«Навадвипа. Гаура-пурнима». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 марта 2011 года. Навадвипа Дхама, Индия


Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 27.4 МБ)

(это не дословная транскрипция, но близкая к оригиналу запись)

Природа Махапрабху

“Чайтанья-чаритамрита” — не просто поэзия

Кавирадж Госвами сказал в “Чайтанья-чаритамрите”: если кто-то знает что-то подлинное о Махапрабху, то только от Сварупы Дамодара. Принято считать, что “Чайтанья-чаритамрита” — поэтический труд Кавираджа Госвами. Но на самом деле: Рагхунатх Госвами чувствовал нестерпимую разлуку после ухода Махапрабху. Сам Махапрабху говорит о разлуке в “Шикшаштаке”: мир стал пуст. Но Гуру Махарадж говорил, что Рагхунатх выводит это на новый уровень: всё, что раньше было знакомо, теперь отторгает меня. Рагхунатх в духе отчаяния шёл во Вриндаван, чтобы совершить самоубийство на Говардхане.

Но там он нашёл Рупу и Санатану и почувствовал в них Махапрабху и Сварупу Дамодара. И в то время Кришнадас Кавирадж Госвами также был там на Радха-кунде. Рагхунатх был живым олицетворением записей Сварупы Дамодара. Сварупа Дамодар — второе “я” Махапрабху. Когда Рагхунатх вошёл в группу Махапрабху, тот поместил его под опеку Сварупы Дамодара.

 

Сварупа Дамодар знает то, чего не знает Махапрабху

И через какое-то время Рагхунатх хотел получить прямую связь с Махапрабху, но тот сказал, что “да, Я могу дать тебе личные наставления, но Сварупа Дамодар полностью знает даже то, чего Я не знаю”.
Как это возможно, что Махапрабху, всезнающий, чего-то не знает?
Чтобы понять это, надо понять онтологическую природу Махапрабху.

 

Чувства Радхарани — терра инкогнита для Махапрабху

Шрила Сарасвати Тхакур описывал Радху и Кришну как главенствующую половину и подчинённую половину. Вместе они — высшая Абсолютная Истина. Ади-раса, мадхура-раса — первоисточник всего. Но здесь, с явлением Махапрабху, главенствующая половина и подчинённая половина слились воедино. Высшее позитивное и высшее негативное объединились. Высшее положительное приняло настроение высшего негативного и ищет Себя. Сердце Шримати Радхарани — это терра инкогнита, неведомая земля для Кришны. Когда Радхарани чувствует высшую разлуку с Кришной, то она нуждается в помощи Своей самой близкой подруги: Лалиты Сакхи. Это Сварупа Дамодар.

Одно из имён Лалиты Сакхи — Анурадха: рядом с Радхой, вторая после Радхи. “Радхарани Вторая”, подобно тому, как Сварупа Дамодар — “Махапрабху Второй”. Итак, когда Радхарани переживает глубочайщие чувства, то лишь Лалита может Ей помочь. Об этом и говорит Махапрабху: то, чего Я не знаю, весь диапазон чувств Шримати Радхарани, которые Мне неизвестны — Сварупа Дамодар знает это.

 

“Чайтанья-чаритамрита” —
сокровищница сердца Сварупы Дамодара

В “Чайтанья-чаритамрите” Махапрабху говорит: “Мне неизвестна глубина чувств Радхарани”. Когда Он сказал Ей, что собирается принять Ее чувства, то Она испугалась: “От этих переживаний Твоё божественное тело будет падать и кататься по земле” — и окутала Его Своим сиянием. Сердце и сияние. Итак, Рагхунатх Дас Госвами, получивший эти сокровища из сердца Сварупы Дамодара, передал их все Кришнадасу Кавираджу на берегу Радха-кунды. И это стало основой “Чайтанья-чаритамриты”.

 

Всё глубокое, что мы знаем о Махапрабху,
мы знаем только от Гуру Махараджа

То же можно сказать о том, что мы знаем о Махапрабху. Всё это пришло к нам через Шрилу Шридхара Махараджа. У меня есть свои записи. Гуру Махарадж безумно говорил о Махапрабху.

 

Величие Шри Чайтанья Сарасват Матха

Где находится Матх?

В пранама-мантре Матха сказано, чем в основном заняты члены миссии:

ш́рӣмач-чаитанйа-са̄расвата-мат̣хавара-удгӣта-кӣртир-джайа-ш́рӣм̇
бибхрат самбха̄ти ган̇га̄-тат̣а-никата-навадвӣпа-кола̄дри-ра̄дже
йатра ш́рӣ-гаура-са̄расвата-мата-нирата̄-гаура-га̄тха̄-гр̣н̣анти
нитйам-рӯпа̄нуга ш́рӣ-кр̣тамати-гуру-гаура̄н̇га-ра̄дха̄-джита̄ш́а̄

Этот ШЧСМ находится на берегу Ганги в Навадвипе. Кола̄дри-ра̄дже: адри-ра̄дж — это Гирирадж, Говардхан. Навадвип — это новый Вриндаван, Нью-вриндаван. Гупта-вриндаван, тайный Вриндаван. ШЧСМ на тайном Говардхане, Гупта-Говардхане. И отсюда идёт поток сознания Кришны.

 

Нам повезло, что Кришна — вайшья

Это не может быть иначе, потому что Кришна — Говинда. Он живёт на Говардхане. Там он распространяет Свою корова-сампрадаю, Свою концепцию. Он распространяет Свою концепцию отсюда. Нам повезло, что Он вайшья, потому что Он всегда занят разведением коров. И ему нет разницы, какая корова: брахман, кшатрий, вайшья или шудра.

а̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇ су-манаса̄м учча̄т̣анам̇ ча̄м̇хаса̄м,
а̄чан̣д̣а̄лам амӯка-лока-сулабхо ваш́йаш́ ча мукти-ш́рийах̣
но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м̇ на ча пураш́чарйа̄м̇ мана̄г ӣкшате,
мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣

(“Шри Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья, 15.110)

Святое Имя Кришны входит в любую почву и всходит там.

 

Чем заняты члены Матха?

Гуру Махарадж говорит: чем заняты члены Матха? Гаура-гатха гринанти. Прославлением Махапрабху. Кто такой Махапрабху и чем Он занят?

(йади) гаура на̄ хаита, табе ки хаита,
кемане дхарита̄м де’
ра̄дха̄ра махима̄ према-раса-сӣма̄,
джагате джа̄на̄та ке?

Если бы не Махапрабху, мир не узнал бы о славе Радхарани. О том, что всё сознание Кришны идёт из Её сердца. Кришна низошёл в этот мир, чтобы показать высоту любви Радхарани к Кришне.

 

Сознание Кришны: Кришна главный?

Кажется, что сознание Кришны соредоточено на Кришне, но на самом деле Радхарани в центре. До встречи со Шрилой Гуру Махараджем мы были знакомы с сознанием Кришны около десяти лет. И до встречи с ним мы думали, что Кришна главный. А все остальные: Радхарани, Джаганнатх, Баладев и все остальные на втором месте. Но соприкосновение с Гуру Махарджем перевернуло наше представление. Мы поняли: Радхарани на первом месте, а Кришна зависит от Неё.

Только сегодня Джанардан Махарадж цитировал Чакраварти Тхакура:

са̄кша̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам

Гуру — это сам Хари. Но если присмотримся, то увидим, что Гуру — это не Кришна, но скорее Прабху-прия, дорогой слуга Кришны.

 

За что Нарада Муни ругал Вьясадева?

И именно поэтому Нарада Муни ругал Ведавьяса. Гуру Махарадж рассказывал, как однажды группа гуру пришла к нему и он сказал им: можете ли вы принять, что шактьявеша-аватара Господа (Вьясадев) может ошибаться и его надо исправить? Готовы ли вы принять эту концепцию? Тогда что такое сознание Кришны?

Все Веды прославляют Кришну: Ты спаситель падших душ, Ты источник всех аватар, ни одна травинка не шелохнётся без Твоей воли, мы ищем Тебя с незапямятных времён. Но когда Радхарани ругает Кришну, говоря, что больше не пустит Его в свою кунджу, то эта ругань привлекает Его больше, чем эти молитвы.

Итак, когда Нарада ругал Вьясадева: Прабху, ты дал Кришна-концепцию, но не дал более высокого. Поэтому ты чувствуешь неудовлетворение. Ты сказал людям, как излечиться от болезни материальной жизни, но не рассказал, какова здоровая жизнь. Он использовал термин “Ачьюта-прия”. Можно понимать так: Ачьюта — это Кришна, прия значит, что Он очень дорог преданным. Но если, как в случае с прабху-прия, мы поймём это слово глубже, то это имя указывает на Ту, Кто дороже всех для Ачьюты, Кришны, — Шримати Радхарани.

 

В чём смысл “Шримад-Бхагаватам”?

“Шримад-Бхагаватам” сравнивается с солнцем, а его 18 тысяч шлок — с 18 тысячами лучей. Во тьме Кали-юги это солнце “Шримад-Бхагаватам” освещает божественную Кришна-концепцию. Но Шрила Гуру Махарадж написал шлоку, где объясняется подлинный смысл “Шримад-Бхагаватам”:

йадамийа-махима̄-ш́рӣ бха̄гаватйа̄м катха̄йа̄м̇
пратипадам анубхатам апйа̄лабдха̄-абхидхейа
тадакхила-раса-мӯртех̣ ш́йа̄ма-лӣла̄ валамвам̇
мадхура-раса̄бдхи-ра̄дха̄-па̄дападмам прападйе

На самом деле эта книга ведёт нас к Радха-дасьям.

Кто-то может возразить: но в “Бхагаватам” даже нет Её имени! Наши Ачарьи объясняли несколько причин:

1. Это слишком сокровенно. Все разные мудрецы Вселенной, представляющие самые разные школы, собрались, чтобы слушать Шукадеву. И Шукадев не захотел произносить Её имя в этом собрании. Поэтому вместо произнесения имени Радхики Он сказал “Арадхита”: та гопи, что служит Господу лучше всех. Т. е. имя дано, но зашифровано, поскольку это слишком сокровенно.

Но Санатана Госвами в “Брихад-Бхагаватамритам” даёт и другое объяснение:

2. Если Шукадев Госвами произнесёт святое имя Радхарани, то это зажжёт такое чувство разлуки в его сердце, что он не сможет продолжать рассказ. И поэтому Гуру Махарадж не одобрял свободное воспевание имени Радхарани и песен о Ней. Но раз в год, в Её месяц, картику, он позволял воспевать Её имена.

Когда Сарасвати Тхакур встретился с Гауракишором Бабаджи Махараджем, тот пел одну песню:

мукхе радхарани боле… радхе радхе

Рагхунатх Госвами ползает на коленях в страдании разлуки, повторяя имя: Радхе, Радхе. Мы предоставляем такое воспевание Рагхунатху Дасу Госвами.

В то же время мы день и ночь повторяем: Харе Кришна. Мы всегда повторяем имя Радхарани, но скрытым образом, ведь “Харе” — это обращение к Ней. Мы обращаемся к Ней, понимая, что немыслимо служить Кришне, не служа Ей.

 

Матх провоглашает славу Радхарани

Но всё же Гуру Махарадж говорит в этом стихе:

...удгита-кирттир-джайашрим

Шри — другое имя Радхарани. Флаг над Матхом громко провозглашает высшую славу Шримати Радхарани.

То, что было тайной “Бхагаватам”, теперь мы громко рассказываем об этом повсюду? Да! Но бывает громкость, а бывает глубина. Мы не просто устраиваем шоу.

 

Кришна подчиняется преданным

Когда Махапрабху встретил великого преданного, Рагхупати Упадхьяю, Махапрабху спросил: какое твоё представление? Какова высшая форма Господа, высшая обитель, высшее Имя Господа? И Рагхупати Упадхьяя — это очень особенный преданный. Он сказал: “У меня есть мои шлоки и я прочту их”.

ш́рутим апаре смр̣тим итаре
бха̄ратам анйе бхаджанту бхава-бхӣта̄х̣
ахам иха нандам̇ ванде
йасйа̄линде парам̇ брахма
1

Есть много писаний: шрути, смрити, Пураны, “Махабхарата”. Все они дают путь спасения от смерти. Но меня это не волнует. Помимо избавления от негативного, они дают также какое-то представление о положительном. Дают правила и ограничения ради духовного роста. Но я думаю о другом: что же Нанда Махарадж сделал такого, что сейчас Высший Абсолют, Кришна, ползает по его двору. Кришна — в кармане Нанды Махараджа!

Но Шукадева Госвами, Санатана Госвами говорят:

нандах̣ ким акарод брахман
ш́рейа эвам̇ маходайам
йаш́ода̄ ча маха̄-бха̄га̄
папау йасйа̄х̣ станам̇ харих̣
 

(“Шримад-Бхагаватам”, 10.8.46)2

Нанда Махараджа удачлив. Но что же тогда говорить об удаче матери Яшоды! Абсолютная Истина стала её сыном и пьёт молоко из её груди. Т. е. он говорил о рага-марге, пути любви. Вы не увидите изображения мамы Яшоды с чётками. Когда Кришна хочет припасть к ее груди, она не говорит Ему: подожди, у меня круги не дочитаны. Наоборот: иногда ради служения Кришне она отталкивает Самого Кришну! Кришна полностью захвачен их любовью. Когда садху приходят в дом, то мама Яшода берёт пыль с их стоп и помещает на голову Кришны ради Его блага. А Кришна носит на голове сандалии Нанды Махараджа. 

 

Кришна — воришка масла

Кришна тайком проникает в дома Своих преданных и ворует масло. Гурудев говорит в одной песне, как Кришна это делает: удерживает Свои ножные колокольчики, чтобы не звенеть, гасит светильники... Иногда гопи знают, что Кришна ворует их масло, но притворяются спящими. Когда Нарада однажды видел это (гопи спят, а Кришна с друзьями воруют их масло), то, как пишет Рупа Госвами, сияние улыбки Нарады Муни осветило облака серебром.

А иногда Кришна приходит в дом преданных, но у них нет йогурта. И Вишванатх Чакраварти пишет, что однажды Кришна пришёл в дом преданных, но там ничего не было, и тогда Кришна собрал этих преданных, чтобы поговорить с ними. Он сказал: “Завтра приду, и если не будет масла и йогурта, которые Я смогу своровать, то Я сожгу этот дом и убью семью”. А когда уходил, то царапнул пару младенцев, чтобы те начали плакать. Таков наш Господь.

 

Но что выше этого?

Итак, Рагхупати Упадхьяя говорит: такова моя идея. Я более не изучаю писания глубоко. Но я вижу, что у преданных Безграничное подчиняется ограниченному, и я хочу следовать им. Так он говорил о бхакти и о ватсалья-расе, чтобы пробудить аппетит Махапрабху.

свадйо-йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах

Он хочет наслаждаться сладостью, мадхурой. И Махапрабху попросил продолжать. И Рагхупати сказал: “Что мне сказать и кто мне поверит?” Это шлока, которую Шрила Гурудев использовал при открытии Чандрадой Майапур Мандира в присутствии Шрилы Гуру Махараджа и Шрилы Прабхупады:

кам̇ прати катхайитум ӣш́е сампрати ко ва̄ пратӣтим а̄йа̄ту
го-пати-танайа̄-кун̃дже гопа-вадхӯт̣ӣ-вит̣ам̇ брахма

(“Чайтанья-чаритамрита”, Мадхья, 19.98)

“Кто способен услышать то, что я могу сказать? И даже если найти тех, кто достоин это услышать — поверят ли они? Поверит ли мне кто-нибудь?”

Как те мудрецы перед Шукадевой Госвами — поверили бы они? Гуру Махарадж говорил: им было довольно того, что они услышали заключение Шукадевы Госвами, что не восьмирукая, не четырёхрукая форма Господа, но двурукий человекоподобный облик — это высочайшая форма Кришны. Они были вынуждены это принять. Но если вы говорите, что Он ещё и аморальный человек? С Его играми с гопи?

Итак, Рагхупати Упадхьяя сказал Махапрабху: тот самый Абсолют бегает за девушками Враджи. “Кому я скажу это и кто мне поверит?” Шукадев сказал: Кришна — это не обычный человек, но Сам Вишну, Всевышний. Всё, что Он делает, — божественно.

 

Заключение

Какое поклонение выше всего?

Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур заключил идею Махапрабху в одной шлоке:

а̄ра̄дхйо бхагава̄н враджеш́а танайа тад дха̄ма вр̣нда̄ванам,
рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄
ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇ према̄ пум-артхо маха̄н,
ш́рӣ чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣3

(Шрила Вишванатх Чакраварти Тхакур)

Высочайшее поклонение — поклоняться сыну Нанды Махараджа. Его обитель — Вриндавана Дхама, мир божественной любви, где милосердие выше справедливости, а сердце выше разума.

рамйа̄ ка̄чид упа̄сана̄ враджа-вадхӯ-варген̣а йа̄ калпита̄

И Гуру Махарадж говорит, что метод поклонения был изобретён Радхарани и гопи. Предлагать благовония, цветы, лампу — это ли метод поклонения? Нет. Путь — предлагать своё сердце.

читта-хари, вамшидхари

Кришна — похититель сердец, потребитель бхавы.
Самое ценное, что у нас есть, — наше сердце. И только это интересует Кришну.

 

“Шримад-Бхагаватам” — высочайшее доказательство

И что, это мнение лишь фанатиков Кришны? Докажите эти слова!

ш́рӣмад-бха̄гаватам̇ прама̄н̣ам-амалам̇

“Шримад-Бхагаватам” — супер-Пурана, она есть высочайшее свидетельство. Према-пумартха махан: того, что выше дхармы, артхи, камы и мокши, есть према, любовь.

ш́рӣ чаитанйа маха̄прабхур-матам-идам̇ татра̄даро нах̣ парах̣

Нет объекта поклонения выше, чем Махапрабху. И нет более утончённой концепции Махапрабху, чем у Шрилы Шридхара Махараджа.

 


1 Это стих из “Падьявали” (126) Шрилы Рупы Госвами. Цитируется также в “Шри Чайтанья-чаритамрите” (Мадхья-лила, 19.96) Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами.

2 «О ученый брахман, за какие благочестивые дела Нанда Махарадж получил в сыновья Кришну, Верховную Личность Бога? Какие праведные поступки совершала мать Яшода, что Сам Абсолют, Господь Кришна, стал называть ее мамой и сосать ее грудь?» («Шримад-Бхагаватам», 10.8.46; также цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 8.77).

3 “Высшим объектом поклонения является Шри Кришна, сын Махараджи Нанды. Враджа Дхама — Его трансцендентная обитель, столь же почитаемая, как и сам Господь. Наилучший способ поклонения Кришне — тот, которым Ему поклоняются девушки-пастушки Враджи. Шримад-Бхагаватам — высшее авторитетное свидетельство Истины, а кришна-према (чистая любовь к Богу) — высшая цель жизни”.




←  «Явление Шри Чайтаньи Махапрабху». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 21 марта 2008 года | Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Дар Шри Чайтаньи» (на русском и английском языках). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объясняет, что лекарство для сердца было впервые явлено при посредничестве Шрилы Мадхавендры Пурипада →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования