«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 7. Градация религий». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

7. Градация религий


Бхакти-йога

Высочайший теизм — это осознание личностной природы Абсолюта в форме Бхагавана (Личности Бога), а также поклонение Ему, лишенное материальной корысти или попыток проверить Его откровения интеллектом. Должно иметь место лишь чистое любовное служение. Такое поклонение, бхакти-йога, в соответствии с естественной склонностью души, может проявляться в отношениях с Господом, а также с Его различными аватарами. Многообразие форм Всевышнего утоляет чаяния каждой души в служении и поклонении. Это подобно тому, когда люди ищут себе идеального возлюбленного в соответствии с желаниями их сердца.

Дхьяна-йога

Другая форма поклонения Господу называется дхьяна-йога (медитативная йога). Благодаря этой практике происходит постижение Параматмы, всепронизывающей Высшей Души, пребывающей в каждом атоме. Основа этого пути — последовательное прохождение этапов глубокой медитации. Пошагово проникая в более тонкие сферы сознания, йог на высшем уровне созерцает образ Высшей Души внутри своего сердца. Такая практика требует высокой квалификации и величайшего сосредоточения йога, живущего уединенно, в отречении от мира. Фактически она неприемлема для современных людей, ведь была крайне сложна даже для людей прошлого, которые обладали большим запасом времени и концентрацией.

Гьяна-йога

Изучение философии, а также созерцание своего внутреннего «я», является достаточно распространенной практикой гьяна-йоги — йоги знания и отречения. Ее объектом является Брахман — всеохватывающий аспект Абсолюта, чистое сознание. Гьяна-йога может использоваться двояко. 1. Как промежуточная стадия на пути к бхакти, когда гьяни очищает свои чувства и кристаллизует накопленную духовную удачу, чтобы обрести наставника в бхакти-йоге. Когда это происходит, он прекращает медитации на Брахман и начинает практику личностного поклонения и служения Всевышнему. 2. Люди, имеющие демонические наклонности, медитируют на аспект Брахмана с целью обретения положения Бога при просветлении. Такие личности, хоть и называют себя авторитетными последователями Вед, следуя определенным благочестивым принципам, действуют ради корыстной цели и не хотят признавать личностный аспект Всевышнего. Поэтому пик их достижений — растворение своей личностной природы в божественном сиянии Брахмана, что означает духовное самоубийство. Но, поскольку такая стадия редко достижима, и Всевышний очень дорожит живыми существами, прежде чем такая душа убьет себя, Господь предлагает альтернативу: положение неподвижных существ, подобных горам или камням. Он дарует им схожее с пребыванием в статичном однородном Брахмане положение, понимая, что отдельные личности хотят раствориться в Его сиянии исключительно по причине невежества. Существует Абсолютная Истина и различные Ее интерпретации. Каждый принимает то, что соответствует его индивидуальной природе, и Господь не покушается на свободу души, основанную на способности принимать или отвергать.

О буддизме

Существуют также распространенные околоведические представления о достижении совершенства. Например, буддизм, где главная цель — достижение нирваны (пустоты). В системе ведической духовной градации нирвана — это план бытия на границе духа и материи. Можно сказать, что нарушитель границы застревает на контрольной полосе, когда он покинул одну страну и не может попасть в другую. В серии этих очерков мы не будем уделять слишком много внимания характеристике этой традиции, обозначив положение ее последователей в вайшнавской концепции бытия.

Мистические практики
в рамках мира материи в трех гунах

Существуют также многочисленные учения о развитии в рамках мира материи. Практики в благости — это способы достижения более высоких планов бытия после смерти. Те, что в страсти, — сулят мистические совершенства и власть над этим миром. Практики в невежестве — это поклонение духам, природным явлениям и попытки просветления с помощью наркотиков или не основанной на авторитетных писаниях, безличной и бессмысленной медитации. Проповедники этих учений в большинстве своем превращают их в средства для заработка, оболванивая последователей и представляя себя и свои методы как нечто элитное, доступное лишь для «особо удачливых» просветленных. Не стоит уделять им много внимания.

Почему существуют
разнообразные религии и практики?

Вы спросите автора этих строк: «Из описанных вами систем самоосознания, очевидно, что бхакти-йога по своим целям и достижениям занимает высочайшее положение. Почему же она не является единственным путем для всех?» Ответ таков: когда люди и общество обладают более благочестивой духовной природой, безусловно, бхакти является доминирующим учением в мире. Но при этом люди находятся на разных ступенях эволюции, на разных уровнях преданности Богу. В случае же, когда речь идет о неблагочестивом социуме, возникают разные искаженные учения, которые соответствуют времени, месту и обстоятельствам. Например, если после лекции о здоровом питании слушатель встанет и скажет: «Почему весь мир не следует здоровому питанию, ведь его плюсы очевидны: красота, здоровье, долголетие?!», то ему ответят: «Спрос рождает предложение. Вредное популярнее, хотя с каждым годом все больше людей стремятся вести здоровый образ жизни. И все же реклама и пропаганда корпораций, цели и задачи которых не обеспечить людей питанием, а извлечь выгоду, значительно влияют на людей».

Не стоит удивляться тому, что многие подвержены дурному влиянию. Но при этом неправильно считать их невинными жертвами. Тот, кто ищет совершенство, рано или поздно непременно обретет его. При этом зачастую на поиск духовного знания человека толкают невзгоды, слабое здоровье, отсутствие средств к существованию и проблемы в отношениях. Поэтому да здравствуют трудности! Ведь без них мы бы не обсуждали столь сокровенные темы. Нужно помнить о беспричинной милости Господа, который как любящий родитель всегда приходит на помощь падшей душе.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)




←  Уход Шьяма Сундара Прабху. 25 ноября 2020 года ·• Архив новостей •· «Как обрести своего Гуру». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 2 января 1982 года. Навадвипа Дхама, Индия | “How to Find Your Guru.” Srila B. R. Sridhar Dev-Goswami Maharaj. 2 January 1982. Navadwip Dham, India  →
Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

7. Градация религий


Бхакти-йога

Высочайший теизм — это осознание личностной природы Абсолюта в форме Бхагавана (Личности Бога), а также поклонение Ему, лишенное материальной корысти или попыток проверить Его откровения интеллектом. Должно иметь место лишь чистое любовное служение. Такое поклонение, бхакти-йога, в соответствии с естественной склонностью души, может проявляться в отношениях с Господом, а также с Его различными аватарами. Многообразие форм Всевышнего утоляет чаяния каждой души в служении и поклонении. Это подобно тому, когда люди ищут себе идеального возлюбленного в соответствии с желаниями их сердца.

Дхьяна-йога

Другая форма поклонения Господу называется дхьяна-йога (медитативная йога). Благодаря этой практике происходит постижение Параматмы, всепронизывающей Высшей Души, пребывающей в каждом атоме. Основа этого пути — последовательное прохождение этапов глубокой медитации. Пошагово проникая в более тонкие сферы сознания, йог на высшем уровне созерцает образ Высшей Души внутри своего сердца. Такая практика требует высокой квалификации и величайшего сосредоточения йога, живущего уединенно, в отречении от мира. Фактически она неприемлема для современных людей, ведь была крайне сложна даже для людей прошлого, которые обладали большим запасом времени и концентрацией.

Гьяна-йога

Изучение философии, а также созерцание своего внутреннего «я», является достаточно распространенной практикой гьяна-йоги — йоги знания и отречения. Ее объектом является Брахман — всеохватывающий аспект Абсолюта, чистое сознание. Гьяна-йога может использоваться двояко. 1. Как промежуточная стадия на пути к бхакти, когда гьяни очищает свои чувства и кристаллизует накопленную духовную удачу, чтобы обрести наставника в бхакти-йоге. Когда это происходит, он прекращает медитации на Брахман и начинает практику личностного поклонения и служения Всевышнему. 2. Люди, имеющие демонические наклонности, медитируют на аспект Брахмана с целью обретения положения Бога при просветлении. Такие личности, хоть и называют себя авторитетными последователями Вед, следуя определенным благочестивым принципам, действуют ради корыстной цели и не хотят признавать личностный аспект Всевышнего. Поэтому пик их достижений — растворение своей личностной природы в божественном сиянии Брахмана, что означает духовное самоубийство. Но, поскольку такая стадия редко достижима, и Всевышний очень дорожит живыми существами, прежде чем такая душа убьет себя, Господь предлагает альтернативу: положение неподвижных существ, подобных горам или камням. Он дарует им схожее с пребыванием в статичном однородном Брахмане положение, понимая, что отдельные личности хотят раствориться в Его сиянии исключительно по причине невежества. Существует Абсолютная Истина и различные Ее интерпретации. Каждый принимает то, что соответствует его индивидуальной природе, и Господь не покушается на свободу души, основанную на способности принимать или отвергать.

О буддизме

Существуют также распространенные околоведические представления о достижении совершенства. Например, буддизм, где главная цель — достижение нирваны (пустоты). В системе ведической духовной градации нирвана — это план бытия на границе духа и материи. Можно сказать, что нарушитель границы застревает на контрольной полосе, когда он покинул одну страну и не может попасть в другую. В серии этих очерков мы не будем уделять слишком много внимания характеристике этой традиции, обозначив положение ее последователей в вайшнавской концепции бытия.

Мистические практики
в рамках мира материи в трех гунах

Существуют также многочисленные учения о развитии в рамках мира материи. Практики в благости — это способы достижения более высоких планов бытия после смерти. Те, что в страсти, — сулят мистические совершенства и власть над этим миром. Практики в невежестве — это поклонение духам, природным явлениям и попытки просветления с помощью наркотиков или не основанной на авторитетных писаниях, безличной и бессмысленной медитации. Проповедники этих учений в большинстве своем превращают их в средства для заработка, оболванивая последователей и представляя себя и свои методы как нечто элитное, доступное лишь для «особо удачливых» просветленных. Не стоит уделять им много внимания.

Почему существуют
разнообразные религии и практики?

Вы спросите автора этих строк: «Из описанных вами систем самоосознания, очевидно, что бхакти-йога по своим целям и достижениям занимает высочайшее положение. Почему же она не является единственным путем для всех?» Ответ таков: когда люди и общество обладают более благочестивой духовной природой, безусловно, бхакти является доминирующим учением в мире. Но при этом люди находятся на разных ступенях эволюции, на разных уровнях преданности Богу. В случае же, когда речь идет о неблагочестивом социуме, возникают разные искаженные учения, которые соответствуют времени, месту и обстоятельствам. Например, если после лекции о здоровом питании слушатель встанет и скажет: «Почему весь мир не следует здоровому питанию, ведь его плюсы очевидны: красота, здоровье, долголетие?!», то ему ответят: «Спрос рождает предложение. Вредное популярнее, хотя с каждым годом все больше людей стремятся вести здоровый образ жизни. И все же реклама и пропаганда корпораций, цели и задачи которых не обеспечить людей питанием, а извлечь выгоду, значительно влияют на людей».

Не стоит удивляться тому, что многие подвержены дурному влиянию. Но при этом неправильно считать их невинными жертвами. Тот, кто ищет совершенство, рано или поздно непременно обретет его. При этом зачастую на поиск духовного знания человека толкают невзгоды, слабое здоровье, отсутствие средств к существованию и проблемы в отношениях. Поэтому да здравствуют трудности! Ведь без них мы бы не обсуждали столь сокровенные темы. Нужно помнить о беспричинной милости Господа, который как любящий родитель всегда приходит на помощь падшей душе.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования