«Метод проповеди Шри Чайтаньи». Статья из журнала ‘The Harmonist’ под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках)


Russian

Метод проповеди Шри Чайтаньи

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXVII тома за июнь 1929 года)

 

Господь Шри Чайтаньядев не оставил после Себя книг собственного сочинения, кроме «Шикшаштаки» (Его восьми наставлений), и, чтобы получить представление о методе Его проповеди, нам следует обратиться к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Еще несколько стихов мы можем найти в «Падьявали», однако они не дают нам систематической картины Его учения. Также есть несколько маленьких книжек, авторство которых приписывают Всевышнему, однако это не соответствует действительности. Шесть Госвами Вриндавана оставили после себя множество работ, в которых детально описали учение Шри Чайтаньядева, но в них нет ничего, что было бы написано непосредственно Самим Махапрабху. «Шри Чайтанья-чаритамрита» — авторитетное писание, которое изобилует наставлениями Всевышнего, что подтверждается свидетельствами Госвами. Поэтому эта книга признается и почитается всеми. Она была написана вскоре после ухода Махапрабху. В работе над этим эпохальным трудом автору помогали непосредственные ученики Махапрабху, такие как Шри Дас Госвами и Рупа Госвами. Это произведение было дополнено материалами, собранными из «Шри Чайтанья-Чандродая-натаки» Шри Кави Карнапура и «Шри Чайтанья Бхагаваты» Шри Вриндавана Даса Тхакура, который в основном подробно описал лишь детство и юность Господа. К этой работе Кришнадаса Кавираджа нам рекомендуется обращаться при каждом затруднении.

В течение двадцати четырех лет Своей семейной жизни Шри Чайтанья Махапрабху открывал славу трансцендентного Имени Господа Хари и учил настоятельной необходимости Его воспевания повсюду, где бы ни находился: во внутреннем дворике дома Шриваса, на берегу Ганги и в различных школах санскрита, а после принятия статуса отречения: в наставлениях Сарвабхауме в Пурушоттама-кшетре, Раю Рамананде в Видьянагаре, Венкатте Бхатте в Шри-рангаме, Валлабхе Бхатте, Рупе Госвами и Рагхупати Упадхьяе в Праяге, Санатане и Пракашананде в Бенаресе. Мы можем постичь глубинную суть Его учения, изучив эти беседы.

Лишь безграничная любовь к людям этого мира побудила Махапрабху проповедовать вайшнавизм (вечную деятельность души) по всей Индии.

Он лично отправился в проповедническое путешествие, при этом направляя в важные места других проповедников, которых Он наделял сверхъестественными силами и способностями. Все это совершалось исключительно ради любви. Они не получали вознаграждения или выгоды за свое служение, и им ничего не обещали. Никакая подлинная религия не может завладеть умами людей, если ее проповедники не обладают безупречным поведением и характером. Поэтому если в наши дни кто-либо будет преследовать корыстные цели в проповеди какого-либо учения, это не позволит ему достичь значительного успеха.

В восьмой главе Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты» мы находим, что Шри Кришна Чайтанья в облике Панча-таттвы благословил весь мир, явив всем в качестве дара трансцендентное Имя и любовь к Шри Кришне. Рупа и Санатана были отправлены в Матхуру. Они были уполномочены распространить учение бхакти, являющееся единственной деятельностью чистой и безгрешной души ради удовлетворения чувств Шри Кришны, и лишенное всех стремлений к спасению или материалистичному возвышению. Нитьянанда был отправлен в Гауду (Бенгалию), которую Он наводнил бхакти. Сам же Шри Чайтанья отправился в Южную Индию и путешествовал от деревни к деревне, уча всех и каждого воспеванию трансцендентного Имени Кришны. Так все эти проповедники распространили культ бхакти вплоть до самой южной границы (Сетубандхи) и даровали всем людям любовь к Кришне, освободив их от оков мирской деятельности.

Суть учения Махапрабху состоит в том, что любовь к Кришне — это вечная религия дживы (индивидуальной души). Душа никогда не может утратить это. Но когда она забывает о Кришне, она попадает под влияние иллюзии (майи) и, вследствие этого, становится одержима множеством эгоистических целей. Таким образом эта дхарма становится почти полностью скрыта в сокровенной части души. Именно из-за этого джива страдает в этом мире. Однако если джива когда-либо вспоминает, что она вечная служанка Бога, она возрождает свою вечную природу, в которой проявляется ее предназначение. Вера в эту истину — источник высшего блага души.

Вера приходит двумя путями. Некоторые люди, когда их материалистичная обусловленность сходит на нет, восстанавливают свою естественную преданность Кришне благодаря удаче и накопленному благочестию прошлых жизней. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, глава 23) говорится, что если по величайшей удаче джива обретает трансцендентную веру, она приобретает склонность к общению с самореализованными душами. В этом стихе использовано слово «шраддха». Оно означает «вера». «Шри Чайтанья-чаритамрита» утверждает, что шраддха — это крепкая вера в то, что если есть преданность Кришне, то человек становится свободен от всех обязательств. Поэтому мы можем быть совершенно уверенными в том, что самопредание Кришне исполнит все наши заветные устремления. Когда, благодаря величайшей удаче, мы становимся выше всех беспокойств этого мира, шраддха, которая всегда скрыто присутствует в нашей вечной природе, пробуждается в нашей духовной практике. Когда человек обретает такую непоколебимую приверженность Абсолюту, его религиозный порыв начинает постепенно развиваться в обществе опытных и достойных преданных Бога, и затем он избавляется от всех своих эгоистичных привычек, которые лишь уводят его в сторону, создавая помехи на его духовном пути. Его убежденность превращается в ништху (неуклонное следование), а затем в ручи (вкус), асакти (привязанность к трансцендентной реальности) и бхаву (объединение чувств, характеризующихся любовной упоительной и безраздельной преданностью).

Если спонтанная шраддха развивается энергичным и сознательным потоком через канал раги и не парализована предписаниями и наставлениями шастр, то несомненно преображается, направляясь в область бхавы, или, иными словами, рати для Кришны, тем самым достигая высочайшего предназначения. Однако для этого следует избавиться от всех сомнений благодаря устным наставлениям духовного учителя. Таким образом, следование этим указаниям учителя, а также изучение шастр закладывают прочный фундамент для веры; как правило, руководство шастр также необходимо.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, глава 7) мы находим такие слова: «Мой господин, выслушай о причине этого. Мой учитель считал Меня глупцом и сказал: „У Тебя нет способности постичь Веданту. Повторяй Имя Кришны непрестанно. Это самая лучшая из мантр. Мантра Кришны освобождает человека от оков материальной деятельности. Имя Кришны приведет Тебя к стопам Кришны. В этот железный век нет иной религии, кроме воспевания Святого Имени. Святое Имя Кришны — суть всех мантр. Таково окончательное заключение всех священных писаний“. Сказав это, он обучил Меня шлоке, чтобы Я повторял ее и размышлял над ней. Эта шлока такова:

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха

„Имя Хари, Имя Хари, лишь одно Имя Хари! В этот железный век нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути!“

Услышав это указание, Я стал постоянно повторять Святое Имя Кришны, и со временем Мой ум сбросил оковы. Я перестал контролировать Себя и стал совсем безумен.

Я смеялся и плакал, танцевал и пел, как сумасшедший. Вновь обретая контроль над Собой, Я думал, что Имя Кришны похищает Мой разум, и Я становлюсь безумным, не в силах держать Себя в руках. Придя в Себя, Я смиренно припал к Своему духовному учителю со словами: „О учитель, что за мантру ты дал Мне? Сколь же удивительной силой она обладает! Повторение этой мантры делает Меня безумцем. Я то смеюсь, то танцую, то плачу“. Духовный учитель так Мне ответил: „Природа великой мантры Имени Кришны такова, что в том, кто повторяет ее, возникает естественное влечение к Кришне. Любовь к Кришне — высочайшая цель человека. В сравнении с этим другие четыре цели жизни все равно что солома под ногами“».

Нам следует понять одну вещь из того, что сказал Господь. Когда Он произнес: «Повторяйте и размышляйте», Он имел в виду, что шраддха (духовная вера) развивается благодаря обсуждению священных писаний с тем, кто понимает их. Согласно мнению Господа, утверждения священных писаний, или Вед, — это единственное истинное свидетельство. Искусство полемики не принесет вам никакой пользы. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, глава 7), в Своих наставлениях аскетам, Он говорит: «Самоявленные Веды — высшее среди всех доказательств».

Затем, в двадцатой главе Мадхья-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты», мы находим следующее наставление Санатане Госвами: «Воплощенные живые существа, действующие в иллюзии, не помнят о Кришне. Поэтому Кришна милостиво создал Веды и Пураны».

Очевидно, что существуют два вида веры: шаткая вера и твердая вера. То благоговение, что возникает в нас на основе твердой веры, также непоколебимо и по своей природе обладает качествами бхавы. В «Шикшаштаке» (восьми наставлениях Всевышнего) подробно разбирается эта тема. Господь так описывает шаткую веру Санатане (в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, глава 23): «Если человек ощущает милостивое прикосновение шраддхи, он стремится общаться с набожными людьми, и в результате такого общения начинает слушать и воспевать Святое Имя Кришны. По достижению бхакти все беспокойства уходят прочь, и затем его вера становится постоянной. Так человек обретает вкус к слушанию и воспеванию Святого Имени Кришны. После достижения ручи (устойчивого вкуса) приходит непреодолимое влечение (асакти), которое порождает в душе росток чистой любви к Кришне. Когда чувства становятся сильнее и глубже, они начинают называться любовью (премой). Эта любовь (према) является (высочайшей) целью и источником всего блаженства».

Когда шраддха становится крепкой, ритуалы шастр становятся не нужны. Однако те, чья шраддха шаткая, должны строго следовать шастрам и общаться с набожными людьми. Для них абсолютно необходимо получить посвящение (дикшу). Нам следует изучать шастры, получить мантру от святого духовного наставника и поклоняться святым Божествам согласно его указаниям. Все это необходимо для правильного духовного развития. Такова даша-мула-шикша (десять основных принципов). Первый принцип — это доказательство, тогда как остальные девять принципов — это прамейи, или то, что доказывается.

Преданному с непоколебимой шраддхой присуща твердая вера в воспевание Святого Имени Кришны, которая способствует пониманию прамей лишь по милости Святого Имени. Такому преданному нет нужды беспокоиться о прамане (авторитетном свидетельстве).

Если человек с шаткой верой не обращается за помощью к прамане (свидетельству), то он может постепенно оказаться в плохом обществе. Веды — единственные авторитетные свидетельства (прамана). Веды представляют собой огромное количество томов книг, содержащих множество полезных сведений для карми и гьяни. Таким образом, довольно трудно извлечь из всей этой информации то знание, что предназначено лишь для шуддха-бхакт (тех, кто следует пути преданности Богу, не смешанному с кармой и гьяной). Такое знание содержат в себе лишь саттвика-Пураны, и они прекрасно освещают главный принцип Вед, который представлен разрозненно в разных местах как абхидхея Вед. Из всех саттвика-Пуран величайшей и наиболее полезной для понимания истинного смысла Вед является «Шримад-Бхагаватам». Поэтому «Бхагавата» и тантры, такие как «Панчаратра», также признаются авторитетным свидетельством.

В Своих поучениях Санатане Господь говорит: «Веды рассматривают три темы — самбандху (взаимосвязь), абхидхею (методы) и прайоджану (конечную цель). Взаимосвязь — это достижение Кришны. Вера — методы этого достижения (воспевание Его святых имен). Любовь — это высочайшая цель, самое ценное сокровище и величайшее достижение человечества».

Самбандха указывает на взаимосвязь чит (дживы), ачит (материального мира) и Ишвары (Всевышнего). Истина в том, что Кришна — единый Господь, не имеющий равных. У Него есть две энергии: ачит и джива. Энергия ачит создает этот материальный мир, тогда как энергия джива преобразовывается в джайву, (одушевленный) мир. Если вы рассмотрите эти отношения, то обнаружите, что их предназначение кроется в жизни, исполненной служения Кришне. В Своих поучениях Сарвабхауме Господь говорит, что Он — Владыка всего сущего, и в Нем нет и малейшего следа иллюзии. Все Веды определяют Бхагавана как единственный объект взаимоотношений.

Снова, в Его поучениях Санатане, мы находим, что достижение Кришны называется самбандхой, а бхакти (любовное служение Кришне) — это тот метод, с помощью которого цель достигается (абхидхея).

Для того, чтобы понять эти взаимоотношения, следует обсудить семь тем: (1) отношения с Кришной, (2) энергии Кришны, (3) раса-таттва (наука о расе), (4) джива, (5) рабство материального существования, (6) освобождение души, (7) ачинтья-бхеда-абхеда (непостижимое одновременное единство и отличие). Знание об этих отношениях основывается на детальном рассмотрении каждой из вышеперечисленных семи прамей.

Абхидхея (методы). На письме слова располагаются в определенном порядке. Абхидха-шакти — это воздействие предложения, которое определяется обычными буквальными значениями каждого слова. Например, выражение «десять слонов» означает, что численность слонов равняется десяти. Таково буквальное значение слова «абхидха».

Существует также и другая форма воздействия слов, известная как лакшана, которая не является буквальным значением. Например, выражение «деревня Гхоше-палли на Ганге». В воде Ганги не может быть деревни Гхоше-палли. Это выражение лишь указывает на то, что деревня расположена на берегу Ганги. Это называется лакшана. Абхидха, или буквальное значение, не действует там, где есть лакшана. Но там, где смысл прост и понятен, используется абхидха.

Следует всегда принимать буквальное значение Вед. Нам следует постичь знание абхидхеи, или истинного значения Вед. Если мы внимательно рассмотрим все Веды, то обнаружим, что беспримесная преданность Богу — это абхидхея всех ее разделов, тогда как карма, гьяна и йога в сравнении с бхакти имеют второстепенное значение. Им не следует отдавать главенствующего положения. Следовательно, суть — это достижение Кришны, а метод Его достижения называется садхана-бхакти.

Прайоджана — цель этого достижения, которую нам следует принять. Достижение любви — это следующая и заключительная прамея, количество которых девять.

В Своих наставлениях Санатане Господь говорит: «В Ведах Кришна представлен как единственный объект взаимоотношений. Сейчас же услышь об абхидхее, которая означает достижение Кришны и сокровище любви к Кришне». Таков тот метод, которым Всевышний учил джайва-дхарме, или религии бессмертной души.

Автор неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 


English

Teaching Method of Sri Chaitanya

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 1, Vol. XXVII, June 1929)

 

IN order to be acquainted with Chaitanya Deva’s method of teaching we must have recourse to Sri Chaitanya Charitamrita, as He has left no book of His own composition, indeed, nothing save and except His Eight Teachings (Sikshastaka). A few more slokas are found in the Padyabali, but they do not give us any systematic idea of His teachings. There are a few booklets, which are said to be the works of the Supreme Lord, but they do not seem to be authentic. The Goswamis have left us some works of their own in which the teachings of Chaitanya Deva are found in abundance but there is nothing in them, which is stated to be from the pen of the Supreme Lord. Sri Chaitanya Charitamrita is an authoritative work, which abounds with precepts, which are His according to the evidence of the Goswamis; hence, it is that this book carries respect in all quarters. The author composed it shortly after Mahaprabhu’s time. Some of the direct disciples of Mahaprabhu, such as Sri Das Goswami and Rupa Goswami, helped the author in the enterprise. This work has been enriched by materials gathered from Sri Chaitanya Chandrodayanataka by Sri Kabi Karnapura, which appeared for the Sanskrit knowing section and Sri Chaitanya Bhagabata by Sri Brindaban Das Thakur, which went on to describe only the early life of the Lord. We are led to follow Krishnadas when we weigh different circumstances.

During the twenty four years of His household life He taught the glory of the transcendental Name of Hari and the imperative necessity of chanting, in the compound of Sribash’s house, on the bank of the Ganges, in the Sanskrit schools, or on the way, and, after his renouncing the world, in his instructions to Sarvabhauma at Purushottam Kshetra, to Roy Ramananda at Vidyanagar, Venkata Bhatta at Sri-rangam, Ballabh Bhatta and Rupa Goswami and, in the shape of hints to Raghupati Upadhyaya at Prayag, and Sanatan and Prakashananda at Benares. We can safely pick out His teachings from these sources.

It was His infinite love for the people of this world that prompted Mahaprabhu to preach Vaishnavism or eternal function of the soul to all throughout India.

He went to some countries Himself and preached there, while to others He sent preachers endowing them with supernatural powers and abilities. Theirs was love’s labour. They got no reward or remuneration for their services nor hoped for any. No true religion can have a hold on the people, if not preached by men of sterling worth and character. Hence it is that though mercenaries are engaged in the preaching of certain doctrines now-a-days, they can do very little of appreciable value.

We find in the Eighth Chapter of the First Part (Adi-lila) of Sri Chaitanya Charitamrita that Sri Krishna Chaitanya in His five-fold manifestation blessed the world with the gift of the transcendental Name and Love for Krishna. Rupa and Sanatan were dispatched to Mathura. They were commissioned to propagate the doctrine of bhakti, which is the only serving function of the unalloyed soul fostered in favour of Krishna without any ambition for amelioration or salvation. Nityananda was sent to Gauda, which He overflowed with bhakti. He Himself went to the Decean and travelled from village to village of which the inhabitants were taught the system of reciting the transcendental Name of Krishna They spread the cult of bhakti up to Setubandha and, endowing the people with love for Krishna, relieved them from the bondage of worldly affinity.

The mainspring of the teachings of Mahaprabhu is this that love for Krishna is the eternal religion of jiva or individual soul. The soul cannot remain devoid of it forever. But he forgets Krishna and is dominated by illusion (maya) and, as a result, becomes attracted towards other objects, hence this dharma well-nigh conceals itself in some inner cell of the soul. It is for this that jiva suffers misery in this world. But if the jiva ever becomes lucky enough to recollect that he is the eternal servant of God, he reverts to his own eternal nature which is his normal condition. Belief in this truth is the root of all good.

Faith arises in two ways. Some men, when their tenure of bondage nears the end, by virtue of their cumulated good fortune of previous births, recoup their innate aptitude to rely on Krishna. Chaitanya Charitamrita, Middle Part, Ch. 23, says that if by a stroke of fortune a jiva happens to embrace transcendental faith, he acquires a love for the company of self-realised souls, ‘sraddha’ is the word used here. It means faith. Chaitanya Charitamrita says sraddha means firm faith in this that if you have devotion to Krishna, nothing remains to be done. So we can fairly determine that full reliance on Krishna satisfies all that we covet for. When we are freed from disturbance by a turn of good luck, sraddha, which lies in a dormant state in our eternal nature, wakes up in our devotional activities. Whenever a man is found to have such determinate reliance on the Absolute, his devotional temper progresses gradually in the company of experienced and worthy devotees and he can then dispense with his unpromising habits, which prove to oppose his advancements. His confidence turns to nistha (undeviating continuity), ruchi (taste), asakti (attachment to the transcendental reality), and bhaba (a combination of feelings indicative of love, ecstatic and assiduous devotion).

Spontaneous sraddha, if it springs vigorously, voluntarily flows through the channel of raga, and, without caring for the mandatory injunctions of the shastras successfully follows its own career through the region of bhab, or, in other words, rati for Krishna, to consummation. But the aspirant’s mild conviction is ameliorated by the sound arguments of a good preceptor. To follow the injunction of a preceptor as well as to study the shastras is found to be the basis of one’s conviction; and the guidance of the shastras is essentially necessary as a rule.

In Adi, Ch. 7, we have, Prabhu said, “My Lord, listen to the cause of it. My preceptor found that I was a fool and said, “You have not the capacity for mastering the abstruse Vedanta. Recite the Name of Krishna incessantly. This is the best of mantras. The mantra of Krishna will relieve You from the bondage of worldly affinity. The Name of Krishna will take You to the Feet of Krishna. In this Iron Age there is no other religion than the Name. The Name is the essence of all mantras—this is the purport of the Scriptures”. Having said this he taught Me a sloka to recite and ponder. The sloka runs thus:—

harer nāma harer nāma harer nāmaiva kevalam
kalau nāsty eva nāsty eva nāsty eva gatir anyathā

“Hari’s Name, Hari’s Name! It is the Name of Hari alone: in this Iron Age, there is no other way at all, none at all, none at all.”

“Having heard this mandate, I took the Name incessantly, and, as I did so, in course of time My mind got loose from its bonds. I could not control Myself but became mad outright.

“I laughed and wept and danced and sang like a mad man. Recovering control I thought within My mind that the Name of Krishna had overpowered My intellect and that I had gone mad and could not restrain Myself. Thus revolving in My mind I made this humble submission at the feet of My preceptor, “Master, what a mantra you have given Me! What mysterious powers it has got! As I go on reciting it, it makes Me mad; it makes Me laugh, dance and weep.” On this My spiritual preceptor said to Me, “It is the nature of the great mantra of the Name of Krishna that natural aptitude towards Krishna is aroused in him who repeats it. Love for Krishna is the ultimate goal of a person. The four great acquisitions are as straws in comparison.”

We gather one thing from what the Lord said. When He says, “Recite and ponder,” He means that sraddha or faith is developed by a discussion of the Scriptures with a view to understand them. In the opinion of the Lord, the confirmation of the Scriptures or, rather, the Vedas alone is the only true test. The science of polemics is of no avail. In Chaitanya Charitamrita, Adi (First Part), Ch. 7, in His instruction for the guidance of the ascetics He says, “The self-revealing Veda is the crowning evidence.”

Again, in the 20th Chapter of the middle part of Chaitanya Charitamrita we have the following instructions to Sanatan Goswami, ‘a creature labouring under illusion remembers not Krishna. So Krishna kindly created the Veda and Purans.’

It is but evident that there are two degrees of faith: mild faith and strong faith. The reverence that arises in us out of strong, faith is also strong, and, by nature, has the character of bhava. Our Supreme Lord’s Eight Teachings (Sikshastakam) deal with them in a comprehensive manner. He thus spoke of mild faith to Sanatan (Chaitanya Charitamrita, Middle Part, Chapter 23), ‘If a man has the grace to feel sraddha, he consorts with pious men, from which companionship result the hearing and chanting of Krishna’s Name. Prom the attainment of bhakti, all his troubles are removed, and as a consequence of the latter his faith becomes constant, which gives him a taste for the listening and [hymning of Krishna’s Name]. From taste (ruchi) comes strong inclination (asakti), which gives birth to the sprout of passion for Krishna in the soul. When this emotion is deepened, it takes the name of love (prem). That love is the (ultimate) end and the source of every bliss.’

Where sraddha is strong the rituals of the shastras are not necessary; men of mild sraddha must follow the shastras and associate with pious men; diksha or initiation is absolutely necessary for them. We should learn the shastras and take mantra from a holy preceptor and worship the Holy Images, in the way shown by him. All these will facilitate his spiritual development. This is dashamulasikha (Ten Cardinal Principles). Proof is one of the principles while prameyas or things that are to be proved are nine in number.

A devotee having strong sraddha has an innate faith in chanting the Name which facilitates the understanding of the prameyas only by the grace of the Holy Name. He has not to bother himself about praman (proof).

A man having mild sraddha, if he does not take recourse to praman (proof), slips his foothold through evil company. The Vedas are the only authoritative proof (praman). The Vedas are voluminous and contain a good deal of provisions for the karmins and jnanins; hence, it becomes difficult to pick out those portions that are meant solely for the suddha-bhaktas (those who have devotion unadulterated by karma or jnana). The sattvika Puranas have this function only; they explain clearly the basic principles of the Vedas, which are scattered here and there as the abhidheya of the Vedas. Of all the sattvik Puranas Sreemad-bhagabata is the greatest and most useful in mastering the true meaning of the Vedas. Therefore, the Bhagavata and the Tantras such as Pancharatra are also authoritative proofs.

In His teaching to Sanatan He says, ‘The Vedas treat of sambandha (relation), abhidheya (moans) and prayojan (need). That relation is the attaining of Krishna; faith is the means of that attainment,—the means are His Names; love is the (supreme) need, the most precious treasure and the highest achievement of humanity.”

Relation.—Chit (jiva), achit and Iswar are related to one another. This is relation. It is true that Krishna is One without a second. He has two powers, achit and jiva. The achit power-is resolved into the material world; while jiva power transforms itself into the jaiva (animate) world. If you reason about relation, you find that the regaining of the status of servitude to Krishna is the establishment of the relationship. In his teaching to Sarvabhauma, He says that in essence He is the Master and has not the slightest tinge of illusion in Him In all the Vedas Bhagawan is the only Object of relationship.

Again in His teachings to Sanatan, we find that the attaining of Krishna is the relation, and bhakti (devotional service) is the means of the attainment.

In this reasoning about the relationship there are seven subjects for discussion,—(a) reasoning about Krishna, (b) discussion about Krishna’s powers, (c) rasa-tattwa, (d) jiva, (e) his worldly bondage, (f) redemption of the soul, (g) achintya-bhed-abheda—inconceivable simultaneous distinction and non-distinction. The knowledge of this relationship is based on a thorough discussion of each of the above seven prameyas or things to be demonstrated.

The means—words are arranged in a written composition. The force of a sentence as indicated by the ordinary literal meaning of each of the words is the abhidha shakti, e.g., ‘ten elephants’ means elephants numbering ten. This is the literal meaning or abhidha.

There is another force of words lakshana or implication, not the literal meaning; as for example, “Ghose-palli on the Ganges.” There can be no village Ghosepalli in water. It implies that the village stands on the bank of the Ganges. This is lakshana. Abhidha or the literal meaning does not operate where lakshana or an implied meaning is necessary. Where the sense follows easily and naturally abhidha is operative.

The literal meaning of the contents of the Vedas is to be accepted. We should learn to know abhidheya or the real meaning of the Vedas If we scrutinize all the Vedas properly we find that unalloyed devotion to Godhead is the abhidheya of them all, while karma, jnana and yoga are of secondary importance in comparison. They cannot be held to be of primary importance. Hence the principal highroad for the attainment of Krishna as indicated by them is the means—sadhana-bhakti. This is one of the subjects to be demonstrated.

Prayojana is the end for the attainment of which means are to be adopted. The attainment of love is another prameya. Now we get nine prameyas.

We find in His instructions to Sanatana, ‘In the Vedas Krishna is the only Object related tons. Now hear what is connoted by abhidheya which is the means of attaining Krishna and the treasure of the love for Krishna.’ This was the Supreme Lord’s method of teaching jaiva-dharma or the religion of the soul.

The author is unknown

 



←  «Мир, где жестокость и любовь равно желанны». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 23 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Превосходство Кришна-концепции». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 23 декабря 2016 года. Гупта Говардхан | Superiority of Krishna Conception. Srila B. S. Goswami Maharaj. December 23, 2016. Gupta Govardhan

 →
Russian

Метод проповеди Шри Чайтаньи

Статья из журнала ‘The Harmonist’,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из первого номера XXVII тома за июнь 1929 года)

 

Господь Шри Чайтаньядев не оставил после Себя книг собственного сочинения, кроме «Шикшаштаки» (Его восьми наставлений), и, чтобы получить представление о методе Его проповеди, нам следует обратиться к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Еще несколько стихов мы можем найти в «Падьявали», однако они не дают нам систематической картины Его учения. Также есть несколько маленьких книжек, авторство которых приписывают Всевышнему, однако это не соответствует действительности. Шесть Госвами Вриндавана оставили после себя множество работ, в которых детально описали учение Шри Чайтаньядева, но в них нет ничего, что было бы написано непосредственно Самим Махапрабху. «Шри Чайтанья-чаритамрита» — авторитетное писание, которое изобилует наставлениями Всевышнего, что подтверждается свидетельствами Госвами. Поэтому эта книга признается и почитается всеми. Она была написана вскоре после ухода Махапрабху. В работе над этим эпохальным трудом автору помогали непосредственные ученики Махапрабху, такие как Шри Дас Госвами и Рупа Госвами. Это произведение было дополнено материалами, собранными из «Шри Чайтанья-Чандродая-натаки» Шри Кави Карнапура и «Шри Чайтанья Бхагаваты» Шри Вриндавана Даса Тхакура, который в основном подробно описал лишь детство и юность Господа. К этой работе Кришнадаса Кавираджа нам рекомендуется обращаться при каждом затруднении.

В течение двадцати четырех лет Своей семейной жизни Шри Чайтанья Махапрабху открывал славу трансцендентного Имени Господа Хари и учил настоятельной необходимости Его воспевания повсюду, где бы ни находился: во внутреннем дворике дома Шриваса, на берегу Ганги и в различных школах санскрита, а после принятия статуса отречения: в наставлениях Сарвабхауме в Пурушоттама-кшетре, Раю Рамананде в Видьянагаре, Венкатте Бхатте в Шри-рангаме, Валлабхе Бхатте, Рупе Госвами и Рагхупати Упадхьяе в Праяге, Санатане и Пракашананде в Бенаресе. Мы можем постичь глубинную суть Его учения, изучив эти беседы.

Лишь безграничная любовь к людям этого мира побудила Махапрабху проповедовать вайшнавизм (вечную деятельность души) по всей Индии.

Он лично отправился в проповедническое путешествие, при этом направляя в важные места других проповедников, которых Он наделял сверхъестественными силами и способностями. Все это совершалось исключительно ради любви. Они не получали вознаграждения или выгоды за свое служение, и им ничего не обещали. Никакая подлинная религия не может завладеть умами людей, если ее проповедники не обладают безупречным поведением и характером. Поэтому если в наши дни кто-либо будет преследовать корыстные цели в проповеди какого-либо учения, это не позволит ему достичь значительного успеха.

В восьмой главе Ади-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты» мы находим, что Шри Кришна Чайтанья в облике Панча-таттвы благословил весь мир, явив всем в качестве дара трансцендентное Имя и любовь к Шри Кришне. Рупа и Санатана были отправлены в Матхуру. Они были уполномочены распространить учение бхакти, являющееся единственной деятельностью чистой и безгрешной души ради удовлетворения чувств Шри Кришны, и лишенное всех стремлений к спасению или материалистичному возвышению. Нитьянанда был отправлен в Гауду (Бенгалию), которую Он наводнил бхакти. Сам же Шри Чайтанья отправился в Южную Индию и путешествовал от деревни к деревне, уча всех и каждого воспеванию трансцендентного Имени Кришны. Так все эти проповедники распространили культ бхакти вплоть до самой южной границы (Сетубандхи) и даровали всем людям любовь к Кришне, освободив их от оков мирской деятельности.

Суть учения Махапрабху состоит в том, что любовь к Кришне — это вечная религия дживы (индивидуальной души). Душа никогда не может утратить это. Но когда она забывает о Кришне, она попадает под влияние иллюзии (майи) и, вследствие этого, становится одержима множеством эгоистических целей. Таким образом эта дхарма становится почти полностью скрыта в сокровенной части души. Именно из-за этого джива страдает в этом мире. Однако если джива когда-либо вспоминает, что она вечная служанка Бога, она возрождает свою вечную природу, в которой проявляется ее предназначение. Вера в эту истину — источник высшего блага души.

Вера приходит двумя путями. Некоторые люди, когда их материалистичная обусловленность сходит на нет, восстанавливают свою естественную преданность Кришне благодаря удаче и накопленному благочестию прошлых жизней. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, глава 23) говорится, что если по величайшей удаче джива обретает трансцендентную веру, она приобретает склонность к общению с самореализованными душами. В этом стихе использовано слово «шраддха». Оно означает «вера». «Шри Чайтанья-чаритамрита» утверждает, что шраддха — это крепкая вера в то, что если есть преданность Кришне, то человек становится свободен от всех обязательств. Поэтому мы можем быть совершенно уверенными в том, что самопредание Кришне исполнит все наши заветные устремления. Когда, благодаря величайшей удаче, мы становимся выше всех беспокойств этого мира, шраддха, которая всегда скрыто присутствует в нашей вечной природе, пробуждается в нашей духовной практике. Когда человек обретает такую непоколебимую приверженность Абсолюту, его религиозный порыв начинает постепенно развиваться в обществе опытных и достойных преданных Бога, и затем он избавляется от всех своих эгоистичных привычек, которые лишь уводят его в сторону, создавая помехи на его духовном пути. Его убежденность превращается в ништху (неуклонное следование), а затем в ручи (вкус), асакти (привязанность к трансцендентной реальности) и бхаву (объединение чувств, характеризующихся любовной упоительной и безраздельной преданностью).

Если спонтанная шраддха развивается энергичным и сознательным потоком через канал раги и не парализована предписаниями и наставлениями шастр, то несомненно преображается, направляясь в область бхавы, или, иными словами, рати для Кришны, тем самым достигая высочайшего предназначения. Однако для этого следует избавиться от всех сомнений благодаря устным наставлениям духовного учителя. Таким образом, следование этим указаниям учителя, а также изучение шастр закладывают прочный фундамент для веры; как правило, руководство шастр также необходимо.

В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, глава 7) мы находим такие слова: «Мой господин, выслушай о причине этого. Мой учитель считал Меня глупцом и сказал: „У Тебя нет способности постичь Веданту. Повторяй Имя Кришны непрестанно. Это самая лучшая из мантр. Мантра Кришны освобождает человека от оков материальной деятельности. Имя Кришны приведет Тебя к стопам Кришны. В этот железный век нет иной религии, кроме воспевания Святого Имени. Святое Имя Кришны — суть всех мантр. Таково окончательное заключение всех священных писаний“. Сказав это, он обучил Меня шлоке, чтобы Я повторял ее и размышлял над ней. Эта шлока такова:

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха

„Имя Хари, Имя Хари, лишь одно Имя Хари! В этот железный век нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути!“

Услышав это указание, Я стал постоянно повторять Святое Имя Кришны, и со временем Мой ум сбросил оковы. Я перестал контролировать Себя и стал совсем безумен.

Я смеялся и плакал, танцевал и пел, как сумасшедший. Вновь обретая контроль над Собой, Я думал, что Имя Кришны похищает Мой разум, и Я становлюсь безумным, не в силах держать Себя в руках. Придя в Себя, Я смиренно припал к Своему духовному учителю со словами: „О учитель, что за мантру ты дал Мне? Сколь же удивительной силой она обладает! Повторение этой мантры делает Меня безумцем. Я то смеюсь, то танцую, то плачу“. Духовный учитель так Мне ответил: „Природа великой мантры Имени Кришны такова, что в том, кто повторяет ее, возникает естественное влечение к Кришне. Любовь к Кришне — высочайшая цель человека. В сравнении с этим другие четыре цели жизни все равно что солома под ногами“».

Нам следует понять одну вещь из того, что сказал Господь. Когда Он произнес: «Повторяйте и размышляйте», Он имел в виду, что шраддха (духовная вера) развивается благодаря обсуждению священных писаний с тем, кто понимает их. Согласно мнению Господа, утверждения священных писаний, или Вед, — это единственное истинное свидетельство. Искусство полемики не принесет вам никакой пользы. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади-лила, глава 7), в Своих наставлениях аскетам, Он говорит: «Самоявленные Веды — высшее среди всех доказательств».

Затем, в двадцатой главе Мадхья-лилы «Шри Чайтанья-чаритамриты», мы находим следующее наставление Санатане Госвами: «Воплощенные живые существа, действующие в иллюзии, не помнят о Кришне. Поэтому Кришна милостиво создал Веды и Пураны».

Очевидно, что существуют два вида веры: шаткая вера и твердая вера. То благоговение, что возникает в нас на основе твердой веры, также непоколебимо и по своей природе обладает качествами бхавы. В «Шикшаштаке» (восьми наставлениях Всевышнего) подробно разбирается эта тема. Господь так описывает шаткую веру Санатане (в «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, глава 23): «Если человек ощущает милостивое прикосновение шраддхи, он стремится общаться с набожными людьми, и в результате такого общения начинает слушать и воспевать Святое Имя Кришны. По достижению бхакти все беспокойства уходят прочь, и затем его вера становится постоянной. Так человек обретает вкус к слушанию и воспеванию Святого Имени Кришны. После достижения ручи (устойчивого вкуса) приходит непреодолимое влечение (асакти), которое порождает в душе росток чистой любви к Кришне. Когда чувства становятся сильнее и глубже, они начинают называться любовью (премой). Эта любовь (према) является (высочайшей) целью и источником всего блаженства».

Когда шраддха становится крепкой, ритуалы шастр становятся не нужны. Однако те, чья шраддха шаткая, должны строго следовать шастрам и общаться с набожными людьми. Для них абсолютно необходимо получить посвящение (дикшу). Нам следует изучать шастры, получить мантру от святого духовного наставника и поклоняться святым Божествам согласно его указаниям. Все это необходимо для правильного духовного развития. Такова даша-мула-шикша (десять основных принципов). Первый принцип — это доказательство, тогда как остальные девять принципов — это прамейи, или то, что доказывается.

Преданному с непоколебимой шраддхой присуща твердая вера в воспевание Святого Имени Кришны, которая способствует пониманию прамей лишь по милости Святого Имени. Такому преданному нет нужды беспокоиться о прамане (авторитетном свидетельстве).

Если человек с шаткой верой не обращается за помощью к прамане (свидетельству), то он может постепенно оказаться в плохом обществе. Веды — единственные авторитетные свидетельства (прамана). Веды представляют собой огромное количество томов книг, содержащих множество полезных сведений для карми и гьяни. Таким образом, довольно трудно извлечь из всей этой информации то знание, что предназначено лишь для шуддха-бхакт (тех, кто следует пути преданности Богу, не смешанному с кармой и гьяной). Такое знание содержат в себе лишь саттвика-Пураны, и они прекрасно освещают главный принцип Вед, который представлен разрозненно в разных местах как абхидхея Вед. Из всех саттвика-Пуран величайшей и наиболее полезной для понимания истинного смысла Вед является «Шримад-Бхагаватам». Поэтому «Бхагавата» и тантры, такие как «Панчаратра», также признаются авторитетным свидетельством.

В Своих поучениях Санатане Господь говорит: «Веды рассматривают три темы — самбандху (взаимосвязь), абхидхею (методы) и прайоджану (конечную цель). Взаимосвязь — это достижение Кришны. Вера — методы этого достижения (воспевание Его святых имен). Любовь — это высочайшая цель, самое ценное сокровище и величайшее достижение человечества».

Самбандха указывает на взаимосвязь чит (дживы), ачит (материального мира) и Ишвары (Всевышнего). Истина в том, что Кришна — единый Господь, не имеющий равных. У Него есть две энергии: ачит и джива. Энергия ачит создает этот материальный мир, тогда как энергия джива преобразовывается в джайву, (одушевленный) мир. Если вы рассмотрите эти отношения, то обнаружите, что их предназначение кроется в жизни, исполненной служения Кришне. В Своих поучениях Сарвабхауме Господь говорит, что Он — Владыка всего сущего, и в Нем нет и малейшего следа иллюзии. Все Веды определяют Бхагавана как единственный объект взаимоотношений.

Снова, в Его поучениях Санатане, мы находим, что достижение Кришны называется самбандхой, а бхакти (любовное служение Кришне) — это тот метод, с помощью которого цель достигается (абхидхея).

Для того, чтобы понять эти взаимоотношения, следует обсудить семь тем: (1) отношения с Кришной, (2) энергии Кришны, (3) раса-таттва (наука о расе), (4) джива, (5) рабство материального существования, (6) освобождение души, (7) ачинтья-бхеда-абхеда (непостижимое одновременное единство и отличие). Знание об этих отношениях основывается на детальном рассмотрении каждой из вышеперечисленных семи прамей.

Абхидхея (методы). На письме слова располагаются в определенном порядке. Абхидха-шакти — это воздействие предложения, которое определяется обычными буквальными значениями каждого слова. Например, выражение «десять слонов» означает, что численность слонов равняется десяти. Таково буквальное значение слова «абхидха».

Существует также и другая форма воздействия слов, известная как лакшана, которая не является буквальным значением. Например, выражение «деревня Гхоше-палли на Ганге». В воде Ганги не может быть деревни Гхоше-палли. Это выражение лишь указывает на то, что деревня расположена на берегу Ганги. Это называется лакшана. Абхидха, или буквальное значение, не действует там, где есть лакшана. Но там, где смысл прост и понятен, используется абхидха.

Следует всегда принимать буквальное значение Вед. Нам следует постичь знание абхидхеи, или истинного значения Вед. Если мы внимательно рассмотрим все Веды, то обнаружим, что беспримесная преданность Богу — это абхидхея всех ее разделов, тогда как карма, гьяна и йога в сравнении с бхакти имеют второстепенное значение. Им не следует отдавать главенствующего положения. Следовательно, суть — это достижение Кришны, а метод Его достижения называется садхана-бхакти.

Прайоджана — цель этого достижения, которую нам следует принять. Достижение любви — это следующая и заключительная прамея, количество которых девять.

В Своих наставлениях Санатане Господь говорит: «В Ведах Кришна представлен как единственный объект взаимоотношений. Сейчас же услышь об абхидхее, которая означает достижение Кришны и сокровище любви к Кришне». Таков тот метод, которым Всевышний учил джайва-дхарме, или религии бессмертной души.

Автор неизвестен
Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 


English

Teaching Method of Sri Chaitanya

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 1, Vol. XXVII, June 1929)

 

IN order to be acquainted with Chaitanya Deva’s method of teaching we must have recourse to Sri Chaitanya Charitamrita, as He has left no book of His own composition, indeed, nothing save and except His Eight Teachings (Sikshastaka). A few more slokas are found in the Padyabali, but they do not give us any systematic idea of His teachings. There are a few booklets, which are said to be the works of the Supreme Lord, but they do not seem to be authentic. The Goswamis have left us some works of their own in which the teachings of Chaitanya Deva are found in abundance but there is nothing in them, which is stated to be from the pen of the Supreme Lord. Sri Chaitanya Charitamrita is an authoritative work, which abounds with precepts, which are His according to the evidence of the Goswamis; hence, it is that this book carries respect in all quarters. The author composed it shortly after Mahaprabhu’s time. Some of the direct disciples of Mahaprabhu, such as Sri Das Goswami and Rupa Goswami, helped the author in the enterprise. This work has been enriched by materials gathered from Sri Chaitanya Chandrodayanataka by Sri Kabi Karnapura, which appeared for the Sanskrit knowing section and Sri Chaitanya Bhagabata by Sri Brindaban Das Thakur, which went on to describe only the early life of the Lord. We are led to follow Krishnadas when we weigh different circumstances.

During the twenty four years of His household life He taught the glory of the transcendental Name of Hari and the imperative necessity of chanting, in the compound of Sribash’s house, on the bank of the Ganges, in the Sanskrit schools, or on the way, and, after his renouncing the world, in his instructions to Sarvabhauma at Purushottam Kshetra, to Roy Ramananda at Vidyanagar, Venkata Bhatta at Sri-rangam, Ballabh Bhatta and Rupa Goswami and, in the shape of hints to Raghupati Upadhyaya at Prayag, and Sanatan and Prakashananda at Benares. We can safely pick out His teachings from these sources.

It was His infinite love for the people of this world that prompted Mahaprabhu to preach Vaishnavism or eternal function of the soul to all throughout India.

He went to some countries Himself and preached there, while to others He sent preachers endowing them with supernatural powers and abilities. Theirs was love’s labour. They got no reward or remuneration for their services nor hoped for any. No true religion can have a hold on the people, if not preached by men of sterling worth and character. Hence it is that though mercenaries are engaged in the preaching of certain doctrines now-a-days, they can do very little of appreciable value.

We find in the Eighth Chapter of the First Part (Adi-lila) of Sri Chaitanya Charitamrita that Sri Krishna Chaitanya in His five-fold manifestation blessed the world with the gift of the transcendental Name and Love for Krishna. Rupa and Sanatan were dispatched to Mathura. They were commissioned to propagate the doctrine of bhakti, which is the only serving function of the unalloyed soul fostered in favour of Krishna without any ambition for amelioration or salvation. Nityananda was sent to Gauda, which He overflowed with bhakti. He Himself went to the Decean and travelled from village to village of which the inhabitants were taught the system of reciting the transcendental Name of Krishna They spread the cult of bhakti up to Setubandha and, endowing the people with love for Krishna, relieved them from the bondage of worldly affinity.

The mainspring of the teachings of Mahaprabhu is this that love for Krishna is the eternal religion of jiva or individual soul. The soul cannot remain devoid of it forever. But he forgets Krishna and is dominated by illusion (maya) and, as a result, becomes attracted towards other objects, hence this dharma well-nigh conceals itself in some inner cell of the soul. It is for this that jiva suffers misery in this world. But if the jiva ever becomes lucky enough to recollect that he is the eternal servant of God, he reverts to his own eternal nature which is his normal condition. Belief in this truth is the root of all good.

Faith arises in two ways. Some men, when their tenure of bondage nears the end, by virtue of their cumulated good fortune of previous births, recoup their innate aptitude to rely on Krishna. Chaitanya Charitamrita, Middle Part, Ch. 23, says that if by a stroke of fortune a jiva happens to embrace transcendental faith, he acquires a love for the company of self-realised souls, ‘sraddha’ is the word used here. It means faith. Chaitanya Charitamrita says sraddha means firm faith in this that if you have devotion to Krishna, nothing remains to be done. So we can fairly determine that full reliance on Krishna satisfies all that we covet for. When we are freed from disturbance by a turn of good luck, sraddha, which lies in a dormant state in our eternal nature, wakes up in our devotional activities. Whenever a man is found to have such determinate reliance on the Absolute, his devotional temper progresses gradually in the company of experienced and worthy devotees and he can then dispense with his unpromising habits, which prove to oppose his advancements. His confidence turns to nistha (undeviating continuity), ruchi (taste), asakti (attachment to the transcendental reality), and bhaba (a combination of feelings indicative of love, ecstatic and assiduous devotion).

Spontaneous sraddha, if it springs vigorously, voluntarily flows through the channel of raga, and, without caring for the mandatory injunctions of the shastras successfully follows its own career through the region of bhab, or, in other words, rati for Krishna, to consummation. But the aspirant’s mild conviction is ameliorated by the sound arguments of a good preceptor. To follow the injunction of a preceptor as well as to study the shastras is found to be the basis of one’s conviction; and the guidance of the shastras is essentially necessary as a rule.

In Adi, Ch. 7, we have, Prabhu said, “My Lord, listen to the cause of it. My preceptor found that I was a fool and said, “You have not the capacity for mastering the abstruse Vedanta. Recite the Name of Krishna incessantly. This is the best of mantras. The mantra of Krishna will relieve You from the bondage of worldly affinity. The Name of Krishna will take You to the Feet of Krishna. In this Iron Age there is no other religion than the Name. The Name is the essence of all mantras—this is the purport of the Scriptures”. Having said this he taught Me a sloka to recite and ponder. The sloka runs thus:—

harer nāma harer nāma harer nāmaiva kevalam
kalau nāsty eva nāsty eva nāsty eva gatir anyathā

“Hari’s Name, Hari’s Name! It is the Name of Hari alone: in this Iron Age, there is no other way at all, none at all, none at all.”

“Having heard this mandate, I took the Name incessantly, and, as I did so, in course of time My mind got loose from its bonds. I could not control Myself but became mad outright.

“I laughed and wept and danced and sang like a mad man. Recovering control I thought within My mind that the Name of Krishna had overpowered My intellect and that I had gone mad and could not restrain Myself. Thus revolving in My mind I made this humble submission at the feet of My preceptor, “Master, what a mantra you have given Me! What mysterious powers it has got! As I go on reciting it, it makes Me mad; it makes Me laugh, dance and weep.” On this My spiritual preceptor said to Me, “It is the nature of the great mantra of the Name of Krishna that natural aptitude towards Krishna is aroused in him who repeats it. Love for Krishna is the ultimate goal of a person. The four great acquisitions are as straws in comparison.”

We gather one thing from what the Lord said. When He says, “Recite and ponder,” He means that sraddha or faith is developed by a discussion of the Scriptures with a view to understand them. In the opinion of the Lord, the confirmation of the Scriptures or, rather, the Vedas alone is the only true test. The science of polemics is of no avail. In Chaitanya Charitamrita, Adi (First Part), Ch. 7, in His instruction for the guidance of the ascetics He says, “The self-revealing Veda is the crowning evidence.”

Again, in the 20th Chapter of the middle part of Chaitanya Charitamrita we have the following instructions to Sanatan Goswami, ‘a creature labouring under illusion remembers not Krishna. So Krishna kindly created the Veda and Purans.’

It is but evident that there are two degrees of faith: mild faith and strong faith. The reverence that arises in us out of strong, faith is also strong, and, by nature, has the character of bhava. Our Supreme Lord’s Eight Teachings (Sikshastakam) deal with them in a comprehensive manner. He thus spoke of mild faith to Sanatan (Chaitanya Charitamrita, Middle Part, Chapter 23), ‘If a man has the grace to feel sraddha, he consorts with pious men, from which companionship result the hearing and chanting of Krishna’s Name. Prom the attainment of bhakti, all his troubles are removed, and as a consequence of the latter his faith becomes constant, which gives him a taste for the listening and [hymning of Krishna’s Name]. From taste (ruchi) comes strong inclination (asakti), which gives birth to the sprout of passion for Krishna in the soul. When this emotion is deepened, it takes the name of love (prem). That love is the (ultimate) end and the source of every bliss.’

Where sraddha is strong the rituals of the shastras are not necessary; men of mild sraddha must follow the shastras and associate with pious men; diksha or initiation is absolutely necessary for them. We should learn the shastras and take mantra from a holy preceptor and worship the Holy Images, in the way shown by him. All these will facilitate his spiritual development. This is dashamulasikha (Ten Cardinal Principles). Proof is one of the principles while prameyas or things that are to be proved are nine in number.

A devotee having strong sraddha has an innate faith in chanting the Name which facilitates the understanding of the prameyas only by the grace of the Holy Name. He has not to bother himself about praman (proof).

A man having mild sraddha, if he does not take recourse to praman (proof), slips his foothold through evil company. The Vedas are the only authoritative proof (praman). The Vedas are voluminous and contain a good deal of provisions for the karmins and jnanins; hence, it becomes difficult to pick out those portions that are meant solely for the suddha-bhaktas (those who have devotion unadulterated by karma or jnana). The sattvika Puranas have this function only; they explain clearly the basic principles of the Vedas, which are scattered here and there as the abhidheya of the Vedas. Of all the sattvik Puranas Sreemad-bhagabata is the greatest and most useful in mastering the true meaning of the Vedas. Therefore, the Bhagavata and the Tantras such as Pancharatra are also authoritative proofs.

In His teaching to Sanatan He says, ‘The Vedas treat of sambandha (relation), abhidheya (moans) and prayojan (need). That relation is the attaining of Krishna; faith is the means of that attainment,—the means are His Names; love is the (supreme) need, the most precious treasure and the highest achievement of humanity.”

Relation.—Chit (jiva), achit and Iswar are related to one another. This is relation. It is true that Krishna is One without a second. He has two powers, achit and jiva. The achit power-is resolved into the material world; while jiva power transforms itself into the jaiva (animate) world. If you reason about relation, you find that the regaining of the status of servitude to Krishna is the establishment of the relationship. In his teaching to Sarvabhauma, He says that in essence He is the Master and has not the slightest tinge of illusion in Him In all the Vedas Bhagawan is the only Object of relationship.

Again in His teachings to Sanatan, we find that the attaining of Krishna is the relation, and bhakti (devotional service) is the means of the attainment.

In this reasoning about the relationship there are seven subjects for discussion,—(a) reasoning about Krishna, (b) discussion about Krishna’s powers, (c) rasa-tattwa, (d) jiva, (e) his worldly bondage, (f) redemption of the soul, (g) achintya-bhed-abheda—inconceivable simultaneous distinction and non-distinction. The knowledge of this relationship is based on a thorough discussion of each of the above seven prameyas or things to be demonstrated.

The means—words are arranged in a written composition. The force of a sentence as indicated by the ordinary literal meaning of each of the words is the abhidha shakti, e.g., ‘ten elephants’ means elephants numbering ten. This is the literal meaning or abhidha.

There is another force of words lakshana or implication, not the literal meaning; as for example, “Ghose-palli on the Ganges.” There can be no village Ghosepalli in water. It implies that the village stands on the bank of the Ganges. This is lakshana. Abhidha or the literal meaning does not operate where lakshana or an implied meaning is necessary. Where the sense follows easily and naturally abhidha is operative.

The literal meaning of the contents of the Vedas is to be accepted. We should learn to know abhidheya or the real meaning of the Vedas If we scrutinize all the Vedas properly we find that unalloyed devotion to Godhead is the abhidheya of them all, while karma, jnana and yoga are of secondary importance in comparison. They cannot be held to be of primary importance. Hence the principal highroad for the attainment of Krishna as indicated by them is the means—sadhana-bhakti. This is one of the subjects to be demonstrated.

Prayojana is the end for the attainment of which means are to be adopted. The attainment of love is another prameya. Now we get nine prameyas.

We find in His instructions to Sanatana, ‘In the Vedas Krishna is the only Object related tons. Now hear what is connoted by abhidheya which is the means of attaining Krishna and the treasure of the love for Krishna.’ This was the Supreme Lord’s method of teaching jaiva-dharma or the religion of the soul.

The author is unknown

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования