«Как самбандха, абхидея и прайоджана связаны с виддхи- и рага-маргой?» Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 июля 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия



скачать (формат MP3, 16.47M )

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Как самбандха, абхидея и прайоджана
связаны с виддхи- и рага-маргой?

(2 июля 1982 года, Навадвипа Дхама, Индия)

 

Преданный: Махарадж, различные стадии развития — абхидея, самбандха и прайоджана — это так же различные стадии преданного служения, как, скажем, виддхи-бхакти, рагануга-бхакти?

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно.

Преданный: А что чему соответствует?

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

Другой преданный: Он хочет понять: какие уровни преданности соответствуют самбандхе, абхидее и прайоджане? Виддхи, рага и так далее — что соответствует этим трем началам, стадиям, фазам?

#00:00:48#

Шрила Шридхар Махарадж: Не совсем ясно, каков вопрос. Лучше вам повторить на бенгали.

[Переводят на бенгали.]

Преданный: Он спрашивает: самбандха, абхидея и прайоджана — как это связано с виддхи и рагой?

[Переводят на бенгали.]

#00:01:26#

Шрила Шридхар Махарадж: Виддхи-бхакти в целом, мы видим, это нечто вроде конституционной монархии, при которой монарх правит в соответствии с конституцией. Он сотрудничает с нами, его сотрудничество с нами направляется и управляется законом — Нараяна, Вайкунтха. Шастры вдохновляют меня совершать определенные вещи в соответствии с Его наслаждением, счастьем, и я делаю эти вещи. Присутствует определенный расчет, правила и предписания, присутствует трепет и благоговение. Могут присутствовать опасения того, что я делаю что-то неправильно в служении. Это преданность, связанная с расчетом.

#00:02:33#

Но рага-марга — спонтанное явление, когда слуга беспомощен, он не может не служить, он в полной мере зависим. Подобно тому как в теле есть действие, совершаемое сознательно, а есть действие, совершаемое… как это называется? Добровольное действие, скажем, — я принимаю что-то, потому что это что-то способствует моему здоровью, а какие-то другие явления ему могут повредить. Это я называю добровольными действиями. Но когда мы помещаем пищу в желудок, то процесс пищеварения автоматический, я не могу не переваривать. Даже без моего сознания, сознательного вмешательства, процесс пищеварения происходит. Рага-марга — в ней нет никаких заведомых оценок, расчетов. Все происходит спонтанно. Такой слуга не может не действовать. Это вечное непрерывное действие. Они не могут не служить. Таково положение раги: оно более естественно — спонтанное.

#00:04:02#

А на Вайкунтхе — самбандха (связь) с Нараяной, который является Владыкой всего величия, могущества. Мы совершаем служение Ему: Он — наш Владыка, мы — Его слуги. Но в рагануге нет концепции того, что Кришна наш господин. Иногда друзья взбираются на плечи Кришны, иногда бьют Кришну по щекам, иногда Кришна забирается на их плечи… Мы практически равны. В ватсалья-расе Яшода говорит: «Я должна заботиться о благополучии Кришны. Он поступает неподобающим образом. Я должна Его наказывать». Такова позиция в раге, в рагануге. И все это устраивает Йога-майя. Подобное поведение доставляет большее и более подлинное наслаждение Кришне. Не Владыка и слуга, Господин и слуга, но любящий и Любимый — таким образом. Это главное явление там.

Преданный: А есть ли какая-то связь между самбандхой, абхидеей, прайоджаной и рагой?

#00:05:38#

Шрила Шридхар Махарадж: Самбандха… Да, такая связь есть. Самбандха значит «связь». Кто-то считает Кришну другом, кто-то — сыном, кто-то — возлюбленным.

Бхакти Чару Свами: В самбандхе можно достичь рага-марги? В самбандха-гьяне можно ли достичь рага-марги — такого преданного служения?

Шрила Шридхар Махарадж: Я не понимаю, что ты говоришь.

[Переводят на бенгали.]

#00:06:11#

Шрила Шридхар Махарадж: В раге присутствует самбандха, но какого рода самбандха? Самбандха означает представление о том, кто я, где я и что я. Самбандха — это наши отношения с окружающим миром. Это самбандха. И там, в раге, это тоже есть. Многочисленные боги проявлены в том мире, они считают себя обычными смертными, а Кришну считают своим сыном или другом или возлюбленным — словно в бренном мире. Но одно явление трансцендентно, а другое явление бренно, феноменально, в этом состоит различие — они противоположны. Но это высшее трансцендентное измерение облачено во внешние бренные формы.

#00:07:15#

Их положение очень похоже на положение обитателей бренного мира, но тот мир — высочайший, а этот мир — низший. В этом материальном мире в центре стоит эго, в том мире в центре стоит Бог. Но кажется, что в том мире в центре также стоит эго. Там в центре стоит Кришна, но обитатели того мира считают, что в центре стоят их интересы.

#00:08:00#

Абхидея… Они не рассматривают это как абхидею. Абхидея — это средство достижения цели. Они чувствуют: я хочу удовлетворить своего друга Кришну, играя с Ним или даря Ему что-то. [«Как это называется?» «Павлинье перо», — подсказывает преданный.] Я протягиваю моему другу павлинье перо, даю его Кришне. Я хочу таким образом порадовать, удовлетворить Кришну и прошу Его: «Пожалуйста, возьми перо». Такова их абхидея. Там, в том мире, абхидея словно бы исчерпана, завершена. Это локальная, местная абхидея [имеется в виду — их деятельность определяется их отношениями с Кришной], и это лила, игры.

#00:09:04#

Потому что они достигли [отношений с Кришной], для них нет необходимости в обучении, в тренировке, они уже достигли цели, цель перед ними. И их абхидея означает их местное взаимодействие, согласно их внутренним потребностям, локальным, это их абхидея. Они не идут по пути, ведущему к некой цели, они достигли этой цели — они уже там. И они наделены желанной функцией, ролью в играх. Их абхидея — это их прямое взаимодействие с Кришной в совершенном состоянии, это можно назвать абхидеей в их случае. В этом мире абхидея значит путешествие, путь, ведущий к цели, но там цель достигнута. Там абхидея — это взаимоотношения, в этом смысле можно сказать «абхидея».

[Непереведенный вопрос.]

#00:10:26#

Там есть абхидея, но не в смысле средства достижения цели. Они уже находятся в лиле, они достигли желанного результата. А самбандха — отношение не Господина и слуги, но отношение к Кришне как к сыну или возлюбленному другу — такова их самбандха, постоянные взаимоотношения.

Преданный: Махарадж, он также желает знать о прайоджане.

Шрила Шридхар Махарадж: Прайоджана там также непосредственная: я хочу удовлетворить Кришну, и я удовлетворяю Его моим служением, непосредственно, прямо удовлетворяю Его сиюминутные потребности.

Преданный: А самбандха, абхидея и прайоджана там присутствуют?

#00:11:25#

Шрила Шридхар Махарадж: На стадии совершенства все это — в рамках лилы. Самбандха, абхидея и прайоджана. Речь идет о ситуации, когда прайоджана в моих руках; самбандха — я уже там утвержден; абхидея — мои отношения с Ним и, соответственно, мои действия — это абхидея. И все это — вечная, постоянная позиция. Когда я был далеко, тогда, конечно… Как, скажем, гималайские горы: вначале мы читаем о них в книгах, затем мы начинаем приближаться к ним, идти в их сторону — это абхидея, а прайоджана — когда я оказываюсь на горе. Я чувствую прохладу, я вижу снег — это прайоджана. Но когда я достиг цели… Абхидея — это когда я уже гуляю, прогуливаюсь по Гималаям, чтобы поправить здоровье. Это абхидея. А самбандха — я чувствую прохладу гор, и эта прохлада, свежий воздух полезны для моего здоровья, цель уже достигнута. Таким образом.

#00:13:17#

Кришна и Баларама в дружеском кругу дерутся, сражаются, и когда Они дерутся, Они чувствуют удовлетворение. Они чувствуют, что достигли цели Своей жизни в полной мере, и Они сражаются. Это шуточное сражение, шуточная игра. Баларама может ударить Кришну по щеке, не по щеке, но по телу шлепнуть. И Кришна жалуется Яшоде: «Мой старший брат, — говорит Он, — ударил Меня, мама». И Баларама — что Ему остается делать? Он отходит на расстояние и говорит: «Да, Я шлепнул Его, Моего любимого друга». Но Он говорит брату: «Как Ты можешь жаловаться матери? Ведь Я же люблю Тебя. В любящем духе Я играючи шлепнул Тебя, а Ты побежал и пожаловался матери. И в сколь сомнительное положение Ты Меня поставил! Ведь Я же люблю Тебя». Это лила.

#00:14:58#

Кришна специально ставит Балараму в такое положение, тоже в духе наслаждения. Все совершается в духе служения Ему, Кришне. Все это — как будто заурядные события, явления, но тот тип блаженства, который участники этих событий испытывают, — это блаженство совершенно иной природы. Мы можем до известной степени понять, что есть что, составить представление о природе этих вещей. Благодаря нашему духу самоотдания, служения мы можем до известной степени получить представление.

#00:15:47#

[Санскрит.] Мы можем понять природу той реальности, которая стоит за описаниями этих реалий.

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 



←  «Жизнь за жизнью». Фрагмент лекции Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа из цикла «Просто о трансцендентном» ·• Архив новостей •· «День явления Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа». Шрипад Б. С. Хришикеш Махарадж. 1 октября 2016 года. Сухум, Абхазия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования