«Кто я?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 ноября 2011 года. Гупта Говардхан | “Who am I?” Srila B. S. Goswami Maharaj. November 19, 2011. Gupta Govardhan


На русском


скачать (формат MP3, 24.49M)

In English


скачать (формат MP3, 37.41M)

Russian

Содержание лекции:


Вопрос: Мы слышали, что существуют многие виды отождествлений — скажем, отождествление себя с телом, с умом. Мы слышали также о душе, о сварупе. Какова наша цель и чего мы хотим достичь? Мы слышали такое выражение как «моя душа». Какова природа этой души, кто мы?

Шрила Госвами Махарадж: Санатана Госвами задает этот вопрос в «Чайтанья-чаритамрите». Есть рупа-шикша — наставления Махапрабху, обращенные к Рупе Госвами, и санатана-шикша — наставления Махапрабху, обращенные к Санатане Госвами. Мы помним, Санатана является самбандха-гйана-ачарьей. Самбандха, абхидхея, прайоджана.  «Бандха» переводится как «взаимоотношения», но также как «перспектива», то есть речь идет о фундаменте, на котором строится все здание. Вся духовная концепция сроится на этом фундаменте. И опять же, в каком-то смысле от нашего имени, Санатана Госвами, представляя нас, спрашивает:

#00:02:50#

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102) 

Очень прекрасным образом он спрашивает Махапрабху: «Кто я, ке ами, и почему я всегда страдаю от тройственный страданий? Если я не знаю этого,  иха нахи джани, тогда кемане хита хайа — какого блага я могу ожидать?» 

И прежде, чем переходить к этой  теме,  хочу заметить, люди в современном мире (это очень популярное и распространенное явление) с большой гордостью и высокомерием стремятся поделиться своей жизнью в интернете, скажем в социальных сетях и другими средствами. Можно увидеть интервью с поп-певцами и другими людьми, которые говорят: «У меня есть нечто, что я могу сказать миру, люди должны знать обо мне». Вся эта современная дистилляция старых коммунистических лозунгов «Верь в себя!» Люди говорят: «Да! Эти социальные сети предназначены для того, чтобы рассказывать всем о моей личной жизни, потому что я самый важный человек в мире». Нужно смотреть в зеркало каждое утро и говорить самому себе: «Я тебя люблю» и так далее и тому подобное. 

Когда я смотрю в зеркало по утрам, то я далек от таких мыслей, я думаю: «Господи, Боже мой! Нужно опять почистить зубы, потому что я вижу, как разрушается… как все эти фантомы-дантисты стоят у меня за спиной и говорят: “Вы должны чистить зубы тщательно!”». Я вовсе не думаю, что величайшая любовь ко всем — это любовь к себе. Я думаю о том, что следует тщательно и вновь и вновь чистить зубы, чтобы спасти их.

Но, так или иначе. Вся эта чепуха — «Я должен быть собой!» — это еще один популярный лозунг 60-х. «Я только что понял, что нужно быть собой»  — звучит это не плохо. Общество, образовательная система навязывают многочисленные стереотипы вам, и вы откликаетесь, реагируете на это. Мы реагируем на людей, наши реакции соответствуют ожиданиям окружающих. 

Так вот, Санатана Госвами спрашивает: «Кто я и почему я страдаю?» Это отправная точка. Кто я такой и почему я страдаю? Если я не знаю этого, тогда все эти разговоры о том, чтобы быть собой, о том, чтобы искать «номер один» — все это может быть основано на ложных допущениях, ложных представлениях. И что такое тройственные страдания: абхйатмика, адхибаутика и абхидайвика? Абхйатмика означает страдания, источником которых являемся мы сами, причиняемые нами самими. Адхибаутика — страдания, которые причиняют нам другие живые существа. Это могут люди, это могут быть комары, это могут другие живые существа. И затем абхидайвика — означает деваты, боги… 

Примечательно, когда составляют документ-страховку, в английском используется следующее выражение, когда речь идет о торнадо, ураганах, бурях и так далее, то в эти явления страховка не включает «акты Бога» — так они называют наводнения, торнадо, землетрясения, ураганы. «Акты Бога» — называют они. «Вы не можете ожидать, что мы заплатим Вам страховку в случае этих катаклизмов.  Можно оформить и подобную страховку на случай землетрясения, но это экстра, а стандартный вариант, — они говорят, — мы не признаем акты Бога». 

Реплика (Анукришна Деви Даси): Меня это удивляет.

Шрила Госвами Махарадж: Добро пожаловать в капитализм! ...когда одна корпорация выживает за счет другой, одна группа людей выживает за счет другой. Мне кажется это смешно. Джива дживасйа дживанам.

Так или иначе. И вот мы говорим: «Кто я? Почему я страдаю в этом мире? Я не знаю. Не известно, как я могу действовать ради собственного блага». Мы слышали множество раз ответ Махапрабху. Он звучит очень просто. В действительности, в этом ответе присутствуют концептуальные глубины.

#00:08:50#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)

Ответ на этот вопрос таков: «Ты — вечный слуга Кришны». Дживера сварупа хой — сварупа дживы есть Кришна дас. Здесь сва означает «я сам», рупа — «форма», «тождество». В действительности Он говорит: «Твое подлинное «я» — атма». Атма может означать многое. Обычно мы считаем, что атма — это душа, «я». Атма — это «я», «я» — это душа, самость. Но мы говорим: нет, атма может означать тело, это тоже своего рода само-восприятие, само-отождествление. Атма может означать ум, может означать интеллект, может означать душу. Существуют разные концепции того, что такое атма.  Но атма означает «я» в целом. Мы можем рассматривать «я» по-разному, поэтому слово «атма» можно использовать в разных смыслах.

Но здесь Махапрабху говорит о сварупе дживы, Он подразумевает, что могут существовать разные концепции себя, но они не основаны на сварупе. И они могут быть проблематичны временами.

Мы видим в этом мире порой, что есть явление, называемое самоопределением. Самоопределение — определение того, кто ты, определение твоего тождества. И это очень популярное выражение в социально-политическом контексте, когда речь идет о демократии. Люди говорят: «Мы жители такой-то страны. Мы такой-то народ. У нас есть право решать, кем мы будем». Это звучит очень хорошо.

Мы смотрим на арабский мир, на северную Америку или на Европу, или на Азию... Вы родились в какой-то стране, и тогда вам присуще определенное тождество.

Когда мы были в Киеве, то мать одной девушки, которая получила посвящение, заявила: «Это не украинская религия, вы должны практиковать религию Украины». Но кто решает это? Возникает вопрос: «Кто может определить, что представляет собой религия Украины?» Но скорее всего, судя по всему, ее мать может. Это означает: если вы родились в Румынии, то ваша религия иная. В таком случае все превращается в глупость.

Но в этом есть доля истины. И это называется региональное, провинциальное или локальное самоотождествление. На определенном уровне мы отождествляем себя таким образом, когда речь идет о внешних тождествах, в зависимости от того, где мы родились, от образования, которое мы получили. И можно увидеть, как на некую часть вашей поверхностной личности влияет определенная окружающая среда. Поэтому это правда до известной степени.Все эти стереотипы существуют. «Стереотип» — нейтральное  слово. Можно использовать другое слово — «расизм»: люди описывают людей из определенной области, определенного места, очень неблагосклонно и, даже можно сказать, оскорбительно, потому что они родились в определенных геополитических, социально-экономических обстоятельствах. Такого рода тождество.

Махапрабху говорит Санатане Госвами: «Сварупа дживы есть слуга Кришны». Поэтому мы родились в этом мире в обществе людей, в определенном месте. Мы растем, рассматривая себя, думая о себе в категориях местных, провинциальных тождеств: национального, полового, социального, политического, экономического. И до тех пор мы таким образом рассматриваем себя, пока нам не повезет. В этом мире мы блуждаем по просторам мироздания, исследуя все эти различные тождества, перспективы утверждения себя в качестве эксплуатирующих центров, неуспешно, неудачно реализуя себя. 

#00:15:03#

тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна

(«Ману-самхита», 1.49)

Когда речь идет о нечеловеческих формах жизни, говорится о гуне невежества. Все эти формы жизни буквально «одеты в свою карму». Кто-то одет в тело птицы, кто-то — в тело кошки, кто-то — в тело дерева, в конце концов — тело человека. Все это суть кармические одежды, которые являются реакцией на кармические действия.

Духовная перспектива заключается в том, чтобы в этих относительных обстоятельствах начать действовать в понимании своей сварупы, своей перспективы служения Кришне.

Идея служения Кришне в Гаудия Матхе звучит как 

#00:16:38#

твад бхр̣тйа-бхр̣тйа-парича̄рака-бхр̣тйа-бхр̣тйа...

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 3.13)

— да̄са-да̄са-ануда̄са: слуга слуги слуги Кришны.

Некоторые англичане заявляли: «Эти люди, члены Гаудия Матха, проповедуют рабство, что является деградацией человеческой расы». Мы знаем от гуманистов: «Я — номер один», «Я нахожусь в центре», «Я не буду рабом», «Я царь моего собственного царства». Или как один современный писатель саркастически говорит: «The freedom to be lords of our own tiny skull-sized kingdoms, alone at the centre of all creation» (David Foster Wallace) — «Мы все цари нашего царства, которое умещается в черепе». Это все неправда — разговоры о царях, потому что мы рабы наших умов, которые контролируют и бесконечно отвлекают, стимулируют, возбуждают и прочее.

Мы носим кармические одежды. И тело — биологическое выражение заблуждений души. Мы страдаем от определенной специфической иллюзии. Это ложное представление — аханкара — ложное эго, интеллект, ум, тело. Мы живем в мире эксплуатации. У нас есть тела. Нам присущи ложные представления, мы рассматриваем себя в качестве эксплуататоров.

Гуру Махарадж отвечает англичанам, цитируя Сарасвати Тхакура: «Нет, Гаудия Матх ратует за достоинство человеческой расы. Быть Кришна-дасом — это очень благородная перспектива». Гуру Махарадж славен своими примерами, его примеры заимствованы из нашего повседневного опыта. И, таким образом, он указывает на истины, которые в противном случае далеки от нашего понимания.

Он рассказывал, что Махатма Ганди в то время заявил: ему необходим помощник или секретарь, или слуга, можно назвать как угодно. Гуру Махарадж говорил, что люди, которые были кандидатами на это место, занимали высочайшее положение в Индии — миллионеры, высокообразованные люди, все хотели стать слугами Махатмы Ганди. Они думали: «Этот человек настолько велик. Если я сумею обрести хотя бы какое-то положение в связи с этим человеком, для меня это будет благом. Я готов делать все что угодно для него».

Гуру Махарадж использует этот пример. Он говорит: «Если это возможно, когда речь идет о таком великом человеке в этом мире, то о какого рода отношениях с Верховной Личностью Бога, Верховным Существом, может идти речь?»

Мы должны занять позицию скромности. Три плана мы должны рассматривать: мир эксплуатации, мир отречения, а затем мир преданности. Иногда люди понимают необходимость отстраниться от мира эксплуатации, видя негативный характер этого мира, и пытаются отречься, поскольку в результате всех наших действий в негативном измерении возникают негативные реакции. Возникает стремление к отречению, которое в целом именуется мукти — освобождение. Но во второй песне «Бхагаватам» описана иная перспектива освобождения: когда вы освобождаетесь от всех остальных представлений о себе, то вы оставляете ложную рупу и обретаете сварупу — истинную рупу, истинную форму, истинное «я». Это «я» имеет перспективу в служении высшему миру.

Мы уже говорили, что отправная точка — это принять  позицию слуги под руководством садху, шастры, Гуру и вайшнавов, начать культивировать тождество слуги, самоотождествление слуги. Во время посвящения, как правило, изменяется имя посвящаемого. Человек начинает рассматривать себя в ином качестве, в качестве слуги, в противоположность тому, чтобы рассматривать себя в качестве эксплуататора. С одной стороны — так, как было сказано; с другой — Гуру Махарадж иногда сравнивает то, что мы делаем, с учебным боем. Иногда в армии происходит учебный бой. Оружие настоящее, амуниция настоящая, но никто не убит. И можно сказать: то, что мы делаем, — это тренировка, подготовка к служению в высшем мире. Но это не означает, что это не служение. Это служение, когда эти действия совершаются под руководством Гуру и вайшнавов.

Служение как таковое, служение в сварупе в высшем мире, — это явление, которое обладает более реальными качествами. Так, мы говорили об арчане, о поклонении Божеству. Гуру Махарадж говорил: «Рупа Госвами и Санатана Госвами не совершают поклонение Божествам. У них есть Божества, но они не являются практикующими, которые заняты поклонением Божествам. То, что они делают, поклоняясь Божествам, есть бхаджан или прямое служение». Каков пример этого? Мы знаем это в случае с Санатаной Госвами. Мы слышали от Шриниваса Ачарьи, что делают эти Госвами. Шринивас Ачарья описывает:

#00:24:55#

тйактва̄ тӯрн̣ам аш́еша-ман̣д̣ала-пати-ш́ренӣм̇ сада̄ туччха-ват

(«Шри Шри Шад-Госвами-аштака», 4)

Они живут под деревьями, они нищие. И говорится, что Санатана Госвами брал пшеничную муку, воду, лепил шары и предлагал [Богу]. Божество Модан Мохан сказал Санатане Госвами: «Было бы хорошо, если бы ты мог добавлять немножко соли». Санатана Госвами думает: «Мне негде взять соли. Соль стоит денег. У меня нет соли». Баржа, — корабль, полный соли, — села на мель, и Санатана Госвами помог решить эту проблему. Баржа поплыла, и в знак признательности купец подарил ему огромное количество соли для его Божества. Каждый день Санатана Госвами стал добавлять немного соли.

Мадан Мохан стал просить: «Санатана, немножко ги». Это не поклонение Божеству [Махарадж шутит]. Но затем Санатана Госвами осознал: «Теперь я понимаю, Ты хочешь накормить меня». Поскольку Божество бхава-грахи-джанардана, Божество принимает любовь и преданность. Божество думало: «Я хочу, чтобы Санатана Госвами питался лучше» — ги, соль и прочее. Санатана Госвами никогда не стал бы принимать это служение. Божество подумало: «Это будет хорошо, если он станет подносить мне немножко ги, немножко соли». Но истинная характеристика преданности — когда безграничное становится подчинено контролю ограниченного существа.

Говорят: ребенок приходит и приносит гирлянду. И он счастливо делает это. Почему он делает это? Потому что его попросили это делать. Это тренировка, обучение. И со временем, когда он подрастет, повзрослеет, его сердце вырастет. Он станет делать это сам. Нечто в этом роде.

Мы работаем под руководством Гуру и вайшнавов. Они говорят, даже Махапрабху говорит: «Ты вечный слуга Кришны». Но почему я страдаю сейчас? Я не знаю, что мне делать: идти в эту сторону или в ту сторону.

Самбандха, абхидхея, прайоджана. Это даст тебе руководство в жизни, даст тебе перспективу. Мы видим, это нечто вроде духовной версии GPS. Это глобальная спутниковая связь. В этой аудитории все знают, что такое GPS? Это означает, что где бы ты ни находился, ты можешь увидеть свое положение на карте.

Нам говорят: «Ты вечный слуга Кришны, это твое истинное тождество». Теперь, когда я это знаю, какова моя перспектива? Глубины понимания этого и полный спектр этого явления не известны мне в настоящий момент. До известной степени это несущественно, потому что есть личности, — боюсь, что перескакиваю, — но есть личности, гуру, известные в Индии, — радха-кунда-бабаджи. Скажем, вы прилетели на самолете из России на Радха-кунду и в первый день знакомитесь с этими бабаджи. Они говорят тебе: «Вот твоя сварупа». Это делает все явление дешевым. Гуру Махарадж представлял это явление очень скромно и очень разумно.

В действительности, после того как вы вверили себя заботе истинного вайшнава-Гуру и на протяжении долгого времени, стремясь к этому явлению, совершали духовный прогресс: шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, квалифицированный Гуру (по прошествии этого времени) начинает видеть сварупу своего ученика. Мы покрыты оболочками накопленных предрассудков, ложных представлений о себе. Но когда под руководством садху, шастры, Гуру и вайшнавов мы начинаем рассматривать себя в ином качестве, в качестве вечных слуг Кришны, и служим, то постепенно эти оболочки начинают умирать и истинное «я» начинает светиться.

Во время враджа-мандала-парикрамы, паломничества во Вриндаване, Гуру Махарадж находился в обществе Сарасвати Тхакура. Сарасвати Тхакур в определенный момент задал вопрос Гуру Махараджу, чему Гуру Махарадж был удивлен, он подумал: «Гуру Махарадж совершает ручи-парикшу». Парикша означает «анализировать», ручи означает «вкус», то есть он анализирует [духовный] вкус своих учеников. Это нечто высокого уровня.

Сарасвати Тхакур видел определенные черты Гуру Махараджа. Аналогично Гуру Махарадж спросил Гурудева о его любимом месте. И это не означает визуально приятное место. Речь идет о внутренней квалификации. На вопрос: «Какое твое любимое место?» Гурудев ответил: «Лалита-бар» — дом Лалиты Сакхи. И опять же важно то, что Гурудев дал этому настолько высокую оценку, что никогда не хотел возвращаться в это место вновь. Ему предлагали отправиться туда несколько раз после того, как преданные услышали эту историю. И по другим причинам ему предлагали вернуться в это место, но он не хотел. Он думал: «Я боюсь, что то впечатление, которое осталось в моем сердце, будет иным, когда я посещу это место вновь». И он не возвращался в то место, чтобы сохранить свое чувство.

Да, мы можем сказать... Как Гуру Махарадж однажды заметил в отношении Махапрабху... Речь идет о последовательности. Махапрабху был инициирован Ишварой Пури, Он принял санньясу от Кешавы Бхарати. Рамананду Рая мы рассматриваем в качестве рага-марга-дикша-гуру Махапрабху. Рага-марга означает путь спонтанной преданности. На пути спонтанной преданности в высшем измерении, на этом уровне существуют такие явления как сварупа-сиддхи, васту-сиддхи. Сварупа-сиддхи означает осознание своей сварупы. Васту-сиддхи означает занятие этого положения. Есть знаменитая шлока Бхагавад-гиты, где Кришна говорит:

#00:36:35#

тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)

«Тот, кто понимает трансцендентную природу Моего явления в этом мире, оставляя это тело, тйактва̄ дехам̇, которое является биологическим выражением заблуждений души, пунар джанма, не рождается вновь в материальном мире и вступает в Мой мир, в Мою семью».

Возможно, Санатана Госвами говорит, и Гуру Махарадж пересказывает его объяснения, что преданного переносят в ту вселенную, где происходят игры Кришны. По завершении игр Кришны в определенной вселенной эти игры переходят в другую вселенную. Этот преданный рождается в лоне браджа-гопи в той вселенной, где совершаются игры Кришны. И там преданного вводят в Кришна-лилу. Иногда Гуру Махарадж говорит, что это нечто вроде репетиции. Поскольку там, в этой вселенной, эти преданные имеют возможность прямого участия в Кришна-лиле. И затем васту-сиддхи — участие в играх Голоки Вриндавана. Таким образом, это весь путь отсюда туда.

И опять же Махапрабху говорит: джӣвера 'сварӯпа' хайа кр̣ш̣н̣ера 'нитйа-да̄са'. Твоя сварупа — Кришна дас. Это общая идея, но какого рода слуга Кришны: шанта, дасья, ватсалья, мадхурья? Опять же — в каждой расе присутствуют многочисленные измерения. Уддхава говорит:

#00:39:06#

а̄са̄м аха чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ шйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇
 сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м1

Уддхава, который является другом высочайшего уровня в Двараке, стремится родиться травинкой или кустиком во Врадже, и это говорит нам о многочисленных возможностях Кришна-даса, о том, насколько благородно, возвышенно это положение. Во Вриндаване мы не видим йогов и мудрецов. Но люди, достигшие совершенства, могут родиться там в качестве пчел, в качестве птиц.

Иногда птицы сидят на деревьях и слышат звуки флейты Кришны, они изумлены и падают с веток. Если прислушаться, то временами можно услышать, как пчелы жужжат, произнося слог «Ом» и ведические гимны. Царь пчел начинает петь о Кришне и танцевать, все наблюдают это: огромная пчела поет и танцует безумно, прославляя игры Кришны.

#00:40:50#

ваикун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала чинмайа2

Все реалии того мира от земли до небес состоят из духовной субстанции.

В драме есть многочисленные, разные роли. Дети принимают участие в спектакле и, когда они возвращаются, родители спрашивают:

— Какую роль играл ты?

— Я играл роль цветка, — отвечает ребенок. И он счастлив быть цветком.

— А какой цветок?

— Цветок лотоса.

У них есть цветочная одежда. Подобно тому как тела в этом мире являются биологическим выражением иллюзий души, то там, в духовном мире, тело — это духовное выражение состояния души в качестве слуги Кришны.

В нашем нынешнем положении мы не можем постичь природу этих реалий должным образом. Но любое положение там — это нечто удивительное и возвышенное. То, что представляется в качестве шанта-расы, нейтральных взаимоотношений на Голоке, следует рассматривать в определенном свете, поскольку Гурудев сказал: «На Голоке Вриндавана все умащено не столько мадхура-расой, сколько паракия-расой». 

В «Бхагаватам» есть следующий пример: браджа-гопи видят, как Кришна, Баларама и Их друзья-пастухи входят в лес Вриндавана ранним утром:

#00:43:10#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇ 
бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м
рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир
вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.21.5)

Когда вы впервые слышите это — Кришна и Его друзья-пастухи, — вы начинаете понимать, кто видит это. Описание Кришны и Его друзей пастухов — мы думаем, это сакхья-раса, но кто источник этого видения для нас? Радхарани и враджа-гопи находятся в своих домах, мы видим их глазами то, что они видят утром. Поэтому иногда враджа-гопи отрицают свое собственное положение. Они говорят: «Какой смысл быть гопи? Мы не можем пойти с Кришной, когда Кришна уходит пасти коров. Нам хотелось бы стать пастухами. Мы хотели бы быть гопами. Если бы мы были гопами, тогда мы ходили бы с Кришной пасти коров. Но как девушки пастушеского рода мы не можем отправиться с Ним пасти коров». Они говорят:

#00:44:40#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇...

Кришна носит павлинье перо. Натабара означает, что Он выглядит как кино-звезда. Фактически это слово означает то, как выглядят кино-звезды — натабара. Они определенным образом ходят, улыбаются, разговаривают. Ужимки, жесты, позы. И все смотрят. Толпа завороженно смотрит на этого человека и видит, насколько он красив, привлекателен, завораживает своим внешним видом. Люди ловят каждый их жест, каждый взгляд, каждую улыбку. Речь идет о кино-звездах. Что говорить о Кришне? Если некий мужчина или некая женщина в этом мире могут занимать подобное положение, что говорить о Личности, которая занимает вечное и в безграничных масштабах высочайшее положение?

Харе Кришна!

#00:46:15#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇...

Цветы замкнуты за уши Кришны.

#00:46:27#

бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м

Он носит гирлянду Вайджаянти, что означает «лесные цветы». Но какова природа этого леса — Вриндаван? Он носит цветы, которые выросли в лесу Вриндавана, а какова их природа? Чинмой. Они всегда духовно сознательны.

#00:47:06#

рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир

Он играет на Cвоей флейте и —

#00:47:16#

сакхи мурали виш́а̄ла-ччидра-джа̄лена пӯрн̣а̄
лагхур ати-кат̣хина̄ твам̇ грантхила̄ нӣраса̄си

(«Видагдха-мадхава», 4.7) 

— в другом месте враджа-гопи жалуются, говоря: «Эта флейта всего лишь сухой кусочек дерева, полный дырок». Дырка и изъян — одно слово в санскрите. Они говорят: «Это сухой кусок дерева, полный изъянов. И этот сухой кусок дерева обретает поток нектара из уст Кришны. Мир несправедлив. В этом нет никакого смысла».

Эта флейта принимает потоки нектара, источником которого являются уста Кришны, затем этот нектар достигает окружающего мира Кришны. Гопа-вринде — Он окружен пастухами-друзьями, которые необычайно прекрасны, они также играют на музыкальных инструментах, они умеют искусно танцевать и петь. Они поют и танцуют в обществе Кришны, Баларамы. Они входят в лес и — вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣ — это их киртан, их утренняя песня на пути во вриндаванский лес. Здесь сказано: вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇. Рамана значит, что лотосоподобные стопы Кришны касаются земли, когда Он ступает по ней. И каков эффект? Сва-пада-раман̣ам̇ — земля дрожит в экстазе супружеской любви. 

Мы говорим шанта-раса. Шанта-раса Голоки Вриндавана — это нейтральность или низшее положение, как угодно. Но здесь тот, кто занимает это положение, тот содрогается в экстазе супружеской любви, испытывая прикосновение лотосоподобных стоп Кришны. Мы склоняем наши головы перед этим измерением. Мы можем иметь лишь некое кратковременное, мимолетное представление об этих реалиях благодаря милости нашей гуру-варги. Быть слугой слуги слуги Кришны — это чересчур много, это непостижимо с нашей точки зрения. Но по милости гуру-варги, вайшнавов, мы имеем возможность установить связь с этим измерением посредством служения, совершая нечто такое, что мы в состоянии делать.

Да, для того чтобы войти в этот мир и обрести прямое служение, подобное служению Рупы и Санатаны, — это другой вопрос. Но в нынешнем положении та энергия, которая есть у нас, те способности, которые есть у нас, если мы предлагаем их в служении, то возникает связь с этим непостижимым измерением бытия. По словам Гуру Махараджа, бдительное око Йога-майи находится над нашими головами, и любого, кто служит, Йога-майя возвышает соответственно потребности в рамках служения.

Санатана Госвами Прабху — самбандха-гьяна-ачарья, Рупа Госвами Прабху — абхидхея-гьяна-ачарья, Рагхунатх Дас Госвами Прабху — прайоджана-таттва-ачарья. Прайоджана значает «высшая цель», «мишень», «фокус». Шрила Рагхунатх Дас Госвами говорит в «Вилапа-кусуманджали»:

#00:51:58#

сакхйайа те мама намо ’сту намо ’сту нитйам
дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам

Дас Госвами говорит: «Сокровенное служение не находится в центре моего внимания. Скорее я предпочитаю фокусироваться на  низшем служении. Это служение будет уместным для меня. Если кто-то позовет меня — в более высокое измерение служения, это другой вопрос, но я предпочитаю концентрироваться на дасьям». 

Все эти слуги в том мире концентрируются на дасьям. В этой связи в начале «Джайва-дхармы» Бхактивинода Тхакура есть описание того, как один бабаджи, квалифицированный вайшнав в высшем мире, в своей сварупе совершает служение. Он обращается к своему спутнику, который недавно явился туда и дает указания. Он говорит: «Они не хотят, чтобы какие-то беспокойства проникли в игры Радхи и Кришны». Таким образом, речь идет о явлении, когда в определенный момент ученику дается наставление, основанное на его сварупа-сиддхи, на его сварупе.

Гурудев однажды, находясь в Калькутте, сказал: «Это все». Он имел в виду, что мы предпочитаем служить 24 часа в сутки. В определенный момент нам говорят: «Делай то-то и то-то». Вы знаете одного преданного — старый человек в Дам-Дам парке, — каждый день он приносил Гурудеву газеты, после чего спускался вниз. И я сказал Гурудеву:

— Вот как Нипин Прабху.

— Что? — переспросил он.

— Раз в день он приносит вам газету и уходит.

— О, это хорошо!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Гопи Вриндавана оставили общество своих мужей, сыновей и других членов семьи, что очень трудно сделать, и они оставили путь целомудрия, чтобы принять прибежище лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, которого можно постичь посредством ведического знания. Да буду я столь удачлив, чтобы стать одним из кустов, лиан или травинок во Вриндаване, чтобы гопи топтали меня и тем самым благословили пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

2 «Земля, вода, огонь, воздух и пространство Вайкунтхи духовны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.53).




←  «Шри Гарга-самхита» (часть 3). Говардхан-кханда (главы 9–11). Ананда Мой Прабху. 22 ноября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Встреча киевского ведического клуба iDOME. 28 января 2012 года  →

На русском

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 24 МБ)

In English

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 39.2 МБ)

Russian

Содержание лекции:


Вопрос: Мы слышали, что существуют многие виды отождествлений — скажем, отождествление себя с телом, с умом. Мы слышали также о душе, о сварупе. Какова наша цель и чего мы хотим достичь? Мы слышали такое выражение как «моя душа». Какова природа этой души, кто мы?

Шрила Госвами Махарадж: Санатана Госвами задает этот вопрос в «Чайтанья-чаритамрите». Есть рупа-шикша — наставления Махапрабху, обращенные к Рупе Госвами, и санатана-шикша — наставления Махапрабху, обращенные к Санатане Госвами. Мы помним, Санатана является самбандха-гйана-ачарьей. Самбандха, абхидхея, прайоджана.  «Бандха» переводится как «взаимоотношения», но также как «перспектива», то есть речь идет о фундаменте, на котором строится все здание. Вся духовная концепция сроится на этом фундаменте. И опять же, в каком-то смысле от нашего имени, Санатана Госвами, представляя нас, спрашивает:

#00:02:50#

‘ке а̄ми’, ‘кене а̄ма̄йа джа̄ре та̄па-трайа’
иха̄ на̄хи джа̄ни — ‘кемане хита хайа’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.102) 

Очень прекрасным образом он спрашивает Махапрабху: «Кто я, ке ами, и почему я всегда страдаю от тройственный страданий? Если я не знаю этого,  иха нахи джани, тогда кемане хита хайа — какого блага я могу ожидать?» 

И прежде, чем переходить к этой  теме,  хочу заметить, люди в современном мире (это очень популярное и распространенное явление) с большой гордостью и высокомерием стремятся поделиться своей жизнью в интернете, скажем в социальных сетях и другими средствами. Можно увидеть интервью с поп-певцами и другими людьми, которые говорят: «У меня есть нечто, что я могу сказать миру, люди должны знать обо мне». Вся эта современная дистилляция старых коммунистических лозунгов «Верь в себя!» Люди говорят: «Да! Эти социальные сети предназначены для того, чтобы рассказывать всем о моей личной жизни, потому что я самый важный человек в мире». Нужно смотреть в зеркало каждое утро и говорить самому себе: «Я тебя люблю» и так далее и тому подобное. 

Когда я смотрю в зеркало по утрам, то я далек от таких мыслей, я думаю: «Господи, Боже мой! Нужно опять почистить зубы, потому что я вижу, как разрушается… как все эти фантомы-дантисты стоят у меня за спиной и говорят: “Вы должны чистить зубы тщательно!”». Я вовсе не думаю, что величайшая любовь ко всем — это любовь к себе. Я думаю о том, что следует тщательно и вновь и вновь чистить зубы, чтобы спасти их.

Но, так или иначе. Вся эта чепуха — «Я должен быть собой!» — это еще один популярный лозунг 60-х. «Я только что понял, что нужно быть собой»  — звучит это не плохо. Общество, образовательная система навязывают многочисленные стереотипы вам, и вы откликаетесь, реагируете на это. Мы реагируем на людей, наши реакции соответствуют ожиданиям окружающих. 

Так вот, Санатана Госвами спрашивает: «Кто я и почему я страдаю?» Это отправная точка. Кто я такой и почему я страдаю? Если я не знаю этого, тогда все эти разговоры о том, чтобы быть собой, о том, чтобы искать «номер один» — все это может быть основано на ложных допущениях, ложных представлениях. И что такое тройственные страдания: абхйатмика, адхибаутика и абхидайвика? Абхйатмика означает страдания, источником которых являемся мы сами, причиняемые нами самими. Адхибаутика — страдания, которые причиняют нам другие живые существа. Это могут люди, это могут быть комары, это могут другие живые существа. И затем абхидайвика — означает деваты, боги… 

Примечательно, когда составляют документ-страховку, в английском используется следующее выражение, когда речь идет о торнадо, ураганах, бурях и так далее, то в эти явления страховка не включает «акты Бога» — так они называют наводнения, торнадо, землетрясения, ураганы. «Акты Бога» — называют они. «Вы не можете ожидать, что мы заплатим Вам страховку в случае этих катаклизмов.  Можно оформить и подобную страховку на случай землетрясения, но это экстра, а стандартный вариант, — они говорят, — мы не признаем акты Бога». 

Реплика (Анукришна Деви Даси): Меня это удивляет.

Шрила Госвами Махарадж: Добро пожаловать в капитализм! ...когда одна корпорация выживает за счет другой, одна группа людей выживает за счет другой. Мне кажется это смешно. Джива дживасйа дживанам.

Так или иначе. И вот мы говорим: «Кто я? Почему я страдаю в этом мире? Я не знаю. Не известно, как я могу действовать ради собственного блага». Мы слышали множество раз ответ Махапрабху. Он звучит очень просто. В действительности, в этом ответе присутствуют концептуальные глубины.

#00:08:50#

джӣвера ‘сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ‘нитйа-да̄са’
кр̣ш̣н̣ера ‘тат̣астха̄-ш́акти’ ‘бхеда̄бхеда прака̄ш́а’

(«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108)

Ответ на этот вопрос таков: «Ты — вечный слуга Кришны». Дживера сварупа хой — сварупа дживы есть Кришна дас. Здесь сва означает «я сам», рупа — «форма», «тождество». В действительности Он говорит: «Твое подлинное «я» — атма». Атма может означать многое. Обычно мы считаем, что атма — это душа, «я». Атма — это «я», «я» — это душа, самость. Но мы говорим: нет, атма может означать тело, это тоже своего рода само-восприятие, само-отождествление. Атма может означать ум, может означать интеллект, может означать душу. Существуют разные концепции того, что такое атма.  Но атма означает «я» в целом. Мы можем рассматривать «я» по-разному, поэтому слово «атма» можно использовать в разных смыслах.

Но здесь Махапрабху говорит о сварупе дживы, Он подразумевает, что могут существовать разные концепции себя, но они не основаны на сварупе. И они могут быть проблематичны временами.

Мы видим в этом мире порой, что есть явление, называемое самоопределением. Самоопределение — определение того, кто ты, определение твоего тождества. И это очень популярное выражение в социально-политическом контексте, когда речь идет о демократии. Люди говорят: «Мы жители такой-то страны. Мы такой-то народ. У нас есть право решать, кем мы будем». Это звучит очень хорошо.

Мы смотрим на арабский мир, на северную Америку или на Европу, или на Азию... Вы родились в какой-то стране, и тогда вам присуще определенное тождество.

Когда мы были в Киеве, то мать одной девушки, которая получила посвящение, заявила: «Это не украинская религия, вы должны практиковать религию Украины». Но кто решает это? Возникает вопрос: «Кто может определить, что представляет собой религия Украины?» Но скорее всего, судя по всему, ее мать может. Это означает: если вы родились в Румынии, то ваша религия иная. В таком случае все превращается в глупость.

Но в этом есть доля истины. И это называется региональное, провинциальное или локальное самоотождествление. На определенном уровне мы отождествляем себя таким образом, когда речь идет о внешних тождествах, в зависимости от того, где мы родились, от образования, которое мы получили. И можно увидеть, как на некую часть вашей поверхностной личности влияет определенная окружающая среда. Поэтому это правда до известной степени.Все эти стереотипы существуют. «Стереотип» — нейтральное  слово. Можно использовать другое слово — «расизм»: люди описывают людей из определенной области, определенного места, очень неблагосклонно и, даже можно сказать, оскорбительно, потому что они родились в определенных геополитических, социально-экономических обстоятельствах. Такого рода тождество.

Махапрабху говорит Санатане Госвами: «Сварупа дживы есть слуга Кришны». Поэтому мы родились в этом мире в обществе людей, в определенном месте. Мы растем, рассматривая себя, думая о себе в категориях местных, провинциальных тождеств: национального, полового, социального, политического, экономического. И до тех пор мы таким образом рассматриваем себя, пока нам не повезет. В этом мире мы блуждаем по просторам мироздания, исследуя все эти различные тождества, перспективы утверждения себя в качестве эксплуатирующих центров, неуспешно, неудачно реализуя себя. 

#00:15:03#

тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна

(«Ману-самхита», 1.49)

Когда речь идет о нечеловеческих формах жизни, говорится о гуне невежества. Все эти формы жизни буквально «одеты в свою карму». Кто-то одет в тело птицы, кто-то — в тело кошки, кто-то — в тело дерева, в конце концов — тело человека. Все это суть кармические одежды, которые являются реакцией на кармические действия.

Духовная перспектива заключается в том, чтобы в этих относительных обстоятельствах начать действовать в понимании своей сварупы, своей перспективы служения Кришне.

Идея служения Кришне в Гаудия Матхе звучит как 

#00:16:38#

твад бхр̣тйа-бхр̣тйа-парича̄рака-бхр̣тйа-бхр̣тйа...

(«Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 3.13)

— да̄са-да̄са-ануда̄са: слуга слуги слуги Кришны.

Некоторые англичане заявляли: «Эти люди, члены Гаудия Матха, проповедуют рабство, что является деградацией человеческой расы». Мы знаем от гуманистов: «Я — номер один», «Я нахожусь в центре», «Я не буду рабом», «Я царь моего собственного царства». Или как один современный писатель саркастически говорит: «The freedom to be lords of our own tiny skull-sized kingdoms, alone at the centre of all creation» (David Foster Wallace) — «Мы все цари нашего царства, которое умещается в черепе». Это все неправда — разговоры о царях, потому что мы рабы наших умов, которые контролируют и бесконечно отвлекают, стимулируют, возбуждают и прочее.

Мы носим кармические одежды. И тело — биологическое выражение заблуждений души. Мы страдаем от определенной специфической иллюзии. Это ложное представление — аханкара — ложное эго, интеллект, ум, тело. Мы живем в мире эксплуатации. У нас есть тела. Нам присущи ложные представления, мы рассматриваем себя в качестве эксплуататоров.

Гуру Махарадж отвечает англичанам, цитируя Сарасвати Тхакура: «Нет, Гаудия Матх ратует за достоинство человеческой расы. Быть Кришна-дасом — это очень благородная перспектива». Гуру Махарадж славен своими примерами, его примеры заимствованы из нашего повседневного опыта. И, таким образом, он указывает на истины, которые в противном случае далеки от нашего понимания.

Он рассказывал, что Махатма Ганди в то время заявил: ему необходим помощник или секретарь, или слуга, можно назвать как угодно. Гуру Махарадж говорил, что люди, которые были кандидатами на это место, занимали высочайшее положение в Индии — миллионеры, высокообразованные люди, все хотели стать слугами Махатмы Ганди. Они думали: «Этот человек настолько велик. Если я сумею обрести хотя бы какое-то положение в связи с этим человеком, для меня это будет благом. Я готов делать все что угодно для него».

Гуру Махарадж использует этот пример. Он говорит: «Если это возможно, когда речь идет о таком великом человеке в этом мире, то о какого рода отношениях с Верховной Личностью Бога, Верховным Существом, может идти речь?»

Мы должны занять позицию скромности. Три плана мы должны рассматривать: мир эксплуатации, мир отречения, а затем мир преданности. Иногда люди понимают необходимость отстраниться от мира эксплуатации, видя негативный характер этого мира, и пытаются отречься, поскольку в результате всех наших действий в негативном измерении возникают негативные реакции. Возникает стремление к отречению, которое в целом именуется мукти — освобождение. Но во второй песне «Бхагаватам» описана иная перспектива освобождения: когда вы освобождаетесь от всех остальных представлений о себе, то вы оставляете ложную рупу и обретаете сварупу — истинную рупу, истинную форму, истинное «я». Это «я» имеет перспективу в служении высшему миру.

Мы уже говорили, что отправная точка — это принять  позицию слуги под руководством садху, шастры, Гуру и вайшнавов, начать культивировать тождество слуги, самоотождествление слуги. Во время посвящения, как правило, изменяется имя посвящаемого. Человек начинает рассматривать себя в ином качестве, в качестве слуги, в противоположность тому, чтобы рассматривать себя в качестве эксплуататора. С одной стороны — так, как было сказано; с другой — Гуру Махарадж иногда сравнивает то, что мы делаем, с учебным боем. Иногда в армии происходит учебный бой. Оружие настоящее, амуниция настоящая, но никто не убит. И можно сказать: то, что мы делаем, — это тренировка, подготовка к служению в высшем мире. Но это не означает, что это не служение. Это служение, когда эти действия совершаются под руководством Гуру и вайшнавов.

Служение как таковое, служение в сварупе в высшем мире, — это явление, которое обладает более реальными качествами. Так, мы говорили об арчане, о поклонении Божеству. Гуру Махарадж говорил: «Рупа Госвами и Санатана Госвами не совершают поклонение Божествам. У них есть Божества, но они не являются практикующими, которые заняты поклонением Божествам. То, что они делают, поклоняясь Божествам, есть бхаджан или прямое служение». Каков пример этого? Мы знаем это в случае с Санатаной Госвами. Мы слышали от Шриниваса Ачарьи, что делают эти Госвами. Шринивас Ачарья описывает:

#00:24:55#

тйактва̄ тӯрн̣ам аш́еша-ман̣д̣ала-пати-ш́ренӣм̇ сада̄ туччха-ват

(«Шри Шри Шад-Госвами-аштака», 4)

Они живут под деревьями, они нищие. И говорится, что Санатана Госвами брал пшеничную муку, воду, лепил шары и предлагал [Богу]. Божество Модан Мохан сказал Санатане Госвами: «Было бы хорошо, если бы ты мог добавлять немножко соли». Санатана Госвами думает: «Мне негде взять соли. Соль стоит денег. У меня нет соли». Баржа, — корабль, полный соли, — села на мель, и Санатана Госвами помог решить эту проблему. Баржа поплыла, и в знак признательности купец подарил ему огромное количество соли для его Божества. Каждый день Санатана Госвами стал добавлять немного соли.

Мадан Мохан стал просить: «Санатана, немножко ги». Это не поклонение Божеству [Махарадж шутит]. Но затем Санатана Госвами осознал: «Теперь я понимаю, Ты хочешь накормить меня». Поскольку Божество бхава-грахи-джанардана, Божество принимает любовь и преданность. Божество думало: «Я хочу, чтобы Санатана Госвами питался лучше» — ги, соль и прочее. Санатана Госвами никогда не стал бы принимать это служение. Божество подумало: «Это будет хорошо, если он станет подносить мне немножко ги, немножко соли». Но истинная характеристика преданности — когда безграничное становится подчинено контролю ограниченного существа.

Говорят: ребенок приходит и приносит гирлянду. И он счастливо делает это. Почему он делает это? Потому что его попросили это делать. Это тренировка, обучение. И со временем, когда он подрастет, повзрослеет, его сердце вырастет. Он станет делать это сам. Нечто в этом роде.

Мы работаем под руководством Гуру и вайшнавов. Они говорят, даже Махапрабху говорит: «Ты вечный слуга Кришны». Но почему я страдаю сейчас? Я не знаю, что мне делать: идти в эту сторону или в ту сторону.

Самбандха, абхидхея, прайоджана. Это даст тебе руководство в жизни, даст тебе перспективу. Мы видим, это нечто вроде духовной версии GPS. Это глобальная спутниковая связь. В этой аудитории все знают, что такое GPS? Это означает, что где бы ты ни находился, ты можешь увидеть свое положение на карте.

Нам говорят: «Ты вечный слуга Кришны, это твое истинное тождество». Теперь, когда я это знаю, какова моя перспектива? Глубины понимания этого и полный спектр этого явления не известны мне в настоящий момент. До известной степени это несущественно, потому что есть личности, — боюсь, что перескакиваю, — но есть личности, гуру, известные в Индии, — радха-кунда-бабаджи. Скажем, вы прилетели на самолете из России на Радха-кунду и в первый день знакомитесь с этими бабаджи. Они говорят тебе: «Вот твоя сварупа». Это делает все явление дешевым. Гуру Махарадж представлял это явление очень скромно и очень разумно.

В действительности, после того как вы вверили себя заботе истинного вайшнава-Гуру и на протяжении долгого времени, стремясь к этому явлению, совершали духовный прогресс: шраддха, садху-санга, бхаджана-крия, анартха-нивритти, квалифицированный Гуру (по прошествии этого времени) начинает видеть сварупу своего ученика. Мы покрыты оболочками накопленных предрассудков, ложных представлений о себе. Но когда под руководством садху, шастры, Гуру и вайшнавов мы начинаем рассматривать себя в ином качестве, в качестве вечных слуг Кришны, и служим, то постепенно эти оболочки начинают умирать и истинное «я» начинает светиться.

Во время враджа-мандала-парикрамы, паломничества во Вриндаване, Гуру Махарадж находился в обществе Сарасвати Тхакура. Сарасвати Тхакур в определенный момент задал вопрос Гуру Махараджу, чему Гуру Махарадж был удивлен, он подумал: «Гуру Махарадж совершает ручи-парикшу». Парикша означает «анализировать», ручи означает «вкус», то есть он анализирует [духовный] вкус своих учеников. Это нечто высокого уровня.

Сарасвати Тхакур видел определенные черты Гуру Махараджа. Аналогично Гуру Махарадж спросил Гурудева о его любимом месте. И это не означает визуально приятное место. Речь идет о внутренней квалификации. На вопрос: «Какое твое любимое место?» Гурудев ответил: «Лалита-бар» — дом Лалиты Сакхи. И опять же важно то, что Гурудев дал этому настолько высокую оценку, что никогда не хотел возвращаться в это место вновь. Ему предлагали отправиться туда несколько раз после того, как преданные услышали эту историю. И по другим причинам ему предлагали вернуться в это место, но он не хотел. Он думал: «Я боюсь, что то впечатление, которое осталось в моем сердце, будет иным, когда я посещу это место вновь». И он не возвращался в то место, чтобы сохранить свое чувство.

Да, мы можем сказать... Как Гуру Махарадж однажды заметил в отношении Махапрабху... Речь идет о последовательности. Махапрабху был инициирован Ишварой Пури, Он принял санньясу от Кешавы Бхарати. Рамананду Рая мы рассматриваем в качестве рага-марга-дикша-гуру Махапрабху. Рага-марга означает путь спонтанной преданности. На пути спонтанной преданности в высшем измерении, на этом уровне существуют такие явления как сварупа-сиддхи, васту-сиддхи. Сварупа-сиддхи означает осознание своей сварупы. Васту-сиддхи означает занятие этого положения. Есть знаменитая шлока Бхагавад-гиты, где Кришна говорит:

#00:36:35#

тйактва̄ дехам̇ пунар джанма
наити ма̄м эти со ’рджуна

(Бхагавад-гита, 4.9)

«Тот, кто понимает трансцендентную природу Моего явления в этом мире, оставляя это тело, тйактва̄ дехам̇, которое является биологическим выражением заблуждений души, пунар джанма, не рождается вновь в материальном мире и вступает в Мой мир, в Мою семью».

Возможно, Санатана Госвами говорит, и Гуру Махарадж пересказывает его объяснения, что преданного переносят в ту вселенную, где происходят игры Кришны. По завершении игр Кришны в определенной вселенной эти игры переходят в другую вселенную. Этот преданный рождается в лоне браджа-гопи в той вселенной, где совершаются игры Кришны. И там преданного вводят в Кришна-лилу. Иногда Гуру Махарадж говорит, что это нечто вроде репетиции. Поскольку там, в этой вселенной, эти преданные имеют возможность прямого участия в Кришна-лиле. И затем васту-сиддхи — участие в играх Голоки Вриндавана. Таким образом, это весь путь отсюда туда.

И опять же Махапрабху говорит: джӣвера 'сварӯпа' хайа кр̣ш̣н̣ера 'нитйа-да̄са'. Твоя сварупа — Кришна дас. Это общая идея, но какого рода слуга Кришны: шанта, дасья, ватсалья, мадхурья? Опять же — в каждой расе присутствуют многочисленные измерения. Уддхава говорит:

#00:39:06#

а̄са̄м аха чаран̣а-рен̣у-джуш̣а̄м ахам̇ шйа̄м̇
вр̣нда̄ване ким апи гулма-латауш̣адхӣна̄м
йа̄ дустйаджам̇
 сва-джанам а̄рйа-патхам̇ ча хитва̄
бхеджур мукунда-падавӣм̇ ш́рутибхир вимр̣гйа̄м1

Уддхава, который является другом высочайшего уровня в Двараке, стремится родиться травинкой или кустиком во Врадже, и это говорит нам о многочисленных возможностях Кришна-даса, о том, насколько благородно, возвышенно это положение. Во Вриндаване мы не видим йогов и мудрецов. Но люди, достигшие совершенства, могут родиться там в качестве пчел, в качестве птиц.

Иногда птицы сидят на деревьях и слышат звуки флейты Кришны, они изумлены и падают с веток. Если прислушаться, то временами можно услышать, как пчелы жужжат, произнося слог «Ом» и ведические гимны. Царь пчел начинает петь о Кришне и танцевать, все наблюдают это: огромная пчела поет и танцует безумно, прославляя игры Кришны.

#00:40:50#

ваикун̣т̣хера пр̣тхивй-а̄ди сакала чинмайа2

Все реалии того мира от земли до небес состоят из духовной субстанции.

В драме есть многочисленные, разные роли. Дети принимают участие в спектакле и, когда они возвращаются, родители спрашивают:

— Какую роль играл ты?

— Я играл роль цветка, — отвечает ребенок. И он счастлив быть цветком.

— А какой цветок?

— Цветок лотоса.

У них есть цветочная одежда. Подобно тому как тела в этом мире являются биологическим выражением иллюзий души, то там, в духовном мире, тело — это духовное выражение состояния души в качестве слуги Кришны.

В нашем нынешнем положении мы не можем постичь природу этих реалий должным образом. Но любое положение там — это нечто удивительное и возвышенное. То, что представляется в качестве шанта-расы, нейтральных взаимоотношений на Голоке, следует рассматривать в определенном свете, поскольку Гурудев сказал: «На Голоке Вриндавана все умащено не столько мадхура-расой, сколько паракия-расой». 

В «Бхагаватам» есть следующий пример: браджа-гопи видят, как Кришна, Баларама и Их друзья-пастухи входят в лес Вриндавана ранним утром:

#00:43:10#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇ 
бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м
рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир
вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣

(«Шримад-Бхагаватам», 10.21.5)

Когда вы впервые слышите это — Кришна и Его друзья-пастухи, — вы начинаете понимать, кто видит это. Описание Кришны и Его друзей пастухов — мы думаем, это сакхья-раса, но кто источник этого видения для нас? Радхарани и враджа-гопи находятся в своих домах, мы видим их глазами то, что они видят утром. Поэтому иногда враджа-гопи отрицают свое собственное положение. Они говорят: «Какой смысл быть гопи? Мы не можем пойти с Кришной, когда Кришна уходит пасти коров. Нам хотелось бы стать пастухами. Мы хотели бы быть гопами. Если бы мы были гопами, тогда мы ходили бы с Кришной пасти коров. Но как девушки пастушеского рода мы не можем отправиться с Ним пасти коров». Они говорят:

#00:44:40#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇...

Кришна носит павлинье перо. Натабара означает, что Он выглядит как кино-звезда. Фактически это слово означает то, как выглядят кино-звезды — натабара. Они определенным образом ходят, улыбаются, разговаривают. Ужимки, жесты, позы. И все смотрят. Толпа завороженно смотрит на этого человека и видит, насколько он красив, привлекателен, завораживает своим внешним видом. Люди ловят каждый их жест, каждый взгляд, каждую улыбку. Речь идет о кино-звездах. Что говорить о Кришне? Если некий мужчина или некая женщина в этом мире могут занимать подобное положение, что говорить о Личности, которая занимает вечное и в безграничных масштабах высочайшее положение?

Харе Кришна!

#00:46:15#

барха̄пид̣ам̇ нат̣а-вара-вапух̣ карн̣айох̣ карн̣ика̄рам̇...

Цветы замкнуты за уши Кришны.

#00:46:27#

бибхрад ва̄сах̣ канака-капиш́ам̇ ваиджайантӣм̇ ча ма̄ла̄м

Он носит гирлянду Вайджаянти, что означает «лесные цветы». Но какова природа этого леса — Вриндаван? Он носит цветы, которые выросли в лесу Вриндавана, а какова их природа? Чинмой. Они всегда духовно сознательны.

#00:47:06#

рандхра̄н вен̣ор адхара-судхайа̄пӯрайан гопа-вр̣ндаир

Он играет на Cвоей флейте и —

#00:47:16#

сакхи мурали виш́а̄ла-ччидра-джа̄лена пӯрн̣а̄
лагхур ати-кат̣хина̄ твам̇ грантхила̄ нӣраса̄си

(«Видагдха-мадхава», 4.7) 

— в другом месте враджа-гопи жалуются, говоря: «Эта флейта всего лишь сухой кусочек дерева, полный дырок». Дырка и изъян — одно слово в санскрите. Они говорят: «Это сухой кусок дерева, полный изъянов. И этот сухой кусок дерева обретает поток нектара из уст Кришны. Мир несправедлив. В этом нет никакого смысла».

Эта флейта принимает потоки нектара, источником которого являются уста Кришны, затем этот нектар достигает окружающего мира Кришны. Гопа-вринде — Он окружен пастухами-друзьями, которые необычайно прекрасны, они также играют на музыкальных инструментах, они умеют искусно танцевать и петь. Они поют и танцуют в обществе Кришны, Баларамы. Они входят в лес и — вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇ пра̄виш́ад гӣта-кӣртих̣ — это их киртан, их утренняя песня на пути во вриндаванский лес. Здесь сказано: вр̣нда̄ран̣йам̇ сва-пада-раман̣ам̇. Рамана значит, что лотосоподобные стопы Кришны касаются земли, когда Он ступает по ней. И каков эффект? Сва-пада-раман̣ам̇ — земля дрожит в экстазе супружеской любви. 

Мы говорим шанта-раса. Шанта-раса Голоки Вриндавана — это нейтральность или низшее положение, как угодно. Но здесь тот, кто занимает это положение, тот содрогается в экстазе супружеской любви, испытывая прикосновение лотосоподобных стоп Кришны. Мы склоняем наши головы перед этим измерением. Мы можем иметь лишь некое кратковременное, мимолетное представление об этих реалиях благодаря милости нашей гуру-варги. Быть слугой слуги слуги Кришны — это чересчур много, это непостижимо с нашей точки зрения. Но по милости гуру-варги, вайшнавов, мы имеем возможность установить связь с этим измерением посредством служения, совершая нечто такое, что мы в состоянии делать.

Да, для того чтобы войти в этот мир и обрести прямое служение, подобное служению Рупы и Санатаны, — это другой вопрос. Но в нынешнем положении та энергия, которая есть у нас, те способности, которые есть у нас, если мы предлагаем их в служении, то возникает связь с этим непостижимым измерением бытия. По словам Гуру Махараджа, бдительное око Йога-майи находится над нашими головами, и любого, кто служит, Йога-майя возвышает соответственно потребности в рамках служения.

Санатана Госвами Прабху — самбандха-гьяна-ачарья, Рупа Госвами Прабху — абхидхея-гьяна-ачарья, Рагхунатх Дас Госвами Прабху — прайоджана-таттва-ачарья. Прайоджана значает «высшая цель», «мишень», «фокус». Шрила Рагхунатх Дас Госвами говорит в «Вилапа-кусуманджали»:

#00:51:58#

сакхйайа те мама намо ’сту намо ’сту нитйам
дасйайа те мама расо сту расо сту сатйам

Дас Госвами говорит: «Сокровенное служение не находится в центре моего внимания. Скорее я предпочитаю фокусироваться на  низшем служении. Это служение будет уместным для меня. Если кто-то позовет меня — в более высокое измерение служения, это другой вопрос, но я предпочитаю концентрироваться на дасьям». 

Все эти слуги в том мире концентрируются на дасьям. В этой связи в начале «Джайва-дхармы» Бхактивинода Тхакура есть описание того, как один бабаджи, квалифицированный вайшнав в высшем мире, в своей сварупе совершает служение. Он обращается к своему спутнику, который недавно явился туда и дает указания. Он говорит: «Они не хотят, чтобы какие-то беспокойства проникли в игры Радхи и Кришны». Таким образом, речь идет о явлении, когда в определенный момент ученику дается наставление, основанное на его сварупа-сиддхи, на его сварупе.

Гурудев однажды, находясь в Калькутте, сказал: «Это все». Он имел в виду, что мы предпочитаем служить 24 часа в сутки. В определенный момент нам говорят: «Делай то-то и то-то». Вы знаете одного преданного — старый человек в Дам-Дам парке, — каждый день он приносил Гурудеву газеты, после чего спускался вниз. И я сказал Гурудеву:

— Вот как Нипин Прабху.

— Что? — переспросил он.

— Раз в день он приносит вам газету и уходит.

— О, это хорошо!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Сварнанги Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


1 «Гопи Вриндавана оставили общество своих мужей, сыновей и других членов семьи, что очень трудно сделать, и они оставили путь целомудрия, чтобы принять прибежище лотосоподобных стоп Мукунды, Кришны, которого можно постичь посредством ведического знания. Да буду я столь удачлив, чтобы стать одним из кустов, лиан или травинок во Вриндаване, чтобы гопи топтали меня и тем самым благословили пылью со своих лотосоподобных стоп» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.61).

2 «Земля, вода, огонь, воздух и пространство Вайкунтхи духовны» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.53).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования