«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 13. Скрытая аватара Кали-юги». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

13. Скрытая аватара Кали-юги

 

Безграничные аватары материального и духовного миров

В начале этого цикла очерков мы говорили о том, что Господь предстает в многочисленных образах различных аватаров. Подобно тому, как от одной свечи можно зажечь тысячу других, Он проявляет Себя через аватаров в мире духа и материи. Иными словами, Он един и один, поэтому идея монотеизма, безусловно, имеет ценность, но ограничивает понимание Господа. Он Абсолют и обладает множеством ипостасей. Такое понимание не противоречит идее монотеизма, но раскрывает разные грани божественного бытия.

Он безграничен. Можно сказать, что кроме Него ничего нет. Ни мир, ни живые существа не существуют отдельно от Него. Являясь создателем духовного и материального миров, Господь пронизывает все бытие. При этом Он проявляет Свою личностную природу, совершая удивительные деяния.

Два занятия аватаров

Мир материи играет важную роль в божественном замысле: это мир, в котором допускается оппозиция Всевышнему. Здесь живут атеисты, но есть и праведники, а также те, кто находится в точке выбора, между добром и злом. В этом мире Господь может проявлять Свою многогранную природу. Он может побеждать зло и освобождать праведников, а также возвышать падшие души[1]. Поэтому на вопрос о том, зачем Он создал материальный мир, можно дать такой ответ: чтобы удовлетворить Свои внутренние потребности в доступных только здесь переживаниях, а также для того, чтобы указать обитателям бренного мира путь к гармонии.

Здесь существует оппозиция Господу, но также возможно возникновение божественной любви. Поэтому, используя тезис и антитез, Господь создает божественную драматургию, даруя радость преданным и справедливо наказывая демонов.

Явление Господа и праведников

Всевышний является в каждую Вселенную в образах аватаров, в соответствии с временными циклами. Существуют эпохальные и второстепенные нисхождения, в зависимости от важности той миссии, которую задумал Господь. Иногда Он наделяет особыми полномочиями возвышенных личностей, которые несут спасение целым народам и странам, а иногда нисходит в Своем изначальном образе Кришны.

Чего не могут аватары?

Такое нисшествие происходит очень редко, один раз в день Брахмы (однажды в миллиарды лет). И для таких нисшествий у Господа есть Свой внутренний план, который не в состоянии исполнить Его аватары. Чего же они не могут? С внешней точки зрения они могут все, что пожелает Господь. Но если Он желает испытать особое чувство сокровенной любви, то делает это лично, в Своем изначальном облике.

Пикник на обочине

Так сам Кришна в изначальной форме низошел в конце Двапара-юги, на заре эпохи Кали, около 5100 лет назад. В то время на Земле было много демонов — но и немало праведников. Господь низошел вместе со Своими возвышенными спутниками. Если царь отправляется на пикник за город, с ним едет все окружение. Так и Господь не только взял с Собой всех Своих близких, но также проявил духовный мир на Земле, в форме Вриндавана, Своей божественной обители. Иными словами, Вриндаван, пребывающий в духовном мире, проявился на территории Индии. Но, явившись в этом мире, он остался совершенным духовным планом сознания.

Есть книга «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Суть ее в том, что неведомая цивилизация низошла на Землю, провела свой праздник и оставила множество загадочных артефактов. Как если бы мы, погуляв в парке, забыли там мобильный телефон, который затем оказался в руках несмышленых детей.

Драматургия «Махабхараты»

Деяния Господа, которые Он совершает, именуются термином «лила», «божественная игра». Господь постоянно занят Своими играми, ибо у Него нет потребности тяжело трудиться ради поддержания жизни и выполнения желаемого. Его мистическим совершенствам нет конца, и Он не испытывает ни в чем потребности, кроме как в сладостной игре, расширяющей Его опыт и безграничное блаженство.

Во время явления Господа в этом мире произошло множество удивительных событий. Его отношения с друзьями, родителями и возлюбленными являются внутренним мотивом Его прихода, тогда как внешняя причина — приведение в гармонию жизни во Вселенной, так как демоны перешли грань дозволенного, причиняя большие беспокойства богам и праведникам.

Тогда Господь явил Свою игру «Махабхарату», где столкнул силы добра и зла в форме масштабной войны за власть над миром. В этой битве участвовал единый семейный клан, разделившийся на два лагеря. Один — праведники Пандавы, другой — Кауравы, демонические завистливые цари, которые тоже претендовали на власть, но были лишены благих качеств и действовали исключительно подлыми, бесчеловечными методами.

Кришна собрал на Земле силы богов и демонов. Боги родились в образах героев, наделенных величайшим могуществом. Демоны тоже воплотились на Земле и заняли положение их врагов невиданной силы. Сам Кришна, являясь другом праведников, при этом выступал посредником между двумя сторонами, призывая к миру и благоразумию. Но, создав коалицию, демонические цари не внимали Его призывам к миру. Герои же терпеливо, как предписано лидерам, обремененным властью, пытались найти компромисс, избежав насилия.

В итоге, по воле Господа, все же началась жестокая братоубийственная война, в которой погибло большинство участников с обеих сторон. После этого на планете воцарился мир, но ему не суждено было продлиться долго, ибо наступала «космическая зима» — эпоха Кали. Закончив земные игры, Кришна обещал вернуться в Кали-югу, дабы поддержать дхарму (праведность) и явить Свои удивительные деяния и славу.

Уникальность Гауранги и Его краткое жизнеописание

На этот раз Господь явил Свой очаровательный образ Гауранги, духовного учителя и спасителя человечества. Он стал бороться с безбожием с помощью религии санкиртаны, воспевания святых имен Кришны, а Его спутники пришли как великие святые подвижники. Во всех воплощениях Господь проявляет Свои достояния, такие как сила, слава, красота. Но в образе Гауранги Он являет во всей полноте сострадание к падшим душам. Являясь величайшим доктором, Он раздает самое действенное лекарство от смерти и невежества: Свое имя в виде Харе Кришна маха-мантры, способной возвысить все живые существа до мира Голоки Вриндавана:

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Господь Чайтанья является на святой земле Навадвипы, которая существует вечно как в духовном, так и в материальном мире. Его близкие друзья и спутники воплощаются там в образах разных персонажей: друзей и родственников, односельчан. С рождения Чайтанья являет удивительные детские игры и радует всех окружающих. Затем Он взрослеет, женится и становится великим Нимаем Пандитом, непревзойденным ученым, но все же не проявляет интереса к духовной жизни. При этом Его друзья и близкие являются великими преданными Господа. Чайтанья специально играет такую роль. Во-первых, Он хочет показать, что бхакти невозможно получить по наследству, обрести за счет развитого интеллекта или знания писаний. Во-вторых, Чайтанья — это Кришна, в сердце которого «замедленная бомба» — любовь Радхарани, которую Она жертвует Своему возлюбленному Кришне, чтобы Он смог испытать сладость любви к самому Себе. Это феноменально, но для того, чтобы Богу насладиться собственной красотой, Ему необходимо занять положение преданного.

В определенное время Чайтанья встречает Своего духовного учителя во время путешествия в Гаю, Западную Бенгалию, для совершения поминального обряда по Своему отцу. Там Нимай (Его имя на тот момент) встречает Своего духовного учителя Ишвару Пури, который является главным апостолом Мадхавендры Пури, величайшего духовного учителя, основателя линии духовной преемственности Чайтаньи. Встреча с Гуру и посвящение пробуждают дремлющую в сердце Нимая божественную любовь. Вернувшись в Навадвипу, Он, подобно безумцу, начинает воспевать святые имена Бога и проявлять удивительные духовные переживания. В этот момент Его вечные спутники становятся Его бескомпромиссными последователями.

Так начинается движение санкиртаны, воспевания святых имен. Вначале воспевание происходит за закрытыми дверями, в доме Шриваса Тхакура. Но через какое-то время Чайтанья с группой санкиртаны выходит на улицы Навадвипы, и она затапливается потоками божественной любви, которая раздается всем без ограничений. Во время одного из таких шествий Чайтанья спасает Джагая и Мадхая, великих грешников. Он показывает, что любовь к Богу способна всех защитить и всех очистить. Затем Чайтанья видит, что пришло время распространить Его послание по всему миру, и принимает санньясу, становясь отреченным монахом. Ведь люди следуют за великими подвижниками, а для этого необходимо оставить весь мир. Поэтому Чайтанья решает покинуть любимых мать и жену, родную Навадвипу и, приняв санньясу, странствовать по Индии.

После посвящения Нимай получает имя Кришна Чайтанья и в статусе отрешенного монаха путешествует по Бенгалии. Он посещает Ориссу, Вриндаван, совершает тур в Южную Индию. Он воспевает Святое Имя, вдохновляя сотни тысяч людей, встречающихся на Его пути.

По просьбе Своей матери (санньяси не могли оставаться в родных местах) Чайтанья поселяется в Джаганнатха Пури, где, в обществе близких преданных, совершает великие деяния, участвуя в духовной жизни священного города и являя сокровенные мистерии, связанные с кришна-бхакти. Жители Навадвипы ежегодно навещают Чайтанью, приходя на праздник колесниц Господа Джаганнатха, Ратха-ятру. Выдающийся придворный ученый — Сарвабхаума Бхаттачарья и другие удачливые души из Пури примыкают к движению Чайтаньи, раскрывая тайный смысл послания Вед и распространяя кришна-санкиртану.

Деяния Чайтаньи настороженно встречаются ортодоксальной религиозной оппозицией и восторженно принимаются простыми жителями Индии. Слава о деяниях Чайтаньи очень быстро распространяется по Индии. Во время Его путешествия тысячи людей пытаются обрести даршан, увидеть Его хотя бы мельком. Когда Чайтанья громко призывает воспевать имена Кришны, люди тут же начинают экстатично танцевать, воспевая маха-мантру и забывая обо всем. Так песня и танец становятся знаменем движения Чайтаньи. И по сей день массовое воспевание святых имен на улицах и площадях городов всего мира напоминает людям о великом духовном послании Чайтаньи.

Внутренний и внешний аспекты явления Чайтаньи

Итак, Чайтанья-аватар — это Кришна, который приходит в образе чистого преданного Кришны, раздавая божественную любовь и раскрывая путь бхакти — квинтэссенцию всех ведических писаний. Не следует думать о Чайтанье как простом человеке, либо почитаемом святом. Такое понимание Господа Чайтаньи крайне ограничено. Его нисшествие уникально даже для аватаров Господа и имеет два аспекта: 1. Внутри Кришна переживает высочайшую любовь Радхарани. 2. Снаружи с помощью санкиртаны, прославления святых имен, вкус этой любви становится доступным падшим душам Кали-юги. Простые аватары лишь уничтожают демонов и восстанавливают утраченное учение Вед. Но столь широкая раздача столь совершенной любви, за пределами понятий добра и зла, присуща лишь Чайтанье. Поэтому среди всех аватаров Веды называют Его гухья-аватаром, ибо Он являет миру самую сокровенную любовь, и каруна-аватаром — олицетворением милости и сострадания. Ибо дар любви отвергает постепенную эволюцию души и не принимает в расчет квалификацию тех, кому она раздается.

Распространители учения Чайтаньи

Позже учение Чайтаньи, по Его воле, было сформулировано великими святыми, которые являлись Его близкими сподвижниками. Они пришли, чтобы участвовать в его вселенской миссии. Среди них — члены панча-таттвы («пятиликой истины», включая самого Чайтанью): Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гададхар Пандит, Шривас Тхакур. А также шесть Госвами, апостолы Чайтаньи, задачей которых было изложить Его учение и создать жизнеописание. Написав множество философских трудов, шесть Госвами личным примером явили безграничную преданность Господу, целеустремленность и аскетизм.

В биографии Чайтаньи, «Чайтанья-чаритамрите», описывается древо любви, посаженное Чайтаньей. Корнями и ветвями дерева являются выдающиеся последователи Чайтаньи, а Он сам — стволом. Существуют бесплодные ветви, которые со временем высыхают, и плодоносные побеги. Так дерево духовной преемственности Чайтаньи можно описать как олицетворение живого божественного явления, динамично развивающегося во всем мире.

В силу того, что люди скептически относятся к религии в Кали-югу, видя ее несовершенства, милость Чайтаньи, хотя и предназначена для всех, в первую очередь пробуждает возвышенные души, у которых есть запас духовного благочестия, а те в свою очередь проливают милость на падших.

Амнистия vs эволюция

Итак, путь к Кришне в Его удивительный мир лежит через принятие Чайтаньи и Его движение санкиртаны. В традиционной ведической концепции духовной эволюции описывается, что душа возвышается постепенно, из жизни в жизнь, накапливая определенные благочестивые заслуги.

Когда же речь идет о великой милости Чайтаньи, то, в отличие от классической системы поэтапного развития, это можно сравнить с амнистией, когда, невзирая на тяжесть преступления, царь отпускает преступников, при этом излечивая их сердца от болезни греховных склонностей. Пришествие Чайтаньи в каждую из вселенных всегда сопровождается подобной «амнистией».

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  Господь Кришна объявляет Арджуне: паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).




←  «Шри Джанмаштами. Живая Истина». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж, Шрила Б. А. Махавир Махарадж, Шрипад Кешавананда Прабху. 29 августа 2021 года. Govindaland, Украина
·• Архив новостей •· «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 14. Золотая эра Шри Чайтаньи и Гаудия Матх». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж →
Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

13. Скрытая аватара Кали-юги

 

Безграничные аватары материального и духовного миров

В начале этого цикла очерков мы говорили о том, что Господь предстает в многочисленных образах различных аватаров. Подобно тому, как от одной свечи можно зажечь тысячу других, Он проявляет Себя через аватаров в мире духа и материи. Иными словами, Он един и один, поэтому идея монотеизма, безусловно, имеет ценность, но ограничивает понимание Господа. Он Абсолют и обладает множеством ипостасей. Такое понимание не противоречит идее монотеизма, но раскрывает разные грани божественного бытия.

Он безграничен. Можно сказать, что кроме Него ничего нет. Ни мир, ни живые существа не существуют отдельно от Него. Являясь создателем духовного и материального миров, Господь пронизывает все бытие. При этом Он проявляет Свою личностную природу, совершая удивительные деяния.

Два занятия аватаров

Мир материи играет важную роль в божественном замысле: это мир, в котором допускается оппозиция Всевышнему. Здесь живут атеисты, но есть и праведники, а также те, кто находится в точке выбора, между добром и злом. В этом мире Господь может проявлять Свою многогранную природу. Он может побеждать зло и освобождать праведников, а также возвышать падшие души[1]. Поэтому на вопрос о том, зачем Он создал материальный мир, можно дать такой ответ: чтобы удовлетворить Свои внутренние потребности в доступных только здесь переживаниях, а также для того, чтобы указать обитателям бренного мира путь к гармонии.

Здесь существует оппозиция Господу, но также возможно возникновение божественной любви. Поэтому, используя тезис и антитез, Господь создает божественную драматургию, даруя радость преданным и справедливо наказывая демонов.

Явление Господа и праведников

Всевышний является в каждую Вселенную в образах аватаров, в соответствии с временными циклами. Существуют эпохальные и второстепенные нисхождения, в зависимости от важности той миссии, которую задумал Господь. Иногда Он наделяет особыми полномочиями возвышенных личностей, которые несут спасение целым народам и странам, а иногда нисходит в Своем изначальном образе Кришны.

Чего не могут аватары?

Такое нисшествие происходит очень редко, один раз в день Брахмы (однажды в миллиарды лет). И для таких нисшествий у Господа есть Свой внутренний план, который не в состоянии исполнить Его аватары. Чего же они не могут? С внешней точки зрения они могут все, что пожелает Господь. Но если Он желает испытать особое чувство сокровенной любви, то делает это лично, в Своем изначальном облике.

Пикник на обочине

Так сам Кришна в изначальной форме низошел в конце Двапара-юги, на заре эпохи Кали, около 5100 лет назад. В то время на Земле было много демонов — но и немало праведников. Господь низошел вместе со Своими возвышенными спутниками. Если царь отправляется на пикник за город, с ним едет все окружение. Так и Господь не только взял с Собой всех Своих близких, но также проявил духовный мир на Земле, в форме Вриндавана, Своей божественной обители. Иными словами, Вриндаван, пребывающий в духовном мире, проявился на территории Индии. Но, явившись в этом мире, он остался совершенным духовным планом сознания.

Есть книга «Пикник на обочине» братьев Стругацких. Суть ее в том, что неведомая цивилизация низошла на Землю, провела свой праздник и оставила множество загадочных артефактов. Как если бы мы, погуляв в парке, забыли там мобильный телефон, который затем оказался в руках несмышленых детей.

Драматургия «Махабхараты»

Деяния Господа, которые Он совершает, именуются термином «лила», «божественная игра». Господь постоянно занят Своими играми, ибо у Него нет потребности тяжело трудиться ради поддержания жизни и выполнения желаемого. Его мистическим совершенствам нет конца, и Он не испытывает ни в чем потребности, кроме как в сладостной игре, расширяющей Его опыт и безграничное блаженство.

Во время явления Господа в этом мире произошло множество удивительных событий. Его отношения с друзьями, родителями и возлюбленными являются внутренним мотивом Его прихода, тогда как внешняя причина — приведение в гармонию жизни во Вселенной, так как демоны перешли грань дозволенного, причиняя большие беспокойства богам и праведникам.

Тогда Господь явил Свою игру «Махабхарату», где столкнул силы добра и зла в форме масштабной войны за власть над миром. В этой битве участвовал единый семейный клан, разделившийся на два лагеря. Один — праведники Пандавы, другой — Кауравы, демонические завистливые цари, которые тоже претендовали на власть, но были лишены благих качеств и действовали исключительно подлыми, бесчеловечными методами.

Кришна собрал на Земле силы богов и демонов. Боги родились в образах героев, наделенных величайшим могуществом. Демоны тоже воплотились на Земле и заняли положение их врагов невиданной силы. Сам Кришна, являясь другом праведников, при этом выступал посредником между двумя сторонами, призывая к миру и благоразумию. Но, создав коалицию, демонические цари не внимали Его призывам к миру. Герои же терпеливо, как предписано лидерам, обремененным властью, пытались найти компромисс, избежав насилия.

В итоге, по воле Господа, все же началась жестокая братоубийственная война, в которой погибло большинство участников с обеих сторон. После этого на планете воцарился мир, но ему не суждено было продлиться долго, ибо наступала «космическая зима» — эпоха Кали. Закончив земные игры, Кришна обещал вернуться в Кали-югу, дабы поддержать дхарму (праведность) и явить Свои удивительные деяния и славу.

Уникальность Гауранги и Его краткое жизнеописание

На этот раз Господь явил Свой очаровательный образ Гауранги, духовного учителя и спасителя человечества. Он стал бороться с безбожием с помощью религии санкиртаны, воспевания святых имен Кришны, а Его спутники пришли как великие святые подвижники. Во всех воплощениях Господь проявляет Свои достояния, такие как сила, слава, красота. Но в образе Гауранги Он являет во всей полноте сострадание к падшим душам. Являясь величайшим доктором, Он раздает самое действенное лекарство от смерти и невежества: Свое имя в виде Харе Кришна маха-мантры, способной возвысить все живые существа до мира Голоки Вриндавана:

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

Господь Чайтанья является на святой земле Навадвипы, которая существует вечно как в духовном, так и в материальном мире. Его близкие друзья и спутники воплощаются там в образах разных персонажей: друзей и родственников, односельчан. С рождения Чайтанья являет удивительные детские игры и радует всех окружающих. Затем Он взрослеет, женится и становится великим Нимаем Пандитом, непревзойденным ученым, но все же не проявляет интереса к духовной жизни. При этом Его друзья и близкие являются великими преданными Господа. Чайтанья специально играет такую роль. Во-первых, Он хочет показать, что бхакти невозможно получить по наследству, обрести за счет развитого интеллекта или знания писаний. Во-вторых, Чайтанья — это Кришна, в сердце которого «замедленная бомба» — любовь Радхарани, которую Она жертвует Своему возлюбленному Кришне, чтобы Он смог испытать сладость любви к самому Себе. Это феноменально, но для того, чтобы Богу насладиться собственной красотой, Ему необходимо занять положение преданного.

В определенное время Чайтанья встречает Своего духовного учителя во время путешествия в Гаю, Западную Бенгалию, для совершения поминального обряда по Своему отцу. Там Нимай (Его имя на тот момент) встречает Своего духовного учителя Ишвару Пури, который является главным апостолом Мадхавендры Пури, величайшего духовного учителя, основателя линии духовной преемственности Чайтаньи. Встреча с Гуру и посвящение пробуждают дремлющую в сердце Нимая божественную любовь. Вернувшись в Навадвипу, Он, подобно безумцу, начинает воспевать святые имена Бога и проявлять удивительные духовные переживания. В этот момент Его вечные спутники становятся Его бескомпромиссными последователями.

Так начинается движение санкиртаны, воспевания святых имен. Вначале воспевание происходит за закрытыми дверями, в доме Шриваса Тхакура. Но через какое-то время Чайтанья с группой санкиртаны выходит на улицы Навадвипы, и она затапливается потоками божественной любви, которая раздается всем без ограничений. Во время одного из таких шествий Чайтанья спасает Джагая и Мадхая, великих грешников. Он показывает, что любовь к Богу способна всех защитить и всех очистить. Затем Чайтанья видит, что пришло время распространить Его послание по всему миру, и принимает санньясу, становясь отреченным монахом. Ведь люди следуют за великими подвижниками, а для этого необходимо оставить весь мир. Поэтому Чайтанья решает покинуть любимых мать и жену, родную Навадвипу и, приняв санньясу, странствовать по Индии.

После посвящения Нимай получает имя Кришна Чайтанья и в статусе отрешенного монаха путешествует по Бенгалии. Он посещает Ориссу, Вриндаван, совершает тур в Южную Индию. Он воспевает Святое Имя, вдохновляя сотни тысяч людей, встречающихся на Его пути.

По просьбе Своей матери (санньяси не могли оставаться в родных местах) Чайтанья поселяется в Джаганнатха Пури, где, в обществе близких преданных, совершает великие деяния, участвуя в духовной жизни священного города и являя сокровенные мистерии, связанные с кришна-бхакти. Жители Навадвипы ежегодно навещают Чайтанью, приходя на праздник колесниц Господа Джаганнатха, Ратха-ятру. Выдающийся придворный ученый — Сарвабхаума Бхаттачарья и другие удачливые души из Пури примыкают к движению Чайтаньи, раскрывая тайный смысл послания Вед и распространяя кришна-санкиртану.

Деяния Чайтаньи настороженно встречаются ортодоксальной религиозной оппозицией и восторженно принимаются простыми жителями Индии. Слава о деяниях Чайтаньи очень быстро распространяется по Индии. Во время Его путешествия тысячи людей пытаются обрести даршан, увидеть Его хотя бы мельком. Когда Чайтанья громко призывает воспевать имена Кришны, люди тут же начинают экстатично танцевать, воспевая маха-мантру и забывая обо всем. Так песня и танец становятся знаменем движения Чайтаньи. И по сей день массовое воспевание святых имен на улицах и площадях городов всего мира напоминает людям о великом духовном послании Чайтаньи.

Внутренний и внешний аспекты явления Чайтаньи

Итак, Чайтанья-аватар — это Кришна, который приходит в образе чистого преданного Кришны, раздавая божественную любовь и раскрывая путь бхакти — квинтэссенцию всех ведических писаний. Не следует думать о Чайтанье как простом человеке, либо почитаемом святом. Такое понимание Господа Чайтаньи крайне ограничено. Его нисшествие уникально даже для аватаров Господа и имеет два аспекта: 1. Внутри Кришна переживает высочайшую любовь Радхарани. 2. Снаружи с помощью санкиртаны, прославления святых имен, вкус этой любви становится доступным падшим душам Кали-юги. Простые аватары лишь уничтожают демонов и восстанавливают утраченное учение Вед. Но столь широкая раздача столь совершенной любви, за пределами понятий добра и зла, присуща лишь Чайтанье. Поэтому среди всех аватаров Веды называют Его гухья-аватаром, ибо Он являет миру самую сокровенную любовь, и каруна-аватаром — олицетворением милости и сострадания. Ибо дар любви отвергает постепенную эволюцию души и не принимает в расчет квалификацию тех, кому она раздается.

Распространители учения Чайтаньи

Позже учение Чайтаньи, по Его воле, было сформулировано великими святыми, которые являлись Его близкими сподвижниками. Они пришли, чтобы участвовать в его вселенской миссии. Среди них — члены панча-таттвы («пятиликой истины», включая самого Чайтанью): Нитьянанда Прабху, Адвайта Ачарья, Гададхар Пандит, Шривас Тхакур. А также шесть Госвами, апостолы Чайтаньи, задачей которых было изложить Его учение и создать жизнеописание. Написав множество философских трудов, шесть Госвами личным примером явили безграничную преданность Господу, целеустремленность и аскетизм.

В биографии Чайтаньи, «Чайтанья-чаритамрите», описывается древо любви, посаженное Чайтаньей. Корнями и ветвями дерева являются выдающиеся последователи Чайтаньи, а Он сам — стволом. Существуют бесплодные ветви, которые со временем высыхают, и плодоносные побеги. Так дерево духовной преемственности Чайтаньи можно описать как олицетворение живого божественного явления, динамично развивающегося во всем мире.

В силу того, что люди скептически относятся к религии в Кали-югу, видя ее несовершенства, милость Чайтаньи, хотя и предназначена для всех, в первую очередь пробуждает возвышенные души, у которых есть запас духовного благочестия, а те в свою очередь проливают милость на падших.

Амнистия vs эволюция

Итак, путь к Кришне в Его удивительный мир лежит через принятие Чайтаньи и Его движение санкиртаны. В традиционной ведической концепции духовной эволюции описывается, что душа возвышается постепенно, из жизни в жизнь, накапливая определенные благочестивые заслуги.

Когда же речь идет о великой милости Чайтаньи, то, в отличие от классической системы поэтапного развития, это можно сравнить с амнистией, когда, невзирая на тяжесть преступления, царь отпускает преступников, при этом излечивая их сердца от болезни греховных склонностей. Пришествие Чайтаньи в каждую из вселенных всегда сопровождается подобной «амнистией».

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] Господь Кришна объявляет Арджуне: паритра̄н̣а̄йа са̄дхуна̄м̇ вина̄ш́а̄йа ча душкр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования