«Как самбандха, абхидея и прайоджана связаны с виддхи- и рага-маргой?» Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 июля 1982 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.3 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Как самбандха, абхидея и прайоджана
связаны с виддхи- и рага-маргой?

(2 июля 1982 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

Преданный: Махарадж, различные стадии развития — абхидея, самбандха и прайоджана — это так же различные стадии преданного служения, как, скажем, виддхи-бхакти, рагануга-бхакти?

Шрила Шридхар Махарадж: Конечно.

Преданный: А что чему соответствует?

Шрила Шридхар Махарадж: Что?

Другой преданный: Он хочет понять: какие уровни преданности соответствуют самбандхе, абхидее и прайоджане? Виддхи, рага и так далее — что соответствует этим трем началам, стадиям, фазам?

#00:00:48#

Шрила Шридхар Махарадж: Не совсем ясно, каков вопрос. Лучше вам повторить на бенгали.

[Переводят на бенгали.]

Преданный: Он спрашивает: самбандха, абхидея и прайоджана — как это связано с виддхи и рагой?

[Переводят на бенгали.]

#00:01:26#

Шрила Шридхар Махарадж: Виддхи-бхакти в целом, мы видим, это нечто вроде конституционной монархии, при которой монарх правит в соответствии с конституцией. Он сотрудничает с нами, его сотрудничество с нами направляется и управляется законом — Нараяна, Вайкунтха. Шастры вдохновляют меня совершать определенные вещи в соответствии с Его наслаждением, счастьем, и я делаю эти вещи. Присутствует определенный расчет, правила и предписания, присутствует трепет и благоговение. Могут присутствовать опасения того, что я делаю что-то неправильно в служении. Это преданность, связанная с расчетом.

#00:02:33#

Но рага-марга — спонтанное явление, когда слуга беспомощен, он не может не служить, он в полной мере зависим. Подобно тому как в теле есть действие, совершаемое сознательно, а есть действие, совершаемое… как это называется? Добровольное действие, скажем, — я принимаю что-то, потому что это что-то способствует моему здоровью, а какие-то другие явления ему могут повредить. Это я называю добровольными действиями. Но когда мы помещаем пищу в желудок, то процесс пищеварения автоматический, я не могу не переваривать. Даже без моего сознания, сознательного вмешательства, процесс пищеварения происходит. Рага-марга — в ней нет никаких заведомых оценок, расчетов. Все происходит спонтанно. Такой слуга не может не действовать. Это вечное непрерывное действие. Они не могут не служить. Таково положение раги: оно более естественно — спонтанное.

#00:04:02#

А на Вайкунтхе — самбандха (связь) с Нараяной, который является Владыкой всего величия, могущества. Мы совершаем служение Ему: Он — наш Владыка, мы — Его слуги. Но в рагануге нет концепции того, что Кришна наш господин. Иногда друзья взбираются на плечи Кришны, иногда бьют Кришну по щекам, иногда Кришна забирается на их плечи… Мы практически равны. В ватсалья-расе Яшода говорит: «Я должна заботиться о благополучии Кришны. Он поступает неподобающим образом. Я должна Его наказывать». Такова позиция в раге, в рагануге. И все это устраивает Йога-майя. Подобное поведение доставляет большее и более подлинное наслаждение Кришне. Не Владыка и слуга, Господин и слуга, но любящий и Любимый — таким образом. Это главное явление там.

Преданный: А есть ли какая-то связь между самбандхой, абхидеей, прайоджаной и рагой?

#00:05:38#

Шрила Шридхар Махарадж: Самбандха… Да, такая связь есть. Самбандха значит «связь». Кто-то считает Кришну другом, кто-то — сыном, кто-то — возлюбленным.

Бхакти Чару Свами: В самбандхе можно достичь рага-марги? В самбандха-гьяне можно ли достичь рага-марги — такого преданного служения?

Шрила Шридхар Махарадж: Я не понимаю, что ты говоришь.

[Переводят на бенгали.]

#00:06:11#

Шрила Шридхар Махарадж: В раге присутствует самбандха, но какого рода самбандха? Самбандха означает представление о том, кто я, где я и что я. Самбандха — это наши отношения с окружающим миром. Это самбандха. И там, в раге, это тоже есть. Многочисленные боги проявлены в том мире, они считают себя обычными смертными, а Кришну считают своим сыном или другом или возлюбленным — словно в бренном мире. Но одно явление трансцендентно, а другое явление бренно, феноменально, в этом состоит различие — они противоположны. Но это высшее трансцендентное измерение облачено во внешние бренные формы.

#00:07:15#

Их положение очень похоже на положение обитателей бренного мира, но тот мир — высочайший, а этот мир — низший. В этом материальном мире в центре стоит эго, в том мире в центре стоит Бог. Но кажется, что в том мире в центре также стоит эго. Там в центре стоит Кришна, но обитатели того мира считают, что в центре стоят их интересы.

#00:08:00#

Абхидея… Они не рассматривают это как абхидею. Абхидея — это средство достижения цели. Они чувствуют: я хочу удовлетворить своего друга Кришну, играя с Ним или даря Ему что-то. [«Как это называется?» «Павлинье перо», — подсказывает преданный.] Я протягиваю моему другу павлинье перо, даю его Кришне. Я хочу таким образом порадовать, удовлетворить Кришну и прошу Его: «Пожалуйста, возьми перо». Такова их абхидея. Там, в том мире, абхидея словно бы исчерпана, завершена. Это локальная, местная абхидея [имеется в виду — их деятельность определяется их отношениями с Кришной], и это лила, игры.

#00:09:04#

Потому что они достигли [отношений с Кришной], для них нет необходимости в обучении, в тренировке, они уже достигли цели, цель перед ними. И их абхидея означает их местное взаимодействие, согласно их внутренним потребностям, локальным, это их абхидея. Они не идут по пути, ведущему к некой цели, они достигли этой цели — они уже там. И они наделены желанной функцией, ролью в играх. Их абхидея — это их прямое взаимодействие с Кришной в совершенном состоянии, это можно назвать абхидеей в их случае. В этом мире абхидея значит путешествие, путь, ведущий к цели, но там цель достигнута. Там абхидея — это взаимоотношения, в этом смысле можно сказать «абхидея».

[Непереведенный вопрос.]

#00:10:26#

Там есть абхидея, но не в смысле средства достижения цели. Они уже находятся в лиле, они достигли желанного результата. А самбандха — отношение не Господина и слуги, но отношение к Кришне как к сыну или возлюбленному другу — такова их самбандха, постоянные взаимоотношения.

Преданный: Махарадж, он также желает знать о прайоджане.

Шрила Шридхар Махарадж: Прайоджана там также непосредственная: я хочу удовлетворить Кришну, и я удовлетворяю Его моим служением, непосредственно, прямо удовлетворяю Его сиюминутные потребности.

Преданный: А самбандха, абхидея и прайоджана там присутствуют?

#00:11:25#

Шрила Шридхар Махарадж: На стадии совершенства все это — в рамках лилы. Самбандха, абхидея и прайоджана. Речь идет о ситуации, когда прайоджана в моих руках; самбандха — я уже там утвержден; абхидея — мои отношения с Ним и, соответственно, мои действия — это абхидея. И все это — вечная, постоянная позиция. Когда я был далеко, тогда, конечно… Как, скажем, гималайские горы: вначале мы читаем о них в книгах, затем мы начинаем приближаться к ним, идти в их сторону — это абхидея, а прайоджана — когда я оказываюсь на горе. Я чувствую прохладу, я вижу снег — это прайоджана. Но когда я достиг цели… Абхидея — это когда я уже гуляю, прогуливаюсь по Гималаям, чтобы поправить здоровье. Это абхидея. А самбандха — я чувствую прохладу гор, и эта прохлада, свежий воздух полезны для моего здоровья, цель уже достигнута. Таким образом.

#00:13:17#

Кришна и Баларама в дружеском кругу дерутся, сражаются, и когда Они дерутся, Они чувствуют удовлетворение. Они чувствуют, что достигли цели Своей жизни в полной мере, и Они сражаются. Это шуточное сражение, шуточная игра. Баларама может ударить Кришну по щеке, не по щеке, но по телу шлепнуть. И Кришна жалуется Яшоде: «Мой старший брат, — говорит Он, — ударил Меня, мама». И Баларама — что Ему остается делать? Он отходит на расстояние и говорит: «Да, Я шлепнул Его, Моего любимого друга». Но Он говорит брату: «Как Ты можешь жаловаться матери? Ведь Я же люблю Тебя. В любящем духе Я играючи шлепнул Тебя, а Ты побежал и пожаловался матери. И в сколь сомнительное положение Ты Меня поставил! Ведь Я же люблю Тебя». Это лила.

#00:14:58#

Кришна специально ставит Балараму в такое положение, тоже в духе наслаждения. Все совершается в духе служения Ему, Кришне. Все это — как будто заурядные события, явления, но тот тип блаженства, который участники этих событий испытывают, — это блаженство совершенно иной природы. Мы можем до известной степени понять, что есть что, составить представление о природе этих вещей. Благодаря нашему духу самоотдания, служения мы можем до известной степени получить представление.

#00:15:47#

[Санскрит.] Мы можем понять природу той реальности, которая стоит за описаниями этих реалий.

Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол! Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас

 

← “Surrender is the Answer”. Bhakti Sudhir Goswami. 18 September, 2017. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· «Формула духовной жизни». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 16 сентября 2017 года. Томск. Шри Чайтанья Сарасват Сева Ашрам →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования