«Порабощенные и освобожденные дживы». Статья из журнала «The Harmonist» под редакцией Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (на русском и английском языках).

Порабощенные и освобожденные дживы

Статья из журнала «The Harmonist»,
издаваемого под редакцией
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура
в 20–30-е годы XX столетия

(из четвертого номера XXVII тома за сентябрь 1929 года)

 

Наш долг следовать тем наставлениям, которые изошли из святых уст Всевышнего в Его беседе с Санатаной: «Кришна — Единый Бог, не имеющий равных, и Его Имя, облик и игры представляют собой одну неделимую истину. Ему вечно служит Его безграничная духовная сила. Он распространяет Себя в качестве полных аспектов Своего истинного „Я“, а также в качестве Своих отдельных частей, и наслаждается трансцендентными играми в этом мире и в бесконечных духовных мирах Вайкунтхи. Его полные проявления — это Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха. Сотворенный мир — это образец Его отделенной энергии. Индивидуальные души делятся на два класса: одни вечно освобождены, а другие находятся в вечном рабстве этого мира. Вечно освобожденные души всегда стремятся служить стопам Кришны. Они исключительно преданы Кришне и наслаждаются блаженством служения Ему. Тогда как вечно порабощенные души не имеют связи с Кришной и постоянно испытывают страдания своего ограниченного существования. Фурия (иллюзия или майя) постоянно преследует их и насылает на них три вида несчастий, а вожделение, гнев и другие смертные грехи бичуют их немилосердно. Если во время своих жизненных скитаний они встречают освобожденную душу, то этот святой, подобно экзорцисту, способен освободить их от власти демоницы майи (иллюзии). Так у них появляется возможность начать следовать по пути преданности Кришне и прийти к Нему».

«Душа человека — вечная служанка Кришны и Его пограничная энергия. В этом проявляется одновременно ее единство и отличие от Кришны — в точности как [единство и отличие] солнечного лучика по отношению к солнцу или искорки по отношению к пламени». В своих наставлениях Шри Рупе Шри Чайтанья говорит: «В этой вселенной несчетное число живых существ, которые проходят через восемь миллионов четыреста тысяч форм жизни. Размеры же самого живого существа бесконечно малы».

В поучениях Сарвабхауме Он говорит: «Положение Бога и дживы различаются: первый — Господин, а второй — раб, позабывший о своей естественной и безоговорочной верности. Однако ты даже не сомневался в том, что джива тождественна Создателю. В Бхагавад-гите мы находим, что индивидуальные души (дживы) — это энергия Бога. Опять же ты пытаешься выдать эту энергию идентичной Всевышнему, обладающему ею».

Из этих знаменитых изречений мы понимаем, что Кришна обладает непостижимыми энергиями, и что Его воля свободна и ничто не может ей воспрепятствовать. При помощи Своей духовной силы Он проявляет Себя как полные и отделенные существа.

В качестве полных проявлений Он выступает в Своей четверичной форме, наделенной четырьмя отличительными атрибутами, а также в бесчисленных божественных воплощениях в этом материальном мире. В качестве отделенных существ Он проявляет Себя как неисчислимые дживы всего этого мира. Полные воплощения — это деятельность Его совершенной духовной силы, и все они тождественны Ему Самому. Из совершенного Целого каждая часть получает полную силу, в точности как бесчисленные свечи можно зажечь от одной изначальной свечи, и при этом она ни на йоту не потускнеет. И каждая зажженная свеча будет давать столько же света, что и изначальная. То же самое происходит в случае с совершенными божественными аватарами, которые являются полными проявлениями Самого Бога. Все они занимают положение Бога богов и пребывают вне закона причин и следствий, как это происходит с простыми смертными. Они почти так же свободны, как и Сам Кришна, и подчиняются лишь Его высочайшей воле.

Но джива — лишь искорка совершенной духовной силы и принадлежит к пограничной энергии, поскольку существует на границе, где духовная энергия соприкасается с той внешней энергией, что вводит в иллюзию. По своей сути джива не принадлежит иллюзорной энергии, но из-за своего ничтожно малого размера склонна подпадать под ее влияние.

Благодаря ничем не сдерживаемой воле Кришны из Его непостижимой энергии возникают индивидуальные души, которые вынуждены отвечать за последствия своих поступков. Пока душа может правильно проявлять свою свободную волю и служить Кришне, она не порабощается Его иллюзорной энергией. Но как только она начинает злоупотреблять своей свободной волей и жаждать удовольствий, она забывает о том, что служение Кришне — ее истинная природа, и что она Его вечная служанка. Так она порабощается иллюзорной энергией Кришны и пожинает плоды своих поступков. Однако память о ее свободном и естественном состоянии (то есть служении Кришне) возвращает дживе ее чистые (духовные) чувства, освобождает от рабства кармической деятельности и полностью освобождает от влияния материальной иллюзии.

Но поскольку она оказалась пленена еще до того, как попала под влияние неделимого времени, ее рабство называют вечным, а ее — вечно порабощенной. Те души, которых не затрагивает влияние иллюзорной энергии, называются вечно свободными. Те же, на кого распространяется это иллюзорное влияние, пребывают в вечном рабстве, что делает огромным различие между Богом и этими индивидуальными душами. Бог всегда Владыка и Властелин майи, тогда как джива находится в ее полном подчинении. Как частичка великой духовной сути Кришны, джива может быть названа частичкой Души всего сущего, и в этом также заключено ее отличие от Кришны.

Поэтому наш Господь Шри Чайтаньядев говорил, что Всевышний непостижимо един и в то же время отличен (ачинтья-бхедабхеда-таттва) от дживы, что подобно отношениям между огнем и искоркой или солнцем и лучиком. Те цитаты из Вед, что имеют дело с одним из аспектов темы данной статьи (ахам брахмасми — «я есть Высший Брахман»), не могут быть применены в подтверждение того, что Бог и джива суть одно. Кришна (как всепронизывающий Вишну) — единственное подлинное представление о высочайшей и всемогущей Бесконечности.

Духовную по своей сути, индивидуальную душу можно назвать тождественной Высочайшей Душе (Высшему Брахману). Аспекты высочайшего и бесконечного (Брахмана) — это вечный ореол трансцендентной Личности Кришны, часть Которого пронизывает всю вселенную в качестве Высшей Души. За пределами этой феноменальной вселенной Кришна проявляет Себя как невообразимое, не доступное взору, недостижимое и управляющее всем единообразное Величие (Высший Брахман). Его невообразимая отделенная часть проявляется в форме людей, животных, птиц и насекомых, якш, ракшасов и демонов.

Из всех живых существ люди занимают высочайшее положение, поскольку они способны развить в себе преданность Кришне. Хотя индивидуальная душа может обрести тело человека, это не освобождает ее от страданий в качестве расплаты за прошлые дурные поступки. Ослепленный майей, человек забывает о Кришне и стремится лишь к мирским радостям.

Джива (как мельчайшая частичка сознательного бытия) — слуга Кришны, Который олицетворяет Собой сознательный принцип во всей его полноте. В то мгновение, когда она осознает себя вечной служанкой Кришны, она обретает освобождение. Та сила, которой наделен этот духовный принцип, в индивидуальной душе проявлен лишь в ничтожно малой степени, и поэтому индивидуальная душа практически беспомощна. Лишь достигнув освобождения, она получает силу от Господа. Просто туманное представление о том, что он — всецело духовное существо, не дает человеку никакой духовной силы, и то освобождение, которого он достигает на этом пути, — это нирвана (прекращение жизнедеятельности). Однако понимание того, что он вечный слуга Кришны, наделяет человека божественной силой, которая дарует ему вечное блаженство и освобождает от всех видов страха, накопившегося в нем под влиянием иллюзорной энергии (майи).

В порабощенном состоянии индивидуальные души занимают различные уровни. Эти уровни отличаются друг от друга в зависимости от того, сколь много воплощенная душа накопила благочестия, и созданы из составляющих иллюзорной энергии, ограничивающих проявление духовных качеств дживы. Нами овладевает майявада (или ложная доктрина иллюзорных ограничений), когда мы необоснованно начинаем считать, что внутренняя сущность дживы тождественна этим ограничениям. В действительности индивидуальные души всецело духовны и наделены от природы духовным богатством. Но, согласно своему пограничному (татастха) положению, они приобретают множество свойств иллюзорной энергии, хотя, как индивидуальные души, являются бесконечно малыми частичками духовной энергии. Это также следствие забвения того, как наше истинное «я» связано с Кришной.

Сущность, облик и деятельность чистой души (шуддха-дживы) полностью духовны. Хоть и является ничтожно малой частичкой божественной Души, джива очаровывается майей (иллюзией). Порабощенные дживы заключаются в двойную оболочку. Первая имеет тонкую природу и состоит из ума, разума и ложного эго, а вторая — это грубое материальное тело, которое представляет собой целостный организм, созданный для деятельности в этом мире. Физическое и психическое тела — это не что иное, как второстепенные обстоятельства, призванные крепко-накрепко связать индивидуальную душу с ограничивающей иллюзорной энергией. Так возникает некая схожесть между деятельностью чистой души и деятельностью падшей души.

Физическое тело состоит из таких материальных элементов, как земля, вода, огонь, воздух и эфир. Тонкое тело (линга-шарира) состоит из ума, разума и ложного эго (аханкары). Когда эти две оболочки подчинены духовному началу, индивидуальная душа освобождается от власти ограничивающего принципа. Затем проявляется духовное тело дживы, представляющее собой принцип чистого существования, самосознания и блаженства. Освобожденная душа совершает всю деятельность с помощью своих духовных чувств. На этом материальном плане бытия духовное тело не совершает никакой деятельности. Когда джива ошибочно принимает это материальное тело за себя, то считает деятельность грубого тела своей деятельностью, а страдания, приходящие вследствие этого, своими страданиями. Так она ощущает наслаждение и боль.

Есть еще один секрет относительно освобожденной души. Пока освобожденная душа не избавилась от своего грубого и искаженного знания, а также от стремления к освобождению, она не в состоянии очиститься настолько, чтобы стать пригодной для любовного служения Всевышнему. Лишь подлинное освобождение, которое становится результатом общения с самореализованными душами, позволяет постичь духовный облик дживы. Общение с теми, кто стремится к спасению (гьяни), может дать некий вид освобождения, которое по сути можно назвать воображаемым. В этом также проявляется неудача индивидуальной души.

Автор текста неизвестен
Переводчик: Вриндавана Чандра Дас
Редактор: Традиш Дас

 

 

Jivas Enthralled and Emancipated

Journal ‘The Harmonist
Edited by
Shrila Bhaktisiddhanta Saraswati Thakur

(No. 4, Vol. XXVII, September 1929)

 

WE have the following from the holy lips of our Divine Lord in His instructions to Sanatan: “Krishna is One without a second, Whose attributes form, name and pastimes are one and the same. He is eternally served by His plenary spiritual power. He manifests Himself as plenary constituent factors of His own Self and as differentiated parts, and indulges in transcendental pastimes in this world as well as in the infinite Baikuntha the spiritual world. His plenary manifestations are Vasudeva, Sankarsan, Pradyumna and Aniruddha. The created world is the example of His differentiated power. Individual souls are of two classes, one is ever liberated, the other ever fettered to the world. The ever liberated are ever eager for serving Krishna’s feet, they are Krishna’s exclusive followers and they enjoy the bliss of serving Him. The ever-fettered are ever excluded from Krishna and ever feel the sufferings of limited existence; the Fury, Illusion or Maya constantly haunts them and for that reason the three afflictions scourge them, they are kicked at by Lust and Anger and other deadly sins whose slaves they are. If in course of their life’s roamings they meet with an ever-liberated soul as their healer his teaching like a charm exorcises the demon Maya (Illusion) out of them; then they experience devotion to Krishna and come to Him.”

Again, “The soul of man is the eternal servant of Krishna and is His marginal power. It is the manifestation of Him that is simultaneously identical and distinct—just as a ray of the sun in regard to the sun or a spark of fire in regard to the fire.” Again, in course of His instruction to Rupa He says, “Behold in the universe countless beings that pass through eighty four lakhs of births. The form of a jiva is infinitesimally small.”

In His teachings to Sarvabhauma He says, “God and jiva differ as the Master and the slave ever liable to be led astray from his natural and unconditional allegiance, respectively; and yet you do not hesitate to affirm that the jiva is identical with the Creator. In the Gita we have it that the individual soul (jiva) is a potency of God. Yet you make such power identical with God the Possessor thereof.”

From these great sayings we gather that Krishna has powers inconceivable and His will is free and unrestrained. By the exercise of His spiritual power He manifests Himself as plenary and distinct, entities.

As plenary entities He manifests Himself in the fourfold forms of the four appurtenances and innumerable manifestations on the mundane plane, and as distinct entities He is manifest as innumerable jivas all over the world. Plenary manifestations are the actions of His full spiritual power and are all identical with Himself. From the perfect whole every part derives full power just as innumerable lamps may be lighted from one Great Lighted Lamp without the latter’s light being dimmed in the least. Every one of the derived lights gives as much light as the Original Source. Similar is the case with the plenary Divine Persons that are full manifestations of God Himself. They are all Lords of all lords and are not subject to the law of consequential activities like mortals. Their will is well-nigh as free as that of Krishna Himself but subordinate only to His Supreme will.

A jiva is only a scintilla of the full spiritual power and is called marginal power because he exists on the margin where the bounds of the spiritual power meet those of the illusory power. He is not of the essence of the illusory power; still being only a minute particle he is liable to be overpowered by it.

The individual souls spring from the inconceivable power of Krishna by His unrestrained will and have to take the consequences of their own actions. As long as the soul can exercise his own free will and serve Krishna he is not dominated by the illusory power but just as he abuses his free will and craves for enjoyment forgetting that servitude to Krishna is his real nature and that he is the eternal servant of Krishna he is infatuated by the illusory power of Krishna and reaps the fruit appropriate to such actions. The very memory of his free natural condition, viz., servitude to Krishna restores him to his unalloyed senses and frees him from the bondage of fruitive work and cures him of the disease of illusion.

As he has been in bondage from before his coming under the domain of divisible time his bondage is called eternal and he is said to be eternally fettered. Those who are not so bound are eternally free. Those who are bound are under eternal thralldom, for these reasons there is a good deal of difference between God and the individual soul; God is the Master of Maya or the limiting power while the jiva is liable to fall under the influence of Maya and be fettered by it. As he is a particle of the great spiritual Krishna he may well be called a particle of the All-Soul and regarded as distinct from Krishna.

So our Lord Sri Chaitanyadeva has called the relationship between God and the jiva as that of inconceivable simultaneous distinction and non-distinction (achintya bhedabheda tattwa) like that between fire and the spark, the sun and the ray. The passages in the Vedas, dealing with one of the aspects of the issue, such as “I am Brahman (aham Brahmasmi)” can be no authority for the assertion that God and the jiva are the same. Krishna or the All-Pervasive Reality Vishnu is the only Ultimate Powerful Infinitude.

As the individual soul is by essence spiritual he may be called identical in essence with the Greatest (Brahma). The principles of the Ultimate and Infinite (Brahma) is the external halo of Krishna’s transcendental person; and a part of Him pervades the whole universe as Oversoul. Just above this phenomenal universe Krishna manifests Himself in an undifferentiated manner as the unimaginable, invisible unattainable all-controlling Great (Brahma). His unimaginable dissociated part has manifested itself in the forms of man and beasts, birds and insects, jakshas and rakshasas and demons.

Of all beings man is the highest as he is fit for cultivating devotion to Krishna. Though an individual soul may obtain the body of a man he has still to suffer on account of his misdeeds. Man blinded by Maya forgets Krishna and runs after mundane enjoyments.

Jiva, the minute particle of the Self-conscious, is the servant of Krishna Who is the Self-Conscious principle in its plenitude. The moment that he recollects that he is the eternal servant of Krishna he is liberated. The power that is inherent in the spiritual principle is present in the individual soul in a very slight degree and consequently the individual soul is well-nigh powerless. He obtains power from God in a liberated state. The attainment of the vague idea that he is a spiritual being does not give him any strength and the salvation that he attains thereby is nirvana or cessation of function. But the recollection that he is an eternal servant of Krishna injects in him that Divine power which gives him eternal felicity and he is liberated from all sorts of fear accruing from Maya the Illusory power.

Individual souls in the state of bondage are of various kinds. They are given places in accordance with the merits of the deeds performed by them. They are made of the elements of the illusory power of limitation; mayavad or the wrong doctrine of illusory limitations get hold of us if we take it for granted that we are composed of the essence of limitation; the individual soul is, in reality, made of purely spiritual matter and spiritual properties; but on account of his tatastha or marginal position he is liable to be saturated with the properties of the illusory power, as the individual soul happens to be an infinitesimally small part of the spiritual power. That, too, is the consequence of forgetting his own real status of dependence on Krishna.

The substance, form and functions of a pure soul (suddha jiva) are all spiritual. The jiva being only an atomic part of the Divine Soul is liable to be enthralled by Maya or illusion. The enthralled jiva is doubly encased, first, by the subtle form composed of mind, intelligence and perverted ego and, secondly, by the gross material body which makes the whole machinery fit for work in the material world. The physical and mental bodies are but adventitious circumstances caused by the individual soul’s connection with the limiting or illusory power. Thus arises the semblance in function between the two—the pure soul and the fallen soul.

Earth water, fire, air and ether are the material elements of the physical body. The mind, intelligence and perverted ego (ahamkar) compose the subtle body (linga deha). When these two encasements are subordinated to the spiritual essence the individual soul is freed from the domination of the limiting principle. Then does the spiritual body of the soul composed of the principles of unalloyed existence, self-consciousness and bliss manifest itself. A liberated soul performs all his functions with the aid of his spiritual senses. The spiritual body has nothing to do with functions on the worldly plane. When the jiva mistakes this material body for his self the work done by this gross body and sufferings accruing therefrom are also thought by him to be done and suffered by himself. Hence it is that he feels pleasure and pain.

There is another secret about the liberated soul. A liberated soul, so long as he cannot get rid of his gross perverted knowledge or has salvation in view cannot acquire an unadulterated state fit for devotional service. That liberated condition alone which is the outcome of spiritual association with self-realised souls enables him to realise the spiritual form. The company of the Salvationist (jnani) can give a sort of liberation which may well be called fictitious. That, too, is a misfortune for the individual soul.

The author is unknown

 

← «Объяснение понятия ачьюта-готра (семья Господа)». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 26 февраля 1982 года. Навадвип Дхам, Индия ·• Архив новостей •· «Материальный мир — обитель для падших душ». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 31 мая 2018 года. Москва, Кисельный →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования