«Очерки о ведической цивилизации и вайшнавском мировоззрении. 6. Три аспекта Абсолюта». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж


Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

6. Три аспекта Абсолюта


Абсолют

Слово «Абсолют» очень нравилось нашему духовному учителю. По своему определению Он [Абсолют] включает в Себя все в Своем абсолютном, стопроцентном проявлении. При этом, согласно учению Вед, можно разделить абсолютное явление на разные аспекты и рассмотреть их во взаимосвязи. Священные писания и мудрецы говорят о трех проявлениях Абсолюта: Брахман — однородное всеохватывающее сознание, Параматма — всепронизывающее присутствие в каждом атоме и Бхагаван — всепривлекающая личность Бога, окруженная освобожденными душами[1].

Брахман

Брахман — это осознающее начало, в котором пребывает все творение. Все пребывает в Нем, но это не значит, что все есть Он. Да, в мире не существует ничего кроме Абсолюта. Но Он проявляется в многообразии форм и энергий. Непонимание этого многообразия и различия породило определенную материалистическую философию, которая ложно утверждает: поскольку все есть Абсолют, то все живые существа также абсолютны и занимают высочайшее божественное положение. Воистину, полуправда страшнее лжи. Стоит ли бифидобактерию, которая является частью человека, во время обеда усаживать рядом и советоваться с ней? Это выглядит демократично, но нарушает гармонию бытия. Душа и Абсолют различны как энергия и Источник [энергии]. Там, где присутствует энергия, должен быть ее Источник, она не самодостаточна.

Параматма

Рассмотрим второй аспект — Параматму. Благодаря Своей непостижимой энергии, Господь всегда остается самим Собой, при этом обладая способностью распространяться в бесчисленное количество форм и проявлений. Поскольку нет ничего кроме Него, то всепроникающую реальность Он проявляет из Себя. И как всеподдерживающий и всепроникающий принцип присутствует везде, внутри каждого атома.

Являясь свидетелем всего происходящего в мироздании, Господь пребывает в сердце каждого живого существа, давая ему возможность вкушать плоды дурных и благих дел, а также терпеливо ожидает, когда же, наконец, живое существо начнет замечать Его.

Постижение духовных истин

Поскольку Он непостижим, существование явления, о котором идет речь, необходимо принять как аксиому, не требующую доказательств. Но в процессе обретения духовного опыта эта истина станет очевидной, ибо Господь являет Себя тому, кому пожелает, — в то время и таким образом, которые соответствуют Его плану по спасению всех живых существ.

Когда ребенок приходит в школу, преподаватель учит его вещам, которые ребенку могут показаться незначительными, например, чертить палочки, заучивать цифры и буквы. Младшеклассник спрашивает: «Нельзя ли сразу начать с высшей математики, не теряя времени?» Но система образования подразумевает, что на каждом этапе развития пробуждается соответствующее сознание человека, — и он получает то знание, которое способен постичь, а также применить практически, — в близком или далеком будущем. Так и постижение духовного измерения начинается с теории, но глубина его переживания приходит со временем.

Личность Бога.
Мы — частицы Абсолюта

Главный аспект Господа — это личностный аспект, Бхагаван. Каждый человек уникален по своему характеру. Что же можно сказать о Господе? Он — гиперразнообразная личность. Все остальные личности — это мельчайшие отражения, отблески Целого. В каждом из нас потенциально присутствуют божественные качества. Но развить их вне связи с Источником нельзя. Когда искра вылетает из костра, она тут же затухает в агрессивной среде. Так и живое существо, отделившее себя от связи с Господом, ослепившее себя гордыней и неверием, пытается обрести иллюзорное счастье в мире смерти и невежества.

Шесть основных
и главное качество Бхагавана

Бхагаван — безграничная, многогранная личность. В писаниях содержатся описания шести Его главных качеств, хотя в действительности им нет числа. Каковы же они?

Это абсолютные красота, слава, сила, богатство, знание и отрешенность во всей своей полноте. Но красота — главное качество. Иными словами, любой, кто соприкоснулся с Его удивительной природой, будет очарован Его личностью.

Поэтому Веды, описывая Его разными именами, воспевают Его главное Имя — Кришна, что означает Всепривлекающий, тот, перед чьей красотой невозможно устоять. Все остальные аспекты — богатство, сила, знание — являются продолжением Его очарования[2].

Проявления верховной личности Бога
на разных планах бытия

На разных духовных планах бытия Он проявляет Свои различные настроения и грани личности. Например, как Нараяна Он дарует прибежище всему живому. Как Нрисимха — защищает Своих преданных. Как Рама Он являет образец безупречной царственной личности.

В каждом проявлении Он взаимодействует со Своими преданными, вечно освобожденными душами, которых, в соответствии с их духовной природой, привлекает тот или иной Его образ. Так духовное бытие из бесчисленных планов сознания оказывается разделенным между безграничными проявлениями Его личности. Его преданные в этих мирах испытывают полноту счастья разнообразных отношений с Ним.

Мир материи также поддерживается Всевышним через лила-аватаров, которые приходят восстановить высшую справедливость и покарать демонов, а также гуна-аватаров, которые участвуют в непосредственном творении, поддержании и разрушении вселенной. И еще — шакти-авеша-аватаров, чистых преданных, которые поддерживают духовность и спасают падшие заблудшие души из мира забвения Абсолюта.

Споры верующих с неверующими

Таким образом, Господь вечно присутствует как в духовном, так и в материальном мире в личностной форме, создавая, поддерживая и разрушая; являя Свои удивительные игры, приносящие благо всем живым существам. Данные темы являются сокровенными и не могут быть критично проанализированы микроскопическим человеческим интеллектом. Они не могут быть предметом споров с атеистами и материалистами. Тем, кому раскрывается природа бытия и личности Бога, выпадает великая духовная удача. Это исключительно вопрос удачи, веры и просветления. Обсуждать природу Бога и души с неверующими материалистами, все равно что вступать в философскую дискуссию с патогенными бактериями, живущими в кишечнике, и объяснять им их задачу в организме, который является личностью. Они будут говорить: «Покажи нам эту личность, ее нет! Кишечник — это непостижимая вселенная, в которой мы одни, и мы уже изучили природу этого бесконечного бытия, которое создано для нашего личного счастья и наслаждения в результате большого случайного взрыва. Как только мы изучим его до конца, мы достигнем невероятного прогресса, власти и величия. А вы пытаетесь убедить нас, что мы должны существовать для счастья какого-то неведомого организма, что если Целое будет счастливо, то удовлетворение придет и к нам». На этом примере легко понять, что споры верующих с атеистами — это споры зрячих со слепыми. Но это не значит, что мы не должны спорить. Богопонимание — это результат откровения, и оно может низойти в подобном споре на неверующего, если он готов принять новый взгляд на мир.

Выводы

Господь являет Себя во множестве граней. Он является Параматмой, самым микроскопическим началом, присутствующим в каждом атоме и поддерживающим мироздание. И при этом Он же является Брахманом, всеобъемлющим сознанием. Но главное Его проявление — Бхагаван Кришна, исполненный любви, красоты, очарования, милости и сострадания. Кришна — объект осознаваемого или неосознаваемого влечения всех живых существ. У Всевышнего есть множество проявлений в разных формах и аспектах. Но все они относятся к одной личности. Бог один, но это не мешает Ему быть многообразным Абсолютом.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



1  Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам / брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).

2  Шрила Шридхар Махарадж указывает на связь слова «бхагаван» со словом «бхагья» — «приносящий счастье и удачу», «всеблагой». Подробнее происхождение и значение слова «бхагаван» рассматриваются Шрилой Дживой Госвами в «Бхагавата-сандарбхе» (1.3.1–11). В частности, он объясняет: «Слово „бхагаван“ начинается со слога бха, что означает „бхарта“: „хранитель и источник жизни“. Следующий слог, га, означает „гамайита“: „Тот, кто создает все виды благоприятных качеств, которыми обладают Его преданные“, или „Тот, кто приводит Своих преданных в Свою духовную обитель“. Ва означает „вас“, „находиться“, „пребывать“ (все живые существа пребывают в Господе, а верховный Господь обитает в сердцах всех живых существ). Слово „бхага“ также означает „достояния“. Существуют шесть достояний: красота, сила, слава, богатство, знание и отречение. Слово „бхагаван“ указывает на личность, обладающую всеми этими достояниями во всей полноте. Слово „бхагаван“ может быть истолковано в значении „Тот, кто обладает качествами, которые ранее были описаны слогами бха, га и ва“. Ват — это аффикс, который называется „матуп“. Буква „а“ в третьем слоге (ва) сократилась, давая возможность двум „в“ соединиться и стать одной буквой. Так слово „бхагавава̄н“ преобразуется в „бхагава̄н“». Таким образом, санскритское слово «бхагаван» родственно по значению русскому слову «Бог».

Отличительное свойство Бхагавана как Господа Нараяны (Вишну) состоит в Его власти над всеми существующими энергиями. С этой точки зрения Бхагаван — это тот, кто обладает шестью достояниями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отречением в их абсолютной полноте (согласно «Вишну-пуране», 6.5.47). Однако в «Бхакти-сандарбхе» (2.1) Шрила Джива Госвами приводит не имеющее аналогов, прекрасное объяснение Бхагавана как Шри Кришны: Бхагаван означает бхаджанӣйа гун̣а. Его природа, Его качества таковы, что всякий, кто соприкоснется с Ним, не сможет не служить Ему. Он уже никогда не сможет перестать поклоняться и любить этого всепривлекающего Господа. Как Господь Кришна, Бхагаван покоряет сердце каждого.

Множество Пуран повествуют о Бхагаване, личности Бога («Вишну-пурана», «Падма-пурана» и др.), однако только одна из них называется «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») — «повествование о Бхагаване». Причина этого в том, что речь в «Шримад-Бхагаватам» идет о Кришне. Кришна — это Сваям Бхагаван, верховная личность Бога, Источник всех других проявлений Всевышнего («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28). Бхагавад-гита также означает «Песнь Бхагавана» («Песнь Господа»). В Бхагавад-гите и «Шримад-Бхагаватам» в полной мере раскрываются величие и красота Господа Кришны.




←  «Бхакти-ракшака-вани». Избранные фразы из сборника цитат Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа. Издано ко дню явления Шрилы Шридхара Махараджа в 2008 году ·• Архив новостей •· «Девять видов служения в преданности». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 30 июня 2001 года | Москва  →
Russian

Дорогие друзья!

Мы рады представить вам новую рубрику нашего сайта — очерки Шрилы Бхакти Бимала Авадхута Махараджа о ведической цивилизации и мировоззрении, а также о сущности и практике бхакти-йоги в традиции гаудия-вайшнавов.

В них будет затронуто множество тем: ведическая космология, учение об аватарах, наука о вселенских циклах, учение о человеке, ведическая литература, карма, многообразие и цель духовных практик.

Надеемся, что все искатели Красоты, Любви и Гармонии смогут почерпнуть вдохновение и свежие мысли из предлагаемых материалов.


Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж 

6. Три аспекта Абсолюта


Абсолют

Слово «Абсолют» очень нравилось нашему духовному учителю. По своему определению Он [Абсолют] включает в Себя все в Своем абсолютном, стопроцентном проявлении. При этом, согласно учению Вед, можно разделить абсолютное явление на разные аспекты и рассмотреть их во взаимосвязи. Священные писания и мудрецы говорят о трех проявлениях Абсолюта: Брахман — однородное всеохватывающее сознание, Параматма — всепронизывающее присутствие в каждом атоме и Бхагаван — всепривлекающая личность Бога, окруженная освобожденными душами[1].

Брахман

Брахман — это осознающее начало, в котором пребывает все творение. Все пребывает в Нем, но это не значит, что все есть Он. Да, в мире не существует ничего кроме Абсолюта. Но Он проявляется в многообразии форм и энергий. Непонимание этого многообразия и различия породило определенную материалистическую философию, которая ложно утверждает: поскольку все есть Абсолют, то все живые существа также абсолютны и занимают высочайшее божественное положение. Воистину, полуправда страшнее лжи. Стоит ли бифидобактерию, которая является частью человека, во время обеда усаживать рядом и советоваться с ней? Это выглядит демократично, но нарушает гармонию бытия. Душа и Абсолют различны как энергия и Источник [энергии]. Там, где присутствует энергия, должен быть ее Источник, она не самодостаточна.

Параматма

Рассмотрим второй аспект — Параматму. Благодаря Своей непостижимой энергии, Господь всегда остается самим Собой, при этом обладая способностью распространяться в бесчисленное количество форм и проявлений. Поскольку нет ничего кроме Него, то всепроникающую реальность Он проявляет из Себя. И как всеподдерживающий и всепроникающий принцип присутствует везде, внутри каждого атома.

Являясь свидетелем всего происходящего в мироздании, Господь пребывает в сердце каждого живого существа, давая ему возможность вкушать плоды дурных и благих дел, а также терпеливо ожидает, когда же, наконец, живое существо начнет замечать Его.

Постижение духовных истин

Поскольку Он непостижим, существование явления, о котором идет речь, необходимо принять как аксиому, не требующую доказательств. Но в процессе обретения духовного опыта эта истина станет очевидной, ибо Господь являет Себя тому, кому пожелает, — в то время и таким образом, которые соответствуют Его плану по спасению всех живых существ.

Когда ребенок приходит в школу, преподаватель учит его вещам, которые ребенку могут показаться незначительными, например, чертить палочки, заучивать цифры и буквы. Младшеклассник спрашивает: «Нельзя ли сразу начать с высшей математики, не теряя времени?» Но система образования подразумевает, что на каждом этапе развития пробуждается соответствующее сознание человека, — и он получает то знание, которое способен постичь, а также применить практически, — в близком или далеком будущем. Так и постижение духовного измерения начинается с теории, но глубина его переживания приходит со временем.

Личность Бога.
Мы — частицы Абсолюта

Главный аспект Господа — это личностный аспект, Бхагаван. Каждый человек уникален по своему характеру. Что же можно сказать о Господе? Он — гиперразнообразная личность. Все остальные личности — это мельчайшие отражения, отблески Целого. В каждом из нас потенциально присутствуют божественные качества. Но развить их вне связи с Источником нельзя. Когда искра вылетает из костра, она тут же затухает в агрессивной среде. Так и живое существо, отделившее себя от связи с Господом, ослепившее себя гордыней и неверием, пытается обрести иллюзорное счастье в мире смерти и невежества.

Шесть основных
и главное качество Бхагавана

Бхагаван — безграничная, многогранная личность. В писаниях содержатся описания шести Его главных качеств, хотя в действительности им нет числа. Каковы же они?

Это абсолютные красота, слава, сила, богатство, знание и отрешенность во всей своей полноте. Но красота — главное качество. Иными словами, любой, кто соприкоснулся с Его удивительной природой, будет очарован Его личностью.

Поэтому Веды, описывая Его разными именами, воспевают Его главное Имя — Кришна, что означает Всепривлекающий, тот, перед чьей красотой невозможно устоять. Все остальные аспекты — богатство, сила, знание — являются продолжением Его очарования[2].

Проявления верховной личности Бога
на разных планах бытия

На разных духовных планах бытия Он проявляет Свои различные настроения и грани личности. Например, как Нараяна Он дарует прибежище всему живому. Как Нрисимха — защищает Своих преданных. Как Рама Он являет образец безупречной царственной личности.

В каждом проявлении Он взаимодействует со Своими преданными, вечно освобожденными душами, которых, в соответствии с их духовной природой, привлекает тот или иной Его образ. Так духовное бытие из бесчисленных планов сознания оказывается разделенным между безграничными проявлениями Его личности. Его преданные в этих мирах испытывают полноту счастья разнообразных отношений с Ним.

Мир материи также поддерживается Всевышним через лила-аватаров, которые приходят восстановить высшую справедливость и покарать демонов, а также гуна-аватаров, которые участвуют в непосредственном творении, поддержании и разрушении вселенной. И еще — шакти-авеша-аватаров, чистых преданных, которые поддерживают духовность и спасают падшие заблудшие души из мира забвения Абсолюта.

Споры верующих с неверующими

Таким образом, Господь вечно присутствует как в духовном, так и в материальном мире в личностной форме, создавая, поддерживая и разрушая; являя Свои удивительные игры, приносящие благо всем живым существам. Данные темы являются сокровенными и не могут быть критично проанализированы микроскопическим человеческим интеллектом. Они не могут быть предметом споров с атеистами и материалистами. Тем, кому раскрывается природа бытия и личности Бога, выпадает великая духовная удача. Это исключительно вопрос удачи, веры и просветления. Обсуждать природу Бога и души с неверующими материалистами, все равно что вступать в философскую дискуссию с патогенными бактериями, живущими в кишечнике, и объяснять им их задачу в организме, который является личностью. Они будут говорить: «Покажи нам эту личность, ее нет! Кишечник — это непостижимая вселенная, в которой мы одни, и мы уже изучили природу этого бесконечного бытия, которое создано для нашего личного счастья и наслаждения в результате большого случайного взрыва. Как только мы изучим его до конца, мы достигнем невероятного прогресса, власти и величия. А вы пытаетесь убедить нас, что мы должны существовать для счастья какого-то неведомого организма, что если Целое будет счастливо, то удовлетворение придет и к нам». На этом примере легко понять, что споры верующих с атеистами — это споры зрячих со слепыми. Но это не значит, что мы не должны спорить. Богопонимание — это результат откровения, и оно может низойти в подобном споре на неверующего, если он готов принять новый взгляд на мир.

Выводы

Господь являет Себя во множестве граней. Он является Параматмой, самым микроскопическим началом, присутствующим в каждом атоме и поддерживающим мироздание. И при этом Он же является Брахманом, всеобъемлющим сознанием. Но главное Его проявление — Бхагаван Кришна, исполненный любви, красоты, очарования, милости и сострадания. Кришна — объект осознаваемого или неосознаваемого влечения всех живых существ. У Всевышнего есть множество проявлений в разных формах и аспектах. Но все они относятся к одной личности. Бог один, но это не мешает Ему быть многообразным Абсолютом.

Составитель: Сахадев Дас
Редактор: Традиш Дас

(продолжение следует)



[1] Ваданти тат таттва-видас таттвам̇ йадж джн̃а̄нам адвайам / брахмети парама̄тмети бхагава̄н ити ш́абдйате — «Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.11).

[2] Шрила Шридхар Махарадж указывает на связь слова «бхагаван» со словом «бхагья» — «приносящий счастье и удачу», «всеблагой». Подробнее происхождение и значение слова «бхагаван» рассматриваются Шрилой Дживой Госвами в «Бхагавата-сандарбхе» (1.3.1–11). В частности, он объясняет: «Слово „бхагаван“ начинается со слога бха, что означает „бхарта“: „хранитель и источник жизни“. Следующий слог, га, означает „гамайита“: „Тот, кто создает все виды благоприятных качеств, которыми обладают Его преданные“, или „Тот, кто приводит Своих преданных в Свою духовную обитель“. Ва означает „вас“, „находиться“, „пребывать“ (все живые существа пребывают в Господе, а верховный Господь обитает в сердцах всех живых существ). Слово „бхага“ также означает „достояния“. Существуют шесть достояний: красота, сила, слава, богатство, знание и отречение. Слово „бхагаван“ указывает на личность, обладающую всеми этими достояниями во всей полноте. Слово „бхагаван“ может быть истолковано в значении „Тот, кто обладает качествами, которые ранее были описаны слогами бха, га и ва“. Ват — это аффикс, который называется „матуп“. Буква „а“ в третьем слоге (ва) сократилась, давая возможность двум „в“ соединиться и стать одной буквой. Так слово „бхагавава̄н“ преобразуется в „бхагава̄н“». Таким образом, санскритское слово «бхагаван» родственно по значению русскому слову «Бог».

Отличительное свойство Бхагавана как Господа Нараяны (Вишну) состоит в Его власти над всеми существующими энергиями. С этой точки зрения Бхагаван — это тот, кто обладает шестью достояниями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отречением в их абсолютной полноте (согласно «Вишну-пуране», 6.5.47). Однако в «Бхакти-сандарбхе» (2.1) Шрила Джива Госвами приводит не имеющее аналогов, прекрасное объяснение Бхагавана как Шри Кришны: Бхагаван означает бхаджанӣйа гун̣а. Его природа, Его качества таковы, что всякий, кто соприкоснется с Ним, не сможет не служить Ему. Он уже никогда не сможет перестать поклоняться и любить этого всепривлекающего Господа. Как Господь Кришна, Бхагаван покоряет сердце каждого.

Множество Пуран повествуют о Бхагаване, личности Бога («Вишну-пурана», «Падма-пурана» и др.), однако только одна из них называется «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») — «повествование о Бхагаване». Причина этого в том, что речь в «Шримад-Бхагаватам» идет о Кришне. Кришна — это Сваям Бхагаван, верховная личность Бога, Источник всех других проявлений Всевышнего («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28). Бхагавад-гита также означает «Песнь Бхагавана» («Песнь Господа»). В Бхагавад-гите и «Шримад-Бхагаватам» в полной мере раскрываются величие и красота Господа Кришны.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования