«Автор „Шри Чайтанья-чаритамриты“» (часть 3). Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).


Сатьянджан Сен

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты»
(часть 3)

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из третьего номера XXVII тома за август 1929 года)

 

Признательность

Автор «Шри Чайтанья-чаритамриты» написал свой труд настолько неординарно и красочно, умастив стройную канву произведения цитатами из авторитетных писаний, наполнив ее изящным плетением из глубочайших секретов шастр и захватывающих повествований о Господе Гауранге, что стоит читателю ненадолго обратить на него взор, как его внимание оказывается полностью захвачено. Постепенно оно перерастает в изучение этой работы и рождает тягу к возвышенной жизни в беспримесной преданности Богу, которая высвобождает сердце из запутанности в мирском и сводит на нет всю привлекательность чувственных удовольствий. Если бы это произведение было наполнено лишь невразумительными рассуждениями, способными смутить разум читателя, то пылилось бы на полке, не выдержав конкуренции с более легкими и интересными книгами.

Есть люди, придающие слишком большое значение софистике, и их необходимо спасти из западни подобных губительных размышлений. Рано или поздно они выдохнутся, растратив все силы, и автор всегда помнит о них. Также есть категория людей, полагающих, что весь этот мир — это Бог (Брахман). Под влиянием иллюзии они принимают за реальность мир своего воображения, в точности как человек может по ошибке принять веревку за змею. Таких умников также следует вернуть на землю. Нужно показать им, что этот мир не пустая фантасмагория. Им следует познакомиться с доктриной одновременного отличия и единства между Кришной и дживой, которая непостижима для эмпириков, карми и гьяни.

Автор представляет тему своего произведения с таким бесподобным и беспрецедентным тактом, проявляя совершенное мастерство рассказчика, что даже люди, не обладающие хорошим вкусом, помещают его на один уровень с величайшими писателями этого мира. Обращаясь к низким и несчастным людям, он возвышает их; таково его особое качество.

Он изображает трансцендентные любовные игры в торжественном и величественном ключе, и это приводит филантропов в такое замешательство, что они начинают оскорблять его, поскольку враждебно настроены к любому, кто начинает обличать безнравственность Кали-юги.

Автор и подлинная доктрина

Некоторые люди придерживаются убеждения, что доктрина Шри Чайтаньи, представленная в «Шри Чайтанья-чаритамрите», ранее не существовала. В действительности мудрецы древности пытались сформулировать эту доктрину, но не смогли придать ей столь прекрасную и гармоничную форму. То, что сказал Чайтанья, было поведано Им Брахме еще давным-давно на заре творения. Брахма открыл это знание своим ученикам, но передаваемое устно трансцендентное послание трансформировалось с течением веков, осквернившись качествами саттвы, раджаса и тамаса. Когда это трансцендентное послание искажается настолько, что истина скрывается облаком невежества, Господь Вишну появляется в этом мире, чтобы явить ее вновь.

Эта истина была явлена семь раз в семи последующих жизнях Брахмы. С течением времени она была частична сокрыта, и на первый план вышли разнообразные софистские доктрины. Те идеи, которые отдалились от пути служения Богу и были ошибочно помещены в одну категорию с доктринами беспримесной святой преданности, следует выявлять и признавать непригодными для подлинной духовной практики. Более того, людям этого мира должна быть явлена подлинная практика божественного служения и преданности. Это также было одной из причин, благодаря которым Шри Чайтанья появился в этом мире.

Автор советует нам слушать повествования о Чайтанье в духе почтения и попытаться избавиться от враждебности и желания критиковать.

Представления автора о Гуру

Автор громогласно провозглашает, что Гуру, вайшнавы и Бхагаван — это высочайшие из всех, кто достоин преклонения. В самом начале «Чайтанья-чаритамриты» он говорит о Шри Рупе, Санатане, Рагхунатхе Бхатте, Шри Дживе, Гопале Бхатте и Рагхунатхе Дасе, которые были его духовными учителями. Он обращается к своему Гуру как проявлению Самого Всевышнего. Он говорит, что шастры называют Гуру самым близким и доверенным спутником Самого Кришны, и что Сам Кришна принимает облик Гуру, чтобы даровать Свою милость преданным. Но в этом облике Гуру Кришна пребывает в сердце и остается невидимым для ученика. Поэтому Он появляется перед ним как маханта-гуру, или величайший из преданных.

Автор о преданных Бога

Автор подчеркивает, что Кришна всегда наслаждается в сердце преданного. Эта идея не чей-то досужий вымысел — она находит подтверждение в «Шримад-Бхагаватам»: «Садху всегда пребывают в глубине Моего сердца, а Я нахожусь в их сердцах. Они не знают никого, кроме Меня, а Я не знаю никого, кроме них». 

Автор об освобождении

Странным и абсурдным может показаться эмпирику то, что автор осуждает саму жажду спасения, которое является самым желанным для всех, кроме беспримесных преданных Всевышнего, Господа Кришны. Он говорит: «Тьма невежества называется кайтава. В это понятие входит желание благочестия, накопления [материальных богатств], удовольствий и освобождения (дхарма, артха, кама и мокша). Из всех проявлений кайтавы желание спасения является самым пагубным, поскольку оно разрушает нашу преданность Кришне. Для преданного бхакти — это метод обретения любви к Кришне как единственная высшая цель человеческого существования».

Автор о Боге

Брахман, Параматма и Бхагаван составляют три концепции Божественного. Бхагаван — это Всевышний, Брахман — сияние Его трансцендентного тела, а Параматма — это локализованное частичное проявление Бога в сердце живого существа. Шри Кришна Чайтанья, как говорит автор, — это Сам Бхагаван Говинда. Это утверждение автора означает, что Махапрабху не просто проявление Бога или идеальное божественное создание, а Сам Кришна в роли величайшего учителя, а также выдающегося преданного всей вселенной, Который заставил поток божественной любви выйти из берегов, тем самым затопив весь мир нектарным наводнением преданности Богу.

(продолжение следует)

Переводчик: Вриндаван Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

 

Sj. Satyanjan Sen, m. a.

The Author of Sri Chaitanya-Charitamrita
(part 3)

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 3, Vol. XXVII, August 1929)

 

An Appreciation

THE author has made a work so chequered and speckled, such a tessellated pavement of authoritative texts, such an exquisite wickerwork of the profound secrets of the shastras and the fascinating anecdotes of Lord Gauranga that the casual eye is easily riveted and the more does the reader proceed with the study of the work the more is he drawn towards the sublimity of a life of unalloyed devotion, the fetters of his heart are loosened and his attraction for sensual enjoyment wanes. Had it been full of abstruse reasonings only, it would have taxed the brain of the reader who would have found no interest in it and shelved the book for a lighter and more interesting one.

There are men given to sophistry who must be disentangled from the meshes of suicidal reasoning as also those with whom the world is too much. Late and soon, getting and spending they waste their powers and the author has not forgotten them. There is also a race of men given to the idea that the world is Brahma; they, under the influence of illusion, take it for what it seems, just as one may mistake a rope for a serpent. These wiseacres must be disillusioned. They must be taught that this world is not an empty dream. They must learn the doctrine of simultaneous distinction and non-distinction between Krishna and the jiva, which is inconceivable to the empiricist, the elevationist and the Salvationist.

The unparalleled and unprecedented tact of the author in interesting the reader in the subject, in playing the part of raconteur who keeps all spell, bound without floundering for a moment, in presenting a picture outwardly very like what even the man of vitiated taste would not dislike, and leaving all wiser and more sublime, places him high in the rank of the standard writers of the world. He approaches the low and the wretched and lifts them higher and nobler; herein lies his speciality.

He depicts the transcendental amorous pastimes with due gravity and sublimity and gives such a rude shock to the philanthropists that they have risen against him and reviled him as they are up against anybody who tries to stem the tide of immorality in this Iron Age.

The Author and the True Doctrine

Some have the presumption to hold that the doctrine of Sree Krishna Chaitanya as delineated in Chaitanya Charitamrita is a novel one. The fact is that the ancients tried to formulate this doctrine but were not able to give it a perfect form and shape. What Chaitanya said was revealed long ago by Him to Brahma when the world was first created. Brahma told it to his disciples but the heard-transcendental word was transformed in course of ages on account of the hammerings of the attributes sattva, rajas and tamas. When the heard-transcendental-word becomes so much deformed that even the truth is overcast and clouded the Supreme Lord Vishnu appears in this world in order to set it right.

That truth was seven times revealed in the seven successive births of Brahma. In course of time that truth was partly eclipsed and various conflicting sophistical doctrines made headway. Those who have strayed away from the path of service and placed erroneous doctrines in the same category with the doctrine of unalloyed devotion must be checked and prevented from corrupting and defiling those who are treading the path of service; moreover, the people of the world should be shown the path of devotion and service. It is for these reasons amongst others that Chaitanya appeared in this world.

The author advises all to listen to the story of Chaitanya in a spirit of reverence and not with the sole intent to criticise it adversely.

The Author’s Idea of the Guru

The author proclaims with the voice of a trumpet that Guru, the Vaishnava and Bhagawan are the greatest objects of veneration. In the very beginning of Chaitanya Charitamrita he speaks of Sri Rupa, Sanatana Raghunath Bhatta, Sri Jiva, Gopal Bhatta and Raghunath Das who were his spiritual teachers; he regards his guru as the manifestation of the Supreme Lord Himself. He says that the shastras regard the guru as the associated counterpart of Krishna Himself and that Krishna Himself assumes the form of the Guru in order to bestow His grace on the devotees. The Guru while functioning as the indweller of the heart remains invisible to the disciple. So Krishna appears before him as mahanta-guru or the greatest devotee.

The Author on the Devotee

The author speaks boldly that Krishna always enjoys Himself in the heart of the devotee. The idea is not a figment of the brain but the author is backed by the Sreemad Bhagavata which says, “The sadhus are the very core of My heart and I am the very heart of them. They know nobody but Me and I too know none but them.” 

The Author on Salvation

Strange and preposterous as it may appear to the empiricist the author strongly condemns the very desire for salvation, which is the be-all, and end-all of existence to all but those who have an assiduous devotion to the Supreme Lord Krishna. He says, “The darkness of ignorance is called kaitaba. It is the desire for piety, acquisition, predilection and deliverance.

Of all forms of kaitaba the desire for salvation is the worst as it destroys our devotion to Krishna. To him bhakti (service, devotion) is the means of attaining love for Krishna the only legitimate end of human existence.”

The Author on God

Brahma, Paramatma and Bhagawan—these are the three conceptions of Godhead. Bhagawan is the Supreme Lord, Brahma is the halo of His transcendental body while Paramatma is only a part of His aspects. Sri Krishna Chaitanya, says the author, is Bhagawan Gobinda Himself. By this assertion the author means that Mahaprabhu is not a mere manifestation of Godhead nor a creature of apotheosis but Krishna Himself in the role, first, of the greatest scholar and, next, of the leading devotee of the universe, Who thawed the Bamidonian snow, made the torrent of love reach the highest flood-level and inundated the world in the nectarine deluge of devotion.

(To be continued)

 



←  Шриман Кешавананда Прабху. 18 декабря 2017 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· Погрузись глубоко в реальность с Бхакти Судхиром Госвами. 19 декабря 2017 года. Гупта Говардхан →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования