи упоминают несколько связанных с Ним случаев — это простые записи чудес, совершенных Им в раннем возрасте. 

Говорится, что когда Он был младенцем, Он непрерывно плакал на руках Своей матери, но как только соседские женщины и Его мать восклицали: «Харибол!», плач прекращался. Так беспрестанные возгласы «Харибол!» в доме предвещали будущую миссию героя. 

Также упоминается, что когда Его мать однажды угостила Его конфетами, Он съел глину вместо сладостей. Когда же Его мать попросила объяснений, Он заявил, что любые конфеты — не что иное, как видоизмененная глина, поэтому Он может с равным успехом принимать в пищу и глину. Его мать, будучи супругой пандита, объяснила, что каждый предмет в определенном состоянии предназначен для определенной цели. Земля в форме кувшина используется как сосуд для воды, но в форме кирпича не может служить такой цели. Следовательно, глина в форме конфет может употребляться в пищу, но не подходит для этого в других своих состояниях. Мальчик убедился в ее правоте и признал, что есть глину было глупостью с Его стороны, и согласился избегать этой ошибки в будущем. 

Рассказывают также о другом чуде, связанном с Ним. Однажды брахман, совершавший паломничество, гостил в Его доме. Брахман готовил пищу и, медитируя на Кришну, читал молитвы. В это время пришел Нимай и съел приготовленный рис. Брахман был ошеломлен поступком ребенка, но, по просьбе Джаганнатхи Мишры, приготовил пищу снова. И опять мальчик съел приготовленный рис, в то время как брахман в медитации предлагал этот рис Кришне. Брахмана уговорили приготовить подношение в третий раз. На этот раз, когда все обитатели дома уснули, мальчик явил паломнику, что Он — сам Кришна, и благословил его. И тогда, перед лицом объекта своего поклонения, брахман погрузился в экстаз. 

Также говорится, что некогда два вора похитили ребенка возле дверей отцовского дома, чтобы украсть Его драгоценности, и по дороге дали Ему конфет. Мальчик проявил Свою энергию иллюзии и, сбив похитителей с толку, привел их обратно к Своему дому. Воры, испугавшись разоблачения, оставили ребенка там и скрылись из виду. 

Описывается еще одно удивительное деяние мальчика: то, как Он требовал и получил от Хираньи и Джагадиши все подношения, подготовленные ими для поклонения Кришне в день Экадаши. 

Когда мальчику было всего четыре года, Он уселся на выброшенные горшки, использованные для приготовления пищи, которые Его мать считала нечистыми. Он объяснил Своей матери, что в отношении глиняных горшков, выброшенных после приготовления пищи, не стоит вопрос о святости и нечистоте.

Эти истории относятся к нежному возрасту [Господа Чайтаньи] до пяти лет.

(продолжение следует)

 

 

Shrila Sachchidananda Bhaktivinoda Thakura

Life and Precepts of Shri Chaitanya Mahaprabhu

His Life

 

Chaitanya Mahaprabhu was born in Mayarpur in the town of Nadia, just after sunset on the evening of the 23rd Falgun, 1407 Advent of Shakabda answering to the 18th Februrary, 1486 of the Christian era. The moon was eclipsed at the time of His birth and people of Nadia were then engaged, as usual on such occasions, in bathing in the Bhagirathi with loud cheers of Haribol. His father Jagannath Mishra was a poor Brahmin of the Vedic order, and His mother Shachi Devi was a model good woman, both descended from Brahmin stocks originally residing in Sylhet. Mahaprabhu was a beautiful Child and the ladies of the town came to see Him with presents. His mothers father. Pandit Nilambar Chakravarti, a renowned astrologer, foretold that the Child — would be a great Personage in time; and he therefore, gave Him the name Vishvambhar. The ladies of the neighborhood styled Him Gaur Hari on account of His golden complexion, and His mother called Him Nimai on account of the Nim tree n ear which He was born. Beautiful as the lad was every one heartily loved to see Him everyday. As He grew up. He became a whimsical and frolicsome Lad. After His fifth year, He was admitted into a Pathsala where He picked up Bengali in a very short time.

 

Early Anecdotes

Most of His contemporary biographers have mentioned certain anecdotes regarding Shri Chaitanya which are simple records of His early miracles. It is said that, when He was an infant in His mother’s arms, He wept continually, and when the neighbouring ladies and His mother cried Haribol, be used to stop. Thus there was a continuation of the utterance of Haribol in the house, foreshowing the future mission of the Hero. It has also been stated, that, when His mother once gave Him sweetmeats to eat, He ate clay instead of the food. His mother asking for the reason, He stated that, as every sweetmeat was nothing but clay transformed, He could eat clay as well.

His mother who was also the consort of a Pandit explained, that every article in a special state was adapted to a special use. Earth, while in the state o a jug, could be used as a water-pot, but in the state of a brick such a use was not possible. Clay, therefore, in the form of sweetmeats was usable as food and not clay in its other states. The Lad was convinced and admitted His stupidity in eating clay and agreed to avoid the mistake in future.

Another miraculous act has been related. It is said that a Brahmin on pilgrimage became a guest in His house, cooked his food and read his grace with meditation on Krishna. In the meantime, the Lad came and ate up the cooked rice. The Brahmin astonished at the Lad’s act cooked again at the request of Jagannath Mishra. The Lad again ate up the cooked rice while the Brahmin was offering the rice to Krishna with meditation. The Brahmin was persuaded to cook for the third time. This time all the inmates of the house had fallen asleep and the Lad showed Himself as Krishna to the traveler and blessed him. The Brahmin was then lost in ecstasy at the appearance of the Object of his worship. It has also been stated that two thieves stole away the Lad from His father’s door with a view to purloin His jewels and gave Him sweetmeats on the way. The Lad exercised His illusory energy and deceived the thieves back towards His Own house. The thieves for fear of detection, left the Boy there and fled.

Another miraculous act has been described of the Lad’s demanding and getting from Hiranya and Jagadisha all the offerings they had collected for worshipping Krishna on the day of Ekadashi. When only four years of age. He sat on rejected cooking pots which were considered unholy by His mother. He explained to His mother that there was no question of holiness and un-holiness as regards earthen pots thrown away after the cooking was over. These anecdotes relate to the tender age up to the fifth year.

(to be continued
 

1 Одно из названий реки Ганги.

2 Буквально — «комната или место для обучения». В патсале разные учителя преподают различные предметы. Патсала — это что-то вроде общеобразовательной школы.

← "Майявада. Лекция, прочитанная на вайшнавском фестивале в Киеве". Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 31 июля 2011 года ·• Архив новостей •· 27 февраля 2012 года. Манас Кришна Прабху. Таиланд →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования