«Восходящее и нисходящее знание». Лекция Шрилы Б. С. Госвами Махараджа. Киев, Украина. 30 июля 2011 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 10.1 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Восходящее и нисходящее знание

(30 июля 2011 года, Киев, Украина)

 

Духовная концепция всегда нисходит свыше. Мы знаем, что знание бывает восходящим, а бывает нисходящим. Что такое книги? В них люди описывают свои переживания, свой жизненный опыт. И, читая труды великих писателей и мыслителей, мы стараемся расширить диапазон своего познания, расширить свой собственный опыт. В этом идея культуры. В каждом городе, — на какой бы город вы ни взглянули, — обязательно есть какое-либо заведение, посвященное культуре. Считается, что культура — это отличительная особенность людей, высокое качество, присущее людям. 

#00:01:41#

Например, сейчас мы в нескольких минутах ходьбы от Главного оперного театра. Ходим мы в оперу или нет, в любом случае мы гордимся тем, что в центре города представлен такой дворец высокого искусства. Идея культуры в том, что вы сажаете семя, затем заботитесь о нем, культивируете и ожидаете плод. Поэтому само слово «культура» связано с понятием «культивировать». В культуре также мы «сажаем» некое семя, культивируем его, заботимся о нем, а затем пожинаем плоды. 

#00:03:19#

Один бенгальский поэт в своей поэзии задал следующий вопрос: «Если сердце — это почва, то какого рода семя можно посеять в почву сердца, и какого рода плод должно принести это семя?» Сама идея образования заключается в том, чтобы посадить семена концепций, идей, семена мировоззрения в сердца обучающихся для того, чтобы потом эти семена проявили себя. Но откуда должно прийти это концептуальное семя? Должно ли оно быть плодом воображения людей? 

#00:04:24#

Один известный писатель описал литературу следующим образом: «Литература — это приключения разума». Другие люди давали определение высокому искусству такого рода: «Высокое искусство — это самые лучшие, самые возвышенные мысли и переживания». Подобные определения обладают своей ценностью. Мы знаем, что, делясь своими концепциями и воззрениями друг с другом, мы расширяем свой собственный опыт. 

#00:05:17#

В санскритских произведениях описаны разные способы познания, и первый из них называется пратьякша — непосредственный личный опыт. Имеется в виду, что мы сами нечто видим, слышим, осязаем, обоняем, чувствуем вкус. Интуитивно мы все испытываем потребность познавать мир таким образом. Это видно даже по маленьким детям, по тому, как они стремятся познавать мир. Этот процесс накопления знаний продолжается и в более зрелом возрасте. Так мы, подрастая, обретаем знания при помощи наших чувств и обрабатываем их своим умом. Потом мы понимаем: так же, как я вижу, слышу, обоняю, осязаю, чувствую вкус, так же и другие люди используют свои чувства для познания мира. И я могу обогатить свой собственный опыт, обратившись к их опыту. 

#00:07:00#

В современном мире есть интернет, есть Google. Сама идея в основе Google, поисковых систем вообще, такова — дать любому человеку легкий и моментальный доступ ко всему массиву знаний и опыта, накопленных человечеством. Тем самым мы еще раз расширяем диапазон своего познания. Однако, даже расширяя свой опыт, мы все равно остаемся в ограниченных рамках опыта физической реальности. Мы расширяем свои ограниченные способности познавать, выходя на новые уровни, но наши способности остаются ограниченными. Совокупность ограниченных величин никогда не станет бесконечностью. Как же тогда мы способны познать что-либо безграничное, как можем понять бесконечность? 

#00:08:41#

Однажды нашему Гуру Махараджу некто бросил вызов такими словами: «Если ограниченное может познать Безграничное, тогда это не Безграничное!» На что тот ответил: «Если Безграничное не может раскрыть Себя ограниченному, тогда это не Безграничное». В этом заключается фундамент, основа теистической культуры.

Один путь — эмпирический, восходящий, а другой путь называется путем нисходящего знания. В индийской литературе этот тип знания называется амная — истина откровения. 

#00:10:00#

Однажды я был на книжной ярмарке в Калькутте, в Индии. Там, на этой ярмарке, мне попалась на глаза книга, которая была написана англичанином и содержала в себе письма, которые он писал, находясь в Индии, домой, своим друзьям в Англию. В своем письме другу он писал: «У них здесь, в Индии, нет истории в привычном для нас понимании».

Например, моя учительница истории говорила, что можно описать всю историю западной цивилизации одним словом — «грабеж». Одна группа людей захватывает другую группу людей и похищает, грабит все, что у них есть: их оружие, женщин, драгоценности. Проходит сто лет, другая группа людей приходит и, опять же, отбирает все у прежней, и в этом заключается вся история западной цивилизации. 

#00:11:21#

До какой-то степени это касается истории и этой страны. Об украинской литературе иногда говорят — одна из причин, почему украинская литература развита не столь хорошо, как могла бы быть, в том, что всегда находились некие завоеватели, которые приходили и навязывали свои собственные лингвистические стандарты, нормы языка, и это препятствовало естественному развитию украинской литературы на украинском. Можно задаться вопросом: «Кто самый знаменитый украинский писатель?» Что интересно: может быть, самый знаменитый украинский писатель писал не на украинском языке? Я имею в виду Николая Васильевича Гоголя. Его можно назвать самым известным украинским писателем, хотя писал он не на украинском языке. Некоторые самые известные писатели, писавшие на английском языке, родом не из Англии, а из Ирландии. Им запрещали писать на их родном языке, тогда они были вынуждены овладеть английским и писать на нем. 

#00:13:13#

Итак, возвратимся к письму того англичанина-историка, который пишет письмо своему другу в Англию. Он говорит: «В привычном смысле история для нас — это описание дат, сражений и так далее. Подобной истории у них здесь, в Индии, нет, поскольку такого рода историю они не считают чем-то ценным». «Но, — продолжает он, — зато у них есть иные книги, которые называются Пураны. Там содержатся сведения не только об этом цикле творения, но и о других циклах, сказания древнейших времен». Это сильно расширяет пределы человеческого познания. Если эти книги, и правда, содержат в себе истории, которые произошли в прошлых творениях? 

#00:14:21#

Итак, мы снова приходим к концепции истины откровения, нисходящей истины. Ведь именно с помощью такого метода ограниченное может познать Безграничное.

Иногда, наблюдая за обыденными вещами вокруг себя в окружающем мире, мы можем задуматься о том, откуда они произошли, проследить их связь с Первоисточником. Например, смотря на этот зал, я вижу, что здесь представлены оба пола: здесь есть как женщины, так и мужчины. Разумно ли полагать, что Первоисточник всего мужского и всего женского Сам по Себе бесполый? Или же будет разумней предположить, что Первоисточник пола также обладает этим качеством — полом. Значит, в этом Первоисточнике должны быть проявлены и мужское и женское начала, а также нейтральный бесполый аспект. Вполне разумно предположить, что все эти явления — мужское, женское и средний род — обязательно должны быть представлены в Первоисточнике. Но сейчас мы во всем полагаемся на физическое описание окружающего мира, мы опираемся только на физику и считаем, что это все и вся. 

Переводчик: Ашутош Кришна дас
Транскрипцию выполнила Ямуна деви даси
Редактор: Традиш дас


← «Кришна один, Ему нет равных». Из книги «Жизнь и наставления Шри Чайтаньи Махапрабху» Шрилы Бхактивинода Тхакура (на русском и английском языках) ·• Архив новостей •· Открытие йога-центра в Новомосковске →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования