«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 9. Возникновение и суть ведической литературы». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

9. Возникновение и суть ведической литературы


Часто возникает вопрос: «Откуда и как произошли ведические писания? Как их понимать, классифицировать? И как привести в гармонию тот факт, что некоторые их заключения, явленные в глубокой древности, близки к самым современным научным теориям, — тогда как другие противоречат доктринам наших дней?»

Происхождение Вед

Начнем с происхождения. Сами Веды утверждают, что универсальные законы материального бытия исходят из нематериальной природы. Иными словами, на заре творения ведическое знание как откровение нисходит в мир материи и через вселенских мудрецов передается человечеству. Под влиянием неумолимого времени это знание постепенно утрачивает целостность. Однако мы видим, что многие древние ученые, такие как Леонардо да Винчи, были экспертами одновременно во многих областях знания. Это позволяло им глубоко постигать мироздание, интегрируя понимание различных аспектов бытия.

Прикладные ведические знания

Веды содержат в себе не только духовно-исторический контент, но и практические знания, например, аюрведу (физиологию и медицину), джйотиш (астрологию и космологию). Часть аналитики джйотиш — предсказания, определение благоприятного времени как для индивидуальных, так и для групповых действий. Существуют и многие другие ведические прикладные науки — от грамматики до театрального искусства, которые основаны на ведической философии и являются вспомогательными по отношению к постижению высших духовных истин.

Роль письменности

Изначально система ведического знания подразумевала устную передачу, причем ученик был в состоянии запомнить наставления учителя на 100%. Использование письменности — это вынужденная мера, на которую пошли мудрецы, видя, что память людей слабеет, а также исчезают квалифицированные наставники и достойные ученики.

Имеет место деградация человечества в рамках Кали-юги, «космической зимы», которая началась в 3102 году до нашей эры и продолжительность которой составляет 432 тысячи лет. В это время у мудрецов появилась потребность систематизировать божественное знание и представить его в доступной для людей форме.

Миссия Вьясадевы.
Явление
«Шримад-Бхагаватам»

С этой сложной задачей мог справиться только Господь. Поэтому на пороге наступления эпохи Кали Господь принял образ Вьясы — великого мудреца. Вначале Вьяса записал и систематизировал ведические писания общего порядка, а позже явил миру «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурану») — произведение, которое, по мнению духовных экспертов, содержит в себе квинтэссенцию всего ведического знания. Главная цель «Бхагаватам» — освобождение от материального рабства и достижение кришна-премы, божественной любви.

Формально учителем Вьясы является Нарада. Поскольку Господь строго соблюдает законы передачи духовного знания по цепи учителей, он принял посвящение у Нарады, который известен своей способностью перемещаться в разнообразные пространства в мире духа и материи.

Записав Веды, Вьяса не почувствовал внутреннего удовлетворения и был крайне удивлен: ведь когда совершается благое дело, то возникает радость в глубинах сердца. Но после колоссальной работы результат был другим. Тогда Вьяса призвал учителя и смиренно задал вопрос: «Ради будущего человечества я систематизировал все формы знания — почему же мой долг не исполнен?» Нарада ответил, что люди будущего не смогут постичь знание Вед в существующей форме, ибо будут лишены таких качеств, как чистота, терпение, вера, а их образ жизни будет направлен более на материальное выживание, чем на постижение истины. Чтобы разрешить возникшую проблему, Нарада предложил Вьясе сделать две вещи. 1. Раскрыть сокровенную тайну божественной любви, которая доступна на высшем уровне просветления. 2. Изложить это знание в доступной форме, чтобы оно было благоприятно как для начинающих, так и для продвинутых мистиков. Нарада предложил заключить в одном произведении все духовные истины от А до Я, но сделать это концентрированно и системно. Так, чтобы каждый этап изучения этого произведения был ступенькой к постижению духовного «я», Господа и окружающего мира.

Вьяса и Нарада, безусловно, разыграли этот спектакль, чтобы совершенным образом отделить самую полную и совершенную Пурану от всех иных духовных путей. Они желали, чтобы у будущих поколений не возникало сомнений, что последнее произведение Вьясы не только содержит общие ведические знания, но и раскрывает тайны, которые прежде были доступны только наиболее просветленным мудрецам.

Чтобы понять причину этой ситуации, надо помнить, что общество — школа, где есть младшие и старшие классы. Ведическая система подразумевает постепенный прогресс живых существ, не только в одной жизни, но на протяжении многих. Но в век Кали такой подход непродуктивен, поскольку человек лишен достаточного количества свободного времени, и его образ жизни требует иметь дело с концентрированной информацией.

Зачастую йога, медитация, изучение философии даруют некоторое облегчение людям, но не приводят людей к достижению премы, божественной любви, и выходу из мира матери в мир духа. Соответственно, задача Нарады и Вьясы состояла в том, что «Шримад-Бхагаватам» не только опишет природу человека, историю творения, а очень четко на примере историй, которые произошли в разные эпохи, и в которые являлись разные аватары Господа, позволит быстро подняться до уровня понимания цели жизни человека и обретения премы (любви к Богу).

Когда Вьяса выразил сомнения, что понимание божественной любви может быть недоступным для смертных, Нарада выдвинул антитезис: божественная любовь дремлет в каждом сердце. Это знание естественно и способно даровать все достижения прочих методов (йоги, стремления к мистическому совершенству; гьяны, интеллектуального познания мироздания; или кармы, благочестивой материальной деятельности).

Но в сравнении с обретением такой любви подобные достижения незначительны. Любовь исходит из любви и дарует любовь. Потому Нарада дал Вьясе мистические мантры, медитируя на которые, Вьяса обрел связь с самым сокровенным знанием и позже изложил его в «Бхагавата-пуране». Слово «бхагавата» имеет много значений: санскритский корень «бхаг» лежит в основе слова «бхагаван» — Господь, а бхагья означает «удача». Слово же «пурана» указывает на древнейшее нетленное знание.

Вневременное содержание Пуран

Мудрецы, авторы Пуран, были известны как три кала гья — провидцы (риши), которым ведомо прошлое, настоящее и будущее. В ведических Пуранах приведены разнообразные истории, которые могли происходить в разных вселенных, на разных этапах их развития, и поэтому знание Пуран не может быть локализовано. Хотя некоторые предсказания относительно различных правящих династий вполне объективны и сделаны для того, чтобы общество не считало, что Пураны — лишь легенды или преувеличение, поскольку мы не можем найти исторические свидетельства для каждой из историй.

Пураны в трех гунах и «Бхагаватам» как ниргуна-пурана

Существуют три основных типа Пуран, ориентированных на определенный тип людей. Их делят на группы соответственно трем гунам, состояниям материальной природы, таким как тама (невежество), раджа (страсть) и саттва (благость). В этих трех группах высочайшими являются Пураны в благости. Тогда как «Шримад-Бхагаватам» считается Пураной, пребывающей за пределами трех гун (ниргуна). Он повествует о деяниях Шри Кришны, Прекрасной Реальности.

«Махабхарата» и Бхагавад-гита

С «Бхагаватам» тесно связана «Махабхарата», великий исторический эпос, описывающий войну благочестивых и демонических династий за владычество над Землей. Параллельно описан приход Кришны, Его удивительные подвиги и участие в попытке привести мир в гармонию, что заканчивается битвой, в результате которой повергается зло, а добро торжествует. «Махабхарата» состоит их разных частей и одна из ее глав является квинтэссенцией ведического знания. Это Бхагавад-гита — прославленная беседа Кришны и Его друга Арджуны перед битвой на поле боя Курукшетра. Бхагавад-гита была пропета Кришной в стихах, которые позже были поделены на главы. Она стала независимым произведением вне контекста «Махабхараты», которое было высоко оценено интеллектуалами Востока и Запада и по-прежнему изучается в университетах как великое философское наследие.

Интеллектуальный подход и подлинный метод постижения Вед

Стоит упомянуть, что сами Веды отрицают сугубо интеллектуальный метод передачи знания, так как духовное понимание основано на вере, связанной с измерением души. Душа — частица бессмертного сознания. Интеллект же — это часть бренной материальной психической системы.

Духовный поток веры пробуждает непосредственно душу. Интеллектуальный же подход к изучению ведического знания может дать лишь поверхностный результат. Есть множество ученых санскритологов, интеллектуалов, способных изучать и цитировать ведические тексты. Но поскольку они лишены связи с духовным учителем, склонны рассматривать ведическое знание как предмет потребления и не практикуют методы служения в преданности вайшнавам, то не считаются квалифицированными авторитетами. Хотя на определенном уровне ведическое духовенство уважает академическое сообщество за его просветительскую деятельность.

Итак, Веды невозможно постичь интеллектом, а также благодаря следованию мирским ритуалам, через обряды и жертвоприношения различным божествам мира материи. Кришна говорит в Бхагавад-гите (4.34): «Ты обретешь это знание, если будешь смиренно задавать вопросы в умонастроении почтения и служения. Тогда, по милости осознавших себя душ, оно пробудится в твоем сердце и освятит ум»[1]. Важно пробуждение сердца, вместилища души. Веды предлагают развивать богосознающий разум и открыть духовному наставнику сердце, когда мы обладаем верой в него. Занявшись духовным служением ему, которое очищает ум и сознание, мы сможем пробудить дремлющую любовь к Богу в сердце, о которой говорят писания.

Этот процесс может занять одну или несколько жизней в зависимости от духовного опыта, проб и ошибок в прошлом. Не все ученики находятся на одном уровне. Понять, кто есть кто, может лишь тот, кто находится на определенной стадии духовного самоосознания. Писания рекомендуют относиться ко всем практикующим с почтением, особенно к старшим преданным, не фокусируясь на ошибках и изъянах, а принимая то лучшее, что исходит их них.

Гита и «Бхагаватам» приводят к Шри Чайтанье

В конечном итоге Гита и «Бхагаватам» приводят нас к Шри Чайтанье. Шри Чайтанья — Кришна и Радхарани в едином образе аватара любви и сострадания, который приходит в Кали-югу, чтобы принести санкиртану, революционный метод развития любви к Богу через воспевание Его святых имен. Кришна принимает умонастроение Радхарани, Своей возлюбленной Энергии. В этом удивительном состоянии Он становится преданным и наслаждается постижением любви, которая является сокровищем сердца Радхи.

Кришна в высшей степени прекрасен. Он видит, что соприкосновение с Ним дарует невероятное блаженство, которое испытывают Его преданные. Кришна хочет сам ощутить это блаженство, подобно тому, как нектар хочет испить сам себя. Призывая Свое имя в настроении Радхарани, Кришна достигает этого как Шри Чайтанья. В образе преданного Он раздает божественную любовь всем без ограничения.

Спутники Шри Чайтаньи — обитатели духовного мира — занимают положение святых и наставников, являя суть ведического знания. Они создают глубочайшую революционную литературу, позволяющую постичь ведические истины, которые прежде открывались лишь на высших стадиях развития для посвященных душ.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣.




←  «Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 10. Ведическая концепция происхождения человека». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж ·• Архив новостей •· «Если Бог есть, Он танцует». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. Фестиваль танцев Happy Snow Dance 2013  →
Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

9. Возникновение и суть ведической литературы


Часто возникает вопрос: «Откуда и как произошли ведические писания? Как их понимать, классифицировать? И как привести в гармонию тот факт, что некоторые их заключения, явленные в глубокой древности, близки к самым современным научным теориям, — тогда как другие противоречат доктринам наших дней?»

Происхождение Вед

Начнем с происхождения. Сами Веды утверждают, что универсальные законы материального бытия исходят из нематериальной природы. Иными словами, на заре творения ведическое знание как откровение нисходит в мир материи и через вселенских мудрецов передается человечеству. Под влиянием неумолимого времени это знание постепенно утрачивает целостность. Однако мы видим, что многие древние ученые, такие как Леонардо да Винчи, были экспертами одновременно во многих областях знания. Это позволяло им глубоко постигать мироздание, интегрируя понимание различных аспектов бытия.

Прикладные ведические знания

Веды содержат в себе не только духовно-исторический контент, но и практические знания, например, аюрведу (физиологию и медицину), джйотиш (астрологию и космологию). Часть аналитики джйотиш — предсказания, определение благоприятного времени как для индивидуальных, так и для групповых действий. Существуют и многие другие ведические прикладные науки — от грамматики до театрального искусства, которые основаны на ведической философии и являются вспомогательными по отношению к постижению высших духовных истин.

Роль письменности

Изначально система ведического знания подразумевала устную передачу, причем ученик был в состоянии запомнить наставления учителя на 100%. Использование письменности — это вынужденная мера, на которую пошли мудрецы, видя, что память людей слабеет, а также исчезают квалифицированные наставники и достойные ученики.

Имеет место деградация человечества в рамках Кали-юги, «космической зимы», которая началась в 3102 году до нашей эры и продолжительность которой составляет 432 тысячи лет. В это время у мудрецов появилась потребность систематизировать божественное знание и представить его в доступной для людей форме.

Миссия Вьясадевы.
Явление
«Шримад-Бхагаватам»

С этой сложной задачей мог справиться только Господь. Поэтому на пороге наступления эпохи Кали Господь принял образ Вьясы — великого мудреца. Вначале Вьяса записал и систематизировал ведические писания общего порядка, а позже явил миру «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурану») — произведение, которое, по мнению духовных экспертов, содержит в себе квинтэссенцию всего ведического знания. Главная цель «Бхагаватам» — освобождение от материального рабства и достижение кришна-премы, божественной любви.

Формально учителем Вьясы является Нарада. Поскольку Господь строго соблюдает законы передачи духовного знания по цепи учителей, он принял посвящение у Нарады, который известен своей способностью перемещаться в разнообразные пространства в мире духа и материи.

Записав Веды, Вьяса не почувствовал внутреннего удовлетворения и был крайне удивлен: ведь когда совершается благое дело, то возникает радость в глубинах сердца. Но после колоссальной работы результат был другим. Тогда Вьяса призвал учителя и смиренно задал вопрос: «Ради будущего человечества я систематизировал все формы знания — почему же мой долг не исполнен?» Нарада ответил, что люди будущего не смогут постичь знание Вед в существующей форме, ибо будут лишены таких качеств, как чистота, терпение, вера, а их образ жизни будет направлен более на материальное выживание, чем на постижение истины. Чтобы разрешить возникшую проблему, Нарада предложил Вьясе сделать две вещи. 1. Раскрыть сокровенную тайну божественной любви, которая доступна на высшем уровне просветления. 2. Изложить это знание в доступной форме, чтобы оно было благоприятно как для начинающих, так и для продвинутых мистиков. Нарада предложил заключить в одном произведении все духовные истины от А до Я, но сделать это концентрированно и системно. Так, чтобы каждый этап изучения этого произведения был ступенькой к постижению духовного «я», Господа и окружающего мира.

Вьяса и Нарада, безусловно, разыграли этот спектакль, чтобы совершенным образом отделить самую полную и совершенную Пурану от всех иных духовных путей. Они желали, чтобы у будущих поколений не возникало сомнений, что последнее произведение Вьясы не только содержит общие ведические знания, но и раскрывает тайны, которые прежде были доступны только наиболее просветленным мудрецам.

Чтобы понять причину этой ситуации, надо помнить, что общество — школа, где есть младшие и старшие классы. Ведическая система подразумевает постепенный прогресс живых существ, не только в одной жизни, но на протяжении многих. Но в век Кали такой подход непродуктивен, поскольку человек лишен достаточного количества свободного времени, и его образ жизни требует иметь дело с концентрированной информацией.

Зачастую йога, медитация, изучение философии даруют некоторое облегчение людям, но не приводят людей к достижению премы, божественной любви, и выходу из мира матери в мир духа. Соответственно, задача Нарады и Вьясы состояла в том, что «Шримад-Бхагаватам» не только опишет природу человека, историю творения, а очень четко на примере историй, которые произошли в разные эпохи, и в которые являлись разные аватары Господа, позволит быстро подняться до уровня понимания цели жизни человека и обретения премы (любви к Богу).

Когда Вьяса выразил сомнения, что понимание божественной любви может быть недоступным для смертных, Нарада выдвинул антитезис: божественная любовь дремлет в каждом сердце. Это знание естественно и способно даровать все достижения прочих методов (йоги, стремления к мистическому совершенству; гьяны, интеллектуального познания мироздания; или кармы, благочестивой материальной деятельности).

Но в сравнении с обретением такой любви подобные достижения незначительны. Любовь исходит из любви и дарует любовь. Потому Нарада дал Вьясе мистические мантры, медитируя на которые, Вьяса обрел связь с самым сокровенным знанием и позже изложил его в «Бхагавата-пуране». Слово «бхагавата» имеет много значений: санскритский корень «бхаг» лежит в основе слова «бхагаван» — Господь, а бхагья означает «удача». Слово же «пурана» указывает на древнейшее нетленное знание.

Вневременное содержание Пуран

Мудрецы, авторы Пуран, были известны как три кала гья — провидцы (риши), которым ведомо прошлое, настоящее и будущее. В ведических Пуранах приведены разнообразные истории, которые могли происходить в разных вселенных, на разных этапах их развития, и поэтому знание Пуран не может быть локализовано. Хотя некоторые предсказания относительно различных правящих династий вполне объективны и сделаны для того, чтобы общество не считало, что Пураны — лишь легенды или преувеличение, поскольку мы не можем найти исторические свидетельства для каждой из историй.

Пураны в трех гунах и «Бхагаватам» как ниргуна-пурана

Существуют три основных типа Пуран, ориентированных на определенный тип людей. Их делят на группы соответственно трем гунам, состояниям материальной природы, таким как тама (невежество), раджа (страсть) и саттва (благость). В этих трех группах высочайшими являются Пураны в благости. Тогда как «Шримад-Бхагаватам» считается Пураной, пребывающей за пределами трех гун (ниргуна). Он повествует о деяниях Шри Кришны, Прекрасной Реальности.

«Махабхарата» и Бхагавад-гита

С «Бхагаватам» тесно связана «Махабхарата», великий исторический эпос, описывающий войну благочестивых и демонических династий за владычество над Землей. Параллельно описан приход Кришны, Его удивительные подвиги и участие в попытке привести мир в гармонию, что заканчивается битвой, в результате которой повергается зло, а добро торжествует. «Махабхарата» состоит их разных частей и одна из ее глав является квинтэссенцией ведического знания. Это Бхагавад-гита — прославленная беседа Кришны и Его друга Арджуны перед битвой на поле боя Курукшетра. Бхагавад-гита была пропета Кришной в стихах, которые позже были поделены на главы. Она стала независимым произведением вне контекста «Махабхараты», которое было высоко оценено интеллектуалами Востока и Запада и по-прежнему изучается в университетах как великое философское наследие.

Интеллектуальный подход и подлинный метод постижения Вед

Стоит упомянуть, что сами Веды отрицают сугубо интеллектуальный метод передачи знания, так как духовное понимание основано на вере, связанной с измерением души. Душа — частица бессмертного сознания. Интеллект же — это часть бренной материальной психической системы.

Духовный поток веры пробуждает непосредственно душу. Интеллектуальный же подход к изучению ведического знания может дать лишь поверхностный результат. Есть множество ученых санскритологов, интеллектуалов, способных изучать и цитировать ведические тексты. Но поскольку они лишены связи с духовным учителем, склонны рассматривать ведическое знание как предмет потребления и не практикуют методы служения в преданности вайшнавам, то не считаются квалифицированными авторитетами. Хотя на определенном уровне ведическое духовенство уважает академическое сообщество за его просветительскую деятельность.

Итак, Веды невозможно постичь интеллектом, а также благодаря следованию мирским ритуалам, через обряды и жертвоприношения различным божествам мира материи. Кришна говорит в Бхагавад-гите (4.34): «Ты обретешь это знание, если будешь смиренно задавать вопросы в умонастроении почтения и служения. Тогда, по милости осознавших себя душ, оно пробудится в твоем сердце и освятит ум»[1]. Важно пробуждение сердца, вместилища души. Веды предлагают развивать богосознающий разум и открыть духовному наставнику сердце, когда мы обладаем верой в него. Занявшись духовным служением ему, которое очищает ум и сознание, мы сможем пробудить дремлющую любовь к Богу в сердце, о которой говорят писания.

Этот процесс может занять одну или несколько жизней в зависимости от духовного опыта, проб и ошибок в прошлом. Не все ученики находятся на одном уровне. Понять, кто есть кто, может лишь тот, кто находится на определенной стадии духовного самоосознания. Писания рекомендуют относиться ко всем практикующим с почтением, особенно к старшим преданным, не фокусируясь на ошибках и изъянах, а принимая то лучшее, что исходит их них.

Гита и «Бхагаватам» приводят к Шри Чайтанье

В конечном итоге Гита и «Бхагаватам» приводят нас к Шри Чайтанье. Шри Чайтанья — Кришна и Радхарани в едином образе аватара любви и сострадания, который приходит в Кали-югу, чтобы принести санкиртану, революционный метод развития любви к Богу через воспевание Его святых имен. Кришна принимает умонастроение Радхарани, Своей возлюбленной Энергии. В этом удивительном состоянии Он становится преданным и наслаждается постижением любви, которая является сокровищем сердца Радхи.

Кришна в высшей степени прекрасен. Он видит, что соприкосновение с Ним дарует невероятное блаженство, которое испытывают Его преданные. Кришна хочет сам ощутить это блаженство, подобно тому, как нектар хочет испить сам себя. Призывая Свое имя в настроении Радхарани, Кришна достигает этого как Шри Чайтанья. В образе преданного Он раздает божественную любовь всем без ограничения.

Спутники Шри Чайтаньи — обитатели духовного мира — занимают положение святых и наставников, являя суть ведического знания. Они создают глубочайшую революционную литературу, позволяющую постичь ведические истины, которые прежде открывались лишь на высших стадиях развития для посвященных душ.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] Тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄ / упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования