«Нарада». Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).


Нарада

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из четвертого номера XXVII тома за сентябрь 1929 года)

 

Это произошло давным-давно, в прежний цикл творения, когда в своей прошлой жизни Нарада родился сыном служанки, которой выпала возможность прислуживать святым, остановившимся в одном доме, чтобы переждать сезон дождей. Таков обычай, распространенный среди странствующих религиозных учителей Индии. Эти мудрецы смотрели на все беспристрастно, но при этом были очень добры к этому мальчику, который умел контролировать себя, никогда не играл с игрушками, был услужлив, говорил мало и не был беспокойным и непоседливым. С согласия этих брахманов Нарада ежедневно доедал остатки их трапезы и освободился от греха. Так его сердце очистилось и в нем появилась склонность к Кришне. Каждый день он слушал чарующие рассказы о Кришне и, как следствие, любовь к Кришне пробудилась в его сердце. Он внимал каждому слову этих святых с естественным почтением, и в нем родилось желание постичь природу своей души, которая в действительности была частичкой Божественной Сути, тогда как тонкое и грубое тела не имели к душе никакого отношения, хотя под влиянием иллюзии он считал их непосредственным проявлением собственной природы.

Так, постоянно слушая о безупречной славе Господа Хари от возвышенных мудрецов в течение всего сезона дождей и осени, в нем начала пробуждаться преданность Кришне, и это слушание очистило его ум от страсти и невежества. Мудрецы были столь добры к нему, что открыли ему самые сокровенные истины. Так в Нараде еще в детстве проявились преданность Господу, смирение, безгрешность, почтительность, сдержанность и склонность служить. Сияние преданности Богу рассеяло тьму его сердца и ему открылось знание о природе собственного «я». «Когда разумное существо обретает представление о подлинной внутренней природе своей души, в нем пробуждается непоколебимая преданность Богу, которая сводит на нет все мирские недостатки, возникшие в результате невежества и страсти».

Непреклонная преданность Нарады Богу, его безукоризненный нрав, его сдержанность и дух служения не только помогли ему обрести подлинное знание о природе души, но также даровали знание о Самом Всевышнем, которое считается самой сокровенной истиной и составляет суть «Шримад-Бхагаватам». Он также осознал множество других истин, как, например, знание о природе иллюзорной энергии Всевышнего, Господа Васудевы. Его новое знание помогло ему достичь святых стоп Всевышнего. Он посвятил все свои поступки Господу и так освободился от всех несчастий, что выпадают на долю смертных существ. Наша мирская деятельность лишь еще сильнее привязывает нас к этому миру, но если мы посвящаем свои поступки Всевышнему, то такая деятельность освобождает нас от мирского рабства.

Беспримесная преданность порождает подлинное знание, которое устраняет все последствия мирской деятельности, совершенной в невежестве. «Знание, которое связано с безраздельной преданностью Богу, организует и направляет всю деятельность, совершаемую ради удовлетворения Всевышнего. Если кто-то желает обрести знание о Всевышнем, то ему следует посвящать все свои поступки Богу, непрестанно повторять Его Имя и памятовать о Его качествах. Воспевай Его славу, и ты будешь благословлен преданностью Богу. „Ом, я медитирую и склоняюсь ниц пред Всевышним, Который есть Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха“. Любой, кто произносит приведенную выше цитату, выражающую почитание и преклонение перед Высшим Существом, Который проявлен во множестве обликов и при этом не имеет (материальной) формы, наделен истинным пониманием сути вещей». Нарада действовал в полном согласии с этими наставлениями и был удостоен благосклонности Всевышнего, Который даровал ему знание, славу и преданность.

Кроме матери, которая умерла вскоре после описываемых событий, у Нарады больше не было кровных родственников. Нарада воспринял это за благоприятное стечение обстоятельств для того, чтобы беспрепятственно отправиться в северные леса и погрузиться в созерцание Божественного. Он направил свои стопы через города и села, горы и озера, сады и рощи, пока не достиг дремучего леса, который был настолько страшен, что отпугивал своим видом. Там жили лишь змеи, совы, шакалы и свирепые хищники.

Зайдя в самую гущу этого леса, он сел под дерево и стал медитировать на Высшее Существо в своем сердце. Шри Хари (Всевышний) проявился в его сердце, исполненном преданности, именно тогда, когда Нарада медитировал на Его святые стопы. На глазах Нарады выступили слезы любви и его охватило блаженство. Любовь к Богу переполняла его до краев, и он не в состоянии был отделить себя (индивидуальную душу) от Высшей Души. Но внезапно облик Всевышнего исчез из его сердца, что обеспокоило его и привело в замешательство. Он попытался снова увидеть Господа, но не смог. Затем Всевышний сказал Нараде: «Ты не увидишь Меня сейчас, поскольку твои отношения со Мной еще не достигли совершенства. Я явил тебе Свой трансцендентный образ, чтобы усилить этим твою преданность Мне. Любовь ко Мне очищает сердце. Хотя ты служил Моим преданным лишь недолгое время, но это даровало тебе твердую преданность Мне. Когда ты оставишь эту смертную оболочку, то без сомнения обретешь положение Моего личного спутника. Не отчаивайся. Этот мир исчезнет, но твоя память сохранится».

После того как Всевышний произнес это, Нарада почтительно склонил голову и отбросил всю робость, гордыню, зависть и мирские желания. Он повторял Святое Имя Бога, вспоминал Его удивительные и благоприятные деяния, и это даровало ему полное удовлетворение. Положившись на милость Господа, он странствовал по всему миру, прославляя Высшее Существо. Он был ревностно предан Кришне и его душа была безгрешна. После оставления смертной оболочки он получил от Всевышнего духовное тело. Во время вселенского потопа Нараяна лег отдыхать посреди бушующего океана, и, когда Он вдохнул, Нарада вошел в Его тело. Когда Нараяна вновь пробудился и подумал о творении, из Всевышнего появился Нарада, Маричи, Атри, Ангира, Пуластья, Пулаха, Крату, Прачеты, Васиштха и Бхригу.

Нарада соблюдал обеты брахмачарьи и предписания преданности Всевышнему. Странствуя по всей вселенной и даже за ее пределами, Он воспевал славу Бога. Шри Хари всегда присутствовал в его сердце, поскольку не мог расстаться со Своим бесконечно дорогим преданным. Нарада сказал себе: «Прославление деяний Господа Хари подобно спасительному плоту в океане этого мира для людей, чьи умы обеспокоены и смущены бесконечным потоком чувственных желаний, который рождается от соприкосновения с материей. Так провозглашают Веды, и это также ясно для каждого, кто обладает здравым рассудком. Воплощенная душа, которая постоянно подвергается нападкам вожделения и алчности, не может обрести удовлетворение такими методами, как самоконтроль и умозрительные рассуждения, если она не возносит служение Абсолютному Господу, дарующему освобождение».

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндавана Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

 

Narada

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 4, Vol. XXVII, September 1929)

 

IN a former cycle of ages, in his past life Narada was born of a servant girl who chanced to be in attendance upon a certain number of saintly devotees while the latter were halting together in one place during the rainy season according to the custom prevalent among the itinerant religious teachers of India. Those sages, although they regarded everything with equal and impartial eyes, were yet specially kind to the boy who had subdued his passions, never played with a toy, was obliging, spoke little, and was not fickle and restless. With the assent of those brahmans Narada ate the leavings of their food daily and he was thereby purged of his sins, his heart was purified and a liking for Krishna was produced in his mind. He used to listen daily to the charming narrative of Krishna and, as a consequence, love for Krishna was generated in his heart. He listened to every word of the narrative, with natural reverence and there arose in him the fixed disposition to realise the nature of himself who was in reality a part of the Divine Essence his subtle and gross physical bodies being no part of his self although he had regarded them as such owing to his own illusion regarding the nature of himself.

In this way, hearing every moment the stainless glory of Hari chanted by the high-souled sages throughout the rainy season and autumn, devotion began to generate in him and it dispelled passion and ignorance from his mind. The sages were kind enough to teach him the most hidden truths. Thus Narada even in his infancy became a devotee of the Lord, humble, sinless, reverential, self-restrained and of a serving disposition. The rays of devotion dispelled the darkness of his heart and he thus comes to know his own real nature. “When the sentient being becomes acquainted with the true nature of himself the unflinching devotion, which puts an end to the defects of worldly passion and ignorance, generates in him.”

Narada’s assiduous devotion to Godhead, his character free from blemishes, his self restraint and serving spirit not only helped him in acquiring a true knowledge of his own self but also that of the Supreme Lord Himself, which is the most hidden Truth and forms the subject of Srimad Bhagabata. He also obtained the knowledge of another thing, viz., the illusory energy of the Supreme Lord Vasudeva. His new knowledge paved the way for the attainment of the holy feet of the Supreme Lord. He dedicated all his activities to the Supreme Lord and was thereby freed from all miseries that fall to the lot of a mortal. Our worldly activities tighten the hold of the world on us; but if we dedicate these very activities to the Supreme Lord, they effect their own destruction freeing us from the worldly bondage.

Unalloyed devotion begets real knowledge, which in its turn destroys the effects of our worldly activities which are the products of ignorance. “The knowledge which is associated with faithful devotion is subordinate to the acts which are performed for the gratification of the Supreme Lord. Whoever wants to obtain knowledge of the Supreme Lord dedicates all his acts to Him alone, incessantly utters His Name and remembers His Qualities. Chant His glories and you will be favoured with devotion. ‘Om, I meditate and bow down unto the Supreme Lord Who is Vasudeva, Samkarsana Pradyumna, and Aniruddha.’ Whoever recites the above text expressive of forms while adoring the Being Who is sacrifice, Whose body consists of forms and is yet without any form, is endowed with true judgment.” Narada acted up to the precept and won the favour of the Supreme Lord Who bestowed on him knowledge, glory and devotion.

Narada had no other blood-relation than his mother who died shortly after the above incident. Narada regarded this as a fortunate occurrence as he was now free to set out for the lonely forests of the North and there to pass his time in the contemplation of the Divinity. He wended his way through cities and villages, across mountains and lakes, gardens and parks till he reached the outskirts of a dense forest of a mossy dreadful and deterring aspect, the playground of serpents, owls and jackals and beasts of pray.

There he sat under a tree and began to meditate upon the Supreme Being present in his heart. Hari, the Supreme Lord, appeared slowly in his heart which overflowed with devotion, and, as he meditated upon His holy feet, his eyes filled with tears of love, he was plunged in happiness, overpowered by his emotion, and his love for the Lord was full to the brim and he was at a loss to know himself, the individual spirit, from the Supreme Spirit. But suddenly the Form of the Supreme Lord vanished from his heart, leaving him distressed and bewildered. Try as he would, he could not see Him again. Then the Supreme Lord said to him, “You shall not see Me now, your relationship to Me (yoga) has not yet attained perfection. I showed you My transcendental Form that it may serve as an incentive to devotion. Love for Me purifies the heart. Your service to the devotees for a short period has generated firm devotion. When you cast off this mortal frame, rest assured, you will be My personal attendant. You need not despair; the world will be annihilated but not your memory.”

As the Supreme Lord stopped, he bowed down his head reverently, shook off all bashfulness, pride, envy and secular desires, and recited the Name of the Lord, recalled His mystic and beneficial deeds and this gave him complete self satisfaction. Assured of the grace of the Lord, he roamed all over the world singing the glory of the Supreme Being. He was assiduously devoted to Krishna and had a stainless soul and, after the dissolution of the mortal frame, he was endowed by the Supreme Lord with a spiritual body. At the end of the cycle the world was deluged and Narayana lay down on the infinite expanse of seething water and, as He inhaled Narada got into His body. When He got up again and thought of creation Narada, Marichi, Atri, Angiras, Pulastya, Pulaha, Kratu, Prachetas, Basistha and Bhrigu again came out of the Supreme Lord.

Narada observed the vows of brahmacharyya and the rules of devotion towards the Supreme Lord; he chanted His glory as he travelled uninterrupted throughout the universe and beyond,—Hari always appeared in his heart as if He had been invited by his dearest devotee. Narada himself said, “The act of describing the deeds of Hari is like a raft in the ocean of the world for persons whose minds are distressed and disturbed by the incessant desire for enjoyment of worldly pleasure produced from the contact of material elements. This is the declaration of the Veda, it has also been clearly proved and demonstrated by evidence and argument. The soul battered and hammered incessantly by lust and avarice cannot be so much pacified by self-restraint and other methods of contemplative meditation as by serving the Supreme Giver of liberation.”

The author is unknown

 



←  «Общество садху и священные писания — основа духовного здоровья». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Навадвипа Дхама, Индия. «Онтология Прекрасной Реальности», часть 7.4 ·• Архив новостей •· Программа с участием Шрилы Бхакти Севана Хришикеша Махараджа в Сочи 22 мая 2018 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования